Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
8 кл
08.10.2019
Рабочая программа по геометрии 8 класс разработана по замечательному учебнику Мерзляк и Полонский ., программа рассчитана на детей общеобразовательных школ ,в расчете на 2 часа в неделю всего 68 часа .Краткая тематика : " Четырёхугольники 22 , Подобие треугольников 16,Решение прямоугольных треугольников 14 , Многоугольники . Площадь многоугольника 11 , Повторение 5" Шесть тематических контрольных и годовая , всего соответственно семь работ, учебник очень нравится
рабочая программа по геометрии 8 класс. Мерзляк (1).docx без дом.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
Приказ от 30.08.2019г. №230
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №1»
г. Салавата
________К.Я. Хабибуллин
Рабочая программа
основного общего образования
по предмету «геометрия»
на 20192020 учебный год
8 класс
Количество часов в неделю: 2 часа
Составитель:
Лысикова Галина Николаевна
учитель математики
Прокофьева Елена Алексеевна
учитель математики
Губарев Денис Владимирович
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры учителей математики
и информатики
от «29»августа 2019 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
____________Э.Р.Абдуллина
«30» августа 2019 г. Салават – 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по геометрии разработана:
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ (изм.),
Законом «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01 июля 2013 года N
696з (в редакции Законов Республики Башкортостан от 26.12.2014 N 171з, от
27.02.2015 N 192з, от 01.07.2015 N 253з, от 18.09.2015 N 260з, от 30.01.2017 N
464з (редакции 16.06.2017, с изм. 24.12.2018), от 22.06.2018 N 642з, от
22.06.2018 N 644з, от 22.06.2018 N 648з, от 25.12.2018 N 50з, от 03.04.2019 N
92з, от 10.07.2019 N 141з),
в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с дальнейшими изменениями)),
на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе в ОУ (Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018г.
№345);
на основе программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,
М.С. Якир, Е.В. Буцко – М.: Вентанаграф, 2014. – 152 с.,
на основе Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ «Лицей №1» г. Салавата (Приказ от «31» августа 2015 г. № 192 с изм. от
30.08. 2019 №227);
на основе Учебного плана МБОУ «Лицей №1» г. Салавата (Приказ от «30»
августа 2019г. №230);
на основе Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ «Лицей
№1» г. Салавата (Приказ от «31» августа 2018г. №243)
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования,
необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для
развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для
эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие
логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические
знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика,
география, химия, информатика и др.).
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления,
прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии
формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества
мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.
Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою
деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения,
отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и
исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при
этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную
устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся
представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется
его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено
на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения
теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного,
установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию.
При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал
осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя
решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к
учащимся. Важным условием правильной организации учебновоспитательного
процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов
обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения,
оптимизированное применение объяснительноиллюстрированных и эвристических
методов, использование технических средств, ИКТ компонента. Учебный процесс
необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов
работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно
быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков
умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её
выполнения, критическую оценку результатов.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка
основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация
полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:
● введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования; ● развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших
геометрических конфигураций;
● совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как
опоры при решении задач;
● формирования умения решения задач на вычисление геометрических
величин с применением изученных свойств фигур и формул;
● совершенствование навыков решения задач на доказательство;
● отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и
линейки;
● расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и
окружности.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
интеллектуальное развитие,
формирование качеств личности,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и
точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к
преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно
технического прогресса.
№
п/п
1
2
3
4
1
2
3
4
7
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема раздела
Количество часов
Четырёхугольники
Подобие треугольников
Решение прямоугольных треугольников
Многоугольники. Площадь
многоугольника
Повторение
Итого:
22
16
14
11
5
68 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Четырехугольники (22 часа)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его
свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и
центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырёхугольников — параллелограмм,
прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих
осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с
помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале
изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как
свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих
понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма,
треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления, обучающихся
об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии
— теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма,
треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые
принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади
квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей
треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое
доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из
преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство
теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей
квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники (16 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к
доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла
прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия
треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися
тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а
через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении
площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника,
утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о
методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и
тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее
свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки
треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить
новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя
замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений,
связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание
решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения
серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из
теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с
помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него,
рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов
вписанного четырёхугольника.
Решение прямоугольных треугольников (14 часов)
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора.
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника
Многоугольники. Площадь многоугольника (11 часов)
Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника
Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции.
Повторение (5 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс
геометрии 8 класса.
Планируемые результаты освоения данной программы.
Изучение курса геометрии по данной программе способствует формированию у
учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного стандарта основного
общего образования. В направлении личностного развития:
1) развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
2) формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности,
способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного
опыта;
3) формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
4) развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей.
В метапредметном направлении:
1) формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
2) развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
3) формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных
для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для
различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и
изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на
наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять
систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для
нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Примерные нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка письменных контрольных работ, обучающихся по
математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка,
которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны
(если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках,
чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом
проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в
выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными
умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не
обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой и учебником
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую
терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами,
применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов
или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном
требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое
содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания
ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания
учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено
фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической
терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при
выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня
сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий,
при использовании
математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
КАЛЕНДАРНОТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №№
о
г
е
с
В
е
м
е
т
о
П
Тема урока
Примечание
Глава 1 Четырехугольники 22 часа
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника.
Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.
Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы.
Формулировать:
определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ром ба, квадрата;
средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального
угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника;
свойства: параллелограмма, прямоугольника, ром ба, квадрата, средних линий треугольника
и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника;
признаки:
параллелограмма, прямоугольника, ром ба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о
свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ром ба, вписанного и описанного
четырёхугольника.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач
Решение задач по теме «Свойства и признаки параллелограмма»
Решение задач по теме «Вписанные и описанные
четырёхугольники »
Решение комбинированных задач по теме «Четырёхугольники»
21
22 Контрольная работа №2 по теме «Центральные и вписанные
углы. Трапеция»
Глава 2. Подобие треугольников 16часов
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Формулировать: определение подобных треугольников;
свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной
и секущей; признаки подобия треугольников.
Доказывать: теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника,
биссектрисы треугольника;
свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач
23
1 Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса
Решение задач по теме «Прямоугольник»
Ромб
Решение задач по теме « Ромб»
1 Четырехугольник и его элементы
2 Параллелограмм.
3
Свойства параллелограмма
4 Признаки параллелограмма
5
6 Прямоугольник
7
8
9
10 Квадрат.
11
12 Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»
13 Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника
14 Трапеция
15
16
17 Центральные и вписанные углы
18
19 Вписанные и описанные четырёхугольники
20
Решение задач по теме «Свойства трапеции»
Решение задач по теме «Средняя линия трапеции»
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»
Решение комбинированных задач по теме «Четырехугольники»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Мерзляк А.Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.