РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
русский язык
2 кл
04.09.2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка 3
Планируемые результаты изучения учебного предмета 7
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (2А класс) 10
Содержание учебного предмета 11
Тематическое планирование 15
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой – Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности, 1-4 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2: 344 с. и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя).
1. ФЗ №273 от 21.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 2 «Система образования», ст. 12 «Образовательные программы» (п. 5, 7), гл. 5 «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность», ст. 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» (п. 3.3, 3.5)).
2. Приказ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 19.12.2014г. №1643).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
5. Основная образовательная программа НОО/ ООО МБОУ г. Иркутска СОШ №53.
6. Авторская программа: С.Н. Ямшинина «Ключ и Заря».
7. Школьное «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ».
8. Учебно-методический комплект для учеников 1-4 классов «Перспективная начальная школа».- М.: Академкнига/Учебник. 2013.
9. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015 – 2016 учебный год».
10. Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ №53 на 2015 – 2016 учебный год.
Данная программа представляет собой вариант организации факультативного курса младших школьников. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.
Форма организации: факультативные занятия.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности факультатива «Ключ и Заря»:
формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
научить речи;
развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, факультативные занятия «Ключ и Заря» дают возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, 34 часа. Факультативный курс «Ключ и заря» даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Учебно-тематический план
№
п/п
Перечень разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Речевая деятельность. 8 1 7
2. Слушание и говорение. 5 1 4
3. Чтение. 6 6
4. Речь и текст. 9 9
5. Речевой этикет. 6 1 5
Всего: 34 3 31
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, факультативный курс «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами курса «Ключ и Заря» во 2-м классе является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому поведению.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Личностные результаты:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование раздела Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Речевая деятельность.
готовность и способность обучающихся к само-
развитию; внутренняя позиция школьника на основе положитель-
ного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
установка на здоровый образ жизни; экологическая культура:
ценностное отношение к природному миру, готовность следо-
вать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-
сберегающего поведения; гражданская идентичность в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, народ и историю; сознание ответ-
ственности человека за общее благополучие; осознание своей
этнической принадлежности; гуманистическое сознание; начальные навыки адаптации в динамично изменяю-
щемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная,
учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе кри-
териев успешности учебной деятельности; целостный, социаль-
но ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание
чувств других людей и сопереживание им; уважительное от-
ношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетиче-
ские потребности, ценности и чувства; этические чувства, пре-
жде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость. поиск и выделение необходимой ин-
формации из различных источников в разных формах (текст,
рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (из-
влечение необходимой информации из различных источников);
обработка информации (определение основной и второстепен-
ной информации); передача информации (устным, письменным,
цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация;
классификация по заданным критериям; установление анало-
гий; установление причинно-следственных связей; осуществлять
рефлексию способов и условий действий, контролировать и оце-
нивать процесс и результат деятельности; ставить, формулиро-
вать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгорит-
мы деятельности при решении проблем различного характера;
построение рассуждения; обобщение; интерпретация инфор-
мации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью
ИКТ); применение и представление информации; осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной фор-
ме, в том числе творческого и исследовательского характера;
осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависи-
мости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явле-
ния окружающей действительности в соответствии с содержани-
ем учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обоб-
щенно фиксировать существенные признаки объектов с целью
решения конкретных задач
формулировать и удерживать учебную
задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учите-
лем; составлять план и последовательность действий; осущест-
влять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно
воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть
возможности получения конкретного результата при решении
задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено
и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата постав-
ленной цели; соотносить правильность выбора, планирования,
выполнения и результата действия с требованиями конкрет-
ной задачи; сличать способ действия и его результат с задан-
ным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона; различать способ и результат действия; осуществлять
констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и
по способу действия. обращаться за помощью; форму-
лировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и со-
трудничества с партнером; договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; формулировать
собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собствен-
ное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь
и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достиже-
ния; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность
во взаимодействии для решения коммуникативных и познава-
тельных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою пози-
цию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудни-
честве при выработке общего решения в совместной деятель-
ности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии
разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех участников; координировать и прини-
мать различные позиции во взаимодействии Ученик научится:
писать письма в процессе предметной переписки
с научным клубом «Ключ и Заря» и освоят жанр письма; свобод-
но работать с текстом; свободно работать с разными источника-
ми информации; устно и письменно делиться своими личными
впечатлениями и наблюдениями.
