Рабочая программа по финансовой грамотности
Оценка 4.9

Рабочая программа по финансовой грамотности

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
обществознание
7 кл
21.03.2018
Рабочая программа по финансовой грамотности
Рабочая программа по финансовой грамотности для обучающихся седьмого класса. На занятиях по финансовой грамотности учащиеся достигнут несколько целей : актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса; • повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации старше-классников; • развитие финансово-экономического образа мышления; способности к лично-му самоопределению и самореализации; • воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уваже-ния к труду и предпринимательской деятельности; • формирование опыта рационального экономического поведения; освоение зна-ний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
рабочая программа финансовая грамотность 7 класс.docx
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 11» Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Рассмотрено  на заседании ШМО учителей гуманитарно­художественного   цикла Протокол № 1 от 12.09.2017  Руководитель ШМО  __________О.Н. Папенина Согласовано зам. директора по УВР  ____________Е.Ю. Краснова 13.09.2017 Рабочая программа внеурочной деятельности  «Основы финансовой грамотности», для обучающихся 13­14 лет направление: общеинтеллектуальное срок реализации: 1 год Программа составлена  учителем истории и обществознания Стариковой Анастасией Альбертовной 2017­2018 учебный год Пояснительная записка Актуальность предмета «Основы финансовой грамотности»: Назначение   данной   программы   состоит   в   том,   чтобы   обеспечить   доступность, эффективность,   практическую   направленность   финансово­экономического   образования учащихся. Школа, как один из важнейших  социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся   в   адаптации   к   современным   экономическим   условиям   жизни   и   будущей профессиональной деятельности. Усиление   практической   составляющей   образовательного   процесса   в   различных учебных   дисциплинах   (в   том   числе   и   в   экономике),   повышение   уровня   финансовой грамотности и культуры разумного потребления, особенно в детской и молодежной среде, является одной из задач Городской целевой программы развития образования «Столичное образование – 5» на 2009­2011 годы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача   создания   «системы   специализированной   подготовки   (профильного   обучения)   в старших   классах   общеобразовательной   школы,   ориентированной   на   индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…». Необходимость   подготовки   экономически   и   финансово   образованного   кадрового резерва   для   действующих   предприятий   малого   и   среднего   бизнеса,   и   формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, повышения инновационной составляющей в структуре малого бизнеса города Москвы требует реализации комплекса   мер   по   отбору   и   социальному   продвижению   активных   учащихся,   имеющих способности к предпринимательской деятельности и финансовому анализу. Возможность   выявления   этих   способностей,   знакомства   с   основами   финансовой грамотности,   получения   практических   навыков   в   области   хозяйственной   деятельности необходимо предоставить молодежи уже на этапе школьного образования. Необходимо так же прививать молодому человеку важнейшие навыки финансового планирования, объяснять схемы предоставления финансовых услуг. Только в этом случае он будет чувствовать себя уверенно в жизни, где материальное благополучие каждый устраивает себе сам. Однако   отсутствие   базовых   знаний   о   правилах   грамотного   и   безопасного предпринимательского,   технологии заимствования   на   финансовом   рынке   приводит   к   тому,   что   ряды   разорившихся предпринимателей,   обманутых   инвесторов   и   потребителей,   ненадежных   заемщиков пополняются людьми совсем молодыми.   потребительского   поведения,   инвестиционного, В настоящее время финансовый сектор в  России представляет собой одну из наиболее быстро   развивающихся   отраслей   экономики,   поэтому   об уровне   финансовой   грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется. Опрос, проведенный   в   ноябре   2009   года   Национальным   агентством   финансовых   исследований, показал,   что   35%   россиян   предпочитают   хранить   наличные   сбережения   дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны и  непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в перспективные проекты. Таким   образом,   финансовый   рынок   для   неподготовленного   человека   напоминает джунгли, в которых легко заблудиться и попасть в неприятную  ситуацию. Причина здесь в том, что представления населения о финансовых институтах формировались стихийно, под воздействием, с одной стороны, заманчивой рекламы, с другой — примеров мрачных эпизодов 2 новейшей   истории.   