Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего общего образования по химии (базовый уровень) для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, программы курса химии О.С. Габриелян для базового изучения химии в 10-11 классах. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (социально-экономический профиль)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митрофановская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей естественных
наук
Протокол № 1 от «28» 08
2017г
Руководитель ШМО
Бабакова Т.В.
Согласовано
Заместитель директора
школы по УВР
_________Мишутина Т.П.
Утверждаю
Приказ от «196» 29.08. 2017г
Директор школы ______
Косолапенкова О.Н.
Рабочая программа
по химии
10 класс
социальноэкономический профиль
Разработала
Зябкина Ольга Алексеевна
учитель высшей квалификационной категории20172018 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
Приказом Министерства образования РФ от 24 января 2012 года №39 «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Примерной программой среднего общего образования по химии (базовый уровень) для 1011
классов общеобразовательных учреждений, программы курса химии О.С. Габриелян для базового
изучения химии в 1011 классах.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших
химических понятиях, законах и теориях.
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических
явлений и свойств веществ, оценка роли химии в развитии современных технологий и получения новых
материалов.
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного
приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости
химически грамотного отношения к своему здоровью в окружающей среде.
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту,
сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждение явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.
Изучение химии вносит большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего
образования и призвано обеспечить:
формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира,
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,
трудовой деятельности,
выработку понимания общественной портебности в развитии химии, а также формирование
отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности,
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной
жизни.
Изучение курса химии дает возможность формирования познавательных ценностей, основу которых
составляют научные знания, научные методы познания. Ценностные ориентации, формируемые у
обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
1. в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
2. в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
3. в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность,
здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как
формирование:1. уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
2. понимания необходимости здорового образа жизни;
3. потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в
повседневной жизни;
4. сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу
которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на
воспитание у учащихся:
1. правильного использования химической терминологии и символики;
2. потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
3. способности открыто выразить и аргументировано отстоять свою точку зрения.
Количество часов, предусмотренное на изучение химии в 10 классе базового уровня:
Всего35 часов. В неделю 1 час.
Из них: плановых контрольных работ 2,
Практических работ2.
2. Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение строения и состава веществ, зависимости их
свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей
химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов и энергии.
Поэтому учебное содержние предмета базируется на следующих блоках примерной программы:
«Методы познания в химии», «Теоретические основы химии», «Органическая химия», «Неорганическая
химия», «Химия и жизнь».
Содержание этих учебных блоков отражает основные содержательные линии:
вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических
свойствах, биологическом действии.
химическая реакция – знания об условиях в которых проявляются химические свойства веществ,
о способах упрвления химическими процессами.
применение веществ – знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее
часто потребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском
хозяйстве, на транспорте.
язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, которые их обзначают, номенклатура,
химические формулы и уравнения, правила перевода информации на химический язык и обратно.
Основными идеями данного курса химии являются:
материальное единство веществ окружающего мира, их тесная генетическая связь,
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций,
объективность и познаваемость законов природы,
конкретное химическое соединение как звено в неперерывной цепи превращения веществ,
участвующее в круговороте химических элементов и химической эволюции,
объясняющая роль теоретических знаний для изучения фактологического материала,
возможность управления химическими превращениями веществ,
использование экологически безопасных производств и защита окружающей среды от загрязнения
на основе химических знаний,
взаимосвязь науки и практики.
3. Место, особенности учебного предмета в учебном планеУчебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для
обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего общего образования на базовом
уровне. Данная программа рассчитана на 35 часов для изучения куса органической химии в 10 классе
базового уровня, то есть на проведение 1 урока в неделю.
4. Содержание учебного предмета
Раздел 1: «Теория строения органических соединений» (2 часа)
Методы научного познания: наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный
эксперимент. Вывод. Предмет органической химии. Становление органической химии как науки.
Витализм и его крах
Основные положения теории строения Бутлерова. Валентность. Элементы с постоянной и переменной
валентностью. Структурные формулы неорганических и органических веществ. Типы углеродных
цепочек: линейная, разветвленная, замкнутая. Кратность химической связи. Изомерия. Виды
изомерии. Понятие о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ.
Демонстрации:
Коллекция природных, искусственных и синтетических органических соединений.
Лабораторные опыты:
Определение элементарного состава органических соединений.
Изготовление моделей молекул органических веществ.
Раздел 2: «Углеводороды и их природные источники» (6 часов)
Природный газ. Алканы.Алкены. Этилен.Алкадиены. Каучуки.Алкины. Ацетилен.Арены. Бензол.
Нефть. Способы переработки нефти.
Демонстрации:
Коллекция веществ и материалов, получаемых на основе природного газа.
Шаростержневые модели молекул первых представителей гомологического ряда алканов.
Шаростержневая и объемная модели молекулы этилена.
Горение этилена.
Коллекция «Полиэтилен и изделия из него».
Модели шаростержневая и объемная 1,3 – бутадиена и изопрена. Разложение каучука при нагревании.
Испытание продуктов разложения на непредельность.
Коллекции «Каучуки и резины».
Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Обнаружение непредельных соединений в жидких
нефтепродуктах.
Модели шаростержневая и объемная ацетилена. Горение ацетилена.
Объемная модель молекулы бензола.
Горение бензола. Отношение бензола к бромной (йодной) воде и раствору перманганата калия (на
примере технических растворителей, содержащих арены).
Лабораторные опыты:
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Получение и свойства ацетилена.
Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
Раздел 3: «Кислородосодержащие органические вещества» (15 часов)
Единство химической организации живой природы. Спирты.
Фенол.
Альдегиды и кетоны.
Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры. Мыла. Жиры.
Решение расчетных задач и упражнений по теме: Единство химической организации природы. Спирты.
Решение расчетных задач и упражнений по теме: Фенол.
Решение расчетных задач и упражнений по теме: Альдегиды и кетоны.Решение расчетных задач и упражнений по теме: Карбоновые кислоты.
