Данная рабочая программа по географиипредназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Основная идея данной программы: моделирование образовательного процесса в соответствии с федеральным и региональным компонентами государственного образовательного стандарта. Программа предполагает изучение географии в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю.
Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что онаориентирована на воспитание гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, установки и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
География входит в общеобразовательную область «Естествознание».
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• Приобретение знаний: основные и географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения, основные направления миграций.
• Овладение способами деятельностей: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов; сопоставлять карты различной тематики; составлять комплексную географическую характеристику регионов и страны в целом.
• Освоение компетенций: коммуникативной, рефлексивной, познавательной, информационной.
Место и роль предмета географии
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Основная цель и задача изучения экономической географии России – сформировать у обучающихся систему понятий о закономерностях размещения и развития отраслей народного хозяйства России, её населения на всей территории России и в отдельных экономических районах; подготовка обучающихся к ори¬ентации в российском пространстве, к умению адап¬тироваться к окружающей среде (экономической, социальной и культурной).
Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения; обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора материала в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Содержание программы включает ряд новых под¬ходов.
При изучении темы «Хозяйство Р.Ф.» пока¬зывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характерис¬тике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими стра¬нами и регионами.
Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших измене¬ний в хозяйственной и социальной жизни России.
Среди новых направлений в содержании II раздела «География крупных районов Р.Ф.» необходимо выделить следующие:
• формирование образов отдельных территорий, рас¬крытие их специфических черт за счет комплекс¬ной (физико-, экономико-, социально- и культур¬но-географической) характеристики;
• углубление и расширение знаний об отраслях хо¬зяйства в каждом районе. Дается более полная ха¬рактеристика отраслей специализации данной тер¬ритории. Это позволяет широко проводить анало¬гии, сравнения при изучении других районов.
В заключительной разделе «Россия и ми¬р» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспек¬тивные хозяйственные и социальные связи.
Ставится также цель обобщить изученный матери¬ал на более высоком мировоззренческом уровне и под¬готовить учащихся к восприятию нового курса 10 клас¬са «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География Рос¬сии».
Рабочая программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания гео¬графии, раскрытия методов географического позна¬ния (картографического, исторического, сравнитель¬ного, статистического и др.), широкого использова¬ния источников географической информации (карто¬графических, графических, статистических, тексто¬вых и др.).
Методы обучения географии (основанные на характере познавательной деятельности обучающихся):объяснительно-иллюстративный (лекция, вводная беседа, разъяснительная беседа); репродуктивный (работа по типовому плану);
проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем);
частично-поисковыйи исследовательский(эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации);
игровые.
Методы обучения географии (основанные на источниках знаний):
словесные, наглядные и практические.
Специфические приёмы, применяемые лишь в экономической географии:(работа с экономическими картами, с цифровым материалом, статистическими данными).
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены обучающимися без элементарных знаний по математике (способствуют формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов, пользование масштабом, измерения на карте и местности). Знания по физике позволяют глубже познать сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии позволяет раскрыть взаимосвязи между компонентами природы. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки чёрных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии. Насыщение большинства сюжетов историческим материалом — раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным услови¬ям природной среды и как меняли их, как меня¬лось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды.
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется следующими способами: устная проверка, письменная проверка (тестовый контроль результатов обучения на последнем уроке каждого тематического раздела, фронтальная письменная проверка знаний с целью обобщения знаний, а также закрепления умений; задания по нанесению объектов на контурную карту, задания графического характера по составлению схем, картосхем и таблиц; географические диктанты).
Планируемый результат обучения — овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.Данная рабочая программа по географиипредназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Основная идея данной программы: моделирование образовательного процесса в соответствии с федеральным и региональным компонентами государственного образовательного стандарта. Программа предполагает изучение географии в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю.
Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что онаориентирована на воспитание гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, установки и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
РП 9 кл.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ФЁДОРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 Р.П. МОКРОУС
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Председатель МС Директор МОУ СОШ №1р.п.Мокроус
________/Мягкая Л.И./ ___________ /Демидова Т.Л./
ФИО ФИО
Протокол №______ от Приказ № ______ от
«____» __________201__г. «____» _____________201___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Лифенко Ирины Васильевны
По географии 9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«___»___________ 201__г. 20152016 учебный год
Учебнотематический план
по географии
Класс: 9 «а», «б»
Учитель: Лифенко Ирина Васильевна
Количество часов– 68
Плановых контрольных уроков , тестов ____ ч. практических работ , (могут оцениваются не все работы учащихся, а по выбору учителя;
при закреплении нового материала выставляются только положительные отметки).
Административных контрольных уроков _______ ч.
