Комбинированный урок химии в 9 классе
Тема: «Спирты»
Цель урока: ознакомление учащихся с новым классом органических соединений – спирты.
Задачи
Образовательные:
1. Сформировать основные химические понятия: функциональная группа, альдегидная группа,
гидроксильная группа.
2. Сформировать понятие об атомности спиртов и на этой основе дать представление об одноатомных и
многоатомных спиртах.
3. Познакомить учащихся со свойствами, способами получения спиртов (на примере реакции
гидратации алкенов).
4. Продолжить формирование понятия предельные углеводороды.
5. Продолжить формирование понятия качественная реакция на примере глицерина, как многоатомного
спирта.
6. Научить учащихся составлять формулы химических соединений класса предельные одноатомные и
многоатомные спирты.
7. Добиться овладения учащимися химической номенклатурой органических соединений класса
спирты.
8. Познакомить учащихся с основными представителями класса спирты: метанол, этанол, глицерин.
9. Продолжить формирование понятий «молекулярная» и «структурная формулы».
Воспитывающие:
1. Раскрыть межпредметные связи с биологией при изучении физиологического действия спиртов на
организм.
2. Познакомить учащихся с применением отдельных представителей класса спирты в жизни человека.
3. Воспитать чувство личной ответственности за собственное здоровье.
Развивающие:
1. Продолжить формирование по развитию самостоятельности, наблюдательности и других качеств
личности в процессе выполнения заданий на повторение пройденного материала по темам предельные
и непредельные углеводороды.
2. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать при изучении свойств
органических соединений класса спирты.
3. Продолжить формирование общешкольных умений: самостоятельно работать с текстом параграфа
Оборудование к уроку:
1) штатив для пробирок;
2) медная проволока;
3) пробирки;
4) пипетки;
5) спиртовка;
6) спички;
7) мультимедиапректор;
8) мультимедийная презентация (авторская);
9) ПК (ноутбуки);
10) Химия. 9 кл. О.С. Габриелян (учебник);
Реактивы:
1) дистиллированная вода;
2) этиловый спирт;
3) глицерин;
4) раствор сульфата меди (II);
5) раствор гидроксида натрия. I . Организационный момент
Приветствие.
Ход урока
Вопрос учащимся. Как вы думаете, почему девиз урока именно такой?
Девиз урока: «Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не одной только памяти» (Л. Н. Толстой)
1 стадия – вызов.
1 задание: «Что
объединяет эти
изображения?»
___________
Учитель демонстрирует видеоролик «Самогонщики» https://youtu.be/FC3-vUKpNio
? О чём пойдёт речь на уроке?
? Какую проблему вы увидели в данной теме?
II . Актуализация опорных ЗУН
Задание 2. Правильно ли вы определили о чем мы будем говорить сегодня на уроке поможет
таблица с формулами.
Вспомним гомологический ряд метана и этилена (этена). На карточках таблица с формулами и
названиями веществ (приложение 1, таблица 1). Ваша задача сделать соответствие формула – название
вещества по принципу таблицы умножения. В нижние пустые ячейки необходимо вписать буквы,
соответствующие правильным ответам. Должно получиться слово – название класса органических веществ.
Если слово получилось, то с заданием справились верно.
Название
Формула
CH4
C2H6
C3H8
C2H4
ЭТАН
ПРОПЕН МЕТАН
ЭТЕН
БУТЕН
ПРОПАН
А
С
Л
Т
М
О
И
Г
И
Р
С
Л
Б
В
О
Р
Е
Г
Ю
Я
Ы
Д
Ы
А C3H6
C4H8
ОТВЕТ:
С
Е
Д
П
Н
П
М
Ы
О
Р
Т
П
И
Р
Т
Т
К
Ы
III
. Формирование новых ЗУН
Тема сегодняшнего урока:
Спирты.
2 стадия – осмысление.
Формулировка целей урока учащимися.
Задание 3: Заполнить таблицу ЗХУ, первые две колонки «Знаю», «Хочу узнать»: что вы знаете о
спиртах и что хотели бы узнать? (отметить 23 позиции)
Задание 4: Работа с информацией; используем прием маркировки текста «инсерт», в парах.
