Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.
Оценка 4.7

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
черчение
8 кл—9 кл
28.11.2017
Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.
Статус документа Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Структура документа Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.Статус документа Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Структура документа Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
моя работа по черчению.docx
Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Средняя образовательная школа №8.» РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                         УТВЕРЖДАЮ: на заседании МО Искусство      Заместитель  директора по УВР         Директор МОУ СОШ№8 протокол №___   Зав. М.О. Голубева И. В.            Шеломенцева С. А._________              Филиппова Т. М.                                                          «_____»__________  2014г                Рабочая программа по черчению для 8­  9 класса.  в соответствии с ФГОС.                                                                  Автор ­ составитель программы                                                                  Учитель  Изобразительного искусства.                                                                  первой  категории МБОУ СОШ №8                                                                    Жданова Елена Ивановна   2014 – 2015учебный  год. Раздел I. Пояснительная записка.  Статус документа Настоящая   программа  по   черчению   для   8   класса  создана   на   основе   федерального компонента   государственного   стандарта   основного   общего   образования   и   программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.  Структура документа Рабочая  программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно­тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно­методического обеспечения, календарно­тематическое планирование. Общая характеристика учебного предмета Приоритетной  целью  школьного   курса   черчения   является   общая   система   развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет  большое   значение  для   общего   и  политехнического   образования  учащихся;   приобщает школьников   к   элементам   инженерно­технических   знаний   в   области   техники   и   технологии современного   производства;   содействует   развитию   технического   мышления,   познавательных способностей   учащихся.   Кроме   того,   занятия   черчением   оказывают   большое   влияние   на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование   эстетического   вкуса   учащихся,   что   способствует   разрешению   задач   их эстетического воспитания. Основная  задача  курса   черчения   –   формирование   учащихся   технического   мышления, пространственных   представлений,   а   также   способностей   к   познанию   техники   с   помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении   как   стимул   активизации   деятельности   школьника,   как   эффективный   инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве,   установление   логической   связи   черчения   с   другими   предметами политехнического   цикла,   выражающейся,   в   частности,   в   повышении   требовательности   к качеству   графических   работ   школьников   на   уроках   математики,   физики,   химии,   труда.   В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения   черчению   входит   также   подготовка   школьников   к   самостоятельной   работе   со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем. Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов   обучения   других   предметов.   Однако   отдельные   методы   обучения,   применяемые   в черчении,   не   являются   особыми   методами.   Они   представляют   собой   видоизменение   общих методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие методы:  Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.  Цели и задачи курса:  Цель ­ научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.  В процессе обучения черчению ставятся задачи:  ­ сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; ­ознакомить   учащихся   с   правилами   выполнения   чертежей,   установленными государственными стандартами ЕСКД; ­обучить   воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы; ­развивать   все   виды   мышления,   соприкасающиеся   с   графической   деятельностью школьников; ­обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;  ­прививать культуру графического труда.  Настоящая   учебная   программа   рассчитана   для   общеобразовательных   школ.   Изучение   курса черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю. За год 34 часа.                    Раздел II. Учебно­тематический план. № Наименование разделов и тем Правила оформления чертежей Способы проецирования  Чтение и выполнение чертежей деталей  Обобщение знаний Всего  Всего часов в том числе на  лабораторные уроки и  проверочные работы 7 Контрольные  работы, зачеты. 9 17 1 34                                                              Учебно­тематический план: 8класс.                                          1 четверть      Правила выполнения чертежей №д а т а Тема урока. 1 Введение, «Черчение». Организация рабочего места 2 Понятие о государственных стандартах. Типы линий. Формы, рамки, основная надпись  чертежа.  Графическая работа №1.«Линии чертежа.» Сведения о чертежном шрифте. Применение и обозначение масштаба. «Графическая работа №2».«Чертеж плоской детали». Проецирование Прямоугольное проецирование на три плоскости проекции. 3 4 5 6 7 8                                 2 четверть                                   9 1 1 1 1 1 1 1                        3 четверть      Чтение и выполнение чертежей деталей 1 Расположение видов на чертеже Местные  виды. Получение и построение аксометрических проекции Аксометрические проекции плоскогранных предметов. Аксометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.  Чертежи и аксометрическии проекции геометрических тел. Проекции вершин ребер и граней предмета. Графическая работа №4 «Чертежи и  Аксометрические проекции предметов» Порядок построения изображений на чертежах 1 2 2 2 2 2 2 Графическая работа №5. «Построение третей проекции по двум данным». Нанесение размеров с учетом формы предмета Геометрические построения необходимые при выполнении чертежей. Графическая работа №6  Чертежи детали (с использование геометрических построений,  сопряжений) Чертежи разверток поверхности геометрических тел Порядок чтения чертежей, деталей. Практическая работа №7 «Устное чтение  чертежа»                                                                       4 четверть 2 Выполнение  эскизов деталей. Графическая работа №8. выполнение чертежа предме та в трех видах с преобразова нием его  формы (путем удаления части предмета). Графическая работа №9 « Эскиз и технический рисунок детали». 3                                                                 Обобщение знаний 3 Графическая работа №10 Выполнение чертежей детали с включением элементов  конструирования. Предмета. Графическая работа №11 Выполнение чертежа предмета. 2 3 Раздел III. Содержание тем учебного курса.  Правила оформления чертежей (7 часов) Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития   чертежей.   Современные   методы   выполнения   чертежей.   