Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся 7-го класса и реализуется на основе следующих документов:
Программа соответствует учебнику «География. Земля и люди» для седьмого класса образовательных учреждений /А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов; Российской академии образования, М: издательство «Просвещение»,2010 г.
Главная цель раздела — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.
Задачами курса являются:
· формировать у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;
· создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением;
· заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;
· продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.
Общая характеристика учебного предмета
Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 5-6 классов и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа линии УМК «Сферы». География» разработана в соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 62. География в основной школе изучается с 5-го по 9 класс. Федеральный базисный учебный план 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 учебных часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение — 1ч
Что изучают в разделе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.
Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — 10 ч
Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы.
Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.
Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.
Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяжённые горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, материковый склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.
История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.
Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, северо и юго-восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, тёплых и холодных океанических течений.
Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.
Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.
Мировой океан. Исследования Океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объём, средняя глубина, протяжённость береговой линии Мирового океана.
Рельеф дна и объём воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солёности, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, её распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.
Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков.
Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озёра, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по земной поверхности и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.
Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.
Практические работы. Определение сходства и различия материков по географическому положению. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с картами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ — 9ч
Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества. Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.
Сколько людей живёт на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.
Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, её изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по её поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы, языки и религии мира. Народ как совокупность людей, проживающих на определённой территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.
Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.
Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.
Историко-культурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.
Практические работы. Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристика сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА — 46 ч
ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ
Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.
МАТЕРИКИ
Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная Америка, Евразия.
Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.
Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.
Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.
Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Южно-Африканская Республика.
Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.
Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.
Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.
Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Турция, Казахстан.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 часа)
Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.
Практические работы. Определение географического положения материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Составление географических описаний отдельных компонентов природных комплексов материков, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Резерв времени — 4 ч
Оценочные практические работы:
№ п/п |
Тема |
Дата |
1 |
Определение сходства и различия материков по географическому положению |
|
2 |
Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. |
|
3 |
Составление картосхемы «Морские течения в Океане» |
|
4 |
Определение степени современного оледенения материков |
|
5 |
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам |
|
6 |
Составление географических характеристик населения мира |
|
7 |
Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности |
|
8 |
Определение историко-культурного района |
|
9 |
Комплексная характеристика океана |
|
10 |
Выявление климатических условий материка Африка |
|
11 |
Воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности материка Южная Америка |
|
12 |
Выявление особенностей природы материка Австралии и объектов Всемирного наследия |
|
13 |
Составление описания особенностей природы Антарктиды |
|
14 |
Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности материка Северная Америка |
|
15 |
Составление описания внутренних вод Евразии |
|
16 |
Разработка проекта по улучшению состояния окружающей среды своей местности |
|
Формы промежуточного контроля:
тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами
Учебно-методическое сопровождение
1. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2010.
2. География: Земля и люди: Электронное приложение к учебнику 7 класса / Под ред. В.П.Дронова. СО-К.ОМ.
3. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банникова СВ. География: Земля и люди: Тетрадь-тренажер для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.4. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География: Земля и люди: Тетрадь-практикум для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
5. Барабанов В.В., Дюкова СЕ. География: Земля и люди: Тетрадь-экзаменатор для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
6. Кузнецов А.П. География: Земля и люди: 7 класс. Атлас. - М.: Просвещение, 2010.
7. Кузнецов А.П., Котляр О.Г. География: Земля и люди: 7 класс. Контурные карты. - М.: Просвещение, 2010.
8. Бахчиева О.А. География: Земля и люди: 7 класс: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2010.
9. География: Земля и люди: Интерактивное картографическое пособие: 7 класс / Под ред. В.П. Дронова. СБ-КОМ.
Дополнительная литература:
1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев ВА. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. - М.: Дрофа, 2009.
2. За страницами учебника географии. - М.:Дрофа, 2007.
3. География: материки и океаны. 7 класс / О.В. Крылова. - М.: Просвещение, 2008.
4. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.
5. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус,
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения урока |
Основное содержание по темам |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Практические работы |
Домашнее задание. |
|
Введение (1ч) |
|
|||||||
1 |
Введение |
1 |
|
разнообразие территории, уникальность географических объектов. Знакомство со структурой учебника и с особенностями используемых компонентов УМК |
|
|
Стр 5-6 |
|
Природа Земли: главные закономерности (10 ч) |
||||||||
2 |
Материки и океаны на поверхности Земли
|
1 |
|
Географическое положение и размеры материков и океанов, их площадное соотношение в Северном и Южном полушариях. Взаимодействие материков и океанов.
|
Сравнивать размеры материков и океанов, географическое положение материков. Решать учебные задачи по сопоставлению размеров разных материков и океанов. Выявлять следствия положения материков в разных широтах. Описывать географическое положение одного из материков (океанов) по плану |
Практическая работа по сравнению географического положения материков.
|
|
|
3 |
Материки и части света |
1 |
|
Географическая и историко-культурная составляющая понятий «материк» и «часть света». Отличия материков и частей света. Ресурсы урока: Учебник, с. 10—11; Атлас, с. 2-3, 20-21; Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 3), с. 6-7 (№ 1, 2); Электронное приложение к учебнику |
Анализировать карту (картосхему «Материки и части света») и сопоставлять границы материков и частей света. Наносить на контурную карту границу между Европой и Азией. Прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света |
|
|
|
4 |
Особенности рельефа Земли |
1 |
|
Крупнейшие формы рельефа Земли. Абсолютные высоты материков и глубины океанов. Главные черты рельефа материков и океанов. Закономерности размещения форм рельефа. |
Анализировать физическую карту мира и устанавливать материки с наиболее и наименее сложным рельефом. Сравнивать по картам рельеф материков (океанов) и объяснять особенности размещения крупных форм рельефа. Составлять по картам атласа характеристику рельефа одного из материков (океанов). Составлять по картам атласа сравнительную характеристику рельефа двух материков (океанов). Обозначать на контурной карте крупнейшие формы рельефа материков, срединно-океанические хребты и глубоководные желоба в океанах |
|
Учебник, с. 12-13; Атлас, с. 2-3; Контурные карты, с. 2-3 (№ 2); Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 4-6); |
|
5 |
История формирования рельефа Земли |
1 |
|
Летосчисление Земли. Возраст горных пород и методы его определения. Эпохи складчатости. Формирование и развитие земной коры материков. Образование платформ и глыбовых гор. Формирование современных материков и океанов. Ресурсы урока: 14 (№ 1); Тетрадь-практикум, практическая работа «Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом Земли»; Электронное приложение к учебнику |
Определять по рисункам относительный возраст горных пород. Анализировать схемы (рисунки), иллюстрирующие образование материковой и океанической земной коры. Сопоставлять карту строения земной коры с физической картой мира и определять время формирования континентальной коры разных участков земной поверхности. Определять по карте строения земной коры направления и скорости движения литосферных плит, прогнозировать расположение материков и океанов через миллионы лет. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту для выявления отражения в рельефе особенностей строения земной коры |
Практическая работа по выявлению взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.
|
Учебник, с. 14-17; Атлас, с. 2-5; Контурные карты, с. 2-3 (№ 3); Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 7-9), с. 7 (№ 3), с. 9-10 (№ 2-4), с. 13 (№ 2, 3), с. |
|
6 |
Климатообразующие факторы |
1 |
|
Географическое положение, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность как основные климатообразующие факторы.
