Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
черчение
8 кл—9 кл
28.11.2017
Статус документа
Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.Статус документа
Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
моя работа по черчению.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №8.»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО Искусство Заместитель директора по УВР Директор МОУ СОШ№8
протокол №___
Зав. М.О. Голубева И. В. Шеломенцева С. А._________ Филиппова Т. М.
«_____»__________ 2014г
Рабочая программа
по черчению для 8 9 класса.
в соответствии с ФГОС.
Автор составитель программы
Учитель Изобразительного искусства.
первой категории МБОУ СОШ №8
Жданова Елена Ивановна
2014 – 2015учебный год. Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский,
В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены
стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий
шесть разделов: пояснительную записку; учебнотематический план; содержание тем учебного
курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебнометодического обеспечения,
календарнотематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный
курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;
имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает
школьников к элементам инженернотехнических знаний в области техники и технологии
современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на
воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в
работе, являющихся важнейшими элементами культуры труда; благоприятно воздействуют на
формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их
эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью
графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в
черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент,
позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём
те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами
производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном
производстве,
установление логической связи черчения с другими предметами
политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к
качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В
результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу
обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со
справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других
школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от
методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в
черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих
методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие методы: Рассказ, объяснение, беседа,
лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа
с учебником и справочным материалом.
Цели и задачи курса:
Цель научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а
также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на
одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и
изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей,
установленными
государственными стандартами ЕСКД;
обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его
составные элементы;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью
школьников;
обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
прививать культуру графического труда.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса
черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю. За год 34 часа.
Раздел II. Учебнотематический план.
№
Наименование разделов и тем
Правила оформления чертежей
Способы проецирования
Чтение и выполнение чертежей деталей
Обобщение знаний
Всего
Всего часов в том числе на
лабораторные уроки и
проверочные работы
7
Контрольные
работы, зачеты.
9
17
1
34
Учебнотематический план: 8класс.
1 четверть Правила выполнения чертежей
№д
а
т
а
Тема урока.
1
Введение, «Черчение». Организация рабочего места 2
Понятие о государственных стандартах. Типы линий. Формы, рамки, основная надпись
чертежа.
Графическая работа №1.«Линии чертежа.»
Сведения о чертежном шрифте.
Применение и обозначение масштаба.
«Графическая работа №2».«Чертеж плоской детали».
Проецирование
Прямоугольное проецирование на три плоскости проекции.
3
4
5
6
7
8
2 четверть
9
1
1
1
1
1
1
1
3 четверть Чтение и выполнение чертежей деталей
1
Расположение видов на чертеже Местные виды.
Получение и построение аксометрических проекции
Аксометрические проекции плоскогранных предметов.
Аксометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.
Технический рисунок.
Чертежи и аксометрическии проекции геометрических тел.
Проекции вершин ребер и граней предмета.
Графическая работа №4 «Чертежи и Аксометрические проекции предметов»
Порядок построения изображений на чертежах
1
2
2
2
2
2
2
Графическая работа №5. «Построение третей проекции по двум данным».
Нанесение размеров с учетом формы предмета
Геометрические построения необходимые при выполнении чертежей.
Графическая работа №6 Чертежи детали (с использование геометрических построений,
сопряжений)
Чертежи разверток поверхности геометрических тел
Порядок чтения чертежей, деталей.
Практическая работа №7 «Устное чтение чертежа»
4 четверть
2
Выполнение эскизов деталей.
Графическая работа №8. выполнение чертежа предме та в трех видах с преобразова нием его
формы (путем удаления части предмета).
Графическая работа №9 « Эскиз и технический рисунок детали».
3
Обобщение знаний
3
Графическая работа №10 Выполнение чертежей детали с включением элементов
конструирования. Предмета.
Графическая работа №11 Выполнение чертежа предмета.
2
3
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Правила оформления чертежей (7 часов) Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи
изучения черчения в школе.
Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные
приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная
волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и
основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки
диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных
чисел).Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и
знаки на чертежах.
Способы проецирования (9 часов).
Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции.
Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных
плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах
(расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция
окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции
предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей (17 часов).
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное
расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их
части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму
предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак
квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные
части; сопряжения. Чтение чертежей. Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
Обобщение знаний (1 час).
Обязательный минимум графических и практических работ
Содержание работы
Примечание
Линии чертежа
Чертеж плоской детали
№
1
2
3 Моделирование по чертежу
Из проволоки, бумаги, картона, пластических материалов 4
5
6
7
8
9
Чертежи и аксонометрические проекции предметов
С построением проекций, точек, отрезков, граней и пр.
