Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Оценка 5

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Оценка 5
Образовательные программы +1
docx
информатика
10 кл—11 кл
26.10.2018
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике для 10 и 11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, рабочие программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы по информатике и ИКТ к учебнику 10-11 классов И.Г. Семакин. Рабочая программа абстрагирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса МБОУ СОШ с. Фарн, возрастных особенностей обучающихся, обуславливает необходимый набор практических работ,для формирования информационно компетентности обучающихся.
Семакин рабочая программа 10-11 по ФГОС копия.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение Утверждаю Директор школы ____________/ З. Ш. Дзуцева/ «___» ____________ 2018 г. «Средняя общеобразовательная школа с. Фарн» Согласовано Зам директора по УВР _________/ И.Э.Дзабаева / «___» __________ 2018 г. Программа принята на заседании Педсовета МБОУ СОШ с. Фарн (протокол №       от ____ ____ 2018 г.)       Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и ИКТ» 10­11 классы (программа разработана на основе Примерной программы по информатике для основной школы, авт. И.Г.Семакин) Составил: учитель информатики Мукагова М.И. 2 с. Фарн 2018 г. Оглавление Пояснительная записка............................................................................................................4 Общая характеристика и цели изучения информатики........................................................5 Место учебного предмета в учебном плане...........................................................................6 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета..................6 Содержание учебного курса..................................................................................................17 Календарно-тематическое поурочное планирование 10 КЛАСС........................................19 Календарно-тематическое поурочное планирование 11 КЛАСС........................................21 Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебной деятельности23 Планируемые результаты изучения информатики..............................................................25 3 Рабочая программа по информатике для 10-11 классов ( по УМК И.Г.Семакина) Пояснительная записка Данная рабочая программа по информатике составлена в соответствии с: 1. требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); 2. требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); 3. основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. 4. авторской программы Семакина И.Г. «Информатика. Программа для старшей школы 10-11 классы. Базовый уровень». В программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего учитываются возрастные и психологические особенности образования, школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, а также межпредметные связи. Программа является ключевым компонентом учебно- методического комплекта по информатике для основной школы (автор И.Г. Семакин; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). Таблица соответствия распределения часов по темам авторской программы И.Г.Семакина и рабочей программы Тема 10 класс Авторская программа Введение. Структура информатики Информация Информационные процессы Программирование Итого: Рабочая программа 0 10 5 19 34 1 10 5 19 35 Изменения, внесенные в авторскую программу: - В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа в 10 классе, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы, в теме «Введение. Структура информатики». Эта тема включена в 1 урок раздела «Информация» 11 класс Тема данных Информационные системы и базы Интернет Информационное моделирование Социальная информатика Итого 4 Авторская программа 10 10 12 3 35 Рабочая программа 10 9 12 3 34 Изменения, внесенные в авторскую программу: - В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа в 10 классе, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы, в главе «Интернет». Общая характеристика и цели изучения информатики Курс информатики в 10–11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы: 1. Теоретические основы информатики. 2. Средства информатизации (технические и программные). 3. Информационные технологии. 4. Социальная информатика Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10–11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов ин- формационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками при изучении других дисциплин, в частности, математики. В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных (БД). В дополнение к курсу основной шко- лы изучаются методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем. В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их базе информационных сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами сайтостроения, осваивают работу с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов). Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. Углубляются знания языка программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования. 5 В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности. Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС, — деятельностном подходе к обучению. В состав каждого учебника входит практикум, содержательная структура которого соответствует структуре теоретических глав учебника. Каждая учебная тема поддерживается практическими за- даниями, среди которых имеются задания проектного характера. При необходимости расширения объема практической работы (например, за счет расширенного учебного плана) дополнительные задания могут быть почерпнуты из двухтомного задачника-практикума, указанного в программе. Еще одним источником для самостоятельной учебной деятельности школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении теоретического материала, так и для компьютерного практикума. В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причиной этого явления является развитие и распространение ИКТ. Если раньше, гуманитариям для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить его весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому применение методов компьютерного моделирования становится всё более доступ- ным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов. например, Место учебного предмета в учебном плане. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики на ступени основного общего образования отводится 35 часов из расчета 1 ч в неделю в 10,11 классах. Поскольку в учебном плане школы 34 учебные недели, то планирование курса откорректировано на 34 учебных часа из расчета 1 ч в неделю в 10,11 классе. Уменьшение количества часов осуществлено за счет уплотнения тем. