Основное содержание курса. Тематическое планирование учебного материала.Требования к результатам обучения и освоению содержания курса. Основные развивающие и воспитательные цели. Программа обеспечивает достижения результатов освоения образовательной программы основного общего образования.Изучение алгебры на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
компонента федерального образовательного стандарта основного общего образования;
фундаментального ядра содержания основного общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение,
2009;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по математике БОУ г.
Омска «Лицей № 145»;
примерной программы по учебным предметам «Математика» 59 классы / М.: Просвещение, с учетом авторской программы по
геометрии Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова «Геометрия 79 кл» М.: Просвещение , 2014;
учебного плана БОУ г. Омска «Лицей № 145» на 20172018 учебный год;
годового календарного учебного графика БОУ г. Омска «Лицей № 145» на 20172018 учебный год.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и
формировании личности каждого отдельного человека.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных
знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития
пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии
вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения
смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической
культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства
моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости
математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 8го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с
применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач.
Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется
применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе итангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её
свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые
доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических
курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для
обязательного изучения геометрии программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в
учебный год.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в
сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительноиллюстративный и репродуктивный.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: обучение на
деятельностной основе; Личностноориентированное обучение; Дифференцированное обучение; Дидактические игры; Педагогики
сотрудничества, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля
знаний учащихся. По предмету предусмотрена промежуточная аттестация в виде самостоятельных работ, контрольных работ,
математических диктантов, тематических тестов, а также итоговая аттестация в виде тестовых заданий.
2. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего
образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых
познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые
коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и
собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на
основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники,
средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях
(число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и
явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать
свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки
математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие
пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших
пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов
геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных
дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.3. Содержание обучения
Глава 5. Четырехугольники
Понятие осевой и центральной симметрии. Теорема Фалеса. Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки.
Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция. Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов
выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.
Глава 6. Площадь
Теорема Пифагора. Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Глава 7. Подобные треугольники
Средняя линия треугольника. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Синус, косинус, тангенс острого
угла прямоугольного треугольника и углов. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус,
тангенс одного и того же угла. Соотношение между площадями подобных треугольников.
Глава 8. Окружность
Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса.
Замечательные точки треугольника. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение
прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные
многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные
окружности правильного многоугольника. Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной
дуги окружности.
Содержание материала
№
п/п
1
Содержание обучения
Четырехугольники.
Количество контрольных
и практических работ
1
Количество часов
14 ч2
3
4
5
Площадь.
Подобные треугольники.
Окружность.
Повторение. Решение задач.
ВСЕГО
1
2
1
5
14 ч
19 ч
17 ч
4 ч
68 ч
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
В результате изучения геометрии уровне ученик должен:
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
каким образом геометрия возникла их практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них,
важных для практики.
Уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: находить стороны, углы и площади
треугольников, длины ломаных, дуги окружностей, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные
построения, алгебраический и аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их
использования;
решать простейшие планиметрические задачи.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие формулы;
решения геометрических задач;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и
технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
1. Четырехугольники (14ч.)
Знать: Понятия многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника.
Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и
признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.
Уметь: применять определения, свойства и признаки фигур и их элементов; решать задачи на доказательство, опираясь на
изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
2. Площадь (14ч.)
Знать: Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема об
отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Теорема Пифагора.
Уметь: вычислять площадей четырехугольников (треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций) при
решении задач; вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
применять алгебраический и тригонометрический аппараты при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
3. Подобные треугольники (19ч.)
Знать: Понятие подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Синус, косинус и тангенс острого угла
прямоугольного треугольника.
Уметь: Применение подобия к доказательству теорем и решения задач. Находить элементы прямоугольного треугольника,
применяя понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
4.Окружность (17ч.)
Знать: Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из
одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная втреугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные
окружности правильного многоугольника.
Уметь: использовать свойство измерения дуги окружности и градусной меры угла; вычислять длину окружности, длину дуги
окружности;
5. Критерии оценок.
При оценке устных и письменных ответов учитель должен учитывать полноту, глубину, прочность знаний и умений учащихся,
использование их в различных ситуациях. Оценка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Оценка ответа учащегося при устном или письменном опросе проводится по пятибалльной системе: 2 (неудовлетворительно), 3
(удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит
все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложения и письменная запись математически грамотны и
отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми
объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ и аккуратно записано решение.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается оценкой «5», если ученик:
1. Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;2. Изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую
терминологию и символику;
3. Правильно выполнил чертежи, рисунки, графики, сопутствующие ответу;
4. Показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при
выполнении практического задания;
5. Продемонстрировал знание ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при
ответе умений и навыков;
6. Отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны 12 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию
учителя.
Ответ оценивается оценкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
1. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
2. Допущены 12 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
3. Допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленных по
замечанию учителя.
Ответ оценивается оценкой «3», если:
1. Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
2. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, в использовании математической терминологии, в чертежах,
выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой
ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
3. При знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
1. Не раскрыто основное содержание учебного материала»
2. Обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
3. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или
графиках, в выкладках , которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных и контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
1. Работа выполнена полностью;
2. В логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;3. В решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания
учебного материала)
Отметка «4» ставится, если:
1. Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
2. Допущена одна ошибка или 23 недочета в выкладках, чертежах, графиках (если эти виды работы не являлись специальным
объектом проверки)
Отметка «3» ставится, если:
1. Допущены более одной ошибки или более 23 недочетов в выкладках, чертежах или графиках, на учащийся владеет
обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
2. Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
6. Перечень технических средств, используемых для реализации настоящей программы.
интерактивная доска;
мобильный компьютерный класс;
7. Литература.
1. Геометрия. 7—9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.].М. :
Просвещение, 2013.
2. Геометрия. 79 классы. Программы общеобразовательных учреждений./сост. Т. А. Бурмистрова// М. – Просвещение, 2013.
3. Математика: еженедельное учебнометодическое приложение к газете «Первое сентября», http
4. Тестирование online: 511 классы: http
. ru / cdo
/
. kts
:// www
. kokch
:// mat
. lseptember
. ru.