Изучение фосфора проводится по плану: 1.Электронное строение атома фосфора и его местоположение в ПС. 2.Получение.3.Физические свойства.4.Химические свойства.5.Применение. К каждому пункту плана составлен список заданий, по которым учащиеся самостоятельно изучают новый материал и выполняют различные задания, а также сами их оценивают по определенным критериям. (критерии прилагаются)
Конспект урока ФГОС.doc
Тема урока : Фосфор
Тип урока_:_ Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений
Цели урока:
Личностные: создать условия для самостоятельного обучения, продолжить формировать коммуникационную
компетентность, развитие навыка адаптации к различным действиям во время урока, способствовать развитию умений
оценивать свою работу на основе заданных критериев.
Метапредметные: развитие умений: выделять и формулировать усвоенный материал; выделять, то, что необходимо
усвоить, устанавливать соответствие полученных результатов поставленной цели, вести диалог, слушать собеседника,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; развивать способности обучающихся:
анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы.
Предметные: способствовать формированию и усвоению знаний о строении и свойствах фосфора, его аллотропных
модификациях.
Этапы урока
Основные дидактические
Приёмы и виды заданий для активизации УУД
Примерное
задачи этапа
различных блоков
время
1.Организационный Организационная. Объявление
темы и плана урока
2. Этап подготовки
к работе на
основном этапе
(актуализация
знаний
Обеспечение мотивации и
формулирование цели урока.
Актуализация опорных знаний
и способов действий
Беседа с учащимися. Ответы на вопросы.
2 минуты
Формирование темы урока учащимися.
Предлагается вспомнить умения давать
характеристику элементам по положению в ПС
Д.И.Менделеева; строение атомов и составление
электронных формул элементов, свойства
неметаллов, выполнить задание
5 минут 3.Этап усвоения
новых знаний и
умений
4. Этап первичной
проверки
понимания
изученного
5. Этап подведения
итогов урока
Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания изучаемого
материала. Создание условий
для усвоения методики
воспроизведения изученного
материала.
Взаимодействие учащихся с
целью самостоятельно
обобщить изучаемый материал
Обеспечить условия учащимся
осмысленного формирования
выводов. Оценка и самооценка
работы класса и отдельных
учащихся.
6. Этап
информации о
домашнем задании
Разъяснить
понимание
учащимися целей, содержания
и способов выполнения д/з.
Работа по учебным модулям, выполнение заданий
различного уровня, работа с дополнительным
25 минут
материалом.
Диалог учащихся о проделанной работе и об
учебном материале, который они изучили.
Выполнение тестовых заданий.
9 минут
Анализ и систематизация материала.
Учащиеся самостоятельно формулируют выводы
урока на основании проведенной работы и
выполненных заданий по инструктивной карточке.
3 минут
1 минута Содержание приёмов и заданий , обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока
и описание методики их применения.
1. Организационный этап: Приветствие учащихся, оглашение темы урока.
2. Этап подготовки к работе на основном этапе (актуализация знаний)
1. Давайте повторим, какими свойствами обладает азот и его соединения? (составить уравнения химических реакций)
2. Каковы особенности электронного строения атома азота?
3. Какими основными свойствами могут обладать неметаллы?
3.Этап усвоения новых знаний и умений
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим изучение элементов Уй группы главной подгруппы ПС Д.И. Менделеева.
Прежде чем назвать какой элемент мы будем изучать, хочу сказать, что этот элемент ученые называют элементом
мысли , без него невозможно существование живых организмов, в теле человека его содержится около 800 г, в основном
он входит в состав костной ткани
Постановка вопроса: Как вы думаете, о каком химическом элементе может идти речь? (Ответы учся: фосфор). Что
вам было известно об этом элементе до урока?
Вместе с вами составим план изучения фосфора:
1. Электронное строение атома фосфора и его местоположение в ПС.
2. Получение. 3. Физические свойства.
4. Химические свойства.
5. Применение.
К каждому пункту плана составлен список заданий, по которым вы будете самостоятельно изучать новый
материал и выполнять различные задания, а также сами их оценивать по определенным критериям. (Критерии
оценки знаний прилагаются).
Блок заданий 1: Прочтите текст &38 . Пользуясь ПС химических элементов, конкретизируйте знания о строении
атома фосфора. Как изменяются неметаллические свойства у элементов Vй группы главной подгруппы?
(Закройте учебник и выполните задание):
1. Заряд ядра атома фосфора равен_________.
2. В ядре атома фосфора содержится ________протонов.
3. Количество нейтронов в ядре атома равно__________.
4. Вокруг ядра атома фосфора вращается __________электронов.
5. Валентных электронов________.
