Урок "Аммиак"
Оценка 4.9

Урок "Аммиак"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
05.02.2017
Урок "Аммиак"
Работа представлена по естественно – научному направлению: предмет химия. Тема урока: «Аммиак». Используемый УМК – авторы И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Раздел «Подгруппа азота». Количество часов в неделю – 2 часа, в год – 68 часов. Класс – 9. Количество учащихся – 19 учащихся, в основном, из семей служащих и предпринимателей. 10 юношей, 9 девушек. Большинство эмоциональны, экстраверты. Проявляли себя активно на всех этапах урока, не смотря на то, что он проведен на основе технологической карты, составленной в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
урок аммиак.doc
Российский конкурс профессионального мастерства педагогов  «Мой лучший урок» (2014 ­2015 уч. год) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная  общеобразовательная школа №15     с. Коноково муниципального образования Успенский район Урок по теме: «Аммиак». Учитель    Букарь Наталья Викторовна Технологическая карта урока Тема урока: Аммиак  Класс: 9 Продолжительность урока: 1 пара Тип урока: урок открытия новых знаний Цели: Обучающие: научить учащихся получать аммиак в лабораторных условиях, объяснять его свойства, опираясь на знания о  строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека Развивающие:  развитие умений работать с опорными конспектами, учебно – инструктивными картами,  продолжить  развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать,  делать выводы,  применять теоретические знания для объяснения различных явлений; Воспитывающие: формирование бережного отношения к окружающей среде, познавательного интереса к предмету Планируемые результаты урока: Предметные: знать строение молекулы аммиака, способы его получения,  физические и химические свойства, области  применения аммиака и его производных Метапредметные: Регулятивные: умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самопроверки, умение  пользоваться раздаточным материалом; Коммуникативные: умение работать в паре, готовность получать необходимую информацию; Познавательные: умение производить поиск необходимой информации, анализировать и оценивать ее Личностные: развитие мотивов учебной деятельности Используемые технологии: технологии проблемного обучения и дифференцированного подхода Методы и методические приемы: частично –поисковый, самостоятельная работа, тестовые задания, само и  взаимопроверка, составление опорного конспекта, лабораторная работа. Информационно – технологические ресурсы: И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская  Химия 9 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений, технологическая карта к уроку, рабочая карта урока, учебно – инструктивная карта,  тесты для контроля знаний учащихся, оборудование для проведения опытов и демонстрационного эксперимента. Девиз урока: Знания – это дети удивления и любопытства!  План урока: 1.Мотивационно – ориентировочный этап: актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. Постановка целей  урока. 2. Операционно – исполнительский этап: способы получения аммиака,  изучение физических и химических свойств  аммиака, знакомство с солями аммония, области применения аммиака и его производных. 3. Оценочно – рефлексивный этап: контроль и самоконтроль: работа с тестами, с опорным конспектом, домашнее задание, рефлексия. Этапы урока Мотивационно  –  ориентировочн ый  этап Задачи этапа Актуализация  знаний,  создание  проблемной  ситуации Деятельность учащихся Приветствие. Записывают  тему урока в тетрадь,   внимательно слушают  учителя, анализируют  полученную информацию,  наблюдают за  экспериментом Деятельность учителя Приветствие. Вводное слово: на  прошлых уроках мы познакомились  с основной характеристикой  подгруппы азота, а сегодня  знакомимся с удивительным  веществом с уникальными  свойствами. Цель нашего урока:  получить это вещество и  исследовать его свойства. Все  необходимое к уроку имеется на  ваших столах. Итак, начинаем  знакомиться