Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
география
10 кл
16.04.2018
Рабочая программа по географии (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с указанием планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Прилагается календарно-тематическое планирование в соответствии с содержанием программы и авторской программой под руководством Домогацкого.
РП и КТП ГЕО- 10 класс (ФГОС СОО).docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34
Г. КомсомольскнаАмуре
Хабаровского края
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
На заседании ШМО Зам.директора по УВР на заседании Приказ № __от «__» августа 2017
Руководитель ШМО _____/___________ / педагогического Директор МОУ СОШ № 34
______/_________ / совета протокол № ________ М.В.Суровцева
протокол № от от «___» августа 2017
«____» августа 2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
для 1011х классов
(базовый уровень)
Модифицирована:
Власовой Ириной Анатольевной 2017 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
(по ООП СОО, 2017)
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с
помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей
социальноэкономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и
явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинноследственные связи природнохозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран,
регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и
регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель
внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в
современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и
политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой,
делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения
географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных
стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их
компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социальноэкономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической
оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность
окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных
отношений;
– оценивать социальноэкономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социальноэкономическими и геоэкологическими
процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль
в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и
исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем
человечества.
(по примерной основной образовательной программе СОО, от 2017 г). Базовый уровень
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о
ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения
природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем.
Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие
стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика.
Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный
состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности
расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура
мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и
непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты
глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико
географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и
Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация
крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страныэкспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция
регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и
отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических,
культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в
мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач
развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты
глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности.
Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Примерный перечень практических работ
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития
альтернативной энергетики.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Характеристика политикогеографического положения страны.
Характеристика экономикогеографического положения страны.
Характеристика природноресурсного потенциала страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
Составление экономикогеографической характеристики одной из отраслей промышленности.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия,
США) на основе статистических данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Анализ международных экономических связей страны.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей
России с наиболее развитыми странами мира.
Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.
Аргументация представленной точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. Программа по курсу
«Экономическая и социальная география мира»)
Часть 1. Общая характеристика мира
Современная география (1 час)
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации.
Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира (2 часа) Уровень социальноэкономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и
развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом
экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма,
новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической
информации.
Тема 2. География населения мира (3часа)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения
мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные
демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы
воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия.
Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом
воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки
ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические
особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения
населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География
мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная
урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его
расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический
взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность
населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.
Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных
пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров стран
однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5.
Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в)
русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические
проблемы (6 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный
этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая
(окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природноресурсном
потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых.
Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.
Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых.
Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты.
Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными
ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и
последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов
пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды.
Оборотное водоснабжение. Ресурсы Мирового океана.
Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами.
Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические
ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы
внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с
появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения:
экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект.
Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные
технологии.
Основные понятия:
рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы,
ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание,
рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Тема 4. Мировое хозяйство и научнотехническая революция (1часа)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как
совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств:
роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция.
Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру
мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная
тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких
технологий..
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая
интеграция, ТНК, НТР.
Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и
сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (5часов)
Промышленность мира. Топливноэнергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная
промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль
электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных
стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая
промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально
экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах
разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность.
Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов
и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального
и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты».
Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная
торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитнофинансовые,
производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Практическая работа: 1. Составление тестопросника по теме.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития.
Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем.
Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем». Часть 2. Региональный обзор мира
Тема 1. Политическая карта мира (1 час)
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на
политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический
характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные
страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное
устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: политикогеографическое положение, территория страны, сухопутные, водные и
морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства,
международные организации, регион.
Практическая работа: 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по
государственному устройству.
Тема 2. Зарубежная Европа (3 часов)
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная.
Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природноресурсный потенциал субрегионов
Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения.
Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов.
Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и
их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы
сельского хозяйства: северо, средне и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности.
Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы.
Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные
условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии
в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль
машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной
сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория,
границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения,
крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности.
Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей
Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике
страны.
Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось
развития.
Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка
маршрута туристической поездки по странам Европы.
Тема 3. Зарубежная Азия (4 часа)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между
странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение
нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные
конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и
процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны.
Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и
международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и
опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: ЮгоЗападная Азия, Южная Азия, ЮгоВосточная Азия, Центральная и
Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный
строй. Население: особенности естественного движения,
национального и религиозного состава.
Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис
Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты
японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья.
Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта.
Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония.
Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности
воспроизводства
и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности
расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного
наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика
отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные
сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный
строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его
последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав.
Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население.
Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии
промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития
сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы.
Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: ЮгоЗападная, Центральная, Восточная, Южная и ЮгоВосточная Азия.
Практические работы: 1. Сравнительная характеристика экономикогеографического положения двух стран
Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической
поездки по странам Азии.
Тема 4. Северная Америка (1 час)
Понятие об АнглоАмерике и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции
в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности.
Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли
промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для
развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их
специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты.
Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного
наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: СевероВосток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль
Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономикогеографического положения,
государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природноресурсного потенциала.
Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма.
Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Основные понятия: АнглоАмерика, Латинская Америка.
Практическая работа: 1. Заполнение таблицы «Экономические районы США».
Тема 5. Латинская Америка (2 часа)
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного
состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие
городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве,
главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы
и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их
специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и ЛаПлатской низменности,
Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. ВестИндия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономикогеографического положения,
государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской
Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства.
«Промышленный треугольник». Города РиодеЖанейро и СанПаулу. Значительная роль машиностроения в
экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного
наследия.
