Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Оценка 4.7

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
11 кл
07.05.2018
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Данная рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 11 классе и рассчитана на 17 часов (из расчёта 0,5 часов в неделю).Программа направлена на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Основной целью программы является повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
электив11кл..docx
«Рассмотрено»  на заседании  школьного МО Протокол № 1  от «31»  августа 2017  г.  «Согласовано»  зам директора по УЧ Бойчук М.Б. ____________________ «Утверждаю» Приказ № 63 от  «31» августа 2017 г. Директор МКОУ «  Семидесятская  СОШ» _____________  Минакова Г.И. Воронежская область Хохольский район Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Семидесятская  средняя общеобразовательная школа» с. Семидесятное  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   По элективу по русскому языку  «Русское правописание: орфография и пунктуация»_______________ Ступень обучения (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ( 11 класс)             Количество часов   _17_    Уровень   БАЗОВЫЙ Учитель           _Халилова Д.Х.___________________ 2017­2018  учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   разработана   в   соответствии   со   следующими   нормативными документами: ­ Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  ­ Федеральным государственным образовательным стандартом основного  общего образования; ­   ООП СОО МКОУ «Семидесятская СОШ» Приказ № 87 от 29.08.2015  года; ­ на основе Примерной программы по русскому языку (издательство  «Дрофа», 2007г.) и  программы «Русский язык. 10­11 классы» авторы: А.И.  Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М.: Просвещение, 2008 г.,   уровень  обучения – базовый. к       русскому Данная   рабочая   программа   предназначена     для   проведения   учебного курса   «Русское   правописание:   орфография   и   пунктуация»     в   11   классе   и рассчитана на 17 часов (из расчёта 0,5 часов в неделю).           Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.          Учебный курс в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих   реализацию   личностно­ориентированного,   когнитивно­ коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:   ­  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку   как   явлению   культуры,   основному   средству   общения   и   получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви языку; ­   совершенствование   речемыслительной   деятельности,   коммуникативных умений   и   навыков,   обеспечивающих   свободное   владение   русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;  ­ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;  ­   развитие   готовности   и   способности   к   речевому   взаимодействию   и взаимопониманию,   потребности   к   речевому   самосовершенствованию;   ­ освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; ­   формирование   умений   опознавать,   анализировать,   классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации   и   сфере   общения;   умений   работать   с   текстом,   осуществлять информационный   поиск,   извлекать   и   преобразовывать   необходимую информацию.                        Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им   основ   лингвистики,   элементов   современной   теории   речевого   общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности. Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся   система   упражнений   нацелены   на   развитие   основных   видов   речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать). Основная   цель   данного   курса   состоит   в   повышении   грамотности учащихся,   в   развитии   культуры   письменной   речи.   Свободное   владение орфографией   и   пунктуацией   предполагает   не   только   знание   правил   и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье   учащихся,   целенаправленное   развитие   лингвистической   интуиции.   В связи   с   этим   основными   направлениями   в   работе   становятся,   во­первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения),  что   обеспечивает   безошибочное  применение   того  или  иного правила   без   искажения   смысла   высказывания.   Во­вторых,  опора   на этимологический   анализ  при   обучении   орфографии,   который   держится   на языковом   чутье  и  удовлетворяет  естественную,  неистребимую  потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая   рефлексия»   (Г.   О.   Винокур)   становится   надежным помощником   в   процессе   формирования   системы   правописных   умений   и навыков.   И   наконец,   важнейшим   направлением   в   обучении   становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения   ориентироваться   в   орфографии   и   пунктуации,   учитывая   их системность,   логику,   существующую   взаимосвязь   между   различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.). Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по   темам,   какую   последовательность   изучения   правил   избрать,   чтобы   в результате   обучения   у   старшеклассников   укрепилась   уверенность   в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности  (несмотря  на  некоторые  нарушения   общих   орфографических   и пунктуационных закономерностей). На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях   письма,   правильно   выбирать   из   десятков   правил   именно   то,   что соответствует   данной   орфограмме   и   пунктограмме.   