Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
технология
Взрослым
03.06.2019
Рабочая программа дисциплины соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.02.08 Технология машиностроения.
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Дисциплина ОП.17 Гидравлические и пневматические системы изучается при освоении ППССЗ среднего профессионального образования при очной форме обучения - на базе основного общего образования.
Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 15.02.08 Технология машиностроения) и профессиональной подготовке по профессии 16045 Оператор станков с программным управлением.
Рабочая программа.doc
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Ирбитский мотоциклетный техникум» (ГАПОУ СО «ИМТ»)
Свердловской области
УТВЕРЖДАЮ
и.о. директора ГАПОУ СО
«ИМТ»
___________ Н.В. Володина
«29» июня 2018 г.
МП.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
15.02.08 Технология машиностроения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 17 ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 2018
РАССМОТРЕНО
На заседании цикловой комиссии
ГАПОУ СО «ИМТ» специальности 15.02.08
Технология машиностроения
Протокол № __12__
от «26» июня 2018 г.
Председатель________ Л. В. Лаптева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно
методической работе
ГАПОУ СО «ИМТ»
_________________ Т.А. Абзалова
«29» июня 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 17
Гидравлические и пневматические системы
для специальности среднего профессионального образования
15.02.08 Технология машиностроения
Разработчик: ______________ А. Г. Яковлев, преподаватель ГАПОУ СО «ИМТ»
( подпись)
Рецензент: ______________ Т.ПА. Абзалова, зам.директора ГАПОУ СО «ИМТ» по УМР
( подпись)
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 350.
В рабочей программе раскрывается содержание дисциплины, указываются тематика
лабораторных работ, виды самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных
достижений и промежуточной аттестации обучающихся, рекомендуемые учебные пособия.
2 ГАПОУ СО «ИМТ», г. Ирбит, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
С.
4
6
10
11
3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 17 ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального
образования (далее – СПО) 15.02.08 Технология машиностроения.
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего
Технология
звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.08
машиностроения,
15.00.00
Машиностроение.
входящей в состав укрупненной группы специальностей
Дисциплина ОП.17 Гидравлические и пневматические системы изучается при освоении ППССЗ
среднего профессионального образования при очной форме обучения на базе основного общего
образования.
Рабочая программа дисциплины может быть использована
в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки по
специальности 15.02.08 Технология машиностроения) и профессиональной подготовке по профессии
16045 Оператор станков с программным управлением.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина ОП.17 Гидравлические и пневматические системы и приводы является дисциплиной
вариативной части ППССЗ специальности 15.02.08 Технология машиностроения, устанавливающей
базовые знания для освоения профессиональных модулей и принадлежит к циклу
общепрофессиональных дисциплин в составе профессионального цикла.
Изучение дисциплины ОП.17 Гидравлические и пневматические системы основывается на зна
ниях и умениях, полученных при изучении дисциплин Физика, Инженерная графика, Техническая
механика.
Изучение дисциплины ОП. 17 Гидравлические и пневматические системы предшествует освоению
профессиональных модулей:
ПМ. 01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин;;
ПМ. 02 Организация производственной деятельности структурного подразделения;
ПМ. 03 Внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление
технического контроля
При освоении дисциплины Гидравлические и пневматические системы целью является:
изучение гидравлических и пневматических систем технологического оборудования и области
их применения;
изучение методики расчета основных параметров гидравлических и пневматических приводов.
Изучение дисциплины ОП.17 Гидравлические и пневматические системы
формирование компетенций:
направлено на
Общих (ОК), т. е. техник по специальности 15.02.08 Технология машиностроения должен
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
4 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Профессиональных (ПК), т. е. техник по специальности 15.02.08 Технология машиностроения
должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам
деятельности (ВД):
ВД 3 Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и
осуществление технического контроля.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей;
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 15.02.08 Технология
машиностроения в результате освоения дисциплины ОП.17. Гидравлические и пневматические
системы:
обучающийся должен уметь:
проектировать простые схемы гидро и пневмосистем ;
использовать информационные источники при выборе и расчете основных видов гидравлического
и пневматического оборудования.
обучающийся должен знать:
физические основы функционирования гидравлических и пневматических систем;
устройство и принцип действия гидравлических и пневматических элементов систем;
методику расчета основных параметров гидравлических и пневматических приводов.
Освоенные умения и знания позволят обучающимся приобрести основы для изучения ОП и ПМ
в части:
технологического процесса (ОП.07. Технологическое оборудование);
знать назначения, область применения, устройство, принципы работы, наладку и технологические
возможности металлорежущих станков, в т.ч. с числовым программным управлением (ЧПУ) (ОП.07.
Технологическое оборудование);
уметь осуществлять рациональный выбор станочных приспособлений для обеспечения требуемой точности
обработки (ОП.09.Технологическая оснастка);
уметь выбирать технологическое оборудование и технологическую оснастку (ПМ.01.МДК.01.01)
уметь осуществлять рациональный выбор технологического оборудования для выполнения
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 74 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 50 часов;
самостоятельная работа обучающегося – 21 час;
консультации для обучающихся – 3 часа.