|
Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Сопоставлять карты (физическую, климатическую, климатических поясов и областей) и выявлять воздействие на климат географической широты, ветров, рельефа, океанических течений |
|
Учебник, с. 18-21; Атлас, с. 2-3, 6-7; Контурные карты, с. 6-7 (№ 5); Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 11); |
|
7 |
Климаты Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли |
1 |
|
Классификация климатов. Перемещение воздушных масс по сезонам года. Характеристика жарких, умеренных и холодных климатических поясов. Ресурсы урока: |
Распознавать типы климатов по климатограммам. Обозначать на контурных картах границы климатических поясов и областей, области с одинаковым типом климата на разных материках. Сопоставлять климатическую карту и карту климатических поясов и определять показатели климата климатического пояса. Составлять по картам атласа краткую характеристику климата одного из материков |
|
Учебник, с. 22-25; Атлас, с. 6-7; Контурные карты, с. 6-7 (№ 1-4); Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 10, 12), с. 6 (№ 17), с. 7-8 (№ 5), с. 11 (№ 5, 7), с. 15 (№ 3); Электронное приложение к учебнику |
|
8 |
Мировой океан, его роль в жизни людей |
1 |
|
Исследования Мирового океана. Рельеф дна и объём воды в океанах. Роль Океана в формировании климатов Земли. Системы течений в Мировом океане. Жизнь в океанах. Океаны и человек. Ресурсы урока: та «Составление обобщённой схемы морских течений»; Электронное приложение к учебнику |
Описывать по картам особенности географического положения океанов. Устанавливать по картам особенности систем течений в Мировом океане, природные богатства, виды хозяйственной деятельности. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о хозяйственном использовании Мирового океана, перспективах освоения его богатств
|
Практическая работа по составлению обобщённой схемы морских течений. |
Учебник, с. 26-29; Атлас, с. 2-3, 10-13, 24-27; Контурные карты, с. 2-3 (№ 5); Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 13, 14), с. 7 (№ 4), с. 11 (№ 6), с. 14 (№ 2); |
|
9 |
Размещение вод суши |
1 |
|
Сток поверхностных вод. Зависимость распределения вод суши от климата. Обеспеченность материков поверхностными водами. Реки: влияние рельефа и климата на их сток и режим. Крупнейшие реки и озёра мира. Ледники и подземные воды.
|
Определять режим рек на основе анализа климатограмм, отражающих режим выпадения осадков. Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости стока, характера течения и режима рек от рельефа и климата. Сравнивать реки земного шара по характеру течения, режиму и возможностям хозяйственного использования на основе анализа карт атласа и климатограмм. Сравнивать обеспеченность материков и их частей поверхностными водами. Решать учебные задачи по определению параметров оледенения, обеспеченности поверхностными водами, сравнивать материки по выявленным показателям. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам бережного и правильного использования природных вод. Наносить названия крупнейших водных объектов на контурную карту
|
Практическая работа по определению степени современного оледенения материков. |
Учебник, с. 30-33; Атлас, с. 2-3, 6-7; Контурные карты, с. 2-3 (№ 4); Тетрадь-тренажёр, с. 6 (№ 15, 16, 18), с. 15 (№ 4); |
|
10 |
Природная зональность. Формирование природных зон |
1 |
|
Причины неоднородности географической оболочки и формирование природных зон и высотных поясов. Природная зональность в Мировом океане. Особенности природной географической зональности материков. Меры по сохранению природных комплексов.
|
Сравнивать карты (климатическую, климатических поясов и областей, природных зон) и выявлять особенности пространственного распространения природных зон. Анализировать особенности проявления природной зональности в Африке и Южной Америке, Северной Америке и Евразии, определять черты сходства и различия |
Практическая работа по сопоставительному анализу карт климатических поясов и природных зон |
Учебник, с. 34-35; Атлас, с. 6-7, 8-9; Тетрадь-тренажёр, с. 6 (№ 19, 20), с. 8 (№ 6), с. 12 (№ 8), с. 13 (№ 4); Т |
|
11 |
Обобщающий урок по теме «Природа Земли: главные закономерности»
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Человек на планете Земля (9 ч) |
||||||||
12 |