Планирование составлено на основе ____
образования и науки Российской Федерации
программы для 59 классов общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством
Учебник
ГЕОГРАФИЯ: население и хозяйство России Алексеев А.И., Николина В.В издво «просвещение» 2010 год
Дополнительная литература
Для учителя:
1. Примерная программа основного общего образования по географии.
2. Учебник: ГЕОГРАФИЯ: население и хозяйство России Алексеев А.И., Николина В.В издво «просвещение» 2010 год
Для учащихся:
1. Атлас «География России» 9 класс, издво «Дрофа» 2014год.
2. Контурная карта «География России» 9 класс, издво «Дрофа» 2014. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по географиипредназначена для обучающихся 9х классов общеобразовательной школы.
Основная идея данной программы: моделирование образовательного процесса в соответствии с федеральным и региональным компонентами
государственного образовательного стандарта. Программа предполагает изучение географии в единстве с целенаправленным формированием у детей
развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться
различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю.
Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что онаориентирована на воспитание гражданина и патриота России, развитие
духовнонравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения
должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, установки и на этой основе воспитание гражданственности и
патриотизма.
География входит в общеобразовательную область «Естествознание».
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессиональнотрудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск
смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой
соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения
и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах
изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических
и геологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями
и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний: основные и географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и
динамику населения, основные направления миграций.
Овладение способами деятельностей: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития
природных, социально экономических и геоэкологических объектов; сопоставлять карты различной тематики; составлять комплексную
географическую характеристику регионов и страны в целом.
Освоение компетенций: коммуникативной, рефлексивной, познавательной, информационной.
Место и роль предмета географии
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного
предмета из расчета 2х учебных часов в неделю.
Основная цель и задача изучения экономической географии России – сформировать у обучающихся систему понятий о закономерностях размещения и
развития отраслей народного хозяйства России, её населения на всей территории России и в отдельных экономических районах; подготовка
обучающихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (экономической, социальной и культурной).
Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и
последовательность их изучения; обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора материала в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Содержание программы включает ряд новых подходов.
При изучении темы «Хозяйство Р.Ф.» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие
экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими
странами и регионами.
Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
Среди новых направлений в содержании II раздела «География крупных районов Р.Ф.» необходимо выделить следующие:
формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико, экономико, социально и
культурногеографической) характеристики;
углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной
территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.
В заключительной разделе «Россия и мир» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с
Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи. Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10
класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».
Рабочая программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов
географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников
географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).
Методы обучения географии (основанные на характере познавательной деятельности обучающихся):объяснительноиллюстративный (лекция,
вводная беседа, разъяснительная беседа); репродуктивный (работа по типовому плану);
проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем);
частичнопоисковыйи исследовательский(эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации);
игровые.
Методы обучения географии (основанные на источниках знаний):
словесные, наглядные и практические.
Специфические приёмы, применяемые лишь в экономической географии:(работа с экономическими картами, с цифровым материалом, статистическими
данными).
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены обучающимися без элементарных знаний по математике (способствуют
формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов, пользование масштабом, измерения на карте и местности). Знания по
физике позволяют глубже познать сущность физикогеографических явлений. Использование знаний по биологии позволяет раскрыть взаимосвязи между
компонентами природы. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами
обработки чёрных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии. Насыщение большинства сюжетов историческим
материалом — раскрытие того, как поразному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось
место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды.
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется следующими способами: устная проверка, письменная проверка (тестовый контроль
результатов обучения на последнем уроке каждого тематического раздела, фронтальная письменная проверка знаний с целью обобщения знаний, а также
закрепления умений; задания по нанесению объектов на контурную карту, задания графического характера по составлению схем, картосхем и таблиц;
географические диктанты). Планируемый результат обучения — овладение школьниками системой физикогеографических, картографических, социальноэкономических,
экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у
школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
Распределение часов по темам,
практическим работам
по географии
«а», 9 «б» классы 2015/2016 учебный год
№
раздела
Наименование разделов
Всего часов
Практические работы
Введение
9
Общая экономикогеографическая
характеристика РФ
1
2
3
Россия на карте мира
Человек и природа
Население России
Хозяйство РФ
География крупных регионов РФ
География Саратовской области
Россия и мир
Итого:
1
33
3
2
9
19
22
8
4
68
1
2
4
2
1
10 Учебнотематическое планирование по географии 9 «а» и «б» классы
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Введение. Что изучает
экономическая география
России.
Кол
вочас
ов
1
Форма и тип
урока
Использование
ИКТ(презентации,
диски, Интернет
ресурсы)
Лабораторные и
практические работы,
самостоятельная
учебная деятельность
2015/2016 учебный год
Виды
контроля
Дом.