5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 17 ГИДРПАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Общепрофессиональная дисциплина ОП.17. Гидравлические и пневматические системы является
вариативной дисциплиной ППССЗ специальности 15.02.08 Технология машиностроения изучается в
рамках обучения:
на очной форме обучения – на базе основного общего образования.
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (очная форма обучения)
Вид учебной работы
Объем часов
74
50
26
21
3
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольная работа
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося
Консультации для обучающихся
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Итоговая аттестация в форме
4 семестр в форме экзамена
2.2. Особенности изучения дисциплины ОП. 17. Гидравлические и пневматические системы
Последовательность разделов и тем в рабочей программе обуславливается логикой изучения
теоретического материала, а распределение учебных часов по отдельным темам с учетом
профессиональной направленности обучения студентов по специальности 15.02.08 Технология
машиностроения, а также с учетом востребованности знаний различных гидравлических и
пневматических систем, их свойств и применения при изучении профессиональных модулей.
При изучении теоретического материала, подчеркивается прикладной характер дисциплины
Гидравлические и пневматические системы и ее значимость в становлении и деятельности техника
по данной специальности.
При изучении дисциплины Гидравлические и пневматические системы предусмотрено выполнение
ряда практических работ, которые способствуют:
лучшему усвоению изучаемого теоретического материала и углублению теоретических знаний;
развитию у студентов навыков в обращении с технической документацией, в проведении
расчетов и составлении отчетности по выполняемым работам.
В целях создания условий развития творческой активности студентов, их мыслительной
деятельности, приобретения навыков работы с литературой, повышения интереса к изучению
дисциплины Гидравлические и пневматические системы и формирования общих компетенций
программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа. Самостоятельная работа
предполагает более глубокое изучение отдельных теоретических вопросов, подготовку сообщений,
докладов, презентаций и др., а также – сбор информации.
По мере изучения каждого раздела (или темы) предусмотрен контроль знаний студентов с
применением различных методов контроля: тестирование, решение проблемных задач и т. д.
6 Промежуточная аттестация, то есть итоговый контроль знаний, умений и компетенций,
приобретенных обучающимися в процессе изучения дисциплины ОП. 17 Гидравлические и
пневматические системы проводится, в соответствии с учебным планом специальности, в форме
экзамена. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) созданы
фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные
компетенции при изучении дисциплины ОП. 17 Гидравлические и пневматические системы. Данные
фонды являются самостоятельными документами.
7 2.3. Тематический план и содержание дисциплины ОП. 17. Гидравлические и пневматические системы
Объем часов
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа
обучающихся
2
Наименование
разделов и тем
1
Введение.
Раздел 1.
Тема 1.1.
Состав
Рабочие
жидкости
гидросистем.
гидропривода.
1.
Значение и содержание дисциплины Гидравлические и пневматические системы и приводы и
связь ее с другими общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными
модулями. Краткие исторические сведения о развитии гидравлических и пневматических
систем.
Гидравлические системы
Содержание учебного материала
Физические основы функционирования гидравлических систем.
Понятие гидравлического привода. Состав гидравлического привода. Достоинства и
недостатки гидропривода. Рабочие жидкости гидравлических систем.
жидкости (плотности и вязкости)
2. Практическая работа № 1. Приборы для определения физических свойств рабочей
3 Практическая работа № 2. Приборы для определения давления рабочей жидкости
4 Практическая работа № 3. Выбор рабочих жидкостей в гидросистемы
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций;
самостоятельная работа с литературой.
Средства обучения: Раздаточный материал: устройство гидравлического привода.
технологического оборудования.
Содержание учебного материала
(ауд/сам)
3
2
56(40/16)
12(8/4)
2
2
2
2
4
9(6/3)
2
2
2
3
7(4/3)
2
2
Уровень
освоения
4
1
2
3
3
3
2
2
2
3
2
2
3
Тема 1.2.
Гидронасосы
1.
2
Объемные гидронасосы. Параметры и характеристики насосов.
Понятие объемного насоса. Рабочий цикл насоса. Параметры и характеристики
насосов. Устройство и принцип действия .
Виды насосов по конструкции рабочих органов.
Виды насосов по конструкции рабочих элементов: шестеренные, пластинчатые,
радиальнопоршневые и аксиальнопоршневые.
Тема 1.3.
Понятие
Гидродвигателя.
1.
3. Практическая работа № 4. Определение параметров шестеренного насоса.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций;
самостоятельная работа с литературой.
Средства обучения: Раздаточный материал: конструкции и устройства объемных насосов.
Содержание учебного материала
Понятие гидродвигателя. Устройство и принцип действия. Основные параметры и
характеристики гидродвигателей. Виды гидродвигателей: гидроцилиндры,
гидромоторы, поворотные гидродвигатели.
2. Практическая работа № 5. Определение параметров поршневого гидроцилиндра
8 Прарметры и
характеристики
гидродвигателя.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций;
самостоятельная работа с литературой.
Средства обучения: Раздаточный материал: конструкции и устройства гидродвигателей.
Тема 1.4.
Гидроаппараты
1.
2.
Содержание учебного материала
Понятие гидроаппарата. Основные параметры.
