№ УРОКА |
Дата фактич |
ДАТА |
ТЕМА УРОКА |
ТИП УРОКА |
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
МОНИТО- РИНГ |
ЭЛЕМЕН ТЫ ДОПОЛНИ- ТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ |
ДОМАШ- НЕЕ ЗАДАНИЕ |
1 |
|
|
Многоугольники. Выпуклый многоугольник |
УОНМ |
Многоугольники. Выпуклые Сумма углов выпуклого многоугольника |
Знать: определение многоугольника, формулу суммы углов выпуклого многоугольника. Уметь: распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, используя определение |
УО |
|
п. 39 363, 366 |
2 |
|
|
Четырехуголь-ник
|
УПЗУ |
Многоугольники. Элементы |
Знать: формулу суммы углов многоугольника. Уметь: применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника при нахождении элементов многоугольника |
Индивидуальные карточки |
|
№ 365, 368, 369
|
3 |
|
|
Параллелог-рамм |
УОНМ |
Параллелограмм, его свойства |
Знать: определение параллелограмма и его свойства. Уметь: распознавать на чертежах среди четырехугольников |
СР№1 ДМ (15 мин) |
Дополнительные свойства параллелограм-ма |
п. 42 № 372 в, 376 б, г |
4 |
|
|
Признаки параллелограмма |
КУ |
Признаки параллелограмма |
Знать: формулировки свойств и признаков параллелограмма. Уметь: доказывать, |
ФО |
|
п. 43 №380,382 |
5 |
|
|
Решение задач, на применение свойств |
УПЗУ |
|
Уметь выполнять чертежи по условию задачи, находить углы и стороны параллелограмма, используя свойства углов и сторон |
опрос |
|
№ 420, 425 |
6 |
|
|
Трапеция |
КУ |
трапеция. средняя линия трапеции. Равнобедренная трапеция, ее свойства |
Знать определение трапеции, свойства равнобедренной трапеции. Уметь распознавать трапецию, ее элементы, виды на чертежах, находить углы и стороны равнобедренной трапеции, используя ее свойства |
УО |
|
П.44, № 384, 387 |
7 |
|
|
Свойства и признаки равнобедренной трапеции |
УОН |
Теорема Фалеса |
Знать формулировку теоремы Фалеса и основные этапы ее доказательства. Уметь применять теорему при решении задач |
Решение по готовым чертежам. с/р |
|
№ 391, 392; РТ№17 |
8 |
|
|
Задачи на построение |
КУ |
Задачи на построение |
Знать основные задачи на построение. Уметь: делить отрезок на и равных частей, выполнять необходимые построения |
Ср ДМ (15 мин) |
Деление отрезка на n- равных частей |
397,393 б, 395, 393 а |
9 |
|
|
Прямоугольник |
УОНМ |
Прямоугольник, его элементы, свойства |
Знать определение прямоугольника, его элементы, свойства и признаки. Уметь: распознавать на чертежах, находить стороны, используя свойства углов и диагоналей |
УО |
|
П.45, № 399, 400, 404 |
10 |
|
|
Ромб, квадрат |
КУ |
понятие ромба, квадрата, свойства и признаки.
|
Знать определение ромба, квадрата как частных видов параллелограмма. Уметь: распознавать и изображать ромб, квадрат, находить стороны и углы, используя свойства фигур |
с/р Проверка дз |
|
П.46, 405,403, 411 |
11 |
|
|
|
КУ |
Прямоугольник, ромб, квадрат |
Знать определения, свойства и признаки прямоугольника, ромба, квадрата. Уметь выполнять чертеж по условию задачи, применяя свойства и признаки при решении задач. |
ФО |
|
П.47, 415,б, 413 а, |
12 |
|
|
Решение задач Осевая и центральная симметрия |
УПЗУ |
Осевая и центральная симметрия как свойство геометрических фигур |
Знать виды симметрии в многоугольниках. Уметь стоить симметричные точки и распознавать фигуры, фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией |
|
|
426,428 |
13 |
|
|
Решение задач, зачет по теме |
УОСЗ |
Четырехугольники: элементы, свойства и признаки. |
Знать определения, свойства и признаки четырехугольников. Уметь: находить стороны квадрата, если известны части сторон используя свойства прямоугольного треугольника.
