Рабочая программа по биологии для 5 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
биология
5 кл
03.04.2018
Рабочая программа по биологии для 5 класса
Рабочая программа по биологии для 5 класса рассчитана на 34 учебных часа. В содержании учебного предмета по каждому разделу указаны практические и лабораторные работы. В календарно-тематическом планировании подробно указаны предметные, метапредметные и личностные результаты. Разработаны требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.Рабочая программа по биологии для 5 класса
РП 5 ФГОС.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №3 » города Ангарска Иркутской области     =Согласовано=                                                             =Утверждаю=  Зам .директора по УВР                                           Директор МБОУ «СОШ №3»                                                             ___________/ Веселкова Е.Е.                                                     __________/ Корнилова Е.М.    «___»_______2017 г.                                           «___»_______2017 г.                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии Класс 5а, 5б Год составления:  2017/2018 учебный год Учитель: Быргазова Марина Андреевна  (1 квалификационная категория)    Рассмотрено на заседании МО   «___»________2017 г.                                            Протокол № 1 Руководитель МО: ____________________________               __________________      (Фамилия, имя, отчество) (подпись) ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Рабочая программа по биологии  для 5 класса составлена на основе требований к результатам  освоения основной образовательной программы основного общего образования. Цели обучения:  Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли   живых   организмов;   о   роли   биологической   науки   в   практической   деятельности людей, методах познания живой природы;  Овладение   умениями   применять   биологические   знания   для   объяснения   процессов   и явлений   живой   природы;   работать   с   биологическими   приборами,   инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами; Развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей   в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;   Воспитание   позитивного   ценностного   отношения   к   живой   природе,   собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;  Использование   приобретенных   знаний   и   умений   в   повседневной   жизни   для   ухода   за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов. Задачи обучения:  Формирование целостной научной картины мира;  Понимание   возрастающей   роли   естественных   наук   и   научных   исследований   в современном мире;  Овладение научным подходом к решению различных задач;  Овладение   умениями   формулировать   гипотезы, эксперименты, оценивать полученные результаты.   конструировать,   проводить Общая характеристика учебного предмета. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально­ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско­правовых, коммуникационных и информационных областях. В   5 классе   учащиеся   узнают,   чем   живая   природа   отличается   от   неживой,   получают   общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных. Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.         В   качестве   ценностных   ориентиров   биологического   образования   выступают   объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу   предметов   познавательного   цикла,   главная   цель   которых   заключается   в   изучении природы.         Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные   ценностные   ориентиры,   формируемые   в   процессе   изучения   биологии, проявляются в признании: ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности биологических методов исследования живой и неживой природы; понимание сложности и противоречивости самого процесса познания; уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости здорового образа жизни; осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.                   Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: правильному использованию биологической терминологии и символики; развитию   потребности   вести   диалог,   выслушивать   мнение   оппонента,   участвовать   в дискуссии; развитию   способности   открыто   выражать   и   аргументированно   отстаивать   свою   точку зрения.         Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ­ ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.         Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают   воспитание   у   учащихся   способности   к   восприятию   и   преобразованию   живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.         Все   выше   обозначенные   ценности   и   ценностные   ориентации   составляют   в   совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.  Результаты освоения учебного предмета. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:  Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;  Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;  Осознание   потребности   и   готовности   к   самообразованию,   в   том   числе   и   в   рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др);  Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;  Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;  Формирование   экологического   мышления:   умение   оценивать   свою   деятельность   и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметным   результатом   изучения   курса   является   формирование   универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД:  Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;  Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   (и   интерпретировать   в   случае необходимости)   конечный   результат,   выбирать   средства   достижения   цели   из предложенных, а также искать их самостоятельно;  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); Работая   по   плану,   сверять  свои   действия   с  целью   и,   при   необходимости,   исправлять  ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД:  Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;  Выявлять причины и следствия простых явлений;  Осуществлять   сравнение   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая   критерий   для указанных логических операций;  Строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей;  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)  Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);  Определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД:  Самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (определять   общие цели, договариваться друг с другом);  В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;  Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;  Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);  Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:  Определять роль в природе различных групп организмов;  Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;  Приводить   примеры   приспособлений   организмов   к   среде   обитания   и   объяснять   их значение;  Находить   черты,   свидетельствующие   об   усложнении   и   упрощении   строения   живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;  Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;  Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;  Перечислять свойства живого организма;  Различать (по таблицам) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;  Объяснять   особенности   строения   и   жизнедеятельности   изученных   групп   живых организмов;  Понимать смысл биологических терминов;  Характеризовать   методы   биологической   науки   (наблюдение,   сравнение,   эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;  Проводить   биологические   опыты   и   эксперименты   и   объяснять   их   результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  Соблюдения   мер   профилактики:   заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными, бактериями,   грибами   и   вирусами;   травматизма,   стрессов,   ВИЧ­   инфекции,   вредных привычек   (курение,   алкоголизм,   наркомания);   нарушения   осанки,   зрения,   слуха, инфекционных и простудных заболеваний;  Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего; Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;   Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;  Проведения наблюдений за состоянием собственного организма. В 5 классе на изучение предмета отводится 34 часа (1  час в неделю). Содержание  учебного  предмета   Тема   1.  Живой организм: Строение и изучение (9 часов) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное  строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение,  рост и развитие, раздражимость, движение и размножение. Биология ­ наука о живых  организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение,  эксперимент, измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы:  ручная лупа, световой микроскоп.  Клетка ­ элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и  функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия строения  растительной и животной клеток. Органические вещества в клетке и их рол  в клетке. Вещества  и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. Лабораторные  и практические работы: 1. Устройство ручной лупы, светового микроскопа 2. Строение состава семян пшеницы Тема 2. Многообразие живых организмов (15 часов) Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов.  Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения,  Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика,  строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.  Охрана живой природы. Тема 3. Среда обитания живых организмов (5 часов) Наземно ­ воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность  организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга,  смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины­т степи и саванны, пустыни,  влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды,  донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Практическая работа: 1. Знакомство с экологическими проблемами местности доступными путями и решениями Тема 4. Человек на Земле  (6 часов) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки  австралопитеки. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец,  современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные  дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое  разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с  опустыниванием, Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического  разнообразия, борьбы с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов  загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.  Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в  опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи Практические работы:  1. Измерение своего роста и массы тела 2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Учебно ­ тематический план    . № раздел а 1 2 3 4 Наименование   раздела (темы) Живой организм: Строение и изучение  Многообразие живых организмов  Среда обитания живых  организмов  Человек на Земле   ИТОГО К­во  часов Практические и Тематический лабораторные работы и итоговый контроль 9 14 5 6 34 2 1 2 5 1 1 1 1 4 Раздел, тема К­во часо Календарно­тематическое планирование Планируемые результаты № п/ п Дата проведения План Фак т Живой организм: Строение и изучение Что такое живой Коррекционная работа с учащимися VII вида Предметные  Метапредметные  Личностные  Учащиеся должны уметь: ­проводить простейшие  наблюдения, измерения,  опыты ­ставить учебную задачу  под руководством  учителя; ­систематизировать и  обобщать разные виды  информации; ­ составлять план  выполнения учебной  задачи ­формирование ответственного  отношения к обучению; ­формирование познавательных  интересов и мотивов к обучению; ­формирование навыков поведения в  природе, осознания ценности живых  объектов; ­ осознание ценности здорового и  безопасного образа жизни; ­формирование основ экологической культуры Учащиеся должны знать: ­ основные признаки живой  природы; ­устройство светового микроскопа; ­ основные органоиды клетки; ­ основные органические и  минеральные вещества, входящие в  состав клетки ­ведущих естествоиспытателей и  их роль в изучении природы; Учащиеся должны уметь: ­объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;\ ­характеризовать методы  биологических исследований; ­работать с лупой и световым  микроскопом; ­соблюдать правила поведения и  работы с приборами и  инструментами в кабинете  биологии в 8 1 1 1 1 1 1 1 1 организм Наука о живой природе Методы изучения природы Измерение. Лабораторное оборудование Увеличительные приборы. ЛР 1 "Устройства увеличительных приборов и правила работы с ними" Живые клетки Химический состав клетки Великие естествоиспытатели 1  недел я 2  недел я 3  недел я 4  недел я 5 недел я 6 недел я 7 недел я 8 недел я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Многообразие живых организмов  10 недел я Как развивалась жизнь  на Земле 14 1 Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: ­ проводить простейшую  классификацию живых 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 11 недел я 12 недел недел недел недел я 13 я 14 я 15 я 16 я 17 я 18 я 19 я 20 я 21 недел недел недел недел недел недел я 22 недел я организмов по отдельным царствам; ­использовать  дополнительные  источники информации  для выполнения учебной  задачи; ­самостоятельно  готовить устное  сообщение на 2­3 мин.  ­существенные признаки строения  и жизнедеятельности изучаемых  биологических объектов; ­основные признаки  представителей царств живой  природы. Учащиеся должны уметь: ­ определять принадлежность  биологических объектов к одному  из царств живой природы; ­устанавливать черты сходства и  различия у  представителей  основных царств;  ­различать изученные объекты в  природе, на таблицах ­объяснять роль представителей  царств живой природы в жизни  человека. Разнообразие живого Бактерии: строение и  жизнедеятельность Грибы Растения. Водоросли Мхи Промежуточный  контроль Папоротники Голосеменные и  цветковые Животные. Общая  характеристика.  Значение животных Простейшие Беспозвоночные Позвоночные Грибы. Общая  характеристика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 23 недел я Многообразие и  значение грибов Среда обитания живых организмов  24 24 недел 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 Учащиеся должны знать: ­ основные среды обитания живых  организмов; ­природные зоны нашей планеты, х  обитателей. Учащиеся должны уметь: ­ сравнивать различные среды  обитания; ­ характеризовать условия жизни в  различных средах обитания; ­приводить примеры обитателей  морей и океанов; ­ наблюдать за живыми   организмами Учащиеся должны уметь: ­ находить и  использовать причинно­ следственные связи; ­формулировать и  выдвигать простейшие  гипотезы; ­ выделять в тексте  смысловые части и  озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Учащиеся должны знать: ­предков человека, их характерные  черты, образ жизни; ­ Основные экологические  проблемы, стоящие перед  современным человечеством; ­Учащиеся должны уметь: ­ объяснять причины негативного  влияния хозяйственной  деятельности человека на природу ­ соблюдать правила поведения в  природе; ­вести здоровый образ жизни и  проводить борьбу с вредными  привычками своих товарищей. Учащиеся должны уметь: ­работать в соответствии  с поставленной задачей; ­составлять простой и  сложный  план текста; ­участвовать в  совместной  деятельности; ­узнавать изучаемые  объекты на таблицах , в  природе Среды жизни планеты  Земля Жизнь на  разных материках Природные  зоны Земли Жизнь в морях  и океанах Зачет по теме  «Среда обитания  живых организмов» Как появился человек на Земле Как человек изменил природу Жизнь под угрозой Не станет ли Земля пустыней Итоговый контроль. Здоровье человека и безопасность жизни Человек на Земле   29 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 недел я 25 я 26 я 27 недел недел я 28 недел я недел недел недел я 30 я 31 я 32 я 33 недел недел я 34 недел я Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса В результате изучения предмета биологии учащиеся 5 класса должны: Знать/понимать:   признаки биологических объектов: живых организмов, экосистем, биосферы, растений,  животных своего региона; особенности жизни как формы существования материи;   фундаментальные понятия биологии: ткань, орган, система органов, побег, двудольные и  однодольные растения, пищеварение, природное сообщество, экосистема, цепи питания,  раздражимость, рефлекс, размножение, гамета, оплодотворение, зигота, опыление,  самоопыление, споры, репродуктивные органы, среда обитания, экология, экологические  факторы, фотосинтез;  сущность биологических процессов: питание, дыхание, обмен веществ и превращение  энергии, индивидуальное развитие, размножение, выделение, транспорт веществ, рост и  развитие, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость. Уметь:  Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние  собственных поступков на живые организмы в экосистемах.  