Достаточно   вспомнить   экономические   катаклизмы:   финансовые пирамиды, кризис 1998 года, банковский кризис 2004 года. Конечно, сейчас уже не 90­е годы, когда почти все население страны верило в силу финансовых пирамид. Однако, «обжегшись» один раз на МММ, «Властилине» или дефолте, граждане боятся участвовать в финансовой жизни страны. Говорят, что всему виной – доверчивость, но если бы проблема была только в этом, тогда   бы   не   росли   невозвраты   кредитов,   и   люди   не   продавали   бы   за   бесценок   акции, доставшиеся им в процессе приватизации. То есть не только доверчивость, но и финансовая безграмотность вредит каждому из нас. Финансовая   грамотность   —   необходимое   условие   жизни   в   современном   мире, поскольку   финансовый   рынок   предоставляет   значительно   больше   возможностей   по управлению   собственными   средствами,   чем   5—10   лет   назад,   и   такие   понятия   как потребительский   кредит,   ипотека,   банковские   депозиты   все   плотнее   входят   в   нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить  своих родителей.  Научив ребёнка  азам финансовой  грамотности, мы  действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию. «Создание   эффективной   национальной   системы   финансового   просвещения   в настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества». Н.Н. Калинкина Социальный заказ учащихся и их родителей на дополнительные образовательные услуги. Сегодня   перед   школой   стоит   задача   подготовить   гражданина,   способного интегрироваться   в   современное   общество   и   нацеленного   на   совершенствование   этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений. Формирование   нового   экономического,   политического   мышления   –   важная   задача школы. Создание   необходимой   обществу   системы   образования   возможно   при   организации соответствующего образовательного пространства в округе, школе, а для этого необходимо проводить качественный анализ деятельности по выбранному направлению. Суть   проблемно­ориентированного   анализа   –   выявить   сильные   и   слабые   стороны деятельности, определить конкретные пути их решения. Двоякая направленность анализа: ­   от   социального   заказа   и   условий   (педагогических,   учебно­методических, материальных, финансовых) деятельности – к ожидаемому результату; ­   от   планируемого   результата   –   к   «реальному   результату»   позволит   определить направление дальнейшей деятельности. Социальный   заказ   на   дополнительное   образование   –   это   отражение   интересов   всех участников   образовательного   процесса:   учащихся   и   педагогов,   родителей,   а   также образовательных учреждений, общества, государства. Социальный заказ включает следующие компоненты:  государственный   заказ   (определяется   нормативными   документами   в   области образования); 3 потребности обучающихся, ожидания родителей; профессионально­педагогические потребности педагогов; ожидания учреждений профессионального образования.    Наличие   социального   заказа   родителей   и   учащихся   средних   общеобразовательных учреждений  на  получение  дополнительного  экономического  образования,  в  том числе   его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний требует от образовательного   учреждения   разработки   образовательных   программ   практической направленности по данной тематике. Курс «Основы финансовой грамотности» ­ инновация в школьном образовании. А как известно, внедрение чего­то нового – это всегда долгий, сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс. Начинать трудно, но с каждым шагом учащиеся будут приобретать все новые и новые знания об окружающем их мире бизнеса и финансов. Программа   элективного   курса   рассчитана   на   учащихся   школ,   лицеев,   гимназий, колледжей на IIIступени обучения и представлена в двух вариантах: 3. 34 часа в год (базовый уровень – знакомство с азами финансовой грамотности, формирование   навыков   работы   с   основными   финансовыми   инструментами,   законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики); 68   часов   в   год   (профильный   уровень   –   предполагает   углубленное   изучение структуры,   участников   и   регуляторов   финансового   и   фондового   рынков,   существующих финансовых инструментов и т.