Рабочая программа по факультативному курсу «Родной язык, тебя я берегу!» для 8 класса составлена в соответствии с:
Нормативными правовыми документами федерального уровня:
• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
• Приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями от 23.06.2015 года.
Нормативными правовыми документами локального уровня:
• Уставом МБОУ Девятовская ООШ;
• Основной образовательной программой, реализующей ФК ГОС основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;
• Сборника Санникова Н.И. Элективные курсы по русскому языку. Киров. – 2008 г.
1. Пояснительная записка.
Нормативноправовые документы
Рабочая программа факультативного курса «Родной язык, тебя я берегу!» для
8 класса составлена в соответствии с:
Нормативными правовыми документами федерального уровня:
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5
ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об
утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с
изменениями от 23.06.2015 года.
Нормативными правовыми документами локального уровня:
• Уставом МБОУ Девятовская ООШ;
• Основной образовательной программой, реализующей ФК ГОС основного общего
образования МБОУ Девятовская ООШ;
Сборника Санникова Н.И. Элективные курсы по русскому языку. Киров. –
2008 г.
На факультативный курс «Родной язык, тебя я берегу!» отводится 1 час в
неделю, итого 34 часа за учебный год.
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие
кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня
при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В
отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся получают
углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование»,
«Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология»,
«Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим
занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя
информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся
аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как
изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо
через факультативные занятия прививать любовь к языку,
совершенствуя
орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять
проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный
или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить
обучающихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс
непосредственно связан с программой по русскому языку для 59 классов. Он расширяет и
систематизирует теоретические сведения,
закрепляет
практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на
подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
полученные учащимися,
На всех занятиях обучающиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие
жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал,
пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является
актуальной.
Данный курс составлен в соответствии с концепцией профильного образования и
направлен на расширенное изучение предмета. Содержание курса способствует
формированию языковой,
и
1
коммуникативной
лингвистической,важных
культуроведческой компетенций: коммуникативные (владение основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
ситуациях
жизненно
сферах
общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
синтез,
обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников,
умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
соотнесение,
учащихся
для
и
Программа факультатива, рассчитанная на обучающихся 8ого класса, имеет
познавательнопрактическую направленность, а также позволяет проводить разнообразные
упражнения для закрепления теоретических сведений.
Факультатив в полной мере решает поставленные задачи, поскольку ориентирован
на удовлетворение образовательных интересов и склонностей каждого обучающегося.
Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
вопросы и задания занимательного характера.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
способствовать формированию коммуникативной, языковой, культурологической
компетенций обучающихся через стимулирование познавательного интереса к изучению
русского языка;
дать возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся.
Программа направлена на достижение следующих задач:
вызвать интерес к русскому языку, его системе, к его законам, к различным языковым
явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
освоить культуру устной и письменной речи;
формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной
ценности народа;
развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления
культуры;
развитие кругозора, мышления и речи;
развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических,
орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
обогащение речи учащихся лексическими средствами языка;
развитие и совершенствование коммуникативноречевых умений и навыков учащихся;
развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую
культуру и речевое поведение.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на
межпредметные связи с литературой.При обучении русскому языку широко используются
программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов,
наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм. Одинаковые
лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие
понятия содержатся в курсеизобразительного искусства, истории, при занятиях музыкой.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание
2обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по
русскому языку.
словесными играми,
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых
немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся
с лингвистическими сказками,
мегаграммами,
кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются
разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка.
Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть
орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из
теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные
виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у
учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания
учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия
состоят из 3 блоков:
шарадами,
история языка,
подготовка к олимпиаде по русскому языку,
тестирование, составленное по новым образовательным стандартам (второго
поколения).
Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме
интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, прессконференции. После окончания
курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это
повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Курс включает в себя следующие формы работы: лекционные и практические
занятия с элементами игр и игровых элементов, групповые и индивидуальные
консультации,
интеллектуальных игр, занятия с использованием информационных
технологий, защиты проектов, элементы самоконтроля и взаимоконтроля, интерактивных
занятий, осуществление рефлексии.
Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Программа станет опорой при подготовке обучающихся к предметным олимпиадам,
к сдаче ОГЭ.
Основное содержание по разделам (34 часа)
Введение. Организационное занятие – 1 час.
Знакомство учащихся с целью и задачами, с примерным планом работы.
Знаковая система. Откуда есть пошла славянская письменность – 1 час.
Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа
славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка
для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в
развитии русского языка.
Оформление древних книг – 1 час.
Чем современные книги отличаются от древних? По каким приметам мы можем
определить, что книга древняя?
