РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

Оценка 4.6
Документация +1
docx
классное руководство
5 кл
24.03.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Rab_progr_OPD.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА                                                                                                                                            Утверждаю                                                                                                       Директор МБОУ сОШ                                                                                                        ______________                                                                                                       «______» _____________20___г               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»                                Учитель :__________ Программа  курса «Основы проектной деятельности» 2016­2017 уч.года Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д.И.Писарев Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования   в   образовательном   процессе   технологий   деятельностного   типа,   методы   проектно­ исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.  Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно­ ориентированный,  деятельностный подходы.   I Цель и задачи курса «Проектная деятельность» Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности. Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем  способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;  развивать познавательные потребности и способности, креативность,   формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);  формировать   умения   оценивать   свои   возможности,   осознавать   свои   интересы   и   делать развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение); осознанный выбор. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. II Особенности программы. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в     Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у  школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  целом;  внеурочной деятельности;   Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Системность организации учебно­воспитательного процесса; Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.    Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Проекты  различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.  Метод проектов  – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект  –   буквально   «брошенный   вперед»,   т.е.   прототип,   прообраз   какого­либо   объекта   или   вида  Проект   учащегося  –   это   дидактическое   средство   активизации   познавательной деятельности. деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые   ФГОС     определяет   как   результат   освоения   основной   образовательной   программы   общего образования. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.       Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме   выполненной   работы   и   степени   самостоятельности   учащихся.   Чем   меньше   дети,   тем   больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.                 Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной Второй   этап   работы   –   это   реализация   проектного   замысла   в   вещественном   виде   с   внесением части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями).   В   процессе   поиска   необходимой   информации   ученики   изучают   книги,   журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.    необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.               Главная   цель   защиты  проектной  работы  –  аргументированный  анализ   полученного  результата   и доказательство   его   соответствия   поставленной   цели   или   требованиям,   выдвинутым   в   начале   работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. III Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является   их   направленность   на   обучение   детей     приёмам   совместной   деятельности   в   ходе   разработки проектов.    Группы умений, которые формирует курс:       исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);  социального   воздействия   (сотрудничать   в   процессе   учебной   деятельности,   оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);  оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);  информационные   (самостоятельно   осуществлять   поиск   нужной   информации;   выявлять, какой информации или каких умений недостает);  презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);  рефлексивные   (отвечать   на   вопросы:   "чему   я   научился?",   "чему   мне   необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);   менеджерские   (проектировать   процесс;   планировать   деятельность  время,   ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).  Проектная деятельность включает в себя следующие этапы: 1.       Постановка проблемы Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель создает такую   ситуацию,   которая   покажет   заинтересованность   или   незаинтересованность   детей   данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка. 2.       Тема проекта Тема   (название   проекта)   должна   отражать   его   основную   идею.   Важно,   что   при   разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится   иначе:   сначала   озвучивается   тема,   потом   ­   проблема,   которая   определила   название проекта. 3.       Цель проекта После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта. 4.       Задачи проекта Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: • задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);  • задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование­эксперимент); • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта). При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются. 5.       Гипотеза Гипотезу выдвигают исходя из цели.  6.       План работы Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом: • подумать самостоятельно; • посмотреть книги; • спросить у взрослых; • обратиться к компьютеру; • понаблюдать; • проконсультироваться со специалистом; • провести эксперимент; • другие. В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации. Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети расска­ зывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить   итоги   эксперимента   или   объяснить   нужность   моделирования   с   разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый   выступающий   обязательно   должен   рассказать   о   личном   вкладе   в   разработку   общего проекта ­ другими словами, кратко представить свой «подпроект». Реализация третьей задачи ­ проведение презентации проекта ­ идет на протяжении всей защиты проекта. 7.       Продукт проекта Логическим   итогом   любого   проекта   должно   быть   представление   продукта   проекта.   Идея проекта,   работа   над   разрешением   целей   и   задач,   вдохновение,   которое   сопутствовало   вам   на протяжении всей работы, ­ все это должно найти свое отражение в продукте проекта. Это   может   быть   книга,   в   которой   собрана   самая   важная   и   полезная   информация   по   теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой­то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, ката­ лог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким­то образом соприкасаться с темой вашего проекта. Таким образом, продукт проекта ­ это материализованный итог всей работы, который подтверж­ дает значимость проекта в современной жизни. 8.       Выводы (итог) проекта Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее. IV Место «Проектной деятельности» в учебном плане. Программа  «Основы   проектной   деятельности»  создана   на   основе   федерального   компонента государственного стандарта   основного общего образования.     Курс входит в раздел   учебного плана «Внеурочной деятельности», направление ­  «Проектная деятельность».   В соответствии с учебным планом  МБОУ Сергинская ООШ   на проектную деятельность в 6­7   классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35часа  внеурочной деятельности .  V Формы  организации учебного процесса.       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном   кабинете,   в   библиотеке;   проектная   деятельность     включает   проведение     наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная   деятельность   предусматривает   поиск   необходимой   недостающей   информации   в энциклопедиях,   справочниках,   книгах,   на   электронных   носителях,   в   Интернете,   СМИ   и   т.д. Источником   нужной   информации   могут   быть   взрослые:   представители   различных   профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.    