Заселение человеком Земли. Расы. |
1 |
|
Этапы расселения людей по планете. Расселение человека и древнейшие цивилизации. Появление рас, их географическое распространение: |
Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле. Определять по картам регионы проживания представителей различных рас |
|
Учебник, с. 38-39; Атлас, с. 18-19; Тетрадь-тренажёр, с. 16 (№ 1-3), с. 21 (№ 1), с. 25 (№ 2), с. 28 (№ 3); |
|
13 |
Численность населения Земли, ее изменение во времени. Размещение людей на Земле |
1 |
|
Переписи населения. Численность населения Земли и определяющие её причины. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Размещение людей на планете: географические закономерности. Адаптация человека к природным условиям. Ресурсы урока: 2); Электронное приложение к учебнику |
Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира. Решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста. Читать карты рождаемости, смертности, естественного прироста. Определять по карте средней плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Находить и систематизировать информацию об адаптации жизни и хозяйственной деятельности человека к природным условиям |
|
Учебник, с. 40-43; Атлас, с. 2-3, 6-9,16-17; Контурные карты, с. 10-11 (№ 1); Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 4-6), с. 16-17 (№7, 8), с. 21 (№ 2, 3), с. 28 (№ |
|
14 |
Народы. Языковые семьи. География народов и языков. Мировые и национальные религии. |
1 |
|
Численность народов и языков. Карта народов. Мировые религии и число людей, их исповедующих. |
Приводить примеры крупных и малочисленных народов мира, районов их проживания, народов, относящихся к одним языковым семьям. Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий |
Практическая работа по составлению характеристики населения мира. |
Учебник, с. 44-45; Атлас, с. 18-19; Тетрадь-тренажёр, с. 17 (№ 9-12), с. 18 (№ 1), с. 22 (№ 4, 5), с. 26 (№ 3) |
|
15 |
Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности |
1 |
|
Понятие о современном хозяйстве. География основных видов хозяйственной деятельности людей.
|
Составлять схему видов хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры различных видов хозяйственной деятельности. Определять по картам (статистическим данным) страны-лидеры в сельском хозяйстве и промышленности. Анализировать карты с целью выявления географических особенностей в распространении главных видов хозяйственной деятельности человека |
Практическая работа по выявлению особенностей современной хозяйственной деятельности.
|
Учебник, с. 46-47; Атлас, с. 22-23; Тетрадь-тренажёр, с. 17 (№ 13, 14), с. 18 (№ 15, 20), с. 19 (№ 2), с. 24 (№ 10), с. 26 (№ 4); |
|
16 |
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. |
1 |
|
Основные виды поселений: города и сельские поселения. Города: количество, разнообразие по численности населения, выполняемой роли. Соотношение городского и сельского населения мира. Рост числа городов. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей.
|
Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения. Приводить примеры разных типов сельских поселений мира. Анализировать изменение численности городского населения во времени. Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира. Определять по разным источникам информации функции городов |
|
Учебник, с. 48-49; Атлас, с. 16-17; |
|
17 |
Многообразие стран, и их основные типы |
1 |
|
Политическая карта мира. Различие стран по площади, численности населения, географическому положению. Формы правления. Типы хозяйства стран.
|
Анализировать политическую карту мира и определять крупнейшие по площади и численности населения страны и их столицы. Находить и подписывать на контурных картах названия приморских, внутриконтинентальных, островных стран. Определять по тематическим картам форму правления стран. Определять тип хозяйства стран по тематическим картам или статистическим данным о структуре занятости населения |
|
Учебник, с. 50-51; Атлас, с. 20-21; Контурные карты, с. 10-11 (№ 2-5); Тетрадь-тренажёр, с. 18 (№ 17-19), с. 20 (№ 4, 5), с. 22 (№ 6), с. 24 (№ 8, 9), с. 29 (№ 4); |
|
18 |
Историко-культурные регионы мира |
1 |
|
Районы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании: факторы формирования, географическое положение, особенности материальной и духовной культуры населения.