Построение третьей проекции по двум данным
Чертеж детали
С использованием геометрических построений (в том числе
сопряжений)
Устное чтение чертежей
Чертеж предмета в трех видах
С преобразованием формы предмета
Эскиз и технический рисунок детали
10 Эскиз деталей с включением элементов
конструирования
С преобразованием формы предмета
11 Чертеж предмета (контрольная работа)
По аксонометрической проекции или с натуры
Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в
тетрадях.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8
класса
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических
изображений;
изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и
их частей; применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием.
Раздел V. Формы и виды контроля.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебновоспитательного процесса является учет успеваемости
школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую,
обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для
осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные
графические работы. Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по
черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые
позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного
материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков
учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа
позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы
выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления
чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно
по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи,
начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение
типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить
пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по
черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям
и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с
использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые
легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями
вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила
изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки,
которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей
изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и
частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного
материала; б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может
исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного
материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и
аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно; а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после
замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает;
обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт
небрежно; б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые
исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает
существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и
навыками, предусмотренными программой.
Раздел VI. УМК, дополнительная литература и средства обучения.
Для учителя:
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 78 классов
общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по
специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.
3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. –
М.: Просвещение,1990.
4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений –
М.: Вентана Граф, 2004.
5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
ООО «Издательство АСТ», 2001.
6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с
задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.
7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Для учащихся:
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 78 классов
общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.:
Просвещение. 1990.
3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 78
классов. М.: Просвещение, 1991.
4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
ООО «Издательство АСТ», 2001.
5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991. 6.Словарь справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и
др. – М.: Просвещение,1993.
7.Карточкизадания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова,
А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
Учебные таблицы
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1987
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами: а) 90, 45, 45 градусов; б) 90, 30, 60 градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
программа по черчению для 9 класса
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных
учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М.
Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены
стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть
разделов: пояснительную записку; учебнотематический план; содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебнометодического обеспечения,
календарнотематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления,
пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс
черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет
большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает
школьников к элементам инженернотехнических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на
воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в
работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно
воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению
задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью
графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в
черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент,
позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём
те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами
производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном
производстве,
установление логической связи черчения с другими предметами
политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к
качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В
результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу
обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со
справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других
школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от
методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в
черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих
методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:Рассказ, объяснение, беседа,
лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа
с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Цель научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также
применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну,
две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и
изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными
стандартами ЕСКД;
обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные
элементы;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью
школьников;
обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
прививать культуру графического труда.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса
черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю. За год 34 часа
Раздел II. Учебнотематический план. Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала
№ Наименование разделов и тем
Всего часов в том числе на
лабораторные уроки и
проверочные работы
Контрольные
работы, зачеты.
Общие сведения о способах проецирования
Сечения и разрезы
Сборочные чертежи:
чертежи типовых
соединений деталей (5 часа), сборочные
чертежи изделий (9 часов)
Чтение строительных чертежей
Контрольная работа
разновидностей
графических
Обзор
изображений
Всего
1
14
14
2
2
1
34
Дата
Содержание
Учебнотематический план 9 класс.
Повторение сведений о способах проецирования.
№
п/п
1
Колич
ество
часов
1 2
34
5
6
78
9
10
11
12
13
14
15
16
Сечения и разрезы
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
Правила выполнения сечений.
Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».
Назначение разрезов.
Правила выполнения разрезов.
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».
Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза».
Определение необходимого количества изображений.
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и
упрощения на чертежах.
Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».
Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».
Сборочные чертежи
Общие сведения о соединениях деталей.
Изображение и обозначение резьбы.
1718
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».
Понятие о деталировании.
Графическая работа №19 по теме «Деталирование».
Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами
конструирования».
Чтение строительных чертежей
Основные особенности строительных чертежей.
Условные изображения на строительных чертежах.
Порядок чтения строительных чертежей.
Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».
Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной
единицы».
Разновидности графических изображений.
Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.
34.
Итого:
Повторение.
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
часов
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Общие сведения о способах проецирования (1 час)
Сечения и разрезы (14 часов)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Графическое обозначение материалов на сечениях. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные,
фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов.
Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи (14 часов):
Чертежи типовых соединений деталей (5 часа)
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные,
винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения
на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на
стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение
изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий (9 часов)
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.).