Цели,   содержание   и   задачи изучения черчения в школе. Инструменты.  Принадлежности   и  материалы  для   выполнения  чертежей.  Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие   о   стандартах.   Линии:   сплошная   толстая   основная,   штриховая,   сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра   и   радиуса;   указание   толщины   и   длины   детали   надписью;   расположение   размерных чисел).Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.  Способы проецирования (9 часов). Проецирование.   Центральное   параллельное   проецирование.   Прямоугольные   проекции. Выполнение   изображений   предметов   на   одной,   двух   и   трех   взаимно   перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение   видов   на   чертеже   и   их   названия:   вид   спереди,   вид   сверху,   вид   слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические   проекции   плоских   и   объемных   фигур.   Эллипс   как   проекция окружности. Построение овала.  Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.  Чтение и выполнение чертежей деталей (17 часов). Анализ   геометрической   формы   предметов.   Проекции   геометрических   тел.   Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение   размеров   на   чертежах   с   учетом   формы   предметов.   Использование   знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ   графического   состава   изображений.   Выполнение   чертежей   предметов   с использованием   геометрических   построений:   деление   отрезка,   окружности   и   угла   на   равные части; сопряжения. Чтение чертежей. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих.   Обобщение знаний (1 час).  Обязательный минимум графических и практических работ Содержание работы Примечание Линии чертежа  Чертеж плоской детали ­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­ № 1 2 3 Моделирование по чертежу Из проволоки, бумаги, картона, пластических  материалов 4 5 6 7 8 9 Чертежи и аксонометрические проекции предметов С построением проекций, точек, отрезков, граней и пр. Построение третьей проекции по двум данным  ­­­­­­­­­­ Чертеж детали   С использованием геометрических построений (в том числе  сопряжений) Устное чтение чертежей  ­­­­­­­­­­ Чертеж предмета в трех видах  С преобразованием формы предмета Эскиз и технический рисунок детали ­­­­­­­­­­ 10 Эскиз деталей с включением элементов  конструирования С преобразованием формы предмета 11 Чертеж предмета (контрольная работа) По аксонометрической проекции или с натуры  Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.  Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса   Учащиеся должны знать: ­   основы   прямоугольного   проецирования   на   одну,   две   и   три   взаимно   перпендикулярные плоскости   и   иметь   ­   понятие   о   способах   построения   несложных   аксонометрических изображений; ­ изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.  Учащиеся должны уметь: ­ рационально использовать чертежные инструменты; ­ анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; ­ анализировать графический состав изображений; ­ читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов; ­ выбирать необходимое число видов на чертежах; ­ осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;  ­ применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.           Раздел V.  Формы и виды контроля. Проверка и оценка знаний, умений и навыков  учащихся Важной и необходимой частью учебно­воспитательного процесса   является учет успеваемости школьников.   Проверка   и   оценка   знаний   имеет   следующие   функции:   контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. В   процессе   обучения   используется   текущая   и   итоговая   форма   проверки   знаний,   для осуществления   которых   применяется   устный   и   письменный   опрос,   самостоятельные графические работы. Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют   учителю   контролировать   и   систематизировать   знания   учащихся   программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.       Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся,   приобретённых   за   год   или   курс   обучения   черчению;   самостоятельная   работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы. Знания   и   умения   учащихся   оцениваются   по   пяти   бальной   системе.   За   графические   работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.           Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану: 1.      Проверка   правильности   оформления   чертежа   (выполнение   рамки,   основной   надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров). 2.     Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа). После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях. Программой   определены   примерные   нормы   оценки   знаний   и   умений,   учащихся   по черчению. При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик: а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений; б)   даёт   чёткий   и   правильный   ответ,   выявляющий   понимание   учебного   материала   и характеризующий   прочные   знания;   излагает   материал   в   логической   последовательности   с использованием принятой в курсе черчения терминологии; в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если ученик: а)   овладел   программным   материалом,   но   чертежи   читает   с   небольшими   затруднениями вследствие   ещё   недостаточно   развитого   пространственного   представления;   знает   правила изображений и условные обозначения; б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности; в)   при   чтении   чертежей   допускает   некоторую   неполноту   ответа   и   незначительные   ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если ученик: а)   основной   программный   материал   знает   нетвёрдо,   но   большинство   изученных   условностей изображений и обозначений усвоил; б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности. Оценка «2» ставится, если  ученик: а)   обнаруживает   незнание   или   непонимание   большей   или   наиболее   важной   части   учебного материала;   б)   ответ   строит   несвязно,   допускает   существенные   ошибки,   которые   не   может исправить даже с помощью учителя. Оценка   «1»   ставится,   если   ученик   обнаруживает   полное   незнание   и   непонимание   учебного материала. При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик: а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно; а)   самостоятельно,   но   с   небольшими   затруднениями   выполняет   и   читает   чертежи   и б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;  в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. Оценка «4» ставится, если ученик:   сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;    б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;      в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений. Оценка «3» ставится, если ученик: а)   чертежи   выполняет   и   читает   неуверенно,   но   основные   правила   оформления   соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно; б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «2» ставится, если ученик: а) не выполняет  обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь; б)   читает   чертежи   и   выполняет   только   с   помощью   учителя   и   систематически   допускает существенные ошибки. Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.       Раздел VI. УМК, дополнительная литература и средства обучения.  Для учителя:  1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7­8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001. 2.Борисов   Д.М.   Черчение.   Учебное   пособие   для   студентов   педагогических   институтов   по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями. 3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие  для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990. 4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана ­ Граф, 2004. 5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 6.Манцветова   Н.В.,   Майнц   Д.Ю.,   Галиченко   К.Я.,   Ляшевич   К.К.   Проекционное   черчение   с задачами. Учебное пособие для технических  специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978. 7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.  Для учащихся:  1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7­8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001. 2.Воротников   И.А.   Занимательное   черчение.   Книга   для   учащихся   средней   школы.   –   М.: Просвещение. 1990. 3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7­8 классов. ­ М.: Просвещение, 1991. 4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991. 6.Словарь­ справочник  по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993. 7.Карточки­задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.  Учебные таблицы Макарова   М.Н.   Таблицы   по   черчению,   8   класс:   Пособие   для   учителей.   –   М.: Просвещение, 1987 Инструменты, принадлежности и материалы для черчения 1)Учебник «Черчение»; 2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей; 3) Чертежная бумага плотная нелинованная ­ формат А4  4) Миллиметровая бумага; 5) Калька; 6) Готовальня школьная  (циркуль круговой, циркуль разметочный); 7) Линейка деревянная 30 см.; 8) Чертежные угольники с углами:      а) 90, 45, 45 ­градусов;      б) 90, 30, 60 ­ градусов. 9) Рейсшина; 10) Транспортир; 11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов; 12) Простые карандаши –  «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»); 13) Ластик для карандаша (мягкий); 14) Инструмент для заточки карандаша. программа по черчению для 9 класса Раздел I. Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов,   М.   Просвещение   1993.   Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного   предмета   в   соответствии   с   целями   изучения   черчения,   которые   определены стандартом. Структура документа Рабочая  программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно­тематический план; содержание тем учебного курса; требования   к   уровню   подготовки   учащихся;   перечень   учебно­методического   обеспечения, календарно­тематическое планирование.    Общая характеристика учебного предмета Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных   представлений   и   графической   грамотности   учащихся.   Школьный   курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое   значение   для   общего   и   политехнического   образования   учащихся;   приобщает школьников   к   элементам   инженерно­технических   знаний   в   области   техники   и   технологии современного   производства;   содействует   развитию   технического   мышления,   познавательных способностей   учащихся.   Кроме   того,   занятия   черчением   оказывают   большое   влияние   на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,   являющихся   важнейшими   элементами   общей   культуры   труда;   благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная   задача   курса   черчения   –   формирование   учащихся   технического   мышления, пространственных   представлений,   а   также   способностей   к   познанию   техники   с   помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении   как   стимул   активизации   деятельности   школьника,   как   эффективный   инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. В   число   задач   политехнической   подготовки   входят   ознакомление   учащихся   с   основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве,   установление   логической   связи   черчения   с   другими   предметами политехнического   цикла,   выражающейся,   в   частности,   в   повышении   требовательности   к качеству   графических   работ   школьников   на   уроках   математики,   физики,   химии,   труда.   В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения   черчению   входит   также   подготовка   школьников   к   самостоятельной   работе   со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем. Черчение  как  учебный  предмет  во  многом  специфичен   и  значительно  отличается  от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов   обучения   других   предметов.   Однако   отдельные   методы   обучения,   применяемые   в черчении,   не   являются   особыми   методами.   Они   представляют   собой   видоизменение   общих методов обучения.  В   изучении   курса   черчения   используются   следующие   методы:Рассказ,   объяснение,   беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом  Цели и задачи курса: Цель ­ научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В процессе обучения черчению ставятся задачи:  ­ сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две   и   три   плоскости   проекций,   о   построении   аксонометрических   проекций   (диметрии   и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; ­ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; ­обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;                          ­развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников; ­обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;  ­прививать культуру графического труда.  Настоящая   учебная   программа   рассчитана   для   общеобразовательных   школ.   Изучение   курса черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю. За год 34 часа  Раздел II. Учебно­тематический план. Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала № Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на  лабораторные уроки и  проверочные работы Контрольные  работы, зачеты. Общие сведения о способах проецирования Сечения и разрезы Сборочные   чертежи: ­чертежи   типовых соединений деталей (5 часа),             ­ сборочные чертежи изделий (9 часов)   Чтение строительных чертежей Контрольная работа разновидностей   графических Обзор изображений   Всего 1 14 14 2 2 1 34 Дата  Содержание Учебно­тематический план  9 класс. Повторение сведений о способах проецирования. № п/п 1 Колич ество  часов 1 2 3­4 5 6 7­8 9 10 11 12 13 14 15 16  Сечения и разрезы Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений». Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». Графическая работа №14 по теме  «Чертёж детали с применением разреза».  Определение необходимого количества изображений. Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и  упрощения на чертежах. Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей». Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».  Сборочные чертежи Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. 17­18 Чертежи болтовых и шпилечных соединений. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей». Понятие о деталировании. Графическая работа №19 по теме «Деталирование». Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами  конструирования».  Чтение строительных чертежей Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей». Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной  единицы». Разновидности графических изображений. Применение компьютерных технологий выполнение графических работ. 34. Итого: Повторение. 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34  часов Раздел III. Содержание тем учебного курса.  Общие сведения о способах проецирования (1 час)     Сечения и разрезы (14 часов) Сечения.   Правила   выполнения   наложенных   и   вынесенных   сечений.   Обозначение   сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях. Разрезы.   Различия   между   разрезами   и   сечениями.   Простые   разрезы   (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения   части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.  Сборочные чертежи (14 часов): Чертежи типовых соединений деталей (5 часа) Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные,  винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения  на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на  стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочные чертежи изделий (9 часов)  Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.). Изображения на сборочных чертежах. Некоторые   условности   и   упрощения   на   сборочных   чертежах.   Штриховка   сечений   смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.  Чтение строительных чертежей (2 часа) Понятие   об   архитектурно­строительных   чертежах,   их   назначение.   Отличия   строительных чертежей от машиностроительных чертежей. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно­технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.  Контрольная работа (2 час)  Обзор разновидностей графических изображений (1 час). Области   применения   технических   рисунков   и   чертежей,   схем   (кинематических   и электрических), диаграмм, графиков и т. п.  Обязательный минимум графических и практических работ № Содержание работы Примечание 12 Эскиз деталей с выполнением сечений С натуры или по аксонометрической проекции 13 Эскиз детали с выполнением необходимого разреза ­­­­­­­­­ 14 Чертеж детали с применением разреза По одному или двум видам детали 15 Устное чтение чертежей ­­­­­­­­­­ 16 Эскиз с натуры  С применением необходимых разрезов, сечений и других  условностей и упрощений 17 Чертеж резьбового соединения   ­­­­­­­­­ 18 Чтение сборочных чертежей  С выполнением технических рисунков 1 ­2 деталей 19 Деталирование   Выполняются чертежи 1­ 2 деталей 20 Решение творческих задач с элементами  конструирования ­­­­­­­­­­ 21 Чтение строительных чертежей С использованием справочных материалов 22 Выполнение чертежа детали (контрольная работа) По сборочному чертежу Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях. Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения  9 класс Учащиеся должны знать: ­ основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов; ­ условные изображения и обозначения резьбы.  Учащиеся должны иметь понятие: ­ об изображениях соединений деталей; ­ об особенностях выполнения строительных чертежей.  Учащиеся должны уметь: ­ выполнять необходимые разрезы и сечения; ­ правильно выбирать главное изображение и число изображений; ­ выполнять чертежи резьбовых соединений деталей; ­ читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5­7 деталей; ­ выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2­3 деталей; ­ читать несложные строительные чертежи; ­ пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником; ­ применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с  элементами конструирования). Раздел V. Формы и виды контроля.  Важной и необходимой частью учебно­воспитательного процесса   является учет успеваемости школьников.   Проверка   и   оценка   знаний   имеет   следующие   функции:   контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. В   процессе   обучения   используется   текущая   и   итоговая   форма   проверки   знаний,   для осуществления   которых   применяется   устный   и   письменный   опрос,   самостоятельные графические работы. Главной   формой   проверки   знаний   является   выполнение   графических   работ.   Программой   по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют   учителю   контролировать   и   систематизировать   знания   учащихся   программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной. Контрольная  работа  даёт  возможность выявить  уровень усвоения  знаний,  умений  и  навыков учащихся,   приобретённых   за   год   или   курс   обучения   черчению;   самостоятельная   работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы. Знания   и   умения   учащихся   оцениваются   по   пяти   бальной   системе.   За   графические   работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану: 1.      Проверка   правильности   оформления   чертежа   (выполнение   рамки,   основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров). 2.      Проверка   правильности   построения   чертежа   (соблюдение   проекционной   связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа). После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях. Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению. При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик: а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений; б)   даёт   чёткий   и   правильный   ответ,   выявляющий   понимание   учебного   материала   и характеризующий   прочные   знания;   излагает   материал   в   логической   последовательности   с использованием принятой в курсе черчения терминологии; в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если ученик: а)   овладел   программным   материалом,   но   чертежи   читает   с   небольшими   затруднениями вследствие   ещё   недостаточно   развитого   пространственного   представления;   знает   правила изображений и условные обозначения; б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности; в)   при   чтении   чертежей   допускает   некоторую   неполноту   ответа   и   незначительные   ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если ученик: а)   основной   программный   материал   знает   нетвёрдо,   но   большинство   изученных   условностей изображений и обозначений усвоил; б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности. Оценка «2» ставится, если  ученик: а)   обнаруживает   незнание   или   непонимание   большей   или   наиболее   важной   части   учебного материала; б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя. Оценка   «1»   ставится,   если   ученик   обнаруживает   полное   незнание   и   непонимание   учебного материала. При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик: а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно; б) при необходимости умело пользуется справочным материалом; в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. Оценка «4» ставится, если ученик: а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь; б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом; в)   при   выполнении   чертежей   допускает   незначительные   ошибки,   которые   исправляет   после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений. Оценка «3» ставится, если ученик: а)   чертежи   выполняет   и   читает   неуверенно,   но   основные   правила   оформления   соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно; б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «2» ставится, если ученик: а) не выполняет  обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь; б)   читает   чертежи   и   выполняет   только   с   помощью   учителя   и   систематически   допускает существенные ошибки. Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.   Раздел VI. УМК, дополнительная литература и средства обучения. Для учителя 1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7­8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001. 2.Борисов   Д.М.   Черчение.   Учебное   пособие   для   студентов   педагогических   институтов   по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями. 3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие  для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990. 4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана ­ Граф, 2004. 5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 6.Манцветова   Н.В.,   Майнц   Д.Ю.,   Галиченко   К.Я.,   Ляшевич   К.К.   Проекционное   черчение   с задачами. Учебное пособие для технических  специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978. 7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.  Для учащихся 1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7­8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001. 2.Воротников   И.А.   Занимательное   черчение.   Книга   для   учащихся   средней   школы.   –   М.: Просвещение. 1990. 3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7­8 классов. ­ М.: Просвещение, 1991. 4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991. 6.Словарь­ справочник  по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993. 7.Карточки­задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.   Учебные таблицы: Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987  Инструменты, принадлежности и материалы для черчения 1)Учебник «Черчение»; 2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей; 3) Чертежная бумага плотная нелинованная ­ формат А4  4) Миллиметровая бумага; 5) Калька; 6) Готовальня школьная  (циркуль круговой, циркуль разметочный); 7) Линейка деревянная 30 см.; 8) Чертежные угольники с углами:      а) 90, 45, 45 ­градусов;      б) 90, 30, 60 ­ градусов. 9) Рейсшина; 10) Транспортир; 11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов; 12) Простые карандаши –  «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»); 13) Ластик для карандаша (мягкий); 14) Инструмент для заточки карандаша. РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  №  урока Кол. часов Тема урока. Цели урока. Формы занятий  Наглядные пособия Домашнее задание I четверть (9 часов). Правила оформления чертежей (7 часов). 1. 1 час Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты,  принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными  инструментами. - Ознакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической  деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об  инструментах и материалах. ­Прививать навыки организационной работы на уроке. ­Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес. 1 час Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии  стр. 3­14 упр. на стр. 14 в тетрадь Оформить два формата  вертикальный и  горизонтальный ­§2 (п.1­2) §2 повторить ­рассказ с показом ­просмотр таблиц  –записи в  рабочих тетрадях ­беседа ­графические и    практические  упражнения ­графическая  работа (проверка  знаний). ­учебные таблицы:  «Виды графических  изображений» ­ две  таблицы,  ­образцы чертежей.  Мультимедиа,  презентация. ­учебная таблица:  «Линии чертежа» ­образцы чертежей ­учебник (форзац),  презентация ­образцы чертежей ­учебник (рис.24) ­формат А4  ­чертежные  инструменты и  принадлежности.  презентация 2. 3. 4­5. 1 час чертежа. ­Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости. ­Углубить интерес учащихся к предмету. ­Воспитывать организованность, активность, аккуратность. Графическая работа №1. Линии чертежа. ­Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ.  Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной  надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа. ­Прививать навыки организационной работы на уроке. ­Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. 2 часа Чертежный шрифт. ­Учить писать буквы согласно требованиям стандарта. ­Прививать аккуратность, внимательность при выполнении   надписей чертежа. ­Развивать усидчивость, выносливость, терпение при выполнении надписей  чертежа, развивать графические навыки. ­рассказ с показом примеров  написания букв ­графические  упражнения ­учебные таблицы:  «Шрифт чертежный» ­справочная таблица ­образцы шрифтов §2 (п. 4) ­алфавит в тетрадь 6. 7. 8. 9. 1 час Нанесение размеров. Масштабы. 1 час ­Прививать навыки выполнения  чертежа. Закреплять основные понятия  оформления чертежей. Учить наносить размеры  согласно требованиям ГОСТа. ­Развивать и углублять интерес к предмету, графические навыки. ­Воспитывать аккуратность и усидчивость. Графическая работа №2 Чертеж плоской детали. ­Закреплять основные правила оформления чертежей, нанесения размеров. ­Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами. ­Вырабатывать усидчивость, организованность, культуру графического труда. ­графическая  работа ­беседа ­учебные таблицы  Мультимедиа,  презентация §2 (п.5­6) ­форматА4 (вертикальный) Способы проецирования (9 часов). 1 час Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость  проекций. ­Дать понятие о способах проецирования, методе проекций. Познакомить с  элементами прямоугольного проецирования на одну плоскость. ­Закрепление навыков вычерчивания линий,  нанесения размеров. ­Формирование интереса, аккуратности, пространственного мышления. 1 час Проецирование на две плоскости проекций. ­ Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций.  Неопределенность формы. ­Учить проецировать на две плоскости проекций. ­Развивать пространственное мышление, графических навыков. ­беседа с показом  примеров ­работа с  учебником ­демонстрация  трехгранного угла ­беседа с показом §2 повторить ­инструменты §3; §4 (п.1) ­инструменты §4 (п.2)  ­инструменты ­карточки­задания №2 ­формат А4 ­чертежные  инструменты  презентация ­учебник ­ модели деталей ­карточки­задания №9  Мультимедиа,  презентация ­учебник ­карточки­задания №4 ­чертежные  инструменты и  принадлежности ­модели деталей,  презентация II четверть (7 часов). 10(1) 1 час Прямоугольное проецирование как основной способ получения  изображений на плоскости. Расположение видов на чертеже.  Местные виды. ­ Показать необходимость проецирования на три плоскости  проекций ­Формирование познавательных  интересов к предмету, самостоятельность  суждений, активность. ­Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач. ­рассказ с показом ­графические  упражнения ­учебник   ­модели деталей  (пластмасса) ­трехгранный угол ­карточки­задания №6,  презентация §4, §5 ­инструменты 11(2)  1 час  Расположение видов. Задачи на составление чертежей по  разрозненным изображениям. ­Закрепление знаний о расположении видов, формирование понятий о  необходимом и достаточном количестве видов на чертеже. ­Углубить знания о графических изображениях, формировать навыки построения  видов на чертежах. ­Развитие стремления к овладению знаниями, творческого отношения к решению  задач ­фронтальная и  индивидуальная  графическая  проверка. ­трехгранный угол ­магнитная доска ­разрозненные  изображения (виды),  презентация ­повторить §4­5 ­бумага, ножницы,  проволока, пластилин. 