Делюсь своей собственной программой по географии Иркутской области для 8 класса. В нашей школе по региональному компоненту введен курс географии Иркутской области в 8 и 9 классах. А программ и методических пособий всегда либо не хватает, либо очень мало и трудно найти.
Рабочая программа по Иркутской области 8 кл.doc
(География Иркутской области рассчитана на 34 часа в 89 классах.)
Пояснительная записка
Курс «География Иркутской области» дает представление об особенностях природных
условий края, ее природноресурсном потенциале, состоянии, проблемах и перспективах
развития экономики области в условиях перехода к рыночных отношениям.
Необходимость и целесообразность курса объясняется изучением в 8 – 9 классах средней
школы темы «Родной край», в рамках которой школьники знакомятся с физико и экономико
географической характеристикой своей области. При изучении курса «Экономическая и
социальная география России» характеристика отдельных административных единиц
территории России, в том числе и Иркутской области, рассматривается обобщенно и не дает
достаточно глубоких знаний для знакомства с географией области. Курс восполняет пробел в
этих вопросах. В двух основных главах курса дается углубленное представление о географии
области, позволяя получить знания об особенностях природы, оценить природноресурсный
потенциал и степень вовлеченности его в хозяйственное использование в условиях социальной
ориентации экономики; рассматривается население территории,
особенности его
формирования и основные демографические характеристики; дается структура и
характеристика основных отраслей хозяйства области, место и значение области в экономике
России; оцениваются результаты экономических преобразований в промышленности и
сельском хозяйстве в последние годы. Курс предназначен для обучающихся 89 классов.
Основной объект изучения географии Иркутской области – физико и экономико
географическая характеристика территории.
Предмет изучения – особенности природы края, природноресурсный потенциал, его
освоенность и значение в экономическом развитии области и России; население и хозяйство
территории в условиях перехода к рыночным отношениям.
Основная цель: дать представление о природе и природных ресурсах, населении области;
показать уникальность и значимость некоторых видов природных ресурсов и их роль в
развитии экономики области, России;
развивать умение применять полученные знания при изучении курса, например, при оценке
деятельности и перспективности развития различных отраслей промышленности и сельского
хозяйства на территории области.
Основные задачи курса: знакомство с природными условиями и природными ресурсами
территории; определение основных, наиболее значимых из них для развития экономики
области; изучение экономики области, роли отдельных видов природных ресурсов как
основных факторов размещения отраслей специализации на территории; изучение
демографических процессов и проблем занятости населения.
Программа включает разделы: 1. Пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного
предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;
2. Основные содержательные линии программы;
3. Требования к уровню подготовки, оканчивающих курс 8 класса;
4. Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам
курса;
5. Календарно – тематическое планирование
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Географии Иркутской области» в 8 классе: «
Географическое положение Иркутской области», «Природа Иркутской области».
Методы.
Основными методами при реализации программы является проблемнопоисковый
подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного
предмета.
Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм
обучения:
Организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни;
Проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского
характера, различных творческих заданий;
Проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов;
Обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира;
Организация посильной детской практической деятельности по охране среды и
другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся
познавательных процессов,
творческих
способностей.
эмоциональной сферы,
речи,
Особое значение при реализации программы придается новым для практики
общей средней школы вида деятельности учащихся:
1) Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного
для 8 класса атласа определителя;
2) Моделирование экологических связей с помощью графических и
динамических схем (моделей), таблиц;
3) Экологоэтическая деятельность, включающая анализ собственного
отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других
людей, выработку соответствующих норм и правил;
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение географии Иркутской области в 8 классе отводится 1 час в неделю.
Общее число часов – 17.
Количество часов в I четверти – 9. Количество часов в II четверти –8.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
В процессе содержания «Географии Иркутской области» учащиеся приобретают
общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные
стандартом общего среднего образования.
К числу важнейших относятся:
1) Характеризовать географическое положение своей области
2) Определять поясное время;
3) Определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения,
современную
естественном и механическом движении населения,
демографическую ситуацию;
4) Анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования
представления о связях между отраслями промышленности Иркутской области;
5) Работа с учебными и научнопопулярными текстами и др.
Критерии успешной деятельности.
Наличие межпредметных связей: география, биология, химия, физика,
астрономия, экология, экономика.
Обеспечение многообразия методов,
форм и приемов современных
педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается
ребенок.
