Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение
Малопокровская ООШ
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
методического объединении
учителей МКОУ
Малопокровской ООШ.
Принято педагогическим
советом.
«Утверждаю»
Директор
МКОУ Малопокровской ООШ
___________Доровская П.К..
Протокол № 8
от « 26» августа 2015г.
Протокол № 36
от «28» августа 2015г.
Приказ № 53
от «28 » августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для 9 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: учитель химии
Сычева Валентина Васильевна
с. Малая Покровка
2015 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного
общего образования по химии, а также авторской «Программы по химии, 811 класс»,
авторы Новошинский И.И., Новошинская Н.С
За основу взята программа И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской (2008 г.), так как
она полностью соответствует требованиям государственного стандарта, в школе имеются
учебники соответствующие программе
Нормативно правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Закона российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273ФЗ от 29.12.2012г
2.Учебного плана МКОУ Малопокровской ООШ, утвержденного от 28.08.2015г,
Приказ № 53
3.Положения о рабочей программе по учебному предмету, утвержденного от 29.08.2013г.
Приказ №109
Цели и задачи рабочей программы:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), в том числе на
проведение контрольных работ – 4 , проведение практических работ – 6 , лабораторных
опытов 15 Наименован
ие тем
№
п/
п
Все
го
час
ов
1. Повторение
некоторых
вопросов
курса химии
8 класса
2. Окислительн
о
восстановите
льные
реакции
3. Периодически
й закон и
периодическая
система
элементов
Водород и его
важнейшие
соединения
Галогены
4.
5.
6. Скорость
химической
реакции
7. Подгруппа
кислорода
8
9
Подгруппа
азота
Подгруппа
углерода
2
4
4
7
6
3
9
8
5
Учебнотематический план
Количество часов
В т.ч. на формы обучения
Теор
ия
1
4
4
6
5
3
7
7
4
Прак
ти
ческ
ие
рабо
ты
1
1
1
1
1
Контроль
ные
работы
Лаборатор
ный опыт
Демонстр
ация
1
4
1
2
1
3
1
2
3
1
2
2
1
1
1
Формы
контрол
я
Устный,
письмен
ный
Устный,
письмен
ный
Устный,
письмен
ный
Устный,
письмен
ный
Устный,
письмен
ный
Устный,
письмен
ный
Устный,
письмен
ный
Устный,
письмен
ный 10 Металлы и их
соединения
12
10
1
11 Органические
соединения
7
7
Итого:
68
57
6
1
1
4
2
2
15
4
2
21
Устный,
письмен
ный
Устный,
письмен
ный
Содержание тем учебного курса
Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса(2ч)
Повторение. Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете ТЭД.
Техника безопасности
Практическая работа №1«Решение экспериментальных задач по темам
«Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена».
Окислительновосстановительные реакции(4ч)
Понятие об окислительно – восстановительных реакциях
Восстановители и окислители. Окислительновосстановительная двойственность
Составление уравнений окислительновосстановительных реакций методом электронного
баланса. Упражнение в составлении ОВР
Дем. Примеры окислительновосстановительных реакций
Периодический закон и периодическая система элементов(4ч)
Периодический закон
Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в
Периодической системе Значение периодического закона Контрольнообобщающий урок
по темам «ОВР», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева»
Лаб. опыт 1. Сущность явления периодичности ПСХЭ.
Водород и его важнейшие соединения (7ч)
Водород ,его общая характеристика, нахождение в природе и получение
Свойства и применения водорода
Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов
Вычисления по химическим уравнениям с использованием физической величины
«молярный объем». Оксид водорода – вода
Контрольная работа №1
Дем.1. Получение водорода и ознакомление с его физ. и хим. свойствами. Лаб
оборудование, реактивы, таблицы, схемы
Дем.2. Модель молекулы воды.
3. Очистка воды перегонкой.
4. Взаим. воды с натрием, оксидом фосфора (У) и оксидом кальция, испытание полученных
растворов гидроксидов индикаторами. Лаб. оборуд, реактивы, таблицы, схемы
Галогены (6ч) Общая характеристика галогенов. Хлор. Хловодородная кислота Фтор .Бром. Иод
Практическая работа №2
Дем.1.Образцы галогенов – простых веществ.
Дем.2. Получение хлорной воды.
Обесцвечивание хлорной водой красящих вв. Лаб. оборуд, реактивы, таблицы, схемы,
коллекции
Дем.3.Сравнение раствор. йода в воде, водном растворе К1 и в орг. растворителях
Лаб. опыт 2.
Вытеснение одних галогенов другими из соединений
Лаб. опыт 3.
Растворимость брома и йода в органических растворителях. Лаб. оборуд, реактивы,
таблицы, схемы, коллекции
Лаб. опыт 4. Распознавание йода.
Лаб. опыт 5. Распознавание хлорид, бромид, иодидионов в ррах. Лаб. оборуд,
реактивы, таблицы, схемы, коллекции
Скорость химических реакций ( 2ч)
Понятие о скорости химических реакций
Классификация химических реакций
Дем. Опыты, показывающие зависимость скорость химич. рций от природы реагирующих
вв
Лаб. опыт 6. Влияние величины поверхности твердого вещества на скорость гетерогенной
реакции.
Подгруппа кислорода (9ч)
Кислород. Озон. Аллотропия. Сера Сероводород.Оксиды серы (IV). Сернистая кислота.
