Программа по факультативному курсу «Развитие речи» для обучающихся с нарушениями речи в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их речевому и умственному развитию.Программа рассчитана на 1 год.
ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоров
[Дата]
Рабочая
программа по
факультативному
курсу «Развитие
речи»
Рабочая программа
разработана для
обучающихся 3-го класса,
имеющих нарушения речи
Рабочую программу разработала
учитель-логопед, учитель
начальных классов М.Ю.Долгушина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНормативно-правовые основы для проектирования
рабочей программы по факультативу «Развитие речи»:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
2. ФГОС начального общего образования для детей с
нарушениями речи (проект).
3. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с
нарушениями речи ТОГБОУ «Школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Рабочая программа по факультативу «Развитие
речи» составлена на основе Программ специальных
(коррекционных) образовательных учреждений V вида (для
детей с тяжелыми нарушениями речи).
Москва
«Просвещение» 1997г.
с
обучающихся
Программа по факультативному курсу «Развитие речи»
для обучающихся с нарушениями речи в 3 классе
составлена с учётом особенностей познавательной
деятельности
ограниченными
возможностями здоровья, направлена на разностороннее
развитие личности обучающихся, способствует их речевому
и умственному развитию, содержит материал, помогающий
обучающимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им при переходе на
вторую ступень обучения.
Учебный предмет «Развитие речи» тесно связан с
другими предметами программы по русскому языку и
ставит своей целью поэтапное формирование речевой
деятельности детей во всех аспектах. Система занятий по
развитию речи направлена на
овладение детьми,
имеющими нарушения речи, способами и средствами
речевой деятельности, формирование языковых обобщений,
правильное использование языковых средств в процессе
общения и учебной деятельности, закрепление речевых
навыков в спонтанной речи.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Для
успешного овладения устной и письменной речью в
школьных условиях необходимо целенаправленное
обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и
говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной
речи – слушанию и говорению, должно опережать
письменную речь.
Развитие речи традиционно
осуществляется в разных видах деятельности детей: на
занятиях по ознакомлению с художественной литературой,выживать,
явлениями окружающей действительности, обучению
грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и
художественной деятельности, в повседневной жизни
ребенка. Однако только обучение родному языку на
специальных занятиях может дать устойчивый
развивающий эффект.
Быстро меняющаяся действительность требует от
учащихся не только определенного уровня знаний, но и
наличия определенного интереса к познанию, навыков
самостоятельного альтернативного мышления, умений
быстро адаптироваться,
используя свой
творческий потенциал.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельному
выбору, необходимо соблюдать три основных принципа
программы: свобода, самостоятельность и сотрудничество.
Ребенок должен быть свободен в выборе учебной
нагрузки, группы обучения, в создании собственного
учебного плана, что делает учебу ребенка посильной.
Принцип сотрудничества напоминает: учащийся не один в
школе, он работает вместе с другими учащимися и
учителями, с которыми устанавливает контакт, учится
считаться с потребностями других, помогать другим и
самим
Принцип
самостоятельности нацелен на то, чтобы научить детей
нести ответственность за свои действия, самостоятельно
решать проблемы.
Основной упор делается на развитие и
совершенствование грамматического строя речи:
наблюдение за связью слов в предложении, за построением
простых и сложных предложений; за правильностью
употребления форм слов,
их грамматической
сочетаемостью. В программу входят самостоятельное
конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
На каждом занятии идет работа по развитию устной и
письменной речи, обогащение словаря детей в ходе
наблюдения за лексическим значением слов по толковому
словарю, словарю синонимов. Этот курс обучает умелому,
успешному, эффективному общению и носит сугубо
практический
языковые,
грамматические и правописные умения и навыки,
необходимые для успешного обучения.
формирует
обращаться
характер:
за
помощью.
Место предмета в учебном планПрограмма рассчитана на 1 год. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3 классе. Всего в
год 34 часа.
Соответствие Государственному образовательному
стандарту: рабочая программа по развитию речи на основе
изучения предметов и явлений окружающей
действительности для обучающихся с нарушениями речи в
3 классе детализирует и раскрывает проекта ФГОС для
детей с нарушениями речи (вариант А) в образовательной
области «Язык и речевая практика», определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета.