Создание условий для обучения (кабинет,
аудио/видео аппаратура,
мультимедийное оборудование,
методическое
обеспечение, дидактические материалы, схемы, таблицы, карты, атласы, глобусы,
макеты)
электронные ресурсы,
Сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного
процесса педагогов и родителей.
Методическое обеспечение, материальнотехническая база.
Бояркин В.М. География Иркутской области: Учеб. пособие для учащихся старших
классов. 7е изд., перераб. и доп. Иркутск: Вост.Сиб. издат. компания, 2011. 252 с.
Концепция развития производительных сил Иркутской области за период 19932005 гг.
(тома 1,2). Иркутск, 2003.
Максаковский В.П. Географическая картина мира: «230 каналов углубления» к курсу
«Экономическая и социальная география мира (10 класс). Ч. 1. Общая характеристика
мира. Изд. 2е исправ. и доп. Ярославль: Верх.Волж. кн. издво, 1996. 320 с. Некоторые показатели социальноэкономического положения городов и районов
Иркутской области. Статистический бюллетень. Иркутск: Госкомстат РФ. Иркутский
областной комитет государственной статистики, 2001. 45 с.
Природноэкономический потенциал сельского хозяйства Иркутской области и
концепция его развития в период экономических реформ /Б.М.Ишмуратов и др.
Новосибирск: Издво ИГ СО РАН, 2000. 180 с.
Регионы России. М.: Статистика, 2001.
Савельева И.Л. и др. Природноресурсный потенциал Иркутской области .Иркутск:
Издво СО РАН, 2008. 238 с.
Социальноэкономическое положение городов и районов области. 2000. Часть 2.
Иркутск: Госкомстат РФ. Иркутский областной комитет государственной статистики.
2001. 30 с.
Черников А.П. Стратегия развития региона (структурный аспект). Новосибирск: ИЭ и
ОПП СО РАН, 2000. 166 с.
Содержание программы
География Иркутской области (17 часов)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
колво
часов
Географическое положение, границы, величина территории. Из
истории исследования области.
Природа Иркутской области. Геологическое строение как
компонент природы.
Рельеф как компонент природы. Землетрясения. Полезные
ископаемые.
Климат как компонент природы
Воды области как компонент природы.
Реки. Озера и водохранилища
Почвы как компонент природы .
Растительность как компонент природы. Животный мир как
компонент природы.
Физикогеографическое или природное районирование территории
Иркутской области. Экология и охрана.
Население. Из истории формирования населения области
Численность населения.
Размещение населения.
Национальный состав.
Религиозные конфессии.
Городское и сельское население.
Половой состав.
Трудовые ресурсы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Основные требования к уровню знаний, умений,
навыков учащихся 8класса
Оценивать и прогнозировать:
изменения природных и социальноэкономических объектов под воздействием
природных и антропогенных факторов,
климатообразующие факторы, главные свойства зональных типов почв Иркутской
области
основные виды природных ресурсов Иркутской области ,
Объяснять:
роль географических знаний и решений социальноэкономических, экологических
проблем Иркутской области
образование и размещение форм рельефа, закономерности наиболее крупных
месторождений полезных ископаемых в Иркутской области
распределение рек Иркутской области,
географическое положение объектов Иркутской области,
Определять:
разницу в поясном времени территорий страны и Иркутской области,
погоду по синоптической карте и многое другое
Называть и показывать:
предмет изучение географии Иркутской области
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные
территории Иркутской области
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах
Иркутской области
главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и
регионах Иркутской области. Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
дата
Примечание
кол
во
часов
1
2,3
4,5
6,7
Географическое положение, границы,
величина территории. Из истории
исследования области.
Природа Иркутской области.
Геологическое строение как компонент
природы.
Рельеф как компонент природы.
Землетрясения. Полезные ископаемые.
Климат как компонент природы
8,9
Воды области как компонент природы.
Реки. Озера и водохранилища
Почвы как компонент природы .
11,12 Растительность как компонент
10
13
14
15
природы. Животный мир как
компонент природы.
Физикогеографическое или природное
районирование территории Иркутской
области..
Экология и охрана
Население. Из истории формирования
населения области
Численность населения.
Размещение населения.
1
2
2
2
2
1
2
1
1
1
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12 16
Национальный состав.
Религиозные конфессии.
Городское и сельское население.
Половой состав.
28.12
1
Рабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа по географии Иркутской области
Рабочая программа по географии Иркутской области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.