Подготовка «толстых» (сложных, требующих размышления) и «тонких» (простых, констатирующих)
вопросов.
Спирты это один из наиболее распространенных классов кислородсодержащих органических
соединений. Этиловый спирт химическое вещество, изменяющее характер функционирования организма
человека, психотропный наркотик, который вызывает изменения химических процессов мозга, влияет на
характер мышления человека, чувства, способность общаться и двигаться. Употребление алкоголя вызывает
как быстродействующие и краткосрочные, так и длительные последствия, которые могут стать фатальными.
Этиловый спирт — наркотик. При попадании внутрь вследствие высокой
растворимости он быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм.
Препарат вызывает тяжёлые заболевания нервной системы, органов пищеварения,
сердца, кровеносных сосудов, психические расстройства. Для проведения опытов
учащимся выдаётся в небольших количествах.
Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Особенно ядовит метиловый спирт. Самое
незначительное количество его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вызывает необратимую
слепоту, 510 мл спирта достаточно для сильного отравления организма. При попадании внутрь 30 мл
возможен смертельный исход. Метанол в школе не применяется.
Этиленгликоль слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не
раздражает кожу, однако очень опасен при попадании внутрь: 1520 мл могут вызвать отравление со
смертельным исходом. Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при постоянном контроле
со стороны учителя или лаборанта.
Первая помощь: очищение, а затем промывание желудка насыщенным раствором соды.
Мы рассмотрим новый класс органических соединений. В отличие от тех, что изучили ранее, в состав
спиртов помимо C и H входит O. Спирты являются первыми кислородсодержащими органическими
соединениями, которые изучаются в школьном курсе.
Спирты – это органические вещества, в
молекулах которых углеводородный радикал
связан с гидроксильной группой.
Число гидроксильных групп определяет атомность спирта. По числу гидроксильных групп спирты
подразделяются на одноатомные и многоатомные:
Спирты
Общая формула предельных одноатомных спиртов:
Одноатомные Многоатомные
CnH2n+1OH
Гомологический ряд и номенклатура предельных одноатомных спиртов.
Углеводоро
д
+ ол Например: метан + ол = метанол
или
Углеводородный
радикал
+ овый
спирт
Например: метиловый спирт
Запишем гомологический ряд метилового спирта:
CH3OH
C2H5OH
C3H7OH
C4H9OH
C5H11OH
Метанол
Этанол
Пропанол
Бутанол
Пентанол
(метиловый спирт)
(этиловый спирт)
(пропиловый спирт)
(бутиловый спирт)
(пентиловый спирт)
IV
. Закрепление ЗУН
Задание 7: поиграйте в «крестикинолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из
молекулярных формул одноатомных спиртов. Запишите сокращенные структурные формулы веществ,
образующих выигрышный путь, и назовите их (приложение 1, таблица 2).
V . Физкультминутка
VI
. Продолжение формирования новых ЗУН
Далее нам необходимо познакомиться со свойствами спиртов. Для изучения физических свойств
вам необходимо заполнить таблицу (приложение 1, таблица 3), пользуясь ресурсами Интернета по
предложенной ссылке clck.yandex.ru/
Проанализируем ваши ответы.
Химические свойства характеризуются наличием функциональной группы. Группа –OH является
функциональной группой для соединений класса спирты.
Что значит функциональная группа?
Ответ: Функциональная группа – группа атомов, определяющая наиболее характерные свойства
классов органических соединений.
Демонстрационные опыты.
Характерные химические свойства этилового спирта (и всех других спиртов) обусловлены наличием в них
гидроксильной группы —ОН.
Изучите свойства этилового спирта, проделав следующие лабораторные опыты.
1. Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. В отдельную
пробирку налейте несколько капель спирта и 2—3 мл воды. Взболтайте. Что вы можете сказать о
растворимости спирта?
2. В пробирку налейте 1—2 мл воды, а во вторую — 1—2 мл спирта и добавьте по 2—3 капли
растительного масла. Взболтайте. Что можно сказать о свойствах спирта как растворителя?
3. На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и 1 каплю этилового спирта. Какая капля быстрее испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта.
4. Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внесите ее в этиловый спирт.
