Программа разработана на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по математике, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; авторской программы по геометрии под редакцией Бурмистрова Т.А. Геометрия. 7-9 классы. М., «Просвещение», 2013. Рабочая программа рассчитана на 67 учебных часов в год, 2 часа в неделю.Программа разработана на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по математике, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; авторской программы по геометрии под редакцией Бурмистрова Т.А. Геометрия. 7-9 классы. М., «Просвещение», 2013. Рабочая программа рассчитана на 67 учебных часов в год, 2 часа в неделю.
геометрия -9.docx
Целинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хлеборобная средняя общеобразовательная школа №5
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Хлеборобная СОШ №5
Приказ № 77 от «29 »августа 2017г.
_______________ Л.Ф.Ластовыря
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Уровень общего образования (класс) основное общее 9 класс
Количество часов 67
Учитель Хомутова Ирина Ивановна
Программа разработана на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по математике,
созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; авторской программы
по геометрии под редакцией Бурмистрова Т.А. Геометрия. 79 классы. М., «Просвещение», 2013. 1. Содержание учебного предмета
Повторение 2 ч
1. Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум
неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение
векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения
векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется
как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными
отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по
правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению
данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность
применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных
геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение
в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и
выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат
применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются
свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении
геометрических задач.
3.Длина окружности и площадь круга Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных
многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для
их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной
около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного
шестиугольника и правильного 2геугольника, если дан правильный пугольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности,
используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при
неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой
окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
4.Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и
движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями
наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между
точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников
при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при
решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия
наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не
является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
5. Об аксиомах геометрии.
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства
фигур.
6. Начальные сведения из стереометрии.
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления
их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами
для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
7. Повторение. Решение задач
Раздел программы
Векторы
Метод координат
Соотношения между
сторонами и углами
треугольника
Длина окружности и
площадь круга
Движения
Начальные сведения из
стереометрии
Повторение. Решение
задач
2. 1. Учебнотематическое планирование
Количество часов
Сроки изучения
Контроль
Дата проведения
8
10
11
12
8
8
9
2.099.09
11.099.10
11.1023.11
Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
25.1124.01
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
25.013.03
5.0319.04
21.0424.05
7.11
15.12
6.02
9.03 2.2. Календарно – тематическое планирование учебного материала по геометрии,
9 класс, 2 часа в неделю (67 часов)
№п/п
Изучаемая тема
кол
во
часов
сроки
план факт
виды
контроля
оборудование
Планируемые предметные результаты.
12
35
67
Понятие вектора
Равенство векторов.
Сложение и
вычитание векторов.
Сумма двух
векторов.
Закон ы сложения
двух векторов.
Сумма нескольких
векторов.
Вычитание векторов
Применение
векторов к решению
задач.
2
3
2
1.09
5.09
8.09
12.09
15.09
22.09
Векторы8 ч 1.0926.09
УО
КЗ
ИТ у1,2
ИТ у3,6
Знать: понятия вектора, его начала и конца, нулевого вектора,
длины вектора, коллинеарных, сонаправленных, противоположно
направленных и равных векторов.
Уметь: изображать и обозначать векторы; откладывать вектор от
данной точки; решать простейшие задачи по теме
Знать: определение суммы двух векторов; законы сложения двух
векторов (правило треугольника и правило параллелограмма).
Уметь: строить вектор, равный сумме двух векторов, используя
правила сложения векторов
УО,КЗ
у7,8
Знать: понятие умножения вектора на число; свойства умножения
вектора на число.
Уметь: строить вектор, умноженный на число; решать задачи по 89
Средняя линия
трапеции.
Разложение вектора
по двум
неколлинеарным
векторам.
Координаты
вектора
1012 Связь между
координатами
вектора и
координатами его
начала и конца.
Простейшие задачи
в координатах
Решение задач
методом координат.
1314 Уравнение
окружност.и
Уравнение прямой.
1516 Решение задач
17
Решение задач по
26.09
теме
Метод координат10ч 29.097.11
2
29.09
УО,КЗ
В№6, ИТ
3.10
3
6.10
УО,КЗ
ИТ
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10
28.10
2
2
1
УО,КЗ
ИТу13,14
УО,КЗ
Знать: лемму о коллинеарных векторах и теорему о
разложении вектора по двум данным неколлинеарным
векторам с доказательствами.
Уметь: решать задачи по теме
Знать: понятие координатвектора; правила действий
над векторами с заданнымикоординатами.