|
Зачет по теории |
|
413 |
14 |
|
|
Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники» |
УКЗУ |
Свойства и признаки прямоугольника, трапеции, ромба, параллелограмма |
Уметь: находить в прямоугольнике угол между диагоналями, используя свойство диагоналей, углы в прямоугольной или равнобедренной трапеции, используя свойства трапеции, стороны параллелограмма |
КР№1 ДМ (40 мин) |
|
РТ № 20, 22 |
15 |
|
|
Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника |
УОНМ |
Понятие о площади. Равносоставленные
и равновеликие Свойства |
Знать: представление о способе измерения площади многоугольника, свойства площадей. Уметь: вычислять площадь квадрата |
ФО |
|
п. 48,49 № 447, 452 б, 453 |
16 |
|
|
Площадь прямоугольника |
КУ |
Площадь прямоугольника |
Знать: формулу площади прямоугольника. Уметь: находить площадь прямоугольника, используя формулу |
Проверка дом. зад. с/р |
|
п. 50 №454,455, 456 РТ № 32 |
17 |
|
|
Площадь параллелограмма |
УОНМ |
Площадь параллелограмма |
Знать: формулу вычисления площади параллелограмма |
УО |
|
п. 51 № 460, 464 а, 459 в, г |
18 |
|
|
Площадь параллелограмма |
УПЗУ |
Площадь параллелограмма |
Уметь: выводить формулу площади параллелограмма и находить площадь, используя формулу. |
СР№10 ДМ (15 мин) |
|
№ 462,465 |
19 |
|
|
Площадь треугольника |
КУ |
Формула площади треугольника |
Знать: формулу площади треугольника. Уметь: доказывать теорему о площади треугольника, вычислять площадь треугольника, используя формулу |
УО, карточки |
Формула Герона |
п. 52 № 468 в, 473,469 РТ № 37 |
20 |
|
|
Площадь треугольника |
УПЗУ |
Площадь Теорема треугольников, |
Знать: формулировку теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Уметь: доказывать теорему и применять ее для решения задач |
СР (10 мин) |
|
№ 469 а, 479 а, 472 |
21 |
|
|
Площадь трапеции, ромба и других четырехугольников |
КУ |
Теорема о площади трапеции |
Знать: формулировку теоремы о площади трапеции и этапы ее доказательства. Уметь: находить площадь трапеции, используя формулу
|
диктант |
|
п. 53 476 б, 480 а, 481 |
22 |
|
|
КУ |
Формула площади трапеции |
|
|
№478 РТ №44 |
||
23 |
|
|
Решение задач по теме «Площадь» |
УОСЗ |
Формулы площадей: прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции |
Знать и уметь: применять формулы площадей при решении задач |
СР (15 мин) |
|
№477 в |
24 |
|
|
Решение задач по теме «Площадь» |
УПЗУ |
Площадь четырехугольника |
Уметь: решать задачи на вычисление площадей. Знать и уметь выводить формулы площадей параллелограмма, трапеции и треугольника. |
Проверка задач сам решения |
|
РТ № 35, 40,41 |
25 |
|
|
Теорема Пифагора |
УОНМ |
Теорема Пифагора |
Знать формулировку теоремы Пифагора, основные этапы ее доказательства. Уметь: находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора |
ФО |
|
П.54, 483 в,г, 484 г, д, 486 в РТ№47 |
26 |
|
|
Теорема, обратная теореме Пифагора |
УОНМ |
Теорема, обратная теореме Пифагора |
Знать формулировку теоремы, обратной теореме Пифагора, основные этапы ее доказательства. Уметь: находить стороны треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора |
ФО, с/р |
|
П.55, 498, г,д. 499 б, 488. |
27 |
|
|
Решение задач |
УПЗУ |
Применение теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора |
Знать формулировки теоремы Пифагора и ей обратной обратной. Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора |
СР 13 ДМ (15 мин) |
|
489 а,в, 491 а, 493 РТ№50 |
28 |
|
|
Решение задач, зачет по теме площади |
УОСЗ |
Применение теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора |
Знать формулировки теоремы Пифагора и ей обратной обратной. Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора |
текущий |
|
490 а, 494 а, 495 б, РТ№50 |
29 |
|
|
Решение задач |
УОСЗ |
Определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора |
карточки |
|
490 в, 497, 503, 518 |
|
30 |
|
|
Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь» |
УКЗУ |
Формулы вычисления площадей параллелограмма, трапеции. Теорема Пифагора и ей обратная |
