Рабочая программа по химии 8 класс.
Оценка 4.6

Рабочая программа по химии 8 класс.

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
химия
8 кл
08.05.2017
Рабочая программа по химии 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе требовании ФГОС основного общего образования второго поколения , примерной программы основного общего образования по химии , авторской программы О.С. Габриеляна, А.В.Купцовой базисного учебного плана.Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.Программа ориентирована на использование учебника:Габриелян О.С.Химия 8 класс.
программа химия 8 класс.docx
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: Раздел 1. Пояснительная записка. Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета. Раздел 3. Место курса химии в учебном плане. Раздел 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Раздел 5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения химии. Раздел 6. Содержание учебного предмета и требования к усвоению программы. Раздел 7. Тематическое планирование Раздел 8. Календарно-тематическое планирование. Раздел 9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Приложение Пояснительная записка. Химия,   как   одна   из   основополагающих   областей   естествознания,   является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому   он   должен   иметь   основы   фундаментальных   знаний   по   химии   (химическая символика,   химические   понятия,   факты,   основные   законы   и   теории),   позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся   узнают   о   материальном   единстве   всех   веществ   окружающего   мира, обусловленности   свойств   веществ   их   составом   и   строением,   познаваемости   и предсказуемости   химических   явлений.   Изучение   свойств   веществ   и   их   превращений способствует   развитию   логического   мышления,   а   практическая   работа   с   веществами (лабораторные   опыты)  –  трудолюбию,  аккуратности  и   собранности.  На  примере  химии учащиеся   получают   представления   о  методах   познания,  характерных   для   естественных наук (экспериментальном и теоретическом). Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии (базовый   уровень)   и   авторской   программы   О.С.   Габриеляна,   А.В.Купцовой   Программа основного общего образования по химии. 8­9 классы. М: Дрофа, 2012г. Данная программа конкретизирует   содержание   стандарта,   даёт   распределение   учебных   часов   по   разделам курса,   последовательность   изучения   тем   и   разделов   с   учётом   межпредметных   и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы­ 4 часа,  практические работы –7часов.          Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом  уровне, что соответствует  Образовательной  программе  МБОУ Березовской средней общеобразовательной школы. Цели изучения химии в 8 классе: • освоение   важнейших   знаний   об   основных   понятиях   и   законах   химии,   химической символике; • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; • развитие   познавательных   интересов   и   интеллектуальных   способностей   в   процессе проведения   химического   эксперимента,   самостоятельного   приобретения   знаний   в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание   отношения   к   химии   как   к   одному   из   фундаментальных   компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение   полученных   знаний   и   умений   для   безопасного   использования   веществ   и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной   жизни,   предупреждения   явлений,   наносящих   вред   здоровью   человека   и окружающей среде. Задачи: 1.Сформировать знание основных понятий и законов химии; 2. Воспитывать общечеловеческую культуру; 3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике. Рабочая   программа   построена   на   основе   концентрического   подхода.   Это   достигается путем   вычленения   дидактической   единицы   –   химического   элемента   ­   и   дальнейшем усложнении   и   расширении   ее:   здесь   таковыми   выступают   формы   существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе   учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6­7 классы),   где дается знакомство   с   строением   атома,   химической   организацией   клетки   и   процессами   обмена веществ.  Основной формой организации учебного процесса является классно­урочная система. В качестве   дополнительных   форм   организации   образовательного   процесса   используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся,   проектно­исследовательская   деятельность   с   использованием   современных информационных технологий. Преобладающей   формой   контрольные работы) и устный опрос (собеседование).   контроля   выступают   письменный     (самостоятельные   и Общая характеристика учебного предмета. Курс   химии   8   класса   предполагает   изучение   двух   разделов.   Первый   посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно­молекулярного учения и   создает   прочную   базу   для   дальнейшего   изучения   химии.   Особое   внимание   уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно­ молекулярном,   так   и   на   электронном   уровне.   Второй   раздел   посвящен   изучению электронной   теории   и   на   ее   основе   —   рассмотрению   периодического   закона   и Периодической   системы   химических   элементов   (ПСХЭ)   Д.И.   Менделеева,   строения   и свойств веществ, сущности химических реакций. Значительное   место   в   содержании   данного   курса   отводится   химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических   работ,   так   как   теорию   необходимо   подтверждать   практикой.   Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека. Место курса химии в учебном плане. Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования   федеральный   базисный   учебный   план   для   образовательных   учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в  VIII и IX  классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю. Программа по химии 8 класса рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных   форм   организации   учебного   процесса,   внедрения   современных   методов обучения и педагогических технологий. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В   основу   познавательных   ценностей   составляют   научные   знания,   научные   методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:  в признании ценности научного знания, его практической значимости,  достоверности; в ценности химических методов исследования живой и неживой природы; в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.   