задание
Урок
изучения
нового
материала
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
§1
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Раздел I. Общая экономикогеографическая характеристика РФ( 33 часа )
Тема 1. Россия на карте мира( 3часа)
2
Исторические особенности
заселения и освоения
территории России.
3 Сфера влияния России.
4
Территория Российской
Федерации. Физико – и
экономикогеографическое
положение страны.
Государственные границы.
Подготовка к ГИА.
1
1
1
Урок
изучения
нового
материала
Урок
изучения
нового
материала
Урок
изучения
нового
материала
Презентация
«Заселение и
освоение
территории
России»
ЦОР
Самостоятельная
работа с текстом
учебника,
дополнительной
литературой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Презентация
«Географическое
положение
России», «Крайние
Практическая работа
№1 «Характеристика
экономико
географического
положения РФ».
Фронтальны
й опрос
Анализ карт,
фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Работа с к/к,
индивидуаль
ный
§2,вопросы
для
самооценки
Стр.15
§34
§5,к/к
стр.1,2,
опережающ
ие
индивид.за
план
1неделя
сентября
1неделя
сентября
2неделя
сентября
2неделя
сентября Тема 2. Человек и природа( 2 часа)
Природные условия и человек.
Непосредственное и
опосредованное влияние
природных условий на жизнь и
здоровье человека. Подготовка
к ГИА.
Влияние хозяйственной
деятельности человека на
природу.
5
6
Тема 3. Население России (9часов)
Численность и естественное
движение населения России..
Подготовка к ГИА.
Миграции населения.
Подготовка к ГИА.
7
8
9 Демографическая ситуация.
1
1
1
1
1
точки» .ЦОР
Комбинирова
нный урок
Презентации
учащихся
Комбинирова
нный урок
ЦОР
ЦОР
Урок
изучения
нового
материала
Урок
изучения
нового
материала
Комбинирова
нный урок
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
дания
§68
§9, зад.2
стр.42
«Моя
точка
зрения»
§13,
вопросы
для
самооценки
стр.67
Анализ карт,
фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Анализ карт,
фронтальны
й устный
опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
3неделя
сентября
3неделя
сентября
4неделя
сентября
4неделя
сентября
Работа в
группах
§14,зад.2
стр.72
1неделя
октября Расселение населения.
Сельское население России.
10
Подготовка к ГИА.
11
Урбанизация в России. Города
России. Подготовка к ГИА.
12
Трудовые ресурсы. Количество
и качество трудовых ресурсов,
их роль в экономической
жизни страны.
13
Этнический состав населения
России. География народов.
Урок
изучения
нового
материала
комбинирован
ный
ЦОР
Комбинирова
нный урок
Лекция
ЦОР
1
1
1
1
Практическая работа
№2: «Определение
плотности, доли
городского и
сельского населения в
России, области и
районе по стат.
материалам».
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
14 Национальный и религиозный
1
Семинар
состав населения России.
Презентация
«Национальный
состав населения
России»,
AVIVideoFile
Буддизм,
AVIVideoFile
Практическая работа
№3: «Анализ по
картам и стат.
материалам
особенностей
размещения крупных
народов России».
Работа в
группах по
вопросам
семинара.
1неделя
октября
2неделя
октября
2неделя
октября
3неделя
октября
3неделя
октября
§11 стр.51
54, §19
§1618
§15,зад.3
стр.96
«Моя
точка
зрения»
§21,
опережающ
ее инд.
Задание
стр.109
«Мой край
в судьбе
России»
§22,
составить
кроссворд
« Народы
России» 15
Повторение и обобщение
знаний по теме: «Население
России». Подготовка к ГИА.
Тема 4. Хозяйство РФ (19 часов)
16
17
18
19
20
История формирования
хозяйства и его размещение.
Структура хозяйства .
Подготовка к ГИА.
Природноресурсная основа
экономики. Рациональное
природопользование.
Топливноэнергетический
комплекс. Нефтяная и газовая
промышленность.
Угольная промышленность.
Проблемы топливной
промышленности.
21 Электроэнергетика.
1
1
1
1
1
1
Православие,
AVIVideoFile
Ислам.
CD
Образовательная
коллекция 1С
CD
Образовательная
коллекция
1С,презентация
«ТЭК»
CD
Образовательная
коллекция 1С
Урок
обобщения и
систематизаци
и знаний.
Урок
изучения
нового
материала
Комбинирова
нный урок
Урок
исследования
Практическая
работа
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Презентация
«Электроэнергетик
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Практическая работа
№4: «Сравнительная
характеристика
угольных бассейнов
России».
