Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
3 кл
30.05.2017
Программа по факультативному курсу «Развитие речи» для обучающихся с нарушениями речи в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их речевому и умственному развитию.Программа рассчитана на 1 год.
факультатив по развитию речи .docx
ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоров
[Дата]
Рабочая
программа по
факультативному
курсу «Развитие
речи»
Рабочая программа
разработана для
обучающихся 3-го класса,
имеющих нарушения речи
Рабочую программу разработала
учитель-логопед, учитель
начальных классов М.Ю.Долгушина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые основы для проектирования
рабочей программы по факультативу «Развитие речи»:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
2. ФГОС начального общего образования для детей с
нарушениями речи (проект).
3. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с
нарушениями речи ТОГБОУ «Школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Рабочая программа по факультативу «Развитие
речи» составлена на основе Программ специальных
(коррекционных) образовательных учреждений V вида (для
детей с тяжелыми нарушениями речи).
Москва
«Просвещение» 1997г.
с
обучающихся
Программа по факультативному курсу «Развитие речи»
для обучающихся с нарушениями речи в 3 классе
составлена с учётом особенностей познавательной
деятельности
ограниченными
возможностями здоровья, направлена на разностороннее
развитие личности обучающихся, способствует их речевому
и умственному развитию, содержит материал, помогающий
обучающимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им при переходе на
вторую ступень обучения.
Учебный предмет «Развитие речи» тесно связан с
другими предметами программы по русскому языку и
ставит своей целью поэтапное формирование речевой
деятельности детей во всех аспектах. Система занятий по
развитию речи направлена на
овладение детьми,
имеющими нарушения речи, способами и средствами
речевой деятельности, формирование языковых обобщений,
правильное использование языковых средств в процессе
общения и учебной деятельности, закрепление речевых
навыков в спонтанной речи.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Для
успешного овладения устной и письменной речью в
школьных условиях необходимо целенаправленное
обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и
говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной
речи – слушанию и говорению, должно опережать
письменную речь.
Развитие речи традиционно
осуществляется в разных видах деятельности детей: на
занятиях по ознакомлению с художественной литературой, выживать,
явлениями окружающей действительности, обучению
грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и
художественной деятельности, в повседневной жизни
ребенка. Однако только обучение родному языку на
специальных занятиях может дать устойчивый
развивающий эффект.
Быстро меняющаяся действительность требует от
учащихся не только определенного уровня знаний, но и
наличия определенного интереса к познанию, навыков
самостоятельного альтернативного мышления, умений
быстро адаптироваться,
используя свой
творческий потенциал.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельному
выбору, необходимо соблюдать три основных принципа
программы: свобода, самостоятельность и сотрудничество.
Ребенок должен быть свободен в выборе учебной
нагрузки, группы обучения, в создании собственного
учебного плана, что делает учебу ребенка посильной.
Принцип сотрудничества напоминает: учащийся не один в
школе, он работает вместе с другими учащимися и
учителями, с которыми устанавливает контакт, учится
считаться с потребностями других, помогать другим и
самим
Принцип
самостоятельности нацелен на то, чтобы научить детей
нести ответственность за свои действия, самостоятельно
решать проблемы.
Основной упор делается на развитие и
совершенствование грамматического строя речи:
наблюдение за связью слов в предложении, за построением
простых и сложных предложений; за правильностью
употребления форм слов,
их грамматической
сочетаемостью. В программу входят самостоятельное
конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
На каждом занятии идет работа по развитию устной и
письменной речи, обогащение словаря детей в ходе
наблюдения за лексическим значением слов по толковому
словарю, словарю синонимов. Этот курс обучает умелому,
успешному, эффективному общению и носит сугубо
практический
языковые,
грамматические и правописные умения и навыки,
необходимые для успешного обучения.
формирует
обращаться
характер:
за
помощью.
Место предмета в учебном план Программа рассчитана на 1 год. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3 классе. Всего в
год 34 часа.
Соответствие Государственному образовательному
стандарту: рабочая программа по развитию речи на основе
изучения предметов и явлений окружающей
действительности для обучающихся с нарушениями речи в
3 классе детализирует и раскрывает проекта ФГОС для
детей с нарушениями речи (вариант А) в образовательной
области «Язык и речевая практика», определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета.