Доказывать, что клетка – элементарная частица живого  Выделять особенности ядра  Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,  описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и  животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические  объекты; Называть: признаки живых организмов, их значение; царства живой природы; органы цветкового растений: типы корневых систем, органы вегетативного размножения растений, органы, участвующие в обмене веществ у растений;  роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений; роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян; условия   среды,   необходимые   для   формирования   и   прорастания   семян;   органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках; органы, участвующие в обмене веществ у животных особенности строения и функции многоклеточного организма;  особенности строения пищеварительных систем животных; роль движения; способы передвижения животных; структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом; типы тканей растений; функции тканей растений; типы тканей; функции тканей животных; три группы организмов в экосистеме; виды экологических факторов; значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных; значение   полового   размножения;   органы   полового   размножения   растений;     органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки;  виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы выделения  растений;  органы выделения  различных животных и узнавать их на таблицах;  органы и системы органов животных; функции органов и систем; органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, её функции; типы кровеносных систем; органы,   обеспечивающие   регуляцию   процессов   жизнедеятельности   у   животных;   роль эндокринных желёз в регуляции жизнедеятельности позвоночных;  системы,   обеспечивающие   координацию   и   регуляцию   процессов   жизнедеятельности   у животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных;  системы,   обеспечивающие   координацию   и   регуляцию   процессов   жизнедеятельности   у животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных;  этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и других источниках информацию:  об   органах   и   системах   органов   животных;   о   выделении   у   растений   и   животных;   о признаках живых организмов; о неорганических веществах, их роли в жизнедеятельности клетки. Объяснять: взаимосвязь организмов и окружающей среды; значение воздушного питания в жизни  растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле; преимущества полового размножения по  сравнению с бесполым. Описывать:  многообразие соцветий; строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунка;  строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений  (двойное оплодотворение); сущность бесполого размножения; сущность биологических  процессов: питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, индивидуальное развитие,  размножение, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, регуляция жизнедеятельности  организма, раздражимость.. Приводить примеры:  взаимосвязей живых организмов;  животных с различными типами скелетов, с разным типом постэмбрионального развития,  с разными способами передвижения, с разными типами кровеносных систем, с разными  типами нервной системы; организмов, для которых характерно бесполое отношение; природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов; травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов; факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов. Характеризовать особенности: дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных; дыхания у растений; роль органов  растений в процессе дыхания; обмена веществ у животных; обмена веществ у растений;  переноса воды, минеральных веществ в растениях; переноса органических веществ в  растениях; процесса выделения у растений и животных; транспорта веществ у животных;  роль листа в процессе фотосинтеза. Различать: Распознавать и описывать: типы тканей животных; типы тканей растений; неорганические и органические вещества  клетки. на таблицах органы движения животных. на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы на таблицах основные отделы и органы нервной системы. на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов. органы цветкового растения.  основные части и органоиды клетки животных.  основные части и органоиды клетки растений.  стадии деления клетки на таблицах части внутреннего скелета. Средства контроля  Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Строение и свойства живых  организмов»,   «Выделение. Опорные системы», «Жизнедеятельность организма».  Промежуточный и итоговый контроли.  Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие  самостоятельные, проверочные  работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока. Перечень литературы и учебно­методические средства обучения. Основная  литература: 1.      