Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
29.04.2017
Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)
Конспект урока по химии по теме "Спирты"
Публикация является частью публикации:
конспект урока.doc
Комбинированный урок химии в 9 классе Тема: «Спирты» Цель урока: ознакомление учащихся с новым классом органических соединений – спирты. Задачи Образовательные: 1. Сформировать   основные   химические   понятия:   функциональная   группа,   альдегидная   группа, гидроксильная группа. 2. Сформировать понятие об атомности спиртов и на этой основе дать представление об одноатомных и многоатомных спиртах. 3. Познакомить   учащихся   со   свойствами,   способами   получения   спиртов   (на   примере   реакции гидратации алкенов). 4. Продолжить формирование понятия предельные углеводороды. 5. Продолжить формирование понятия качественная реакция на примере глицерина, как многоатомного спирта. 6. Научить учащихся составлять формулы химических соединений класса предельные одноатомные и многоатомные спирты. 7. Добиться   овладения   учащимися   химической   номенклатурой   органических   соединений   класса спирты. 8. Познакомить учащихся с основными представителями класса спирты: метанол, этанол, глицерин. 9. Продолжить формирование понятий «молекулярная» и «структурная формулы». Воспитывающие: 1. Раскрыть межпредметные связи с биологией при изучении физиологического действия спиртов на организм. 2. Познакомить учащихся с применением отдельных представителей класса спирты в жизни человека. 3. Воспитать чувство личной ответственности за собственное здоровье. Развивающие: 1. Продолжить   формирование   по   развитию   самостоятельности,   наблюдательности   и   других   качеств личности в процессе выполнения заданий на повторение пройденного материала по темам предельные и непредельные углеводороды. 2. Продолжить   формирование   умений   анализировать,   сравнивать   и   обобщать   при   изучении   свойств органических соединений класса спирты. 3. Продолжить формирование общешкольных умений: самостоятельно работать с текстом параграфа Оборудование к уроку: 1) штатив для пробирок; 2) медная проволока; 3) пробирки; 4) пипетки; 5) спиртовка; 6) спички; 7) мультимедиапректор; 8) мультимедийная презентация (авторская); 9) ПК (ноутбуки); 10) Химия. 9 кл. О.С. Габриелян (учебник); Реактивы: 1) дистиллированная вода; 2) этиловый спирт; 3) глицерин; 4) раствор сульфата меди (II); 5) раствор гидроксида натрия. I  . Организационный момент Приветствие. Ход урока Вопрос учащимся. Как вы думаете, почему девиз урока  именно такой? Девиз урока: «Знание только тогда знание,  когда оно приобретено усилиями своей мысли,  а не одной только памяти» (Л. Н. Толстой) 1 стадия – вызов. 1 задание: «Что  объединяет эти  изображения?» ___________        Учитель демонстрирует видеоролик «Самогонщики» https://youtu.be/FC3-vUKpNio ? О чём пойдёт речь на уроке?  ? Какую проблему вы увидели в данной теме? II   . Актуализация опорных ЗУН Задание 2. Правильно ли вы определили о чем мы будем говорить сегодня на уроке поможет таблица с формулами. Вспомним   гомологический   ряд   метана   и   этилена   (этена).   На   карточках   таблица   с   формулами   и названиями веществ (приложение 1, таблица 1). Ваша задача сделать соответствие формула – название вещества  по   принципу   таблицы   умножения.   В   нижние   пустые   ячейки   необходимо   вписать   буквы, соответствующие правильным ответам. Должно получиться слово – название класса органических веществ. Если слово получилось, то с заданием справились верно. Название Формула  CH4 C2H6 C3H8 C2H4 ЭТАН ПРОПЕН МЕТАН ЭТЕН БУТЕН ПРОПАН А С Л Т М О И Г И Р С Л Б В О Р Е Г Ю Я Ы Д Ы А C3H6 C4H8 ОТВЕТ: С Е Д П Н П М Ы О Р Т П И Р Т Т К Ы III   . Формирование новых ЗУН Тема сегодняшнего урока:     Спирты. 2 стадия – осмысление. Формулировка целей урока учащимися. Задание 3: Заполнить таблицу ЗХУ, первые две колонки «Знаю», «Хочу узнать»: что вы знаете о  спиртах и что хотели бы узнать? (отметить 2­3 позиции)  Задание 4: Работа с информацией; используем прием маркировки текста «инсерт», в парах.  