Конспект урока по химии на тему «Фосфорная кислота» (8 класс, химия)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
12.02.2017
Урок направлен на изучение физических и химических свойств фосфорной кислоты через проведение химического эксперимента; Учащиеся на основе Интернет-ресурсов, специальной литературы проиллюстрировать применение и получение фосфорной кислоты.
Они выразит свое отношение к проблемам экологии при промышленном получении фосфорной кислоты и ее применение.
воспитательные:
Фосфорная кислота.doc
МБОУ СОШ № 7 г. Черногорск
Конспект урока по химии в 8 классе по теме «Фосфорная кислота»
Составитель учитель химии: Гладышева Ольга Олеговна
Задачи:
образовательные:
1. Изучить физические и химические свойства фосфорной кислоты через
проведение химического эксперимента;
Интернетресурсов,
основе
2. На
специальной литературы
проиллюстрировать применение и получение фосфорной кислоты.
развивающие:
1. Пробудить интерес к самостоятельному поиску информации в
Интернете, специальной литературе;
2. Выразить свое отношение к проблемам экологии при промышленном
получении фосфорной кислоты и ее применение.
воспитательные:
1.
На основе материала данной темы, эксперимента умения
обучающихся наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: Растворы фосфорной кислоты, пробирки, оксид кальция,
раствор гидроксида натрия, индикаторная бумага; нитрат серебра.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся.
Определить степень окисления и дать названия веществам: Р2O5, Н3РО4,
1.
Са3Р2, РН3;
Характеристика вещества
Свойства фосфора
белый
красный
состояние
Физическое
Твердость
Цвет
Запах
Температура плавления и
воспламенения
Растворимость в воде
Свечение
Действие на организм
2.
Двум ученикам даются индивидуальные карточки с заданиями: опишите
окисленовосстановительные реакции, используя метод электронного
баланса:
1) Р + О2 = Р2O5 2) Са + Р = Са3Р2
3.
4.
Что общего во всех этих соединениях?
Какую общую тему изучаем? 3. Изучение новой темы.
Изучение новой темы начинаем со сказки, прослушав ее, вы назовете
тему урока.
«Она родилась в самой волшебной, самой удивительной стране –
химической лаборатории. Ее папа – оксид фосфора (V), был мужчина злого
нрава, белый, рыхлый, любитель поглощать воду. Ее мама была простой
спокойной женщиной и звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная
и дали ей красивое женское имя – Кислота, а от отца она унаследовала
фамилию Фосфорная». Назовите тему урока.
Тема урока: «Фосфорная кислота»
План: 1.Молекулярная формула. 2. Получение и физические свойства.
3. Химические свойства. 4. Применение.
1. Молекулярная формула фосфорной кислоты:
Назовите формулу фосфорной кислоты Н3РО4 валентность фосфора равна
V и степень окисления + 5.
Мr (Н3РО4) = 98 .Это трехосновная
кислородосодержащая кислота.
2. Получение.
а) Демонстрация горения фосфора в ложечке, которую вносят в колбу. После
заполнения колбы дымом частичек оксида фосфора, приливают немного воды
до полного растворения Р2O5.
Для доказательства образования кислоты в
колбе, добавляем несколько капель индикатора – лакмуса или метилового
оранжевого. Р2O5 является кислотным. Р2O5 +3 Н2О = 2Н3РО4
б) взаимодействием природной соли с серной кислоты при нагревании
Са3(РO4)2 +3 Н2SО4 = 2Н3РО4 + 3 СаSО4
3. Физические свойства.
Твердое бесцветное, кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде в
любых соотношениях.
3. Химические свойства.
а) общие с другими кислотами
= Н+
+ НРО4
2
3
+ РО4
+ Н2РО4
II) Н2РО4
1. Водный раствор кислоты изменяет окраску индикаторов. Диссоциирует в 3
ступени: I) Н3РО4 = Н+
=
Н+
Легче всего идет диссоциация по первой ступени и труднее – по третьей.
б) взаимодействие с металлами, расположенными в вытеснительном ряду до
водорода: 3 Nа + Н3РО4 = 3Н2 + Nа3РО4 Напишите уравнение реакции.
в) Взаимодействие с оксидами металлов. В пробирку с оксидом кальция
наливаем фосфорную кислоту. Оксид фосфора растворяется. Напишите
уравнение реакции. CaO + Н3РО4 = Н2O + Ca 3(РО4 )2
2 III) НРО4 г) Взаимодействие с основаниями и аммиаком. В пробирку с раствором
гидроксида натрия добавляем фосфорную кислоту.
3 NaOH + Н3РО4 = 3Н2O + Na3РО4
д) Реагирует с солями: 3 Na2CO3 + 2Н3РО4 = 3Н2O + 3 CO2 + 2Na 3РО4
Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.
Таким образом, фосфорная кислота – сильная кислота, обладает общими
специфическими
свойствами всех кислот. Кроме этого обладает
свойствами.
а) При нагревании превращается в метафосфорную кислоту 2Н3РО4 = Н4Р2О7
+ Н2O Н4Р2О7 =2НРО 3 + Н2O
б) Качественная реакция на фосфорную кислоту нитрат серебра – появляется
желтый осадок 3 AgNO3 + Н3РО4 = 3НNO3 + Ag3РО4
в) играет большую роль в жизнедеятельности животных и растений. Входит в
состав АТФ при разложении которой выделяется большое количество
энергии.
4. Применение Фосфорная кислота используется в основном для
производства минеральных удобрений: простой суперфосфат, двойной
суперфосфат, дигидроортофосфат аммония, гидроортофосфат аммония.
5. Закрепление знаний обучающихся
1. Выберите вещества с которыми будет реагировать фосфорная кислота:
КОН, Си, К2SО3, СО2, NО?
2. Какому молекулярному уравнению реакций соответствует ионное
уравнение? 2Н+ + SО3
а) КОН + Н3РО4, = К3РО4 + Н2О
б) К2SО3 + Н3РО4, = К3РО4 +Н2О + SО2
в) К2SО3 + Н3РО4, = К3РО4 +Н2О + SО3
= Н2О + SО2
2
6. Домашнее задание: Параграф 28, упр. № 2 письменно, 7 устно стр.
159163. Найти интересные факты об открытии фосфорной кислоты.
Конспект урока по химии на тему «Фосфорная кислота» (8 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему «Фосфорная кислота» (8 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему «Фосфорная кислота» (8 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.