Ученик получит возможность научиться: понимать
разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетиче-
ской) одного и того же текста; понимать прозаические и поэтиче-
ские тексты, посвященные формированию базовых нравственно-
этических ценностей.
Слушание и говорение.
Чтение.
Речь и текст.
Речевой этикет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 25).
Аудиторное (1ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Учащиеся знакомятся с основными требованиями к написанию письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».
Внеаудиторное (1ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс. Если письмо потерялось? Профессия —почтальон.
Тема 2. Заседание клуба «Ключ и заря», или как вступить в клуб во 2 классе. Учебник русского языка (2 класс, часть 1,с. 98–99).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Подведение итогов за 1 класс: количество учащихся, поступивших в клуб по результатам практической работы. Выполнение работы во втором классе. Конкурс лучших работ.
Тема 3. Конкурс необычных историй, или как составить план?
Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 27).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческий конкурс. Для чего необходимо составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необычная история» (серия картинок к устному рассказу).
Тема 4. Путешествие в страну словарей. Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 98–159).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — путешествие. Что такое словарь? Какие бывают словари? Как прочитать словарную статью (возможно использование учебника русского языка, 2 класс, часть 2)?
Тема 5. В гостях у гостеприимного барсука, или что такое настоящее богатство. Учебник по литературному чтению (2 класс, часть 1, с.144).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, лес. Фотоконкурс «Красота рядом!»
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — проектная работа, защита проекта «Что такое настоящее богатство?».
Тема 6. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота». Учебник по литературному чтению (2 класс, часть 1, с.174).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».
Тема 7. Как написать поздравление? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 49).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита мини-проекта «Поздравляю с Новым годом!».
Тема 8. Путешествие по детским журналам. Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2, с.103).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Экскурсия в библиотеку. Какие бывают журналы. Что такое периодика? Презентация «Мой любимый журнал».
Тема 9. Как написать поздравление? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 73)
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта «Поздравляю с 23 февраля!», «Поздравляю с 8 Марта!».
Тема 10. Необычные слова. Учебник русского языка (2 класс, часть 3, с. 158–159).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова».
Тема 11. Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» (учебник литературного чтения, 2 класс, части 1–2), а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях нашего города. Подведение итогов конкурса.
Тема 12. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2, с.175).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурсная работа. На основе материалов учебника литературного чтения(2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».
Тема 13. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 2 класс.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Дата проведения Тема занятия
Глоссарий Кол-во часов Элементы содержания Основные виды учебной деятельности Вид, форма контроля и диагностики
Содержание материала учебника.
Примечание
План Факт
РАЗДЕЛ 1. Речевая деятельность.
1/1 Задание клуба « Ключ и заря». 1 Заседание научного клуба Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Выполнение работы. Конкурс лучших работ. Фронтальный Уч.2кл., рус.яз. часть 1, с.98-99
2/2 Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? 1 Учащиеся знакомятся с основными требованиями к I
писанию письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант». Практическая работа. Учащиеся знакомятся с основными требования написания письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант». Фронтальный Уч.2кл. рус.яз. часть 2 с.25
3/3 Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? 1 Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно
подписывать индекс. Если письмо потерялось? Профессия-почтальон. . Экскурсия. Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс? Если письмо потерялось. Профессия почтальон. Уч.2кл.
рус.яз. часть 2 с.25
4/4 Конкурс необычных историй. 1 Для чего необходимо составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необычная история» (серия картинок к устному рассказу). Составление плана. Творческая работа «Необычная история». Взаимопроверка Уч.2кл. рус.яз.