д.). 4. Кроме этого, возможно разбить данную программу на модули по разделам курса и преподавать интегрировано в курсе «Экономика» или «Обществознание» в зависимости от количества выделенных часов. Элективный курс содержит следующие материалы: учебно­тематическое планирование в   двух   вариантах   (34   и   68   часов   в   год),   программу   в   двух   вариантах   соответственно, дидактические материалы (выборочная подборка в качестве примера) ­ разработки уроков, презентации к урокам. Ресурсное обеспечение элективного курса:   временное (аудиторная работа/самостоятельная работа); технологический ресурс (лекции, семинары, имитационные игры, тестирование, работа   в   малых   группах,   работа   за   компьютером   с   интерактивными   образовательными ресурсами);  технический   ресурс   (аудиторный   фонд,   Интерактивная   доска,   ПК,   учебные материалы Интернета, интерактивные образовательные ресурсы, мультимедиа, DVD плеер с комплектном демонстрационных материалов и фильмов);  индивидуальный   ресурс   (тетрадь   для   записей,   ПК   для   выполнения самостоятельной работы). Элективный курс «Основы финансовой грамотности» предполагает создание в рамках образовательного учреждения, отдельного урока экономической практико­ориентированной образовательной среды. Так, например, если речь идет о деньгах, то необходимо работать с настоящими   банковскими   купюрами,   если   речь   идет   о   фондовом   рынке,   то   учащиеся работают в торговом терминале в on­line режиме. Так же необходимо использовать деловые игры, которые активизируют не только познавательную, но и воспитательную деятельность. Игровая технология позволяет учащимся побывать в роли  специалиста,  потребителя и на «практике» увидеть результаты собственной деятельности. Кроме   того,   создание   такой   среды в   образовательном   учреждении   предполагает изменение   подхода   к   обучению   школьников   основам   финансовой   грамотности.   Школа, оставаясь   главным   звеном   в   образовательном   процессе,   перестает   быть   единственным источником   учебной   информации.   В   образовательное   пространство   должны   войти 4 профессиональные   участники   финансового   рынка,   общественные   и   некоммерческие организации,   занимающиеся   просвещением   по   данному   прикладному   направлению экономического образования. Изучение данного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей: актуализация   дополнительного   экономического   образования   школьников   с  приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса; повышение   социальной   адаптации   и   профессиональной   ориентации развитие финансово­экономического образа мышления; способности к личному старшеклассников; самоопределению и самореализации;    воспитание   ответственности   за   экономические   и   финансовые   решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;  формирование   опыта   рационального   экономического   поведения;   освоение знаний   по   финансовой   грамотности   для   будущей   работы   в   качестве   специалиста   и эффективной самореализации в экономической сфере. Нормативная правовая база реализации рабочей программы 1 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2 Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   основного   общего образования   (утвержден   приказом   №   1897   Министерства   образования   и   науки   РФ 17.12.2010) 3 Финансовая грамотность. Учебная программа. 5­7 классы общеобразоват. орг. / Е.А.  Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 16 с. 4 Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №1 города   Новоалтайска   Алтайского   края»   (Рассмотрена   на   педагогическом   совете   от 18.05.2015 г. протокол №5, утверждена Приказом директора №253 от «19» мая 2015 г.) 5 Учебный план МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края» 6 Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края» (Рассмотрено на  педагогическом совете, протокол № 7 от 29.06.2017 г.; утверждено Приказом директора  № 176/1 от 29.06.2017 г.) 7 Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол №180 от 27.05.2013) Цели: Цели, задачи и принципы курса внеурочной деятельности  формирование активной жизненной позиции;  развитие экономического образа мышления;  воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе; приобретение   опыта   применения   полученных   знаний   и   умений   для   решения элементарных вопросов в области экономики семьи.    Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:    выявление и развитие способностей обучающихся; овладение   обучающимися   обобщенными   способами   мыслительной,   творческой деятельности; освоение   обучающимися  компетенций   (учебно­познавательной,   коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно­смысловой, информационно­ технологической); 5    создание содержательных и организационно­педагогических условий для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической   и   познавательной,   коммуникативной,   эмоционально­оценочной деятельности); практическое   освоение   обучающимися   конструктивных   способов   учебной   и социальной   коммуникаций,   при   которых   достигается   толерантное взаимовосприятие   партнера,   воспитывается   гуманное   поведение   в   социальных конфликтах; предоставление   для   практического   освоения   необходимой   информации   о возможностях   и   особенностях   получения   образования,   перспективах допрофессиональной подготовки, рефлексии своих склонностей, способностей. Программа реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов: 1. Личностно­ориентированный:   учёт   возрастных   особенностей   развития   личности обучающегося,   уровня   сформированности   его   интересов,   этических   норм   и   ценностных ориентаций. 2. Принцип   демократизации:   предоставление   участникам   педагогического   процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализуется через соблюдение   правил:   создавать   открытый   для   общественного   контроля   и   влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление   учащихся,   посредством   которого   развивать   их   самовоспитание, самообразование,   самообучение;   обеспечивать   взаимное   уважение,   такт   и   терпение   во взаимодействии педагогов и учащихся. 3. разнообразной деятельности обучающихся. 4. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми   и   с   самим   собой,   образец   ценностного   выбора,   совершённого   значимым   другим. Особое значение для духовно­нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. 5. Принцип   личностной   обусловленности:   личность   человека   определяет   отношение   к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно взаимодействует (педагог – ученик). В процессе   развития   происходит   взаимодействие   культур,   волевых   усилий,   эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные,   а   также   уровень   развития коммуникативной и интеллектуальной сфер. Принцип   разнообразия   деятельности:   реализуется   посредством   организации   эмоционально­личностные   особенности, Основные содержательные линии курса: • Деньги, их история, виды, функции; • Семейный бюджет; • Экономические отношения семьи и государства; • Семья и финансовый бизнес; • Собственный бизнес. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии,   обществознания   и   литературы.   Учебные   материалы   и   задания   подобраны   в соответствии с возрастными особенностями детей и включают тесты, задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, эссе, исследования, мини­исследования и   проекты.   В   процессе   изучения   формируются   умения   и   навыки   работы   с   текстами, таблицами,   схемами,   графиками,   а   также   навыки   поиска,   анализа   и   представления информации и публичных выступлений. 6 При изучении курса предполагается использование традиционных, активных и интерактивных методов обучения с преобладанием последних. Формы, методы, технологии обучения 1. Мозаика Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач. • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач. • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами, номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи. •   Ученики   пересаживаются   таким   образом,   чтобы   за   одним   столом   оказались   игроки   с одинаковыми   номерами,   которые   вместе   решают   задачу   (задачи),   соответствующую   их номерам. •   Все   возвращаются   в   свои   команды,   и   каждый   «эксперт»   представляет   свою   задачу остальным членам команды. • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами. 2. Один — два — вместе Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член   группы   пишет   собственный   ответ,   далее   они   объединяются   по   двое   и   на   основе индивидуальных   ответов   составляют   общий,   стараясь   не   потерять   идеи   каждого.   