Содержание элективного курса «Подготовка к ОГЭ по географии» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Курс представляется особенно актуальным, так как помогает подготовить обучающихся к итоговой аттестации по географии.Содержание элективного курса «Подготовка к ОГЭ по географии» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Курс представляется особенно актуальным, так как помогает подготовить обучающихся к итоговой аттестации по географии.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р. П. ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ
Рассмотрена на заседании ШМО
учителей естественнонаучного цикла
Протокол № ____ от ______________
Руководитель ШМО: _____________
(А.П. Гвоздарева)
Согласована на заседании
научно методического совета
Протокол № ____ от______________
Заместитель директора
по учебновоспитательной работе:_________
(М. Г. Олейник)
Утверждена директором
МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский
Приказ № _____ от ____________
_______________ (Н.П.Котвицкая)
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ОГЭ по географии»
ДЛЯ 9 классов
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель
Карлова Валентина Константиновна,
учитель географии
высшей квалификационной категориир. п. Чунский, 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ОГЭ по географии» разработана на основе:
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение,
2010.
Письма Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010. № 55
373134/10.
Авторской программы, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ №29.
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ОГЭ по географии» представляет собой целостный документ, включающий
следующие разделы:
пояснительную записку;
общую характеристику учебного предмета;
место учебного предмета в учебном плане;
содержание учебного предмета;
учебнотематический план;
календарнотематическое планирование;
требования к уровню подготовки учащегося;
Цель рабочей программы элективного курса «Подготовка к ОГЭ по географии»
повторить и закрепить знания по географии за 7 – 9класс.
Задачи:
углубить и расширить знания по физической и экономической географии;
развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Данное пособие составлено для организации занятий элективного курса, наиболее рационального использования времени на подготовку
к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и
типичных ошибок учащихся.Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической
картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы
элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий
целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по географии» отнесен к вариативной части учебного плана, к предметной области «Человек».
На изучение данного элективного курса в 9 классе отведено 34 учебных часа в год (34 рабочих недели по 1 учебному часу в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1) Источники географических знаний.
Основные понятия, закономерности и их следствия. Географические модели, глобус, географическая карта, план местности.
Выдающиеся географические открытия и исследования.
2) Природа Земли и человек.
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность:
формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и
сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение,
циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими биосферами. Почвенный покров.
Географическая оболочка Земли.
3) Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Природа материков. Страны.
Многообразие стран.
4) Природопользование и геоэкология.
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере,
атмосфере.
5) География России. Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно
хозяйственное районирование России, Россия в современном мире
6) Итоговое занятие. Решение тренировочных задач.
Учебнотематический план
№
Тема
Колво часов1
2
3
4
5
5.1
5.2
5.3
6
Источники географических знаний
Природа Земли и человек
Материки, океаны, народы и страны
Природопользование и геоэкология
География России
6
Особенности географического
положения
Природа России
Население России
Итоговое занятие
Решение тренировочных работ
Итого
6
8
10
2
1
3
2
2
34
Календарнотематическое планирование
№
Тема урока
1 Источники географических
знаний. Введение
2 Карта величайшее творение
3
человечества.
Типы географических карт.
Другие способы изображения
земной поверхности
4 План местности.
5
6
Географические координаты
Тренировочные упражнения
Кол
во
часо
в
1
1
1
1
1
1
Стандарт, содержание
приемы учебной
деятельности
коррек
тировка
дата
Вспомнить и углубить знания о способах
изображения местности на карте; умение
работать с источниками информации.
Представление об ориентировании на
местности, умение определять направление
на карте, представление о картах городов и
военных картах, о значении карт для людей
разных профессий.
Умение читать план местности, используя
условные знаки.
Определять географические координаты:
географическую широту и долготу.
Работа над основными понятия и
проблемами блока. Решение типовых задач,
Лекция
Практикум. Работа с
картой
Практикум. Работа с
картой
Практикум. Работа с
картой
Практикум. Работа с
картой
Тестирование,
тренировочные7 Природа Земли и человек.
Земля как планета.
8 Форма и размеры Земли,
9
движение Земли.
Земная кора и литосфера.
Состав, строение, развитие
10 Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового
океана.
11 Гидросфера, ее состав и
строение. Мировой океан и его
части, взаимодействие с
атмосферой и сушей
12 Поверхностные и подземные
воды суши. Ледники,
многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли
13 Атмосфера. Состав, строение,
циркуляция. Погода и климат.
Изучение элементов погоды
14 Биосфера. Географическая
оболочка.
15 Материки, океаны, народы и
страны. Современный облик
планеты Земля. Соотношение
суши и океана на Земле.
16 Рельеф. Основные формы
рельефа материков,
закономерности их размещения
17 Климат. Климатические пояса.
Особенности климата
материков.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
представленных в частях А, В и С
упражнения
Углубить знания о планетарных
особенностях Земли. Углубить
представление о геологическом прошлом
Земли, о горных породах и минералах,
слагающих земную кору и силах,
формирующих рельеф планеты. Закрепить
умение сопоставлять метеорологические
карты и прогнозировать изменение погоды,
выявлять причины изменения состояния
вод мирового океана, поверхностных и
подземных вод. Устанавливать сходства и
различия географических объектов.
Объяснять процессы и явления,
происходящие в географической оболочке.
Углубить знания о земных оболочках и их
главных объектах.
Характеризовать и объяснять основные
процессы, закономерности в атмосфере и
их следствия.