Самостоятельная
работа с текстом
контрольное
тестировани
е №1
«Население
России»
Индивидуал
ьный
§23,25
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
§26
§10
Индивидуал
ьный
§27
Индивидуал
ьный
§28
4неделя
октября
4неделя
октября
1неделя
ноября
1неделя
ноября
2неделя
ноября
2неделя
ноября
Фронтальны
й опрос с
§29,зад.1
стр.141
3неделя 22
Металлургический комплекс.
Чёрная металлургия.
23 Цветная металлургия.
24
Машиностроение. Роль и
состав машиностроения.
25
Факторы размещения
машиностроения. География
машиностроения.
26 Химическая промышленность.
1
1
1
1
1
а», AVIVideoFile
Чернобыль
Урок
изучения
нового
материала
Презентация
«Черная
металлургия»
Комбинирова
нный урок
Презентация
«Цветная
металлургия»
Урок
изучения
нового
материала
Презентация
«Машиностроитель
ный комплекс»
Урок
исследования
CD
Образовательная
коллекция 1С
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
выборочным
оцениванием
Контрольное
тестировани
е №2
«Электроэне
ргетика»
Фронтальны
й
Фронтальны
й, работа с
к/к.
Работа в
группах
Практическая
работа
Презентация
«Химическая
промышленность»
ЦОР
Практическая работа
№5: «Изучение
факторов, влияющих
на размещение
Индивидуал
ьный
ноября
«Мой край
в моей
судьбе».
3неделя
ноября
4неделя
ноября
4неделя
ноября
1неделя
декабря
1неделя
декабря
§30 стр.
142146
§30 стр.
146
150,зад.стр.
150
«Социокул.
практикум
»
§31,вопр.2
4 стр.156.
§31,
«Социокул
ьтурный
практикум
» стр.157
по
вариантам
§32
стр.157
160 27 Лесная промышленность.
28
Военнопромышленный
комплекс.
29
30
Агропромышленный комплекс.
Особенности сельского
хозяйства. Растениеводство.
Животноводство. Зональная
специализация сельского
хозяйства.
31 Пищевая и лёгкая
промышленность.
1
1
1
1
1
Урок
изучения
нового
материала
Презентация
«Лесная
промышленность»,
AVIVideoFile
Пожар
Урок
изучения
нового
материала
AVIVideoFile
БМП3, Т90, МИ
28,Стрижи.Миг
29,СУ27
Практическая
работа
Презентация АПК,
СD
образовательная
коллекция 1С
Презентация АПК,
CD
образовательная
коллекция 1С
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
химической
промышленности».
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Практическая работа
№6: «Определение
по картам главных
районов выращивания
зерновых и
технических культур».
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
§32
стр.160
162,
«Социокул
ьтурный
практикум
» зад.12
стр.164
§33
вопросы
для
самооценки
стр.171
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Анализ карт,
фронтальны
й устный
опрос
§34
§35,
таблица
«Зональная
специализа
ция с/х»
§36,зад.стр.
185 «Мой
край в
Анализ карт,
фронтальны
й устный
опрос
Контрольное
тестировани
е №3
«Животново
2неделя
декабря
2неделя
декабря
3неделя
декабря
3неделя
декабря
4неделя
декабря 32
Инфраструктурный комплекс.
Транспорт. Состав комплекса.
Роль коммуникаций в жизни
хозяйства.
33
Сфера обслуживания.
Социальная инфраструктура,
ее состав и роль.
34
Обобщающий урок по теме:
«Хозяйство РФ».
Подготовка к ГИА.
1
1
1
Комбинирова
нный урок
Презентация
«Транспорт»,
«Нефтепровод
ДРУЖБА»,
AVIVideoFile БАМ
Комбинирова
нный урок
Презентация
«Связь»
Практическая работа
№7:
«Характеристика
одной из
транспортных
магистралей по
типовому плану».
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Урок
обобщающего
повторения и
контроля
знаний.
CD
образовательная
коллекция 1С
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Раздел II. География крупных регионов РФ (22 часа)
35
Экономическое
районирование.
1
Урок
изучения
нового
материала
Презентация
«Экономическое
райониование
России».
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
дство.Растен
иводство»
судьбе
России»
§38,рефера
т «Влияние
транспорта
на
состояние
окружающе
й среды».
§39,вопрос
ы для
самооценки
16 устно,
7
письменно,
Повторени
е §2329
4неделя
декабря
2неделя
января
2неделя
января
§4142
3неделя
января
Индивидуал
ьный
Индивидуал
ьный
Контрольное
тестировани
е №4
«Хозяйство
РФ»
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием Центральный экономический
район. Состав. Своеобразие
ЭГП. Природные условия и
ресурсы.
