Урок по химии на тему: «Металлы на войне»
Оценка 4.8

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
06.02.2017
Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»
Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые-химики создавали новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты.
металлы на войне.doc
Ярославский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ № 1» Урок по химии на тему:                                                                                                                      Дегтярева Елена Николаевна,                                                           учитель химии и биологии  2016 год Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»    Класс: 9  Предмет: химия Тема урока: Металлы на  войне  Цели: Обучающие:   систематизировать знания обучающихся о химических веществах,  используемых в военные годы;   углубить представление о многообразии металлов и их значении.  Показать,    что победа ковалась и в тылу трудом многих советских  людей, видных ученых, инженеров и рабочих.  Развивающие:   развивать у обучающихся интерес к предмету;   развивать логическое мышление обучающихся;   развивать познавательный интерес, реализуя  межпредметные связи  курсов химии, истории, литературы.  Воспитательные:   воспитывать гражданство и патриотизм;  воспитывать у обучающихся любовь к родной стране, чувство гордости  за победителей войны,  уважительное отношение к ветеранам войны и  тыла. Форма проведения урока:  урок – презентация. Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, магнитофон, портреты  ученых химиков, выставка книг о войне, периодическая таблица химических  элементов, таблички с символами элементов­металлов. Девиз: Служение Отечеству – благородная роль химии. ХОД УРОКА  Учитель. (На фоне музыки “Венский вальс”).    Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в  нашей стране.   70 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война.  Наш народ отстоял свою землю. Тогда, в мае 1945 года, перестала литься  кровь защитников Родины, и народ стал возвращаться к забытой и дорогой  мирной жизни.   9 мая! День всенародного ликования, радости, но радости со слезами на  глазах… Ученик. Задохнулись канонады, в мире – тишина. На большой Земле однажды кончилась война. Будем жить, встречать рассветы, верить и любить. Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть…….       Учитель.    Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали  самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в  годы Великой Отечественной войны. Ученые­химики создавали новые  способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ,  топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины,  каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для  авиации, лекарственные препараты.    Ученик.     На митинге советских ученых в 1941 году академик А.Е. Ферсман сказал:  “ Необходимо своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы  скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла  поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить  всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного  человечества”. Учитель.    Только шесть химических элементов не нашли себе применение в военной  технике. Ученик.  Металлов много есть, но дело не в количестве: В команде работящей металлической. Такие мастера, такие личности! Преуменьшать нам вовсе не пристало Заслуги безусловные металлов. Пред египтянином, китайцем, древним греком, И каждым современным человеком. Учитель.   Трудно найти какой­либо иной элемент, с которым так неразрывно  связывалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии  которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней,  происходило бы столько несчастий. “В бою железо дороже золота” ­ гласит татарская пословица. И русские  говорили: “При рати железо дороже золота. Железом и золото добуду”.     Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой  Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная составная  часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства.  Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах!  Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну  цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но  железо – не только борьба, война, разрушение; железо – металл созидания.  Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного  транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.  Ученик.       С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для ружей,  пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много свинца. Свинец – тяжелый металл, его плотность 11,34. Именно это обстоятельство  послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном  оружии. Сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку их делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость,  но качественно влияние добавок неравноценно. Без инициирующих  взрывчатых веществ ни одно скорострельное оружие действовать не будет.  Среди веществ этого класса преобладают соли тяжелых металлов.  Используют, в частности, азид свинца PbN6. Свинец не раз решал исход  грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным”  металлом. Учитель.       На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине  прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался  ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако  позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков.  Вот что пишет С. Гагарин в произведении “Три лица Януса” о роли никеля в  Отечественной войне: «Никель был такой же сложной проблемой для  Германии, как горючее, а может, и сложней. Ведь горючее из нефти можно  хоть чем­то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони  нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах Второй мировой  войны».   