12(3) 1 час Практическая работа №3 Моделирование по чертежу. ­ Познакомить с понятием – моделирование, с последовательностью работы по  моделированию. ­Развивать пространственное мышление, закрепить знания по теме:  «Проецирование».  ­Вырабатывать внимательность, аккуратность, организованность,  самостоятельность мышления. Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические  проекции плоских фигур. ­Дать понятие об аксонометрии как изображении.  ­Учить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии. ­Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету. Аксонометрические проекции объемных плоскогранных  предметов ­ Учить строить аксонометрические проекции объемных  плоскогранных  предметов. ­Познакомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии. ­Развивать пространственное мышление. 13(4) 1 час 14(5) 1 час моделирование по чертежу ­беседа с показом ­построение на  доске  (фронтальная  работа) ­построение на  доске и в тетради ­инструменты повторить  §4­5 §6­7 (п.1­2).  ­инструменты  §7 (п.3)  ­инструменты §8  ­дочертить ­карточки­задания  № 7 ­учебник ­модели деталей из  проволоки, картона,  пластилина.,  презентация ­учебник таблица  №1 ­тетрадь  ­инструменты ­учебник таблица №2,­тетрадь  ­инструменты ­образцы чертежей,  презентация ­учебник ­учебная таблица ­тетрадь ­чертежные  принадлежности  Мультимедиа,  презентация 15(6) 1 час Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими  элементами. ­Учить строить окружность в изометрии.  ­Познакомить с понятиями – овал, эллипс. ­Развитие пространственного представления и мышления. ­фронтальная  работа 16(7) 1 час Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз. ­Дать основные понятия о техническом рисунке. ­Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции» ­Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе. ­рассказ  с  показом ­фронтальная  работа ­образцы чертежей ­учебник,­чертежные  принадлежности и  инструменты ,  презентация §9 ­чертежные инструменты III четверть (10 часов). Чтение и выполнение чертежей (18 часов). 17­ 18(1­2) 19(3) 2 часа Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные  изображения и развертки геометрических тел. Группа  геометрических тел. ­Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые  геометрические тела. ­Способствовать развитию технического и образного мышления. ­Нацеливать на рабочие профессии. ­рассказ  с  показом ­графические  упражнения ­построения на  доске и в тетради ­учебная таблица ­геометрические тела ­модели деталей ­учебник ­тетрадь ­карточки­задания №11 , презентация §10­11;  §16 ­чертежные инструменты 1 час Проекции вершин, ребер, граней и точек. ­Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения  проекций гране, ребер, вершин. ­Формирование навыков построения проекций этих элементов. ­Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел. ­беседа ­построения на  доске и в тетради ­модели деталей ­учебник,­тетрадь ­карточки­задания №9 ,  презентация §12; ­формат А4 ­инструменты   20(4) 1 час Графическая работа №4 Чертеж и наглядное изображение детали ­Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической  проекции. ­Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и  «Аксонометрические проекции». ­Закрепить навыки анализа геометрической формы предмета, приемы работы  чертежными инструментами. 21(5) 1 час Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на  геометрических телах. ­Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму  деталей. ­Закреплять знания по теме: «Проецирование». ­Развитие образного мышления. Творческих способностей. ­графическая  работа ­учебник,­формат А4 ­карточки­задания №8  Мультимедиа,  презентация §12 повторить ­инструменты ­рассказ ­графические  упражнения ­учебник. ­тетрадь ­модели деталей ,  презентация §13  ­формат А4 ­инструменты 22(6) 1 час Графическая работа №5 Чертеж детали в трех видах по двум данным. ­Закрепление навыков построения проекций предметов.  ­Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали. ­Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного  мышления. ­графическая  работа деталей ­карточки­задания №13 ­инструменты ­формат А4  Мультимедиа,  презентация §13 повторить ­инструменты 23 (7) 24(8) 25­26 (9­10) 1 час Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение  знаков диаметра и квадрата. ­Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о  нанесении размеров с учетом формы предмета.  ­Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные  задания. ­Развитие логического мышления. 1 час Практическая работа №7 Чтение чертежей ­Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей. ­Закрепление знаний по пройденным темам. ­Развитие пространственного и логического мышления. 2 часа Графическая работа №9 Эскиз детали и технический рисунок. 1. Понятие об эскизах. 2. Эскиз и технический рисунок. ­Дать понятие об эскизах. ­Учить последовательной работе над эскизами, закреплять знания о построении  трех видов с нанесением размеров. ­Воспитывать интерес к предмету,  развивать образное мышление. ­рассказ по  учебной таблице и учебнику ­учебная таблица  ­учебник ­инструменты ­тетрадь, презентация §14 ­инструменты ­чтение чертежей ­учебник  ­тетрадь Мультимедиа,  презентация §17 ­формат А4 в клетку ­чертежные инструменты ­рассказ с показом ­графическая  работа ­карточки­задания  ­формат А4 в клетку ­чертежные  инструменты и  принадлежности ,  презентация §18 ­инструменты 27(1) 1 час Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с  разметкой. ­Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного  ­графические  упражнения ­карточки­задания ­чертежные  инструменты и  принадлежности ­формат А4 ­рис. 151 ­инструменты IV четверть (8 часов). 28 (2) 1 час 29(3) 1 час 30(4) 1 час 31(5) 1 час 32 (6) 1 час положения предметов и их частей. ­Способствовать развитию пространственного и образного мышления. ­Прививать культуру труда при выполнении  графической документации. Графическая работа №8 Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы ­Закрепление навыков построения вырезов на геометрических телах, анализ  формы предмета. ­Отработать навыки последовательного построения  чертежа. ­Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию. ­Закрепление навыков построения видов и технического рисунка. ­Развитие пространственного представления. ­Воспитание культуры труда, организации рабочего места. Геометрически построения. Сопряжения. ­Учить выполнять геометрические построения: деление отрезков и  окружности на равные части. Дать понятие о сопряжении. ­Углублять знания о практическом применении чертежей. ­Воспитывать организованность, самостоятельность. Графическая работа №6 Чертеж детали с элементами сопряжения. ­Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений.  ­Выявление знаний по данной теме. ­Учить экономному использованию времени. ­графическая  работа ­инструменты ­карточки­задания №25 ­чертежные  инструменты и  принадлежности ­формат А4 ­графические  упражнения ­карточки­задания №19 ­инструменты ­тетрадь ­учебник стр. 81 ­объяснение  материала. ­построения на  доске и в тетради ­учебная таблица  «Сопряжения» ­учебник,­тетрадь ­инструменты §15 ­формат А4 ­инструменты ­графическая  работа ­карточки­задания №15 ­учебник ­инструменты,  презентация §15 повторить  ­формат в клетку Графическая работа №10 Чертеж детали с элементами конструирования. ­Закрепление навыков построения чертежей. ­Развитие творческих способностей. Выявление знаний по ранее изученному  материалу. ­Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.  ­графическая  работа ­форматА4 ­инструменты ­карточки­задания №25 ­формат А4 ­чертежные  инструменты и  принадлежности ­учебник , презентация 33(7) 1 час Графическая работа №11 (контрольная) Чертеж детали ­Закрепление и выявление знаний по изученному материалу за первый год  ­графическая  работа карточки­задания №26 ­формат А4 ­чертежные  стр. 3­14 повторить обучения черчению. ­ Формирование познавательных  интересов к предмету. ­ Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. 34(8) 1 час Обзор разновидностей графических изображений. ­Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за первый год обучения. ­Уяснить значимость чертежей жизни. ­Закрепление полученных знаний. ­графические  упражнения. инструменты и  принадлежности ­учебник , презентация ­учебные таблицы  «Разновидности  графических  изображений» 2 штуки.   презентация №  урока Кол.  часов Тема урока. Цели урока. Формы занятий  Наглядные пособия Домашнее задание РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  I четверть (9 часов) Чертежи в системе прямоугольных проекций (1 час). 1. 2­3. 1 час Обобщение сведений о способах проецирования. - Выявление знаний за первый учебный год. ­Развитие пространственного, технического и образного мышления. ­Обобщить навыки последовательного построения чертежа. ­беседа ­графические  построения ­учебные таблицы: «Виды  графических изображений»­ 2 таблицы,  ­модель  трехгранного угла ­ модели деталей из картона §19, стр.126  №2 в тетрадь. Сечения и разрезы на чертежах (14 часов). 2 часа Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила  выполнения наложенных и вынесенных сечений, их  обозначение. Графическое обозначение материалов ­Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места  сечений. ­рассказ с показом примеров ­графические  упражнения ­учебные таблицы:  «Сечения», «Сечения и  разрезы» ­модели деталей ­карточки­задания  № 1­2 Мультимедиа §20­22; Формат для  эскизов (в  клетку) 4. 5. 6. 7. 8. 1 час 1 час 1 час ­Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали) ­Ознакомить учащихся с типичными конструктивными  элементами деталей для  выявления формы, которых необходимо применение сечений. Графическая работа №1. Эскиз деталей с применением сечений. ­Закрепление умений и навыков в построении и обозначении сечений. ­Проверка качества усвоения материала по теме. ­Развитие пространственного представления и мышления.  Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от  сечения. Расположение, обозначение на чертежах.  Местные разрезы. ­Дать понятие о разрезах как об изображениях. ­Знакомство с классификацией разрезов. ­Формирование навыков построения целесообразных разрезов. Графическая работа №2 Эскиз детали с применением необходимого разреза. ­Проверка усвоения материала и закрепление сформированных умений и навыков  в построении эскизов деталей с целесообразным разрезом. ­Формирование навыков самостоятельной работы. 1 час Соединение половины разреза с половиной вида.  Особенности нанесения размеров. Особые случаи  разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости). ­Учить определять необходимость построения на чертеже  соединения половины  вида и разреза. ­Определять значимость выбора разреза от симметричности детали. ­Познакомить с особыми случаями  разрезов 1 час Соединение части разреза счастью вида.  ­Формирование у учащихся правильных приемов построения целесообразных  разрезов ­Закрепление навыков чтения чертежей. ­Развитие логического мышления, пространственного представления ­графическая  работа (проверка  знаний). ­карточки­задания №3 ­формат для эскизов ­чертежные инструменты и  принадлежности. §20­22  повторить ­рассказ с показом примеров ­графические  упражнения ­учебные таблицы: «Сечения и разрезы»; «Фронтальный  разрез»; «Горизонтальный  разрез»; «Профильный  разрез». Мультимедиа §23­24, ­формат для  эскизов. ­графическая  работа ­формат для эскизов ­чертежные инструменты ­карточки­задания №7  Мультимедиа §23­24  повторить ­рассказ по  таблицам ­работа с  учебником ­учебная таблица:  «Соединение вида и разреза» ­учебник ­чертежные инструменты  Мультимедиа §25 (п. 2), §26  рис.195 стр.150 №3 в тетрадь ­рассказ по  таблицам ­графические  упражнения ­работа с  учебником ­учебник ­ таблица прошлого урока ­карточки­задания №9  Мультимедиа §25, §26  повторить ­формат А4  (горизонтальны й) 9. 1 час 10(1) 1 час 11(2)  1 час Графическая работа №3 Чертеж детали с применением разреза (по одному или  двум видам детали). ­ Закрепление навыков построения целесообразных разрезов ­Выявление знаний по теме: «Соединение вида и разреза». II четверть (7 часов). Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4  части детали)  ­ Знакомство с построением аксонометрических проекций деталей с вырезом. ­Закрепление знаний о расположении осей (X,Y,Z). ­Совершенствование графических навыков Решение задач на реконструкцию внешней и  внутренней формы. ­Закрепление навыков выполнения соединения половины вида детали с половиной  разреза. ­Развитие навыков логического мышления, пространственного представления. 12(3) 13(4) 1 час Практическая работа №4 Устное чтение чертежей ­ Закрепление навыков по правилам чтения чертежей ­Формирование навыков самостоятельной работы ­Развитие навыков логического мышления 1 час Определение необходимого и достаточного количества  изображений на чертежах. Выбор главного  изображения. ­Знакомство с правилами выбора главного вида и необходимого количества  изображений, условности и упрощения на чертежах.  ­Формирование познавательного интереса к предмету. ­Развитие навыков логического мышления ­графическая  работа §25, §26  повторить ­карточки­задания №10 или  учебник стр.153 рис.201  ­образцы чертежей ­формат А4 ­чертежные инструменты и  принадлежности. ­объяснение по  таблице ­показ чертежей ­графические  упражнения ­графические  упражнения ­учебные таблицы:  «Аксонометрические  проекции деталей с  вырезом» ­модели деталей с вырезом  (пластмасса) ­карточки­задания №13 ­карточки­задания  № 8­9 ­учебная таблица:  «Соединение вида и разреза» ­тетрадь ­чертежные принадлежности §26, §27 Повторить  правила чтения чертежей §17 ­чтение чертежей ­карточки­задания  № 11 ­беседа ­чтение чертежей ­учебные таблицы «Выбор  изображений на чертеже» ­карточки­задания №11  Мультимедиа §28­29 стр.  154­157 ­формат для  эскизов 14(5) 1 час Графическая работа №5 ­графическая  работа ­карточки­задания №12 ­формат для эскизов §28­29  повторить Эскиз детали  с применением условностей и упрощений ­ Проверка знаний по темам: «Разрезы», «Сечения», «Условности и упрощения на  чертежах». ­Закрепление навыков выполнения разрезов. 1 час Творческие задачи на графическое моделирование  формы по чертежу с неполными данными. ­Закрепление навыков в выполнении соединения половины вида с половиной  разреза.  ­Формирование познавательного интереса к предмету. ­Развитие пространственного представления и мышления. ­чертежные принадлежности и инструменты ­графические  упражнения ­карточки­задания №14 ­тетрадь ­чертежные принадлежности §28­29  повторить 15(6) 16(7) 17(1) Сборочные чертежи (14 часов). 