часть 2 с.27
5/5 Работа с картиной. 1 использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях города. Подведение итогов конкурса Составление рассказа, написание сочинения по картине самоконтроль Уч. 2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 раздел «Муз. Дом»
6/6 Работа с картиной. 1 Составление рассказа, написание сочинения по картине Уч. 2кл. лит.чт. Ч.1 и 2 раздел «Муз. Дом»
7/7 Путешествие в страну словарей.
1 Что такое словарь? Какие бывают словари? Как прочитать словарную статью (возможно использование учебника русского
языка, 2 класс, часть 2)? . Форма проведения занятия — путешествие.
Фронтальный
8/8 Устное изложение текста. 1 Чтение текста, составление плана текста, пересказ. Самоконтроль
РАЗДЕЛ 2 Слушание и говорение.
9/1 Что такое текст. 1 Особенности связанного текста Групповая работа. Чтение текста. Разбор текста по частя Взаимоконтроль
10/2 Что такое текст. 1 Название текста и основная мысль Работа с разными текстами. Название текста – заголовок, деление текста на части. Фронтальный
11/3 Что такое текст. 1 Название текста и основная мысль. Работа с разными текстами. Название текста – заголовок, деление текста на части.
12/4 Развитие речи с элементами культуры речи. 1 Конкурсная работа . На основе материалов учебника по литературному чтению, ответы на вопросы «Учёного кота». Лучшие работы отправляются в клуб «Ключ и Заря». Уч. 2кл., Ч.1 лит.чт.
с.144
13/5 Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
. 1 Конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению, ответы на вопросы «Учёного кота». Лучшие работы отправляются в клуб «Ключ и Заря». Составление конкурсных работ Уч. 2кл., Ч.1 лит.чт.
с.174
Раздел 3 Чтение
14/1 Что такое текст. Название текста и основная мысль. 1 Название текста – заголовок, деление текста на части. Работа с разными текстами. Разные лит.ист, У2кл.
15/2 Структура текста. 1 Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении Чтение и разбор разных видов текстов..
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка. Уч.2кл. лит.чт.Ч1 и 2
16/3 Тема и основная мысль текста, понимание содержательности названия текста 1 Работа с текстами Чтение, разбор текста, выделение частей текста. Заголовок. Части текста.
17/4 Путешествие по детским журналам. 1 Творческая работа. Какие бывают журналы. Презентация «Мой любимый журнал» Уч. 2кл.
Ч.2 с.103
18/5 Путешествие по детским журналам. 1 Творческая работа. Какие бывают журналы. Презентация «Мой любимый журнал» Уч. 2кл.
Лит.чт.Ч.2 с.103
19/6 Написание записки товарищу. 1 Творческая работа Конкурс на лучшую работу. Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.49
Раздел 4 Речь и текст
20/1 Как написать поздравление? 1 Оформление поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита мини-проекта «Поздравляю с праздником!». Творческая работа. Конкурс на лучшую работу. Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.49
21/2 Как написать поздравление? 1 Творческая работа. Конкурс на лучшую работу. Лучшую работу можно отправить в клуб «Ключ и Заря». Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.49
22/3 Как написать поздравление? 1 Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта. Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.73
23/4 Как написать поздравление? 1 Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта. Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.73
24/5 Как написать поздравление? 1 Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта. Уч.2кл. рус.яз. Ч.2 с.73
25/6 Работа с картиной. Конкурс сочинений. 1 Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
26/7 Работа с картиной. Конкурс сочинений. 1 Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
27/8 Работа с картиной. Конкурс сочинений. 1 Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
28/9 Работа с картиной. Конкурс сочинений. 1 Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
Раздел 5 Речевой этикет
29/1 Работа с картиной. Конкурс сочинений. 1 Творческая работа. Можно использовать живописных произведений в разделе «Музейный дом». Экскурсии в музей своего города. Подведение итогов работ. Лучшую работу можно отправить в клуб «Ключ и Заря». Уч.2кл. лит.чт. Ч.1 и 2
30/2 Необычные слова. 1 Творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова». Уч.2кл. рус.яз. Ч.3с.158-159
31/3 Необычные слова. 1 Творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова». Лучшую работу можно отправить в клуб «Ключ и Заря». Уч.2кл. рус.яз. Ч.3с.158-159
32/4 Азбука вежливости. Адекватные ситуации речи (в беседе с взрослыми). 1 Творческая работа. Составление беседы со взрослым.