Основные понятия: Андийские страны, ВестИндия, Центральная Америка, латифундии.
Практические работы: 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».
2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.
Тема 6. Африка (2 часа)
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта,
пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки.
Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного
состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно
добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства.
Монокультура земледелия – причина деградации земель.
Транспортные проблемы Африки.
Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты
Всемирного наследия.
Международные экономические связи. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
ЮжноАфриканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая
историческая справка. Основные черты ее экономикогеографического положения, государственного строя,
природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные
ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные
черты ее экономикогеографического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Практические работы: 1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного
атласа. 2. Подбор рекламно информационных материалов для обоснования деятельности туристической
фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 7. Австралия и Океания (1час)
Территория, границы, положение. Политическая карта.
Австралия. Краткая историческая справка.
Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и
хозяйственного развития.
Практическая работа: 1. Характеристика природноресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Тема 8. Россия в современном мире (1 час)
Экономикогеографическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на
современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России.
Международные связи России.
Практическая работа: 1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации,
характеризующих место России в современном мире.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
_____________/__________/
протокол № ______ от
“___”августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________/_____________/
_____________/____________/
“___”августа 2017 г.
“ ____” августа 2017 г.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ
Класс: 10
Количество часов: всего: 34 часов в неделю: 1 час
Тематическое планирование составила Власова И.А.
№
урока/
темы
Т е м а
Вид
контроля
Дата
Приме
чание 1
География как наука. Методы географических
исследований. Виды и значение географической
информации. Геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира (2 часа)
2/1
3/2
социальноэкономического развития.
Уровень
Внутренний валовой продукт. Страны развитые.
«Большая восьмерка», страны переселенческого
капитализма, страны с переходным типом экономики
Страны развивающиеся и их подгуппы
Тема 2. География населения мира (7 часов)
4/1
5/2
6/3
7/4
8/5
9/6
10/7
Динамика численности. Рождаемость, смертность и
естественный прирост – главные демографические
показатели.
Типы воспроизводства населения.
Демографический кризис и демографический взрыв.
Этнический (национальный) состав населения.
Крупнейшие народы мира и языковые семьи.
Религиозный состав населения мира. Мировые и
этнические религии. ПР № 1. Сравнительный анализ
карт народов и мировых религий.
Возрастной и половой состав населения.
Половозрастные пирамиды. Трудовые ресурсы и
экономически активное население.
ПР № 2. Анализ половозрастных пирамид разных
стран, объяснение причин выявленных различий.
Общий рисунок расселения человечества на планете.
Плотность населения.
География мировых
миграционных процессов, их причины и следствия.
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности
в развитых и развивающихся странах. Крупнейшие
города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское
населения и формы его расселения.
КР № 1 «Население мира»
07.09
14.09
21.09
28.09
ПР 1
05.10
12.10
ПР 2
19.10
26.10
09.11
КР № 1
16.11
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные
ресурсы и экологические проблемы (10 часов)
11/1
23.11
ПР 3
30.11
07.12
14.12
21.12
ресурсов
природных
Развитие отношений между природой и человеком
Природа и географическая (окружающая) среда.
Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация
и
обеспеченность ими отдельных стран.
ПР № 3. Определение обеспеченности стран
различными видами природных ресурсов.
Минеральные ресурсы мира. Современная география
топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура.
Деградация почв. Опустынивание.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный
12/2
13/3
14/4
15/5 и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными
ресурсами различных государств и регионов.
Ресурсы пресной воды. Пути преодоления нехватки
водных ресурсов.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении
человечества разнообразными ресурсами.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники
энергии.
Рекреационные ресурсы, их виды. Туристический
бум. Объекты Всемирного наследия.
Экологические проблемы,
существования. Возможные пути их решения
КР № 2 «Природа и человек в современном мире»
неизбежность их
16/6
17/7
18/8
19/9
20/10
КР № 2
Тема 4. Мировое хозяйство и научнотехническая революция (2 часа)
21/1
22/2
Международное географическое разделение труда.
Мировое хозяйство как совокупность национальных
хозяйств стран мира.
Современный этап НТР и его характерные черты.
Влияние НТР на территориальную и отраслевую
структуру мирового хозяйства.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства
(7часов)
23/1
Промышленность мира. Топливноэнергетическая
промышленность. Нефтегазовая и угольная
промышленность. Электроэнергетика.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение,
металлургия. Мировые лидеры в различных отраслях
промышленного производства.
Обрабатывающая промышленность:
химическая,
лесная и легкая промышленность. Мировые лидеры в
различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство,
его отраслевой состав.
Земледелие и животноводство. Мировые лидеры в
производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности
разных видов транспорта в мировых перевозках грузов
и пассажиров.
Международные экономические отношения,
формы. Международная торговля.
ПР № 4 Определение стран экспортеров основных
видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной
продукции, разных видов услуг.
Другие формы МЭО:
производственные, предоставление услуг.
КР № 3 «География мирового хозяйства»
кредитнофинансовые,
24/2
25/3
26/4
27/5
28/6
29/7
30/8
28.12
11.01
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02
01.03
15.03
22.03
05.04
их
ПР 4
12.04
19.04
26.04
КР № 3
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (2 часа)
31/1
Понятие о глобальных проблемах их типах и ПР 5
03.05 Сырьевая,
взаимосвязях.
демографическая,
продовольственная и экологическая – главные из
глобальных проблем.
ПР №. 5 Составление схемы «Взаимные связи
глобальных проблем».
Роль географии в решении глобальных проблем
человечества. Возможные пути их решения.
КР № 4. Годовая контрольная работа
Работа над ошибками.
32/2
33
34
КР № 4
10.05
17.05
24.05
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 класс (ФГОС СОО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.