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных
деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей (2 часа)
Понятие об архитектурностроительных чертежах, их назначение. Отличия строительных
чертежей от машиностроительных чертежей.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарнотехнического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (2 час)
Обзор разновидностей графических изображений (1 час).
Области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и
электрических), диаграмм, графиков и т. п.
Обязательный минимум графических и практических работ
№
Содержание работы
Примечание
12 Эскиз деталей с выполнением сечений
С натуры или по аксонометрической проекции
13 Эскиз детали с выполнением необходимого разреза
14 Чертеж детали с применением разреза
По одному или двум видам детали
15 Устное чтение чертежей
16 Эскиз с натуры
С применением необходимых разрезов, сечений и других
условностей и упрощений
17 Чертеж резьбового соединения
18 Чтение сборочных чертежей
С выполнением технических рисунков 1 2 деталей
19 Деталирование
Выполняются чертежи 1 2 деталей
20
Решение творческих задач с элементами
конструирования
21 Чтение строительных чертежей
С использованием справочных материалов
22 Выполнение чертежа детали (контрольная работа)
По сборочному чертежу
Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения
9 класс
Учащиеся должны знать:
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
условные изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны иметь понятие:
об изображениях соединений деталей;
об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
выполнять необходимые разрезы и сечения;
правильно выбирать главное изображение и число изображений;
выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 57 деталей;
выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 23 деталей;
читать несложные строительные чертежи;
пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с
элементами конструирования).
Раздел V. Формы и виды контроля.
Важной и необходимой частью учебновоспитательного процесса является учет успеваемости
школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую,
обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для
осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные
графические работы. Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по
черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые
позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного
материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков
учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа
позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы
выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления
чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по
следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной
надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи,
применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить
пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям
и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с
использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые
легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями
вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила
изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки,
которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей
изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и
частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик: а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного
материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с
помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного
материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и
аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно
аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после
замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает;
обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт
небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с
помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает
существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и
навыками, предусмотренными программой.
Раздел VI. УМК, дополнительная литература и средства обучения.
Для учителя
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 78 классов
общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по
специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.
3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. –
М.: Просвещение,1990.
4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений –
М.: Вентана Граф, 2004.
5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
ООО «Издательство АСТ», 2001.
6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с
задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.
7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Для учащихся
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 78 классов
общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.:
Просвещение. 1990. 3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 78
классов. М.: Просвещение, 1991.
4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
ООО «Издательство АСТ», 2001.
5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
6.Словарь справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и
др. – М.: Просвещение,1993.
7.Карточкизадания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова,
А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
Учебные таблицы:
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами: а) 90, 45, 45 градусов; б) 90, 30, 60 градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша. РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Кол.
часов
Тема урока.
Цели урока.
Формы
занятий
Наглядные
пособия
Домашнее задание
I четверть (9 часов).
Правила оформления чертежей (7 часов).
1.
1 час
Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты,
принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными
инструментами.
- Ознакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической
деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об
инструментах и материалах.
Прививать навыки организационной работы на уроке.
Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес.
1 час Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии
стр. 314
упр. на стр. 14 в тетрадь
Оформить два формата
вертикальный и
горизонтальный
§2 (п.12)
§2 повторить
рассказ с показом
просмотр таблиц
–записи в
рабочих тетрадях
беседа
графические и
практические
упражнения
графическая
работа (проверка
знаний).
учебные таблицы:
«Виды графических
изображений» две
таблицы,
образцы чертежей.
Мультимедиа,
презентация.
учебная таблица:
«Линии чертежа»
образцы чертежей
учебник (форзац),
презентация
образцы чертежей
учебник (рис.24)
формат А4
чертежные
инструменты и
принадлежности.
презентация
2.
3.
45.
1 час
чертежа.
Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости.
Углубить интерес учащихся к предмету.
Воспитывать организованность, активность, аккуратность.
Графическая работа №1.
Линии чертежа.
Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ.
Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной
надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа.
Прививать навыки организационной работы на уроке.
Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание.
2 часа Чертежный шрифт.
Учить писать буквы согласно требованиям стандарта.
Прививать аккуратность, внимательность при выполнении надписей чертежа.
Развивать усидчивость, выносливость, терпение при выполнении надписей
чертежа, развивать графические навыки.
рассказ с показом
примеров
написания букв
графические
упражнения
учебные таблицы:
«Шрифт чертежный»
справочная таблица
образцы шрифтов
§2 (п. 4)
алфавит в тетрадь 6.