Цель курса: коррегирование недостатков речевого
развития детей, имеющих нарушения речи, создание
предпосылок для овладения школьными знаниями,
умениями, навыками.
Основные задачи курса:
- Ознакомить учащихся с основными положениями
языкознания;
- Повысить уровень речевого и общего психического
развития детей с нарушениями речи;
- Развивать умения точно выражать свои мысли в
устной и письменной форме;
-Развивать интеллектуальные и творческие
способности;
-Закреплять практические навыки правильного
использования языковых средств в речевой деятельности, в
диалогической и монологической речи;
- Воспитывать культуру общения;
- Воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи и
товарищества.
Задачи для реализации рабочей программы:
с
выявить интересы,
склонности и способности
-
обучающихся
речи;
- создать базу для успешной учебной деятельности ученика
на основе развития интереса к предмету;
-
оказать психолого-педагогическую помощь в
приобретении
школьниками
представлений о жизненных, социальных ценностях, в том
числе связанных с профессиональным становлением;
нарушениями - формировать учебно-познавательные мотивы учащихся в
процессе знакомства с профессией.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и
специальные задачи, направленные на коррекцию речевых
недостатков обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
обогащение словаря;
Методы обучения.
обучения:
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- развёрнутая словесная оценка;
- похвала, поощрения.
игровые,
здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные; технологии разноуровневого
и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных
технологий.
Технологии
обучения:
Основные виды деятельности обучающихся:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах, в группах;
- самостоятельная работа;
- участие в олимпиадах разного уровня по фонетике,
грамматике и развитию речи.
Для успешного проведения занятий факультатива
используются разнообразные виды и формы работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды,
Разнообразные
творческие работы направлены на развитие воображения,
головоломки,
сказки. мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность;
открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и
чувствовать родной язык.
Содержание курса по развитию речи
Учебный курс по развитию речи включает в себя пять
тем.
1. Речь (4 ч.). Роль речи и языка в жизни человека.
История возникновения русского алфавита. Культура
общения. Соблюдение речевого этикета.
2. Слово (9 ч.). Слово, его значение. Нейтральные и
эмоционально – окрашенные слова. Изобразительно-
метафора,
выразительные средства языка: эпитет,
олицетворение, сравнение. Жизнь слова. Устаревшие и
новые слова. Роль словарей в жизни людей. Возникновение
слов. Происхождение некоторых топонимов и антонимов.
Научные слова.
3. Предложение и словосочетание (9 ч.). Порядок
слов в предложении. Цепная связь в тексте. Средства
выражения цепной связи. Редактирование предложений:
исправление неудачного порядка слов, замена неуместно
употребляемых словах и т.д. Распространение предложений
изобразительно – окрашенными средствами языка.
Написание сочинения - описания и сочинения –
повествования.
4. Стили речи (5 ч.). Стили речи: разговорный,
книжный. Диалог. Научный стиль. Художественный стиль.
Научные слова. Словарная статья как пример научного
стиля. Крылатые слова и выражения.
5. Текст (7 ч.). Тема и основная мысль текста, опорные
слова, связь между предложениями в тексте. Типы текстов:
рассуждение, повествование,
описание. Параллельное
построение описательного текста. Единый временный план
текста. Лексическое редактирование текста с цепной
связью. Параллельное построение описательного текста.
Творческое изложение. Сочинение по данному началу и
опорным словам.
№
п/п
Содержание курса
Количество
часов 4
9
9
5
7
1
2
3
4
5
Речь
Слово
Предложение и словосочетание
Стили речи
Текст
Требования к уровню образования обучающихся.
Учащиеся должны:
- иметь представления о языке как основе
национального самосознания;
- владеть основными речевыми формами и правилами
их применения;
- владеть диалогической и монологической устной речи
и письменной коммуникацией;
- иметь способности к словесному самовыражению на
уровне, соответствующему возрасту ребенка;
- уметь активно пользоваться речевыми средствами
для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации;
- уметь составлять тексты в устной и письменной
форме;
- уметь применять свои интеллектуальные и творческие
способности для успешного изучения предметов,
- владеть приемами исследовательской и творческой
деятельности,
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- обучать составлению плана и последовательности
действий решения учебной проблемы совместно с
учителем;
- учить работать с планом, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою работу, вносить необходимые
дополнения в работу;
- формировать умение объективно оценивать свою
работу в диалоге с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; -
составлять целый текст из его частей,
самостоятельно достраивать текст и предложения
недостающими компонентами;
устной и письменной форме;
- искать и выделять необходимую информацию;
-самостоятельно строить речевое высказывание в
- уметь пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
- активно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами
речи;
- владеть письменной формой коммуникации
(техническими и смысловыми компонентами чтения и
письма).