Когда советские танки Т­34 появились на полях сражений, немецкие  специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина  первый же захваченный Т­34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись  химики. Они установили: русская броня содержит большой процент никеля,  что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что к  1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую  броню повышенной толщины, и “тигры”, и “пантеры”, и “фердинанды”, одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. Ученик.     Нашим конструкторам во главе с М. И. Кошкиным удалось создать лучший  танк периода Второй мировой войны. В осеннюю распутицу, когда немецкие  танки безнадежно вязли в грязи, Т­34 оставался единственным танком,  которому было не страшно бездорожье. Благодаря небольшому весу и  размеру танк был очень маневренный. Броня с повышенным содержанием  никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы  наклона, поэтому была неуязвимой. Производство “тридцатьчетверок”, как их называли, было налажено в самые  короткие сроки, хотя ценой тому были дни и ночи напряженного труда. Люди, у которых в холодном цехе пальцы примерзали к металлу, неделями не  покидали рабочих мест и в конце декабря 1941 г. отправили на фронт первый  эшелон с боевыми машинами.  Ученик.    Алюминий называют “крылатым” металлом, так как его сплавы с Mg, Mn,  Be, Na, Si используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый  порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей.  Начинка зажигательных бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния  и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о  крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, и все  вокруг начинало гореть.  Ученик.    В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была  военная промышленность. Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный  металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета.  Они сделаны из латуни – сплава меди (68%) с цинком (32 %). Высокая  стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для  морских латуней. Это латуни с добавкой олова.    Металлы: олово, цинк и медь ­ образуют бронзу. Из бронзы во всем мире  изготавливают памятники воинам.       Учитель.     Всемирно известный мемориальный комплекс в Трептов­парке, где  похоронены около пяти тысяч советских воинов, — это фигура советского  солдата, в одной руке которого — меч, разрубающий фашистскую свастику,  на другой — спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая  немецкая девочка.  В основании памятника расположен мавзолей.   Фигуру воина­освободителя изготовили в Ленинграде и доставили в Берлин  водным путем. С учетом высоты холма и цоколя основания общая высота  монумента равняется примерно 30 метрам (бронзовая статуя воина­ освободителя около 13 метров). Мемориал возводился в течение трех лет и был официально открыт 8 мая  1949 года. Монумент Воину­освободителю в Трептовер­парке ­ один из самых  ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. В Трептов–парке в г. Берлине у памятника  воинам Советской Армии, павшим при штурме столицы фашистской  Германии, отлиты 5 огромных (до 5 м в диаметре) бронзовых венков, лежащих на братских могилах. Там же, в Мемориальном зале Мавзолея, воинам  Советской Армии на постаменте из черного лабрадора в золотом ларце  хранится книга с именами героев, павших смертью храбрых при героическом  штурме столицы Германии. Ученик читает стихотворение Это было в мае, на рассвете.  Нарастал у стен рейхстага бой.  Девочку немецкую заметил  Наш солдат на пыльной мостовой.    У столба, дрожа, она стояла,  В голубых глазах застыл испуг.  И куски свистящего металла  Смерть и муки сеяли вокруг.    Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,  Он свою дочурку целовал.  Может быть отец девчонки этой  Дочь его родную расстрелял.    Но тогда, в Берлине, под обстрелом  Полз боец, и, телом заслоня,  Девочку в коротком платье белом  Осторожно вынес из огня.    И, погладив ласковой ладонью,  Он ее на землю опустил.  Говорят, что утром маршал Конев  Сталину об этом доложил.    Скольким детям возвратили детство,  Подарили радость и весну  Рядовые Армии Советской   Люди, победившие войну!    … И в Берлине, в праздничную дату,  Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,  Памятник Советскому солдату­ С девочкой спасенной на руках.    Он стоит, как символ нашей славы,   Как маяк, светящийся во мгле.  Это он, солдат моей державы,  Охраняет мир на всей земле. Учитель.    Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов  (для противовоздушной обороны). Зеркала прожекторов в годы войны  помогали обнаружить врага в воздухе, на море и на суше. Так, при штурме  Берлина войсками Первого Белорусского фронта 143 прожектора огромной  светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе, и это  способствовало быстрому исходу операции. (Сообщения обучающихся о редких металлах)  Ученик.    относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из    Вольфрам   вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку  торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигатели.      Во время Второй мировой войны лантановые стекла применяли в полевых  оптических приборах. Сплав лантана, церия и железа дает так называемый  “кремень”, который использовался в солдатских зажигалках. Из него же  изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета  при трении о воздух искрят (можно и ночью наблюдать за их полетом). Ученик.      Ванадий называют “автомобильным” металлом. Ванадиевая сталь дала  возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее,  улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготовляют солдатские каски,  шлемы, броневые плиты на пушках. Хромованадиевая сталь еще прочнее.  