Население и хозяйство
Центрального района.
Центральный экономический
район. Административный,
научный, торговофинансовый,
культурный центр страны.
Центральночернозёмный
район.
СевероЗапад. Изменение ЭГП
во времени.
Особая роль Санкт
Петербурга.
Калининградская область.
Особенности ЭГП.
36
37
38
39
40
41
42
Европейский Север.
Особенности ЭГП. Народы.
1
1
1
1
1
1
1
Практическая
работа
CD
образовательная
коллекция 1С
Комбинирова
нный урок
Презентация
«Народные
промыслы России»
Комбинирова
нный урок
ЦОР
Урок
изучения
нового
материала
Комбинирова
нный урок
Презентация
«Центрально
Черноземный
район»
Презентация
«Северная
столица»
Комбинирова
нный урок
ЦОР
Комбинирова
нный урок
Презентация
«Европейский
Север»,
AVIVideoFile
Карелия
Практическая работа
№8: «Оценка
экономико
географического
(геополитического)
положения
Центрального
района».
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
3неделя
января
4неделя
января
4неделя
января
1неделя
февраля
1неделя
февраля
2неделя
февраля
2неделя
февраля
Индивидуал
ьный
§43, к/к
стр.8
§44,
индивид.за
дания
§45
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос
§47,зад.5
стр.247
Индивидуал
ьный
§48,зад.8
стр.254
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
§49,к/к
стр.7
§50,
вопросы
для
самооценки 43
44
Европейский Север.
Специализация по добыче и
переработке ресурсов.
Проблемы развития.
Северный Кавказ. Особенности
ЭГП. Состав. Население, его
национальный состав.
1
1
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Презентация
«Северо
Кавказский район»,
AVIVideoFile
Чечня
45 Хозяйство Северного Кавказа.
1
Комбинирова
нный урок
46
Поволжье. ЭГП. Состав.
Природные ресурсы.
47
48
Поволжье. Этапы
хозяйственного освоения
территории.
Урал. Урал в физико,
экономико, и историко
географическом понимании.
Природные условия и ресурсы.
49 Урал. Современная
1
1
1
1
Комбинирова
нный урок
Презентация
«Поволжский
экономический
район»
Комбинирова
нный урок
ЦОР
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
AVIVideoFile
Ильмены,
презентация
«Кунгурская
ледяная пещера»
CD
образовательная
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Индивидуал
ьный
Фронтальны
й опрос
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос
§51,зад.2
стр.268
§52
стр.269
274
§52
стр.274
277,зад.
«Социокул
ьтурный
практикум
».
§53
стр.278
282, к/к
стр.10
§53
стр.282
288
§54 в.1,2,7
стр.296, к/к
стр.1213
Самостоятельная
Фронтальны
й опрос с
§54
3неделя
февраля
3неделя
февраля
4неделя
февраля
4неделя
февраля
1неделя
марта
1неделя
марта
2неделя специализация. Крупнейшие
промышленные узлы. Пути
развития. Экологические
проблемы.
Западный макрорегион.
Обобщение знаний. Общие
черты и перспективы развития.
Подготовка к ГИА.
Восточный макрорегион.
Природа, население,
хозяйство. Подготовка к ГИА.
Практическая работа №9:
«Сравнительная
характеристика Западного и
Восточного макрорегионов».
Западная Сибирь. Особенности
природноресурсного
потенциала. Подготовка к
ГИА.
Восточная Сибирь. Природные
и хозяйственные контрасты.
Подготовка к ГИА.
50
51
52
53
54
1
1
1
1
Урок
обобщения и
систематизаци
и знаний.
Урок
актуализации
знаний и
умений
Урок
актуализации
знаний и
умений
Урок
актуализации
знаний и
умений
работа с текстом
учебника, с картой
коллекция 1С
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Практическая работа
№9: «Сравнительная
характеристика
Западного и
Восточного
макрорегионов».
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Презентация
«Западно
Сибирский район»
Презентация
«Восточно
Сибирский район».
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
марта
2неделя
марта
3неделя
марта
3неделя
марта
4неделя
марта
4неделя
марта
выборочным
оцениванием
Индивидуал
ьный устный
опрос
Индивидуал
ьный
§55
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
§56 стр.
305308.
§56 стр.
308312 55
Дальний Восток. Своеобразие
ЭГП. Горнодобывающая,
лесная и рыбная
промышленность. Города.
56
Обобщение знаний по разделу:
«География крупных регионов
РФ».
1
1
География Саратовской области (8часов)
57
Экономикогеографическое
положение Саратовской
области. Природные ресурсы.
58 Отрасли специализации
региона.