Цель курса: коррегирование недостатков речевого
развития детей, имеющих нарушения речи, создание
предпосылок для овладения школьными знаниями,
умениями, навыками.
Основные задачи курса:
- Ознакомить учащихся с основными положениями
языкознания;
- Повысить уровень речевого и общего психического
развития детей с нарушениями речи;
- Развивать умения точно выражать свои мысли в
устной и письменной форме;
-Развивать интеллектуальные и творческие
способности;
-Закреплять практические навыки правильного
использования языковых средств в речевой деятельности, в
диалогической и монологической речи;
- Воспитывать культуру общения;
- Воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи и
товарищества.
Задачи для реализации рабочей программы:
с
выявить интересы,
склонности и способности
-
обучающихся
речи;
- создать базу для успешной учебной деятельности ученика
на основе развития интереса к предмету;
-
оказать психолого-педагогическую помощь в
приобретении
школьниками
представлений о жизненных, социальных ценностях, в том
числе связанных с профессиональным становлением;
нарушениями- формировать учебно-познавательные мотивы учащихся в
процессе знакомства с профессией.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и
специальные задачи, направленные на коррекцию речевых
недостатков обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
обогащение словаря;
Методы обучения.
обучения:
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- развёрнутая словесная оценка;
- похвала, поощрения.
игровые,
здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные; технологии разноуровневого
и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных
технологий.
Технологии
обучения:
Основные виды деятельности обучающихся:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах, в группах;
- самостоятельная работа;
- участие в олимпиадах разного уровня по фонетике,
грамматике и развитию речи.
Для успешного проведения занятий факультатива
используются разнообразные виды и формы работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды,
Разнообразные
творческие работы направлены на развитие воображения,
головоломки,
сказки.мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность;
открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и
чувствовать родной язык.
Содержание курса по развитию речи
Учебный курс по развитию речи включает в себя пять
тем.
1. Речь (4 ч.). Роль речи и языка в жизни человека.
История возникновения русского алфавита. Культура
общения. Соблюдение речевого этикета.
2. Слово (9 ч.). Слово, его значение. Нейтральные и
эмоционально – окрашенные слова. Изобразительно-
метафора,
выразительные средства языка: эпитет,
олицетворение, сравнение. Жизнь слова. Устаревшие и
новые слова. Роль словарей в жизни людей. Возникновение
слов. Происхождение некоторых топонимов и антонимов.
Научные слова.
3. Предложение и словосочетание (9 ч.). Порядок
слов в предложении. Цепная связь в тексте. Средства
выражения цепной связи. Редактирование предложений:
исправление неудачного порядка слов, замена неуместно
употребляемых словах и т.д. Распространение предложений
изобразительно – окрашенными средствами языка.
Написание сочинения - описания и сочинения –
повествования.
4. Стили речи (5 ч.). Стили речи: разговорный,
книжный. Диалог. Научный стиль. Художественный стиль.
Научные слова. Словарная статья как пример научного
стиля. Крылатые слова и выражения.
5. Текст (7 ч.). Тема и основная мысль текста, опорные
слова, связь между предложениями в тексте. Типы текстов:
рассуждение, повествование,
описание. Параллельное
построение описательного текста. Единый временный план
текста. Лексическое редактирование текста с цепной
связью. Параллельное построение описательного текста.
Творческое изложение. Сочинение по данному началу и
опорным словам.
№
п/п
Содержание курса
Количество
часов4
9
9
5
7
1
2
3
4
5
Речь
Слово
Предложение и словосочетание
Стили речи
Текст
Требования к уровню образования обучающихся.
Учащиеся должны:
- иметь представления о языке как основе
национального самосознания;
- владеть основными речевыми формами и правилами
их применения;
- владеть диалогической и монологической устной речи
и письменной коммуникацией;
- иметь способности к словесному самовыражению на
уровне, соответствующему возрасту ребенка;
- уметь активно пользоваться речевыми средствами
для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации;
- уметь составлять тексты в устной и письменной
форме;
- уметь применять свои интеллектуальные и творческие
способности для успешного изучения предметов,
- владеть приемами исследовательской и творческой
деятельности,
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- обучать составлению плана и последовательности
действий решения учебной проблемы совместно с
учителем;
- учить работать с планом, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою работу, вносить необходимые
дополнения в работу;
- формировать умение объективно оценивать свою
работу в диалоге с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;-
составлять целый текст из его частей,
самостоятельно достраивать текст и предложения
недостающими компонентами;
устной и письменной форме;
- искать и выделять необходимую информацию;
-самостоятельно строить речевое высказывание в
- уметь пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
- активно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами
речи;
- владеть письменной формой коммуникации
(техническими и смысловыми компонентами чтения и
письма).