Классификация гидроаппаратов. Основные параметры гидроаппаратов. Устройство и
принцип действия .
Гидроаппараты управления расходом, давлением и направлением потока
жидкости.
Гидроаппараты управления давлением рабочей жидкости. Гидроаппараты для
управления пуском, остановкой и изменением направления рабочей жидкости.
3. Практическая работа № 6. Расчет параметров гидродросселя.
4 Практическая работа № 7. Расчет параметров клапана давления.
5 Практическая работа № 8. Расчет параметров золотникового гидрораспределителя
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций;
самостоятельная работа с литературой.
Средства обучения: Раздаточный материал: конструкции и устройства гидроаппаратуры.
Содержание учебного материала
Тема 1.5.
Вспомогательны
е устройства
гидросистем
1.
2.
Кондиционеры рабочей жидкости.
Гидроочистители, теплообменники, воздухоспускные устройства. Гидравлические
емкости: гидробаки и гидроаккумуляторы. Устройство и принцип действия.
Гидравлические линии. Контрольная аппаратура.
Контрольная аппаратура: манометры, термометры, регуляторы расхода, реле
давления. Техника безопасности при работе гидропривода. Методика расчета
основных параметров гидравлических приводов.
гидросистем. Ввод в эксплуатацию гидравлических систем.
3. Эксплуатация гидросистем. Правила техники безопасности при эксплуатации
4. Практическая работа № 9.Рассмотрение схем гидроприводов.
5 Практическая работа № 10. Гидравлические схемы смазки.
6 Практическая работа № 11. Расчет гидропривода .
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций;
самостоятельная работа с литературой. Построение гидравлической схемы тормозной
системы автомобиля.
9
3
13(10/3)
2
2
2
2
2
3
15(12/3)
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
3
3
3
2
2
2
2
3
3
3
2 Средства обучения: Раздаточный материал: конструкции и устройства кондиционеров
рабочей жидкости, гидроемкостей и гидролиний.
Пневматические приводы
Содержание учебного материала
1.
Физические основы функционирования пневматических систем.
Понятие пневматического привода. Структура и состав пневматического привода.
Рабочее тело пневмопривода. Достоинства и недостатки пневматических систем.
Пневмодвигатели и пневмоаппаратура. Устройство и принцип действия.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций;
самостоятельная работа с литературой.
Средства обучения: Раздаточный материал: устройство пневматического привода.
Содержание учебного материала
Вспомогательные устройства пневмосистем: пневмоемкости, кондиционеры сжатого
воздуха, пневмолинии. Устройство и принцип действия. Техника безопасности
приработе пневмопривода. Методика расчета основных параметров пневматических
приводов.
2. Практическая работа № 12. Расчет пневмопривода
3. Практическая работа № 13. Пневмоприводы технологической оснастки.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций;
самостоятельная работа с литературой.
Средства обучения: Раздаточный материал: устройство пневмоемкостей, кондиционеров
сжатого воздуха, пневмолиний.
2
2
2
3
3
2
13(8/5)
4(2/2)
2
2
9(6/3)
2
2
2
3
71(50/21)
74(50/21/3)
3
Раздел 2.
Тема 2.1.
Общие сведения
пневматическом
о
приводе.
Тема 2.2.
Вспомогательны
е устройства
пневмосистем.
1.
Консультации для обучающихся
Всего
ИТОГО
Примечание. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 11 ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРИВОДЫ
3.1. Материальнотехническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете Технологии
машиностроения.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
доска учебная
комплект учебнонаглядных пособий;
учебнометодический комплекс.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гусев А.А. ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ 2е изд., испр. и доп. Учебник для СПО. – М.:
Юрайт, 2017. Электронное издание.
11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 11. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРИВОДЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения
практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
самостоятельной работы, экзамена.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Обучающийся умеет:
1. Проектировать и читать простые
схемы гидро и пневмосистем
Производить
2.
расчет
гидравлических и пневматических
систем
Обучающийся знает:
1. Физические основы
функционирования гидравлических
и пневматических систем
2. Устройство и принцип действия
гидравлических и пневматических
элементов систем
3. Методику расчета основных
параметров гидравлических и
пневматических приводов
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
проверка правильности выполнения практических
заданий;
проверка правильности решения ситуационных задач;
проверка выполнения заданий для самостоятельной
работы;
экзамен.
проверка правильности выполнения практических
заданий;
проверка правильности решения ситуационных задач;
проверка выполнения заданий для самостоятельной
работы;
проверка устных ответов;
Итоговый контроль – экзамен
тестовый контроль;
проверка правильности решения ситуационных задач;
проверка выполнения заданий для самостоятельной
работы;
экзамен.
проверка правильности выполнения тестовых заданий;
проверка правильности выполнения заданий для
самостоятельной работы;
выполнение практических работ;
экзамен.
проверка правильности выполнения тестовых заданий;
проверка правильности выполнения заданий для
самостоятельной работы;
выполнение практических работ;
проверка устных ответов;
Итоговый контроль – экзамен
12
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Рабочая программа по дисциплине Гидравлические и пневматические системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.