33/5 Задание для членов клуба « Ключ и заря». 1 Конкурсная работа. Вопросы от «Учёного кота». Выявление победителей конкурса. Лучшие ответы отправляются в клуб «Ключ и Заря». Уч.2кл. лит.чт. Ч.2 с.175
34/6 Конференция. Защита портфолио. 1 Конференция . Подведение итогов работы научного клуба.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014.
3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г. Чуракова . - М., Академкнига/Учебник, 2014.
4. Учебно-методический комплект для учеников 1-4 классов «Перспективная начальная школа».- М.: Академкнига/Учебник. 2013.
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012.
6. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
7. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник, 2013
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий).
Подставки для книг, держатели таблиц, схем.nnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnn
Ключ и Заря.doc
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №53
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
2 А КЛАСС
Программа составлена
Валовой Светланой Юрьевной,
учитель начальных классов .
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей
начальных классов
Руководитель МО _________ _____________
Протокол № _____ от «____» _____________ 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ _______________________
от «____» _____________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ____________ Л. Д. Ефремкина
Приказ № ________ от «____» _____________ 2016 г.
2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка
ОГЛАВЛЕНИЕ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета (2А класс)
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Учебнометодическое
и
образовательной деятельности
материальнотехническое
обеспечение
3
7
10
11
15
25
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной
деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н.
Ямшининой – Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности,
14 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2: 344
с. и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя).
1. ФЗ №273 от 21.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 2 «Система
образования», ст. 12 «Образовательные программы» (п. 5, 7), гл. 5 «Педагогические,
руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность»,
ст. 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических
работников, гарантии их реализации» (п. 3.3, 3.5)).
2. Приказ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с
последующими изменениями от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 19.12.2014г. №1643).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29
декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
5. Основная образовательная программа НОО/ ООО МБОУ г. Иркутска СОШ №53.
6. Авторская программа: С.Н. Ямшинина «Ключ и Заря».
7. Школьное «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и
утверждения рабочих программ».
8. Учебнометодический комплект для учеников 14 классов «Перспективная начальная
школа». М.: Академкнига/Учебник. 2013.
9. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015 – 2016
учебный год».
10. Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ №53 на 2015 – 2016 учебный год.
Данная программа представляет собой вариант организации факультативного курса
младших школьников. Темы занятий представлены в соответствии с основными
содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика,
словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными
содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской
деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг
детского чтения.
Форма организации: факультативные занятия.
3 Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная,
коллективная.
Цель деятельности факультатива «Ключ и Заря»:
формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным
взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
научить речи;
развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно
общаться в разных ситуациях;
решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама
жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное
сообщество, как инновационный, практикоориентированный предмет, помогает решать задачи
формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует
развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на
основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского
общества»
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, факультативные занятия «Ключ и Заря»
дают возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения,
особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для
достижения успехов в личной и общественной жизни.
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми,
которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации
В структуре курса можно выделить два смысловых блока:
общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой
(коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов
(повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть
текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не
жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой
практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления
и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с
условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые
актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к
осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые
ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных
пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы
для решения практических задач.
4 Описание места учебного предмета в учебном плане.
Объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, 34 часа.
Факультативный курс «Ключ и заря» даёт широкие возможности для проведения школьных
праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся –
письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Учебнотематический план
Перечень разделов
№
п/п
Речевая деятельность.
1.
2. Слушание и говорение.
3. Чтение.
4.
5.
Речь и текст.
Речевой этикет.