В   качестве   объектов   ценностей   труда   и   быта   выступают   творческая   созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии  могут рассматриваться как формирование:    уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимания необходимости здорового образа жизни; потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.  Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:    правильного использования химической терминологии и символики; потребности   вести   диалог,   выслушивать   мнение   оппонента,   участвовать   в дискуссии; способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения химии. Личностными результатами  изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:    осознавать   единство   и   целостность   окружающего   мира,   возможности   его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;  постепенно   выстраивать   собственное   целостное   мировоззрение:    осознавать потребность   и   готовность   к   самообразованию,   в   том   числе   и   в   рамках самостоятельной деятельности вне школы;  оценивать   жизненные   ситуации   с   точки   зрения   безопасного   образа   жизни   и сохранения здоровья;  оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.    формировать   экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды ­ гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными  результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:      самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать учебную проблему,  определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и,   при   необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД:        анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и   явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. осуществлять   сравнение,   классификацию,   самостоятельно   выбирая   основания   и критерии для указанных логических операций;  строить   логическое   рассуждение, следственных связей. создавать   схематические   модели   с   выделением   существенных   характеристик объекта.  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.   включающее   установление   причинно­ Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:      осознание роли веществ: ­ определять роль различных веществ в природе и технике; ­ объяснять роль веществ в их круговороте. рассмотрение химических процессов: ­ приводить примеры химических процессов в природе; ­ находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях. использование химических знаний в быту: – объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека. объяснять мир с точки зрения химии: – перечислять отличительные свойства химических веществ; – различать основные химические процессы; ­ определять основные классы неорганических веществ; ­ понимать смысл химических терминов. овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:  ­ характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы; ­ проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.  умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе: ­   использовать   знания   химии   при   соблюдении   правил   использования   бытовых химических препаратов; – различать опасные и безопасные вещества. Содержание  учебного предмета и требования к усвоению программы. Тематическое планирование № Раздел (тема) курса Кол­во часов Сроки изучения Контрольная работа, дата проведения Лабораторная работа, дата проведения 1. Введение. 2. Атомы химических  элементов. 3. Простые вещества. 4. Соединения химических  элементов. 5. Изменения, происходящие с  веществами. 6. Растворение. Растворы.  Свойства растворов  электролитов. 5 10 7 14 13 21 Л.р. № 1 Л.р. № 2 Л.р. № 3 Л.р. № 4 Л.р. № 5 Л.р. № 6 Л.р. № 7 К.р. № 1 Зачет № 1 К.р. № 2 К.р. № 3 К.р. № 4 Перечень практических работ № Тема 1. Практическая работа № 1. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. 4. 5. 6. 7. № 1. 2. 3. 4. 5. Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе Практическая работа № 4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание Практическая работа № 5. Признаки химических реакций. Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач. Перечень проверочных работ Тема Вид проверки Атомы химических элементов. Контрольная работа № 1 Простые вещества. Зачет № 1 Соединения химических элементов. Контрольная работа № 2 Изменения, происходящие с веществами. Контрольная работа № 3 Растворение. Растворы. Свойства растворов  электролитов. Контрольная работа № 4 Перечень лабораторных опытов № Тема 1. Лабораторный опыт № 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Лабораторный опыт № 2. Разделение смесей. 3. Лабораторный опыт № 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по  исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Лабораторный опыт № 4. Окисление меди в пламени спиртовки. 5. 6. Лабораторный опыт № 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого  углекислого газа. Лабораторный опыт № 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и  кислоты. 7. Лабораторный опыт № 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. 8. Лабораторный опыт № 8. Реакции, характерные для растворов кислот. 9. Лабораторный опыт № 9. Реакции, характерные для растворов щелочей. 10. Лабораторный опыт № 10. Получение и свойства нерастворимого основания. 11. Лабораторный опыт № 11. Реакции, характерные для растворов солей. 12. Лабораторный опыт № 12. Реакции, характерные для основных оксидов. 13. Лабораторный опыт № 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса. Учебно-методический комплект 1. Примерная программа основного общего образования по химии 2. Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая (базовый уровень); Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8- 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.). 3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007г 4. Химия. 8 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г. 5. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2010г. Литература для учителя:  Программа О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М.: «Дрофа», 2010г  О.С.Габриелян «Примерное тематическое планирование уроков химии», 2006г 1.Стенды:  О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии», М., «Блик и К», 2007г – «Периодическая система Д.И.Менделеева» ­ Таблица растворимости» ­ «Электрохимический ряд напряжения металлов» ­ «Индикаторы» ­«Техника безопасности» ­ Набор портретов ученых­ химиков. 2. Химическое оборудование и реактивы. 