Рабочая программа содержит 18 практических работ, из них оценочных –9 .
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле
Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.Рабочая программа содержит 18 практических работ, из них оценочных –9 .
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле
Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Рабочая программа по географии 5 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Дзякинская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании
педагогического совета
31 августа 2017года
Составлено на основе
государственной программы и
требований ФГОС ООО
Утверждено руководителем
образовательного учреждения
31 августа 2017года
Приказ № 55
Подпись_______/Л.В.Ушакова
Рабочая программа
по географии
5 класс
Составитель: Анисимова Светлана
Викторовна,
учитель I квалификационной категории с. Дзякино, 2017 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная рабочая программа по географии составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Основной образовательной программы основного общего образования в контексте ФГОС ООО МОУ
«Дзякинская СОШ»
УМК линии «Полярная звезда». А.И. Алексеев. География. 5 – 6 классы.
Учебного плана МОУ «Дзякинская СОШ»;
Локального акта «Положение о рабочей программе учителя, реализующего федеральный
государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования, МОУ
« Дзякинская СОШ».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
усвоение гуманистических,
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий
и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета должны
обеспечивать:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей
среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том
числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из языков международного общения;
6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и
развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и
навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и
фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и
фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение
в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую,
взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких
источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую
информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые,
видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико ориентированных
задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа,
обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств,
условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические
объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на
сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и
направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и
явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях
с точки зрения концепции устойчивого развития;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения
азимута;
давать характеристику рельефа своей местности;
описывать погоду своей местности;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и
практических задач по географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
моделировать географические объекты и явления;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и
геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных
областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и
средствах массовой информации;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты. Рабочая программа содержит 18 практических работ, из них оценочных –9 .
Содержание учебного курса
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле
Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний
Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских
землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию,
кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в
том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское
кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов,
покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы,
открытия и разработки в области Российского Севера).
Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном
мире. Современные географические методы исследования Земли.
Практические занятия:
1. Составление схемы «Задачи и методы географической науки»
2. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях в виде таблицы.
Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь
людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их
географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные
круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени,
основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны,
смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Практические занятия:
1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».
2. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
Раздел 3. План и карта
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото и
аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности:
определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности
ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план
местности.
Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.
Географическая карта – особый источник информации.
Содержание и значение карт.
Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и
меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты:
географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений,
расстояний, абсолютных высот по карте.
Практические занятия:
1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Измерение расстояний с помощью масштаба.
3. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности.
4. Топографический диктант.
5. Определение географических координат объектов на карте.
6. Решение практических задач по плану и карте. Определение направлений, расстояний, местоположения и
взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте.
7. Составление описания местности по планам и картам.
Раздел 4. Человек на Земле
Человечество на Земле. Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты.
Страны на карте мира.
Практические занятия:
1.Сравнение стран мира по политической карте.
Раздел 5. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора.
Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни
современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности:
землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы
и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по
абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по
возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и
абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты,
шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных
глубин и их открытия.
Практические занятия:
1. Изучение свойств горных пород и минералов
2. Нанесение на контурную карту крупных равнин мира и России.
3. Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России.
4. Описание рельефа своей местности.
5. Решение практических задач по
карте.
6.
проекта
«Скульптурный портрет планеты»
Разработка Тематическое планирование
(с указанием количества часов)
№ п/п
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Что такое география.
Развитие географических знаний о Земле.
Выдающиеся географические открытия
География сегодня.
Контрольная работа №1 по теме « Развитие географических знаний о Земле»
Мы во Вселенной.
Движение Земли.
Пояса освещённости.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли
Контрольная работа № 2 по теме «Земля – планета Солнечной системы»
Ориентирование на местности. План местности. Практическая работа № 1 «Ориентирование
на местности при помощи компаса. Определение азимута»
Масштаб и его виды.
Практическая работа № 2 «Измерение расстояний с помощью масштаба»
Изображение земной поверхности на плоскости.
Практическая работа № 3 «Определение относительной высоты точек и
форм рельефа на местности»
Географическая карта – особый источник информации.
Градусная сетка.
Географическая широта.
Географическая долгота. Географические координаты.
Практическая работа № 4 «Решение задач по плану и карте. Определение
направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов,
абсолютных высот и глубин на плане и карте»
Контрольная работа № 3 по теме « План и карта»
Заселение человеком Земли.
Расы и народы.
Практическая работа № 5 «Сравнение стран мира по политической карте»
Земная кора и литосфера.
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Практическая работа № 6 «Изучение
свойств горных пород и минералов»
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.
Землетрясение и вулканизм.
Рельеф Земли. Равнины. Практическая работа № 7 «Нанесение на контурную карту крупных
равнин мира и России»
Рельеф Земли. Горы. Практическая работа № 8 «Нанесение на контурную карту крупнейших
горных систем мира и России»
Практическая работа № 9 Разработка проекта «Скульптурный портрет
планеты»
Защита творческого проекта.
Человек и литосфера.
Итоговая контрольная работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
Раздел
Количество часов
Практических работ
Контрольные работы 1
2
3
4
5
Развитие географических
знаний о Земле
Земля – планета Солнечной
системы
План и карта
Человек на Земле
Земная кора и литосфера.
Рельеф Земли
Итого за год.
5
5
11
3
10
34
2
2
4+3
1
4+2
18 (9+9)
1
1
1
0
1
4
Контрольноизмерительные материалы:
В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс. – М.: Просвещение, 2015 г.
География: 6 класс «Конструктор» текущего контроля: пособие для учителя / Е.Е. Гусева. – М.: Просвещение,
2008.
1
2
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.