Уметь находить площади треугольника по высоте и стороне. Находить элементы прямоугольного треугольника, используя теорему Пифагора. Находить площадь и периметр ромба по его диагоналям |
КР№2 ДМ (40 мин) |
|
Подготовить презентацию |
31 |
|
|
Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников |
УОНМ |
Подобие треугольников. Коэффициент подобия |
Знать: определение пропорциональных отрезков подобных треугольников, свойство биссектрисы треугольника. Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы о делении противоположной стороны |
УО |
|
п. 56, 57 № 534 а, б, 536 а, 538
|
32 |
|
|
Отношение площадей подобных фигур |
КУ |
Связь между площадями подобных фигур |
Знать: формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников. Уметь: находить отношения площадей, составлять уравнения, исходя из условия задачи |
СР№ 16 ДМ (15 мин) |
|
п. 58 № 544, 546, 549 |
33 |
|
|
Первый признак подобия треугольников
|
УОНМ |
Первый признак подобия треугольников
|
Знать: формулировку первого признака подобия треугольников, основные этапы его доказательства. Уметь: доказывать и применять при решении задач первый признак подобия треугольников, выполнять чертеж по условию задачи
|
ФО |
|
459, 550, 516,555 |
34 |
|
|
УЗИМ |
УО |
|
552 а, 6, 557 в, 558, 556 |
|||
35 |
|
|
Второй и третий признаки подобия треугольников
|
УОНМ |
Второй и третий признаки подобия треугольников
|
Знать: формулировки второго и третьего признаков подобия треугольников. Уметь: проводить доказательства признаков, применять их при решении задач
|
Инди- . виду-альные карточки |
|
п. 60, 61 № 559, 560, 561 |
36 |
|
|
УПЗУ |
СР18 ДМ (15 мин) |
|
№ 562, 563, 604 |
|||
37 |
|
|
Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников» |
УОСЗ |
Применение признаков подобия при решении задач |
Уметь: доказывать подобия треугольников и находить элементы треугольника, используя признаки подобия |
Проверка задач сам, р |
|
№ 565, 605 |
38 |
|
|
Контрольная работа № 3 по теме: «Признаки подобия треугольников» |
УКЗУ |
Признаки подобия треугольников |
Уметь: находить стороны, углы, отношения сторон, отношение периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия. Доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия |
КР№3 ДМ (40 мин) |
|
РТ № 55, 58 |
39 |
|
|
Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника |
УОНМ |
Средняя линия треугольника |
Знать: формулировку теоремы о средней линии треугольника. Уметь: проводить доказательство теоремы о средней линии треугольника, находить среднюю линию треугольника |
УО |
|
п. 62 № 556, 570, 571 РТ№61,63 |
40 |
|
|
Свойство медиан треугольника |
КУ |
Свойство медиан треугольника |
Знать: формулировку свойства медиан треугольника. Уметь находить элементы треугольника, используя свойство медианы |
СР №19 дм (15 мин) |
|
№ 568,569 РТ № 64, 65 |
41 |
|
|
Пропорциональные отрезки |
КУ |
Среднее пропорциональное |
Знать понятие среднего пропорционального, свойство высоты прямоугольного треугольника проведенной из вершины прямого угла. Уметь: находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойство высоты |
Индии. карточки |
|
п. 63 № 572 а, в, 573,574 б |
42 |
|
|
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
УПЗУ |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
Знать: теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике. Уметь: использовать теоремы при решении задач |
ФО |
|
№ 575, 577, 579 |
43 |
|
|
Измерительные работы на местности |
УПЗУ |
Применение подобия треугольников в измерительных работах на местности |
Знать, как находить расстояние до недоступной точки. Уметь использовать подобие треугольников в измерительных работах на местности, описывать реальные ситуации на языке геометрии |
СР № 20 ДМ (15 мин) |
|
п. 64 в. 13 №580,581 |
44 |
|
|
Задачи на построение |
УОСЗ |
Задачи на построение |
Знать этапы построения. Уметь строить биссектрису, медиану, высоту треугольника, угол равный данному, прямую, параллельную данной. |
УО |
|
№ 585 б, в, 587,590 |
45 |
|
|
Задачи на построение методом подобных треугольников |
УПЗУ |
Метод подобия |
Знать метод подобия. Уметь: применять метод подобия при решении задач на построение |