59
Особенности развития
хозяйства на современном
этапе.
1
1
1
комбинирован
ный
Презентация
«Дальний Восток»,
AVIVideoFile
Камчатка, Гейзер.
Урок
обобщения и
контроля
знаний
Урок
актуализации
знаний и
умений
ЦОР
CD
образовательная
коллекция 1С
Урок
изучения
нового
материала
Урок
изучения
нового
материала
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
§57, к/к
стр.14,
Повторени
е раздела
«Крупные
регионы
России».
Характерис
тика ЭГП
Саратовско
й области.
Составлени
е схемы
производст
венных
связей
отраслей
хозяйства
1неделя
апреля
1неделя
апреля
2неделя
апреля
2неделя
апреля
3неделя
апреля
Работа в
группах,
индивидуаль
ный
Контрольное
тестировани
е
№4«Крупны
е регионы
РФ»
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием 60
Экологические проблемы
региона, пути их решения.
61 Население региона.
62
Города.
комбинирован
ный
Урок
исследование
Презентация «Есть
ли будущее у
дрофы»,
«Заповедными
тропами
Саратовского края»
Презентация
«Население
области»,
«Национальные
костюмы народов
области»
Урок
путешествие
Презентации
учащихся
1
1
1
63 Экскурсия на предприятие.
1
Экскурсия
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой
Практическая работа
№10:
«Изучение местного
предприятия и
описание его по
плану».
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Составлени
е
презентаци
й по
городам
области
3неделя
апреля
4неделя
апреля
4неделя
апреля
1неделя
мая
1неделя
мая
Стр.323
324
2неделя
мая
Работа в
группах,
индивидуаль
ный
Отчёт
рабочих
групп,
презентация
Отчёт
рабочих
групп,
презентация
Индивидуал
ьный
Контрольное
тестировани
е №5
«География
Саратовской
области»
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Урок
обобщения и
систематизаци
и знаний
64
Итоговый урок по теме
«География Саратовской
области».
Раздел III. Россия и мир (4 часа)
65 Соседи России. Место России
в мире. Подготовка к ГИА.
1
1
Урок
актуализации
знаний и
умений
ЦОР
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, с картой 66
67
Связи России со странами
ближнего и дальнего
зарубежья.
Расширение внешних
экономических связей с
другими государствами.
68 Итоговое повторение по всему
курсу.
Итого часов: 68
1
1
1
Урок
актуализации
знаний и
умений
Урок
актуализации
знаний и
умений
Урок
обобщения и
систематизаци
и знаний.
Презентация
«Внешнеэкономиче
ская деятельность»
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Самостоятельная
работа с текстом
учебника
Презентации29
ЦОР12
Практических работ
10
2неделя
мая
3неделя
мая
3неделя
мая
Зад.стр.320
322
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Фронтальны
й опрос с
выборочным
оцениванием
Контрольное
тестировани
е № 6
«Хозяйство
России»
Контрольных тестов6 Содержание тем учебного курса
Введение(1 ч).
Содержание и структура курса 9 класса.
Раздел I. Общая экономикогеографическая характеристика РФ (33 часов).
1.1. Россия на карте мира (3 ч).
Географическое положение России. Территория РФ. Сфера влияния России. Геополитическое
влияние. Экономическое влияние России.
Практическая работа №1 «Характеристика экономикогеографического положения РФ».
1.2. Человек и природа (2 ч).
Природные условия и человек. Непосредственное и опосредованное влияние природных
условий на здоровье человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.
1.3. Население России (9ч).
Заселение и освоение территории России. Этапы заселения территории России и
формирование государства. Численность и естественное движение населения. Изменение
численности населения Земли и России. Причины, влияющие на численность населения
государства. Демографические кризисы. Типы воспроизводства. Половозрастной состав
населения.
Миграции населения. Внутренние и внешние миграции, их причины и виды. Направления
миграционных потоков.
Расселение. Городское и сельское население. Плотность населения, ее влияние на жизнь людей,
окружающую среду, хозяйство. Главная полоса расселения. Типы населенных пунктов.
Отличия сельского образа жизни от городского.
Урбанизация. Различия городов по людности и по функциям. Города РФ.
Трудовые ресурсы. Количество и качество трудовых ресурсов, их роль в экономической жизни
страны. Этнический состав населения. Этнический состав РФ. Языковые семьи и группы.
География народов РФ. Религии, их влияние на жизнь людей. Административно
территориальное деление страны. Субъекты РФ.
Практическая работа №2: «Определение плотности, доли городского и сельского населения в
России, области и районе по стат. материалам».
Практическая работа №3: «Анализ по картам и стат. материалам особенностей размещения
крупных народов России».