Хочешь познать истину, начни с азбуки – 1 час.
Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица.
Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного
алфавита с кириллицей. Написание научной статьи «Хочу все знать».
Падение редуцированных звуков – 1 час.
Московское произношение – 1 час.
3Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник
Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике.
Заимствования – 1 час.
Фонетические старославянизмы – 1 час.
Нахождение алгоритма «восстановления строки».
Исторические чередования – 1 час.
История буквы Ь (ять) – 1 час.
Графическое обозначение связи.
Игра по истории письменности – 1 час.
Дополни ответ товарища... Игра «Свое предложение».
Реформа азбуки – 2 часа.
«Своя игра».
Читаем древние тексты – 1 час.
Нахождение алгоритма «расшифровки записи».
Орфоэпия, этимология, лексика – 1 час.
Игра «Морской бой».
Фразеология – 1 час.
Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально авторские преобразования
состава фразеологизмов. Игра «Что? Где? Когда?».
Заимствования – 1 час. Игра «Будь внимателен!».
Вопрос от писателя – 2 часа.
Знакомство с записными книжками писателей. Литературные заготовки как способ
подготовки к сочинению. Игра «Морской бой».
Лингвистическая загадка – 1 час. Составление памятки.
Лингвистические задачки – 5 часов. Создание проектов по темам.
Решение интернетолимпиады по русскому языку – 3 часа.
Тестирование по русскому языку (подготовка к ОГЭ) – 5 часов.
Практические упражнения.
Итоговое занятие – 1 час.
Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны данного курса».
1.
3.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса
2.
обучающиеся должны уметь:
извлекать информацию из различных источников, включая Интернет, свободно
пользоваться справочной литературой;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный
материал;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
обучающиеся должны применять:
полученные умения и навыки в собственной речевой практике;
особенности русского речевого этикета;
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
4.
45.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. 2. Учебный план.
13. Всего – 34 часа, в неделю – 1 час.
Разделы
Количество
часов
Вид занятий (количество часов)
Проектная
деятель
ность
Практические,
Виды контроля
самос
тоятельные,
творческие,
контрольные
работы
Введение. Цели, задачи курса.
Знаковая система. Откуда есть пошла
славянская письменность.
Оформление древних книг.
Хочешь познать истину, начни с азбуки.
Падение редуцированных звуков.
Московское произношение.
Заимствования.
Фонетические старославянизмы.
Исторические чередования.
История буквы Ь (ять).
Игра по истории письменности.
Реформа азбуки.
Реформа азбуки.
Читаем древние тексты.
Орфоэпия, этимология, лексика
Фразеология.
Заимствования.
Вопрос от писателя.
Лингвистическая загадка.
Лингвистические задачки (презентации
1 – 5).
Решение интернетолимпиады по
русскому языку.
Тестирование по русскому языку
(подготовка к ОГЭ).
Итоговое занятие (монологическое
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
5
3
5
1
5
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
1
Научная
«Хочу все знать»
Игра «Свое
предложение».
«Своя игра».
Игра
бой».
Игра
Когда?».
Игра «Будь
внимателен!».
Сочинение
Составление
памятки
Проекты
Интернет
олимпиады
Практические
упражнения. Тесты.
Рекомендации
«Положительные и
5
№
урок
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1819
20
2125
26 28
29 33
34высказывание).
отрицательные
стороны данного
курса»
Всего:
34
5
14
19
3. Календарнотематическое планирование.
Тема
Основное содержание
Требования к уровню
подготовки обучающихся
№
1
2
Введение. Организационное
занятие.
Знаковая система. Откуда есть
пошла славянская
письменность.
1 четверть (9 часов)
Знакомство учащихся с целью и
задачами, с примерным планом
работы.
Славянские языки и признаки их
родства. Праязык русского языка.
Восточная группа славянских языков.
Роль Мефодия и Константина в
создании первого письменного языка
для славян. Образование славянской
письменности.
Роль старославянского языка в
развитии русского языка.
Познакомиться с историей создания и
эволюции буквицы; научиться
рисовать и украшать
буквицу. Расширить представление
учащихся об оформлении книги.
Чем современные книги отличаются
от древних?
По каким приметам мы можем
определить, что книга древняя?
Воспитание любви и уважения к
родному языку и русской
культуре. Ранние славянские
памятники письменности, азбуки
глаголица и кириллица.
Старославянский алфавит: названия
букв и цифровое значение. Сходство
современного алфавита с кириллицей.
Знакомство с историей возникновения
славянской письменности, с
особенностями славянской азбуки.
Написание научной статьи «Хочу все
знать».
Сущность, хронология и этапы
падения редуцированных Ъ и Ь.
