рабочая программа по этике и психологии семейной жизни (10 класс) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. в данной программе есть содержание предмета, планируемые результаты освоения программы, критерии оценивания, нужно добавить ким . срок реализации данной программы один учебный год. удачи.
Ермолаевская коррекционная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено на ШМО учителей
«Трудовик»
Руководитель ШМО
Галимова Р.И.______________
Протокол №__ от «__» _______ 2018г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР:
Ахметова В.В. _________
«____»_________2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУЕКШИ
Заболотный В.В..
___________________
«___»________ 2018 г.
Рабочая программа
учебного предмета
Срок реализации 2018 2019 учебный год
«Этика и психология семейной жизни »
10 класс
Учитель: Лукьянова Евгения Георгиевна,
учитель высшей квалификационной категории
Ермолаево 2018Пояснительная записка.
Программа по предмету «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе программы «Этика и
психология семейной жизни» (Матвеева Н.Б.) Программнометодического обеспечения для 1012 классов с углубленной
трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М.
Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, ГИЦ «Владос», 2010г). Согласно примерной адаптированной основной
образовательной программы (вариант I) и учебному плану ГБОУ Ермолаевская КШИ для обучающихся с ОВЗ на 2018
2019 учебный год. Содержание программы курса на основе принципов: соответствия содержания образования
потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства
содержания образования на разных уровнях его формирования.
Целью программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Программа направлена на выработку у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого
человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные
отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а именно
способствовать созданию крепкой и прочной семьи.
Задачи программы:
формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;
формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать
эти знания при выборе спутника жизни;
сообщать необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье
и воспитание;
формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Формирование базовых учебных действий на уроках:
Регулятивные УД: самостоятельно формулировать тему урока;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
работа по предложенному плану;
проговаривать последовательность действий на уроке;
составление плана и последовательности действий (алгоритма);
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УД:
пользоваться словарями, справочниками;
находить ответы на вопросы;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую с помощью учителя (составлять план,
таблицу, схему)
устанавливать причинноследственные связи;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
строить рассуждения.
Коммуникативные УД:
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
задавать вопросы.
Личностные УД:
определять под руководством учителя общие правила поведения (этические нормы)
давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на урокеФормы и методы реализации программных задач:
Решение образовательных, коррекционноразвивающих и воспитательных задач требует использования на уроках
«Этики и психологии семейной жизни» различных методов обучения:
* Устный рассказ учителя (с использованием наглядных пособий; с использованием различных технических
средств обучения)
* Беседа
* Элементы проблемных методов обучения
* Драматизация
* Решение «этических задач»
Основное содержание учебного предмета.
10 класс.
10 класс. Всего за год 34 часа ( 1 час в неделю)
№
1
2
Наименование разделов, тем
Семья.
Создание семьи.
Всего
часов
10
24
В том числе практические работы и экскурсии
Практическое занятие 2
Практическое занятие 1
Экскурсия 1
«Семья».10 часов.
Что такое «семья»? Значение семьи в жизни человека.1час.
Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные
праздники).Влияние семьи на формирование личности ребенка.2 часа.
Родственники и родственные отношения.3 часа.
Правила поведения в семье, с родственниками.3 часа.
Обобщение знаний по теме.1 час.
«Создание семьи». 24 часа
Представления людей о семейном счастье, чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт
родительской семьи, его принятие или отторжение).2 часа.Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи.3 часа.
Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к
предполагаемому партнеру и их реальное воплощение.2 часа.
Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак.3 часа.
Нравственные качества и жизненные умения, необходимые юноше, вступающему в брак.3 часа.
Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность .Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и
девушки.4 часа.
Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие).Главные мотивы, необходимые для принятия.
Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства ,увлечение, наличие
необходимых средств к существованию семьи и т.д.).3 часа.
Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши
,девушки).Почему родители могут быть против вашего брака?3 часа.
Урок обобщения знаний по теме.1 час.
Требования к знаниям и умениям обучающихся 10го класса.
Планируемые результаты изучения предмета
овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека.
знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила
Учащиеся должны знать:
взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи.
понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
понимать значение семьи в жизни человека;
понимать важность создания собственной семьи;
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать правила этикета по отношению друг к другу, в обществе.
Ориентироваться в понятии семья.
