Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2012) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевич программный материал делится на две части – базовую и вариативную. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2012) 9 класс
ФЗК 9 класс.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 9 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.:
Просвещение, 2012) и является частью Федерального учебного плана для образовательных
учреждений Российской Федерации.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как
обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится в 9 классе105
часа. В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков 4 часа
совпадают с праздничными датами. Программа разработана на 101 час. В качестве контроля в
конце учебного года учащиеся сдают смотр физической подготовки.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевич программный материал делится на две части –
базовую и вариативную. Базовый компонент составляет основу общегосударственного
стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от
региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть
обусловлена необходимостью учёта индивидуальных и местных особенностей школы. В
рамках районной спартакиады школьников проводятся соревнования по спортивным играм,
поэтому для усиленной подготовки и совершенствования навыков спортивных игры время на
изучения данной темы в 9 классе увеличено на 12 часов. В связи с хорошей материальной
лыжной базой школы есть возможность усилить лыжную подготовку школьников, поэтому из
вариативной части добавили 4 часа в 9 классе.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию
личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
содействие гармоничному физическому развитию,
закрепление навыков
правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям
внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и
привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве,
перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на
сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и
дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно
силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных
качеств; выработку представлений о физической культуре личности и приемах
самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание
привычки
кими упражнениями,
время;
к
занятиям физичес
избранными видами спорта в свободное
самостоятельным
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира
отделения, капитана команды, судьи;
формирование
возможностей;
адекватной
оценки
собственных
физических
воспитание
инициативности,
самостоятельности,
взаимопомощи,
дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической
саморегуляции.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения
сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений
можно выделять время как в процессе уроков, так и один час урочного времени в каждой
четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является
оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения
раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы
учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов
приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму
содержания образования.
Распределение учебного времени прохождения программного
материала по физической культуре для 9 класса
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов
(уроков)
Класс
IX
84
1
1.1
1.2
1.3
1.4
Базовая часть
Основы знаний о физической
культуре
в процессе урока
Спортивные игры
Гимнастика
акробатики
с
элементами
Легкая атлетика
18
18
21 1.5
1.6
2
2.1
2.2
2.3
Лыжная подготовка
Элементы единоборств
Вариативная часть
Спортивные игры
Гимнастика
Лыжная подготовка
18
9
14
10
7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляци и самоконтроля
Естественные основы
.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений,
учитывающих возрастнополовые особенности школьников и направленно действующих на
совершенствование соответствующих физических функций организма.
Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социальнопсихологические основы
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу,
объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений,
двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за
физическим развитием и физической
функциональным состоянием организма,
подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и
тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурноисторические основы
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и
духовным ценностям.
9 класс. Пользование баней.
Приемы закаливания
Волейбол
9 класс. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения
соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.
Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и
игровых заданий.
Баскетбол
9 класс. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения
соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.
Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и
игровых заданий.
Гимнастика
9 класс.
Значение гимнастических упражнений для развития координационных
способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время
занятий.
Легкая атлетика
9 класс. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения
соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и
занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
9 класс. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника
безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе
Кроссовая подготовка КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
п/п
№
1
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов и тем
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Вводный инстркуктаж по охране труда.
Повторить низкий старт и стартовый
разгон.
Первая медицинская помощь при ушибах,
ссадинах, вывихах.
Обучение технике эстафетного бега с
передачей палочки.
Совершенствование техники низкого
старта и стартовый разгон. Закрепить
технику эстафетного бега.
Низкий старт с преследованием.
Совершенствование эстафетного бега.
Прыжок в длину с места на результат.
Повторить технику прыжка в длину с
разбега. Бег на 60м на результат.
Повторить технику передачи эстафеты.
Прыжок в длину с разбега. Повторить
технику метания мяча с разбега в 4 – 5
шагов. Медленный бег 7мин.
Совершенствовать технику прыжка в
длину и метание мяча с разбега. Учёт
Планир
уемая
дата
Дата
проведе
Примечания
ния
Кол
во
часо
в
10
1
1
1
1
1
1
1 техники передачи эстафеты.
Прыжковые упражнения.
Совершенствовать технику метания мяча
на дальность. Бег в медленном темпе.
Учёт техники метания мяча на
дальность. Медленный бег 10 мин.
Техника прыжка в длину с разбега. Бег в
медленном темпе 11 мин с ускорениями.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Ведение мяча с пассивным
сопротивлением защитника; с изменением
направления движения и скорости.
Обучение передачи мяча двумя руками
от груди на месте и в движении с
пассивным сопротивлением защитника.
Обучение технике броска одной и двумя
руками с места и в движении с пассивным
сопротивлением защитника.
Позиционное нападение и личная защита
в игровых взаимодействиях 2:2 на одну
корзину.