Решение расчетных задач и упражнений по теме: Сложные эфиры. Жиры. Мыла.
Углеводы.
Дисахариды и полисахариды.
Демонстрации:
Модели шаростержневые и объемные молекул спиртов: метанола, этанола, этиленгликоля и глицерина.
Горение этанола. Взаимодействие этанола с натрием. Получение этилена из этанола.
Объемная модель молекулы фенола.
Растворимость фенола в воде при комнатной температуре и при нагревании.
Взаимодействие фенола с раствором щелочи и бромной водой.
Качественная реакция на фенол с хлоридом железа (3).
Модели шаростержневые и объемные молекул метаналя и этаналя. Ознакомление с коллекцией
пластмасс и изделий их них
Модели шаростержневые и объемные молекул муравьиной и уксусной кислот.
Образцы некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, стеариновой, щавелевой, бензойной,
лимонной.
Отношение карбоновых кислот к воде.
Получение сложного эфира реакцией этерификации.
Коллекция пищевых жиров и масел.
Растворимость жиров в органических и неорганических растворителях.
Изготовление мыла.
Коллекция образцов природных пахучих масел.
Коллекция жидких и твердых моющих средств.
Коллекция углеводов.
Коллекция крахмалосодержащих продуктов питания и продуктов на основе сахарозы
Лабораторные опыты:
Свойства этилового спирта.
Свойства глицерина.
Свойства формальдегида.
Свойства уксусной кислоты.
Свойства жиров.
Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
Химические свойства глюкозы.
Свойства крахмала.
Контрольная работа 1: «Углеводороды»
Контрольная работа 2: «Кислородосодержащие соединения»
Раздел 4: «Азотосодержащие органические вещества» (3 часа)
Природные красители как производные анилина. Открытие и структура анилина. Аминогруппа.
Основные свойства анилина. Бромирование анилина как качественная реакция. Взаимное влияние
атомов в молекулах органических веществ на примере анилина. Получение анилина. Реакция Зинина.
Аминокапроновая кислота. Полиамидные волокна. Капрон. Реакция поликонденсации. Понятие об
амидах карбоновых кислот. Аминокислоты как бифункциональные амфотерные соединения.
Особенности диссоциации карбоновых кислот в водных растворах. Биполярные ионы. Классификация
и номенклатура аминокислот. Аминокислоты в природе их биологическая роль. Незаменимые
аминокислоты.
Белки как биополимеры, их строение (первичная, вторичная и третичная структуры), химические
свойства (денатурация, гидролиз, биуретовая, ксантопротеиновая реакции). Биологические функции
белков: строительная, ферментативная, транспортная, сигнальная и др.
ДНК и РНК как биополимеры. Общая схема строения нуклеотида. Сравнение строения, нахождение в
клетке и функции ДНК и РНК. Виды РНК и их функции. Понятие о биотехнологии и ее использование.
Понятие о генной инженерии. Генномодифицированные продукты.Демонстрации:
Модели молекул метиламина и анилина.
Физические свойства анилина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде.
Взаимодействие анилина с кислотами.
Взаимодействие газообразного мелиламина и хлороводорода.
Отношение анилина к бромной (йодной) воде.
Коллекция анилиновых красителей и препаратов на основе анилина.
Аптечные препараты, содержащие аминокислоты. Упаковки продуктов, содержащих аминокислоты и их
соли. Доказательство амфотерности аминокислот.
Денатурация белка куриного яйца под действием температуры, растворов солей тяжелых металлов и
этанола.
Горение птичьего пера, кусочка натуральной кожи и шерстяной нити.
Цветные реакции белков.
Модель молекулы ДНК. Образцы продуктов, полученных из трансгенных форм растений и животных.
Лекарственные средства и препараты, изготовленные с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты: Свойства белков.
Раздел 5: «Химия и жизнь» (9 часов)
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы.
Особенности строения и свойств (селективность, эффективность, зависимость действия от температуры
и РН среды) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами.
Значение ферментов для жизнедеятельности живых организмов.
Использование ферментов в промышленности.
Понятие о витаминах. Нормы их потребления. Понятие о авитаминозе, гипои гипервитаминозе.
Классификация витаминов. Водо и жирорастворимые витамины.
Понятие о гормонах как о биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию
функций в организме.
Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое
разрушение в тканях.
Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета.
Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.
Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз.
Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных
соединений.
Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных
полимеров.
Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое.
Понятие о пластмассах. Термопласты и термореактивные полимеры.
Понятие о волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна.
Классификация полимеров.
Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолформальдегидные смолы,
поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.
Классификация волокон.
Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк), хлорин, нитрон,.
капрон, найлон, лавсан.
Демонстрации:
Лекарственные средства, содержащие ферменты – пепсин, мезим, фестал и др.
Упаковки от стиральных порошков , содержащих ферменты.
Образцы витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты.
Коллекция гормональных препаратов.
Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Коллекция синтетических и искусственных полимеров, пластмасс, изделий из них.Коллекция синтетических и искусственных полимеров, волокон, изделий из них.
Лабораторные опыты:
Действие сырого и варенного картофеля или мяса на перекись водорода. Выполнение тренировочных упражнений
по теме.
Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Знакомство с образцами пластмасс, волокон, каучуков.Элементы содержания
Наименование
раздела,
тема урока
№
ур
ок
а
Раздел 1: «Теория строения органических соединений» (2 часа)
1
Виды деятельности
Предмет
органической
химии
Методы научного познания:
наблюдение,
предположение,
гипотеза. Поиск закономерностей.
Научный эксперимент.
Вывод.
Предмет органической химии.
Становление органической химии
как науки. Витализм и его крах.
2.
Теория
строения
органических
соединений
Основные положения теории
строения Бутлерова. Валентность.
Элементы с постоянной и
переменной
валентностью.