Зафиксируйте наблюдения: черный налет оксида меди(II) на проволоке исчез, она стала блестящей (свежая
медь), а также появился специфический неприятный запах — в результате реакции образовался уксусный
альдегид.
Последний опыт демонстрирует способность спиртов окисляться. В данном случае реакция окисления
этилового спирта в уксусный альдегид протекает согласно уравнению:
5.В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 12 мл воды, а во
вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих
изменений
На какие системы и органы человека влияет этанол?
(ребята с помощью зрительного образа представляют биохимические процессы денатурации белков в
организме под влиянием этанола
В тетрадях для лабораторных и практических работ, выполняем по заданию и оформляем
получившиеся результаты (приложение 2).
VII
. Закрепление ЗУН
Для закрепления материала выполним упражнение
Рефлексия: Синквейн по теме урока. Итог урока: познакомились с новым классом органических
соединений – спирты.
VIII
. Сообщение домашнего задания
? 1. Напишите эссе, взяв за основу высказывание: «Вино сообщает каждому, кто пьёт, четыре качества:
сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и, наконец, свиньи» (АбульФарадж).
? 2. В Бразилии, Японии и других странах конструируют двигатели внутреннего сгорания,
работающие на спиртах. На каком свойстве спиртов основано это применение? Подумайте, в чём
преимущества данного вида топлива.
Оценки за урок.
Спасибо за внимание! Приложение 1
Таблица 1
Название
Формула
CH4
C2H6
C3H8
C2H4
C3H6
C4H8
ОТВЕТ:
ЭТАН
ПРОПЕН МЕТАН
ЭТЕН
БУТЕН
ПРОПАН
А
С
Л
Т
Е
Д
М
О
И
Г
П
Н
И
Р
С
Л
П
М
Б
В
О
Р
Ы
О
Е
Г
Ю
Я
Р
Т
Ы
Д
Ы
А
Т
К
CH4
CH3CH2CH3
C5H12
C2H6
CH3CH2 CH2CH2OH
C4H10
C3H8
C2H5OH
C6H14
ПРИЗНАКИ
СРАВНЕНИЯ
МЕТАНОЛ, ИЛИ
МЕТИЛОВЫЙ СПИРТ
ЭТАНОЛ, ИЛИ
ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ
Таблица 2
Таблица 3
Молекулярная формула
Агрегатное состояние
Цвет, запах
Отношение к воде и
органическим соединениям
Воздействие на организм
человека Приложение 2
Характерные химические свойства этилового спирта (и всех других спиртов) обусловлены наличием в них
гидроксильной группы —ОН.
Изучите свойства этилового спирта, проделав следующие лабораторные опыты.
1. Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. В отдельную
пробирку налейте несколько капель спирта и 2—3 мл воды. Взболтайте. Что вы можете сказать о
растворимости спирта?
2. В пробирку налейте 1—2 мл воды, а во вторую — 1—2 мл спирта и добавьте по 2—3 капли
растительного масла. Взболтайте. Что можно сказать о свойствах спирта как растворителя?
3. На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и 1 каплю этилового спирта. Какая капля быстрее
испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта.
4. Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внесите ее в этиловый спирт.
Зафиксируйте наблюдения: черный налет оксида меди(II) на проволоке исчез, она стала блестящей (свежая
медь), а также появился специфический неприятный запах — в результате реакции образовался уксусный
альдегид.
Последний опыт демонстрирует способность спиртов окисляться. В данном случае реакция окисления
этилового спирта в уксусный альдегид протекает согласно уравнению:
5.В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 12 мл воды, а во
вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих
изменений
На какие системы и органы человека влияет этанол?
(ребята с помощью зрительного образа представляют биохимические процессы денатурации белков в
организме под влиянием этанола Ф.И.________________________________________________________________________________
Рабочий лист
1 задание: «Что
объединяет эти
изображения?»
___________
ВОПРОСЫ:
? О чём пойдёт речь на уроке?
? Какую проблему вы увидели в данной теме?
Задание 2.
