Рабочая программа по элективному курсу " Подготовка к ОГЭ по географии" для 9 класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание элективного курса «Подготовка к ОГЭ по географии» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Курс представляется особенно актуальным, так как помогает подготовить обучающихся к итоговой аттестации по географии.Содержание элективного курса «Подготовка к ОГЭ по географии» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Курс представляется особенно актуальным, так как помогает подготовить обучающихся к итоговой аттестации по географии.
Иконка файла материала Подготовка к ОГЭ по географии 9 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 29 Р. П. ЧУНСКИЙ  ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Рассмотрена на заседании ШМО  учителей естественно­научного цикла Протокол № ____ от ______________ Руководитель ШМО: _____________                                    (А.П. Гвоздарева)                  Согласована на заседании                  научно ­ методического совета                  Протокол № ____ от______________                  Заместитель директора                  по учебно­воспитательной работе:_________                                                                       (М. Г. Олейник) Утверждена директором  МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский Приказ № _____ от ____________ _______________ (Н.П.Котвицкая)   м.п. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка к ОГЭ по географии»  ДЛЯ  9 классов НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД                                                                                                                                         Составитель                                                                                                                                         Карлова Валентина Константиновна,                                                                                                                                         учитель географии                                                                                                                             высшей  квалификационной категориир.  п. Чунский, 2017 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ОГЭ по географии» разработана на основе:   Примерной основной образовательной  программы образовательного учреждения. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение,  2010.  Письма Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010. № 55­ 37­3134/10.  Авторской программы, утвержденной  педагогическим советом МБОУ СОШ №29. Рабочая программа по   элективному курсу «Подготовка к ОГЭ по географии»  представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:   пояснительную  записку;  общую характеристику учебного предмета;  место учебного предмета в учебном плане;     содержание учебного предмета; учебно­тематический план; календарно­тематическое планирование;  требования к уровню подготовки учащегося; Цель рабочей программы элективного курса «Подготовка к ОГЭ по географии»  повторить и закрепить знания по географии за  7 – 9класс. Задачи:    углубить и расширить знания по физической и экономической географии; развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру; вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Данное пособие составлено для организации занятий элективного курса, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.  МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по географии»  отнесен к вариативной части учебного плана,  к предметной области «Человек». На изучение  данного элективного курса в 9 классе отведено 34 учебных  часа в год  (34 рабочих недели по 1 учебному часу в неделю).   СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 1) Источники географических знаний. Основные   понятия,   закономерности   и   их   следствия.   Географические   модели,   глобус,   географическая   карта,   план   местности. Выдающиеся географические открытия и исследования. 2) Природа Земли и человек.  Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.   Погода   и   климат.   Изучение   элементов   погоды.   Биосфера,   ее   взаимосвязи   с   другими   биосферами.   Почвенный   покров. Географическая оболочка Земли. 3) Материки, океаны, народы и страны  Современный   облик   планеты   Земля.   Соотношение   суши   и   океана   на   Земле.   Население   Земли.   Природа   материков.     Страны. Многообразие стран. 4) Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. 5) География России.  Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России,   Природно­ хозяйственное районирование России, Россия в современном мире 6) Итоговое занятие. Решение тренировочных задач. Учебно­тематический план № Тема Кол­во часов1 2 3 4 5 5.1 5.2 5.3 6 Источники географических знаний Природа Земли и человек Материки, океаны, народы и страны Природопользование и геоэкология География России 6 Особенности географического положения Природа России Население России Итоговое занятие Решение тренировочных работ Итого  6 8 10 2 1 3 2 2 34 Календарно­тематическое планирование № Тема урока 1 Источники географических  знаний. Введение 2 Карта ­ величайшее творение  3 человечества. Типы  географических карт.  