Структурные
формулы
неорганических и органических
веществ.
углеродных
цепочек: линейная, разветвленная,
замкнутая.
Кратность
химической связи. Изомерия. Виды
изомерии. Понятие о взаимном
влиянии атомов в молекулах
органических веществ.
Типы
5.Тематическое планирование
Определение элементарного состава
органических соединений.
Плавление, обугливание и горение
органических веществ на примере
сахарозы.
Д. Коллекция природных,
искусственных и синтетических
органических соединений.
Л. Определение элементарного
состава органических соединений.
по
Выполнение
построению молекул органических
веществ с разными типами цепочек.
Приводить примеры изомеров и
гомологов к заданным веществам.
Построение
простейших
структурных формул изомеров
веществ.
Л. Изготовление моделей молекул
органических веществ.
упражнений
Требования к умениям
обучающихся
Виды, формы
контроля
Различать предметы органической
и неорганической химии,
минеральные и органические
вещества. Классифицировать
органические вещества по их
происхождению на природные,
искусственные и синтетические.
Проводить и наблюдать
химический эксперимент.
и
веществ
Различать
Объяснять причины многообразия
органических
и
особенности строения атома
понятия
углерода.
«валентность»
«степень
окисления»,
оперировать ими.
Отражать состав и строение
органических
с
помощью структурных формул и
моделировать
их молекулы.
Различать понятия «изомер» и
«гомолог» Называть изученные
положения теории строения А.М.
Бутлерова.
соединений
Определять
принадлежность
веществ к разным классам
углеводородов. Называть их по
международной
номенклатуре,
характеризовать
и
строение
важнейших
свойства
Блицопрос. Отчет
по наблюдаемым
экспериментам.
Самостоятельная
работа по теме.
Составление
кластера по теме.
Раздел 2: «Углеводороды и их природные источники» (6 часов)
3
Природный газ.
Алканы.
Природный газ, его состав и
направления использования в
качестве топлива и химического
сырья.
Конверсия метана.
Синтезгаз и его использование
для получения синтетического
Д. Коллекция веществ и материалов,
получаемых на основе природного
газа.
Д. Шаростержневые модели молекул
первых
представителей
гомологического ряда алканов.Определение
принадлежности
веществ к разным классам
Упражнения в
углеводородов.
составлении
названий
УВ,
характеристика строения и свойств
важнейших
представителей.
Физические свойства газообразных,
жидких и твердых предельных УВ.
Д. Шаростержневая и объемная
модели молекулы этилена. Горение
этилен, Коллекция «Полиэтилен и
изделия из него».
Л. Обнаружение непредельных
соединений в жидких
нефтепродуктах.
Выполнение упражнений на
составление уравнений реакций с
участием представителей алканов, со
способами получения. Построение
разных видов изомеров и гомологов.
Применение правила Марковникова
при составлении уравнений реакций.
представителей. Обобщать знания
и делать выводы о закономерностях
изменения свойств УВ в
гомологических рядах. Различать
понятия «изомер», «гомолог»
Называть по международной
номенклатуре алкены.
Характеризовать строение,
свойства, способы получения и
применения этилена. Наблюдать,
самостоятельно проводить
эксперимент. Устанавливать
зависимость между типом строения
УВ и его химическими свойствами
на примере логических связей:
предельный – реакции замещения,
непредельный –реакции
присоединения.
Выполнение
дифференцированн
ых заданий по
индивидуальным
карточкам с
взаимопроверкой.
4. Алкены.
Этилен.
бензина и метанола.
Этилен как представитель алкенов.
Получение в промышленности
(дегидрирование этана) и в
лаборатории (дегидратация
этанола) Свойства (горение,
бромирование, гидратация,
полимеризация, окисление
раствором марганцовки) и
применение этилена. Полиэтилен.
Пропилен. Стереорегулярность
полимера. Основные понятия
химии высокомолекулярных
соединений. Реакции
полимеризации. Полиэтилен и
области его применения.
Получение полиэтилена
полимеризацией этилена,
полипропилена – полимеризацией
пропилена. Правило Марковникова
на примере пропилена.
Качественные реакции на
непредельные соединения:
обесцвечивание бромной воды
раствора перманганата калия.
Гомологический ряд этиленовых
УВ. Изомерия углеродного
развития (углеродного скелета и
положения кратной связи),
номенклатура. Получение этилена
дегидратацией этанола и
дегидрированием этана.5. Алкадиены.
Каучуки.
6. Алкины.
Ацетилен.
Каучук и его свойства.
Вулканизация каучука. Резина.
Изопрен как мономер природного
каучука. Синтетический каучук
бутадиен – 1,3 как мономер
дивинилового и бутадиенового
синтетических каучуков. Иные
химические свойства диенов:
галогенирование,
гидрогалогенирование,
гидрирование, 1,2 и 1,4 –
присоединение. Получение
диеновых УВ методом Лебедева
и дегидрированием алканов.
Гомологический ряд
сопряженных диеновых УВ,
номенклатура.
Высокотемпературное пламя
ацетилена как одна из областей его
применения. Получение ацетилена
пиролизом метана и карбидным
способом. Получение карбида
кальция. Химические свойства
ацетилена : галогенирование,
гидрогалогенирование (хлорвинил и
ПВХ и его применение), гидратация
– реакция Кучерова, тримеризация
– реакция Зелинского.
Гомологический ряд, изомерия,
номенклатура алкинов.
7. Арены. Бензол. Открытие бензола, его свойства и
первые области его применения.
Установление химического
строения бензола. Формула Кекуле.
Современные представления о
строении бензола. Химические
свойства бензола: галогенирование,
нитрование. Получение бензола.
Гомолог бензола – толуол.
Д. Объемная модель молекулы
бензола. Горение бензола. Отношение
бензола к бромной (йодной) воде и
раствору перманганата калия (на
примере технических растворителей,
содержащих арены).