6. В атоме фосфора _____ энергетических уровня.
7. На внешнем энергетическом уровне в атоме фосфора находится _____ электронов.
8. Возможные степени окисления атома фосфора __________.
(За каждое правильно выполненное задание поставьте себе 1 балл). Блок заданий 2: Изучите основной способ получения фосфора из фосфата кальция пользуясь дополнительным
материалом к уроку.
( Выполните задание ):
Составьте электронный баланс к уравнению реакции получения фосфора из фосфата кальция и определите, что
является окислителем, а что восстановителем в реакции.
( за составленный электронный баланс 2 балла; за определение окислителя и восстановителя – 1 балл).
Блок заданий 3: В &38 прочитайте физические свойства фосфора. Изучите его аллотропные модификации.
(Закройте учебник и заполните таблицу).
Характеристики вещества
Свойства фосфора белого Свойства фосфора красного
Кристаллическая структура
Цвет
Растворимость в воде
Свечение
Действие на организм
(За каждое правильно выполненное задание поставьте себе 2 балла)
Блок заданий 4: По &38 изучите химические свойства фосфора. (Закройте учебник и выполните задание: допишите уравнения химических реакций)
P + O2 (изб.)= P + H2 = P + Cl2 =
P + O2(недост.)= P + Ca =
Определите, какие свойства проявляет фосфор в данных химических реакциях – окислительные или
восстановительные.
(За каждое правильно выполненное уравнение химической реакции поставьте по 2 балла).
Блок заданий 5: Используя текст &38, выпишите в тетрадь области применения фосфора.
(Поставьте себе 1 балл)
4.Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель проводит небольшой химический диктант. Учся должны согласиться или не согласиться с
утверждением:
1. Фосфор – элемент главной подгруппы.
2. В ядре атома фосфора 15 нейтронов.
3. Вокруг ядра атома фосфора вращается 15 электронов.
4. Фосфор образует две аллотропные модификации.
5. Фосфор входит в состав белков.
6. Водородное соединение фосфора называют фосфин.
7. Соединения фосфора с металлами называют фосфиды.
8. Фосфор может выступать в роли восстановителя.
9. Фосфор не может выступать в роли окислителя. 5.Этап подведения итогов урока
Учитель предлагает сформулировать общий вывод: Фосфор образует несколько аллотропных модификаций. Самые
известные – белый и красный фосфор. В химических реакциях фосфор может выступать в роли как окислителя, так и
восстановителя.
Теперь подсчитайте свои результаты по каждому модулю и самостоятельно поставьте себе оценку используя оценочный
лист.
Критерии оценивания: максимальное число баллов 24.
24 23 балла – «5»; 22 20 баллов – «4»; 19 16 балов – «3». Если вы набрали меньше 16 баллов – проработайте учвебный
материал еще раз дома.
6. Этап информации о домашнем задании (с комментариями)
1. §38, упр. 5, 11.
2. Задание по выбору: Применение и значение фосфора.
Дополнительный материал к уроку
История открытия фосфора Фосфор имеет точную дату открытия – 1669 г.
В поисках эликсира молодости и попытках получить золото разорившийся торговец Хенинг Брандт из Гамбурга
пытался изготовить «философский камень» из мочи. В результате выпаривания, перегонки и прокаливания он получил
белое светящееся вещество. Брандт посчитал, что выделил элементарный огонь.
Название этот элемент получил от греческого слова «фосфорос» «светоносец».
В 1680 г. Фосфор был получен Бойлем. В 1847 г. Шреттер, нагревая белый фосфор без доступа воздуха до 300о С
получил красный фосфор, который в отличие от белого не был ядовит и не воспламенялся на воздухе. В 1934 г.
Бриджмен, подвергнув фосфор нагреванию при значительном давлении, получил третью аллотропную модификацию
фосфора – черный фосфор.
Изза большой химической активности фосфор в природе встречается только в виде соединений. Важнейшие
минералы, содержащие фосфор, это фосфориты и апатиты.
Фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии
оксида кремния и угля:
Ca3(PO4)2 + 5C + 3SiO2 = 3CaSiO3 + 2P + 5CO
Урок химии по теме :"Фосфор" по ФГОС (9 класс)
Урок химии по теме :"Фосфор" по ФГОС (9 класс)
Урок химии по теме :"Фосфор" по ФГОС (9 класс)
Урок химии по теме :"Фосфор" по ФГОС (9 класс)
Урок химии по теме :"Фосфор" по ФГОС (9 класс)
Урок химии по теме :"Фосфор" по ФГОС (9 класс)
Урок химии по теме :"Фосфор" по ФГОС (9 класс)
Урок химии по теме :"Фосфор" по ФГОС (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.