с веществом: эта  история произошла во время I  УУД Регулятивные  УУД:   самостоятельная работа по плану. Познавательные  УУД: умение  работать с  текстом, анализ  полученной  информации,  применение ее  для решения  тестовых заданий Коммуникативн ые УУД: умение  работать в паре,  слушать  товарища,  обсуждать  ответы  (обучение в  сотрудничестве) мировой войны. Английский крейсер преследовал немецкий эсминец,  который был поврежден в бою. Цель  была почти достигнута, как вдруг  между кораблями появилось  плотное белое облако дыма,  появился удушливый запах,  раздражающий горло, стало трудно  дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака.   Позже обнаружили, что пострадали  люди, пострадали металлические  части корабля. Демонстрационный опыт №1  «Дым в стакане» Ребята, вас заинтересовало то, что  вы сейчас увидели? Густой дым  заполнил колбу и начал выливаться  на стол. А представьте, как были  взволнованы алхимики, когда  работали с этим веществом. Сначала это вещество называли аммониак, а  потом сократили название до  «аммиак». В средние века этот газ  называли почему­то «щелочной  воздух», а его раствор даже и сейчас называют «нашатырный спирт».  Итак, ребята, я предлагаю вам  провести небольшое исследование и  Ответы учащихся в рабочей  карте: формула аммиака­ NH3 ( или H3N), это  водородное  соединение  азота, название по  систематической  номенклатуре нитрид  водорода или  гидрид азота). Электронная формула атома азота 1s22s22p3,  валентность азота равна 3,  может быть 4, типичный Операционно­ исполнительск ий этап Прогнозировани е свойств  аммиака,  получение  аммиака и  исследование  его свойств выяснить, откуда у этого газа такие  необычные свойства и почему его  так называют. Но сначала у нас –  вводный контроль: тест по  вариантам,  Приложение № 1 и  взаимопроверка (правильные ответы  для контроля – на  экране) Продолжаем работу. Пользуясь  планом характеристики  химического элемента, дайте ответы на вопросы, заполняя 3 столбик  рабочей карты урока (Приложение  № 3) Вопрос: как вы думаете, аммиак  растворяется в воде? Подсказка:  обычно в воде растворяются  вещества, молекулы которых могут  притягиваться к молекулам воды. Лабораторная работа (Приложение  № 2): получение аммиака,   растворение аммиака в воде,   взаимодействие с кислотами Беседа по вопросам после  проведения лабораторной работы: 1.Легче или тяжелее аммиак  воздуха? 2.Растворяется ли он в воде? 3. Как  вы думаете, почему аммиак  имеет такой едкий запах? неметалл, ОЭО=3. Образует  3 ковалентные связи по  обменному механизму и 4­ая связь образуется по  донорно­акцепторному  механизму. Связи N­H  ковалентные полярные, эл.  Плотность смещена от  водорода к азоту, на азоте  возникает частичный  отрицательный заряд.  Геометрическая форма  молекулы –пирамида. Ответ: аммиак должен  растворяться в воде, так как его молекула полярна. Выполняют лабораторную  работу, заполняют рабочую  карту: составляют  уравнения реакций,  называют продукты реакции. Ребята отвечают на вопросы Коммуникативн ые УУД: уметь  оформлять свои  мысли в устной  форме. Регулятивные  УУД: умение  работать по  предложенному  плану,  проводить  опыты.  Познавательные  УУД: умение  анализировать ,  делать выводы, преобразовывать информацию 4. Где может использоваться это  свойство аммиака? Раньше барышни, склонные к  обморокам, носили с собой  «нюхательную соль». Как вы  думаете, что это за вещество? Охарактеризуйте физические  свойства аммиака по плану:  Агрегатное состояние;  Цвет;  Запах  Растворимость в воде;  Плотность. Переходим к характеристике  химических свойств аммиака. Вы увидели, что аммиак хорошо  растворяется в воде, имеет резкий  запах, вспомнили, что еще в средние  века его называли «щелочной  воздух». Работа с материалом  учебника и беседа по вопросам: 1.Как образуется донорно­ акцепторная связь, какие частицы  предоставляют пустую атомную  орбиталь (АО)? 2.Каковы валентные возможности  азота? 