Подготовка «толстых» (сложных, требующих размышления) и «тонких» (простых, констатирующих)  вопросов. Спирты   это   один   из   наиболее   распространенных   классов   кислородсодержащих   органических соединений. Этиловый спирт ­ химическое вещество, изменяющее характер функционирования организма человека, психотропный наркотик, который вызывает изменения химических процессов мозга, влияет на характер мышления человека, чувства, способность общаться и двигаться. Употребление алкоголя вызывает как быстродействующие и краткосрочные, так и длительные последствия, которые могут стать фатальными. Этиловый спирт — наркотик. При попадании внутрь вследствие высокой растворимости он быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Препарат вызывает тяжёлые заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных сосудов, психические расстройства. Для проведения опытов учащимся выдаётся в небольших количествах. Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Особенно ядовит метиловый спирт. Самое  незначительное количество его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вызывает необратимую  слепоту, 5­10 мл спирта достаточно для сильного отравления организма. При попадании внутрь 30 мл  возможен смертельный исход. Метанол в школе не применяется. Этиленгликоль слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не  раздражает кожу, однако очень опасен при попадании внутрь: 15­20 мл могут вызвать отравление со  смертельным исходом. Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при постоянном контроле  со стороны учителя или лаборанта. Первая помощь: очищение, а затем промывание желудка насыщенным раствором соды. Мы рассмотрим новый класс органических соединений. В отличие от тех, что изучили ранее, в состав спиртов   помимо  C  и  H  входит  O.   Спирты   являются   первыми   кислородсодержащими   органическими соединениями, которые изучаются в школьном курсе. Спирты  –   это   органические   вещества,   в молекулах   которых   углеводородный   радикал связан с гидроксильной группой. Число гидроксильных групп определяет атомность спирта. По числу гидроксильных групп спирты подразделяются на одноатомные и многоатомные:                                                                     Спирты  Общая формула предельных одноатомных спиртов: Одноатомные                 Многоатомные CnH2n+1OH Гомологический ряд и номенклатура предельных одноатомных спиртов. Углеводоро д + ол Например: метан + ол = метанол   или Углеводородный радикал + овый  спирт Например: метиловый спирт Запишем гомологический ряд метилового спирта: CH3OH C2H5OH C3H7OH C4H9OH C5H11OH Метанол Этанол Пропанол Бутанол Пентанол (метиловый спирт) (этиловый спирт) (пропиловый спирт) (бутиловый спирт) (пентиловый спирт) IV   . Закрепление ЗУН Задание   7:  поиграйте   в   «крестики­нолики».   Покажите   выигрышный   путь,   состоящий   из молекулярных   формул   одноатомных   спиртов.   Запишите   сокращенные   структурные   формулы   веществ, образующих выигрышный путь, и назовите их (приложение 1, таблица 2). V   . Физкультминутка VI   . Продолжение формирования новых ЗУН Далее нам необходимо познакомиться со свойствами спиртов. Для изучения  физических свойств вам   необходимо   заполнить   таблицу   (приложение  1,   таблица   3),   пользуясь   ресурсами   Интернета   по предложенной ссылке clck.yandex.ru/ Проанализируем ваши ответы. Химические свойства  характеризуются наличием функциональной группы.  Группа –OH  является функциональной группой для соединений класса спирты. Что значит функциональная группа? Ответ:   Функциональная   группа   –   группа   атомов,   определяющая   наиболее   характерные   свойства классов органических соединений. Демонстрационные опыты.  Характерные химические свойства этилового спирта (и всех других спиртов) обусловлены наличием в них  гидроксильной группы —ОН. Изучите свойства этилового спирта, проделав следующие лабораторные опыты. 1.    Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. В отдельную  пробирку налейте несколько капель спирта и 2—3 мл воды. Взболтайте. Что вы можете сказать о  растворимости спирта? 2.    В пробирку налейте 1—2 мл воды, а во вторую — 1—2 мл спирта и добавьте по 2—3 капли  растительного масла. Взболтайте. Что можно сказать о свойствах спирта как растворителя? 3.    На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и 1 каплю этилового спирта. Какая капля быстрее испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта. 4.    Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внесите ее в этиловый спирт.  