В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:  типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки­тренинги,  групповые исследования, игры­исследования,  творческие проекты. VI Основные методы и технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики:      уровневая дифференциация; проблемное обучение; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; VII Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; • с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов. VIII Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: Предметные результаты В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:  основные   этапы   организации   проектной   деятельности   (выбор   темы,   сбор   информации,   выбор проекта, работа над ним, презентация);  понятия цели, объекта и гипотезы исследования;  основные источники информации;  правила оформления списка использованной литературы;  правила классификации и сравнения,  способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);  источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)  правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся должны уметь:  выделять объект исследования;  разделять учебно­исследовательскую деятельность на этапы;  выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;  анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,  работать в группе;  работать   с   источниками   информации,   представлять   информацию   в   различных   видах, преобразовывать из одного вида в другой,  пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;  планировать   и   организовывать   исследовательскую   деятельность,   представлять   результаты   своей деятельности в различных видах;  работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. IХ. Личностные и метапредметные результаты Личностные У школьников  будут сформированы: учебно­познавательный   интерес   к   новому   учебному   материалу   и   способам   решения   новой  задачи; ориентация   на   понимание   причин   успеха   во   внеучебной   деятельности,   в   том   числе   на самоанализ   и   самоконтроль   результата,   на   анализ   соответствия   результатов   требованиям   конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.             Ученик получит возможность для формирования: внутренней   позиции   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе,   понимания необходимости   учения,   выраженного   в   преобладании   учебно­познавательных   мотивов   и   предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные Школьник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,  в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей,   товарищей,   родителей   и   других людей;     различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия. Познавательные Школьник научится: осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   внеучебных   заданий   с использованием   учебной   литературы   и   в   открытом   информационном   пространстве,   энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять   запись   (фиксацию)   выборочной   информации   об   окружающем   мире   и   о   себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети  Интернет;     записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от конкретных условий; восполняя недостающие компоненты; осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей,   самостоятельно   достраивая   и строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; Коммуникативные                     Школьник научится: адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   –   речевые,   средства   для   решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том   числе   не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при    выработке общего решения в совместной деятельности; задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и   сотрудничества   с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения   разнообразных коммуникативных задач. Возможные результаты проектной деятельности учащихся:      альбом,  газета, журнал, книжка­раскладушка,  коллаж,  выставка коллекция, костюм, макет,  модель,  плакат,  серия иллюстраций,  сказка,  справочник,  стенгазета,  сценарий праздника,  учебное пособие,  фотоальбом,  экскурсия, презентация СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 класс (35 часа) Введение Что такое проект. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация I. Теоретический блок . Способы мыслительной деятельности Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования. Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Удивительный вопрос. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Источники информации. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Практика:  правила   оформления   списка   использованной   литературы.   Оформление   списка использованных электронных источников.                              Этапы работы в рамках исследовательской деятельности Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.   Цели и задачи исследования.   Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач     для достижения поставленной цели.  Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез. Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. операции, Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы . Мыслительные необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие,  направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. II. Практический блок. Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты Планирование работы. Составление плана работы над проектами. Определение  предмета  и методов исследования в  работе над проектом.  Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. Работа на компьютере –  структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры. III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся Подготовка к защите. Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о  своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение  правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как  подготовиться к публичному выступлению».  Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Защита проектов.  Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках  проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.    Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. Тематическое планирование Наименование тем Введение (1 ч.) Количество часов Что такое проект I. Теоретический блок (15 ч.) Способы мыслительной деятельности (6 ч.) Что такое проблема Как мы познаём мир Удивительный вопрос Учимся выдвигать гипотезы. Источники информации Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.) Выбор темы исследования Цели и задачи исследования Методы исследования. Мыслительные операции. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 № п/п 1. 2 3 4 5­6 7­8 9 10 11­12 13­14 15 16­17 Обобщение полученных данных. 2 II. Практический блок (19 ч.) Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты 12 ч. ) 18­19 20­21 22­23 24­26 Планирование работы Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. III.     Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  ( 7 ч.) 31­32 33­34 Подготовка к защите. Защита проектов. 3 3 3 3 4 3 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  Литература для учителя: 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2. Гузеев В.В.  Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.­ 16с. 3. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с. 4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок.  2003, №2 5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005­  345с. 6. 7.  Савенков А.И.  Я ­ исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. ­ 2­е изд.,  ­ Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005.  Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3­   256с. 8. Чечель   И.Д.   Управление   исследовательской   деятельностью   педагога   и   учащегося   в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 ­ 320с. Литература для обучающихся: 1 Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. 2 А.В.Горячев,   Н.И.   Иглина    "Всё   узнаю,   всё   смогу".  Тетрадь   для   детей   и   взрослых   по освоению проектной технологии в начальной школе.­ М. БАЛЛАС,2008 3 Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. Интернет­  ресурсы: 1. 2. 3. * Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/  * Большая детская энциклопедия (6­12 лет). [Электронный ресурс] http://all­ ebooks.com/2009/05/01/bolshaja­detskaja­jenciklopedija­6­12.html  * А.Ликум ­ Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс]  http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._ 4. 5. * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]  http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]    http://www.booklinks.ru/ 6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального  общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]  http://www.fsu­expert.ru/node/2696  7.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.  Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/   www.nachalka.com/proekty   http:// Оборудование и кадровое обеспечение программы компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «Основы проектной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018