Конспект урока по химии на тему «Фосфорная кислота» (8 класс, химия)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок направлен на изучение физических и химических свойств фосфорной кислоты через проведение химического эксперимента; Учащиеся на основе Интернет-ресурсов, специальной литературы проиллюстрировать применение и получение фосфорной кислоты. Они выразит свое отношение к проблемам экологии при промышленном получении фосфорной кислоты и ее применение. воспитательные:
Иконка файла материала Фосфорная кислота.doc
МБОУ СОШ № 7 г. Черногорск  Конспект урока по химии в 8 классе по теме «Фосфорная кислота» Составитель учитель химии: Гладышева Ольга Олеговна Задачи: образовательные:  1. Изучить физические и химические свойства фосфорной кислоты через проведение химического эксперимента;   Интернет­ресурсов,   основе 2. На   специальной   литературы проиллюстрировать применение и получение фосфорной кислоты. развивающие:  1. Пробудить   интерес   к   самостоятельному   поиску   информации   в Интернете, специальной литературе; 2. Выразить   свое  отношение  к   проблемам   экологии  при   промышленном получении фосфорной кислоты и ее применение. воспитательные: 1.  На   основе   материала   данной   темы,   эксперимента   умения обучающихся наблюдать, сравнивать, делать выводы. Оборудование:  Растворы   фосфорной   кислоты,   пробирки,   оксид   кальция, раствор гидроксида натрия, индикаторная бумага; нитрат серебра. Ход урока: 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний учащихся. Определить степень окисления и дать названия веществам: Р2O5, Н3РО4, 1. Са3Р2, РН3; Характеристика вещества Свойства фосфора белый красный   состояние Физическое Твердость Цвет Запах Температура   плавления   и воспламенения Растворимость   в   воде Свечение Действие на организм 2. Двум ученикам даются индивидуальные карточки с заданиями: опишите окислено­восстановительные   реакции,   используя   метод   электронного баланса:     1) Р + О2 = Р2O5      2) Са + Р = Са3Р2 3. 4. Что общего во всех этих соединениях?  Какую общую тему изучаем?3. Изучение новой темы. Изучение новой темы начинаем со сказки, прослушав ее, вы назовете тему урока.   «Она   родилась   в   самой   волшебной,   самой   удивительной   стране   – химической лаборатории. Ее папа – оксид фосфора (V), был мужчина злого нрава,   белый,   рыхлый,   любитель   поглощать   воду.   Ее   мама   была   простой спокойной женщиной и звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и   дали   ей   красивое   женское   имя   –   Кислота,   а   от   отца   она   унаследовала фамилию Фосфорная». Назовите тему урока.  Тема урока: «Фосфорная кислота» План: 1.Молекулярная формула. 2. Получение и физические свойства. 3. Химические свойства. 4. Применение. 1. Молекулярная формула фосфорной кислоты:         Назовите формулу фосфорной кислоты ­ Н3РО4  валентность фосфора равна V   и   степень   окисления   +   5.  Мr  (Н3РО4)   =   98   .Это   трехосновная кислородосодержащая кислота. 2. Получение. а) Демонстрация горения фосфора в ложечке, которую вносят в колбу. После заполнения колбы дымом частичек оксида фосфора, приливают немного воды до   полного   растворения  Р2O5.  Для   доказательства   образования   кислоты   в колбе, добавляем несколько капель индикатора – лакмуса или метилового оранжевого. Р2O5 является кислотным. Р2O5  +3 Н2О   =  2Н3РО4        б) взаимодействием природной соли с серной кислоты при нагревании   Са3(РO4)2  +3 Н2SО4   =  2Н3РО4   + 3 СаSО4 3. Физические свойства. Твердое бесцветное, кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде в любых соотношениях.  3. Химические свойства. а) общие с другими кислотами ­   = Н+  + НРО4 2­ 3­  + РО4  ­  + Н2РО4           II)  Н2РО4 1. Водный раствор кислоты изменяет окраску индикаторов. Диссоциирует в 3 ступени:     I) Н3РО4  = Н+   = Н+  Легче всего идет диссоциация по первой ступени и труднее – по третьей. б)  взаимодействие с металлами, расположенными в вытеснительном ряду до водорода:     3 Nа + Н3РО4 = 3Н2 + Nа3РО4         Напишите уравнение реакции. в)  Взаимодействие   с   оксидами   металлов.   В   пробирку   с   оксидом   кальция наливаем   фосфорную   кислоту.   Оксид   фосфора   растворяется.   Напишите уравнение реакции.        CaO + Н3РО4  = Н2O + Ca 3(РО4 )2 2­        III) НРО4г)  Взаимодействие   с   основаниями   и   аммиаком.   В   пробирку   с   раствором гидроксида натрия добавляем фосфорную кислоту.     3 NaOH + Н3РО4  = 3Н2O + Na3РО4  д) Реагирует с солями: 3 Na2CO3 + 2Н3РО4  = 3Н2O + 3 CO2  + 2Na 3РО4  Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.  Таким   образом,   фосфорная   кислота   –   сильная   кислота,   обладает   общими  специфическими свойствами   всех   кислот.   Кроме   этого   обладает свойствами.  а) При нагревании превращается в метафосфорную кислоту  2Н3РО4  = Н4Р2О7 + Н2O Н4Р2О7 =2НРО 3 + Н2O б) Качественная реакция на фосфорную кислоту нитрат серебра – появляется желтый осадок 3 AgNO3 + Н3РО4  = 3НNO3 + Ag3РО4   в) играет большую роль в жизнедеятельности животных и растений. Входит в состав   АТФ   при   разложении   которой   выделяется   большое   количество энергии.  4.   Применение  Фосфорная   кислота   используется   в   основном   для производства   минеральных   удобрений:   простой   суперфосфат,   двойной суперфосфат, дигидроортофосфат аммония, гидроортофосфат аммония.    5. Закрепление знаний обучающихся 1. Выберите вещества с которыми будет реагировать фосфорная кислота:  КОН, Си, К2SО3, СО2,  NО?  2. Какому молекулярному уравнению реакций соответствует ионное  уравнение?              2Н+ +  SО3 а) КОН + Н3РО4, = К3РО4 + Н2О       б) К2SО3  + Н3РО4, = К3РО4 +Н2О + SО2 в) К2SО3 + Н3РО4, = К3РО4 +Н2О + SО3  = Н2О + SО2  2­ 6. Домашнее задание: Параграф 28, упр. № 2 письменно, 7 устно стр. 159­163. Найти интересные факты об открытии фосфорной кислоты.