Зафиксируйте наблюдения: черный налет оксида меди(II) на проволоке исчез, она стала блестящей (свежая  медь), а также появился специфический неприятный запах — в результате реакции образовался уксусный  альдегид. Последний опыт демонстрирует способность спиртов окисляться. В данном случае реакция окисления  этилового спирта в уксусный альдегид протекает согласно уравнению: 5.В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 1­2 мл воды, а во вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих изменений  На какие системы и органы человека влияет этанол?  (ребята   с   помощью     зрительного   образа   представляют   биохимические   процессы   денатурации   белков   в организме под влиянием этанола В   тетрадях   для   лабораторных   и   практических   работ,   выполняем   по   заданию   и   оформляем получившиеся результаты (приложение 2). VII    . Закрепление ЗУН Для закрепления материала выполним упражнение  Рефлексия:  Синквейн по теме урока.  Итог урока: познакомились с новым классом органических соединений – спирты. VIII    . Сообщение домашнего задания ? 1. Напишите эссе, взяв за основу высказывание: «Вино сообщает каждому, кто пьёт, четыре качества: сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и, наконец, свиньи» (Абу­ль­Фарадж).  ?   2.  В   Бразилии,   Японии   и   других   странах   конструируют   двигатели   внутреннего   сгорания, работающие   на   спиртах.   На   каком   свойстве   спиртов   основано   это   применение?   Подумайте,   в   чём преимущества данного вида топлива.  Оценки за урок. Спасибо за внимание! Приложение 1 Таблица 1 Название Формула  CH4 C2H6 C3H8 C2H4 C3H6 C4H8 ОТВЕТ: ЭТАН ПРОПЕН МЕТАН ЭТЕН БУТЕН ПРОПАН А С Л Т Е Д М О И Г П Н И Р С Л П М Б В О Р Ы О Е Г Ю Я Р Т Ы Д Ы А Т К CH4 CH3­CH2­CH3 C5H12 C2H6 CH3­CH2­ CH2­CH2­OH C4H10 C3H8 C2H5­OH C6H14 ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ МЕТАНОЛ, ИЛИ МЕТИЛОВЫЙ СПИРТ ЭТАНОЛ, ИЛИ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ Таблица 2 Таблица 3 Молекулярная формула Агрегатное состояние Цвет, запах Отношение к воде и  органическим соединениям Воздействие на организм  человека Приложение 2 Характерные химические свойства этилового спирта (и всех других спиртов) обусловлены наличием в них  гидроксильной группы —ОН. Изучите свойства этилового спирта, проделав следующие лабораторные опыты. 1.    Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. В отдельную  пробирку налейте несколько капель спирта и 2—3 мл воды. Взболтайте. Что вы можете сказать о  растворимости спирта? 2.    В пробирку налейте 1—2 мл воды, а во вторую — 1—2 мл спирта и добавьте по 2—3 капли  растительного масла. Взболтайте. Что можно сказать о свойствах спирта как растворителя? 3.    На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и 1 каплю этилового спирта. Какая капля быстрее  испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта. 4.    Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внесите ее в этиловый спирт.  Зафиксируйте наблюдения: черный налет оксида меди(II) на проволоке исчез, она стала блестящей (свежая  медь), а также появился специфический неприятный запах — в результате реакции образовался уксусный  альдегид. Последний опыт демонстрирует способность спиртов окисляться. В данном случае реакция окисления  этилового спирта в уксусный альдегид протекает согласно уравнению: 5.В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 1­2 мл воды, а во вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих изменений  На какие системы и органы человека влияет этанол?  (ребята   с   помощью     зрительного   образа   представляют   биохимические   процессы   денатурации   белков   в организме под влиянием этанола Ф.И.________________________________________________________________________________ Рабочий лист 1 задание: «Что  объединяет эти  изображения?» ___________        ВОПРОСЫ:  ? О чём пойдёт речь на уроке?  ? Какую проблему вы увидели в данной теме? Задание 2. Название Формула  CH4 C2H6 C3H8 C2H4 C3H6 C4H8 ОТВЕТ: ЭТАН ПРОПЕН МЕТАН ЭТЕН БУТЕН ПРОПАН А С Л Т Е Д М О И Г П Н И Р С Л П М Б В О Р Ы О Е Г Ю Я Р Т Ы Д Ы А Т К Задание 3: Заполнить таблицу ЗХУ, первые две колонки «Знаю», «Хочу узнать»: что вы знаете о спиртах и  что хотели бы узнать? (отметить 2­3 позиции) Знаю Хочу узнать Узнал Задание 4: Работа с информацией; используем прием маркировки текста «инсерт», в парах. Подготовка  «толстых» (сложных, требующих размышления) и «тонких» (простых, констатирующих) вопросов. Вопросы: 1.