Оксиды серы (VI). Серная кислота и ее соли
Вычисления химических расчетов, связанных с участием веществ , содержащих примеси
Контрольная работа №2
Практическая работа №3«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа
кислорода»
Дем.2. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. ПСХЭ,
Дем.3. Распознавание сульфатиона в растворе.
Подгруппа азота ( 8ч)
Азот. Аммиак. Соли аммония Оксиды азота Азотная кислота и ее соли
Фосфор и его соединения Круговорот азота и фосфора в природе
Дем.1. Растворение аммиака в воде.2. Горение аммиака в кислороде
Дем.3. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
Лаб. опыт 7. Качественные реакции на соли аммония
Лаб. опыт №8. Качественная реакция на фосфатион. ПСХЭ
Подгруппа углерода (5ч) Углерод. Кислородные соединения углерода. Круговорот углерода в природе. Кремний и
его соединения
Практическая работа № 5«Получение оксида углерода (1У) и изучение его
свойств».
Дем.1. Образцы природных соединений углерода.2. Восстановление. меди из ее оксидов
углем.3. Отношение карбонатов к действию кислот.
Дем.4. Образцы природных соединений кремния.5. Получение кремниевой кислоты.
таблицы, коллекции
Лаб. опыт 9. Адсорбционные свойства угля.
Металлы и их соединения (12ч)
Общая характеристика металлов
Химические свойства металлов. Алюминий и его соединения. Магний и кальций.
Жесткость воды и способы её устранения
Щелочные металлы. Железо.Соединения и сплавы железа. Коррозия металлов
Контрольная работа №3
Практическая работа№6 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и
их соединения»
Дем.1. Образцы минералов и металлов. Дем.2.Опыты, показывающие восстанов.свва
Дем.3. Взаимодействие натрия кальция с водой.
4. Окрашивание пламени ионами натрия, калия и кальция.
Дем.5. Получение и исследование свв гидроксидов железа (11) и (111).
Лаб. опыт 12. Жесткость воды и её устранение.
Лаб. опыт 13. Кач. Рции на двух и трехзарядные ионы железа.
Органические соединения (9ч)
Первоначальные представления об органических веществах
Алканы. Алкены и алкины
Природные источники углеводородов Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры. Углеводы
Азотсодержащие соединения
Контрольная работа №4
Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач по курсу химии 9
класса»
Дем.1. Отношение углеводородов к кислороду и бромной воде.
2. Образцы полимеров
Дем.3. Горение спирта.
Лаб. опыт 14. Свойства уксусной кислоты
Лаб. опыт 15. Качественная реакция на белки,
Требования к уровню подготовки выпускников (основное общее образование)
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать
химическую символику: символы химических элементов, формулы веществ и
уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая
реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в
Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций
ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и
особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами
веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к
определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и
степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,
возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы
строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева;
уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак,
растворы кислот и щелочей, хлорид, сульфат, карбонатионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по
количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
o тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в реакции
веществ и количеству выделившейся (поглощенной) теплоты; массу (объем,
количество вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ
дано в избытке; массу или объем продукта реакции по известной массе или
объему исходного вещества, содержащего примеси;
o устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым долям
химических элементов; состав смеси, компоненты которой выборочно
взаимодействуют с указанными реагентами; объемные отношения газов при
химических реакциях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно методическое обеспечение
Список литературы
1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 9 кл.: Учебник.— М.: Русское
слово, 2010.
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Сборник самостоятельных работ 9 кл.:
— М.: Русское слово, 2010.
3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Программа курса, тематическое и
поурочное планирование. 9 класс:— М.: Русское слово, 2010.
4. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 811 класс.
ООО «Издательство Оникс», 2008
для учителя:
1. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская. Программа по химии для
811 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово
РС», 2008 г.
2. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская. Химия. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское словоРС», 2008 г.
3. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская. Химия. Пособие для подготовки к
итоговому тестированию по химии. 9 класс. М.: ООО «ТИД «Русское словоРС», 2008
г.
4. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская. Сборник самостоятельных работ по химии. 9
класс. М.: ООО «ТИД «Русское словоРС», 2009 г.
для учащихся:
1. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская. Сборник самостоятельных работ по химии. 9
класс. М.: ООО «ТИД «Русское словоРС», 2009 г.
2. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская. Химия. Учебник для 9 класса средней школы.
М.: ООО «ТИД «Русское словоРС», 2008 г.
3. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская. Химия. Пособие для подготовки к итоговому
тестированию по химии. 9 класс. М.: ООО «ТИД «Русское словоРС», 2008 г.
Рабочая программа по химии Новошинский И.И Новошинская Н.С 9 класс
Рабочая программа по химии Новошинский И.И Новошинская Н.С 9 класс
Рабочая программа по химии Новошинский И.И Новошинская Н.С 9 класс
Рабочая программа по химии Новошинский И.И Новошинская Н.С 9 класс
Рабочая программа по химии Новошинский И.И Новошинская Н.С 9 класс
Рабочая программа по химии Новошинский И.И Новошинская Н.С 9 класс
Рабочая программа по химии Новошинский И.И Новошинская Н.С 9 класс
Рабочая программа по химии Новошинский И.И Новошинская Н.С 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.