На следующем шаге составляется группа из двух или трёх пар и вырабатывается общий ответ. По этой методике может разрабатываться эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками. 3. Технология интеллект­карт Составление диаграммы связей – способ изображения процесса общего системного мышления с   помощью   схем.   Интеллект­карта   реализуется   в   виде   древовидной   схемы,   на   которой изображены   слова,   идеи,   задачи   или   другие   понятия,   связанные   ветвями,   отходящими   от центрального понятия или идеи. 4. Мозговой штурм и сетка принятия решений В групповых проектах эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от   количества   участников   идеи   могут   выдвигаться   индивидуально   или   от   группы.   Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может играть учитель или ученик.   На   первом   этапе   важно   чётко   сформулировать   проблему,   которая   должна   быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап   посвящён   группировке   идей,   близких   по   содержанию,   оценке   и   отбору.   В   процессе выбора   из   нескольких   альтернатив   использовать   сетку   принятия   решений.   В   этом   случае необходимо чётко определить критерии, по которым будет оценена каждая альтернатива. Чаще всего не бывает полных совпадений по всем критериям.  5. Исследование и мини­исследование Поскольку целью курса является вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной   жизненной   позиции   и   ответственности,   исследовательская   деятельность   служит, вероятно,   самым   эффективным   методом   обучения.   Любое   исследование   предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, и оценку полученных результатов. Для проведения мини­исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например, в виде таблицы, графика или короткого текста. Более полное исследование предполагает наличие разных источников информации (статистических данных, опросов, интервью), оформление 7 списка   источников   и   представление   результатов   в   виде   развёрнутого   текста,   устного сообщения с презентацией, доклада. 6. Кейс Учебные   кейсы,   которые   используются   в   школе,   отличаются   от   кейсов   университетских, которые   предполагают   разработку   ситуации   с   последующими   пошаговыми   изменениями, зависящими   от   принятых   решений.   Говоря   об   учебном   кейсе,   мы   будем   иметь   в   виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой. Формы, способы и средства контроля, проверки и оценки образовательных результатов Для контроля достигнутых результатов обучающиеся выполняют задания из рабочей тетради  «Контрольно­измерительные материалы», входящей в учебно­методический комплект курса  «Финансовая грамотность». Для проверки знания содержания разделов предлагаются  кроссворды. Изучение первого раздела завершается кроссвордом 1, второго и третьего —  кроссвордом 2, четвёртого — кроссвордом 3. По итогам изучения первого и второго разделов проводится ролевая игра «Семейный бюджет», третьего — выполняется проект «Государство — это мы!». Завершает изучение курса итоговая проверочная работа по всей тематике курса.  Планируемые образовательные результаты Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: •   осознание   себя   как   члена   семьи,   общества   и   государства;   понимание   экономических проблем   семьи   и   участие   в   их   обсуждении;   понимание   финансовых   связей   семьи   и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов   и   расходов,   расчёт   процентов,   сопоставление   доходности   вложений   на   простых примерах; •   развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои  поступки;   планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных   игровых   и   реальных   экономических   ситуациях;   участие   в   принятии   решений   о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •   использование   различных   способов   поиска,   сбора,   обработки,   анализа,   организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет­ сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект­карты); •   овладение   логическими   действиями   сравнения,   обобщения,   анализа,   синтеза, классификации,   установления   аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; 8 • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: •   понимание   основных   принципов   экономической   жизни   общества:   представление   о   роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; •   освоение   приёмов   работы   с   экономической   информацией,   её   осмысление;   проведение простых финансовых расчётов. •   приобретение   знаний   и   опыта   применения   полученных   знаний   и   умений   для   решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов   семьи   и   умение   составлять   простой   семейный   бюджет;   знание   направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание курса «Финансовая грамотность» РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи (5 ч) Занятие 1. Деньги Люди   обмениваются   товарами   и   услугами.   