3. Противопожарная сигнализация. 4. Интерактивное оборудование компьютерного класса, интернет ресурсы и СD диски. Тематическое планирование по  химии Класс 8 Учитель Керимова Джемиле Микаиловна  Количество часов  Всего 70 час.; в неделю 2 часа. Плановых контрольных уроков 4, зачетов _____, тестов ______ ч.; Административных контрольных уроков  2ч. Раздел 8. Календарно­тематическое планирование. Планируемые результаты № п/п Дата 1 Тема Демонстрация опытов. Использование ЦОР Предмет химии. Вещества. Д. Коллекции изделий – тел из алюминия и стекла. Д. 1. Взаимодействи е соляной кислоты с мрамором. 2. Помутнение «известковой воды». презентация по теме, ЦОР Дом. задание Введение §1 Упр. 6,8,9 Основное содержание урока Предметные Личностные Метапредметные Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. Понятие о предмете химии. Предмет физики: физические тела, их состав и свойства. Предмет химии: вещества, их состав и превращения. Три агрегатных состояния вещества: твёрдое, жидкое, газообразное. Физические свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Природные и искусственные химические вещества. Лабораторный опыт 1 (учебник, с. 245) Характеризовать новый школьный предмет – химию. Классифицировать вещества по заданным признакам. Работать с лабораторным оборудованием. Соблюдать правила техники безопасности. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Преобразовывать текстовую информацию в схему и таблицу. Устанавливать границы собственного знания и незнания. Владеть химическими понятиями: атом, химический элемент, вещество. Определять: простые и сложные вещества. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их Мотивация научения предмету химия. Развивать чувство гордости за российскую химическую науку. Формирование познавательной цели Символы химических элементов Химические формулы Термины Анализ и синтез Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества. Анализировать собственну ю работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. § 2, 3 - пересказ § 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1) 2 3 Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева . Знаки химических элементов. Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ. Физические и химические явления, сопровождающие изменения веществ в природе. Отличие химических явлений от физических явлений. Обозначение хим. Элементов. Происхождение названий хим. Элементов. Общее знакомство со структурой ПТ : периоды и группы. П Т – как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Химическая формула, индекс, коэффициент: записи и чтение формул. Масса атомов и молекул. физические свойства. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химической реакции. Определять положение химического элемента в периодической системе. Называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов. Разделять смеси методом отстаивания, фильтрования и выпаривания. Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально. Проводить химические опыты с нагреванием. Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле. Вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. Формировать понятия о химических явлениях, их отличия от физических явлений. Иметь начальные представления о химической реакции. Отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. 4 5 Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. Массовая доля элемента в соединении. Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы. Массовая доля. Способы определения массовой доли элементов в соединениях. Вычисление относительной атомной и молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. § 5. Упр.1,2 § 5. Упр. 6,7 6 7 Практическая работа «Приемы обращения с лабораторным оборудованием » «Правила Т.Б» Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда. Знать ТБ в кабинете химии. Правильно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Основные сведения о строении атома. Атомы как форма существования химических элементов. Планетарная модель строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Демонстрация. Модели атомов химических элементов. Периодическая Объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Характеризовать: состав атомов Использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент». Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Изображать состав простейших веществ с помощью химических формул, сущность реакций с помощью уравнений. Измерять массы веществ. Моделировать строение молекул простых веществ. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни. Корректировать деятельнос ть: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. Формировать у учащихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Формулировать собственное мнение и позицию; Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. §5, упр.1,2,3 Определит ь качествен ный и количестве нный состав, тип вещества по формуле. § 6. Упр. 3,5 Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. система химических элементов Д. И. Менделеева. Электронные образов.ресурсы Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Рассчитывать относительную молекулярную и молярную массу по формулам веществ. Вычислять массовую долю химического элемента в веществе по формуле. Владеть понятием «относительная атомная масса. Объяснять причины изменения числа протонов в ядре и образование новых химических элементов. Связывать химические знания о строении атомного ядра со знаниями из курса физики. Объяснять причины многообразия химических элементов в природе. Решать задачи на нахождение массовой доли химических элементов в сложных соединениях. Электроны. Строение электронных оболочек атомов. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Применять составные логические 8 9 §7. Упр. 3 § 8. Упр 1 - 3 системы химических элементов Д.И. Менделеева. системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Демонстрация. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 10 Металлические и неметаллическ ие свойства элементов. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Демонстрация. Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе. Объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Построение самостоятельного процесса поиска, исследования и проведение операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Формирование представлений о химии как части общечеловеческой § 9. Упр2 культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов.. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов Определять тип химической связи (ионная) в соединениях. Решать задачи на определение массовой доли химических элементов в бинарных соединениях. Выполнять задания на определение валентности. Находить среди предложенных соединений вещества с ионной связью, определять степени окисления элементов. Объяснять схему образования ковалентной связи. 11 Ионная связь. 12- 13 Ковалентная химическая связь. §9, §.10,11 Ковалентная полярная химическая связь. 14 Металлическая химическая связь. 15 Подготовка к между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Демонстрация. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.Использовани е интерактивных технологий. Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. Положение металлов и в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Д. Коллекция металлов. Контроль знаний, Изображать схематически ковалентную полярную и неполярную связи. Называть отличительные особенности ковалентной полярной и неполярной связи, находить среди предложенных соединений вещества с ковалентной полярной и неполярной связью. § 12. Определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. Характеризовать: связь между строением и свойствами металлов. Использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. Решение стандартных и Овладение научным Повторить §. 6 – 12 §13-14. 16 17 контрольной работе по теме «Атомы химических элементов» Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов» Простые вещества – металлы и неметаллы. Аллотропия. Д. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Использование интерактивных технологий умений, навыков. Решение заданий по пройденным темам. Выполнение контрольной работы в форме ГИА. нестандартных задач по строению атома, валентности, нахождению относительной атомной и молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложных соединениях. Характеристика положения элементов- металлов в Периодической системе. Важнейшие простые вещества- металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Строение атомов металлов. Металлическая связь (повторение); физические свойства металлов – простых веществ. Аллотропия на примере олова. Физические свойства неметаллов – простых веществ. Химические формулы. Расчёт относительной молекулярной массы (повторение). Характеризовать: связь между строением и свойствами металлов. Использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту. Характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. Проводить расчеты по химическим уравнениям с использованием молярной массы и молярного объема газов. Объяснять закон Авогадро. Знать общие физические свойства металлов. подходом к решению различных задач. Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты. Сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни. Формировать устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Устанавливать причинно- следственные связи; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Формирование умений устанавливать связи между Понятие аллотропии на примере модификаций кислорода. Аллотропия фосфора, углерода. Относительность понятий «металлические» и «неметаллические» свойства. Демонстрации: белого и красного фосфора. Демонстрации: образцы белого и серого олова; получение озона. Лабораторные опыты. Получение и свойства озона неметаллов. Аллотропия. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Характеризовать связь между составом, строением, свойствами металлов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов. Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи). Знать определение молярного объема газов. Вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема и числа молекул газа (и обратные задачи. реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Анализировать эмоциональ ные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. 18 Количество вещества. 19 Молярный объем газов. Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. §. 15. Упр 2-3. § 16. Упр 1 - 5 Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме. Решение типовых заданий. Контроль знаний, умений, навыков. Проверка и закрепление знаний, умений и навыков. Анализ контрольной работы. Решение расчетных задач с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро» Подготовка к контрольной работе по теме «Простые вещества» Контрольная работа по теме «Простые вещества» Урок – упражнение. 20 21 22 23 Производить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро» Повторить §. 13 – 16 Инд.задан ия. Анализ контрольной работы, разбор ошибок в выполненных заданиях. Инд.тест § 17. Упр 1,2,5,6 § 18. Упр 1. 24 25- 26 Степень окисления. Бинарные соединения. Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия. Д. Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Пред- ставители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Составление формул, их названия. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших со- единений. Их представители: Н2O, СO2, CaO, НСl, NH3 Д. Образцы оксидов: Правильно называть: бинарные соединения по их химическим формулам. Определять: степень окисления элементов в соединениях. Определять принадлежность веществ к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов. Определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на распознавание щелочей, на углекислый газ. Формировать представление о номенклатуре неорганических соединений. Развитие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Формирование выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения. Совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. 27 Основания. 28 29- 30 Кислоты. Соли. Р2О5, СО2, SiO2,Н2О Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. Демонстрация. Знакомство с образцами оснований. Д.Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Д.1. Образцы щелочей(твёрдых и в растворе) и нерастворимых оснований. 2. Изменение окраски индикаторов Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы. Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. Исследовать свойства изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного опыта. Классифицировать изучаемые вещества по классам. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот. Сформировать понятие о солях. Рассмотреть состав и названия солей. § 19. Упр. 2- 5. §20. Выучить названия и формулы кислот §21. Табл. 5. Упр. 1- 3. 31 Кристаллически е решетки. 32 33 Чистые вещества и смеси. Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли» Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные, атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. Д. Модели кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Методы анализа веществ Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей. Д.1. Взрыв смеси водорода с воздухом. 