Рабочая программа курса по выбору «Юный лаборант» (9 класс химия)

  • Разработки курсов
  • doc
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа рассчитана на учащихся 9 класса, которые осуществляют выбор профиля дальнейшего обучения, призвана помочь ученику оценить свой потенциал, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.Данная программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю, она опирается на знания учащихся полученные в 8-9 классах. Увлечение химией начинается обычно с опытов, так было, так оно и будет, но к сожалению в школьном курсе мало времени отводится на опытные и экспериментальные работы. В данном элективном курсе мы будем работать только с неорганическими веществами, в будущем предполагается разработка программы и по органической химии.
Иконка файла материала юный лаборант.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ширинская основная общеобразовательная школа № 17 Утверждаю:  Директор МБОУ  Ширинская ООШ №17 ______ Г.Г. Рагзина Рабочая программа    «Юный лаборант»  на 2012­2013 учебный год  Программа разработана учителем химии  Гладышевой О.О. рассмотрена на заседании ШМО учителей  естественно­математического циклас. Шира 2012г.Пояснительная записка Программа   рассчитана   на   учащихся   9   класса,   которые   осуществляют   выбор профиля   дальнейшего   обучения,   призвана   помочь   ученику   оценить   свой   потенциал, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле (см.   Концепцию   предпрофильной   подготовки   и   Программу   Модернизации   российского образования до 2010года). Данная программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю, она опирается на знания учащихся полученные в 8­9 классах. Увлечение химией начинается обычно с опытов, так было, так оно и будет, но к сожалению в школьном курсе мало времени отводится на опытные и экспериментальные работы. В данном элективном курсе мы   будем   работать   только   с   неорганическими   веществами,   в   будущем   предполагается разработка   программы   и   по   органической   химии.   В   ходе   элективного   курса   будут использоваться различные методы, средства и формы обучения (индивидуальные работы, групповые, коллективные, работа с дополнительной литературой, проблемное обучение, частично­поисковый, словесно­логический, эвристический). Цель курса: Формирование и развитие  познавательного  интереса  к химии  через  знакомство с работой и обязанностями лаборанта кабинета химии. Задачи курса: ­ профессиональная ориентация; ­ реализация системного подхода через использование межпредметных связей; ­ закрепить и углубить основные требования к помещению и оборудованию кабинета химии; ­  научиться   конструировать  и  моделировать  приборы   для  получения   и  изучения свойств различных веществ;  ­ производить математические расчеты. Содержание курса: 1.   Введение.   Основные   требования   к   помещению,   оборудованию   и   Использованию кабинета (3 часа). Общие сведения о помещении, вентиляции, газе, водоснабжении, канализации. Рабочие места   учителя,   учащихся.   Размещение   и   хранение   реактивов,   электрооборудования   и учебного оборудования в кабинете химии. 2.Обязанности лаборанта (2 часа). Должностная характеристика. Правила безопасного поведения в кабинете химии и первая медицинская помощь. Ведение лабораторного хозяйства. 3.Обращение   с   нагревательными   приборами   и   измерительными,   приемы обращения с ними (10 часов).  Способы   обработки   стекла.   Обращение   с   химической   посудой   и   принадлежностями. Основные приемы работы с твердыми веществами, жидкими и газообразными веществами. Конструирование   и   моделирование   приборов   при   получении   газообразных   веществ   и изучении   их   химических   свойств.   Конструирование   и   монтаж   приборов.   Расчеты   и приготовление растворов. Работа с газами. Работа с проекционной аппаратурой. 4. Подготовка учебного оборудования для химического эксперимента на уроках химии. Проведение занимательных опытов (2 часа). Методические рекомендации:­   Необходимо   осуществлять   межпредметные   связи   (биология,   физика,   математика, валеология, история, экология) и связь с жизнью. ­ В ходе изучения курса использовать различные формы, методы и средства обучения. ­   Особая   роль   должна   отводиться   самостоятельной   работе   учащихся,   изучению соответствующей литературы. ­ Использовать проблемное обучение.  ­ Обращать внимание на формирование коммуникативных навыков, качеств. Знать: 1. правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему; 2. способы получения различных веществ; 3. правила хранения и размещения химических реактивов, оборудования; 4. как   выглядит   кабинет   химии,   места   учителя,   учащихся,   что   необходимо   для полноценной трудовой деятельности, чем он должен быть оснащен; 5. санитарно­гигеенические требования, предъявляемые к школьной лаборатории. Уметь: ­ оказать первую доврачебную помощь пострадавшему; ­ конструировать приборы для получения тех или иных веществ; ­ вести лабораторное хозяйство; ­ работать с веществами находящимися в разных агрегатных состояниях; ­ производить математические расчеты; ­ готовить оборудование для химического эксперимента на уроках; ­ наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел; ­ описывать результаты наблюдений и их предвидеть; ­ отбирать необходимое оборудование; ­делать выводы и обсуждать результаты; ­ уметь работать с дополнительной литературойТематическое планирование Дата Формы учения Форма контроля Анкетирование,  семинар тестирование,  подготовка  опорных схем,  карточек,  конспектов,  оформление  дневников  наблюдения, проведение  опытов,  оформление  дневников  наблюдений № Наименование разделов Основные  требования к  помещению,  оборудованию и  кабинета химии Обязанности  лаборанта Обращение с  нагревательными  приборами и  измерительными,  приемы обращения с  ними Подготовка учебного и оборудования для  химического  эксперимента на  уроках химии,  проведение  занимательных  опытов. Итого:  1 2 3 4   Категория деятельно сти демонстра ция,  беседа,  рассказ рассказ,  беседа рассказ,  беседа,  демонстра ция демонстра ция,  беседа,  рассказ Количе ство часов 3 2 10 2 17Литература для учащихся: 1. Гезей Л.С. Учебник «Химия» 8,9 класс. 2. Внеклассные практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы. Под общей ред. Д. М. Кирюшкина. Изд. «Просвещение» М.: 1965., ­ 288 с. Литература для учителя: 1. Амерова   А.Х.   «Демонстрационный   и   ученический   эксперимент   в   практике обучения химии» // Химия в школе, № 6, 2004. 2. Гольдфарб   Я.,   Ходаков   Ю.   сборник   задач   и   упражнений   по   химии.   М.: «Просвещение», 1983. 3. «занимательные опыты по химии» Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1980. – 127 с. Алексинский В.Н. 4. Назарова Т.С.и др. «организация работы лаборанта в школьном кабинете химии» кн. для учителя /М.: «Просвещение» , 1984.­ 160 с. 5. Ольгин о. «Опыты без взрывов» М .: «Просвещение», 1983. 6. Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательными школе. // Химия в школе. №1. 2005. 7. Степин   Д.   «Занимательные   задания   и   эффектные   опыты   по   химии»   Б.Д. Степин,Л.Ю., Алинбергова. М.: Дрофа, 2002.­ 432с. : ил. 8. Чертков   И   Н.,   Жуков   П.Н.   «химический   эксперимент   с   малыми   количествами реактивов» кн. для учителя. – М.: «Просвещение», 1989 г.­ 192с. Предполагаемые занимательные опыты: 1. «Дым без огня» 2. «Добывание огня» 3. «Фейерверк в середине жидкости» 4. «Превращение молока в воду» 5. «Примерзание стаканчика» 6. «Вода ­ катализатор» 7. «Моментальная цветная фотография» 8. «Золотой дождь» 9. «Извержение вулкана» 10.  «Фараоновы змеи» 11.  «Серые змеи» 12.  Несгораемый платочек