Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по факультативному курсу «Развитие речи» для обучающихся с нарушениями речи в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их речевому и умственному развитию.Программа рассчитана на 1 год.
Иконка файла материала факультатив по развитию речи .docx
ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоров [Дата] Рабочая программа по факультативному курсу «Развитие речи» Рабочая программа разработана для обучающихся 3-го класса, имеющих нарушения речи Рабочую программу разработала учитель-логопед, учитель начальных классов М.Ю.Долгушина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНормативно-правовые основы для проектирования рабочей программы по факультативу «Развитие речи»: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. 2. ФГОС начального общего образования для детей с нарушениями речи (проект). 3. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с нарушениями речи ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 4. Рабочая программа по факультативу «Развитие речи» составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Москва «Просвещение» 1997г. с обучающихся Программа по факультативному курсу «Развитие речи» для обучающихся с нарушениями речи в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их речевому и умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им при переходе на вторую ступень обучения. Учебный предмет «Развитие речи» тесно связан с другими предметами программы по русскому языку и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности детей во всех аспектах. Система занятий по развитию речи направлена на овладение детьми, имеющими нарушения речи, способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения и учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь. Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой,выживать, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. Быстро меняющаяся действительность требует от учащихся не только определенного уровня знаний, но и наличия определенного интереса к познанию, навыков самостоятельного альтернативного мышления, умений быстро адаптироваться, используя свой творческий потенциал. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельному выбору, необходимо соблюдать три основных принципа программы: свобода, самостоятельность и сотрудничество. Ребенок должен быть свободен в выборе учебной нагрузки, группы обучения, в создании собственного учебного плана, что делает учебу ребенка посильной. Принцип сотрудничества напоминает: учащийся не один в школе, он работает вместе с другими учащимися и учителями, с которыми устанавливает контакт, учится считаться с потребностями других, помогать другим и самим Принцип самостоятельности нацелен на то, чтобы научить детей нести ответственность за свои действия, самостоятельно решать проблемы. Основной упор делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной и письменной речи, обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов по толковому словарю, словарю синонимов. Этот курс обучает умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический языковые, грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения. формирует обращаться характер: за помощью. Место предмета в учебном планПрограмма рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3 классе. Всего в год 34 часа. Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с нарушениями речи в 3 классе детализирует и раскрывает проекта ФГОС для детей с нарушениями речи (вариант А) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета. Цель курса: коррегирование недостатков речевого развития детей, имеющих нарушения речи, создание предпосылок для овладения школьными знаниями, умениями, навыками. Основные задачи курса: - Ознакомить учащихся с основными положениями языкознания; - Повысить уровень речевого и общего психического развития детей с нарушениями речи; - Развивать умения точно выражать свои мысли в устной и письменной форме; -Развивать интеллектуальные и творческие способности; -Закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи; - Воспитывать культуру общения; - Воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи и товарищества. Задачи для реализации рабочей программы: с выявить интересы, склонности и способности - обучающихся речи; - создать базу для успешной учебной деятельности ученика на основе развития интереса к предмету; - оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; нарушениями- формировать учебно-познавательные мотивы учащихся в процессе знакомства с профессией. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию речевых недостатков обучающихся. Основные направления коррекционной работы: - развитие речи, владение техникой речи; - расширение представлений об окружающем мире и - совершенствование связной речи; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. обогащение словаря; Методы обучения. обучения: а) общепедагогические методы: -словесные – рассказ, объяснение, беседа; -наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр; -практические – упражнения б) специальные методы коррекционно – развивающего - задания по степени нарастающей трудности; - специальные коррекционные упражнения; - развёрнутая словесная оценка; - похвала, поощрения. игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий. Технологии обучения: Основные виды деятельности обучающихся: - фронтальная работа; - индивидуальная работа; - работа в парах, в группах; - самостоятельная работа; - участие в олимпиадах разного уровня по фонетике, грамматике и развитию речи. Для успешного проведения занятий факультатива используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, головоломки, сказки.мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык. Содержание курса по развитию речи Учебный курс по развитию речи включает в себя пять тем. 1. Речь (4 ч.). Роль речи и языка в жизни человека. История возникновения русского алфавита. Культура общения. Соблюдение речевого этикета. 2. Слово (9 ч.). Слово, его значение. Нейтральные и эмоционально – окрашенные слова. Изобразительно- метафора, выразительные средства языка: эпитет, олицетворение, сравнение. Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Роль словарей в жизни людей. Возникновение слов. Происхождение некоторых топонимов и антонимов. Научные слова. 3. Предложение и словосочетание (9 ч.). Порядок слов в предложении. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи. Редактирование предложений: исправление неудачного порядка слов, замена неуместно употребляемых словах и т.д. Распространение предложений изобразительно – окрашенными средствами языка. Написание сочинения - описания и сочинения – повествования. 4. Стили речи (5 ч.). Стили речи: разговорный, книжный. Диалог. Научный стиль. Художественный стиль. Научные слова. Словарная статья как пример научного стиля. Крылатые слова и выражения. 5. Текст (7 ч.). Тема и основная мысль текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте. Типы текстов: рассуждение, повествование, описание. Параллельное построение описательного текста. Единый временный план текста. Лексическое редактирование текста с цепной связью. Параллельное построение описательного текста. Творческое изложение. Сочинение по данному началу и опорным словам. № п/п Содержание курса Количество часов4 9 9 5 7 1 2 3 4 5 Речь Слово Предложение и словосочетание Стили речи Текст Требования к уровню образования обучающихся. Учащиеся должны: - иметь представления о языке как основе национального самосознания; - владеть основными речевыми формами и правилами их применения; - владеть диалогической и монологической устной речи и письменной коммуникацией; - иметь способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующему возрасту ребенка; - уметь активно пользоваться речевыми средствами для решения коммуникативных и познавательных задач; - уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; - уметь составлять тексты в устной и письменной форме; - уметь применять свои интеллектуальные и творческие способности для успешного изучения предметов, - владеть приемами исследовательской и творческой деятельности, Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем; - учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу; - формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД: - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи;- составлять целый текст из его частей, самостоятельно достраивать текст и предложения недостающими компонентами; устной и письменной форме; - искать и выделять необходимую информацию; -самостоятельно строить речевое высказывание в - уметь пользоваться словарями, справочниками. Коммуникативные УУД: - активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи; - владеть письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма). - уметь задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы; - уметь слушать и вести диалог; - уметь слушать собеседника, ориентироваться на его позицию, уважать мнение одноклассников, обосновывать собственную точку зрения; - уметь использовать в речи интонационные средства выразительной четкой речи; Личностные УУД: - уметь отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составляя сообщения из личного опыта. - формировать способность адекватно судить о причинах успеха или неуспеха своей работы; - формировать познавательную мотивацию; - формировать чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культуры. Учебные пособия 1. Быкова Л.М., Кричевская Л.Д. Развитие речи. Учебник 2. Мали Л.Д., Климова Н.С. Уроки развития речи в 3 классе. для 4 класса школы глухих. Изд. «Просвещение», 1980. – Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006 г.специальных 3. Программы (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Москва «Просвещение» 1997. 4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. – М.:ООО «Издательство Астрель», 2004.Практическое пособие по развитию речи . 5. Юрова Е.В. 2000 упражнений для развития письменной речи. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2004. Календарно – тематическое планирование Содержание № п/ п 1 2 История возникновения программного материала Роль речи и языка в жизни человека русского алфавита 3 4 Текст. Тема текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте Типы текстов Виды работ Вводное занятие Составление алфавитного списка Составление рассказа по опорным словам 5 Стили речи: разговорный и 6 7 Культура общения. Работа с текстом, определение темы и типа текста Составление текстов разговорного и книжный книжного стиля Разговорный стиль. Диалог Составление диалогов Составление диалогов Составление правил речевого этикета и диалогов Определение эмоциональной Соблюдение речевого этикета 8 Художественный стиль 9 Слово, его значение. Нейтральные и Кол- во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 112 Изобразительно- 11 Изобразительно- 13 Жизнь слова. Устаревшие и 14 Роль словарей в жизни 15 Возникновение слов. эмоционально – окрашенные слова 10 Изобразительно- выразительные средства языка. Эпитет выразительные средства языка. Метафора. Сравнение выразительные средства языка. Олицетворение новые слова людей Происхождение некоторых топонимов и антонимов 16 Сочинение – описание портрета богатыря 17 Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи 18 Лексическое редактирование текста с цепной связью 19 Параллельное построение описательного текста 20 Единый временный план 21 Использование текста глагольного времени в переносном значении с элементами описания 22 Сочинение – повествование 23 Редактирование сочинения 24 Научный стиль речи 25 Научные слова. Словарная статья как пример научного стиля окраски текста Составление текста с использованием эпитетов Составление текста с использованием метафор и сравнений Сочинение сказки с олицетворением Поиск слов в тексте Работа со словарями Наблюдение за изменением слов Написание сочинения Составление описательных оборотов Редактирование текста Работа с текстом с параллельным построением Составление рассказа по опорным словам Сочинение сказки по ее началу Написание сочинения Описание дерева в научном стиле Работа с научными статьями 1 1 1 1 3 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 126 Крылатые слова и выражения 27 Интеллектуальные игры Объяснение значений и происхождения слов и выражений Выполнение логических заданий по русскому языку 1 2

Посмотрите также