Лекция с элементами
практики
Лекция с элементами
практики
Лекция с элементами
практики
Практикум
Практикум
Тестирование,
тренировочные
упражнения
Тестирование,
тренировочные
упражнения
Углубить знания о современном облике
Земли, его изменении и причинах,
влияющих на природу планеты.
Лекция с элементами
практики
Углубить знания о процессах и
закономерностях, характерных для
литосферы. Размещение основных форм
рельефа материков.
Углубить знания о процессах и
закономерностях, характерных для
атмосферы. Уметь объяснять особенности
Лекция с элементами
практики
Лекция с элементами
практики18 Океаны.
19 Реки. Озера.
20 Природные зоны
21 Природные зоны.
22 Страны. Население материков
23 Тренировочные задания и
упражнения
24 Тренировочные задания и
упражнения
25 Природопользование и
геоэкология. Влияние
хозяйственной деятельности на
природу. Природные ресурсы.
26 Основные типы
природопользования.
27 Стихийные явления в
литосфере, гидросфере,
атмосфере
28 География России.
Особенности географического
положения.
29 Природа России.
Геологическое строение.
Рельеф, крупные формы
рельефа.
30 Климат. Причины разнообразия
климата материков.
Расширить знания о природе океанов,
внутренних водах материков.
Распределение вод суши в пределах
материков.
Закрепить знания о закономерностях
размещения природных зон. Состав
природных зон.
Политическая карта мира. Население, их
занятие, традиции и обычаи.
Работа над основными понятия и
проблемами блока. Решение типовых задач,
представленных в частях А, В и С
Работа над основными понятия и
проблемами блока. Решение типовых задач,
представленных в частях А, В и С
Углубить знания по последствиям влияния
хозяйственной деятельности на природу.
Повторить классификацию природных
ресурсов.
Закрепить знание типов
природопользования, их различия.
Повторить и закрепить знания о стихийных
явлениях в земных оболочках.
Установить особенности географического
положения, политикоадминистративного
устройства. Влияние ГП природу и
хозяйственную деятельность человека.
Основные процессы, влияющие на
формирование рельефа. Закономерности
размещения крупных форм рельефа.
Лекция с элементами
практики
Практикум
Практикум
Практикум
Тестирование,
тренировочные
упражнения
Тестирование,
тренировочные
упражнения
Лекция с элементами
практики
Лекция с элементами
практики
Практикум
Лекция с элементами
практики
Лекция с элементами
практики
Основные процессы и явления,
Лекция с элементами
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1климата.
31 Природные зоны,
закономерности их размещения
32 Население России. Состав и
размещение по территории.
33 Тренировочные задания и
упражнения
34 Тренировочные задания и
упражнения
1
1
1
1
Ожидаемые результаты:
характеризующие климат и влияющие на
его формирование. Причины разнообразия
климата.
Закрепить знания о закономерностях
размещения природных зон. Состав
природных зон.
Численность населения, размещение и
состав: половозрастной, национальный,
религиозный.
Работа над основными понятия и
проблемами блока. Решение типовых задач,
представленных в частях А, В и С
Работа над основными понятия и
проблемами блока. Решение типовых задач,
представленных в частях А, В и С
практики
Лекция с элементами
практики
Практикум
Тестирование,
тренировочные
упражнения
Тестирование,
тренировочные
упражнения
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты
природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
пределять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
определять различия в поясном времени различных территорий;
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации;
сравнивать свойства географических объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по географии» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку
учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные
знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
Углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена
по темам: «План и карта» 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» 8 класс,
«Узнай страну» 7 класс, «Население России» 8 класс, «Работа по климатограммам» для 6,7, 8 классов.
Повышение учебной мотивации обучающихся.
Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения
обобщающих уроков в виде игр: «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» 9 класс
Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, в
журнале отмечается зачет или незачет, итоговых тренировочных работ. Также учащиеся, посещающие данный элективный курс,
создают презентации географического турнира.
Учебнометодические и материальнотехнические средства обучения
1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2015.
(Серия «ГИА 2015. Поурочное планирование»)
2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. М.: Издательство «Экзамен», 2015. (Серия «ГИА.
Контрольные измерительные материалы»)
3. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство
4. Географическое положение России. 89 класс: элективный курс/авт.сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
5. География. 89 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.сост. Н. В. Болотникова. –
«Экзамен», 2016.
Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
6. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 классМ.: Просвещение, 1991. – 176 с.
7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (610 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ,
1998. 144 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Баринова И.И. География России. 89 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. 3е издание. – М.:Дрофа, 2011. 191 с.
2. География России. В 2 кн. Кн.1:Природа. Население.9 кл.:учебн.для 89 кл. общеобразоват. учреждений/А.И. Алексеев, И.И.12е
изд., стереотип.М.:Дрофа, 20103. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 610 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.М.:Айриспресс, 2010. 304 с.
4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.611 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.М.:Эксмо, 2014.592 с.
5. Контрольноизмерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.М.:ВАКО, 2016. 112 с.
6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. 96 с.
7. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 911 классы: учебнометодическое пособие/А.Б.
Эртель. Ростов н/Д:Легион, 2011 383 с.
Формы и средства контроля:
Большинство занятий построено на активных методах групповой работы с учащимися такими, как:
Мозговой штурм
Ролевая игра
Энергизаторы
Ситуации
Тест
Общий круг
Групповая дискуссия