Выполнение упражнений на
составление уравнений реакций с
участием бензола, со способами
получения, химическими свойствами.
Д. Модели шаростержневая и
объемная 1,3 – бутадиена и
изопрена. Разложение каучука при
нагревании. Испытание продуктов
разложения на непредельность.
Д. коллекции «Каучуки и резины».
Выполнение упражнений на
составление уравнений реакций с
участием представителей
алкадиенов, со способами получения.
Называть по международной
номенклатуре диены.
Характеризовать строение,
свойства и способы получения и
области применения 1,3 бутадиена.
Наблюдать и описывать
демонстрационный эксперимент.
Составление
обобщающей
таблицы.
Д. Модели шаростержневая и
объемная ацетилена. Горение
ацетилена.
Л. Получение и свойства ацетилена.
Выполнение упражнений на
составление уравнений реакций с
участием представителей алкинов, со
способами получения, химическими
свойствами.
Называть по международной
номенклатуре алкины.
Характеризовать строение,
свойства, способы получения и
области применения ацетилена.
Наблюдать, самостоятельно
описывать химический
эксперимент. Различать
особенности реакции
присоединения у ацетилена от
реакции присоединения этилена.
Характеризовать строение,
свойства, способы получения и
области применения бензола.
Наблюдать, самостоятельно
описывать демонстрационный
химический эксперимент.
Выполнение
упражнений по
теме с проверкой в
парах.
Составление
логико
структурной
схемы.8. Нефть.
Способы
переработки
нефти.
Нефть, ее состав, физические
свойства и происхождение.
Экологические последствия
разлива нефти и способы борьбы с
ними. Процессы переработки
нефти: ректификация, крекинг,
риформинг. Продукты переработки
нефти и их использование.
Понятие об октановом числе.
Д. образование нефтяной пленки на
поверхности воды. Обнаружение
непредельных соединений в жидких
нефтепродуктах.
Л. Ознакомление с коллекцией
«Нефть и продукты ее переработки»
Составление
систематизирующе
й таблицы.
Тестирование.
Характеризовать состав и
основные направления переработки
нефти. Устанавливать
зависимость между объемами
добычи нефти в России и бюджетом
государства. Находить
взаимосвязь между изучаемым
материалом и будущей
профессиональной деятельностью.
Соблюдать правила экологически
грамотного поведения и
безопасного обращения с
нефтепродуктами в быту и на
производстве.
Называть по международной
номенклатуре спирты.
Характеризовать строение,
свойства, способы получения и
области применения этанола и
глицерина. Наблюдать,
самостоятельно описывать
химический эксперимент.
Классифицировать спирты по их
атомности.
Раздел 3: «Кислородосодержащие органические вещества» (15 часов)
9.
Единство
химической
организации
живой природы.
Спирты.
Д. Модели шаростержневые и
объемные молекул спиртов:
метанола, этанола, этиленгликоля и
глицерина.
Горение этанола. Взаимодействие
этанола с натрием. Получение
этилена из этанола.
Л. Свойства этилового спирта.
Свойства глицерина. Выполнение
упражнений на составление
уравнений реакций с участием
этанола, со способами получения,
химическими свойствами.
Единство химической организации
живой природы. Этиловый спирт и
его свойства. Окисление этанола
ферментативное и оксидом меди
(2). Химические свойства этанола:
дегидратация, взаимодействие с
натрием, горение. Получение
этанола гидратацией этилена,
щелочным гидролизом
галогенэтана, брожением сахара.
Гомологический ряд одноатомных
спиртов. Изомерия, номенклатура.
Многоатомные спирты:
этиленгликоль, глицерин.
Качественная реакция на
многоатомные спирты.
Строение молекулы и физические
свойства фенола. Взаимное влияние
атомов в молекулах органических
веществ на примере фенола.
Химические свойства фенола:
кислотные свойства, реакции
галогенирования, нитрования.
Получение фенола из
10. Фенол.
Д. Объемная модель молекулы
фенола. Растворимость фенола в
воде при комнатной температуре и
при нагревании. Взаимодействие
фенола с раствором щелочи и
бромной водой. Качественная
реакция на фенол с хлоридом железа
(3). Выполнение упражнений на
Характеризовать строение,
свойства фенола на основе
взаимного влияния атомов в
молекуле, способы получения и
области применения фенола.
Наблюдать, самостоятельно
описывать демонстрационный
химический эксперимент.
Блицопрос.каменноугольной смолы и
производных бензола.
составление уравнений реакций с
участием фенола, со способами
получения, химическими свойствами.
Д. Модели шаростержневые и
объемные молекул метаналя и
этаналя. Ознакомление с коллекцией
пластмасс и изделий их них.
Л. Свойства формальдегида.
Выполнение упражнений на
составление уравнений реакций с
участием формальдегида и
ацетальдегида , со способами
получения, химическими свойствами.
Соблюдать правила экологически
грамотного поведения и
безопасного обращения с горючими
и токсическими веществами в быту
и окружающей среде.
Характеризовать строение,
свойства формальдегида и
ацетальдегида на основе строения
молекул, способы получения и
области применения. Наблюдать,
самостоятельно описывать
демонстрационный химический
эксперимент. Соблюдать правила
экологически грамотного
поведения и безопасного
обращения с горючими и
токсическими веществами в быту и
окружающей среде.
11. Альдегиды и
кетоны.
12. Карбоновые
кислоты.
Производство и использование
строительных и отделочных
материалов на основе полимеров из
фенолформальдегидных смол и их
аналогов. Формальдегид, его
строение и физические свойства.
Формалин. Химические свойства
формальдегида: гидрирование,
окисление. Реакции
поликонденсации.
Гомологический ряд альдегидов.
Изомерия, номенклатура.
Качественная реакция на
альдегидную группу. Получение
формальдегида и ацетальдегида из
соответствующих спиртов.
Понятие о кетонах. Альдегиды и
кетоны в природе.