- уметь задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- уметь высказывать и обосновывать свою точку
зрения; задавать вопросы;
- уметь слушать и вести диалог;
- уметь слушать собеседника, ориентироваться на его
позицию, уважать мнение одноклассников, обосновывать
собственную точку зрения;
- уметь использовать в речи интонационные средства
выразительной четкой речи;
Личностные УУД:
-
уметь отражать собственные впечатления,
представления, события своей жизни в речи, составляя
сообщения из личного опыта.
- формировать способность адекватно судить о
причинах успеха или неуспеха своей работы;
- формировать познавательную мотивацию;
- формировать чувство прекрасного и эстетических
чувств на основе знакомства с отечественной
художественной культуры.
Учебные пособия
1. Быкова Л.М., Кричевская Л.Д. Развитие речи. Учебник
2. Мали Л.Д., Климова Н.С. Уроки развития речи в 3 классе.
для 4 класса школы глухих. Изд. «Просвещение», 1980.
– Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006 г. специальных
3. Программы
(коррекционных)
образовательных учреждений V вида (для детей с
тяжелыми нарушениями речи). Москва «Просвещение»
1997.
4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. – М.:ООО «Издательство
Астрель», 2004.Практическое пособие по развитию
речи .
5. Юрова Е.В. 2000 упражнений для развития письменной
речи. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2004.
Календарно – тематическое планирование
Содержание
№
п/
п
1
2 История возникновения
программного материала
Роль речи и языка в жизни
человека
русского алфавита
3
4
Текст. Тема текста,
опорные слова, связь
между предложениями в
тексте
Типы текстов
Виды работ
Вводное занятие
Составление
алфавитного списка
Составление рассказа
по опорным словам
5 Стили речи: разговорный и
6
7 Культура общения.
Работа с текстом,
определение темы и
типа текста
Составление текстов
разговорного
и
книжный
книжного стиля
Разговорный стиль. Диалог Составление
диалогов
Составление
диалогов
Составление правил
речевого этикета и
диалогов
Определение
эмоциональной
Соблюдение речевого
этикета
8 Художественный стиль
9 Слово, его значение.
Нейтральные и
Кол-
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1 12 Изобразительно-
11 Изобразительно-
13 Жизнь слова. Устаревшие и
14 Роль словарей в жизни
15 Возникновение слов.
эмоционально –
окрашенные слова
10 Изобразительно-
выразительные средства
языка. Эпитет
выразительные средства
языка. Метафора.
Сравнение
выразительные средства
языка. Олицетворение
новые слова
людей
Происхождение некоторых
топонимов и антонимов
16 Сочинение – описание
портрета богатыря
17 Цепная связь в тексте.
Средства выражения
цепной связи
18 Лексическое
редактирование текста с
цепной связью
19 Параллельное построение
описательного текста
20 Единый временный план
21 Использование
текста
глагольного времени в
переносном значении
с элементами описания
22 Сочинение – повествование
23 Редактирование сочинения
24 Научный стиль речи
25 Научные слова. Словарная
статья как пример
научного стиля
окраски текста
Составление текста с
использованием
эпитетов
Составление текста с
использованием
метафор и сравнений
Сочинение сказки с
олицетворением
Поиск слов в тексте
Работа со словарями
Наблюдение
за
изменением слов
Написание сочинения
Составление
описательных
оборотов
Редактирование
текста
Работа с текстом с
параллельным
построением
Составление рассказа
по опорным словам
Сочинение сказки по
ее началу
Написание сочинения
Описание дерева в
научном стиле
Работа с научными
статьями
1
1
1
1
3
1
2
1
2
1
2
2
2
1
1
1 26 Крылатые слова и
выражения
27 Интеллектуальные игры
Объяснение значений
и происхождения
слов и выражений
Выполнение
логических заданий
по русскому языку
1
2
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.