Всего:
Количество часов
Теория
Практика
Всего
8
5
6
9
6
34
1
1
1
3
7
4
6
9
5
31
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и
интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
5 Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и
их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды
обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни,
выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так,
как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их
опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни
человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия,
чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение
культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения
установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в
динамично развивающемся мире»,
«развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»;
«развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения,
анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения
рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…>
готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на
«использование знаковосимволических средств представления информации для <…>
решения учебных и практических задач» и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка
6 (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, факультативный курс «Ключ и Заря», как предмет филологического
цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому
языку и литературному чтению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами
формирование следующих умений:
курса «Ключ и Заря» во 2м классе является
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия
речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных
коммуникантов.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных
действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от
заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого
пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры,
определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что
доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на
правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых
предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и
учитывать особенности описания в учебнонаучной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,
использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения
поставленной коммуникативной задачи;
7 определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного
общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего
высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических,
грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы,
вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа,
применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурносмысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой,
основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание
рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому поведению.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие,
точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
8 Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых
согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
9 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование
раздела
Личностные
результаты
Речевая
деятельность.
Слушание и
говорение.
Чтение.
Речь и текст.
готовность и
способность
обучающихся к само
Метапредметные результаты
Познавательные
поиск и выделение
необходимой ин
формации из различных
источников в разных
формах (текст,
Регулятивные
формулировать и
удерживать учебную
задачу; ставить
новые учебные
задачи в
Коммуникативные
обращаться за
помощью; форму
лировать свои
затруднения; задавать
и отвечать на
вопросы,
Предметные
результаты
Ученик научится:
писать письма в
процессе предметной
переписки Речевой этикет.
развитию; внутренняя
позиция школьника на
основе положитель
ного отношения к
школе; принятие образа
«хорошего ученика»;
самостоятельность и
личная ответственность
за свои поступки,
установка на здоровый
образ жизни;
экологическая культура:
ценностное отношение к
природному миру,
рисунок, таблица,
диаграмма, схема); сбор
информации (из
влечение необходимой
информации из
различных источников);
обработка информации
(определение основной и
второстепен
ной информации);
передача информации
(устным, письменным,
цифровым способами);
анализ; синтез; сравнение;
сотрудничестве с
учите
лем; составлять план
и
последовательность
действий; осущест
влять итоговый и
пошаговый контроль
по результату;
адекватно
воспринимать
предложения
учителей,
товарищей,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и со
трудничества с
партнером;
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности;
формулировать
собственное мнение и
позицию; адекватно
с научным клубом
«Ключ и Заря» и
освоят жанр письма;
свобод
но работать с
текстом; свободно
работать с разными
источника
ми информации;
устно и письменно
делиться своими
личными
впечатлениями и
наблюдениями.
11 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? Учебник русского языка (2
класс, часть 2, с. 25).
Аудиторное (1ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Учащиеся знакомятся с
основными требованиями к написанию письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия
«адресат» и «адресант».
Внеаудиторное (1ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Как путешествует письмо? Для
чего необходимо правильно подписывать индекс. Если письмо потерялось? Профессия —
почтальон.
Тема 2. Заседание клуба «Ключ и заря», или как вступить в клуб во 2 классе. Учебник русского
языка (2 класс, часть 1,с. 98–99).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Открытие первого
заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Подведение итогов за 1 класс:
количество учащихся, поступивших в клуб по результатам практической работы. Выполнение
работы во втором классе. Конкурс лучших работ.
Тема 3. Конкурс необычных историй, или как составить план?
Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 27).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческий конкурс. Для чего необходимо
составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необычная история» (серия
картинок к устному рассказу).
Тема 4. Путешествие в страну словарей. Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 98–159).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — путешествие. Что такое словарь? Какие бывают
словари? Как прочитать словарную статью (возможно использование учебника русского языка, 2
класс, часть 2)?
Тема 5. В гостях у гостеприимного барсука, или что такое настоящее богатство. Учебник по
литературному чтению (2 класс, часть 1, с.144).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, лес. Фотоконкурс
«Красота рядом!»