Карбоновые кислоты в природе и в
быту. Химические свойства
карбоновых кислот в сравнениями
со свойствами соляной кислоты
(взаимодействие с металлами,
основными оксидами, основаниями,
солями). Уксусная кислота как
слабый электролит., ионные
уравнения реакций с ее участием.
Реакции этерификации.
Гомологический ряд предельных
одноосновных карбоновых кислот,
изомерия, номенклатура.
Получение муравьиной и уксусной
кислот. Отдельные
представители кислот иного
строения: олеиновая, линолевая,
Д. Модели шаростержневые и
объемные молекул муравьиной и
уксусной кислот. Образцы
некоторых карбоновых кислот:
муравьиной, уксусной, стеариновой,
щавелевой, бензойной, лимонной.
Отношение карбоновых кислот к
воде. Получение сложного эфира
реакцией этерификации.
Л. Свойства уксусной кислоты.
Выполнение упражнений на
составление уравнений реакций с
участием уксусной кислоты , со
способами получения, химическими
свойствами.
Характеризовать строение,
свойства карбоновых кислот на
основе строения молекул, способы
получения и области применения
муравьиной и уксусной кислоты.
Различать общее, особенное и
единичное в строении и свойствах
муравьиной и уксусной кислот.
Наблюдать, самостоятельно
описывать демонстрационный
химический эксперимент.
Соблюдать правила экологически
грамотного поведения и
безопасного обращения с горючими
и токсическими веществами в быту
и окружающей среде.
Работа в группах
по инструктивным
карточкам.
Составление
опорной схемы по
теме.13. Сложные
эфиры. Мыла.
Жиры.
14. Подготовка к
контрольной
работе.
линоленовая, акриловая,
щавелевая, бензойная.
Изучение состава жиров. Жиры
растительного и животного
происхождения. Гидролиз жиров и
их омыление. Мыла. СМС.
Экологические аспекты их
применения. Гидрирование жидких
жиров. Производство твердых
жиров на основе растительных
масел. Понятие о сложных эфирах.
Сложные эфиры одноосновных
карбоновых кислот и одноосновных
спиртов. Изомерия и
номенклатура сложных эфиров.
Реакция этерификации. Сложные
эфиры в природе. Жиры как
сложные эфиры глицерина и
высших жирных кислот. Замена
жиров в технике непищевым
сырьем.
Классификация углеводородов.
Взаимосвязь между составом,
строением и свойствами
углеводородов. Генетическая связь
между классами углеводородов.
Составление
экологической
сказки по теме.
Д. Коллекция пищевых жиров и
масел. Растворимость жиров в
органических и неорганических
растворителях. Изготовление мыла.
Коллекция образцов природных
пахучих масел. Коллекция жидких и
твердых моющих средств.
Л. Свойства жиров. Сравнение
свойств растворов мыла и
стирального порошка.
Характеризовать строение,
свойства жиров на основе строения
молекул, классификации жиров по
их составу и происхождению и
производство твердых жиров на
основе растительных масел.
Наблюдать, самостоятельно
описывать демонстрационный
химический эксперимент.
Соблюдать правила экологически
грамотного поведения и
безопасного обращения с горючими
и токсическими веществами в быту
и окружающей среде.
Выполнение тренировочных
упражнений по теме.
15. Контрольная
работа 1:
«Углеводороды
»
Классификация углеводородов.
Взаимосвязь между составом,
строением и свойствами
углеводородов. Генетическая связь
между классами углеводородов.
Выполнение заданий контрольной
работы по теме.
16.
Решение
расчетных задач
и упражнений
Основные понятия темы: Единство
химической организации природы.
Спирты.
Выполнение заданий: Расчетные
задачи на типы: на вывод формулы
органического вещества по массовым
Классифицировать УВ по
строению скелета, наличию
кратных связей. Устанавливать
взаимосвязь между составом,
строением и свойствами УВ.
Описывать генетические связи
меду классами УВ.
Классифицировать УВ по
строению скелета, наличию
кратных связей. Устанавливать
взаимосвязь между составом,
строением и свойствами УВ.
Описывать генетические связи
меду классами УВ.
Уметь решать: Расчетные задачи
на типы: на вывод формулы
органического вещества по
Самостоятельная
работа.
Контрольная
работа.
Работа в
творческих группах
с последующейпо теме:
Единство
химической
организации
природы.
Спирты.
17.
Решение
расчетных задач
и упражнений
по теме: Фенол.
Расчетные задачи на типы: на вывод
формулы органического вещества
по массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
Основные понятия темы: Фенол.
Расчетные задачи на типы: на вывод
формулы органического вещества
по массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
долям элементов, на основе задания
класса в готовом виде, по плотности,
по относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
Выполнение заданий: Расчетные
задачи на типы: на вывод формулы
органического вещества по массовым
долям элементов, на основе задания
класса в готовом виде, по плотности,
по относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
18.
Решение
расчетных задач
и упражнений
по теме:
Альдегиды и
кетоны.
Основные понятия темы:
Альдегиды и кетоны. Расчетные
задачи на типы: на вывод формулы
органического вещества по
массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Выполнение заданий: Расчетные
задачи на типы: на вывод формулы
органического вещества по массовым
долям элементов, на основе задания
класса в готовом виде, по плотности,
по относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Выполнять: Тренировочные
упражнения на: классификацию,
принадлежность к классу, на
прогнозирование возможных
свойств веществ, на установление
генетических связей с другими
классами.
Уметь решать: Расчетные задачи
на типы: на вывод формулы
органического вещества по
массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Выполнять: Тренировочные
упражнения на: классификацию,
принадлежность к классу, на
прогнозирование возможных
свойств веществ, на установление
генетических связей с другими
классами.
Уметь решать: Расчетные задачи
на типы: на вывод формулы
органического вещества по
массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Выполнять: Тренировочные
рефлексией
собственных
достижений в
познании химии
органических
веществ изученных
классов.