2.Различные образцы смесей. 3.Способы разделения смесей, в том числе и с помощью делительной воронки. Л.2. Разделение смеси речного песка и Понятие о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной кристаллической решетке. Свойства веществ с этим типом кристаллической решетки. Свойства веществ с разным типом кристаллической решетки, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи. Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Готовить раствор заданной концентрации, рассчитывать массовую долю растворенного вещества. Производить расчеты массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. Вычислять массовую долю вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. Вычислять массу Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков/ анализировать, сравнивать, классифицировать и §. 22 §. 23 Упр 1,4 отчет поваренной соли. Использование интерактивных технологий. Приборы для фильтрования, выпаривания, возгонки. Соответствующие для опытов растворы и смеси веществ. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. Решение задач по вариантам с использованием информационных технологий. Контроль знаний, умений, навыков. Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора). Практическая работа «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» Решение расчетных задач с использованием понятия «доля». Контрольная работа по теме «Соединения химических 34 35 36 37 растворенного вещества и растворителя, для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. Решение расчетных задач с использованием понятия «доля». Готовить растворы заданной концентрации. обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Применять полученные знания в повседневной жизни. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Решение контрольной работы, составленной по типу ГИА. § 24. Упр 1 - 3 отчет тест тест 38- 39 элементов». Анализ контрольной работы. Физические и химические явления в химии. Лабораторная работа «Сравнение скорости реакции» «окисление меди» § 25. Упр. 3 Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Демонстрации. Коллекция нефти и продуктов ее переработки. Возгонка йода. Лабораторные опыты. Разделение смесей. Растворение Химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ. Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка. Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Признаки и условия протекания химических реакций. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать оценку учителя. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и Химические реакции. Уравнения химических реакций. перманганата калия; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; г) разложение перманганата калия. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Отличие хим. от физ. явления. Р. горения. Количественная сторона хим. реакций в свете учения об атомах и молекулах. Значение закона сохранения массы веществ. Роль М.В. Ломоносова и Дж. Дальтона в открытии и утверждении закона. Демонстрация. Взаимодействие соляной кислоты с Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Выполнять простейшие вычисления по химическим уравнениям. Объяснять различие между эндо- и экзотермическими реакциями. Уметь правильно записывать и различать химические реакции. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. социальные сообщества. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ. § 26, П. 27 Упр.2,3 40 41 Расчеты по химическим уравнениям. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. мрамором или мелом; получение гидроксида меди (II);. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции разложения. Понятие скорости химической реакции. Катализаторы. Демонстрации. 1.Электролиз воды. 2. Разложение нитратов калия, перманганата калия, гидроксида меди(II), пероксида водорода. Отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ. Объяснять причины, влияющие на скорость химических реакций. Объяснять действие катализаторов на скорость реакции, используя наблюдения в ходе лабораторных опытов. 42 Реакции Классификация Отличать реакции Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить § 28. Упр. 1-3 § 29 Упр.1,2,4,5. § 30. Упр.1,2,5. соединения. Каталитические и некаталитическ ие реакции. Обратимые и необратимые реакции. соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. Различать среди предложенных реакций реакции каталитические. Решать задания на осуществление цепочки превращений с помощью уравнений реакций, отрабатывая навыки правильного составления уравнения химических реакций. химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции соединения. Каталитические реакции. Демонстрации. 1.Осуществление переходов: S > SO2 > H2SO3 P > P2O5> H3PO4 Ca > CaO > Ca(OH)2 2.Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3.Горение фосфора. 4.Взаимодействие образовавшегося Р2О5 с водой. способы выхода из ситуации неуспеха. Корректировать деятельнос ть: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. 43 44 Реакции замещения.Эле ктрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозировани я возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции замещения. Химические свойства металлов – взаимодействие с растворами кислот и солей. Демонстрации 1.Взаимодействие щелочных металлов с водой. 2.Взаимодействие цинка и алюминия с растворами соляной и серной кислот. 3.Взаимодействие металлов (Fe, Al, Zn) с растворами солей (CuSO4 , AgNO3) 4.Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. 5.Замещение меди в растворе хлорида взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции обмена. Демонстрации. Отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения. Уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Объяснять практическое значение на практике электрохимического напряжения металлов, объясняя условия протекания предложенных схем уравнений реакций. Называть реакции замещения из повседневной жизни. Отличать реакции обмена от других типов реакций. Составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца. Решать расчетные задачи по Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи. Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. §. 31. Упр.2 - 5 § 32. Упр.3- 6. конца. 45 46 Типы химических реакций на примере свойств воды. Подготовка к контрольной работе. 1.Взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином, с растворами кислот 2.Взаимодействие H2SO4 и BaCl2 , HCl и AgNO3, NaOH и Fe2(SO4)3 и т.