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — проектная работа, защита проекта «Что такое
настоящее богатство?».
Тема 6. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота». Учебник по литературному чтению (2
класс, часть 1, с.174). Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурсная работа. На основе материалов
учебника по литературному чтению (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от
Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы
целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».
Тема 7. Как написать поздравление? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 49).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление
поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления.
Защита минипроекта «Поздравляю с Новым годом!».
Тема 8. Путешествие по детским журналам. Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2,
с.103).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Экскурсия в библиотеку.
Какие бывают журналы. Что такое периодика? Презентация «Мой любимый журнал».
Тема 9. Как написать поздравление? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 73)
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — проектная работа. Проект поздравительной
открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта
«Поздравляю с 23 февраля!», «Поздравляю с 8 Марта!».
Тема 10. Необычные слова. Учебник русского языка (2 класс, часть 3, с. 158–159).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Словообразование слов.
Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова».
Тема 11. Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Для организации конкурса
возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» (учебник
литературного чтения, 2 класс, части 1–2), а также можно организовать экскурсию для
знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях нашего города.
Подведение итогов конкурса.
Тема 12. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2, с.175).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конкурсная работа. На основе материалов
учебника литературного чтения(2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного
Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно
отправить в клуб «Ключ и Заря».
Тема 13. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы
школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 2 класс.
13 14 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
проведения
План
Факт
Тема занятия
Глоссарий
Колво
часов
Элементы
содержания
Основные виды
учебной
деятельности
Вид, форма
контроля и
диагностики
Содержание
материала
учебника.
Примечание
РАЗДЕЛ 1. Речевая деятельность.
1/1
2/2
3/3
Задание клуба
« Ключ и заря».
Как написать
письмо, или что
такое адресат и
адресант?
Как написать
письмо, или что
1
1
1
Открытие
первого заседания
научного клуба во
2 классе. Выбор
председателя.
Выполнение
работы. Конкурс
лучших работ.
Практическая
работа. Учащиеся
знакомятся с
основными
требования
написания письма.
Учатся
подписывать
конверт, отличать
понятия
«адресат» и
«адресант».
Экскурсия. Как
путешествует
Фронтальный
Фронтальный
Уч.2кл.,
рус.яз.
часть
с.9899
1,
Уч.2кл.
рус.яз.
часть
с.25
2
Уч.2кл.
рус.яз.
Заседание
научного клуба
Учащиеся
знакомятся с
основными
требованиями к I
писанию письма.
Учатся
подписывать
конверт,
отличать
понятия
«адресат» и
«адресант».
Как
путешествует письмо? Для
письмо? Для чего
такое адресат и
адресант?
Конкурс
необычных
историй.
Работа с
картиной.
1
1
чего необходимо
правильно
подписывать
индекс. Если
письмо
потерялось?
Профессия
почтальон. .
Для чего
необходимо
составлять план?
Какие бывают
планы?
Творческая
работа
«Необычная
история» (серия
картинок к
устному
рассказу).
использование
живописных
произведений в
разделе
«Музейный
4/4
5/5
2
часть
с.25
Уч.2кл.
рус.яз.
часть
с.27
2
необходимо
правильно
подписывать
индекс? Если
письмо
потерялось.
Профессия
почтальон.
Составление
плана. Творческая
работа
«Необычная
история».
Взаимопроверка
Составление
рассказа,
написание
сочинения по
картине
самоконтроль
Уч.
2кл.
лит.чт. Ч.1
и 2 раздел
«Муз. Дом»
16 6/6
7/7
8/8
9/1
Работа с
картиной.
Путешествие в
страну словарей.
Устное изложение
текста.
Что такое текст.
1
1
1
1
Уч.
2кл.
лит.чт. Ч.1
и 2 раздел
«Муз. Дом»
Составление
рассказа,
написание
сочинения по
картине
. Форма
проведения
занятия —
путешествие.