Работа в
творческих группах
с последующей
рефлексией
собственных
достижений в
познании химии
органических
веществ изученных
классов.
Работа в
творческих группах
с последующей
рефлексией
собственных
достижений в
познании химии
органических
веществ изученных
классов.19.
Решение
расчетных задач
и упражнений
по теме:
Карбоновые
кислоты.
20.
Решение
расчетных задач
и упражнений
по теме:
Сложные
эфиры. Жиры.
Мыла.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
Основные понятия темы:
Карбоновые кислоты. Расчетные
задачи на типы: на вывод формулы
органического вещества по
массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
Основные понятия темы: Сложные
эфиры. Жиры. Мыла.
Расчетные задачи на типы: на вывод
формулы органического вещества
по массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
Выполнение заданий: Расчетные
задачи на типы: на вывод формулы
органического вещества по массовым
долям элементов, на основе задания
класса в готовом виде, по плотности,
по относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
Выполнение заданий: Расчетные
задачи на типы: на вывод формулы
органического вещества по массовым
долям элементов, на основе задания
класса в готовом виде, по плотности,
по относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Тренировочные упражнения на:
классификацию, принадлежность к
классу, на прогнозирование
возможных свойств веществ, на
установление генетических связей с
другими классами.
упражнения на: классификацию,
принадлежность к классу, на
прогнозирование возможных
свойств веществ, на установление
генетических связей с другими
классами.
Уметь решать: Расчетные задачи
на типы: на вывод формулы
органического вещества по
массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Выполнять: Тренировочные
упражнения на: классификацию,
принадлежность к классу, на
прогнозирование возможных
свойств веществ, на установление
генетических связей с другими
классами.
Уметь решать: Расчетные задачи
на типы: на вывод формулы
органического вещества по
массовым долям элементов, на
основе задания класса в готовом
виде, по плотности, по
относительной плотности, по
продуктам сгорания. Расчеты по
уравнениям реакций.
Выполнять: Тренировочные
упражнения на: классификацию,
принадлежность к классу, на
прогнозирование возможных
свойств веществ, на установление
генетических связей с другими
классами.
Работа в
творческих группах
с последующей
рефлексией
собственных
достижений в
познании химии
органических
веществ изученных
классов.
Работа в
творческих группах
с последующей
рефлексией
собственных
достижений в
познании химии
органических
веществ изученных
классов.Д. Коллекция углеводов.
Л. Химические свойства глюкозы.
Выполнение тренировочных
упражнений по теме.
21. Углеводы.
Состав углеводов их нахождение и
роль в природе. Значение в технике,
быту, на производстве.
Классификация углеводов: моно ,
ди, полисахариды. Строение
молекулы глюкозы.
Двойственность функции
органического вещества на примере
глюкозы. Химические свойства
глюкозы: гидрирование,
взаимодействие с гидроксидом
меди (2), окисление –
ферментативное, реакция
серебряного зеркала. Брожение
глюкозы. Фотосинтез. Фруктоза
изомер глюкозы.
22. Дисахариды и
полисахариды.
Сахароза как представитель
дисахаридов. Производство
сахара. Полисахариды крахмал и
целлюлоза. Сравнение их строения
и свойств. Качественная реакция на
крахмал.
Д. Коллекция крахмалосодержащих
продуктов питания и продуктов на
основе сахарозы.
Л. Свойства крахмала.
Выполнение тренировочных
упражнений по теме.
23. Контрольная
работа 2
«Кислородосод
ержащие
соединения»
Классификация
кислородосодержащих веществ.
Взаимосвязь между составом,
строением и свойствами
кислородосодержащих веществ..
Генетическая связь между классами
кислородосодержащих веществ..
Выполнение заданий контрольной
работы по теме.
Раздел 4: «Азотосодержащие органические вещества» (3 часа)
Составление
обобщающей
таблицы по теме.
Составление
обобщающей
таблицы по теме.
Контрольная
работа.
Характеризовать состав углеводов
на основе их отношения к
гидролизу. Описывать свойства
глюкозы как вещества с
двойственной природой.
Устанавливать межпредметные
связи химии и биологии на основе
раскрытия биологической роли и
важнейших свойств важнейших
представителей углеводов.
Наблюдать, самостоятельно
описывать демонстрационный
химический эксперимент.
Соблюдать правила техники
безопасности при работе в кабинете
химии.
Характеризовать состав углеводов
на основе их отношения к
гидролизу. Устанавливать
межпредметные связи химии и
биологии на основе раскрытия
биологической роли и важнейших
свойств важнейших представителей
углеводов. Наблюдать,
самостоятельно описывать
демонстрационный химический
эксперимент. Соблюдать правила
техники безопасности при работе в
кабинете химии.
Классифицировать
кислородосодержащие вещества.
Устанавливать взаимосвязь между
составом, строением и свойствами
кислородосодержащих веществ. .
Описывать генетические связи
меду классами
кислородосодержащих веществ. .24. Амины.
Анилин.
25. Аминокислоты.
Белки.
26. Нуклеиновые
кислоты.
Природные красители как
производные анилина. Открытие и
структура анилина. Аминогруппа.
Основные свойства анилина.
Бромирование анилина как
качественная реакция. Взаимное
влияние атомов в молекулах
органических веществ на примере
анилина. Получение анилина.
Реакция Зинина.
Аминокапроновая кислота.
Полиамидные волокна. Капрон.
Реакция поликонденсации.
Понятие об амидах карбоновых
кислот. Аминокислоты как
бифункциональные амфотерные
соединения. Особенности
диссоциации карбоновых кислот в
водных растворах. Биполярные
ионы. Классификация и
номенклатура аминокислот.
Аминокислоты в природе их
биологическая роль. Незаменимые
аминокислоты. Белки как
биополимеры, их строение
(первичная, вторичная и третичная
структуры), химические свойства
(денатурация, гидролиз,
биуретовая, ксантопротеиновая
реакции). Биологические функции
белков: строительная,
ферментативная, транспортная,
сигнальная и др.