Прямой   обмен   неудобен   из­за   несовпадения интересов   и   определения   ценности.   Товарные   деньги   обслуживают   обмен,   но   имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические   монеты   сложно   изготавливать   и   опасно   перевозить.   Бумажные   деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Занятия 2–3. Доходы семьи Доходами   семьи   являются:   заработная   плата,   доходы   от   владения   собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты. Занятие 4. Расходы семьи Семьи   тратят   деньги   на   товары   и   услуги.   Расходы   можно   разделить   на   три   группы: обязательные,   желательные   и   лишние.   Коммунальные   услуги   должны   оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Занятие 5. Семейный бюджет Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение   доходов   над   расходами   позволяет   делать   сбережения.   Сбережения   обычно 9 хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов. РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 ч)  Особые   жизненные   ситуации   и   как   с   ними   справиться.   Экономические Занятие   6. последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Занятия 7–8. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет». РАЗДЕЛ 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (3 ч) Занятия 9–10. Налоги Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Занятие 11. Социальные пособия Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Занятие 12. Итоговая работа по разделу 3: мини­исследование в группах «Государство — это мы!». РАЗДЕЛ 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье(5 ч) Занятие 13. Банковские услуги Банки   принимают   вклады   и   выдают   кредиты.   Процентная   ставка   по   вкладам   зависит   от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам. Занятие 14. Собственный бизнес Организация   бизнеса.   Разработка   бизнес­плана.   Стартовый   капитал.   Организации   по поддержке малого бизнеса. Занятие 15. Валюта в современном мире Валюта   —   денежная   единица   страны.   Разные   страны   имеют   разные   валюты.   Цена   одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. Занятие 16. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность» 10 Тематическое планирование №Наимено вание  раздела Название  темы 1. Доходы  и  расходы  семьи 1. Деньги и  их функции Количе ство  часов   о г е с В я и р о е Т а к и т к а р П 5 1 1 Результаты обучения  учебного курса Формы  аттестаци и  (контроля ) Особенности  реализации  (сетевая  форма  реализации,  использован ие ДОТ) Знать: Виды денег: наличные,  безналичные Этапы развития денег;  Презентация  «Электронны е деньги»  http://mosmeto Общее  обсуждени е;  практичес 11 кая работа – анализ  источнико в  (историче ских  текстов) d.ru/files/meto d/srednyaya_st arshaya/econo mica/4_­ _Презентация .pdf  http://fingramo ta.onedu.ru/vid eo/  изменение ценности  денег в связи с  инфляцией Личностные  характеристики и  установки: Понимание того, что  деньги – средство  обмена, а не благо. Понимание сути  современных денег;  понимание роли  инфляции в семейных  доходах Уметь: Считать наличные  деньги (купюры и  монеты); произвести  безналичный платеж,  внеся денежные купюры в платежный терминал;  правильно сосчитать  сдачу Различать товарные и  символические деньги Компетенции:  Различать виды денег. Оценивать стоимость  денег в связи с  ситуационными  обстоятельствами http://fingramo ta.onedu.ru/vid eo/  2. Доходы  семьи 2 1 1 Знать: Виды источников  денежных поступлений  в семье, заработная  плата, прибыль,  процент, рента;  социальные пособия Личностные  характеристики и  установки: Понимание  происхождения  доходов, понимание  того, что деньги  зарабатываются  трудом, а не берутся из  ниоткуда. Понимание того, что  Общее  обсужден ие;  групповая практичес кая  работа с  представл ением  результат ов и  защитой  выводов 12 могут существовать  различные источники  доходов; понимание  роли трудового  заработка в  современной  российской  действительности Уметь: Считать общую сумму  доходов. Соотносить вид дохода  и фактор производства,  от которого получается  этот доход;  рассчитывать личные  доходы и доходы семьи Компетенции: Различать виды  денежных