Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
11 кл
07.05.2018
Данная рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 11 классе и рассчитана на 17 часов (из расчёта 0,5 часов в неделю).Программа направлена на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Основной целью программы является повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
электив11кл..docx
«Рассмотрено»
на заседании
школьного МО
Протокол № 1
от «31» августа 2017
г.
«Согласовано»
зам директора по УЧ
Бойчук М.Б.
____________________
«Утверждаю»
Приказ № 63
от «31» августа 2017 г.
Директор МКОУ «
Семидесятская СОШ»
_____________
Минакова Г.И.
Воронежская область Хохольский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Семидесятская средняя общеобразовательная школа»
с. Семидесятное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективу по русскому языку
«Русское правописание: орфография и пунктуация»_______________
Ступень обучения (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ( 11 класс)
Количество часов _17_ Уровень БАЗОВЫЙ
Учитель _Халилова Д.Х.___________________
20172018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования; ООП СОО МКОУ «Семидесятская СОШ» Приказ № 87 от 29.08.2015
года;
на основе Примерной программы по русскому языку (издательство
«Дрофа», 2007г.) и программы «Русский язык. 1011 классы» авторы: А.И.
Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М.: Просвещение, 2008 г., уровень
обучения – базовый.
к
русскому
Данная рабочая программа предназначена для проведения учебного
курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 11 классе и
рассчитана на 17 часов (из расчёта 0,5 часов в неделю).
Программа построена с учётом принципов системности, научности и
доступности, а также преемственности и перспективности между различными
разделами курса.
Учебный курс в 11 классе направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно
коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и
любви
языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом
этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет
основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения
им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения,
формирования у него умений нормативного, целесообразного использования
языковых средств через различные виды деятельности.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников.
Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой
деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно
передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и
писать).
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности
учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение
орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и
способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую
ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания,
используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет
особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям
письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета,
использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое
чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В
связи с этим основными направлениями в работе становятся, вопервых,
усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова,
предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного
правила без искажения смысла высказывания. Вовторых,
опора на
этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на
языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность
каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта
«этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным
помощником в процессе формирования системы правописных умений и
навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится
систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование
умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их
системность, логику, существующую взаимосвязь между различными
элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм,
пунктограмм и т. п.).
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал
по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в
результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в
целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности,
логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и
пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных
явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что
соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение
значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в
разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и
отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые
поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой
информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и
совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается
изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография —
10й класс, пунктуация— 11й класс. Такой подход, разумеется, не
исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных
пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в
процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических
умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться
наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные
направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и
таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания
и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами
письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и
этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию
не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).
Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой
приём, как орфографический анализ структурносемантических схем слова
или морфемнословообразовательных моделей. Такой анализ развивает
языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения,
вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца,
которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду,
что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня
речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами
речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого
высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением
собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с
учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного
языка.
Русское правописание может быть освоено в процессе
совершенствования, обогащения всего строя речи.
старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой
деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативнодеятельностный подход к совершенствованию
правописных умений и навыков способствует активному развитию
грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности,
то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно
использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том
числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно,
последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к
речевому высказыванию (в том числе и правописными).
На занятиях данного курса формируется:
готовность к речевому взаимодействию,
моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных
сферах общения;
совершенствуется умение не только опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой
самоконтроль,
оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить
орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и
исправлять их;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой
практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая
разные виды языковых норм. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать и понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социальнокультурной, учебнонаучной, официально
деловой сферах общения;
должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее,
ознакомительно реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно
научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в
том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебнонаучной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально культурной и деловой сферах
общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктиационные
нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
владеть: коммуникативной,
языковедческой и культуроведческой
компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития
готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
11 класс (17 ч)
Речевой этикет в письменном общении (1 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и
употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности,
приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории
эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем,
обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения,
приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении
(SМSсообщения, электронная почта, телефакс и др.)
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях,
конференциях на тематических чатах Интернета.
Принципы русской орфографии (5 ч)
Роль лексического и грамматического разбора при написании слов
различной структуры и значения. Правописание корней. Правописание
приставок. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных
частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Пунктуация (11 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное
назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её
понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой,
интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация
и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков.
Разделительные,
выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения;
2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений.
Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки,
вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор
знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания
и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого
знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в
диалоге.
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.
Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями
которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого
предложения.
Семантикоинтонационный анализ как основа выбора знака препинания
в бессоюзном сложном предложении.
Грамматикоинтонационный анализ предложений, состоящих из трёх и
более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической
конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и
диалога. Разные способы оформления на письме цитат. Календарнотематическое планирование элективного курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация» (11 кл., 17 ч.)
Тема урока
№
п/п
Дата
план факт
Кол.
часо
в
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
1
1
1
русской
правила речевого
пунктуации:
смысловой,
Речевой этикет,
поведения.
Принципы русской орфографии
Правописание корней
Правописание приставок
Трудные вопросы правописания
окончаний и суффиксов разных частей
речи.
Слитное, раздельное, дефисное написание
слов
Принципы
грамматический,
интонационный.
Однородные
Однородные
определения
Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами.
Знаки препинания при словах,
грамматически не связанных с членами
предложения.
Употребление знаков препинания между
частями ССП и СПП.
Семантикоинтонационный анализ как
основа выбора знака препинания в БСП.
Выбор знаков препинания внутри слож 1
члены предложения.
неоднородные
1
1
1
1
1
1
1
и
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04 №
п/п
14
15
16
17
Тема урока
ной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Прямая и косвенная речь. Разные способы
оформления на письме цитат.
Обобщение и систематизация изученного
Повторение изученного
Дата
план факт
Кол.
часо
в
1
1
1
1
23.04
07.05
14.05
21.05 Используемый учебнометодический комплект:
Программы
Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 1011
классы (авторысоставители: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.). – М.:
Просвещение, 2011 г.
Учебники
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили
речи. 1011 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый
уровень. М.: Просвещение, 2004. – 350 с.
Методические пособия
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10 класс: поурочные
планы по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой / сост. Г.В. Цветкова.
– Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.
Словари и справочники
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация
/ Д.Э. Розенталь. – 2 изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО
«Издательство «Мир и образование», 2011. – 368 с.
Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. – СПб.:
ООО «Виктория плюс», 2012г.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4х томах.
М.,1995. Т.1.800с. Т.2.784с. Т.3.560с. Т.4.688с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1997.
944с.
Толковый словарь новейших слов и выражений русского языка. – М.: ООО
«Дом Славянской книги», 2012. – 960 с.
Попова Т.В., Зайкова Е.С. Морфемнословообразовательный словарь
русского языка (511 классы). – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2012. – 272 с.
Круковер В.И. Школьный словообразовательный словарь / сост. В.И.
Круковер. – Изд. 6е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 288 с.
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.