Такое   умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных   орфографических   (пунктуационных)   фактах   видеть   общие   и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают   несколько   частных,   заставляют   глубже   осмыслить   полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания. Для того чтобы полностью воплотить  идею  систематизации  знаний и совершенствования   на   этой   основе   соответствующих   умений,   предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10­й   класс,   пунктуация—   11­й   класс.   Такой   подход,   разумеется,   не исключает,   а   напротив,   предусматривает   попутное   повторение   важных пунктуационных   правил   при   рассмотрении   орфографической   системы,   а   в процессе   обучения   пунктуации   —   совершенствование   орфографических умений. Для   достижения   основных   целей   курса   необходимо   пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и   поиск   адекватных   языковых   средств   для   выражения   смысла   средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме   того,   значительными   обучающими   возможностями   обладает   такой приём, как орфографический анализ структурно­семантических схем слова или   морфемно­словообразовательных   моделей.   Такой   анализ   развивает языковую   догадку,   способность   предвидеть   орфографические   затруднения, вызванные   морфемной   особенностью   того   словообразовательного   образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого   развития   старшеклассника   и   прежде   всего   от   владения   видами речевой   деятельности:   осмысленным   и   точным   пониманием   чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных   мыслей   в   устной   и   письменной   речи   (говорение,   письмо)   с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.     Русское   правописание   может   быть   освоено   в   процессе совершенствования, обогащения всего строя речи.   старшеклассника,   в   результате   овладения   всеми   видами   речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.       Коммуникативно­деятельностный   подход   к   совершенствованию правописных   умений   и   навыков   способствует   активному   развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то   есть   способности   извлекать,   понимать,   передавать,   эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно,   логично,   выразительно   излагать   мысли   в   соответствии   с определённой   коммуникативной   задачей   и   нормативными   требованиями   к речевому высказыванию (в том числе и правописными). На занятиях данного курса формируется: готовность к речевому взаимодействию,    моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;  расширяются   сведения   о   нормах   речевого   поведения   в   различных сферах общения;   совершенствуется   умение   не   только   опознавать,   анализировать, классифицировать   языковые   факты,   но   и   осуществлять   речевой самоконтроль,   оценивая  языковые  явления с  точки  зрения  нормативности,  находить орфографические,   грамматические   и   речевые   ошибки,   недочёты   и исправлять их;   применять   полученные   знания   и   умения   в   повседневной   речевой практике,   создавая   устные   и   письменные   высказывания   и   соблюдая разные виды языковых норм. Требования к уровню подготовки  учащихся Учащиеся должны знать и понимать: ­ связь языка и истории, культуры русского и других народов; ­ смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; ­ основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; ­ орфоэпические,   лексические,   грамматические,   орфографические   и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого   поведения   в   социально­культурной,   учебно­научной,   официально­ деловой сферах общения; должны уметь: ­ осуществлять   речевой   самоконтроль;   оценивать   устные   и   письменные высказывания   с   точки   зрения   языкового   оформления,   эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; ­ анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; ­ проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; ­ использовать   основные   виды   чтения   (ознакомительно­изучающее, ознакомительно­   реферативное   и   др.)   в   зависимости   от   коммуникативной задачи; ­ извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно­ научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том   числе   представленных   в   электронном   виде   на   различных информационных носителях; ­ создавать   устные   и   письменные   монологические   и   диалогические высказывания   различных   типов   и   жанров   в   учебно­научной   (на   материале изучаемых   учебных   дисциплин),   социально­   культурной   и   деловой   сферах общения; ­ применять   в   практике   речевого   общения   основные   орфоэпические, лексические,   грамматические   нормы   современного   русского   литературного языка; ­ соблюдать   в   практике   письма   орфографические   и   пунктиационные нормы современного русского литературного языка; ­ соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; ­ использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; владеть:   коммуникативной,   языковедческой   и   культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни: ­ для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; ­ развития   интеллектуальных   и   творческих   способностей,   навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; ­ увеличения   словарного   запаса;   расширения   круга   используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ­ совершенствования   коммуникативных   способностей;   развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; ­ самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОГО  КУРСА 11 класс (17 ч)       Речевой этикет в письменном общении (1 ч) Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление   этикетных   форм   извинения,   просьбы,   благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Речевой   этикет   в   частной   и   деловой   переписке.   