Обучение технике взаимодействия 3х
игроков.
Обучение технике штрафного броска.
Повторение техники ловли, передачи,
бросков.
Повторение техники взаимодействия
игроков в нападении и защите через
«заслон».
Обучение технике передачи мяча двумя
руками сверху. Преодоление полосы
препятствия.
Закрепить технику передачи мяча двумя
руками сверху. Полоса препятствий.
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20
21
22
23
24
Пресс за 1 мин. на результат.
Обучение технике приёма мяча двумя
руками снизу. Преодоление полосы
препятствий.
Закрепление техники приём мяча двумя
руками снизу. Совершенствование
техники передачи мяча двумя руками
сверху.
Обучение технике нижней прямой
подачи мяча. Совершенствовать технику
передач мяча.
Закрепление техники прямой нижней
подачи мяча. Совершенствование
техники приёма мяча снизу.
Совершенствование техники пройденных
элементов волейбола. Тренировка в
подтягивании.
25
Повторение элементов волейбола.
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ
АКРОБАТИКИ
26
27
28
29
30
31
повторение техники кувырка вперед и
назад. Строевые упражнения.
Обучение акробатическим упражнениям:
м.кувырок вперёд с трёх шагов разбега4
д. равновесие на одной; выпад вперёд.
Обучение технике лазания по канату в
три приема.
Обучение технике кувырка назад в
стойку ноги врозь, длинный кувырок (Ю);
два кувырка вперед слитно (Д).
Из виса на подколенках через стойку на
руках опускание в упор присев (Ю); из
упора на н\ж опускание вперед в вис
присев (Д).
Обучение технике стойки на голове и
руках (Ю); мост и поворот в упор стоя на
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1 32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
одном колене (Д)
Лазанье по канату
Обучение подъему махом назад в сед
ноги врозь (Ю); из виса присев на н\ж
махом одной и толчком другой в вис
прогнувшись с опорой о в\ж (Д)
Обучение акробатическим упражнениям.
Тест на гибкость.
Повторение акробатических упражнений
Обучение технике опорного прыжка:
согнув ноги (м); прыжок боком с
поворотом на 90о (Д)
1
1
1
1
1
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА И
22/6
ЭЛЕМЕНТЫ
ЕДИНОБОРСТВ
Техника безопасности во время занятий
лыжным спортом. Оказание первой
помощи при обморожениях. Применение
лыжных мазей.
Повторение техники скользящего шага
без палок и с палками
Обучение технике попеременного
двухшажного хода.
Обучение технике поворотов
переступанием в движении. Закрепление
техники попеременного двухшажного
хода.
Закрепление техники поворотов
переступанием в движении.
Совершенствование техники
попеременного двухшажного хода.
Обучение технике одновременного
одношажного хода (стартовый вариант).
Закрепление техники одновременного
одношажного хода (стартовый вариант)
1
1
1
1
1
1
1 44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Обучение технике конькового хода.
Подъем «полуелочкой»
Торможение и поворот упором.
Прохождение дистанция 5 км
Закрепление техники конькового хода.
Преодоление бугров и впадин при спуске
с горы.
Совершенствование техники
одновременных ходов, попеременного
двухшажного хода
Совершенствование техники конькового
хода. Спуски и повороты.
Прохождение дистанции до 5км
Торможение и поворот упором .
Одновременный одношажный ход
(стартовый вариант) на технику.
Попеременный двухшажный ход на
технику. Повторение техники спусков и
подъёмов.
Совершенствование техники конькового
хода. Эстафеты.
Совершенствование техники конькового
хода; спусков и подъёмов.
Преодоление бугров и впадин при спуске
с горы на технику. Гонка преследования.
Переход с хода на ход. Прохождение
дистанции до 4,5км.
Коньковый ход на технику. Эстафеты на
учебном склоне.
Совершенствование техники
одновременного одношажного хода
(стартовый вариант).
Торможение и поворот упором на
технику.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
Одновременный одношажный ход
(стартовый вариант) на технику.
Элементы единоборств. Смотр
физической подготовки.
Стойки и передвижение в стойке.
Захваты рук и туловища (м),
акробатические упражнения (д).
Игра «Выталкивание из круга»
Борьба за предмет(м), акробатика (д)
Игра «Перетягивание в парах»
1
1
1
1
1
1
1
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ
АКРОБАТИКИ И ЕДИНОБОРСТВ
7/3
Повторение техники опорного прыжка.
Акробатическая комбинация
Повторение техники опорного прыжка
согнув ноги (м); прыжок боком с
поворотом на 90о (Д)
Закрепление изученных элементов на
снарядах. Лазание по канату
Гимнастическая полоса препятствий,
опорный прыжок. Подтягивание,
поднимание туловища.
Лазание по канату изученным способом.
Игры на внимание
Учёт техники длинного кувырка вперёд,
кувырка назад в полушпагат.