Уметь: решать простейшиезадачи методом координат
Знать: формулы для нахождения координат середины отрезка,
длины вектора по его координатам, расстояния между двумя
точками. Уметь: решать простейшие задачи методом
координат
Знать: понятие координат вектора; правила действий над
векторами с заданными координатами; формулы для
нахождения координат середины отрезка, длины вектора по его
координатам, расстояния между двумя точками.
Уметь: решать простейшие задачи методом координат
Знать: понятие координат вектора; правила действий над
векторами с заданными координатами; формулы для
нахождения координат середины отрезка, длины вектора по его
координатам, расстояния между двумя точками.
Уметь: решать простейшие задачи методом координат
Знать: понятие уравнения линии на плоскости; вывод
уравнения окружности.
Уметь: решать задачи по теме
Знать: вывод уравненияпрямой.
Уметь: решать задачипо теме
Знать: формулы уравнений окружности и прямой.
Уметь: решать задачи по теме
Знать: понятие координат вектора; правила действий над
векторами с заданными координатами; формулы для
нахождения координат
Уметь: решать задачи по теме 18
теме : « Уравнение
окружности»
Контрольная
работа № 1«
Векторы»« Метод
координат»
1921 Синус, косинус,
тангенс угла
1
7.11
кр
Знать: как найти координаты середины отрезка, длины
вектора по его координатам, расстояния между двумя
точками; уравнения окружности и прямой.
Уметь: решать простейшие задачи методом координат
Соотношения между сторонами и углами треугольника11ч 10.1115.12
3
ИТ у15
10.11
УО,КЗ
Основное
тригонометрическое
тождество.
Формулы
приведения.
Формулы для
вычисления
координат точки.
14.11
17.11
2225 Теорема о площади
4
21.11
УО,КЗ
ИТ у16,17
треугольника.
Теорема синусов.
Теорема косинусов.
Решение
треугольников.
24.11
28.11
1.12
2627 Скалярное
2
5.12
УО
Знать: понятия синуса, косинуса, тангенса для углов от 0° до
180°; основное тригонометрическое тождество; формулы для
вычисления координат точки; формулы приведения sin (90° —
а), cos(90°а), sin(180°а), cos (180°а)
Знать: понятия синуса, косинуса, тангенса для углов от 0° до
180°; основное тригонометрическое тождество; формулы для
вычисления координат точки; формулы приведения sin (90° —
а), cos(90°а), sin(180°а), cos (180° а)
Уметь: решать задачи по теме
Знать: теорему о площади треугольника и теорему синусов с
доказательством.
Уметь: решать задачи по теме
Знать: теоремы синусов и косинусов с доказательствами, приемы
решения треугольников
Уметь: решать задачи по теме
Знать: определение скалярного произведения векторов; теорему о
скалярном произведении двух векторов в координатах с доказа
тельством и ее свойства; свойства скалярного произведения.
Уметь: решать задачи по теме
произведение
векторов
Скалярное
произведение в
координатах.
Решение задач
28
8.12
1
12.12
КЗ
Знать: определение скалярного произведения векторов; теорему о
скалярном произведении двух векторов в координатах с доказа 1
15.12
кр
тельством и ее свойства; свойства скалярного произведения; теорему
о площади треугольника; теоремы синусов и косинусов
. Уметь: решать задачи по теме
Длина окружности и площадь круга12ч 19.126.02
3
19.12
УО
ИТу2123
Знать: понятие правильного многоугольника и связанные с ним
понятия; вывод формулы для вычисления угла правильного «уголь
ника.
Уметь: решать задачи по теме
29
Контрольная
работа № 2 «
Соотношения
между сторонами
и углами
треугольника»
3032 Правильные
многоугольники.
Формулы для
вычисления
элементов
правильного
многоугольника.
Построение
правильных
многоугольников.
3337 Длина окружности.
Площадь круга.
Площадь кругового
сектора.
Решение задач.
Решение задач.
3840 Решение задач по
теме «Длина
окружности и
площадь круга».
Контрольная
работа № 3 «
41
22.12
26.12
9.01
12.01
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
2.02
6.02
5
3
1
КЗ
Иту24,25
Знать: вывод формулы, выражающей длину окружности через ее
радиус, и формулы для вычисления длины дуги с заданнойградусной
мерой.
Уметь: решать задачи по теме
УО,КЗ
кр
Знать: формулу, выражающую длину окружности через ее радиус;
формулу для вычисления длины дуги с заданной градусной мерой;
формулы площади круга и кругового сектора.
Уметь: решать задачи по теме Длина окружности
и площадь круга»
4244 Отображение
плоскости на себя.
Понятие движения
Решение задач.
4547 Параллельный
перенос.
Поворот.
48
49
Решение задач на
движение.
Решение задач
Контрольная
работа № 4
«Движения»
5053 Предмет
стереометрии.