текущий |
|
п. 42 в. 14 № 606, 607, 629 |
46 |
|
|
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника |
УОНМ |
Понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество |
Знать понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Уметь: находить значения одной из тригонометрических функций по значению другой |
ФО |
|
П.66, 591 в,г, 592 б, г, 593 в РТ№73 |
47 |
|
|
Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°, 90° |
|
Синус, косинус, тангенс углов 30°, 45°, 60°, 90° |
Знать значение синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°, 90° . Уметь: определять значения синуса, косинуса, тангенса по заданному значению углов |
УО |
|
П.67, № 595, 597, 598 РТ № 76 |
48 |
|
|
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
УОНМ |
Решение прямоугольных треугольников |
Знать соотношения между углами и сторонами прямоугольного треугольника. Уметь: решать прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса, тангенса острого угла |
СР 23, ДМ 15 мин |
|
П.63-67, № 599, 601, 602 РТ № 77 |
49 |
|
|
Решение задач |
УОСЗ |
Задачи на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами |
Знать и уметь: применять теорию подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника при решении задач. Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, решать геометрические задачи с использованием тригонометрии |
Проверка задач самостоятельного решения |
|
№ 623, 625, 630 |
50 |
|
|
Контрольная работа № 4 «Применение подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» |
УПЗУ |
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
Уметь: находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру. Решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами. Находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан |
КР№4 ДМ (40 мин) |
|
С-24ДМ |
51 |
|
|
Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности |
УОНМ |
Взаимное расположение прямой и окружности |
Знать: случаи взаимного расположения прямой и окружности. Уметь: определять взаимное расположение прямой и окружности, выполнять чертеж по условию задачи |
ФО |
Метрические соотношения в окружности |
п. 68 №631 в, г, 632,633 |
52 |
|
|
Касательная к окружности |
КУ |
Касательная Точка касания |
Знать: понятие касательной, точек касания, свойство касательной и ее признак. Уметь: доказывать теорему о свойстве касательной и ей обратную, проводить касательную к окружности |
Теоретический опрос |
|
п. 69 № 634,636, 693 РТ№83 |
53 |
|
|
Решение задач |
УПЗУ |
Касательная Равенство
отрезков
касательных,
проведенных
из Свойство |
Знать: взаимное расположение прямой и окружности; формулировку свойства касательной о ее перпендикулярности радиусу; формулировку свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки. Уметь: находить радиус окружности, проведенной в точку касания, по касательной и наоборот |
|
|
№641, 643, 648 |
54 |
|
|
Центральный угол |
УОНМ |
Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности |
Знать: понятие градусной меры дуги окружности, понятие центрального угла. Уметь: решать простейшие задачи на вычисление градусной меры дуги окружности |
УО
|
|
п. 70 № 649 б, г, 650 б, 651 б, 652 |
55 |
|
|
Теорема о вписанном угле |
УОНМ |
Понятие вписанного угла. Теорема о вписанном угле и следствия из нее |
Знать: определение вписанного угла, теорему о вписанном угле и следствия из нее. Уметь: распознавать на чертежах вписанные утлы, находить величину вписанного угла |
Проверка домашнего задания |
|
п. 71 № 654 б, г, 655,657, 659 |
56 |
|
|
Теорема об отрезках пересекающихся хорд |
КУ |
Теорема об отрезках пересекающихся хорд |
Знать: формулировку теоремы, уметь доказывать и применять ее при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи |
Текущий |
|
№ 666 б, в, 671 б, 660, 668 |
57 |
|
|
Решение задач |
КУ |
Центральные и вписанные углы |
Знать определения центрального и вписанного углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд. Уметь находить величину центрального и вписанного углов |
СР 27 дм 15 мин |
|
№661,663 PTN°90, 91 |
58 |
|
|
Свойство биссектрисы угла |