Другие способы изображения  земной поверхности 4 План местности. 5 6 Географические координаты Тренировочные упражнения Кол­ во часо в 1 1 1 1 1 1 Стандарт,   содержание приемы учебной деятельности коррек ­ тировка дата Вспомнить и углубить знания о способах  изображения местности на карте; умение  работать с источниками информации.  Представление об ориентировании на  местности, умение определять направление  на карте, представление о картах городов  и военных картах, о значении карт для людей  разных профессий. Умение читать план местности, используя  условные знаки. Определять географические координаты:  географическую широту и долготу. Работа над основными понятия и  проблемами блока.  Решение типовых задач, Лекция Практикум. Работа  с  картой Практикум. Работа  с  картой Практикум. Работа  с  картой Практикум. Работа  с  картой Тестирование,  тренировочные7 Природа Земли и человек.  Земля как планета. 8 Форма и размеры Земли,  9 движение Земли. Земная кора и литосфера.  Состав, строение, развитие 10 Земная поверхность: формы  рельефа суши, дна Мирового  океана. 11 Гидросфера, ее состав и  строение. Мировой океан и его  части, взаимодействие с  атмосферой и сушей 12 Поверхностные и подземные  воды суши. Ледники,  многолетняя мерзлота. Водные  ресурсы Земли 13 Атмосфера. Состав, строение,  циркуляция. Погода и климат.  Изучение элементов погоды 14 Биосфера. Географическая  оболочка. 15 Материки, океаны, народы и  страны. Современный облик  планеты Земля. Соотношение  суши и океана на Земле. 16 Рельеф. Основные формы  рельефа материков,  закономерности их  размещения 17 Климат. Климатические пояса.  Особенности климата  материков.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 представленных в частях А, В и С упражнения Углубить знания о планетарных  особенностях  Земли. Углубить  представление о геологическом прошлом  Земли, о горных породах и минералах,  слагающих земную кору и силах,   формирующих рельеф планеты. Закрепить  умение сопоставлять метеорологические  карты и прогнозировать изменение погоды,  выявлять причины изменения состояния  вод мирового океана, поверхностных и  подземных вод. Устанавливать сходства и  различия географических объектов. Объяснять процессы и явления,  происходящие в географической оболочке. Углубить знания о земных оболочках и их  главных объектах.  Характеризовать и объяснять основные  процессы, закономерности в атмосфере и  их следствия.  Лекция с элементами  практики Лекция с элементами  практики Лекция с элементами  практики Практикум Практикум Тестирование,  тренировочные  упражнения Тестирование,  тренировочные  упражнения Углубить знания о современном облике  Земли, его изменении и причинах,  влияющих на природу планеты. Лекция с элементами  практики Углубить знания о процессах и  закономерностях, характерных для  литосферы. Размещение основных форм  рельефа материков. Углубить знания о процессах и  закономерностях, характерных для  атмосферы. Уметь объяснять особенности  Лекция с элементами  практики Лекция с элементами  практики18 Океаны. 19 Реки. Озера. 20 Природные зоны 21 Природные зоны. 22 Страны. Население материков 23 Тренировочные задания и  упражнения 24 Тренировочные задания и  упражнения 25 Природопользование и  геоэкология. Влияние  хозяйственной деятельности на  природу. Природные ресурсы. 26 Основные типы  природопользования. 27 Стихийные явления в  литосфере, гидросфере,  атмосфере 28 География России.  Особенности географического  положения. 29 Природа России.  Геологическое строение.   Рельеф, крупные формы  рельефа. 30 Климат. Причины разнообразия  климата материков. Расширить знания о природе  океанов,  внутренних водах материков. Распределение вод суши в пределах  материков.  Закрепить знания о закономерностях  размещения природных зон. Состав  природных зон. Политическая карта мира. Население, их  занятие, традиции и обычаи. Работа над основными понятия и  проблемами блока. Решение типовых задач,  представленных в частях А, В и С Работа над основными понятия и  проблемами блока. Решение типовых задач,  представленных в частях А, В и С Углубить знания по последствиям влияния   хозяйственной деятельности на природу.  Повторить классификацию природных  ресурсов. Закрепить знание типов  природопользования, их различия.  Повторить  и закрепить знания о стихийных явлениях в земных оболочках.  Установить особенности географического  положения, политико­административного  устройства. Влияние ГП природу и  хозяйственную деятельность человека.  Основные процессы, влияющие на  формирование рельефа. Закономерности  размещения крупных форм рельефа.  