Из   истории эпистолярного   жанра   в   России.   Зачины   и   концовки   современных   писем, обращения   к   адресату,   письменные   формы   поздравления,   приглашения, приветствия. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS­сообщения, электронная почта, телефакс и др.)­ Основные   правила   письменного   общения   в   виртуальных   дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Принципы русской орфографии (5 ч) Роль лексического и грамматического разбора при написании слов  различной структуры и значения. Правописание корней. Правописание  приставок. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных  частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Пунктуация (11 ч) Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания  Некоторые   сведения  из  истории   русской   пунктуации.   Основное назначение   пунктуации   —  расчленять   письменную   речь   для   облегчения   её понимания.   Принципы   русской   пунктуации:   грамматический,   смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные   функции   пунктуационных   знаков.   Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации:  1) знаки препинания в конце предложения;  2) знаки препинания внутри простого предложения;  3) знаки препинания между частями сложного предложения;  4) знаки препинания при передаче чужой речи;  5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в конце предложения  Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы   предложения,   отражение   ее   на   письме.   Употребление   точки, вопросительного   и   восклицательного   знаков   в   конце   предложения.   Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. Знаки препинания между частями сложного предложения  Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки   препинания   между   частями   сложносочинённого   предложения. Интонационные   и   смысловые   особенности   предложений,   между   частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения. Семантико­интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Грамматико­интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более  частей,   и  выбор   знаков   препинания   внутри   сложной   синтаксической конструкции.  Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания при передаче чужой речи  Прямая   и   косвенная   речь.   Оформление   на   письме   прямой   речи   и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. Календарно­тематическое   планирование элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» (11 кл., 17 ч.)   Тема урока № п/п Дата план факт Кол. часо в  1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13   1 1 1 1 русской     правила   речевого пунктуации: смысловой, Речевой   этикет, поведения. Принципы русской орфографии Правописание корней Правописание приставок Трудные вопросы правописания  окончаний и суффиксов разных частей  речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов Принципы   грамматический, интонационный. Однородные Однородные определения Знаки   препинания   в   предложениях   с обособленными членами. Знаки   препинания   при   словах, грамматически   не   связанных   с   членами предложения. Употребление знаков  препинания  между частями ССП и СПП. Семантико­интонационный   анализ   как основа выбора знака препинания в БСП. Выбор   знаков   препинания   внутри   слож­ 1   члены   предложения. неоднородные   1 1 1 1 1 1 1 и   15.01 22.01 29.01 05.02 12.02 19.02 26.02 05.03 12.03 19.03 02.04 09.04 16.04 № п/п 14 15 16 17 Тема урока ной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Прямая и косвенная речь. Разные способы оформления на письме цитат. Обобщение и систематизация изученного Повторение изученного Дата план факт Кол. часо в  1 1 1 1 23.04 07.05 14.05 21.05 Используемый учебно­методический комплект: Программы Программы   для   общеобразовательных   учреждений.   Русский   язык   10­11 классы   (авторы­составители:   Власенков   А.И.,   Рыбченкова   Л.М.).   –   М.: Просвещение, 2011 г. Учебники Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10­11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. ­ М.: Просвещение, 2004. – 350 с. Методические пособия Власенков   А.И.,   Рыбченкова   Л.М.   Русский   язык.   10   класс:   поурочные планы по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с. Словари и справочники Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.Э. Розенталь. – 2 изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011. – 368 с. Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012г. Даль   В.  Толковый   словарь   живого   великорусского   языка.  В  4­х   томах. М.,1995. Т.1.­800с. Т.2.­784с. Т.3.­560с. Т.4.­688с. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1997.­ 944с. Толковый словарь новейших слов и выражений русского языка. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2012. – 960 с. Попова   Т.В.,   Зайкова   Е.С.   Морфемно­словообразовательный   словарь русского языка (5­11 классы). – М.: АСТ­ПРЕСС КНИГА, 2012. – 272 с. Круковер   В.И.   Школьный   словообразовательный   словарь   /   сост.   В.И. Круковер. – Изд. 6­е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 288 с.

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018