3. Откуда в растворе аммиака  В молекуле аммиака атом  азота имеет неподеленную  электронную пару, а ион  водорода – свободную S­ орбиталь. При  взаимодействии  неподеленная электронная  пара атома азота переходит   на свободную орбиталь иона водорода и образуется 4­ая  ковалентная связь по  донорно – акцепторному  механизму. Атом азота –  донор,  ион водорода –  акцептор. В аммиаке и в  ионе аммония с.о. азота  равна ­3, а валентность азота появились ионы OH­?  4. Почему аммиак реагирует с  кислотами? Вернемся к нашему опыту:  взаимодействие аммиака с  кислотами. Теперь бы вы смогли  объяснить англичанам, почему  между кораблями появился едкий  дым? В учебнике по химии, выпущенном в 1927 году, написано, что нужно  всегда  держать дома склянку с  нашатырным спиртом «…для  выведения жирных пятен и в  качестве самого дешевого  огнетушителя». Демонстрационный опыт: в колбу  с раствором аммиака опускаем  горящую лучинку. Она гаснет.  Значит, аммиак не горит. А что  такое горение?  Почему же он не горит?  В молекуле аммиака у азота электронов много,  в молекуле аммиака равна 3, а в ионе аммония 4 В растворах кислот много  ионов H+. Это была реакция  образования хлорида  аммония. Вывод формулируют вместе с учителем: растворение  аммиака в воде ­это  химический процесс, в  основе этого процесса лежит способность молекул  аммиака связывать ионы  водорода. Реакция горения –это  окисление, то есть потеря  электронов.  Ребята высказывают свои  предположения и с помощью значит сильный окислитель,  например, кислород, может их  отнять и поэтому аммиак должен  гореть.   Проблемная ситуация! Найдите в тексте учебника  уравнения реакций окисления  аммиака, запишите их в рабочую  карту, отметьте, в каком случае  аммиак теряет больше электронов и  почему? Ребята, как можно распознать  аммиак? В течение всего урока мы говорили  об аммиаке, получали его,  проводили опыты с ним и с его  солями. Соли аммония человек  использует в быту и в технике.  Косте и Сергею заранее было дано  задание подготовить презентацию по применению аммиака  учителя приходят к выводу:  аммиак не горит в воздухе,  но в чистом кислороде или  при наличии катализатора  реакция идет Отличить аммиак можно по  запаху. Можно провести  качественную реакцию:  взаимодействие аммиака с  раствором сульфата меди  (II). Появляется васильковое окрашивание. Ребята знакомятся с  презентацией  «Использование аммиака».  На слайдах – способы  использования аммиака: ­Очистка медных изделий  (паяльников); ­Бабушка всегда посоветует  приложить к месту укуса  насекомого примочку из  нашатыря; ­Растения скажут вам  «спасибо», если вы  подкормите их раствором  солей аммония; ­Пекарский порошок  содержит карбонат  аммония, мама использует  его для выпечки пышных  булочек; ­Аммиак при повышенном  давлении переходит в  жидкое состояние,  испарение  жидкого аммиака при пониженном давлении  сопровождается сильным  охлаждением окружающих  предметов. Это свойство  используется в холодильных установках; ­получение взрывчатых  веществ Выполняют тест, проводят  взаимоконтроль Закрепление  новых знаний Организует самостоятельную работу учащихся (Приложение № 4) Инструктирует учащихся по  выполнению домашнего задания: Для всех:   §32; на «3» ­ упр 2 стр 128 На «4» ­упр 3 стр 128 На «5» ­упр4 или упр 5  (на выбор) и индивидуальное задание. Рассмотрев материал урока, мы  Вариант ответа: Аммиак Регулятивные  УУД: уметь  оценивать  правильность  выполнения  действий. Познавательные УУД: умение  преобразовывать информацию из  одного вида в  другой Оценочно –  рефлексивный  этап Информация о  домашнем  задании и  инструктаж по  его  выполнению можем ответить на вопрос «В чем  заключается уникальность  аммиака?» Делаем вывод.  Составляем синквейн. Урок закончен. Благодарю за  сотрудничество! Бесцветный, легкий, Взаимодействует,  раздражает, удушает. Газ с резким характерным  запахом. Нитрид водорода. Приложение № 1 Вводный контроль, тест  5­7 мин. Цель: закрепить знания о строении и свойствах азота. Оценивание до 5 баллов при  взаимопроверке. 1. Как изменяются неметаллические свойства элементов подгруппы азота с увеличением порядкового номера  элемента?   