ДНК и РНК как биополимеры.
Общая схема строения нуклеотида.
Сравнение строения, нахождение в
клетке и функции ДНК и РНК.
Самостоятельная
работа по теме.
Диктант по теме.
Характеризовать строение,
свойства анилина на основе
строения молекул. Наблюдать,
самостоятельно описывать
демонстрационный химический
эксперимент. Соблюдать правила
экологически грамотного
поведения и безопасного
обращения с горючими и
токсическими веществами в быту и
окружающей среде.
Описывать свойства
бифункциональных амфотерных
соединений. Устанавливать
межпредметные связи химии и
биологии на основе раскрытия
биологической роли и химических
свойств аминокислот. Наблюдать,
самостоятельно описывать
демонстрационный химический
эксперимент.
Д. Модели молекул метиламина и
анилина. Физические свойства
анилина: агрегатное состояние, цвет,
запах, отношение к воде.
Взаимодействие анилина с
кислотами. Взаимодействие
газообразного мелиламина и
хлороводорода. Отношение анилина
к бромной (йодной) воде.
Коллекция анилиновых красителей и
препаратов на основе анилина.
Выполнение тренировочных
упражнений по теме.
Д. Аптечные препараты, содержащие
аминокислоты. Упаковки продуктов,
содержащих аминокислоты и их
соли. Доказательство амфотерности
аминокислот.
Д. Денатурация белка куриного яйца
под действием температуры,
растворов солей тяжелых металлов и
этанола.
Горение птичьего пера, кусочка
натуральной кожи и шерстяной нити.
Цветные реакции белков.
Л. Свойства белков.
Выполнение тренировочных
упражнений по теме.
Д. модель молекулы ДНК. Образцы
продуктов, полученных из
трансгенных форм растений и
животных. Лекарственные средства и
Описывать структуру и состав
нуклеиновых кислот как
полинуклеотидов. Устанавливать
межпредметные связи химии и
Составление
систематизирующе
й таблицы.Виды РНК и их функции. Понятие
о биотехнологии и ее
использование. Понятие о генной
инженерии.
Генномодифицированные
продукты.
препараты, изготовленные с
помощью генной инженерии.
биологии на основе раскрытия
биологической роли этих кислот в
передаче и хранении
наследственной информации.
Раздел 5: «Химия и жизнь» (9 часов)
27. Ферменты.
28. Витамины.
Гормоны.
Лекарства.
Д. Лекарственные средства,
содержащие ферменты – пепсин,
мезим, фестал и др. Упаковки от
стиральных порошков , содержащих
ферменты.
Действие сырого и варенного
картофеля или мяса на перекись
водорода. Выполнение
тренировочных упражнений по теме.
На основе межпредметных связей с
биологией устанавливать общее,
особенное и единичное для
ферментов как биологических
катализаторов. Раскрывать их
роль в организации жизни на Земле,
в пищевой и медицинской
промышленности.
Творческие работы
по теме.
Презентации
творческих групп
по теме.
Д. Образцы витаминных препаратов.
Испытание среды раствора
аскорбиновой кислоты.
Испытание аптечного препарата
инсулина на белок.
Коллекция гормональных
препаратов.
Домашняя, лабораторная и
автомобильная аптечка. .
Выполнение тренировочных
упражнений по теме.
На основе межпредметных связей с
биологией раскрывать
биологическую роль витаминов и
их значение для сохранения
здоровья человека, биологическую
роль гормонов в гуморальной
регуляции функций в организме.
Раскрывать роль лекарств от
фармакотерапии до химиотерапии.
Осваивать нормы экологического
и безопасного обращения с
лекарственными препаратами.
Формировать внутреннее
убеждение о недопустимости
использования наркотиков.
Понятие о ферментах как о
биологических катализаторах
белковой природы. Особенности
строения и свойств (селективность,
эффективность, зависимость
действия от температуры и РН
среды) ферментов по сравнению с
неорганическими катализаторами.
Значение ферментов для
жизнедеятельности живых
организмов. Использование
ферментов в промышленности.
Понятие о витаминах. Нормы их
потребления. Понятие о
авитаминозе, гипои
гипервитаминозе. Классификация
витаминов. Водо и
жирорастворимые витамины.
Понятие о гормонах как о
биологически активных веществах,
выполняющих эндокринную
регуляцию функций в организме.
Важнейшие свойства гормонов:
высокая физиологическая
активность, дистанционное
действие, быстрое разрушение в
тканях. Отдельные представители
гормонов: инсулин и адреналин.
Профилактика сахарного диабета.
Понятие о стероидных гормонах
на примере половых гормонов.
Лекарственная химия: от
ятрохимии и фармакотерапии до29. Практическая
работа 1:
«Идентификаци
я органических
соединений»
30. Полимеры.
31. Практическая
работа 2:
«Распознавание
пластмасс и
волокон»
32. Классификация
полимеров:
синтетические
и
искусственные.
химиотерапии. Антибиотики и
дисбактериоз. Наркомания, борьба
с ней и профилактика.
Основные понятия курса
органической химии.
Полимеризация и поликонденсация
как способы получения
синтетических
высокомолекулярных соединений.
Получение искусственных
высокомолекулярных соединений
химической модификацией
природных полимеров. Строение
полимеров: линейное,
пространственное, сетчатое.
Понятие о пластмассах.
Термопласты и термореактивные
полимеры. Понятие о волокнах.
Натуральные, синтетические и
искусственные волокна.
Основные понятия курса
органической химии.
Классификация полимеров.
Отдельные представители
синтетических и искусственных
полимеров:
фенолформальдегидные смолы,
поливинилхлорид, тефлон,
целлулоид. Классификация
волокон. Отдельные представители
химических волокон: ацетатное
Решение экспериментальных задач по
идентификации органических
соединений.
