Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.
Оценка 4.6

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
03.05.2018
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе.  Как готовиться к написанию сжатого изложения.
Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Цель курса: подготовить учащихся к успешной сдаче ОГЭ. Программа элективного курса разработана на 8 часов. После прохождения программного материала учащимся предлагается памятка «Как работать над сжатым изложением». Данная программа предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, где ученик - главная фигура образовательного процесса. Используются следующие педагогические технологии: – технология исследовательской деятельности учащихся; – технология проблемного обучения; - информационно-коммуникационные технологии. Формы теоретических занятий: лекция- беседа, занятия-исследования, практикум. Содержание программы элективного курса отвечает следующим принципам: - принцип сотрудничества; - принцип эмоционального комфорта.
Электив-9 Как готовиться к сжатому изложению.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сагуновская средняя общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района Воронежской области Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО учителей­филологов  ___  Ю.С. Калашникова. Протокол №1                    от 31.08.2017г. «Согласовано» Зам. директора по УВР «Утверждаю» Директор ________Е.В.Карпенко. МКОУ Сагуновской СОШ __________В.И.Вдовина. Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе Как готовиться к написанию сжатого изложения. Составила:                                    Калашникова Юлия Сергеевна,  учитель русского языка               и литературы,  1КК. 1 1. 2. 3.                                             Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Как готовиться к  написанию сжатого изложения» составлена в соответствии с требованиями  государственного образовательного стандарта среднего общего образования.  Курс  рассчитан на 8 часов. Цели и задачи курса Цели элективного курса «Подготовка к ОГЭ: Готовимся к написанию сжатого  изложения»: Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся. Помочь учащимся в подготовке к ГИА (ОГЭ) по русскому языку. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников. Задачи: ­ знать нормы русского литературного языка, орфографические и пунктуационные правила  русского языка; ­ владеть приемами лингвистического анализа; ­ научить строить связный текст на основе прослушанного с учетом смысловой цельности,  композиционной стройности, богатства и выразительности речевого оформления. Программа элективного курса по русскому языку предполагает дальнейшее  развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и  культуроведческой компетентностей. Особенности курса Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ  как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа   речи.   Программа   составлена   с   учетом   возрастных   особенностей   и   уровня подготовленности   учащихся,   она   ориентирована   на   развитие   логического   мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению Части  1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания  изложения, приемы компрессии текста.  Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением из применяющихся с  целью развития речи школьников и вводится позже других. Это объясняется тем, что при  написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию  (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста,  в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате  речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической  работы над текстом. Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы  над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Учебный курс позволяет  подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают  возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено  программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5­9 классы). На занятиях  2 можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации,  организовать практикумы по само­ и взаимопроверке и оценке пробных изложений.  Актуальность курса определяется тем, что полученные знания формируют умение  грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания на основе  прослушанных текстов. Работа над сжатым изложением даёт учащимся массу умений и  навыков, которые будут востребованы не только на уроке русского языка. Это и логика, и  связность речи, и умение точно подбирать слова, внимание к нюансам содержания любого  высказывания. Реализация данной программы предусматривает использование личностно­ ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного  процесса.  Обучение элективному курсу по русскому языку в 9 классе осуществляется с  использованием следующих педагогических технологий: – технологии исследовательской деятельности учащихся; – технологии проблемного обучения; ­ информационно­коммуникационные технологии. Формы теоретических занятий: лекция­ беседа, занятия­исследования, практикум. Содержание программы элективного курса отвечает следующим принципам: ­ принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы  учителя с учащимися; ­ принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей  развивать способности каждого ученика, раскрывать его творческий потенциал. Требования к уровню подготовки учащихся: Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного элективного курса, направлены  на подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы. Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль,  основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов  различных функционально­смысловых типов речи. Умение обрабатывать информацию звучащего текста. Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную  мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме. Умение интерпретировать информацию прочитанного текста. Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве  аргумента. Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально­смысловым  типом речи. 3 Умение последовательно излагать собственные мысли. Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,  целью, стилем и функционально­смысловым типом речи. Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и  лексическое богатство языка. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими,  пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. Содержание программы Тема 1. (1 час) Сжатое изложение. Требования к написанию сжатого изложения. Что  такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение  текста.           