А. А.Плешаков, Н.И. Сонин. Биология 5 класс. М.: Дрофа, 2015. 2.      Биология..5 класс: Поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина / Автор­составитель М.В.  Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005. 3.        Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология» 5 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.  Сонина «Биология»5 класс. ­ М.: Дрофа, 2005­ 06 гг.; Дополнительная литература:  1.   Оданович  М.  В.  Биология  5  класс:   тесты  по  всем  программам   /  авт.­сост.   М.  В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. ­ 97с. 1. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. ­ 192с.  Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 5 класс. Введение в биологию» ­ М.: Дрофа, 2006 ­218с.; \ 2. 3. MULTIMEDIA – поддержка курса:  Интернет – ресурсы: www.bio.nature.ru www.edios.ru  CD­диски: центр, 2009 ­  Биология. 5­9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2009 ­ Биология. 5­11 класс. Лабораторный практикум. – Республиканский мультимедиа Приложения Тест «Увеличительные приборы»  1. Самым простым увеличительным прибором является 1) лупа 2) микроскоп   3) телескоп   4) тубус 2. Зрительная трубка микроскопа называется 1) объектив  2) окуляр    3) тубус   4) штатив 3. Впервые микроскоп для изучения растений применил 1) Антони ван Левенгук    2) Аристотель   3) Роберт Гук   4) Чарлз Дарвин 4. Подпишите обязательные части клетки и их особенности. 5.  Дайте определения понятиям:  Клетка – это…….     Оплодотворение – это… Промежуточный контроль по биологии   5 класс I ВАРИАНТ I. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных: 1.  Биология­это наука       1.О звёздах                      2.О веществах       3.О живой природе           4.О Земле, её форме и строении 2.  Клеточное строение имеют:      1.Все природные тела               3.Только растения      2.Только животные                  4.Все живые существа 3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро. 1) 2) 3) 4) 1 2 3 4 4.   Какое   из   перечисленных   ниже   названий   обозначает   ткань,   благодаря   которой   растение растёт?      1. Покровная                 2. Основная      3. Проводящая              4. Образовательная 5.    Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название:      1.Разглядывание               2.Измерение      3.Наблюдение                   4.Экспериментирование 6.К органическим веществам относятся:      1. Вода, крахмал, минеральные соли                      2. Углеводы, жиры, вода      3. Вода и минеральные соли                                    4.  Углеводы, белки, жиры 7.Живые организмы отличаются от неживой природы тем, что: 1. Дышат, питаются, размножаются, растут           2. Не питаются, не растут, не размножаются 3.Питаются, дышат, не размножаются, не растут  4.Растут, размножаются, не питаются, не дышат 8.Растительная клетка в отличие от животной клетки имеет:     1. Клеточную мембрану              2. Цитоплазму              3. Пластиды              4. Ядро 9. Органические вещества образуются в:    1. Цитоплазме             2. Вакуоли                 3. Ядре                   4. Хлоропластах 10. Ткань – это:   1. Группа клеток, объединенных сходным строением и выполняемой функцией   2. Группа клеток, отличающихся строением и общим происхождением   3. Группа клеток, имеющих одинаковое строение, выполняющих разные функции                4. Группа клеток, отличающихся строением, выполняющих одинаковую функцию II.  1. Верны ли следующие утверждения: А. Живые клетки дышат и растут. Б. Внутри клетки человека в цитоплазме расположен хлоропласт. 1) верно только А                                       3) верны оба суждения   2) верно только Б                                       4) неверны оба суждения 2. Закончите предложения, используя слова из словарика: 1) Тело растений имеет строение… 2) При делении из одной клетки получаются… 3) Живые клетки…       Словарик:     А. Две.          Б. Дышат.          В. Клеточное 3. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике. Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4). Словарик:  А. Цитоплазма.             Б Хлоропласт.            В. Наружная мембрана.                 Г. Ядро III. Ответьте на вопросы 1.От чего зависит зеленый цвет хлоропластов? 2.Какое строение имеет микроскоп? Химический состав клетки 1. К неорганическим веществам клетки относят: А­ жиры     Б­ вода   В­ белки   Г­ углеводы Вариант № 1 2. Жиров много в: А­ в клубне картофеля    Б­ в клубнике В­ в семенах подсолнечника   Г­ в огурцах. 3. Основной источник энергии в клетке: А­ белки   Б­ минеральные соли В­ углеводы    Г­ вода 4. Форма, объем клетки зависит от: А­ жиров    Б­ белков В­ минеральных солей     Г­ воды 5. Зола, оставшаяся после сжигания семян это: А­ белки    Б­ минеральные соли В­ жиры    Г­ углеводы 1. К органическим веществам клетки относят: А­ сода    Б­ вода    В­ минеральные соли     Г­ углеводы Вариант № 2 2. Крахмала  много в: А­ в клубне картофеля    Б­ в арбузе В­ в семенах подсолнечника   Г­ в огурцах. 3. Обеспечивает сокращение мышечных клеток: А­ белок    Б­ минеральные соли В­ углеводы    Г­ жиры 4. Клеточная стенка растений образована: А­ водой    Б­ углеводом В­ жирами    Г­ белками 5. Если на клубень картофеля капнуть раствором йода, то он посинеет.   Это  доказывает присутствие в нем: А­ воды    Б­ белка В­ крахмала    Г­жира

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018