__________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________________________ Спирты   это   один   из   наиболее   распространенных   классов   кислородсодержащих   органических соединений. Этиловый спирт ­ химическое вещество, изменяющее характер функционирования организма человека, психотропный наркотик, который вызывает изменения химических процессов мозга, влияет на характер   мышления   человека,   чувства,   способность   общаться   и   двигаться.  Этиловый спирт — наркотик. При попадании внутрь вследствие высокой растворимости он быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Препарат вызывает тяжёлые заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных сосудов, психические расстройства. Для проведения опытов учащимся выдаётся в небольших количествах. Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Особенно ядовит метиловый спирт. Самое  незначительное количество его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вызывает необратимую  слепоту, 5­10 мл спирта достаточно для сильного отравления организма. При попадании внутрь 30 мл  возможен смертельный исход. Метанол в школе не применяется. Этиленгликоль слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не  раздражает кожу, однако очень опасен при попадании внутрь: 15­20 мл могут вызвать отравление со  смертельным исходом. Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при постоянном контроле  со стороны учителя или лаборанта. Задание 5. Запишите определение спиртов, используя материал учебника Спирты – это_______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Задание 6. Классификация спиртов по числу гидроксильных групп(вставьте пропущенные слова)                                                                     Спирты                                    _________________                ________________ Запишите общую формулу предельных одноатомных спиртов:_______________ Задание7: Поиграйте в «крестики­нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из молекулярных  формул одноатомных спиртов. Запишите сокращенные структурные формулы веществ, образующих  выигрышный путь, и назовите их. CH4 CH3­CH2­CH3 C5H12 C2H6 CH3­CH2­ CH2­CH2­OH C4H10 C3H8 C2H5­OH C6H14 ______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Задание   8.Далее   нам   необходимо   познакомиться   со   свойствами   спиртов.   Для   изучения  физических свойств  вам   необходимо   заполнить   таблицу,   пользуясь   ресурсами   Интернета   по   предложенной   ссылке clck.yandex.ru/ ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ МЕТАНОЛ, ИЛИ МЕТИЛОВЫЙ СПИРТ ЭТАНОЛ, ИЛИ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ Молекулярная формула Агрегатное состояние Цвет, запах Отношение к воде и  органическим соединениям Воздействие на организм человека Задание 9. Характерные химические свойства этилового спирта (и всех других спиртов) обусловлены наличием в них  гидроксильной группы —ОН. Изучите свойства этилового спирта, проделав следующие лабораторные опыты. 1.    Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. В отдельную  пробирку налейте несколько капель спирта и 2—3 мл воды. Взболтайте. Что вы можете сказать о  растворимости спирта? 2.    В пробирку налейте 1—2 мл воды, а во вторую — 1—2 мл спирта и добавьте по 2—3 капли  растительного масла. Взболтайте. Что можно сказать о свойствах спирта как растворителя? 3.    На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и 1 каплю этилового спирта. Какая капля быстрее  испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта. 4.    Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внесите ее в этиловый спирт.  Зафиксируйте наблюдения: черный налет оксида меди(II) на проволоке исчез, она стала блестящей (свежая  медь), а также появился специфический неприятный запах — в результате реакции образовался уксусный  альдегид. Последний опыт демонстрирует способность спиртов окисляться. В данном случае реакция окисления  этилового спирта в уксусный альдегид протекает согласно уравнению: 5.В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 1­2 мл воды, а во вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих изменений  На какие системы и органы человека влияет этанол?  (ребята   с   помощью     зрительного   образа   представляют   биохимические   процессы   денатурации   белков   в организме под влиянием этанола

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии на тему "Спирты" (9 класс)

Конспект урока по химии  на тему  "Спирты" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017