УОНМ |
Теорема о свойстве биссектрисы угла |
Знать формулировку теоремы о свойстве равноудаленности каждой точки биссектрисы угла и этапы ее доказательства. Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы; выполнять чертеж по условию задачи |
ФО |
Окружность Эйлера |
№ 675, 676 б, 678 б, 677 |
59 |
|
|
Серединный перпендикуляр |
КУ |
Понятие серединного перпендикуляра, теорема о серединном перпендикуляре |
Знать понятие серединного перпендикуляра, формулировку теоремы. Уметь: доказывать и применять теорему для решения задач на нахождение элементов треугольника |
Теор. опрос |
|
679 б, 680 б,681 РТ № 102 |
60 |
|
|
Теорема о точке пересечения высот треугольника |
КУ |
Теорема о точке пересечения высот треугольника, четыре замечательные точки треугольника |
Знать четыре замечательные точки треугольника. Формулировку теоремы о пересечении высот треугольника. Уметь: находить элементы треугольника |
СР № 29 ДМ (15 мин) |
|
СР № 28 ДМ |
61 |
|
|
Вписанная окружность |
УОНМ |
Понятие
вписанной Теорема об окружности, вписанной в треугольник |
Знать: понятие вписанной окружности, теорему об окружности, вписанной в треугольник. Уметь: распознавать на чертежах вписанные окружности, находить элементы треугольника, используя свойства вписанной окружности |
|
|
п. 74 № 689, 692, 693 б, 694 |
62 |
|
|
Свойство описанного четырехугольника |
КУ |
Теорема о свойстве описанного четырехугольника |
Знать: теорему о свойстве описанного четырехугольника и этапы ее доказательства. Уметь: применять свойство описанного четырехугольника при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи |
Проверка до-машне-го задания. УО |
|
№ 695, 699, 700, 701 |
63 |
|
|
Описанная окружность |
УОНМ |
Описанная Теорема |
Знать: определение описанной окружности, формулировку теоремы об окружности, описанной около треугольника. Уметь: проводить доказательство теоремы и применять ее при решении задач, различать на чертежах описанные окружности |
УО |
|
п. 75 № 702 б, 705 6,711 |
64 |
|
|
Свойство вписанного четырехугольника |
КУ |
Свойство углов вписанного четырехугольника |
Знать: формулировку теоремы о вписанном четырехугольнике. Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, решать задачи, опираясь на указанное свойство |
МД№4 ДМ (20 мин)
|
|
№705, 710, 735 |
65 |
|
|
Решение задач по теме «Окружность» |
УОСЗ |
Вписанная Вписанные |
Знать: формулировки определений и свойств. Уметь: решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства |
ФО |
|
№ 726, 728, 734 |
66 |
|
|
Решение задач по теме «Окружность» |
КУ |
Вписанная Вписанные |
Знать: формулировки определений и свойств. Уметь: решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства |
Проверка домаш-него задания, задач для самостоятельного решения |
|
№722,731, 707 |
67 |
|
|
Контрольная работа № 5 «Окружность» |
УКЗУ |
Контроль и оценка знаний и умений |
Уметь: находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд |
КР№5 ДМ (40 мин) |
|
Повторить главу «Четырехугольники» |
68 |
|
|
Анализ контрольной работы. Повторение темы «Четырехугольники» |
УОСЗ |
Четырехугольники: определения, свойства; признаки, |
Знать: формулировки определений, свойств, признаков: параллелограмма, ромба, трапеции. Уметь: находить элементы четырехугольников, опираясь на изученные свойства, выполнять чертеж по условию задачи; вычислять площадь четырехугольника |
УО |
|
|
Пояснительная записка
Планирование составлено с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
§ овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
§ интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
§ формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
§ воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
§ развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение геометрии по 3 урока в неделю, что составляет 105 часов в учебный год. Из них контрольных работ 6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Четырехугольники» 1 час, «Площадь» 1 час, «Подобие треугольников» 2 часа, «Окружность» 1 час и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.