Фронтальный
Дом» а также
можно
организовать
экскурсию для
знакомства и
изучения
живописных
произведений,
расположенных
в музеях города.
Подведение
итогов конкурса
Что такое
словарь? Какие
бывают словари?
Как прочитать
словарную
статью
(возможно
использование
учебника
русского
языка, 2 класс,
часть 2)?
Чтение текста,
составление плана
текста, пересказ.
Самоконтроль
РАЗДЕЛ 2 Слушание и говорение.
Особенности
Групповая работа. Взаимоконтроль
17 10/2
11/3
12/4
13/5
Фронтальный
Чтение текста.
Разбор текста по
частя
Работа с разными
текстами.
Название текста –
заголовок,
деление текста на
части.
Работа с разными
текстами.
Название текста –
заголовок,
деление текста на
части.
. На основе
материалов
учебника по
литературному
чтению, ответы на
вопросы «Учёного
кота». Лучшие
работы
отправляются в
клуб «Ключ и
Заря».
Составление
конкурсных работ
связанного
текста
Название текста
и основная
мысль
Название текста
и основная
мысль.
Конкурсная
работа
Конкурсная
работа. На
основе
материалов
учебника по
литературному
чтению, ответы
1
1
1
1
Что такое текст.
Что такое текст.
Развитие речи с
элементами
культуры речи.
Внимание,
конкурс!
«Вопросы
Учёного Кота».
от
.
2кл.,
Уч.
Ч.1 лит.чт.
с.144
2кл.,
Уч.
Ч.1 лит.чт.
с.174
18 на вопросы
«Учёного кота».
Лучшие работы
отправляются в
клуб «Ключ и
Заря».
Раздел 3 Чтение
14/1
15/2
16/3
17/4
18/5
Что такое текст.
Название текста и
основная мысль.
Структура текста.
Тема и основная
мысль
текста,
понимание
содержательности
названия текста
Путешествие по
детским
журналам.
Путешествие по
детским
1
1
1
1
1
Название текста
– заголовок,
деление текста
на части.
Основная мысль
(тезис) в
рассуждении.
Смысловые
части
рассуждения.
Пример и
правило в
рассуждении
Работа с
текстами
Разные
лит.ист,
У2кл.
Уч.2кл.
лит.чт.Ч1 и
2
с
Работа
разными
текстами.
Чтение и разбор
разных
видов
текстов..
Описание
в
учебной речи, его
цель,
основные
части. Описание в
объявлении.
Описаниезагадка.
Чтение,
разбор
текста, выделение
частей
текста.
Заголовок. Части
текста.
Творческая
работа.
Творческая
работа.
Какие бывают
журналы.
Презентация
«Мой любимый
журнал»
Какие бывают
журналы.
Уч. 2кл.
Ч.2 с.103
Уч. 2кл.
Лит.чт.Ч.2
19 19/6
20/1
21/2
22/3
23/4
журналам.
Написание
записки
товарищу.
Как написать
поздравление?
Как
поздравление?
написать
Как
поздравление?
написать
Как
поздравление?
написать
1
1
1
1
1
Презентация
«Мой любимый
журнал»
лучшую работу.
Конкурс на
Творческая
работа
Раздел 4 Речь и текст
Оформление
Творческая
поздравительной
работа. Конкурс
открытки.
Соблюдение
норм речевого
этикета при
составлении
поздравления.
Защита мини
проекта
«Поздравляю с
праздником!».
Проектная
работа.
на лучшую
работу.
Творческая
работа. Конкурс
на
лучшую
работу. Лучшую
работу можно
отправить в клуб
«Ключ и Заря».
Проект
поздравительной
открытки.
Соблюдение норм
речевого этикета
при составлении
поздравления.
Защита проекта.
Проектная
Проект
работа.
поздравительной
открытки.
Соблюдение норм
с.103
Уч.2кл.
рус.яз. Ч.2
с.49
Уч.2кл.
рус.яз. Ч.2
с.49
Уч.2кл.
рус.яз. Ч.2
с.49
Уч.2кл.