Д. Коллекция синтетических и
искусственных полимеров,
пластмасс, изделий из них.
Коллекция синтетических и
искусственных полимеров, волокон,
изделий из них.
Л. Знакомство с образцами
пластмасс, волокон, каучуков.
Выполнение тренировочных
упражнений по теме.
Решение экспериментальных задач по
распознаванию образцов пластмасс и
волокон. (лавсан, капрон, шерсть,
полиэтилен, полипропилен,
поливинилхлорид)
Выполнение тренировочных
упражнений по теме на
распознавание.
Д. Коллекция синтетических и
искусственных полимеров,
пластмасс, изделий из них.
Коллекция синтетических и
искусственных полимеров, волокон,
изделий из них.
Отчет по
практической
работе.
Отчеты
творческих групп.
Проводить, наблюдать и
описывать химический
эксперимент для подтверждения
строения и свойств различных
органических соединений, а также
их идентификации с помощью
качественных реакций.
Характеризовать реакции
полимеризации и поликонденсации
как способы получения
синтетических
высокомолекулярных соединений.
Классифицировать
высокомолекулярные соединения.
Проводить, наблюдать и
описывать химический
эксперимент для идентификации
пластмасс и волокон с помощью
качественных реакций.
Классифицировать
высокомолекулярные соединения.
Описывать отдельных
представителей пластмасс и
волокон, их строение, свойства.
Отчет по
практической
работе.
Отчеты
творческих групп.33. Итоговое
тестирование
по темам:
«Азотосодержа
щие вещества»,
«Полимеры»
Обобщение и
систематизация
знаний по курсу
химии 10
класса.
34
35.
(триацетатный шелк), хлорин,
нитрон, капрон, найлон, лавсан.
Основные понятия разделов:
«Азотосодержащие вещества»,
«Полимеры»
Основные понятия курса
органической химии.
Выполнение тренировочных
упражнений по теме
Решение задач по органической
химии на вывод формулы
органического вещества, по
продуктам сгорания и массовым
долям элементов.
Тестирование.
Отчеты
творческих групп.
Знать: Основные понятия
изученных разделов.
Использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной
жизни.
Решать задачи по органической
химии на вывод формулы
органического вещества, по
продуктам сгорания и массовым
долям элементов.
Рассматривать химические
реакции качественно и
количественно с помощью расчетов.
Знать: Основные понятия, теории и
законы курса органической химии.
Использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной
жизни.6. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение предмета
Учебно – методический комплект:
Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2014.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 10 класс. – М.: Дрофа. 2014
Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия 10 класс. – М.: Просвещение 2014.
Габриелян О.С. химический эксперимент в школе. 10 класс. Учебно – методическое пособие. – М.:
Дрофа. 2005.
Дополнительная литература:
Габриелян О. С. Химия 10 класс. Настольная книга учителя – М.:Дрофа, 2014.
Габриелян О. С. Органическая химия 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие. М.:
Просвещение. 2014.
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. «Задачник по химии 11 класс» М.: Вентана Граф;2010
Гара Н.Н., Зуева М.В. «Контрольные и проверочные работы по химии. 1011 кл. – М.:Дрофа,2014. А. М.
Радецкий. «Дидактический материал по химии для 1011 классов. М.: Просвещение,2006.
Репетитор по химии/под ред. А.С.Егорова. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Электронные пособия:
№ п\п
Перечень
1.
2.
3.
4.
Ароматические углеводороды.
Сборники демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы
(Современной гуманитарной академии) «Школьный химический эксперимент»:
По органической химии: Предельные углеводороды. Непредельные
углеводороды.
Природные источники
углеводородов. Спирты и фенолы. Альдегиды и карбоновые кислоты. Сложные
эфиры. Жиры. Углеводороды. Азотосодержащие органические вещества. Белки.
Синтетические высокомолекулярные вещества.
Электронные учебники: Открытая химия. В.В.Зеленцов. Версия 2.6.
Органическая химия 1011. (мультимедийный комплекс). Виртуальная
лаборатория 8 – 11 класс. МарГТУ и многие другие.
Электронные пособия учителя издательств «Учитель». «Планета» и «Глобус»:
Интерактивный дидактический материал по органической химии.
Мультимедийное сопровождение уроков: Химия элементов. Демонстрационное
поурочное планирование по неорганической химии. Мультимедийное
приложение к урокам химии 10 – 11 класса. Элективные курсы. Профильное
обучение. Дидактический и раздаточный материал по химии в 10 – 11 классе.
Одаренные дети. Система работы в школе. Химия для гуманитариев.
Элективный курс. Профильное обучение. Подготовка и контроль знаний по
неорганической химии 8 класса.
Коллекция тематических презентаций. Например: «Фенолы», «Теория строения
неорганических соединений», « Строение бензола», «Переработка нефти»,
«Спирты», «Нефть», «Влияние загрязнения воды на здоровье человека»,
«Природные источники углеводородов» и многие другие.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru
2. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
3. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ruvio
www
. info
. vchim
. superhimik
4. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru
5.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
6. Ресурсы сайта ВИО http://
7. Ресурсы сайта методической поддержки учителей: http://
school
8. Суперхимик: http://
9. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.iot.ru
10. Федеральный центр информационнообразовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru
11.Органическая химия: электронный учебник http://www.chemistry.ssu.samara.ru
12. Основы химии: электронный учебник: http://www.hemi.nsu.ru
13. Открытый колледж: Химия http://www.chemistry.ru
14. Популярная библиотека химических элементов: http://nt.ru/ri/ps
15. Ресурсы сайта учебные и справочные материалы по химии: http://www.alhimikov.net
16. Ресурсы сайта «Виртуальная химическая школа»: http://maratakm.narod.ru
17. ХиМиК.ру: сайт о химии: http://www.xumuk.ru
. lot
. ru
. com