Уроки геометрии интегрируются с информатикой. Доказательство геометрических фактов ведется в среде математическое лаборатории Живая математика.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:
§ пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
§ распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
§ изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
§ вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
§ решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
§ проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
§ решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков |
Виды контроля |
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом |
ФО — фронтальный опрос |
УЗИМ — урок закрепления изученного материала |
ИРД — индивидуальная работа у доски.
|
УПЗУ — урок применения знаний и умений |
ИРК — индивидуальная работа по карточкам |
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
|
СР — самостоятельная работа |
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений |
ПР — проверочная работа |
КУ — комбинированный урок |
МД — математический диктант |
|
Т – тестовая работа |
|
КР - контрольная работа |
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1 четверть
Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольник».
2 четверть
Контрольная работа №2 по теме «Площадь».
3 четверть
Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников».
Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия треугольников, соотношение между сторонами и углами прямоугольного
треугольника».
4 четверть
Контрольная работа №5 по теме «Окружность»
Контрольная работа №6 по теме «Повторение курса геометрии за 8 класс».
Приложение
Контрольная работа №1
Четырехугольники
Вариант 1
1. Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке О. Найдите угол между диагоналями,
если
2. В параллелограмме KMNP проведена биссектриса угла MKP, которая пересекает сторону MN в точке Е.
а) Докажите, что треугольник КМЕ равнобедренный.
б) Найдите сторону КР, если МЕ = 10 см, а периметр параллелограмма равен 52 см.
Контрольная работа №1
Четырехугольники
Вариант 1
1. Диагонали ромба КМNP пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника КМО, если
2. На стороне ВС параллелограмма ABCD взята точка M так, что АВ = ВМ.
а) Докажите, что АМ – биссектриса угла ВАD.
б) Найдите периметр параллелограмма, если CD = 8 см, СМ = 4 см.
8 Контрольная работа №2
Площадь
Вариант 1
1. Смежные углы параллелограмма равны 32 см и 26 см, а один из его углов равен 150о. Найдите площадь параллелограмма.
2. Площадь прямоугольной трапеции равна 120 см2, а её высота равна 8 см. Найдите все стороны трапеции, если одно из оснований больше другого на 6 см.
3. На стороне АС данного треугольника АВС постройте точку D так, чтобы площадь треугольника АВD составила одну треть площади треугольника АВС.
Контрольная работа №2
Площадь
Вариант 2
1. Одна из диагоналей параллелограмма является его высотой и равна 9 см. Найдите стороны этого параллелограмма, если его площадь равна 108 см2.
2. Найдите площадь трапеции АВСD с
основаниями АD и ВС, если известно, что АВ = 12 см, ВС
= 14 см, АD = 30 см,
3. На продолжении стороны KN данного треугольника KMN постройте точку Р так, чтобы площадь треугольника NMР была в два раза меньше площади треугольника KMN.
8
Контрольная работа №3
Подобные треугольники
Вариант 1
1. На рисунке АВ║СD.
![]() |
а) Докажите, что АО : ОС = ВО : ОD.
б) Найдите АВ, если ОD = 15 см, ОВ = 9 см, СD = 25 см.