Подтягивание, поднимание туловища на
результат. Полоса препятствий, строевые
упражнения.
Упражнения в равновесии (д); Стойки и
передвижение в стойке (м)
Упражнения в равновесии (д). элементы
единоборств освобождение от захватов
1
1
1
1
1
1
1
1
1 77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
(м)
Упражнения в равновесии (д); элементы
единоборства (м)
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Обучение броску одной и двумя руками
в прыжке. Повторение техники
перемещений и ловли мяча.
Позиционное нападение и личная защита
в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3 на
одну корзину
Взаимодействие трех игроков .
Учебная игра в баскетбол.
Взаимодействие двух игроков в
нападении и защите через «заслон».
Повторение техники верхней и нижней
передачи .Учебная игра в волейбол.
Передачи мяча во встречных колоннах.
Прием мяча снизу после подачи.
Прямой нападающий удар при встречных
передачах.
Нижняя прямая подача в заданную часть
площадки.
Верхняя и нижняя передачи через сетку в
парах.
Верхняя передача сверху на месте и с
перемещением.
Игра в нападении в зоне 3. Игра по
упрощенным правилам.
Учебная игра в волейбол.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Бег в равномерном темпе до 6 минут.
Повторение техники бега на 30 м, 100м.
Медленный бег 6мин.
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1 93
94
95
96
97
98
99
Обучение технике прыжка в длину с
разбега в 1520 шагов. Бег 30 м, 60 м на
резулдьтат.
Закрепление техники прыжка в длину с
разбега в 1520 шагов. Медленный бег до
7мин.
Совершенствование техники прыжка в
длину с разбега в 1520 шагов.
Упражнения в парах на сопротивление.
Старты. Шестиминутный бег на результат
Повторение техники метания мяча на
дальность с 45 шагов. Кроссовая
подготовка.
Совершенствование техники метания
мяча на дальность с 45 шагов разбега.
Смотр физической подготовки.
Прыжкок в длину с разбега на результат.
Беговые и прыжковые упражнения.
100
Бег 2000 м (ю); 1500м (д).
101 Метание мяча на результат. Подведение
итогов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета
«физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть
следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
основы истории развития физической культуры в России;
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические,
физиологические и психологические основы обучения
двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы
построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержание физических упражнений
общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в
решении задач физического развития и укрепления здоровья;
физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках,
возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные
периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических
качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности
посредством регулярных занятий физической культурой;
психофункциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма,
укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной функциональной направленностью, правила использования спортивного
инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооруже
ний и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной
помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной
деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной
работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при
выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и
совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях
физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и
несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием,
специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические
способности
Скоростные Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
Физические упражнения
Силовые
К
выносливост
и
К
координации
Прыжок в длину с места, см
Лазание по канату на расстояние 6 м, с
Поднимание туловища лежа на спине руки за
головой, колво раз
Бег 2000 м, мин,.
Передвижение на лыжах 2 км
Последовательное выполнение пяти кувырков,
с
Броски малого мяча в стандартную мишень, м
Мальчики
Девочки
9,2
180
12
–
8,50
16.30
10,0
12,0
10,2
165
–
18
10,20
21.00
14,0
10,0
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м
из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин
(девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9
—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с
разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с
соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по
медленно и быстро движущейся цели с 10−12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех
элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные
прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с
одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или
комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую
комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове
и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и
поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами
техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню
показателей развития основных физических способностей (табл. 2), с учетом региональных
условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурнооздоровительной деятельности:
самостоятельно выполнять
упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать
правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений. Способы
спортивной деятельности:
участвовать в соревновании по легкоатлетическому
четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на
выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения
в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг
другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую
подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными
особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим
воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (ма
териал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному
изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. «Комплексная программа физического воспитания 111 классы», В.И.Лях, А.А.
Зданевич; Москва:«Просвещение»,2012
2. «Физическая культура 89 классы» учебник под общей ред.В.И.Лях. Москва
«Просвещение» 2011
3. «Физическая культура 57 классы» под ред. В.И. Лях Москва «Просвещение» 2010
4. «Конспекты уроков для учителя физкультуры 56 классы»
Г.И. Бергер, Ю.Г. Бергер Москва «ВЛАДОС» 2004
3. «Поурочные разработки по физкультуре 59 классы»
В.И. Ковалько «ВАКО» 2009
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; Волгоград:
«Учитель»,2008.
2«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 15 классы», Н.И.Дереклеева; Москва:
«ВАКО»,2007.
3«Подвижные игры 14 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
4«Зимние подвижные игры 14 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
5«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
6«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
7«Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная полдготовка»В.С. Кузнецов, Г.А.
Колодницкий; Москва «Просвещение» 2014
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.