7.
8.
9.
1 час Нанесение размеров. Масштабы.
1 час
Прививать навыки выполнения чертежа. Закреплять основные понятия
оформления чертежей. Учить наносить размеры согласно требованиям ГОСТа.
Развивать и углублять интерес к предмету, графические навыки.
Воспитывать аккуратность и усидчивость.
Графическая работа №2
Чертеж плоской детали.
Закреплять основные правила оформления чертежей, нанесения размеров.
Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами.
Вырабатывать усидчивость, организованность, культуру графического труда.
графическая
работа
беседа
учебные таблицы
Мультимедиа,
презентация
§2 (п.56)
форматА4 (вертикальный)
Способы проецирования (9 часов).
1 час Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость
проекций.
Дать понятие о способах проецирования, методе проекций. Познакомить с
элементами прямоугольного проецирования на одну плоскость.
Закрепление навыков вычерчивания линий, нанесения размеров.
Формирование интереса, аккуратности, пространственного мышления.
1 час Проецирование на две плоскости проекций.
Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций.
Неопределенность формы.
Учить проецировать на две плоскости проекций.
Развивать пространственное мышление, графических навыков.
беседа с показом
примеров
работа с
учебником
демонстрация
трехгранного угла
беседа с показом
§2 повторить
инструменты
§3; §4 (п.1)
инструменты
§4 (п.2)
инструменты
карточкизадания №2
формат А4
чертежные
инструменты
презентация
учебник
модели деталей
карточкизадания №9
Мультимедиа,
презентация
учебник
карточкизадания №4
чертежные
инструменты и
принадлежности
модели деталей,
презентация
II четверть (7 часов).
10(1)
1 час Прямоугольное проецирование как основной способ получения
изображений на плоскости. Расположение видов на чертеже.
Местные виды.
Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций
Формирование познавательных интересов к предмету, самостоятельность
суждений, активность.
Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
рассказ с показом
графические
упражнения
учебник
модели деталей
(пластмасса)
трехгранный угол
карточкизадания №6,
презентация
§4, §5
инструменты 11(2)
1 час
Расположение видов. Задачи на составление чертежей по
разрозненным изображениям.
Закрепление знаний о расположении видов, формирование понятий о
необходимом и достаточном количестве видов на чертеже.
Углубить знания о графических изображениях, формировать навыки построения
видов на чертежах.
Развитие стремления к овладению знаниями, творческого отношения к решению
задач
фронтальная и
индивидуальная
графическая
проверка.
трехгранный угол
магнитная доска
разрозненные
изображения (виды),
презентация
повторить §45
бумага, ножницы,
проволока, пластилин.
12(3)
1 час Практическая работа №3
Моделирование по чертежу.
Познакомить с понятием – моделирование, с последовательностью работы по
моделированию.
Развивать пространственное мышление, закрепить знания по теме:
«Проецирование».
Вырабатывать внимательность, аккуратность, организованность,
самостоятельность мышления.
Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические
проекции плоских фигур.
Дать понятие об аксонометрии как изображении.
Учить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии.
Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету.
Аксонометрические проекции объемных плоскогранных
предметов
Учить строить аксонометрические проекции объемных плоскогранных
предметов.
Познакомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии.
Развивать пространственное мышление.
13(4)
1 час
14(5)
1 час
моделирование по
чертежу
беседа с показом
построение на
доске
(фронтальная
работа)
построение на
доске и в тетради
инструменты повторить
§45
§67 (п.12).
инструменты
§7 (п.3)
инструменты
§8
дочертить
карточкизадания
№ 7
учебник
модели деталей из
проволоки, картона,
пластилина.,
презентация
учебник таблица
№1
тетрадь
инструменты
учебник таблица
№2,тетрадь
инструменты
образцы чертежей,
презентация
учебник
учебная таблица
тетрадь
чертежные
принадлежности
Мультимедиа,
презентация
15(6)
1 час
Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими
элементами.
Учить строить окружность в изометрии.
Познакомить с понятиями – овал, эллипс.
Развитие пространственного представления и мышления.
фронтальная
работа 16(7)
1 час
Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз.
Дать основные понятия о техническом рисунке.
Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции»
Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе.
рассказ с
показом
фронтальная
работа
образцы чертежей
учебник,чертежные
принадлежности и
инструменты ,
презентация
§9
чертежные инструменты
III четверть (10 часов).
Чтение и выполнение чертежей (18 часов).
17
18(12)
19(3)
2 часа Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные
изображения и развертки геометрических тел. Группа
геометрических тел.
Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые
геометрические тела.
Способствовать развитию технического и образного мышления.
Нацеливать на рабочие профессии.
рассказ с
показом
графические
упражнения
построения на
доске и в тетради
учебная таблица
геометрические тела
модели деталей
учебник тетрадь
карточкизадания №11 ,
презентация
§1011;
§16
чертежные инструменты
1 час Проекции вершин, ребер, граней и точек.
Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения
проекций гране, ребер, вершин.
Формирование навыков построения проекций этих элементов.
Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел.
беседа
построения на
доске и в тетради
модели деталей
учебник,тетрадь
карточкизадания №9 ,
презентация
§12;
формат А4
инструменты
20(4)
1 час
Графическая работа №4
Чертеж и наглядное изображение детали
Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической
проекции.
Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и
«Аксонометрические проекции».
Закрепить навыки анализа геометрической формы предмета, приемы работы
чертежными инструментами.
21(5)
1 час Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на
геометрических телах.
Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму
деталей.
Закреплять знания по теме: «Проецирование».
Развитие образного мышления. Творческих способностей.
графическая
работа
учебник,формат А4
карточкизадания №8
Мультимедиа,
презентация
§12 повторить
инструменты
рассказ
графические
упражнения
учебник. тетрадь
модели деталей ,
презентация
§13
формат А4
инструменты 22(6)
1 час
Графическая работа №5
Чертеж детали в трех видах по двум данным.
Закрепление навыков построения проекций предметов.
Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали.
Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного
мышления.
графическая
работа деталей
карточкизадания №13
инструменты
формат А4
Мультимедиа,
презентация
§13 повторить
инструменты
23 (7)
24(8)
2526
(910)
1 час Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение
знаков диаметра и квадрата.
Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о
нанесении размеров с учетом формы предмета.
Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные
задания.
Развитие логического мышления.
1 час Практическая работа №7
Чтение чертежей
Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей.
Закрепление знаний по пройденным темам.
Развитие пространственного и логического мышления.
2 часа Графическая работа №9
Эскиз детали и технический рисунок.
1. Понятие об эскизах.
2. Эскиз и технический рисунок.
Дать понятие об эскизах.
Учить последовательной работе над эскизами, закреплять знания о построении
трех видов с нанесением размеров.
Воспитывать интерес к предмету, развивать образное мышление.
рассказ по
учебной таблице и
учебнику
учебная таблица
учебник
инструменты
тетрадь, презентация
§14
инструменты
чтение чертежей
учебник
тетрадь Мультимедиа,
презентация
§17
формат А4 в клетку
чертежные инструменты
рассказ с показом
графическая
работа
карточкизадания
формат А4 в клетку
чертежные
инструменты и
принадлежности ,
презентация
§18
инструменты
27(1)
1 час Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с
разметкой.
Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
графические
упражнения
карточкизадания
чертежные
инструменты и
принадлежности
формат А4
рис. 151
инструменты
IV четверть (8 часов). 28 (2)
1 час
29(3)
1 час
30(4)
1 час
31(5)
1 час
32 (6)
1 час
положения предметов и их частей.
Способствовать развитию пространственного и образного мышления.
Прививать культуру труда при выполнении графической документации.
Графическая работа №8
Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы
Закрепление навыков построения вырезов на геометрических телах, анализ
формы предмета.
Отработать навыки последовательного построения чертежа.
Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.
Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по
словесному описанию.
Закрепление навыков построения видов и технического рисунка.
Развитие пространственного представления.
Воспитание культуры труда, организации рабочего места.
Геометрически построения. Сопряжения.
Учить выполнять геометрические построения: деление отрезков и окружности на
равные части. Дать понятие о сопряжении.
Углублять знания о практическом применении чертежей.
Воспитывать организованность, самостоятельность.
Графическая работа №6
Чертеж детали с элементами сопряжения.
Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений.
Выявление знаний по данной теме.
Учить экономному использованию времени.
графическая
работа
инструменты
карточкизадания №25
чертежные
инструменты и
принадлежности
формат А4
графические
упражнения
карточкизадания №19
инструменты
тетрадь
учебник стр. 81
объяснение
материала.
построения на
доске и в тетради
учебная таблица
«Сопряжения»
учебник,тетрадь
инструменты
§15
формат А4
инструменты
графическая
работа
карточкизадания №15
учебник
инструменты,
презентация
§15 повторить
формат в клетку
Графическая работа №10
Чертеж детали с элементами конструирования.
Закрепление навыков построения чертежей.
Развитие творческих способностей. Выявление знаний по ранее изученному
материалу.
Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.
графическая
работа
форматА4
инструменты
карточкизадания №25
формат А4
чертежные
инструменты и
принадлежности
учебник , презентация
33(7)
1 час
Графическая работа №11 (контрольная)
Чертеж детали
Закрепление и выявление знаний по изученному материалу за первый год
графическая
работа
карточкизадания №26
формат А4
чертежные
стр. 314 повторить обучения черчению.
Формирование познавательных интересов к предмету.
Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.
34(8)
1 час Обзор разновидностей графических изображений.
Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за первый год обучения.
Уяснить значимость чертежей жизни.
Закрепление полученных знаний.
графические
упражнения.
инструменты и
принадлежности
учебник , презентация
учебные таблицы
«Разновидности
графических
изображений» 2 штуки.
презентация
№
урока
Кол.
часов
Тема урока.
Цели урока.
Формы
занятий
Наглядные пособия
Домашнее
задание
РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (9 часов)
Чертежи в системе прямоугольных проекций (1 час).
1.
23.
1 час Обобщение сведений о способах проецирования.
- Выявление знаний за первый учебный год.
Развитие пространственного, технического и образного мышления.
Обобщить навыки последовательного построения чертежа.
беседа
графические
построения
учебные таблицы: «Виды
графических изображений»
2 таблицы,
модель трехгранного угла
модели деталей из картона
§19, стр.126
№2 в тетрадь.
Сечения и разрезы на чертежах (14 часов).
2 часа Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила
выполнения наложенных и вынесенных сечений, их
обозначение. Графическое обозначение материалов
Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места
сечений.
рассказ с показом
примеров
графические
упражнения
учебные таблицы:
«Сечения», «Сечения и
разрезы»
модели деталей
карточкизадания
№ 12 Мультимедиа
§2022;
Формат для
эскизов (в
клетку) 4.
5.
6.
7.
8.
1 час
1 час
1 час
Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали)
Ознакомить учащихся с типичными конструктивными элементами деталей для
выявления формы, которых необходимо применение сечений.
Графическая работа №1.
Эскиз деталей с применением сечений.
Закрепление умений и навыков в построении и обозначении сечений.
Проверка качества усвоения материала по теме.
Развитие пространственного представления и мышления.
Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от
сечения. Расположение, обозначение на чертежах.
Местные разрезы.
Дать понятие о разрезах как об изображениях.
Знакомство с классификацией разрезов.
Формирование навыков построения целесообразных разрезов.
Графическая работа №2
Эскиз детали с применением необходимого разреза.
Проверка усвоения материала и закрепление сформированных умений и навыков
в построении эскизов деталей с целесообразным разрезом.
Формирование навыков самостоятельной работы.
1 час Соединение половины разреза с половиной вида.
Особенности нанесения размеров. Особые случаи
разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости).
Учить определять необходимость построения на чертеже соединения половины
вида и разреза.
Определять значимость выбора разреза от симметричности детали.
Познакомить с особыми случаями разрезов
1 час Соединение части разреза счастью вида.
Формирование у учащихся правильных приемов построения целесообразных
разрезов
Закрепление навыков чтения чертежей.
Развитие логического мышления, пространственного представления
графическая
работа (проверка
знаний).
карточкизадания №3
формат для эскизов
чертежные инструменты и
принадлежности.
§2022
повторить
рассказ с показом
примеров
графические
упражнения
учебные таблицы: «Сечения
и разрезы»; «Фронтальный
разрез»; «Горизонтальный
разрез»; «Профильный
разрез». Мультимедиа
§2324,
формат для
эскизов.
графическая
работа
формат для эскизов
чертежные инструменты
карточкизадания №7
Мультимедиа
§2324
повторить
рассказ по
таблицам
работа с
учебником
учебная таблица:
«Соединение вида и разреза»
учебник
чертежные инструменты
Мультимедиа
§25 (п. 2), §26
рис.195 стр.150
№3 в тетрадь
рассказ по
таблицам
графические
упражнения
работа с
учебником
учебник
таблица прошлого урока
карточкизадания №9
Мультимедиа
§25, §26
повторить
формат А4
(горизонтальны
й) 9.
1 час
10(1)
1 час
11(2)
1 час
Графическая работа №3
Чертеж детали с применением разреза (по одному или
двум видам детали).
Закрепление навыков построения целесообразных разрезов
Выявление знаний по теме: «Соединение вида и разреза».
II четверть (7 часов).
Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4
части детали)
Знакомство с построением аксонометрических проекций деталей с вырезом.
Закрепление знаний о расположении осей (X,Y,Z).