д.. 3.Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты 4.Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Химические свойства воды. Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Демонстрация типов химических реакций.. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. Расчеты по химическим уравнениям. составленным уравнениям. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций. Решение расчетных и качественных задач. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Те же расчеты, но с использованием понятия «доля» (исходное вещество дано в виде раствора заданной концентрации или содержит определенную долю примесей) Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Внесение необходимых §33. Упр. 1- 5 Повторить §. 25-33 47 48- 49 Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами» Растворение. Растворимость веществ в воде. §34. Контроль знаний, умений, навыков. Выполнение разноуровневого теста. Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Пользоваться таблицей растворимости. Иметь представление о насыщенных, ненасыщенных и пересыщенных растворах. Понимать и объяснять значение растворов для природы и сельского хозяйства. Иметь представление о кристаллогидратах, тепловых явлениях при растворении. Объяснять зависимость растворимости веществ от температуры. Уметь читать кривые растворимости. Наблюдать и объяснять различную растворимость веществ в воде. Растворы. Процесс растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Растворение как физико-химическим процессом. Растворы как физико- химическими системами. Зависимость растворимости твердых веществ от температуры. Классификацию растворов по признаку растворимости. дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности. Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Формирование умения: осуществлять сравнение и классификацию, выбирая критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение. Развивать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. 50 Электролитичес кая диссоциация. Демонстрация.1.Мгнов енная кристаллизация пересыщенного раствора глауберовой соли. 2..Растворимость веществ при разных температурах. Тепловые явления при растворении.3. Растворение веществ в различных растворителях. Л. Растворение безводного сульфата меди(II) в воде. Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Сильные и слабые электролиты. Понятие «степень электролитической диссоциации» и классификация электролитов. Демонстрация. Прибор для определения электропроводности растворов с электрической лампочкой. Растворы кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации, растворы сахара, спирта, ледяная уксусная кислота. 1.Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «ЭД», «сильный электролит», «слабый электролит». Понимать и объяснять сущность процесса ЭД. Объяснять механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью. Характеризовать условия течения реакции до конца в растворах электролитов. Составлять уравнения электролитической диссоциациии. § 35 2.Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Основные положения теории электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Д. Движение окрашенных ионов в 51 Основные положения теории электролитичес кой диссоциации. Понимать сущность и уметь составлять уравнения ЭД кислот, щелочей, солей. Знать определения кислот, щелочей и солей в свете ТЭД. Формулировать основные положения теории электролитической диссоциации. Корректировать деятельнос ть: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Анализировать эмоциональ ные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. §36. Упр. 4- 5 52 Ионные уравнения. §37. Упр. 1- 5. электрическом поле. Классификация ионов и их свойства. Демонстрации Л. Примеры реакций, идущих до конца. 1.Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. 2.Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, карбоната натрия и соляной кислоты. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений(«убедительно , ложно, истинно, существенно, не существенно») Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -для безопасного обращения с металлами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; -критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Знать понятия «ионы»., свойства ионов. Классифицировать ионы по составу (простые и сложные),по заряду ( катионы и анионы), по наличию оболочки (гидратированные и негидратированные). Формулировать основные положения ТЭД. Записывать уравнения ( молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости. Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворе, за химическими реакциями, протекающим в растворах. 53- 54 Кислоты, их классификация и свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Знать классификацию и химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионом виде. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Формулировать §. 38 Упр. 4,5 собственное мнение и позицию. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Представлять химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Знать определение кислот как электролитов, типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. взаимодействие кислот с металлами записывать уравнение диссоциации, объяснять условия течения этих реакций. Классифицировать кислоты по различным признакам., Объяснять и понимать суть реакции нейтрализации. Использование таблицы растворимости и электрохимического ряда напряжения металлов для характеристики химических свойств кислот и для составления уравнений реакций. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). Лабораторные опыты. Взаимодействие оксида магния с кислотами. Кислоты как класс электролитов, их классификацию. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. 55- Основания, их Классификация Знать классификацию Применять §39. 56 классификация и свойства. Упр.3,4. оснований, их химические свойства в свете ТЭД. Представлять химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Давать определение основаниям как электролитам, записывать уравнение их диссоциации. Классифицировать основания по различным признакам. Знать и записывать уравнения типичных свойств оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей (работа с таблицей растворимости)и оксидами неметаллов. правила делового сотрудничества: сравниват ь разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, Принимать решения и реализовывать их; Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Применять таблицы, схемы, модели для получения инф- ии. Презентовать подготовленн ую информацию в наглядном и вербальном виде; оснований, их химические свойства в свете ТЭД. Основания как класс электролитов, их классификация. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Лабораторные опыты. Получение нерастворимых осадков оснований и изучение их свойств. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов 57 Оксиды, их классификация и свойства. натрия или калия). Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). Л.Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований 1. Взаимодействие CO2 и NaOH 2. Разложение Cu(OH)2. Классификация оксидов, их химические свойства в свете ТЭД. Осиды классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Лабораторные опыты. Реакции, характерные для растворов основных и кислотных оксидов( основных СаО и кислотных для СО2 или SO2 ) Взаимодействие углекислого газа с §40. Упр. 1,3,4,5. Знать классификацию и химические свойства оксидов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионом виде. Обобщать сведения об оксидах. Рассмотреть свойства кислотных и основных оксидов. Классифицировать неметал лы в группы по существенному признаку);приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Устанавливать причинно- следственные связи и зависимости свойств неметаллов от их положения в ПС. Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). известковой водой. 58- 59 Соли, их классификация и свойства. §41. Упр. 1 – 5 Классификация солей, их химические свойства в свете ТЭД. Общие свойства солей в свете ТЭД. Диссоциация различных типов солей. Демонстрации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики Знать классификацию и химические свойства солей. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства солей в молекулярном и ионом виде. Рассмотреть общие свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Знать определение солей как электролитов, записывать уравнение их диссоциации. Составлять уравнения взаимодействия солей с металлами, солей с солями ( работа с табл. растворимости), солей с кислотами и щелочами ,отмечать особенности этих реакций.. (работа с таблицей Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств. Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, 60 61 Генетическая связь между классами веществ. Практическая работа « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» растворимости). Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов. Рассмотреть химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни. Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. химических свойств солей. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Д. Осуществление переходов: а) Р > Р2О5 >Н3РО4 >Са3(РО4)2; б)Са > СаО >Са(ОН)2 >Са3(РО4)2 Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов §. 42. Упр. 2-4 62- 63 Окислительно- восстановитель ные реакции. 64 Практическая работа «Решение эксперименталь ных задач» Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. ОВР. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. ОВР. Различные признаки классификации химических реакций. Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Реакции окислительно- восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия. Д.1. Примеры реакций соединения, разложения, замещения, обмена, гомо- и гетерогенных; экзо- и эндотермических; каталитических и некаталитических. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Решение экспериментальных задач. §43. Упр. 1,7. Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметь определять окислители и восстановители, отличать ОВР от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса. Определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. Отмечать различные признаки классификации химических реакций. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;составление плана и последовательности действий. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Использовать приобретенные знания и умения в практической Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексия способов и условий действия, контроль тест деятельности для безопасного обращения с веществами. Решать экспериментальные задачи. Уметь составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиции учения об ОВР. 65- 66 67 Подготовка к контрольной работе. Итоговая контрольная работа. Закрепить знания и вычислительные навыки. Рассмотреть типовые примеры контрольной работы. Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. Контроль знаний, умений, навыков. тест Тест и оценка процесса и результатов деятельности; Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. 68 Итоговый урок. Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия. Тема урока Содержание программного материала № урока по пред- мету Тема 1. Введение в химию (7 часов) 1 2 3 4 Предмет химии. Вещества 2 3 4 Вводный инструктаж по ТБ при  работе в кабинете химии. Предмет  химии. Вещества и их свойства.  Химический элемент и формы его  существования. Превращения веществ. Некоторые  исторические сведения по химии. Периодическая система химических  элементов Д.И.Менделеева. Знаки  химических элементов. Химические формулы.  Относительная атомная и  молекулярная массы. Ти п, ви д ур ок а Вво дны й 1 1 1 Дома шнее зада- ние §1,  упр. 3,  4 §2, 3  с19  упр.4,5 §4,  упр. 5  §5,  упр.2,  3, 7 Задания, формирующие УУД регуля- тивные познава - тельные коммуни- кативные личност ные Использова- ние ИКТ Форми­ рование  интереса к новому  предме­ ту. Виртуальная  лаборатория Презентация Форми­ рование  понятия о  химии и ее роли в  жизни  человека    Форми­ рование  умения  наблюдать , делать  выводы  при  проведени и опытов,  умения  работать с книгой и с периодиче ской  систе­мой. Форми­ рование  умения  работать в  парах,  отвечать на  вопросы  учителя,  умение  использо­ вать  химический язык,  умение  работать с  химичес­ кой  посудой. Дата Повтор ение Физичес кие  свойства ,  физичес кое тело  Физичес кие  свойства Атом Наимень шее  общее  кратное,  атом,  молекул а 5 6 7 5 6 7 Инструктаж по ТБ. Практическая  работа №1 «Лабораторное  оборудование и обращение с ним.  Анализ воды». Инструктаж по ТБ. Практическая  работа №2 «Наблюдение за горящей  свечой» Инструктаж по ТБ. Практическая  работа №3 «Анализ почвы» Тема 2. Атомы химических элементов (9 часов) 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 6 Основные сведения о строении  атомов. Изотопы Строение электронных оболочек  атомов химических элементов №№  1­20. Металлические и неметаллические  свойства элементов и их изменение в периодической таблице.  