Делать выводы, обобщения по изучаемым темам.
Календарно тематическое планирование
Тема урока
Колво
часов
Дата по
плану
Д\ф
Примечания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Что такое семья.
Значение семьи в жизни человека.
Связи в семье: материальные, духовные,
дружеские.
Место и роль ребенка в семье.
Влияние семьи на формирование личности
ребенка.
Родственники и родственные отношения.
Ролевые, социальные функции членов семьи.
Представления людей о семейном счастье.
Чего ожидают молодые люди, создавая семью.
Причины создания семьи.
Нравственная, материальная, физиологическая
готовность к созданию семьи.
Условия вступления в брак.
Выбор спутника жизни.
Качества человека, необходимые в семейной
10 а класс. 1 полугодие
7.09
14.09
21.09
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28.09
5.10
12.10
19.10
26.10
16.11
23.11
30.11
7.12
14.12
21.12
Презентация.
Видеофильм.
Коллаж.
Образец заявления.жизни.
Обобщение по теме. Что такое семья.
15
1
28.12
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Требования, которые мы предъявляем к
предполагаемому партнеру и их реальное
воплощение.
Нравственные качества и жизненные умения,
необходимые девушке, вступающей в брак.
Нравственные качества и жизненные умения,
необходимые юноши, вступающего в брак.
Влюбленность и любовь.
Этические правила во взаимоотношениях юноши и
девушки.
Этические основы общения.
Гостевой этикет.
Нравственность и сексуальность.
Принятие решения о вступлении в брак.
Главные мотивы для принятия решения о
вступлении в брак.
Повторение по теме. Принятие решения о
вступлении в брак.
Что является основой благополучия будущей
семьи.
А так ли обязательно регистрировать брак?
Как сообщить родителям о своем решении.
Как следует вести себя в ситуации знакомства с
родителями ?
Почему родители могут быть против вашего
брака? Условия, необходимые для вступления в
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11.01
18.01
25.01
1.02
8.02
15.02
22.02
1.03
15.03
22.03
5.04
12.04
19.04
26.04
17.05
24.05
31.05
Презентация.
Презентация.
Тесты.
Инсценировка.
Инсценировка.брак
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
2
Презентация.
Видеофильм.
Коллаж.
Образец заявления.
25.09
2.10
9.10
16.10
23.10
13.11
20.11
27.11
4.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
10 Б класс 1полугодие
4.09
11.09
18.09
1
1
1
Что такое семья.
Значение семьи в жизни человека.
Связи в семье: материальные, духовные,
дружеские.
Место и роль ребенка в семье.
Влияние семьи на формирование личности
ребенка.
Родственники и родственные отношения.
Ролевые, социальные функции членов семьи.
Представления людей о семейном счастье.
Чего ожидают молодые люди, создавая семью.
Причины создания семьи.
Нравственная, материальная, физиологическая
готовность к созданию семьи.
Условия вступления в брак.
Выбор спутника жизни.
Качества человека, необходимые в семейной
жизни.
Повторение по теме Значение семьи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 полугодие.
Требования, которые мы предъявляем к
предполагаемому партнеру и их реальное
воплощение.
Нравственные качества и жизненные умения,
необходимые девушке, вступающей в брак.
1
13
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Нравственные качества и жизненные умения,
необходимые юноши, вступающего в брак.
Влюбленность и любовь.
Этические правила во взаимоотношениях юноши и
девушки.
Этические основы общения.
Гостевой этикет.
Нравственность и сексуальность.
Принятие решения о вступлении в брак.
Главные мотивы для принятия решения о
вступлении в брак.
Повторение по теме. Принятие решения о
вступлении в брак.
Что является основой благополучия будущей
семьи.
А так ли обязательно регистрировать брак?
Как сообщить родителям о своем решении.
Как следует вести себя в ситуации знакомства с
родителями юноши ?
Как следует вести себя в ситуации знакомства с
родителями девушки ?
Почему родители могут быть против вашего
брака?
Условия, необходимые для вступления в брак.
Обобщение по теме. Что такое семья.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29.01
5.02
12.02
19.02
26.02
5.03
12.03
19.03
2.04
9.04
16.04
23.04
30.04
7.05
14.05
21.05
28.05
Презентация.
Презентация.
Тесты.
Инсценировка.
Инсценировка.
Тесты.