Планируемые результаты подготовки учащихся:
Называть (показывать): численность населения РФ, крупные народы РФ и места их
проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения.
Объяснять понятия естественное движение, механическое движение, или миграции (причины,
виды, направления), состав населения (половой, возрастной, этнический, религиозный),
трудовые ресурсы,
Объяснять
Уметь читать и анализировать тематические карты,
демографические проблемы.
половозрастные пирамиды, графические и статистические материалы, характеризующие
население РФ.
плотность населения,
урбанизация,
агломерация.
1.4. Хозяйство РФ (19 ч).
Развитие хозяйства России. История формирования хозяйства и его размещение. Переход к
рыночной экономике. транспортного,
Влияние сырьевого,
Структура хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства, ее изменения.
Природноресурсная основа экономики. Природные условия и ресурсы — основа отраслей
первичного сектора. Рациональное природопользование.
Топливноэнергетический комплекс. Топливная промышленность. Особая роль ТЭК в
хозяйстве страны. Размещение угольной, нефтяной и газовой промышленности. Проблемы и
перспективы развития этих отраслей.
Электроэнергетика. Типы электростанций. Единая энергетическая система страны.
Черная и цветная металлургия. Конструкционные материалы. Черные и цветные металлы.
Металлургическое производство. Комбинирование. Экологические проблемы.
География металлургии.
энергетического,
потребительского факторов на размещение металлургических предприятий.
Лесная промышленность. Продукция лесной промышленности. Целлюлознобумажное
производство. География лесной промышленности.
Химическая промышленность. Значение химической промышленности, ее состав, влияние на
окружающую среду.
Машиностроение. Роль и состав машиностроения. Машиностроение — авангардная отрасль в
эпоху НТР. Сложный отраслевой состав.
География машиностроения. Факторы размещения машиностроительных предприятий.
Специализация и кооперирование.
Военнопромышленный комплекс. Роль ВПК в жизни страны. Перспективы развития.
Научный комплекс. Значение научных разработок и их внедрение в производство.
Сельское хозяйство. Отраслевой состав. Зональная специализация сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс. Пищевая и легкая промышленность. Взаимодействие звеньев
АПК. География пищевой и легкой промышленности.
Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Состав комплекса. Роль коммуникаций в жизни
хозяйства. Виды транспорта.
Коммуникационная система. Транспортный комплекс, проблемы и перспективы развития.
Связь, ее виды.
Сфера обслуживания. Социальная инфраструктура, ее состав и роль.
Практическая работа №4: «Сравнительная характеристика угольных бассейнов».
Практическая работа №5: «Изучение факторов, влияющих на размещение химической
промышленности».
Практическая работа №6: «Определение по картам главных районов выращивания
зерновых и технических культур».
Практическая работа №7:
«Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».
Планируемые результаты подготовки учащихся:
Называть (показывать) основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие
промышленные центры РФ.
Объяснять понятия отрасль, состав и структура хозяйства, факторы размещения,
специализация, кооперирование, комбинирование, себестоимость.
Объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние
хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Уметь описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.
Раздел II. География крупных регионов РФ (22 ч).
Экономическое районирование. Специализация территории. Географическое разделение труда.
Экономическое районирование.
Центральный экономический район. Состав. Своеобразие экономикогеографического
положения (ЭГП). Природные условия и ресурсы.
Центральный экономический район. Хозяйство. Специализация на наукоемких и трудоемких
отраслях. Отрасли нематериальной сферы. Центральный экономический район. Административный, научный, торговофинансовый,
культурный центр страны.
ЦентральноЧерноземный район. Природные условия и ресурсы. Русские черноземы и гигант
КМА, проблемы и перспективы развития.
СевероЗапад. Изменение ЭГП во времени. Особая роль СанктПетербурга. Специализация.
Калининградская область. Своеобразие ЭГП. Внешнеторговая, портовопромышленная,
рекреационная специализация. Свободная экономическая зона.
Европейский Север. Особенности ЭГП. Природные предпосылки внутренних различий.
История освоения. Природное и культурное наследие.
Европейский Север. Специализация на добыче и переработке ресурсов. Проблемы развития.
Северный Кавказ. Климатические ресурсы — основа сельскохозяйственной и рекреационной
специализации района.
Поволжье. Состав. Волга — экономический стержень района. Отрасли специализации.
Поволжье. Население. Крупные города. Экологические проблемы.
Урал. Урал в физико, экономико, и историкогеографическом понимании.
Природные условия и ресурсы.
Урал. Современная специализация. Крупнейшие промышленные узлы. Пути
развития. Экологические проблемы.
Западный макрорегион. Общие черты и перспективы развития.