Совершенствование графических навыков
Решение задач на реконструкцию внешней и
внутренней формы.
Закрепление навыков выполнения соединения половины вида детали с половиной
разреза.
Развитие навыков логического мышления, пространственного представления.
12(3)
13(4)
1 час Практическая работа №4
Устное чтение чертежей
Закрепление навыков по правилам чтения чертежей
Формирование навыков самостоятельной работы
Развитие навыков логического мышления
1 час Определение необходимого и достаточного количества
изображений на чертежах. Выбор главного
изображения.
Знакомство с правилами выбора главного вида и необходимого количества
изображений, условности и упрощения на чертежах.
Формирование познавательного интереса к предмету.
Развитие навыков логического мышления
графическая
работа
§25, §26
повторить
карточкизадания №10 или
учебник стр.153 рис.201
образцы чертежей
формат А4
чертежные инструменты и
принадлежности.
объяснение по
таблице
показ чертежей
графические
упражнения
графические
упражнения
учебные таблицы:
«Аксонометрические
проекции деталей с
вырезом»
модели деталей с вырезом
(пластмасса)
карточкизадания №13
карточкизадания
№ 89
учебная таблица:
«Соединение вида и разреза»
тетрадь
чертежные принадлежности
§26, §27
Повторить
правила чтения
чертежей §17
чтение чертежей
карточкизадания
№ 11
беседа
чтение чертежей
учебные таблицы «Выбор
изображений на чертеже»
карточкизадания №11
Мультимедиа
§2829 стр.
154157
формат для
эскизов
14(5)
1 час
Графическая работа №5
графическая
работа
карточкизадания №12
формат для эскизов
§2829
повторить Эскиз детали с применением условностей и упрощений
Проверка знаний по темам: «Разрезы», «Сечения», «Условности и упрощения на
чертежах».
Закрепление навыков выполнения разрезов.
1 час Творческие задачи на графическое моделирование
формы по чертежу с неполными данными.
Закрепление навыков в выполнении соединения половины вида с половиной
разреза.
Формирование познавательного интереса к предмету.
Развитие пространственного представления и мышления.
чертежные принадлежности
и инструменты
графические
упражнения
карточкизадания №14
тетрадь
чертежные принадлежности
§2829
повторить
15(6)
16(7)
17(1)
Сборочные чертежи (14 часов).
1 час Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные
соединения. Шпоночные и штифтовые соединения.
Дать основные понятия о соединениях деталей.
Научить правилам изображения на чертежах разъемных соединений деталей.
Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием
разрезов.
рассказ по
таблицам с
показом
III четверть (10 часов).
1 час Изображение резьбы на стержне и в отверстии
Дать основные понятия о резьбовых соединениях
Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах
Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием
разрезов.
18(2)
1 час
Графическая работа №6
Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение)
Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей
Совершенствование навыков резьбового соединения
Формирование навыков самостоятельной работы
учебные таблицы
«Разъемные и неразъемные
соединения», «Шпоночные и
штифтовые
соединения»
учебник
чертежные принадлежности
и инструменты
учебные таблицы
«Резьбовые соединения»
модели резьбовых
соединений
учебник
чертежные принадлежности
и инструменты
карточкизадания №18 (или
рис. 217 г)
формат А4
чертежные принадлежности
и инструменты
§30; §33
чертежные
принадлежност
и
§3132
чертежные
принадлежност
и
формат А4
§3033
повторить
рассказ по
таблицам с
показом
графические
упражнения
графическая
работа
19(3)
1 час Обобщение и систематизация знаний о сборочных
чертежах (спецификация, номера позиций). Общие и
составление
сравнительной
таблицы
учебные таблицы:
«Сборочный чертеж»,
«Чертежи деталей»
§34 20(4)
21(5)
22(6)
отличительные признаки сборочных и рабочих
чертежей.
Закрепить теоретические знания о рабочем чертеже детали.
Знакомство с новыми понятиями и графическими изображениями сборочных
чертежей.
Дать сравнительную характеристику рабочего и сборочного чертежей.
учебник
тетрадь
1 час Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей, последовательность.
Познакомить учащихся с условностями и упрощениями на сборочных чертежах.
Научить читать сборочные чертежи
Развивать устную речь учащихся.
рассказ с показом
чтение
сборочных
чертежей
учебные таблицы:
«Сборочный чертеж»,
«Чертежи деталей»
учебник
тетрадь
§3536
1 час Практическая работа №7
Чтение сборочных чертежей
Закрепление знаний по теме «Условности и упрощения на сборочных чертежах»,
«Порядок чтения сборочных чертежей».