Знакомство с целями и задачами. Рассмотрение понятий «текст», «главная мысль  текста». Работа по устному пересказу текстов, выделения главной мысли. Знакомство с  демонстрационным вариантом, с бланками экзаменационной работы и особенностями их  заполнения, с критериями оценивания изложения, требованиями к полноте и правильности  записи развернутого ответа.  Дается понятие об изложении, видах изложений.  Составляется алгоритм написания изложения. Даются рекомендации о том, как составить  план текста. Рассматриваются основные пункты плана, последовательность событий.  Выделение микротем. Выполняются упражнения в абзацном членении текста. Тема 2. (1 час) Основные приемы компрессии текста. Приемы сжатия текста.  Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. Дается понятие «сжатие текста». Разделение информации на главную и  второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. К приемам компрессии (сжатия) текста относится:  1. Исключение: ­ вводных слов; ­ однородных членов предложения; ­ повторов; ­ однотипных примеров; ­ риторических вопросов и восклицаний; ­ цитат; ­ деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; ­ пояснений; ­ рассуждений; ­ описаний; 4 ­ слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. Словарная работа. Отработка приёма «ИСКЛЮЧЕНИЕ» на заданных текстах. Работа над  ошибками. Рекомендации по квалификации ошибок. Тема 3. (1 час) Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Учитель знакомит с приемом «Обобщения, происходит свёртывание исходной  информации за счёт обобщения (перевода частного в общее, свёртывание исходной  информации за счет обобщения) Замены: ­ замена однородных членов обобщающим понятием, ­ замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с  обобщающим значением, ­ обобщение содержания. Словарная работа. Отработка приёма «ОБОБЩЕНИЕ» на заданных текстах. Работа над  ошибками. Рекомендации по квалификации ошибок. Тема 4. (1 час) Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ через: ­ слияние нескольких предложений в одно, ­ замена предложения или его части указательным местоимением, ­ замена сложноподчинённого предложения простым, ­ замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного  определительного синонимичным определением), ­ замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом. Словарная работа. Отработка приёма «УПРОЩЕНИЕ» на заданных текстах. Работа над  ошибками. Рекомендации по квалификации ошибок. Тема 5. (1 час) Выбор приёмов сжатия. Техника написания сжатого изложения.           Урок­практикум. Тема 6. (2 часа) Написание изложение по аудиозаписи из банка ФИПИ. Написание сжатого изложения. Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии  оценивания: содержание изложения, наличие сжатия исходного текста, смысловая  цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы  оценивания изложения. Тема 7. (1 час) Анализ  изложения. Памятка для анализа изложения. Памятка «Как работать над сжатым изложением». 5 Календарно­тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема  занятия Сжатое изложение. Требования к  написанию сжатого изложения. Что  такое микротема. Учимся находить  микротемы исходного текста.  Абзацное членение текста. Основные приемы компрессии  текста. Приемы сжатия текста. Отработка  приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Приемы сжатия текста. Отработка  приема УПРОЩЕНИЕ. Выбор приёмов сжатия. Техника  написания сжатого изложения. Написание изложение по  аудиозаписи из банка ФИПИ. Анализ  изложения. Кол­во часов 1 Организация учебной деятельности Лекция с элементами  практической и  исследовательской деятельности. 1 1 1 1 2 1 Лекция с элементами  практической и  исследовательской деятельности. Лекция с элементами  практической и  исследовательской деятельности. Лекция с элементами  практической и  исследовательской деятельности. Практикум.  Практикум.  Практикум. Рецензирование,  экспертная оценка. Класс Методические  материалы Перечень УМК Материалы для контроля 6 9 Н.А.Сенина  «Русский  язык. Подготовка к  ОГЭ – 2018».­ Легион. Ростов­на­Дону, 2017 Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. ОГЭ 2018. Русский язык. 9 класс. Основной  государственный экзамен. Типовые тестовые  задания. 36 вариантов + 300 заданий высокого  уровня сложности. – М., 2018.    Цыбулько И.П., Зверева Е.Н. ОГЭ 2018. Русский  язык. Типовые экзаменационные варианты. 36  вариантов. – М.: Издательство «Национальное  образование», 2017. УЧЕБНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Перечень средств Средства № п/ п 1 2 технические и электронные  средства обучения и контроля  знаний учащихся цифровые образовательные  ресурсы Аудиоприложение. Тексты для прослушивания.  Подготовка к ГИА­2018 Компьютер, колонки, проектор Презентации ­ Сжатое изложение. Подготовка к ГИА ­ Приемы компрессии, анализ и обработка  текста Интернет­ресурсы http://egeigia.ru http://www.fipi.ru http://videouroki.net www.pro100gia.ru Памятка «Как работать над сжатым изложением» (рекомендации составлены по материалам пособия Морозовой И.Д. «Виды изложений и методика их 1.Прочитайте   исходный   текст,   определите   его   тему   и   главную   мысль,   выделите   изобразительные проведения») средства выразительности. 2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача. микротем). 3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько 7 4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане). 5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст. 6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить. 7.Подберите обобщающие слова и предложения. 8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом. 9.Изложите сжато каждую микротему на черновике. 10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности! 11.Проверьте: ­ есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста, ­соответствует ли абзацное членение микротемам, ­уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом, ­не нарушилась ли при этом целостность текста. Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение? 12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь. 8

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе.  Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе.  Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе.  Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе.  Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе.  Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе.  Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе.  Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе. Как готовиться к написанию сжатого изложения.

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе.  Как готовиться к написанию сжатого изложения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018