поступлений. Различать регулярные и  нерегулярные  источники доходов,  строить план доходов;  иметь навыки  финансовой и  технологической  безопасности при  пользовании деньгами Знать: Виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов  городских и  деревенских семей Личностные  характеристики и  установки: Понимание  безграничности  потребностей и  ограниченности  ресурсов (денег). Понимание причин  роста семейных  расходов вследствие  инфляции; понимание полезности  регулярного контроля  http://fingramo ta.onedu.ru/vid eo/  Общее  обсужден ие;  игровая  деятельно сть 13 3. Расходы  семьи 1 1 4. Семейный бюджет 1 расходов семьи и  личных расходов Уметь: Понимать разницу  между базовыми  потребностями и  желаниями. Рассчитывать расходы Компетенции: Аргументированно  обосновать  целесообразность  приобретения  желаемого блага в  условиях  ограниченности  семейного бюджета. Готовность участвовать  в обсуждении  очередности и размеров  семейных расходов,  анализировать  структуру личных  затрат 1 Знать: Структура семейного  бюджета. Источники сбережения  семейного бюджета. Личностные  характеристики и  установки: Понимание различия  между расходами на  товары и услуги первой необходимости и  расходами на  дополнительные нужды. Понимание  целесообразности  построения семейного  бюджета как способа  разумного управления  доходами и расходами  семьи. Уметь: Составлять на бумаге  или с помощью  компьютера  http://fingramo ta.onedu.ru/vid eo/  Кроссвор д 1.  «Доходы  и расходы семьи»  (15 мин.) 14 3 1 1 1. Особые  жизненные  ситуации и  как с ними  справиться 6. Риски  потери  денег и  имущест ва и как  человек  может от этого  защитит ься простейший бюджет  семьи, рассчитывать  дефицит семейного  бюджета. Компетенции: Решать задачи по  избеганию дефицита  семейного бюджета;  замечать в жизни семьи  возможности для  сокращения расходов и  увеличения сбережений. Составлять личный  бюджет и оценивать  способы его изменения  для более полного  удовлетворения своих  потребностей Знать: Формирование  представления  способов смягчения  сложных жизненных  ситуаций с помощью  сбережений и  страхования Личностные  характеристики и  установки: Осознание возможности возникновения в жизни  особенно сложных  ситуаций (рождение  ребенка, внезапная  смерть кормильца,  форс­мажорные  ситуации), которые  могут привести к  снижению  благосостояния Уметь: Находить актуальную  информацию в сети  интернет Компетенции: Искать пути выхода из  сложных жизненных  ситуаций http://fingramo ta.onedu.ru/vid eo/  Общее  обсужден ие 15 Ролевая  игра 2. Ролевая  игра  «Семейный  бюджет» 2 1 1 Знать: Семейный бюджет Личностные  характеристики и  установки: Понимание  целесообразности  построения семейного  бюджета как способа  разумного управления  доходами и расходами  семьи. Уметь: Составлять на бумаге  или с помощью  компьютера  простейший бюджет  семьи,  рассчитывать  дефицит семейного  бюджета. Компетенции: Искать необходимую  информацию на сайтах  банков, страховых  компаний и др.  финансовых  учреждений; оценивать  необходимость  использования  различных финансовых  инструментов для  повышения  благосостояния семьи 1. Налоги 9. Семья и  государс тво: как  они  взаимоде йствуют http://mosmeto d.ru/files/meto d/srednyaya_st arshaya/econo mica/8_­ _Презентация .pdf  Общее  обсужден ие;  групповая практичес кая  работа 4 2 1 1 Знать: Знание основных  налогов в РФ: подоходный налог,  налог на прибыль, косвенные налоги Личностные  характеристики и  установки: Понимание сути налога  и его роли в жизни  общества; понимание  необходимости уплаты  налогов и возможности  государственного  16 воздействия за неуплату налогов Уметь: Различать прямые и  косвенные налоги; считать сумму налога  (например  подоходного);  проверить на сайте  налоговой службы  наличие налоговой  задолженности членов  семьи Компетенции: Устанавливать  причинно­следственные связи между уплатой  налогов и созданием  общественных благ  обществом Знать: Знание условий  получения различных  видов социальных  пособий в РФ Личностные  характеристики и  установки: Понимание, что  социальные  пособия – это помощь  государства граждан в  определенных сложных  жизненных ситуациях Уметь: Находить нужную  информацию на  социальных порталах Компетенции: Определять способы  использования  социальных пособий  для решения  финансовых проблем  семьи 1 Знать: Взаимоотношения  государства и личности  в сфере финансов 2.  Социальные  пособия 1 1 1 3. Проект  «Государств о — это  мы!» http://fingramo ta.onedu.ru/vid eo/  Кроссвор д 2.  «Риски  потери  денег и  имуществ а и как  человек  может от  этого  защититьс я» и  «Семья и  государст во: как  они  взаимодей ствуют»  (10 мин.) Проект 17 Личностные  характеристики и  установки: Понимать свое место в  финансовой структуре  государства Уметь: Находить нужную  информацию на  социальных порталах Компетенции: Анализировать  информацию в системе  государство и личность Знать: Появление банков и  виды банков; появление и назначение  инвестиционных фондов Личностные  характеристики и  установки: Понимать основное  правило  инвестирования: чем  выше доходность, тем  выше риск Уметь: Отличать  инвестирование от  сбережения и  кредитования;  сравнивать различные  финансовые  предложения Компетенции: Соотносить  рискованность  использования  финансовых операций и  их доходность; знать  свои права и  обязанности как  потребителя Знать: Признаки деятельности  в сфере бизнеса; общие  правила создания  Общее  обсуждени е; игровая  деятельно сть;  экскурсии http://temocent er.ru/finansy/p rogramma­ povysheniya­ finansovoj­ gramotnosti/ob razovatelnyj­ kurs­osnovy­ potrebitelskikh ­znanij­v­ finansovoj­ sfere­dlya­ obuchayushchi khsya­ starshikh­ klassov.html  http://temocent er.ru/finansy/p rogramma­ povysheniya­ Кроссвор д 3.  «Финансо вый  18 13.Финансо 3 1.  Банковские  услуги вый  бизнес:  чем он  может  помочь  семье 1 1 1 1 2.  Собственны й бизнес finansovoj­ gramotnosti/ob uchenie­po­ programme­ sozdanie­ sobstvennogo­ dela.html  http://fingramo ta.onedu.ru/vid eo/  собственного бизнеса Личностные  характеристики и  установки: Понимание  рискованности занятия  бизнесом Уметь: Планировать (4–5  шагов) свою  самостоятельную  деятельность Компетенции: Брать на себя  ответственность Знать: Знание мировых валют, где именно можно  обменивать валюту;  территории  использования тех или  иных валют (основных) Личностные  характеристики и  установки: Понимание причин  существования  различных валют Уметь: Различать российские  деньги и иностранную  валюту; перевести одну валюту в другую Компетенции: Анализировать  информацию о валютах  разных стран бизнес:  чем он  может  помочь  семье» (10 мин.) Игровая  деятельно сть; общее обсужден ие Групповое обсужден ие; общее  обсужден ие;  индивидуа льная  практичес кая  работа;  защита  проектов Итоговая  работа по  курсу;  итоговая  диагности ка 3. Валюта в  современно м мире 1 1 17.Итоговое занятие Итоговая  работа по  курсу  «Финансова я  грамотность » 1 Итого: 1 6 Учебно­методический комплект: 19 1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся.  — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. 2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная  программа. — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. 3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:  методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. 4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы  для родителей. — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. 5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:  контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. И н т е р н е т ­ р е с у р с ы : 1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru; 2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru; 3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata­i­rabota.ru/zhurnalrabota­i­zarplata; 4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» –  http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; 5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/; 6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o­strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php 7. http://www.taxru.com/blog/2013­02­10­10585 Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги) 1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/ 2. http://www.banki.ru/products/deposits/ 3. http://www.sravni.ru/vklady/ 4. http://www.calc.ru/valutnyj­kalkulyator.html 5. http://www.ndscalc.ru/   Сайт   «Налоги   России»   /   Ставки   налогов   в   России   в   2013   г. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса   — 1. ПК 2. Мультимедиапроектор 3. Другие технические средства:  мобильный класс  оборудование компьютерной сети;   цифровой фотоаппарат  Программные инструменты В наличии:  операционные системы семейства Windows;   текстовые процессоры Word, OpenOffice для работы с русскими и иноязычными текстами;   редактор подготовки презентаций Microsoft PowerPoint;  редактор генеалогических деревьев;   редактор для совместного удалённого редактирования сообщений ONLYOFFICE  среда для интернет­публикаций 20 21

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018