История напряженных
редуцированных Ы и И.
Следствия падения редуцированных.
Иметь представление о
древнерусском языке, о развитии
русского языка.
Знать, как и кем была создана
славянская азбука.
Развивать изобразительные
навыки, формирование интереса к
чтению книг и выполнению
иллюстраций.
Уметь объяснить, как возникла
кириллица и как она стала
основной азбукой. Углубление
систематизация знаний об
алфавите, полученных в
начальных классах.
Различать по начертанию букв
глаголицу и кириллицу.
Знать о процессе падения
редуцированных и последствиях
этого процесса в современном
русском языке. Уметь объяснять
написание слов в соответствии с
6
3 Оформление древних книг.
4 Хочешь познать истину, начни с
азбуки.
5 Падение редуцированных
звуков.6 Московское произношение.
Ролевая игра: заочная экскурсия по
Москве, на площади Славянской
установлен памятник Кириллу и
Мефодию; рассказ экскурсоводов об
этом памятнике.
7
Заимствования.
Знакомство учащихся с лексическим
составом русского языка.
8 Фонетические
старославянизмы.
9 Исторические чередования.
10 История буквы Ь (ять).
Познакомить учащихся с
фонетическими особенностями
старославянских слов и исконно
русских по происхождению.
Нахождение алгоритма
«восстановления строки»
Иметь представление об истории
чередования. Формировать
представление о языке как о живом
явлении, развивающейся системе, где
все языковые факты имеют
объяснение.
Всего:
2 четверть (7 часов)
Расширить представление
обучающихся об историческом
процессе изменения русской
письменности в сторону её
упрощения. Графическое
обозначение связи.
11 Игра по истории письменности. Дополни ответ товарища... Игра «Свое
12
13
Реформа азбуки.
Реформа азбуки.
предложение».
«Своя игра».
историческим процессом падения
редуцированных.
Знать особенности московского
произношения, например
произношение щ, сч, жс:, зж, жд
как долгих мягких звуков [ш] и
[ж], аканье и др. Уметь сделать
фонетическую запись речи и
соотнести записанное с
московской нормой
произношения.
Развивать умение целесообразного
использования заимствований в
собственной речи; воспитывать
чувство любви к родному языку.
Уметь объяснить значение
заимствованных лингвистических
терминов.
Усвоение учащимися
закономерностей исторического
развития системы языка на
примере фонетических
старославянизмов.
Знать основные виды
исторических чередований в
русском языке. Находить слова с
историческими чередованиями.
Уметь записывать слова в
фонетической транскрипции.
9
Сформировать представление о
том, что процесс изменения
продолжается. Уметь читать
буквы кириллицы. Знать о
происхождении церковно
славянского языка и его роли.
Знать историю буквы ь.
Уметь читать слова с буквой ь (в
старой орфографии.)
Рассмотреть процесс
преобразования русского
литературного языка в эпоху
правления Петра I – выяснить
причины преобразования русского
языка, осветить непосредственно
сами преобразования и реформы,
714 Читаем древние тексты.
15 Орфоэпия, этимология,
лексика.
16 Фразеология.
17
Заимствования.
Вопрос от писателя.
18
19
20 Лингвистическая загадка.
21
Лингвистические задачки.
25
26
Решение интернетолимпиады
по русскому языку.
27
28
Решение интернетолимпиады
по русскому языку.
Нахождение алгоритма «расшифровки
записи»
Познакомить учащихся с
особенностями русского ударения,
общими языковыми нормами русского
языка.
Игра «Морской бой».
Смысловое обыгрывание
фразеологизмов; индивидуально
авторские преобразования состава
фразеологизмов.
Игра «Что? Где? Когда?».
проводимые Петром I.
Развитие умения уместно
использовать нормативную
лексику; воспитывать культуру
речи.
Знать источники фразеологизмов.
Уметь определять их, работая с
фразеологическим словарём, с
иллюстрациями.
Всего:
7
3 четверть (10 часов)
Обобщить понятие о заимствованной
лексике и использовании её в речи;
показать, какими путями слова из
одного языка проникают в другой
Игра «Будь внимателен!».
Знакомство с записными книжками
писателей. Литературные заготовки
как способ подготовки к сочинению.
Убедить учащихся в полезности
ведения записных книжек, дневников,
в значении предварительных
"заготовок" материала для будущих
творческих работ.
Игра «Морской бой».
Составление памятки.
Создание проектов по темам
(презентации 1 – 5).
Выявление и развитие
интеллектуальных, познавательных
способностей, широты кругозора
учащихся, глубины их знаний по
предмету.