|
Давать характеристику географического положения районов. Анализировать карты и выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) об особенностях обычаев, религий, о традиционных видах хозяйства народов района. Обсуждать причины выделения того или иного района, особенности материальной и духовной культуры населения. Готовить сообщения (презентации) о выдающихся памятниках культуры районов |
Практическая работа по установлению особенностей историко-культурного региона мира (по выбору). |
Учебник, с. 52-55; Атлас, с. 64; Тетрадь-тренажёр, с. 24 (№ 10), с. 25 (№ 1); |
|
19 |
Обобщающий урок по теме «Человек на планете Земля» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Многоликая планета (46 ч) |
||||||||
Океаны (4 ч) |
||||||||
20 |
Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Атлантического океана |
1 |
|
Особенности природы Атлантического океана |
Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) об истории освоения Атлантического океана |
|
Учебник, с. 58-59; Атлас, с. 2-3, 10-11, 24; Контурные карты, с. 14-15 (№ 1-5); |
|
21 |
Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Тихого океана |
1 |
|
Особенности природы Тихого океана |
|
Учебник, с. 60-61; Атлас, с. 2-3, 10-11, 26-27; Контурные карты, с. 18-19 (№ 1-4); |
||
22 |
Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Индийского океана |
1 |
|
Особенности природы Индийского океана |
|
Учебник, с. 60-61; Атлас, с. 2-3, 10-11, 25; Контурные карты, с. 14-15 (№ 1-5); |
||
23 |
Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого океана |
1 |
|
Особенности природы северного Ледовитого океана |
Практическая работа по составлению комплексной характеристики океана |
Учебник, с. 64-65; Атлас, с. 2-3, 10-11, 26-27; Контурные карты, с. 18-19 (№ 1-2, 5) |
||
Африка (5 ч) |
||||||||
24 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки. Зональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. |
1 |
|
Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. |
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Африки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Африки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка |
Практическая работа по выявлению климатических условий материка |
Учебник, с. 66-69; Атлас, с. 2-7, 28-33; Контурные карты, с. 22 (№ 1-5), с. 26 (№ 1-5 |
|
25 |
Зональные и незональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
1 |
|
Северная, Центральная, Южная и Восточная Африка: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. |
Устанавливать взаимосвязи на основе сопоставления тематических карт между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов. Находить информацию и обсуждать проблемы использования природных богатств и охраны природы |
|
Учебник, с. 70-73; Атлас, с. 28-33; Контурные карты, с. 23 (№ 1-5); |
|
26 |
Население Африки |
1 |
|
Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Африки. Особенности хозяйственной деятельности. |
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Африки между особенностями рельефа и расселением населения, между особенностями природной зональности и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу. Находить дополнительную информацию о проблемах населения Африки |
|
Учебник, с. 74-75; Атлас, с. 28-33; Контурные карты, с. 24 (№ 1-5); Т |
|
27 |
Комплексная географическая характеристика стран: Южно-Африканская республика географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты страны, характерные для всего района Южной Африки, и специфические особенности ЮАР. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения и о хозяйственной деятельности страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности |
|
Учебник, с. 76-77; Атлас, с. 18-19, 28-33; Тетрадь-тренажёр, с. 41 (№ 3 частично |
|
28 |
Комплексная географическая характеристика стран: Египет, Демократическая республика Конго географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры |
1 |
|
Выявлять черты Египта и ДРК как типичных государств Северной и Центральной Африки и специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об отличительных чертах населения и о хозяйственной деятельности Египта и ДРК. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности |
|
Учебник, с. 76-77; Атлас, с. 18-19, 28-33; Тетрадь-тренажёр, с. 41 (№ 3 частичноёр, с. 40 (№ 20), |
||
Южная Америка (6 ч) |
||||||||
29 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Южной Америки. Зональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. |
1 |
|
Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства |
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и природной зональностью, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Южной Америки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка Зональные и незональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека
|
|
Учебник, с. 82-85; Атлас, с. 2-7, 34-39; Контурные карты, с. 26 (№ 1-5), 27 (№ 1-5); |
|
30 |
Зональные и незональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
1 |
|
Амазония, Равнина Ориноко, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Внутренние равнины и Пампа, Патагония: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы.