Восточный макрорегион. Природа, население, хозяйство.
Западная Сибирь. Особенности природноресурсного потенциала. Нефтегазоносное Приобье.
Угольнометаллургический комплекс Кузбасса.
Восточная Сибирь. Природные и хозяйственные контрасты. Добывающие отрасли
промышленности. Пути развития.
Дальний Восток. Своеобразие ЭГП. Горнодобывающая, лесная и рыбная промышленность.
Города.
Практическая работа №8: «Оценка экономикогеографического (геополитического) положения
Центрального района».
Практическая работа №9: «Сравнительная характеристика Западного и Восточного
макрорегионов».
Планируемые результаты подготовки учащихся:
Называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы
РФ (Центральная Россия, СевероЗапад России, Север России, Юг России, Поволжье, Урал,
Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток) и их Территориальный состав.
Объяснять понятия районирование, экономический район, специализация территории,
географическое разделение труда. Объяснять особенности территории, населения и хозяйства
крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи.
Уметь
хозяйство, социальные,
экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на
основе различных источников информации.
описывать (характеризовать) природу,
население,
География Саратовской области (8 ч).
Экономикогеографическое положение Саратовской области. Природные ресурсы.
Отрасли специализации региона.
Особенности развития хозяйства на современном этапе.
Экологические проблемы региона, пути их решения.
Города. Население региона.
Экскурсия на предприятие.
Практическая работа №10:
«Изучение местного предприятия и описание его по плану».
Раздел III. Россия и мир (4 ч). Соседи России. Место России в мире.
Связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«География»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «География» можно системно представить в виде
схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым
образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами
предмета.
Функциональная грамотность
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Личностные результаты
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития (ЛР) –Осознание роли географии впознании окружающего мира.
2-я ЛР – Освоение системы географических знанийкак основы географического мышления.
3-я ЛР – Использование географических умений.
4-я ЛР – Использование карт.
5-я ЛР – Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств
(тексты и задания).
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе
Предметная методика
Комплексные, компетентностные задания в УМК:
- Задания по проектам (на предметном материале)
- Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально
личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и
роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии
с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на 5ю линию развития – понимание собственной
деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
9й класс Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
основными и
компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
9 класс
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объёмом к понятию с большим объёмом.
причинноследственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в
зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы
слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно
аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4ю линии развития:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1я
линия развития);
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2я
линия развития);
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных
социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3я линия развития);
– использование карт как информационных образнознаковых моделей действительности (4я
линия развития).
Коммуникативные УУД:
9й класс
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 5–9х классах являются
следующие умения:
9й класс
1я линия развития – осознание роли географии впознании окружающего мира:
объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
объяснять сущность происходящих в России социальноэкономических преобразований;
аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
объяснять типичные черты и специфику природнохозяйственных систем и
географических районов.
2я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира:
определять причины и следствия геоэкологических проблем;
приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3я линия развития – использование географических умений:
прогнозировать особенности развития географических систем;
прогнозировать изменения в географии деятельности; составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики
отдельных компонентов географических систем.
4я линия развития – использование карт как моделей:
пользоваться различными источниками
картографическими, статистическими и др.;
географической информации:
определять по картам местоположение географических объектов.
5я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике. Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по
содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение
в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административнотерриториального устройства
Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства,
природнохозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека
к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов
разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение
географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной
форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей
местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
для:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные
центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национальнотерриториальных
образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социальноэкономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов. Перечень учебнометодического обеспечения
В учебнометодический комплект входят:
1. Учебник «География: население и хозяйство России» 9класс; А.И. Алексеев, В.В.
Николина, М., «Просвещение» , 2010.
2. Атлас «География России. Население и хозяйство». 9 кл.М.: Дрофа; Издательство ДИК,
2014;
3. Комплект контурных карт
4.CD диск Виртуальная школа Кирила и Мефодия. «Уроки географии Кирила и Мефодия 9 класс»
Имеется:
1. Раздаточный дидактический материал
2. Комплект таблиц
3. Карты
Литература, использованная при подготовке программы:
1. Примерные программы по географии;
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.2004г;
3. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. №2. – С.5864.;
4. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов вузов /Д.П.
Финаров. М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382,
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Петрова Н.Н. Тесты. География 610 классы Москва, «Дрофа», 1998 г.
2. А.М. Дёмин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области.
Саратов. Издательство «Лицей», 2005г.
Интернетресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://geo.1september.ru/urok/
http://my-geography.ru/
http
/ uchportal
http://geo.metodist.ru
. ru / load
:// www
/7652
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Рабочая программа по ФГОС 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.