Ионная химическая связь. Ковалентная химическая  связь. Ковалентная полярная химическая  связь. Электроотрицательность (ЭО). 1 1 1 1 1 1 1 1 Атом.  Строени е ядра  атома §6,7  упр.1,3 , 5 Электро н §8,  упр.1­3 Форми­ рование  понятий о  строе­нии  атома,  химическо й связи и  ее видах. Период.  Группа С.53­ 56,  упр.1 §9,  упр. 2 §10,  упр.2,5 §11,  упр.  Форми­ рование  умения  работать с книгой,  умения  интегриро вать  знания из  физики в  химию. Форми­ рование  умения   слушать  учителя,  вести  диалог с  учителем и  другими  учащими­ ся. Форми­ рование  интереса  к конкрет­ ному  химическо му  элемен­ту, поиск  дополните льной  информац ии о нем. Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация 14 15 7 8 Металлическая связь Систематизация и обобщение знаний  по теме  «Атомы химических  элементов».  16 9 Контрольная работа №1 по теме  «Атомы химических элементов» Тема 3. Простые вещества (6 часов) 17 18 19 1 2 3 Простые вещества­металлы.  Аллотропия. Простые вещества­неметаллы. Количество вещества. Моль.  Молярная масса.  20 4 Молярный объем газов.  1 1 1 1 1 1 1 2,3  §12,  упр. 3 Повтор ить  основн ые  поняти я темы Презентация Физичес кие  свойства Физичес кие  свойства Относит ельная  атомная  и  молекул ярная  массы Количес тво  веществ Презентация  §13 §14,  упр.3 §15,  упр.1­3 Форми­ рование  понятия о  метал­лах, неметалла х,  количеств е вещест­ ва. Умение  работать с учебни­ ком,  дополните льной  литератур ой.период ичес­кой  систе­мой. Умение  сотруднича ть с  учителем в  поиске и  сборе  информаци и, слушать  его. Овладе­ ние  навыка­ми для  практи­ ческой  деятель­ ности. §16,  упр.1, 21 5 Основные и производные единицы  измерения массы, количества и  объема вещества. 22 6 Решение задач с использованием  понятий «количество вещества»,  «молярная масса», «молярный  объем», «постоянная Авогадро» Тема 4. Соединения химических элементов (14 часов) 23 1 Степень окисления. Начало  номенклатуры бинарных соединений 24, 25 2, 3 Оксиды 26, 27 4, 5 Основания. Степень окисления и  заряд иона в сравнении 1 1 1 2 2 а 2 Количес тво  веществ а,  молярна я масса,  молярны й объем,  постоян ная  Авогадр о §15, 16 упр. 4­ 5, с.85 §15,  16,  с 82  упр. 4 с 85  упр. 3 Презентация §17,  упр.1,2 §18,  упр.1,3 ,4 §19,  упр.4­6 Формиров ание  понятия о  степени  окисле­ ния,  классов  соединени Умение  работать с учебни­ ком,  умение  сопоставл ять,  работать с Умение  исполь­ зовать  знания в  быту.  Умение  работать  в  парах, в  группах,  отвечать на  вопросы  учителя. 28, 29 6, 7 Кислоты 30, 31 8, 9 Соли 32 33 10 11 Аморфные и кристаллические  вещества. Типы кристаллических  решеток Чистые вещества и смеси. Состав  смесей (массовая и объемная доли  компонентов в смеси) 34, 35 12, 13 Решение задач на смеси. 36 14 Контрольная работа № 2 по теме  «Соединения химических  элементов» Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (13 часов) 37 38 1 2 Физические явления в химии как  основа разделения смесей. Признаки и условия течения  химических реакций 2 2 1 1 2 1 1 1 Атом.  Молекул а Физичес кое тело. Физичес кие  свойства Смеси.  Чистые  веществ а Способы разделен ия  смесей формулам и. й, чистых  вещест­ вах и  смесях. Презентация §20,  упр.3­5 §21,  упр.3 §22 §23, 24 упр.3 §24,  упр. 3,  5, 7 Презентация §25,  упр. 3 §26,  упр.  1,2 Форми­ рование  понятий о  химиче­ ских  реакци­ях, их типах;  умения  Умение  работать с учебни­ ком,  периодиче ской  систе­мой, алгоритмо Умение  вести  диалог,  работать в  парах,  работать с  учителем. Умение  интегриро вать  полученны е знания в  практи­ ческой  жизни. 39 40 41 42 43 44 3 4 5 6 7 8 45, 46 9, 10 Закон сохранения массы вещества.  Уравнения химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям Реакции разложения. Понятие о  скорости реакции и катализаторах Реакции соединения. Понятие о  цепочках превращений. Реакции замещения. Ряд активности  металлов Реакции обмена. Условия их  протекания до конца Типы химических реакций на  примере свойств воды. Понятие о  гидролизе 1 1 1 1 1 1 2 Презентация §27,  упр. 1­ 3 §28,  упр. 1­ 3 писать  реакции и  расстав­ лять  уравне­ ние в  химически х реакции­ ях. м расстав­ ления  коэффи­ циентов в  химически х уравне­ ниях;  умение  интегриро вать  знания из  физики в  химию. Количес тво  веществ а.  Молярна я масса.  Молярн ый  объем §29,  упр. 1­ 2;  §30,  упр.  1,2 §31,  упр. 2­ 4 §32,  упр. 3­ 5 §33,  упр. 1­ 3 Реакции  разложе ния,  соедине ния,  обмена, замещен ия   47 11 48 12 49 13 Инструктаж по ТБ. Практическая  работа №4 «Признаки химических  реакций и их классификация» Контрольная работа № 3 по теме  «Изменения, происходящие с  веществами» Инструктаж по ТБ Практическая  работа № 5 «Приготовление  раствора сахара с заданной массовой долей» 1 1 1 Тема 6. Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (19 часов) 50 1 Электролитическая диссоциация.  Основные положения ТЭД 51 ­53 2­4 Кислоты в свете ТЭД 54­56 5­7 Основания в свете ТЭД, 1 3 3 Ионная  связь.  Ковален тная  неполяр ная и  полярна я связь.  Ионы Кислота §35­36, упр.3­ 5,  с.203 §38,  упр. 1,  3, 4 Основан ие §39,  упр.1,  Форми­ рование  понятий о  раство­ рах,  электро­ литическо й  диссоциац ии,  ионных  уравне­ ниях,  кисло­тах, основа­ Формиров ание  умения  работать с учебнико м,  алгоритма ми  составлен ия ионных уравнений и  расстанов ки  коэффи­ Формирован ие умения  работать  индивидуал ьно и в  парах,  сотруднича ть с  учителем,  умение  задавать  вопросы. Формиров ание  умения  интегриро вать  знания о  расство­ рах,   кисло­тах, основа­ ниях,  солях и  оксидах в  повсед­ невную  Презентация Презентация Презентация 57, 58 8, 9 Оксиды 59­61 10­12 Соли в свете ТЭД 62, 63 13, 14 Окислительно­восстановительные  реакции 64 15 65 16 66 67 17 18 Инструктаж по ТБ Практическая  работа № 6 «Свойства  электролитов» Подготовка к контрольной работе по теме «Теория электролитической  диссоциации и свойства классов  неорганических соединений» Понятие о генетической связи между классами неорганических  соединений Инструктаж по ТБ Практическая работа № 7.  «Экспериментальное решение задач  по ТЭД» 2 3 2 1 1 1 1 3,4 §40,  упр. 1,  3,4 §41,  упр. 1­ 3, 5 §43,  упр. 1,  7 Повтор ить  поняти е об  ионных реакци ях §42,  упр. 2­ 4 ний,  солях,  оксидов,  окисли­ тельно­ восстанов итель­ных  реакци­ях. циентов в  окисли­ тельно­ восстанов итель­ных  реакции­ ях. жизнь. Презентация Презентация Презентация 68 19 Итоговое занятие по курсу 8 класса.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.

Рабочая программа по химии 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017