Урок направлен на изучение физических и химических свойств фосфорной кислоты через проведение химического эксперимента; Учащиеся на основе Интернет-ресурсов, специальной литературы проиллюстрировать применение и получение фосфорной кислоты.
Они выразит свое отношение к проблемам экологии при промышленном получении фосфорной кислоты и ее применение.
воспитательные:
МБОУ СОШ № 7 г. Черногорск
Конспект урока по химии в 8 классе по теме «Фосфорная кислота»
Составитель учитель химии: Гладышева Ольга Олеговна
Задачи:
образовательные:
1. Изучить физические и химические свойства фосфорной кислоты через
проведение химического эксперимента;
Интернетресурсов,
основе
2. На
специальной литературы
проиллюстрировать применение и получение фосфорной кислоты.
развивающие:
1. Пробудить интерес к самостоятельному поиску информации в
Интернете, специальной литературе;
2. Выразить свое отношение к проблемам экологии при промышленном
получении фосфорной кислоты и ее применение.
воспитательные:
1.
На основе материала данной темы, эксперимента умения
обучающихся наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: Растворы фосфорной кислоты, пробирки, оксид кальция,
раствор гидроксида натрия, индикаторная бумага; нитрат серебра.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся.
Определить степень окисления и дать названия веществам: Р2O5, Н3РО4,
1.
Са3Р2, РН3;
Характеристика вещества
Свойства фосфора
белый
красный
состояние
Физическое
Твердость
Цвет
Запах
Температура плавления и
воспламенения
Растворимость в воде
Свечение
Действие на организм
2.
Двум ученикам даются индивидуальные карточки с заданиями: опишите
окисленовосстановительные реакции, используя метод электронного
баланса:
1) Р + О2 = Р2O5 2) Са + Р = Са3Р2
3.
4.
Что общего во всех этих соединениях?
Какую общую тему изучаем?3. Изучение новой темы.
Изучение новой темы начинаем со сказки, прослушав ее, вы назовете
тему урока.
«Она родилась в самой волшебной, самой удивительной стране –
химической лаборатории. Ее папа – оксид фосфора (V), был мужчина злого
нрава, белый, рыхлый, любитель поглощать воду. Ее мама была простой
спокойной женщиной и звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная
и дали ей красивое женское имя – Кислота, а от отца она унаследовала
фамилию Фосфорная». Назовите тему урока.
Тема урока: «Фосфорная кислота»
План: 1.Молекулярная формула. 2. Получение и физические свойства.
3. Химические свойства. 4. Применение.
1. Молекулярная формула фосфорной кислоты:
Назовите формулу фосфорной кислоты Н3РО4 валентность фосфора равна
V и степень окисления + 5.
Мr (Н3РО4) = 98 .Это трехосновная
кислородосодержащая кислота.
2. Получение.
а) Демонстрация горения фосфора в ложечке, которую вносят в колбу. После
заполнения колбы дымом частичек оксида фосфора, приливают немного воды
до полного растворения Р2O5.
Для доказательства образования кислоты в
колбе, добавляем несколько капель индикатора – лакмуса или метилового
оранжевого. Р2O5 является кислотным. Р2O5 +3 Н2О = 2Н3РО4
б) взаимодействием природной соли с серной кислоты при нагревании
Са3(РO4)2 +3 Н2SО4 = 2Н3РО4 + 3 СаSО4
3. Физические свойства.
Твердое бесцветное, кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде в
любых соотношениях.
3. Химические свойства.
а) общие с другими кислотами
= Н+
+ НРО4
2
3
+ РО4
+ Н2РО4
II) Н2РО4
1. Водный раствор кислоты изменяет окраску индикаторов. Диссоциирует в 3
ступени: I) Н3РО4 = Н+
=
Н+
Легче всего идет диссоциация по первой ступени и труднее – по третьей.
б) взаимодействие с металлами, расположенными в вытеснительном ряду до
водорода: 3 Nа + Н3РО4 = 3Н2 + Nа3РО4 Напишите уравнение реакции.
в) Взаимодействие с оксидами металлов. В пробирку с оксидом кальция
наливаем фосфорную кислоту. Оксид фосфора растворяется. Напишите
уравнение реакции. CaO + Н3РО4 = Н2O + Ca 3(РО4 )2
2 III) НРО4г) Взаимодействие с основаниями и аммиаком. В пробирку с раствором
гидроксида натрия добавляем фосфорную кислоту.
3 NaOH + Н3РО4 = 3Н2O + Na3РО4
д) Реагирует с солями: 3 Na2CO3 + 2Н3РО4 = 3Н2O + 3 CO2 + 2Na 3РО4
Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.
Таким образом, фосфорная кислота – сильная кислота, обладает общими
специфическими
свойствами всех кислот. Кроме этого обладает
свойствами.
а) При нагревании превращается в метафосфорную кислоту 2Н3РО4 = Н4Р2О7
+ Н2O Н4Р2О7 =2НРО 3 + Н2O
б) Качественная реакция на фосфорную кислоту нитрат серебра – появляется
желтый осадок 3 AgNO3 + Н3РО4 = 3НNO3 + Ag3РО4
в) играет большую роль в жизнедеятельности животных и растений. Входит в
состав АТФ при разложении которой выделяется большое количество
энергии.
4. Применение Фосфорная кислота используется в основном для
производства минеральных удобрений: простой суперфосфат, двойной
суперфосфат, дигидроортофосфат аммония, гидроортофосфат аммония.
5. Закрепление знаний обучающихся
1. Выберите вещества с которыми будет реагировать фосфорная кислота:
КОН, Си, К2SО3, СО2, NО?
2. Какому молекулярному уравнению реакций соответствует ионное
уравнение? 2Н+ + SО3
а) КОН + Н3РО4, = К3РО4 + Н2О
б) К2SО3 + Н3РО4, = К3РО4 +Н2О + SО2
в) К2SО3 + Н3РО4, = К3РО4 +Н2О + SО3
= Н2О + SО2
2
6. Домашнее задание: Параграф 28, упр. № 2 письменно, 7 устно стр.
159163. Найти интересные факты об открытии фосфорной кислоты.