Развитие умения излагать свои мысли грамотно, в полном объеме, используя
термины учебного предмета.
1 час Деталирование сборочного чертежа. Порядок
выполнения чертежей деталей. Выбор числа
изображений.
Познакомить учащихся с понятием – Деталирование.
Изучить порядок деталирования.
Закрепить новый материал.
Закрепить знания по теме: «Чтение сборочных чертежей». Научить выделять
стандартные детали, входящие в изделие.
чтение
сборочных
чертежей
учебная таблица
«Сборочный чертеж»
тетрадь
§3536
повторить
объяснение
материала
запись порядка
деталирования в
тетрадь
выполнение
чертежей деталей
учебные таблицы:
«Сборочный чертеж»,
«Чертежи деталей»
учебник
тетрадь, Мультимедиа,
презентация.
§37
2324
(78)
2 часа Деталирование сборочного чертежа. Выполнение
чертежей без нанесения размеров.
Закрепление знаний по темам: «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование».
Совершенствовать навыки выполнения чертежей деталей, по сборочным чертежам
изделий.
Формирование графической грамотности.
выполнение
чертежей деталей
по чертежам
изделий без
нанесения
размеров
§37
учебная таблица: «Порядок
деталирования сборочного
чертежа»
задание из учебника рис.
244 (1); 245 (1). 25(9)
1 час Определение размерных данных при деталировании.
Использование пропорционального масштаба.
Научить определять действительные размеры детали входящей в сборочную
единицу, при помощи графика углового масштаба.
Закрепление знаний по теме «Деталирование», «Нанесение размеров»
Закрепление знаний, умений и навыков по деталированию сборочного чертежа, в
выборе изображения детали.
Графическая работа №8 (1 часть)
Деталирование сборочного чертежа
Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование»,
«Нанесение размеров на чертежах».
Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному
чертежу изделий.
Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру.
построение
пропорциональног
о масштаба
определение
размеров деталей
входящих в
изделие
выполнение
чертежей деталей
по чертежам
изделий
учебные таблицы прошлых
уроков
учебник
тетрадь
§37
формат А4
чертежные
принадлежност
и
§37 повторить
карточкизадания №21
формат А4
чертежные инструменты и
принадлежности
Мультимедиа, презентация.
26(10)
1 час
27(1)
1 час
IV четверть (8 часов).
Графическая работа №8 (2 часть)
Деталирование сборочного чертежа
Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование»,
«Нанесение размеров на чертежах».
Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному
чертежу изделий.
Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру
выполнение
чертежей деталей
по чертежам
изделий
карточкизадания №21
формат А4
чертежные инструменты и
принадлежности
§37 повторить
формат для
эскизов
2829
(23)
2 часа Графическая работа №9
Решение творческих задач с элементами
конструирования.
Закрепление навыков построения целесообразных видов, разрезов, сечений и т.д.
Развитие навыков конструирования.
Совершенствование навыков логического мышления
выполнение
эскизов.
карточкизадания №22
Мультимедиа, презентация.
30(4)
1 час Общие сведения об архитектурностроительных
чертежах, их значение. Отличие от
объяснение
материала.
чтение
учебные таблицы
«Строительные чертежи»
учебник
§3840
Основы архитектурностроительного черчения (2 часа). машиностроительных чертежей.
Познакомить с архитектурностроительными чертежами, с правилами их
оформления и выполнения.
Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов.
Научить понимать (читать) строительные чертежи.
1 час Практическая работа №10
Чтение строительных чертежей.
Закрепление знаний по теме: «Архитектурностроительные чертежи», «Условные
изображения на строительных чертежах».
Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.
строительных
чертежей
строительные чертежи
прошлых лет
чтение
строительных
чертежей
карточкизадания №24
Мультимедиа, презентация.
§3840
повторить
форматА3
31(5)
3233
(67)
2 часа Графическая работа №11 (контрольная)
Чертежи детали по сборочному чертежу.
Закрепление навыков построения чертежей деталей по чертежам изделий с
применением сечений, разрезов.
Совершенствование навыков выполнения аксонометрических проекций деталей с
вырезом ¼ части.
графическая
работа
34(8)
1 час Обзор разновидностей графических изображений.
Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за два года обучения.
Закрепление полученных знаний.
графические
упражнения.
стр.219,
рис. 267
рассмотреть
карточкизадания №26
формат А3
чертежные инструменты и
принадлежности
учебник Мультимедиа,
презентация.
учебные таблицы
«Разновидности
графических изображений»
2 штуки.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.