Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
математика
9 кл
01.11.2018
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
2. Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010. – с. 19-
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-17 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАСС.docx
Пояснительная записка
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
2.
Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9
классы, к учебному комплексу для 79 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.
Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение»,
2010. – с. 19
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях на 201617 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из
следующих содержательных компонентов (точные названия блоков):
арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории
вероятностей, статистики и логики.
В своей совокупности они
отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране,
учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной
школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным
образованием цели на информационно емком и практически значимом
материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на
протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются
и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования,
необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически
значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для
развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для
эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие
логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 9 класса
обучающиеся учатся выполнять действия над
векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике;
знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических
задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при
решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках;
рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их
вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными
видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое
представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся
начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с
основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел. Цели и задачи учебного курса
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность
мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к
преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно
технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,
формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития
пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для
эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в
развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ «Становская средняя общеобразовательная
школа» на изучение математики в 9 классе отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю,
при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 105 часа;
2 часа в неделю геометрии, итого 70 часов. Содержание учебного курса
Глава 9,10. Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение
вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты
вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение
векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными
отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием
векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся
так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное
внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами
(складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор,
равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного
вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению
геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для
координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и
прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об
изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Глава 11.
произведение векторов
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при
решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной
полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна
формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между
ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для
векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного
произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении
тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и
вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь
круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины
окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются
теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в
него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного
шестиугольника и правильного 2лугольника, если дан правильный лугольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в
него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул
длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о
пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника,
вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь —
к площади круга, ограниченного окружностью.
Глава 13. Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии.
Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными
видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее
расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание
уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и
центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах
показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается,
что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является
движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным,
однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии.
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и
аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности
о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс
геометрии 9 класса. Подготовка к ГИА.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся
перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они
овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности,
приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения
заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе
задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов,
обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного, символического, графического),
свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их
обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования
разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу,
современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания; как потребности практики привели математическую науку к необходимости
расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры
статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры
геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные
пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол
между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в
том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических
функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических
функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади
треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных
геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и
тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные
теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль,
транспортир). Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка,
которая не является следствием незнания или непонимания учебного
материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны
(если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом
проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках,
чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным
объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках,
чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по
проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное
решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии
обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос,
предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им какихлибо других
заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой
и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую
терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее
в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или
в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку
«5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое
содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно,
не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного
материала (определены «Требованиями к математической подготовке
обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности
по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической
терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые
и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их
измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного двух из этих
признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа
(нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. 3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Календарно – тематическое планирование по математике
(геометрия)
в 8 классе на 2017 – 2018 учебный год
( 2 часа в неделю, 70 ч в год)
Дата
Примечания
проведения
По
По
факт
плану
у
№
уро
ка
Тема урока
Кол
во
часо
в
Повторение курса 8 класса 2 ч
12 Повторение
Векторы 12 ч
Понятие вектора. Равенство векторов
Откладывание вектора от заданной точки
Сумма двух векторов. Законы сложения
векторов .Правило параллелограмма
Сумма нескольких векторов
Вычитание векторов
Решение задач «Сложение и вычитание
векторов»
Умножение вектора на число
Применение векторов к решению задач
Средняя линия трапеции
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Решение задач по теме «Векторы»
12
13
14 Контрольная работа №1по теме
«Векторы»
Метод координат 10 ч
15
16
Анализ контрольной работы. Разложение
вектора по двум неколлинеарным
векторам
Координаты вектора
17 Простейшие задачи в координатах
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2 18
19
20
21
22
23
Решение задач методом координат
Уравнение окружности
Уравнение прямой.
Уравнение окружности и прямой.
Решение задач
24 Контрольная работа №2 по теме
«Метод координат»
Соотношения между сторонами и
углами треугольника. Скалярное
произведение векторов. 15 ч
25
26
27
28
29
30
Анализ контрольной работы. Синус ,
косинус, тангенс угла
Синус , косинус, тангенс угла
Теорема о площади треугольника
Теорема синусов
31
Теорема косинусов
32
33
34
35
36
37
Решение треугольников
Измерительные работы на местности
Угол между векторами. Скалярное
произведение
векторов
Скалярное произведение векторов в
координатах.Свойства скалярного
произведения
Применение скалярного произведения
векторов при решении задач
Обобщающий урок
38
39 Контрольная работа №3по теме
«Соотношения между сторонами и
углами треугольника. Скалярное
произведение векторов.»
Длина окружности и площадь круга 13
ч
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1 40
41
Анализ контрольной работы.Правильный
многоугольник
Окружность,описанная около
правильного
многоугольника.Окружность,вписанная в
правильный многоугольник
42 Формулы для вычисления площади
правильного многоугольника,его стороны
и радиуса вписанной окружности
Решение задач по теме «Правильный
многоугольник»
Длина окружности
Длина окружности.Решение задач
Площадь круга и кругового сектора
Площадь круга и кругового
сектора.Решение задач
Решение задач по теме «Длина
окружности и площадь круга»
43
44
45
46
47
48
49
51
52 Контрольная работа №4по теме
««Длина окружности и площадь
круга»
Движения 10 ч
Анализ контрольной
работы.Отображение плоскости на
себя.Понятие движения
Свойства движения
Центральная и осевая симметрия
Параллельный перенос
Поворот
Решение задач по теме «Параллельный
перенос. Поворот»
Решение задач по теме «Движения»
53
54
55
56
57
58
59
61
62 Контрольная работа №5по теме
«Движения»
Повторение курса планиметрии 8 ч
Повторение . Начальные геометрические
63
1
1
1
2
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
3
1 сведения. Параллельные прямые.
64
65
66
67
Повторение. Треугольники
Повторение. Треугольники
Повторение. Окружность
Повторение. Четырёхугольники.
Многоугольники
68
Повторение.Векторы. Метод координат.
Тесты ОГЭ
69
70
1
1
1
1
1
1
2 Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
1. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. —
М.: Просвещение, 2014.
2. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. М.: Просвещение, 2003 — 2008.
3. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.:
Просвещение, 2012
4. Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.:
Просвещение, 2012.
5. Фарков А.В. Тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна Геометрия 79 кл.
– М: «Экзамен», 2010
6. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс. М.: ВАКО, 2010 – (В
помощь школьному учителю)
7. Фарков А.В. Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия 511 кл.
8. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Задачи к урокам геометрии. 711 классы. – Мир и семья95,
Интрелайн, СанктПетербург, 1998.
Минимальный набор демонстрационного учебного оборудования включает:
демонстрационные плакаты,
соотношения, законы, таблицы метрических мер;
содержащие основные математические формулы,
модели плоских и объёмных фигур;
классные линейки, угольники, транспортир, циркуль;
мультимедийный проектор, компьютер.
разработанные презентации по отдельным темам.
карточки, раздаточный материал
В наборах для индивидуального использования имеется: линейка, угольник, транспортир,
циркуль, транспортир.
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.