Название
Формула
CH4
C2H6
C3H8
C2H4
C3H6
C4H8
ОТВЕТ:
ЭТАН
ПРОПЕН МЕТАН
ЭТЕН
БУТЕН
ПРОПАН
А
С
Л
Т
Е
Д
М
О
И
Г
П
Н
И
Р
С
Л
П
М
Б
В
О
Р
Ы
О
Е
Г
Ю
Я
Р
Т
Ы
Д
Ы
А
Т
К
Задание 3: Заполнить таблицу ЗХУ, первые две колонки «Знаю», «Хочу узнать»: что вы знаете о спиртах и
что хотели бы узнать? (отметить 23 позиции)
Знаю
Хочу узнать
Узнал Задание 4: Работа с информацией; используем прием маркировки текста «инсерт», в парах. Подготовка
«толстых» (сложных, требующих размышления) и «тонких» (простых, констатирующих) вопросов.
Вопросы:
1.__________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________
Спирты это один из наиболее распространенных классов кислородсодержащих органических
соединений. Этиловый спирт химическое вещество, изменяющее характер функционирования организма
человека, психотропный наркотик, который вызывает изменения химических процессов мозга, влияет на
характер мышления человека, чувства, способность общаться и двигаться. Этиловый спирт —
наркотик. При попадании внутрь вследствие высокой растворимости он быстро
всасывается в кровь и сильно действует на организм. Препарат вызывает тяжёлые
заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных сосудов,
психические расстройства. Для проведения опытов учащимся выдаётся в небольших
количествах.
Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Особенно ядовит метиловый спирт. Самое
незначительное количество его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вызывает необратимую
слепоту, 510 мл спирта достаточно для сильного отравления организма. При попадании внутрь 30 мл
возможен смертельный исход. Метанол в школе не применяется.
Этиленгликоль слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не
раздражает кожу, однако очень опасен при попадании внутрь: 1520 мл могут вызвать отравление со
смертельным исходом. Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при постоянном контроле
со стороны учителя или лаборанта.
Задание 5. Запишите определение спиртов, используя материал учебника
Спирты – это_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задание 6. Классификация спиртов по числу гидроксильных групп(вставьте пропущенные слова)
Спирты
_________________ ________________
Запишите общую формулу предельных одноатомных спиртов:_______________
Задание7: Поиграйте в «крестикинолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из молекулярных
формул одноатомных спиртов. Запишите сокращенные структурные формулы веществ, образующих
выигрышный путь, и назовите их.
CH4
CH3CH2CH3
C5H12
C2H6
CH3CH2 CH2CH2OH
C4H10
C3H8
C2H5OH
C6H14
______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задание 8.Далее нам необходимо познакомиться со свойствами спиртов. Для изучения физических
свойств вам необходимо заполнить таблицу, пользуясь ресурсами Интернета по предложенной ссылке
clck.yandex.ru/
ПРИЗНАКИ
СРАВНЕНИЯ
МЕТАНОЛ, ИЛИ
МЕТИЛОВЫЙ СПИРТ
ЭТАНОЛ, ИЛИ
ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ
Молекулярная формула
Агрегатное состояние
Цвет, запах
Отношение к воде и
органическим соединениям
Воздействие на организм человека
Задание 9.
Характерные химические свойства этилового спирта (и всех других спиртов) обусловлены наличием в них
гидроксильной группы —ОН.
Изучите свойства этилового спирта, проделав следующие лабораторные опыты.
1. Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. В отдельную
пробирку налейте несколько капель спирта и 2—3 мл воды. Взболтайте. Что вы можете сказать о
растворимости спирта?
2. В пробирку налейте 1—2 мл воды, а во вторую — 1—2 мл спирта и добавьте по 2—3 капли
растительного масла. Взболтайте. Что можно сказать о свойствах спирта как растворителя?
3. На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и 1 каплю этилового спирта. Какая капля быстрее
испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта.
4. Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внесите ее в этиловый спирт.
Зафиксируйте наблюдения: черный налет оксида меди(II) на проволоке исчез, она стала блестящей (свежая
медь), а также появился специфический неприятный запах — в результате реакции образовался уксусный
альдегид.
Последний опыт демонстрирует способность спиртов окисляться. В данном случае реакция окисления
этилового спирта в уксусный альдегид протекает согласно уравнению:
5.В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 12 мл воды, а во
вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих
изменений
На какие системы и органы человека влияет этанол?
(ребята с помощью зрительного образа представляют биохимические процессы денатурации белков в
организме под влиянием этанола
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.