|
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки между природной зональностью равнинного Востока и Анд, размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать проблемы использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды, создания национальных парков и других охраняемых территорий. Составить
схему
«Значение лесов |
Практическая работа по выявлению воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности. |
Учебник, с. 86-89; Атлас, с. 4-5, 34-39; Контурные карты, с. 28 (№ 4); |
|
31 |
Зональные и незональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
1 |
|
Северные Анды, Центральные (Тропические) Анды, Южные Анды: особенности природы и хозяйственной деятельности |
Учебник, с. 90-91; Атлас, с. 4-5, 34-39; Тетрадь-тренажёр, с. 56 (№ 3); |
|||
32 |
Население Южной Америки |
1 |
|
Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Южной Америки. Особенности хозяйственной деятельности. |
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу |
|
Учебник, с. 92-93; Атлас, с. 16 |
|
33 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Страны южной Америки: Бразилия |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты Бразилии, характерные для стран, расположенных в экваториальных, субэкваториальных и тропических широтах, и специфические особенности Бразилии. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйства |
|
Учебник, с. 96-97; Атлас, с. 34-39; Контурные карты, с. 28 (№ 5); |
|
34 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры Страны южной Америки Венесуэла, Перу |
1 |
|
Выявлять черты сходства и различия географического положения, природы, населения и хозяйства Венесуэлы и Перу, расположенных в жарком поясе и занимающих как горные, так и равнинные территории. Выявлять специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об истории формирования расового и этнического состава населения, особенностях размещения населения и городов, о памятниках культуры. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйства |
|
|
||
Австралия и Океания (5 ч) |
||||||||
35 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Австралии. Зональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование |
1 |
|
Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. |
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка |
Практическая работа по выявлению особенностей природы материка и объектов Всемирного наследия. |
Учебник, с. 100-103; Атлас, с. 40-41; Контурные карты, с. 30-31 (№ 1, 3-5); |
|
36 |
Основные черты рельефа, климата. Зональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование |
1 |
|
Географическое положение Океании, геологическое строение и рельеф, климат, органический мир, природные богатства.
|
Устанавливать различия на основе анализа и сопоставления тематических карт островов Океании по размерам, геологическому строению, особенностям климата. Наносить на контурные карты природные географические объекты Океании. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях органического мира островов Океании |
|
Учебник, с. 104-105; Атлас, с. 2-7, 26-27, 40-41; |
|
37 |
Население Австралии и Океании |
1 |
|
Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Австралии и Океании. Особенности хозяйственной деятельности.
|
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии и Океании между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части Австралии и Океании по плотности населения, расовому и этническому составу |
|
: Учебник, с. 106-107; Атлас, с. 16-19, 40-43; |
|
38 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Австралийский Союз |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты Австралийского Союза, характерные для стран, расположенных в субэкваториальных и тропических широтах, и специфические особенности страны. Выявлять воздействие природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности |
|
Учебник, с. 108-109; Атлас, с. 40-43; Контурные карты, с. 32-33 (№ 1-5); |
|
39 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Самоа |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты Самоа, характерные для стран Океании, и специфические особенности страны. Выявлять воздействие природных условий на развитие хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения и хозяйства страны |
|
Учебник, с. 110—111; Атлас, с. 40-43 |
|
Антарктида (3 ч) |
||||||||
40 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Австралии. Зональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование |
1 |
|
Географическое положение Антарктиды. Особенности береговой линии материка. Характер поверхности и подлёдный рельеф, климат, внутренние воды, органический мир.
|
Устанавливать причины на основе анализа и сопоставления тематических карт Антарктиды оледенения, особенности береговой линии, взаимосвязи между особенностями надлёдного и подлёдного рельефа, между климатом и органическим миром. Строить профиль подлёдного рельефа и рельефа ледникового покрова по картам атласа. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка |
Практическая работа по составлению описания особенностей природы Антарктиды. |
Учебник, с. 112-113; Атлас, с. 44-45; Контурные карты, с. 46 (№ 1-2, 4-5); |
|
41 |
Освоение Антарктиды человеком |
1 |
|
Открытие материка. Достижение Южного полюса норвежским исследователем Р. Амундсеном. Статус нейтральности и «национальные сектора». Исследования Антарктиды. Значение ледникового покрова для природы Земли.