1 час Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные  соединения. Шпоночные и штифтовые соединения. ­Дать основные понятия о соединениях деталей. ­Научить правилам изображения на чертежах разъемных соединений деталей. ­Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием  разрезов. ­рассказ по  таблицам с  показом III четверть (10 часов). 1 час Изображение резьбы на стержне и в отверстии ­Дать основные понятия о резьбовых соединениях ­Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах ­Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием  разрезов. 18(2) 1 час Графическая работа №6 Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение) ­Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей ­Совершенствование навыков резьбового соединения ­Формирование навыков самостоятельной работы ­учебные таблицы  «Разъемные и неразъемные  соединения», «Шпоночные и штифтовые соединения» ­учебник ­чертежные принадлежности и инструменты ­учебные таблицы  «Резьбовые соединения» ­модели резьбовых  соединений ­учебник ­чертежные принадлежности и инструменты ­карточки­задания №18 (или рис. 217 г) ­формат А4 ­чертежные принадлежности и инструменты §30; §33 ­чертежные  принадлежност и §31­32 ­чертежные  принадлежност и ­формат А4 §30­33  повторить ­рассказ по  таблицам с  показом ­­графические  упражнения ­графическая  работа 19(3) 1 час Обобщение и систематизация знаний о сборочных  чертежах (спецификация, номера позиций). Общие и  ­составление  сравнительной  таблицы ­учебные таблицы:  «Сборочный чертеж»,  «Чертежи деталей» §34 20(4) 21(5) 22(6) отличительные признаки сборочных и рабочих  чертежей. ­Закрепить теоретические знания о рабочем чертеже детали. ­Знакомство с новыми понятиями и графическими изображениями сборочных  чертежей. ­Дать сравнительную характеристику рабочего и сборочного чертежей. ­учебник ­тетрадь 1 час Условности и упрощения на сборочных чертежах.  Чтение сборочных чертежей, последовательность. ­Познакомить учащихся с условностями и упрощениями на сборочных чертежах. ­Научить читать сборочные чертежи ­Развивать устную речь учащихся. ­рассказ с показом ­чтение  сборочных  чертежей ­учебные таблицы:  «Сборочный чертеж»,  «Чертежи деталей» ­учебник ­тетрадь §35­36 1 час Практическая работа №7 Чтение сборочных чертежей ­Закрепление знаний по теме «Условности и  упрощения на сборочных чертежах»,  «Порядок чтения сборочных чертежей». ­Развитие умения излагать свои мысли грамотно, в полном объеме, используя  термины учебного предмета. 1 час Деталирование сборочного чертежа. Порядок  выполнения чертежей деталей. Выбор числа  изображений. ­Познакомить учащихся с понятием – Деталирование.  ­Изучить порядок деталирования. ­Закрепить новый материал. ­Закрепить знания по теме: «Чтение сборочных чертежей». Научить выделять  стандартные детали, входящие в изделие. ­чтение  сборочных  чертежей ­учебная таблица  «Сборочный чертеж» ­тетрадь §35­36  повторить ­объяснение  материала ­запись порядка  деталирования в  тетрадь ­выполнение  чертежей деталей ­учебные таблицы:  «Сборочный чертеж»,  «Чертежи деталей» ­учебник ­тетрадь, Мультимедиа,  презентация. §37 23­24  (7­8) 2 часа Деталирование сборочного чертежа. Выполнение  чертежей без нанесения размеров. ­Закрепление знаний по темам: «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование». ­Совершенствовать навыки выполнения чертежей деталей, по сборочным чертежам изделий. ­Формирование графической грамотности. ­выполнение  чертежей деталей  по чертежам  изделий без  нанесения  размеров §37 ­учебная таблица: «Порядок  деталирования сборочного  чертежа» ­задание из учебника рис.  244 (1); 245 (1). 25(9) 1 час Определение размерных данных при деталировании.  Использование пропорционального масштаба. ­Научить определять действительные размеры детали входящей в сборочную  единицу, при помощи графика углового масштаба. ­Закрепление знаний по теме «Деталирование», «Нанесение размеров» ­Закрепление знаний, умений и навыков по деталированию сборочного чертежа, в  выборе изображения детали. Графическая работа №8 (1 часть) Деталирование сборочного чертежа ­Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование»,  «Нанесение размеров на чертежах». ­Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному  чертежу изделий. ­Воспитывать интерес к предмету,  формировать графическую культуру. ­построение  пропорциональног о масштаба ­определение  размеров деталей  входящих в  изделие ­выполнение  чертежей деталей  по чертежам  изделий ­учебные таблицы прошлых  уроков ­учебник  ­тетрадь §37 ­формат А4 чертежные  принадлежност и §37 повторить ­карточки­задания №21 ­формат А4 ­чертежные инструменты и  принадлежности  Мультимедиа, презентация. 26(10) 1 час 27(1) 1 час IV четверть (8 часов). Графическая работа №8 (2 часть) Деталирование сборочного чертежа ­Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование»,  «Нанесение размеров на чертежах». ­Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному  чертежу изделий. ­Воспитывать интерес к предмету,  формировать графическую культуру ­выполнение  чертежей деталей  по чертежам  изделий ­карточки­задания №21 ­формат А4 ­чертежные инструменты и  принадлежности §37 повторить ­формат для  эскизов 28­29  (2­3) 2 часа Графическая работа №9 Решение творческих задач с элементами  конструирования. ­Закрепление навыков построения целесообразных видов, разрезов, сечений и т.д. ­Развитие навыков конструирования. ­Совершенствование навыков логического мышления ­выполнение  эскизов. ­карточки­задания №22  Мультимедиа, презентация. 30(4) 1 час Общие сведения об архитектурно­строительных  чертежах, их значение. Отличие от  ­объяснение  материала. ­чтение  ­учебные таблицы  «Строительные чертежи» ­учебник §38­40 Основы архитектурно­строительного черчения (2 часа). машиностроительных чертежей. ­Познакомить с архитектурно­строительными чертежами, с правилами их  оформления и выполнения. ­Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов. ­Научить понимать (читать) строительные чертежи. 1 час Практическая работа №10 Чтение строительных чертежей. ­Закрепление знаний по теме: «Архитектурно­строительные чертежи», «Условные  изображения на строительных чертежах». ­Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления. строительных  чертежей ­строительные чертежи  прошлых лет ­чтение  строительных  чертежей ­карточки­задания №24  Мультимедиа, презентация. §38­40  повторить ­форматА3 31(5) 32­33  (6­7) 2 часа Графическая работа №11 (контрольная) Чертежи детали по сборочному чертежу. ­Закрепление навыков построения чертежей деталей по чертежам изделий с  применением сечений, разрезов.  ­Совершенствование навыков выполнения аксонометрических проекций деталей с  вырезом ¼ части. ­графическая  работа 34(8) 1 час Обзор разновидностей графических изображений. ­Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за два года обучения. ­Закрепление полученных знаний. ­графические  упражнения. стр.219, рис. 267 ­  рассмотреть ­карточки­задания №26 ­формат А3 ­чертежные инструменты и  принадлежности ­учебник Мультимедиа,  презентация. ­учебные таблицы  «Разновидности  графических изображений»  2 штуки.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8- 9 класса. в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по черчению для 8-  9 класса.  в соответствии с ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017