Лекция с элементами  практики Практикум Практикум Практикум Тестирование,  тренировочные  упражнения Тестирование,  тренировочные  упражнения Лекция с элементами  практики Лекция с элементами  практики Практикум Лекция с элементами  практики Лекция с элементами  практики Основные процессы и явления,  Лекция с элементами  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1климата. 31 Природные зоны,  закономерности их размещения 32 Население России.  Состав и  размещение по территории. 33 Тренировочные задания и  упражнения 34 Тренировочные задания и  упражнения 1 1 1 1 Ожидаемые результаты: характеризующие климат и влияющие на  его  формирование. Причины разнообразия  климата.  Закрепить знания о закономерностях  размещения природных зон. Состав  природных зон. Численность населения, размещение и  состав: половозрастной, национальный,  религиозный.  Работа над основными понятия и  проблемами блока. Решение типовых задач,  представленных в частях А, В и С Работа над основными понятия и  проблемами блока. Решение типовых задач,  представленных в частях А, В и С практики Лекция с элементами  практики Практикум Тестирование,  тренировочные  упражнения Тестирование,  тренировочные  упражнения Требования к уровню подготовки учащихся Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:               картографические элементы, факты; номенклатуру; основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы; особенности природы и хозяйственной деятельности человека. изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь: пределять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности; определять различия в поясном времени различных территорий; анализировать статистический материал; воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей; читать карты  различного содержания; показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений; описывать географическое положение; определять тип объекта согласно классификации; сравнивать свойства географических объектов; определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации. Ожидаемые результаты: Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по географии» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.  Предполагаемые результаты:  Углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» ­ 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» ­ 8 класс, «Узнай страну» ­ 7 класс, «Население России» ­ 8 класс, «Работа по климатограммам»­ для 6,7, 8 классов.  Повышение учебной мотивации обучающихся.  Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.  Развитие   познавательной,   творческой   активности,   наблюдательности,   интерес   к   окружающему   миру   через   проведения обобщающих уроков в виде игр: «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» ­9 класс  Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, в журнале отмечается зачет или незачет,   итоговых тренировочных работ. Также учащиеся, посещающие данный элективный курс, создают презентации географического турнира.  Учебно­методические и материально­технические средства обучения 1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2015. (Серия «ГИА 2015. Поурочное планирование») 2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. ­ М.: Издательство «Экзамен», 2015. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы») 3. Барабанов   В.   В.   География.   Типовые   тестовые   задания/   В.   В.   Барабанов,   Э.   М.,   Амбарцумова     и   др.   –   М.   :Издательство 4. Географическое положение России. 8­9 класс: элективный курс/авт.­сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с. 5. География.   8­9   класс.   Предпрофильная   подготовка:   сборник   программ   элективных   курсов/   авт.­сост.   Н.  В.   Болотникова.   – «Экзамен», 2016. Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с. 6. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс­М.: Просвещение, 1991. – 176 с. 7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6­10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.­ 144 с. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Баринова И.И. География России. 8­9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. ­3­е издание. – М.:Дрофа, 2011. ­191 с. 2. География России. В 2 кн. Кн.1:Природа. Население.9 кл.:учебн.для 8­9 кл. общеобразоват. учреждений/А.И. Алексеев, И.И.­12­е изд., стереотип.­М.:Дрофа, 20103. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6­10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.­М.:Айрис­пресс, 2010. ­304 с. 4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6­11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.­М.:Эксмо, 2014.­592 с. 5. Контрольно­измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.­М.:ВАКО, 2016. ­112 с. 6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. ­96 с. 7. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9­11 классы: учебно­методическое пособие/А.Б.  Эртель.­ Ростов н/Д:Легион, 2011­ 383 с. Формы и средства контроля: Большинство занятий построено на активных методах групповой работы с учащимися  такими,  как:  Мозговой штурм  Ролевая игра  Энергизаторы  Ситуации   Тест  Общий круг Групповая дискуссия