Рабочая программма по физике для 7 класса. Учебник Перёшкин. Рабочая программа разработана с учётом ФГОС. Рабочая программа рассчитана на 2 часа внеделю. Всего 70 часов за год. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общая характеристику курса, ценностные ориентиры учебного предмета .
Содержание раболчей программы по физике 7 кл. 17-18г.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец»
г. Мичуринска Тамбовской области
Рабочая программа
по физике
7 класс
«Утверждаю»
Директор МБОУ
СОШ №17
Приказ №
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета
Протокол № Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа составлена на основании следующих нормативноправовых
документов:
1. Закона РФ «ОБ образовании»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО) , утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
г. № 1897;
Примерных программ основного общего образования по учебным предметам.– М.:
Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
3. Авторской программой Е.М. Гутник, А.В. Перышкин (Программы для общеобразовательных
учреждений. Физика.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего
образования.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных
образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать
без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет
сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической
картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 7 класса с учетом меж
предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов,
демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Общая характеристика курса
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии,
географии и астрономии. Физика наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений
природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее
законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным
наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и
влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем.
Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений,
формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения
открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе
химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей
физики ее можно считать основой всех естественных наук. В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой
научнотехнического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для
решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия
большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать
хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства
образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания
физики и включена внеурочная деятельность.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства
с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место курса физики в учебном плане
Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне,
рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
В рабочую учебную программу включены элементы учебной информации по темам,
перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования
умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.
Для реализации программы выбран учебнометодический комплекс (далее УМК), который
входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий
обучение курсу физики, в соответствии с ФГОС, включающий в себя:
1. Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных
учреждений. 4е издание М.: Дрофа, 2015.
2. Сборник задач по физике 79 кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.М.: АСТ:
Астрель; Владимир ВКТ, 2011
3. Методическое пособие к учебнику Перышкин А.А. ФГОС. Филонович Н.В., 2015
Учащийся научится
Ценностные ориентиры учебного предмета
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчёта;
объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел;
владеть экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
понимать причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел, различия в
молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
уметь пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и
дольные единицы;
уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология,
охрана окружающей среды); уметь измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения,
объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в
противоположные стороны;
владеть экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от
времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы
трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
понимать смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
владеть способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути,
времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости,
равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями
поставленной задачи на основании использования законов физики;
уметь находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости
со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
уметь переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
понимать принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и
способов обеспечения безопасности при их использовании;
уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране
окружающей среды;
понимать физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых
тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах,
существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления;
уметь измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу
Архимеда;
владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема
вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы
Архимеда;
понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон
Паскаля, закон Архимеда;
понимать принципы действия барометраанероида, манометра, насоса, гидравлического пресса,
с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности
при их использовании;
владеть способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и
стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании
использования законов физики;
уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту,
охране окружающей среды, технике безопасности;
понимать объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида
механической энергии другой;
уметь измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД,
потенциальную и кинетическую энергию;
владеть экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч,
для равновесия рычага;
понимать смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
понимать принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек
встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;
владеть способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности,
условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту,
охране окружающей среды, технике безопасности;
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов.
Учащийся получит возможность научиться: использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе
имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Учащийся приобретет навыки использования научнопопулярной литературы по физике,
справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при
выполнении учебных задач.
Результаты освоения курса физики
Изучение физики обуславливает достижение следующих результатов:
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к
творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного
подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста,
находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности
выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на
иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса являются:
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения,
планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты
измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы
погрешностей результатов измерений;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы,
отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
Содержание курса
Введение
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические
приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная
система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работа№1«Определение цены деления шкалы измерительного прибора».
Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов,
жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы
сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа №2 "Измерение размеров малых тел."
Взаимодействие тел.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь.
Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью
весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила.
Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы
измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения,
качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции.
Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы №3 "Измерение массы тела на рычажных весах"
Лабораторные работы №4 "Измерение объема твердого тела"
Лабораторные работы №5 "Определение плотности твердого тела"
Лабораторные работы №6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром"
Лабораторные работы №7 "Выяснение зависимости силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел"
Контрольная работа №1 по темам: "Механическое движение", "Масса", "Плотность
вещества".
Контрольная работа №2 по темам: "Вес", "Графическое изображение сил", "Виды
сил", "Равнодействующая сила".
Давление твердых тел, газов, жидкостей.
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе
молекулярнокинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр
анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и
площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления
барометроманероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работа №8 "Определение выталкивающей силы, действующей на
погруженное в жидкость тело"
Лабораторные работа №9 "Выяснение условий плавания тела в жидкости"
Контрольная работа №3 по теме: "Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля".
Контрольная работа №4 по теме: "Давление твердых тел, жидкостей и газов".
Работа и мощность. Энергия.
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая
энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической
энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с
закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент
полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы №10 "Выяснение условия равновесия рычага".
Лабораторные работы №11 "Измерение КПД при подъеме тела по наклонной
плоскости". Контрольная работа №5 по теме: "Работа. Мощность. Энергия".
Тематическое планирование. № п/п
1
2
3
4
5
6
Т Е М А
Введение.
Первоначальные сведения о строении вещества.
Взаимодействие тел.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Работа и мощность. Энергия.
Обобщающее повторение.
Итого
в
о
с
а
ч
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
4
6
23
21
13
3
70
х
ы
н
р
о
т
а
р
о
б
а
Л
т
о
б
а
р
1
1
5
2
2
11
т
о
б
а
р
х
ы
н
ь
л
о
р
т
н
о
К
2
2
1
5
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.