а) увеличиваются; б) уменьшаются; в)остаются без изменения; г)сначала увеличиваются , потом уменьшаются 2.На каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные  электроны атома азота? а) 2S;       б) 3D ;     в) 2P;    г)  3P. 3. Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления? а)NO2;    б) Ca3N2;       в) HNO3;     г) Ca(NO3)2. 4.Укажите формулы веществ, в которых азот проявляет свою минимальную степень окисления? а)NH3;    б) HNO2;      в)Na3N;     г)N2O. 5. Азот проявляет восстановительные свойства, реагируя с: а)водородом;    б)кислородом;  в)магнием;   г)фтором. Приложение № 2 Лабораторная работа по теме «Аммиак» Внимание: соблюдайте правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами и летучими  веществами! • Получение аммиака. 1. Пробирку с насыпанной смесью хлорида аммония NH4Cl и гидроксида кальция Са(ОН)2 закрепите в держателе на  штативе и вставьте в нее газоотводную трубку. Конец газоотводной трубки поместите в другую сухую пробирку,  установленную горлышком вниз.   2. Зажгите спиртовку и начинайте нагревать смесь. Вы почувствуете резкий запах (нюхать осторожно!), заполнение  пробирки проверьте с помощью универсального индикатора, заранее смочите его в стакане с водой. Поднесите  смоченный индикатор к отверстию пробирки. По изменению окраски индикатора судите о полноте заполнения  пробирки аммиаком. • Изучение свойств аммиака. Растворение аммиака в воде: Осторожно снимите пробирку с аммиаком. Не переворачивая ее, закройте отверстие большим пальцем. Затем  погрузите пробирку в посуду с водой и только потом уберите палец. Держите пробирку, покачивая в воде до тех пор, пока пробирка на 1/4 заполнится водой. После чего опять под водой закройте пальцем отверстие пробирки и выньте ее  из воды. В полученный раствор аммиака добавьте несколько капель фенолфталеина.  З а д а н и я. 1. Как изменилась окраска индикаторов? На какую среду нам указывает эта окраска? 2. Опишите  физические свойства аммиака (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде). 3. Составьте уравнение  реакции получения аммиака из NH4Cl и Са(ОН)2. Взаимодействие аммиака с кислотами:  Смочите одну полоску бумаги в соляной кислоте HCl, а другую – в растворе  аммиака NH4OH. Соедините эти две полоски бумаги вместе.  З а д а н и е. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции взаимодействия NH3 с HCl. Назовите продукт реакции.        Качественная реакция на аммиак. Цель: научиться распознавать аммиак химическим путем.          К раствору аммиака в воде прилить несколько капель медного купороса (сульфат меди (II).         Появляется васильковое окрашивание. Сделай вывод о чуткости реакции. Приложение № 3           Рабочая карта урока по теме «Аммиак» План  Вопросы и задания 1. Состав молекулы 2. Строение молекулы  Запишите молекулярную формулу аммиака;   укажите степень окисления элементов  дайте   химически   верное   название   и   запись формулы аммиака.  Запишите   молекулярную,   электронную, структурную формулы молекулы аммиака.   Укажите   вид   химической   связи   в   молекуле   и способы образования,   укажите   смещение   электронной   плотности   к более электроотрицательному элементу. Конспект урока (заполняется учеником по ходу урока)  Гидрид азота NH3 = H3  водорода +1N­3  нитрид  NH3  ­ молекулярная формула  ковалентная полярная связь, одинарная, по  обменному механизму Н: N: Н  электронная формула      Н Н+б­ N­б­ Н+б  структурная формула          Н+б 3. Водородная связь  Отметьте особенности водородной связи:  1) между какими атомами возникает связь;  2)   силу   связи   по   сравнению   с   другими   видами связи; 3) условное обозначению водородной связи; 4)   следствие   образования   водородной   связи   в соединении. 4. Физические свойства  Изучите   физические   свойства   аммиака   по учебнику, 5. Химические свойства       Рассчитайте   его   плотность   по   воздуху  Dвозд  = 29/МNН3 предложите способ собирания газа в лабораторных условиях   Запишите   уравнение   реакции   взаимодействия аммиака с водой: аммиак + вода = гидроксид аммония.  