- уметь задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- уметь высказывать и обосновывать свою точку
зрения; задавать вопросы;
- уметь слушать и вести диалог;
- уметь слушать собеседника, ориентироваться на его
позицию, уважать мнение одноклассников, обосновывать
собственную точку зрения;
- уметь использовать в речи интонационные средства
выразительной четкой речи;
Личностные УУД:
-
уметь отражать собственные впечатления,
представления, события своей жизни в речи, составляя
сообщения из личного опыта.
- формировать способность адекватно судить о
причинах успеха или неуспеха своей работы;
- формировать познавательную мотивацию;
- формировать чувство прекрасного и эстетических
чувств на основе знакомства с отечественной
художественной культуры.
Учебные пособия
1. Быкова Л.М., Кричевская Л.Д. Развитие речи. Учебник
2. Мали Л.Д., Климова Н.С. Уроки развития речи в 3 классе.
для 4 класса школы глухих. Изд. «Просвещение», 1980.
– Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006 г.специальных
3. Программы
(коррекционных)
образовательных учреждений V вида (для детей с
тяжелыми нарушениями речи). Москва «Просвещение»
1997.
4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. – М.:ООО «Издательство
Астрель», 2004.Практическое пособие по развитию
речи .
5. Юрова Е.В. 2000 упражнений для развития письменной
речи. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2004.
Календарно – тематическое планирование
Содержание
№
п/
п
1
2 История возникновения
программного материала
Роль речи и языка в жизни
человека
русского алфавита
3
4
Текст. Тема текста,
опорные слова, связь
между предложениями в
тексте
Типы текстов
Виды работ
Вводное занятие
Составление
алфавитного списка
Составление рассказа
по опорным словам
5 Стили речи: разговорный и
6
7 Культура общения.
Работа с текстом,
определение темы и
типа текста
Составление текстов
разговорного
и
книжный
книжного стиля
Разговорный стиль. Диалог Составление
диалогов
Составление
диалогов
Составление правил
речевого этикета и
диалогов
Определение
эмоциональной
Соблюдение речевого
этикета
8 Художественный стиль
9 Слово, его значение.
Нейтральные и
Кол-
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
112 Изобразительно-
11 Изобразительно-
13 Жизнь слова. Устаревшие и
14 Роль словарей в жизни
15 Возникновение слов.
эмоционально –
окрашенные слова
10 Изобразительно-
выразительные средства
языка. Эпитет
выразительные средства
языка. Метафора.
Сравнение
выразительные средства
языка. Олицетворение
новые слова
людей
Происхождение некоторых
топонимов и антонимов
16 Сочинение – описание
портрета богатыря
17 Цепная связь в тексте.
Средства выражения
цепной связи
18 Лексическое
редактирование текста с
цепной связью
19 Параллельное построение
описательного текста
20 Единый временный план
21 Использование
текста
глагольного времени в
переносном значении
с элементами описания
22 Сочинение – повествование
23 Редактирование сочинения
24 Научный стиль речи
25 Научные слова. Словарная
статья как пример
научного стиля
окраски текста
Составление текста с
использованием
эпитетов
Составление текста с
использованием
метафор и сравнений
Сочинение сказки с
олицетворением
Поиск слов в тексте
Работа со словарями
Наблюдение
за
изменением слов
Написание сочинения
Составление
описательных
оборотов
Редактирование
текста
Работа с текстом с
параллельным
построением
Составление рассказа
по опорным словам
Сочинение сказки по
ее началу
Написание сочинения
Описание дерева в
научном стиле
Работа с научными
статьями
1
1
1
1
3
1
2
1
2
1
2
2
2
1
1
126 Крылатые слова и
выражения
27 Интеллектуальные игры
Объяснение значений
и происхождения
слов и выражений
Выполнение
логических заданий
по русскому языку
1
2