рус.яз. Ч.2
с.73
Уч.2кл.
рус.яз. Ч.2
с.73
20 Как
поздравление?
написать
24/5
25/6
26/7
1
1
1
Проектная
работа.
Творческая
работа.
Творческая
работа.
с
Работа
картиной.
Конкурс
сочинений.
с
Работа
картиной.
Конкурс
сочинений.
речевого этикета
при составлении
поздравления.
Защита проекта.
Проект
поздравительной
открытки.
Соблюдение норм
речевого этикета
при составлении
поздравления.
Защита проекта.
Можно
использовать
живописных
произведений в
разделе
«Музейный дом».
в
Экскурсии
музей
своего
города.
Подведение
итогов работ.
Можно
использовать
живописных
произведений в
разделе
«Музейный дом».
в
Экскурсии
музей
своего
города.
Подведение
Уч.2кл.
рус.яз. Ч.2
с.73
Уч.2кл.
лит.чт. Ч.1
и 2
Уч.2кл.
лит.чт. Ч.1
и 2
21 27/8
28/9
29/1
с
Работа
картиной.
Конкурс
сочинений.
с
Работа
картиной.
Конкурс
сочинений.
с
Работа
картиной.
Конкурс
сочинений.
1
1
1
Творческая
работа.
Творческая
работа.
итогов работ.
Можно
использовать
живописных
произведений в
разделе
«Музейный дом».
в
Экскурсии
музей
своего
города.
Подведение
итогов работ.
Можно
использовать
живописных
произведений в
разделе
«Музейный дом».
в
Экскурсии
музей
своего
города.
Подведение
итогов работ.
Раздел 5 Речевой этикет
Творческая
работа.
Можно
использовать
живописных
произведений в
разделе
«Музейный дом».
Экскурсии
в
своего
музей
Уч.2кл.
лит.чт. Ч.1
и 2
Уч.2кл.
лит.чт. Ч.1
и 2
Уч.2кл.
лит.чт. Ч.1
и 2
22 30/2
31/3
32/4
Необычные слова.
Необычные слова.
Азбука
вежливости.
Адекватные
1
1
1
Творческая
работа.
Творческая
работа.
Творческая
работа.
города.
Подведение
работ.
итогов
Лучшую работу
можно отправить
в клуб «Ключ и
Заря».
Словообразова
слов.
слов.
ние
Образование
сложных
Соединительная
гласная.
Творческий
конкурс
«Необычные
слова».
слов.
Словообразова
слов.
ние
Образование
сложных
Соединительная
гласная.
Творческий
конкурс
«Необычные
Лучшую
слова».
работу можно
отправить в клуб
«Ключ и Заря».
Составление
Уч.2кл.
рус.яз.
Ч.3с.158
159
Уч.2кл.
рус.яз.
Ч.3с.158
159
беседы
взрослым.
со
23 ситуации речи (в
беседе
с
взрослыми).
Задание
для
членов
клуба
« Ключ и заря».
Конференция.
Защита
портфолио.
1
1
Конкурсная
работа.
Конференция
Вопросы от
«Учёного кота».
Выявление
победителей
конкурса. Лучшие
ответы
отправляются в
клуб «Ключ и
Заря».
. Подведение
итогов работы
научного клуба.
Уч.2кл.
лит.чт. Ч.2
с.175
33/5
34/6
24 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2013.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе /Под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014.
3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная
школа» / Сост. Р.Г. Чуракова . М., Академкнига/Учебник, 2014.
4. Учебнометодический комплект для учеников 14 классов «Перспективная начальная
школа». М.: Академкнига/Учебник. 2013.
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /Мво
образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2012.
6. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная
школа» (Концептуальные основы личностноориентированной постразвивающей системы
воспитания и обучения). М.: Академкнига/Учебник, 2013.
7. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.
М.: Академкнига/Учебник, 2013
Компьютерные и информационнокоммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий).
Подставки для книг, держатели таблиц, схем. 26
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «КЛЮЧ И ЗАРЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.