Отметьте слабые основные свойства аммиака.   Запишите   уравнение   реакции   взаимодействия аммиака с соляной кислотой Аммиак   +   соляная   кислота   =   хлорид аммония,   Рассмотрите механизм реакции.  Отметьте   особенности   иона   аммония   и образование   ковалентной   полярной   связи   по донорно­акцепторному механизму. Водородной называется связь  между атомами  водорода  и атомами  очень ЭО   элементов,   имеющих   свободные электронные пары; слабее ковалентной связи в 10 – 20 раз; условно обозначается тремя точками; вещества   с   водородной   связью   обладают хорошей   растворимостью   в   воде, повышается   их   температура   кипения   и плавления. NH3 – газ без цвета, с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, при охлаждении до ­33,6оС   он   сжижается,   а   при   температуре ­77,8оС   превращается   в   твердое   белое вещество, хорошо растворим в воде. NH3 + H2O         NH3 * H2O         NH4 Водный   раствор   аммиака   окрашивает   раствор фенолфталеина в малиновый цвет, что указывает на его слабощелочные свойства. + + OH­  Запишите уравнение реакции горение аммиака:          аммиак + кислород = азот + вода  Составьте   электронный   баланс   к   этому уравнению.  Запишите   уравнение   реакции   каталитического окисления аммиака:       аммиак + кислород = оксид азота (II) + вода.   Составьте   электронный   баланс   к   этому уравнению.  Запишите   уравнение   реакции   получение аммиака:  а)   в   промышленности  (дайте   классификацию реакции   по   всем   известным   признакам   и предложите   оптимальные   условия   проведения реакции); б)   в   лаборатории  распознавания аммиака).  (отметьте   способы 6. Получение аммиака  а) в промышленности 3H2 + N2   кат  2NH3 + Q Р соединения, экзотермическая, гомогенная,  обратимая, окислительно­ восстановительная, каталитическая. б) в лаборатории NH4 Собирание ­  в перевернутую кверху дном  пробирку.  Распознавание:  а) по запаху;  б) по посинению влажной лакмусовой  бумажки  + + OH­ = NH3  + H2O 7. Применение аммиака  Ознакомьтесь с презентацией 8. Домашнее задание 9. Вывод Запиши домашнее задание в дневник В чем заключается уникальность аммиака? Отметь   особенности   этого   газа   или   напиши синквейн в) по появлению белого дыма от  поднесенной стеклянной палочки, смоченной HCl конц. Применение: 1) в холодильных установках; 2) в медицине; 3) для производства азотной кислоты, солей  аммония; 4) как удобрение. Задание по выбору Приложение № 4 Закрепление новых знаний. Тест Вариант 1. 1.Азот при обычных условиях – это: а) тяжелый металл;  б) бесцветная маслянистая жидкость;   в) одноатомный инертный газ;  г)газ без цвета и запаха,  молекула двухатомная. 2.реакция между хлоридом аммония и гидроксидом кальция идет потому, что а) выпадает осадок;  б) выделяется газ – аммиак;  в)образуется растворимая соль; г) реакция не идет. 3.Аммиак горит в кислороде в присутствии катализатора с образованием? а) азота;  б)оксида азота (II);   в)оксида азота (III);   г) образуется азотная кислота. 4. степень окисления азота в молекуле аммиака? а) 0;   б) +3;    в) ­3;   г)+5. 5.Нашатырь –это: А) раствор аммиака в воде;   б) раствор аммиака в спирте;   в) хлорид аммония;   г) поваренная соль Вариант 2. 1.Азот входит в главную подгруппу: а) IV группы;  б) V  группы;    в) VI группы;    г) VII группы. 2.Раствор аммиака в воде окрашивает  фенолфталеин в: а) желтый цвет;  б) синий цвет;  в) фиолетовый цвет;   г)малиновый цвет. 3.Аммиак горит в кислороде без катализатора с образованием: а) азота; б) оксида азота (II);  в) оксида азота (III);  г) азотной кислоты. 4.Валентность азота в молекуле аммиака:  а) V;         б) III;         в)II;          г)IV 5.Нашатырный спирт –это: а) раствор аммиака в воде;   б) раствор аммиака в спирте;   в) хлорид аммония;    г) медицинский спирт.

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"

Урок "Аммиак"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017