2. Найдите отношение площадей треугольников АВС и KMN, если АВ = 8 см, ВС = 12 см, АС = 16 см, КМ = 10 см, МN = 15 см, NK = 20 см.
Контрольная работа №3
Подобные треугольники
Вариант 2
В
1. На рисунке MN║АС.
![]() |
а) Докажите, что АВ . BN = CВ . BM.
б) Найдите MN, если AM = 6 см, ВM = 8 см, AС = 21 см.
2. Даны стороны треугольников PQR и АВС: PQ = 16 см, QR = 20 см, PR = 28 см, АВ = 12 см, ВС = 15 см, АС = 21 см. Найдите отношение площадей этих треугольников.
8 Контрольная работа №4
Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике
Вариант 1
1. В прямоугольном треугольнике АВС высота АD
равна 12 см. Найдите АС и cos C.
2. Диагональ ВD параллелограмма АВСD перпендикулярна к стороне АD.
Найдите площадь параллелограмма АВСD, если АВ = 12
см,
Контрольная работа №4
Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике
Вариант 2
1. Высота ВD прямоугольного треугольника АВС равна 24 см и отсекает от гипотенузы АС отрезок DC, равный 18 см. Найдите АВ и cos A.
2. Диагональ АС прямоугольника АВСD равна 3 см и составляет со стороной АD угол 37о. Найдите площадь прямоугольника АВСD.
Контрольная работа № 5
Окружность
Вариант 1
1. Через точку А окружности проведены диаметр АС и две хорды АВ и АD, равные радиусу этой окружности. Найдите углы четырехугольника АВСD и градусные меры дуг АВ, ВС, СD, АD.
2. Основание равнобедренного треугольника равно 18 см, а боковая сторона равна 15 см. Найдите радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.
Контрольная работа № 5
Окружность
Вариант 2
1. Отрезок ВD – диаметр окружности с центром О. Хорда АС делит пополам радиус ОВ и перпендикулярна к нему. Найдите углы четырехугольника АВСD и градусные меры дуг АВ, ВС, СD, АD.
2. Высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, равна 9 см, а само основание равно 24 см. Найдите радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
1. В трапеции АВСD точка М –
середина большего основания АD, МD
= ВС, Найдите углы АМС и ВСМ.
2. На стороне АD параллелограмма АВСD отмечена точка К так, что АК = 4 см, КD = 5 см, ВК = 12 см. Диагональ ВD равна 13 см.
а) Докажите, что треугольник ВКD прямоугольный.
б) Найдите площади треугольника АВК и параллелограмма АВСD.
3. Отрезки АС и ВD пересекаются в точке О, причем АО = 15 см, ВО = 6 см, СО = 5 см, DO = 18 см.
а) Докажите, что четырехугольник АВСD – трапеция.
б) Найдите отношение площадей треугольников АОD и ВОС.
4. Около остроугольного треугольника АВС описана окружность
с центром О. Расстояние от точки О до прямой АВ равно 6 см, Найдите: а) угол АВО; б) радиус
окружности.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
1. В трапеции АВСD на большем
основании АD отмечена точка М так, что АМ = 3 см, СМ =-
2 см, , Найдите длины сторон АВ и ВС.
2. В трапеции АВСD FD = 8 см, DC = 4 см, CD = 10 см. Найдите:
а) найдите площадь треугольника АСD;
б) площадь трапеции АВСD.
3. Через точку М стороны АВ треугольника АВС проведена прямая, перпендикулярная высоте ВD треугольника и пересекающая сторону ВС в точке К. Известно, что ВМ = 7 см, ВК = 9 см, ВС = 27 см. Найдите:
а) длину стороны АВ;
б) отношение площадей треугольников АВС и МВК.
4. В треугольник АВС с прямым углом С вписана окружность с
центром О, касающаяся сторон АВ, ВC и СА в точках D, Е и F соответственно.
Известно, что . Найдите: а) радиус
окружности; б) углы ЕОF и ЕDF.
Литература:
1.Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2004.
2.Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
3.Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 2006.
4.Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 8 класс. – М.: Просвещение, 2005.
5.Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.