Многогранник.
Призма.
Пирамида.
5457 Цилиндр.
Конус.
Сфера и шар.
Решение задач.
5859
3
3
1
1
4
4
9.02
13.02
16.02
20.02
27.02
2.03
6.03
9.03
Движения8ч 9.029.03
УО, КЗ
ИТу26
Знать: понятия отображения плоскости на себя, движения, осевой и
центральной симметрии. Уметь: решать простейшие задачи по теме
УО,КЗ
Ит у28,29
Знать: понятие параллельного переноса; доказательство того, что
параллельный перенос есть движение.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
Знать: понятие поворота; правила построения геометрических фигур
с использованием поворота; д оказательство того, что поворот есть
движение.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
УО
кр
Знать: понятия параллельного переноса и поворота; правила
построения геометрических фигур с использованием поворота и
параллельного переноса.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
Начальные сведения из стереометрии8ч 13.0324.04
УО
КЗ
13.03
16.03
30.03
3.04
6.04
10.04
13.04
17.04
20.04
Знать: как выглядят многогранники: призма, параллелепипед,
пирамида, формулы для вычисления их объемов.
Уметь: находить объемы данных многогранников
Знать: как выглядят тела и поверхности вращения: цилиндр, конус,
сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и
объемов.
Уметь: находить объемы и площади поверхности этих тел
Знать: аксиомы, положенные в основу изучения курса геометрии; Об аксиомах
планиметрии
6061 Метод координат
6264 Соотношения
между сторонами и
углами
треугольника
65
66
Движения
Длина окружности и
площадь круга
2
2
3
1
1
24.04
27.04
4.05
8.05
11.05
15.05
18.05
22.05
УО,
УО,КЗ
кр
УО,КЗ
основные этапы развития геометрии
Повторение. Решение задач9ч 27.0425.05
Знать: определения сложения и вычитания векторов, умножения
вектора на число; свойства действий над векторами; понятие
координат вектора; правила действий над векторами с заданными
координатами;
формулы для нахождения, координат середины отрезка, длины
вектора по его координатам, расстояния между двумя точками; урав
нения окружности и прямой.
Уметь: применять векторы к решению геометрических задач;
выполнять действия над векторами; решать простейшие задачи
методом координат
Знать: признаки равенства треугольников, прямоугольных
треугольников; теорему о сумме углов треугольника и ее следствия;
теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника;
теорему о неравенстве треугольника; свойства прямоугольных
треугольников; признак прямоугольного треугольника и свойство
медианы прямоугольного треугольника; свойства медиан,
биссектрис и высот треугольника; свойства равнобедренного и
равностороннего треугольников.
Уметь: решать задачи по теме
Знать: свойство касательной и ее признак; свойство отрезков
касательных, проведенных из одной точки; теорему о вписанном
угле и ее следствия; теорему об отрезках пересекающихся хорд;
свойство биссектрисыугла и его следствия; теоремы об окружностях:
вписанной в треугольник и описанной около треугольника; свойства
описанного и вписанного четырехугольников; формулы для
вычисления радиусов вписанной и описанной окружностей;
формулу, выражающую длину окружности через ее радиус; формулу
для вычисления длины дуги с заданной градусной мерой; формулы
площади круга и кругового сектора.
Уметь: решать задачи по теме 67
Итоговый урок
1
25.05
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год, но в соответствии с календарным графиком работы МБОУ
Хлеборобная СОШ №5 на 20172018 учебный год 67 часов в год за счет уменьшения количества часов на повторение по теме «Движения» с
2 до 1.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в
3.Требования к уровню подготовки учащихся:
настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной
жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
моделирования явлений и процессов;
значимости геометрии для научнотехнического прогресса.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует
обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности,
приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
овладевали приемами аналитикосинтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и
отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследова
тельской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений,
аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации,
использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные
информационные технологии.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь/знать:
Знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный
данному; уметь решать задачи.
Уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух
векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов,
пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; уметь решать
задачи.
Знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать,
какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь
решать задачи.
Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным
векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; уметь решать задачи.
Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины
вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи.
Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями; уметь решать
задачи.
Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать
формулы для вычисления координат точки; уметь решать задачи.
Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; уметь решать задачи.
Уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие
перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.
Знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного
многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны
правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.
Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движания плоскости; уметь доказывать, что осевая и
центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему
треугольник; уметь решать задачи.
Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями
плоскости; уметь решать задачи.
Иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей
поверхностей и объёмов тел.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ №5 № 1
от «28 »_августа 2017 г
___________ О.В.Комбарова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________О.В.Комбарова
«28»августа 2017 г.
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.