|
Определять по картам географические объекты, названные именами исследователей материка. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать причины изучения Антарктиды, проблемы охраны её природы и природных богатств |
|
Учебник, с. 114-115; Атлас, с. 44-45; Контурные карты, с. 46 (№ 3); Т |
|
42 |
Обобщающий урок «Южные материки» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Северная Америка (6 ч) |
||||||||
43 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Северной Америки. Зональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование |
1 |
|
Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. |
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Северной Америки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка. Находить информацию об истории создания национальных парков в разных природных зонах Северной Америки (по выбору) и охраняемых на их территории объектах (рекомендуются |
|
Учебник, с. 116-119; Атлас, с. 46-49; Контурные карты, с. 34 (№ 1-2, 4), 35 (№ 1, 5); |
|
44 |
Зональные и незональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Равнинные районы Северной Америки |
1 |
|
Северо-Американская Арктика, равнины Канады, Центральные, Великие и Береговые равнины: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. |
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы |
Практическая работа по выявлению зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности. |
Учебник, с. 120-123; Атлас, с. 46-51; Контурные карты, с. 34 (№ 5), с. 35 (№ 3 |
|
45 |
Зональные и незональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Горы Северной Америки |
1 |
|
Аппалачи, Субарктические Кордильеры, Кордильеры умеренного пояса, Субтропические и Тропические Кордильеры: особенности природы и хозяйственной деятельности. |
|
Учебник, с. 124-125; Атлас, с. 46-51; Контурные карты, с. 34 (№ 3), с. 35 (№ 2); |
||
46 |
Население Северной Америки |
1 |
|
Численность и размещение населения. История заселения материка и расовый состав населения. Народы, языки, религии. Политическая карта Северной Америки. Особенности хозяйственной деятельности. |
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу |
|
Учебник, с. 126-127; Атлас, с. 16-19, 46-51; Контурные карты, с. 35 (№ 4), с. 36 (№ 1-5); |
|
47 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. США |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока); Электронное приложение к учебнику |
Выявлять черты США, типичные для стран, расположенных на равнинных и горных территориях в умеренных и субтропических широтах, а также специфические особенности природы, населения и хозяйства США. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности |
|
: Учебник, с. 128-129; Атлас, с. 46-51; Тетрадь-тренажёр, с. 81 (№ 4), с. 85 (№ 9 частично |
|
48 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Канада и Мексика |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, города. Ресурсы урока:); Электронное приложение к учебнику |
Выявлять отличия географического положения, природы, населения и хозяйства Канады и Мексики. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об истории формирования расового и этнического состава населения, особенностях размещения населения и городов, памятниках культуры |
|
Учебник, с. 130-133; Атлас, с. 46-51; Тетрадь-тренажёр, с. 82 (№ 5), с. 85 (№ 9 частично), с. 87 (№ 5 |
|
Евразия (15 ч) |
||||||||
49-50 |
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Евразии. Зональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование |
2 |
|
Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, органический мир, природные зоны и богатства.
|
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Евразии (рельефа, полезных ископаемых, климата, внутренних вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка Зональные и незональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека
|
Практическая работа по составлению описания внутренних вод Евразии. |
Учебник, с. 134-137; Атлас, с. 8-9, 14-15, 22-23, 52-59; Контурные карты, с. 38-19 (№ 1-5), 40-41 (№ 1-5); |
|
51 |
Зональные и незональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека Районы Евразии: Западная часть Европы |
1 |
|
Северная, Средняя и Южная Европа: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории.
|
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между природной зональностью и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы. Находить
информацию
(в Интерне- |
|
Учебник, с. 138-139; Атлас, с. 52-61; Контурные карты, с. 42-43 (№ 1-2, 5); |
|
52 |
Зональные и незональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека Районы Евразии: Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия |
1 |
|
Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории.
|
|
Учебник, с. 140-141; Атлас, с. 52-61; Тетрадь-тренажёр, с. 93 (№ 3); |
||
53 |
Зональные и незональные природные комплексы. природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека Районы Евразии: Южная, Юго-Западная и Центральная Азия |
1 |
|
Южная, Юго-Западная и Центральная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории.