Всего:
4 четверть (8 часов)
Выявление и развитие
интеллектуальных, познавательных
способностей, широты кругозора
учащихся, глубины их знаний по
предмету.
Формирование бережного
отношения к русской культуре;
формирование умения узнавать
английские и русские
заимствования по некоторым
словообразовательным элементам.
Закрепить умение собирать
материал для различных
высказываний.
Уметь рассказывать о жизни и
деятельности выдающихся
личностей "языкотворцев".
Уметь отвечать на вопрос о
русском языке на основании
текста.
Развивать творческие
способности учащихся.
Воспитание у подрастающего
поколения любви к русскому
языку; развитие творческих
способностей учащихся, желание
вдумчиво и бережно относиться к
русскому языку.
10
Воспитание у подрастающего
поколения любви к русскому
языку; развитие творческих
способностей учащихся, желание
вдумчиво и бережно относиться к
русскому языку.
8Тестирование по русскому
языку (подготовка к ОГЭ).
29
33
34 Итоговое занятие. Рефлексия
(монологическое
высказывание).
Практические упражнения.
Закрепление практических
умений и навыков.
Рекомендации «Положительные и
отрицательные стороны данного
курса».
Посоветуй посещение факультатива
будущим восьмиклассникам
Развитие творческих
способностей учащихся.
Всего:
Всего:
8
34
4. Учебнометодический комплекс.
Литература для учащихся:
1. М.М. КазбекКазиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 511 классы.
Москва.: Айриспресс, 2006.
2. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. Минск. ООО “Новое знание” 2004.
3. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1983.
4. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/
2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
5. О.В. Узоров, Е.А. Нефедова «Практическое пособие по развитию речи» ГИППВ
«Аквариум», 1998.
1. Лингвистические справочники и словари.
2. Интернетресурсы http://peressa2009.narod2.ru/olimpiadi_po_russkomu_yaziku/
Литература для учителя:
Санникова Н.И. Элективные курсы по русскому языку. – Киров: 2008 г.
Загорская О.В., Григоренко О.В. и др. Нормы русского литературного языка.
Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2
1.
2.
3.
– М.: Просвещение, 2011 г.
ч. Ч. 2. М., 1967 г.
Просвещение, 2000 г.
4.
5.
6.
7.
Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. М.: Знание, 1978 г.
Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. М.: Просвещение, 1976 г.
Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. М.: Просвещение, 1984 г.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Москва,
8.
9.
Волина В.В. Весёлая грамматика. Москва, Знание, 2005 г.
Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка.
Москва, Мнемозина, 2007 г.
10. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского
языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. РостовнаДону, 2007 г.
11. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому
речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание.
Дрофа. 2007 г.
12. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа. 2007 г.
13. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва.
Дрофа. 2007 г.
14. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981 г.
15. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа. 2006 г.
16.
1. М.М. КазбекКазиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 511
классы. Москва.: Айриспресс, 2006.
917.
2. В.А. Иванова, Э.А. Потиха, Д.Э. Розенталь «Занимательно о русском
языке» Ленинград, «Просвещение», 1990.
18.
3. ПаолаУтевская «Слов драгоценные клады» Москва: «Детская
4. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/
литература», 1985.
19.
2007. с.33.
20.
21.
5. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.
6. Е.В. Язовицкий «Говорите правильно» Ленинград «Просвещение», 1969.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения программы факультативного курса «Язык родной – копилка знаний»
Занятия осуществляются на основе безотметочной системы обучения. Используется
десятибалльная оценка достижений обучающихся. За любой вид познавательной
активности на факультативе обучающийся получает соответствующее количество баллов.
Накопительная система позволяет применить рейтинговую (соревновательную) шкалу. Все
накопленные баллы суммируются и отражаются в специальных личных оценочных листах.
Такая система позволяет привлечь самих обучающихся к оценке своей работы.
В начале каждого занятия учитель совместно с обучающимися объявляет «цену»
каждого вида деятельности. При этом разным характеристикам работы и соответствующим
достижениям в зависимости от их конкретного значения устанавливается разная «цена» в
баллах.
Например:
●
●
●
●
●
●
●
Посещение занятия –1 балл
Активность на занятиях (всегда)
Знания ключевых понятий
Умения их использовать во время занятия 4 балла
Устное выступление
Составление кроссворда
Безошибочное выполнение теста 10 баллов
5баллов
4 балла
2 балла,
2 балла
С помощью такой системы оценки достижений обучающихся можно ввести и
систему штрафов, что повысит ответственность за свою деятельность на занятии. В конце
изучения каждой темы программы подводятся итоги и выстраивается рейтинг. По
окончании факультативного курса учащиеся получают удостоверения о прохождении
курса с указанием общего рейтинга по итогам обучения.
10