Поэтому ее стали применять широко в военной технике: для изготовления  коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед,  авиамоторов, бронебойных снарядов.   Без германия не было бы радиолокаторов. В начале Великой Отечественной  войны советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов (на основе свойств германия превращать тепловую энергию в  электрическую).  Ученик.     – металл фейерверков, потех и салютов. Соединения стронция     Стронций применяют в пиротехнике для получения красных огней. При взрыве атомной  или водородной бомбы образуется радиоактивный изотоп Sr­90, который  вызывает тяжелое заболевание организма.  Ученик.     Молибден называют “военным” металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавкой молибдена (и других микродобавок) очень  прочны, из них готовят стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов,  автомобили. Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или  вольфрамом необычайно повышает их твердость (танковая броня).  Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка.  Из нее готовили клинки,  сабли, мечи, ножи. Ученик.     Олово называют металлом “консервной банки”. Сплав олова с другими  металлами используется для изготовления подшипников. Из олова  изготовляли блестящие оловянные солдатские пуговицы. При низкой  температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и  металл разрушается, “заболевает”. Название этой болезни – оловянная чума.  Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова (IV) –  жидкость, использовалась для образования дымовых завес.  Ученик.    В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим.  Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода,  которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях  самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные  аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2­3 раза, что очень нужно было  для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине­зеленый свет. Соединения лития используются на подводных  лодках для очистки воздуха. Учитель.    Немцы разрушили в СССР почти 32000 промышленных предприятий, 4100  железнодорожных станций, 40000 больниц, 84000 школ, техникумов и ВУЗов,  43000 библиотек. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710  городов и более 70000 сел и деревень… Враг сеял смерть…  В разрывах даль…  Страна пожарами объята… В сердцах и ярость, и печаль… Но гас огонь и гнулась сталь О волю русского солдата.   Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны.  Памяти химиков–фронтовиков посвятил свое стихотворение бывший  фронтовик З.И. Барсуков. Ученик.  Кто про химика сказал: “Мало воевал”, Кто сказал: “Он мало крови проливал?” Я в свидетели зову химиков–друзей, ­ Тех, кто смело бил врага до последних дней, Тех, кто с армией родной шел в одном строю, Тех, кто грудью защитил Родину мою. Сколько пройдено дорог, фронтовых путей… Сколько полегло на них молодых парней… Не померкнет никогда память о войне, Слава химикам живым, павшим ­ честь вдвойне. Учитель.    Хотелось бы надеяться, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет  направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых  отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.    Мы должны помнить о том, что Великая Отечественная война была  смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей  и стратегий. Это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с  солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры,  доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики.  Вместе с химиками их  научные достижения в области исследования свойств металлов. Ученик читает стихотворение М. Дудина “Благословенный полдень”. Благословенный полдень ликованья, Весь мир в цвету. Они прошли вперед. Я видел лица, блеск военной стали, На гимнастерках звонкие медали, На темных касках пуль тяжелый след, Литого солнца золотую россыпь, И этот шаг – торжественную поступь. Воистину, им равных в мире нет. Учитель.   Великая Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на  земле жизнь, и поэтому память о сорок пятом вечна, как сама жизнь!  Минута молчания. Звучит песня “День Победы”.  В конце урока предлагается викторина “Металлы” (Приложение 1) Рефлексия.  Сегодня  урок прошел в нетрадиционной форме.  Поэтому в заключении  каждый из вас должен выразить свое отношение к уроку. Для этого вам  необходимо ответить на следующие вопросы: Сегодня на уроке я узнал (а)________________________________________ ________________________________________________________________ Хотелось бы, чтобы _______________________________________________ ________________________________________________________________ Ваше отношение к химии до урока и после него_______________________ _________________________________________________________________ Приложение 1 Викторина по теме "Металлы" 1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда? 2. Как используется магний в военном деле? 3. Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или  серебрянкой? 4. Какой металл называют воплощением надежд и тревог? 5. Какой металл может "болеть чумой"? 6. В чем секрет самурайских мечей? 7. Какой металл и почему называют "крылатым"? 8. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т­34 особой  прочности брони? 9. Какой металл придает ума глупцу, честь ­ подлецу, трусливому ­  геройства? 10. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов? 11. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска  Александра Македонского? 12. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы на войне»

Урок по химии на тему: «Металлы  на войне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017