|
|
Учебник, с. 142-143; Атлас, с. 52-61; Тетрадь-тренажёр, с. 93 (№ 1), с. 94 (№ 5), с. 101 (№ 4), с. 104 (№ 6 частично); |
||
54 |
Население Евразии |
1 |
|
Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Евразии. Особенности хозяйственной деятельности. |
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между особенностями рельефа и природной зональности и размещением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу |
|
Учебник, с. 144-145; Атлас, с. 16-19, 52-63; Контурные карты, с. 44-45 (№ 1-3, 5); |
|
55 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Страны Европы: Норвегия |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты Норвегии как типичной страны Северной Европы и специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны, национальных парках и охраняемых в них природных комплексах. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности |
Практическая работа Комплексное описание страны |
Учебник, с. 146-147; Атлас, с. 52-63; |
|
56 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Страны Европы: Великобритания |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты Великобритании как типичной страны Северной Европы и специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности |
|
Учебник, с. 148-149; |
|
57 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Страны Европы: Германия и Франция |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты Германии и Франции как типичных стран Средней Европы и специфические особенности их природы, населения и хозяйства |
|
: Учебник, с. 150-153; |
|
58 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Страны Европы: Италия и Чехия |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города |
Выявлять различия географического положения, природы, населения и хозяйства Италии и Чехии как типичных стран Южной и Средней Европы, расположенных в разных географических поясах. Выявлять специфические особенности этих стран |
|
Учебник, с. 154-157 |
|
59 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Страны Азии: Индия |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты Индии как крупнейшей страны Южной Азии, специфические особенности её природы, населения и хозяйств |
|
Учебник, с. 158-159; |
|
60 61 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Страна Азии: Китай |
2 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты Китая как крупнейшей страны, расположенной в Восточной и во Внутренней Азии, специфические особенности её природы, населения и хозяйства. |
|
Учебник, с. 160-161 |
|
62 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Страна Азии: Япония и Республика Корея |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять черты Японии и Республики Корея как типичных стран Восточной Азии и специфические особенности их природы, населения и хозяйства. Сравнивать географическое положение, природу, население и хозяйство Японии и Республики Корея, определять черты сходства и различия. |
|
Учебник, с. 162-165 |
|
63 |
Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Страна Азии: Турция и Казахстан |
1 |
|
Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города.
|
Выявлять на основе анализа карт различия географического положения, природы, населения и хозяйства Турции и Казахстана как типичных стран Юго-Западной и Внутренней Азии, расположенных в разных географических поясах. Определять специфические особенности этих стран.
|
|
Учебник, с. 166-169 |
|
64 |
Обобщающий урок «Северные материки» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Общечеловеческие проблемы (2 ч) |
||||||||
65 |
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека |
1 |
|
Понятие об общечеловеческих проблемах. Продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости и бедности. |
Анализировать карты материков «Нарушение природных комплексов», «Мировой океан. Хозяйственная деятельность человека», выявлять территории с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией. Обсуждать общечеловеческие проблемы, перспективы охраны и разумного использования мирового природного и экологического потенциала |
Разработка проекта по улучшению состояния окружающей среды своей местности |
: Учебник, с. 170-173; Атлас с. 12-13, 31, 37, 41, 49 58-59 |
|
66 |
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека |
1 |
|
Ресурсы урока: Тетрадь-практикум, практическая работа «Разработка проекта по улучшению местной экологической ситуации» |
Разработать проект по улучшению местной экологической обстановки на основе использования предлагаемой в Тетради-практикуме практической работы (с. 76-79) |
|
|
|
67 68 |
Защита проекта «Улучшение местной экологической ситуации» |
2 |
|
|
|
|
|
|
69 |
Итоговая проверочная работа |
1 |
|
Ресурсы урока: Атлас; Тетрадь-экзаменатор, с. 72-89; |
Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 72-89 |
|
|
|
70 |
Подведение итогов |
1 |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.