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:  личностным результатам; 6  метапредметным результатам;  предметным результатам. формируются следующие личностные результаты. уровню развития науки и общественной практики. При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС 1.Сформированность мировоззрения, соответствующего современному Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. 2.Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Эффективным методом формирования данных качеств является учебно- проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей. 3.Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютер- ной эргономикой. 4.Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом на- правлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития. Требование ФГОС 1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и Чем достигается в настоящем курсе 10 класс. § 1. Понятие информации. Информация рассматривается как одно из базовых понятий современной науки, наряду с Личностные результаты 7 общественной практики 2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, возраста, детьми младшего взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности 3. Бережное, ответственное отношение и компетентное к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь жизни; к 4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей сознательное отношение непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов материей и энергией. Рассматриваются различные подходы к понятию информации в философии, кибернетике, биологии. 11 класс. § 1. Что такое система. Раскрывается общенаучное значение понятия системы, излагаются основы системологии. 11 класс. § 16. Компьютерное информационное моделирование. Раскрывается значение информационного моделирования как базовой методологии современной науки В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. В практикуме (в учебниках) помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов содержатся задания проектного характера 10 класс. Введение. Этому вопросу посвящен раздел «Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере» в области, имеющихся Проектное задание. теоретического новой Ряд проектных заданий требует осознания недостаточности знаний, самостоятельного изучения нового для материала, учеников ориентации предметной (профессиональной) поиска источников информации, приближения учебной работы к формам производственной деятельности. 10 класс. Практикум. Выбор Работа 2.3. конфигурации компьютера. Работа 2.4. Проектное задание. Настройка BIOS. 11 класс. Практикум. Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных. Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов. Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей. Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости». Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» формируются следующие метапредметные результаты. При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС 1.Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая вне школьную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. 8 Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:  учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;  изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;  алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:  формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;  ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов. 3.Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности. Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации. 4.Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий. Метапредметные результаты Требование ФГОС Чем достигается в настоящем 1. Умение самостоятельно определять цели планы; осуществлять, самостоятельно контролировать и корректировать составлять и 9 курсе Проектные задания в разделе практикума в учебниках для 10 и 11 классов. 10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации. учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях 2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать процессе совместной деятельности, учитывать другого, позиции эффективно разрешать конфликты в 3. Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников 4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания новых познавательных задач и средств их достижения незнания, и проектных дискуссионного 11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных. § 1. Что такое система. § 2. Модели систем. § 3. Пример структурной модели предметной области. Задания поискового, содержания: 10 класс. § 1, 9, 10, 11 и др. 11 класс. § 1, 2, 3, 13 и др. Методические рекомендации к выполнению проектных заданий: организация защиты проектных работ заданий Выполнение (практикум в учебниках для 10, 11 классов) требует самостоятельного сбора информации и освоения новых программных средств. 11 класс. § 11. Интернет как глобальная информационная система Работа 2.4. Интернет. Работа с поисковыми системами Деление заданий практикума на уровни сложности: 1-й уровень — репродуктивный; 2-й уровень — продуктивный; 3-й уровень — творческий. Методические рекомендации к выполнению проектных распределение заданий между учениками заданий: При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки. № п/п 1 С помощью каких учебных Предметные результаты текстов достигаются ФГОС Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире 10 класс. Глава 1. Информация. § 1. Понятие информации. 10 класс. Глава 2. Информационные процессы. § 7. Хранение информации. § 8. Передача информации. § 9. Обработка информации и алгоритмы. 11 класс. Глава 1. Информацион- ные системы и базы данных. § 1. Что такое система. § 2. Модели систем. § 4. Что такое информационная система 10 класс. Глава 2. Информационные процессы. § 9. Обработка информации и алгоритмы. 10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации. § 12. Алгоритмы и величины. § 13. Структуры алгоритмов. § 23. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы 2 Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов 10 3 4 изучения умением Владение понимать программы, написанные на выбранном для универсальном алгоритмическом языке высокого уровня Владение конструкций программирования основных знанием Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации 5 Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса) Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных 11 10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации (Паскаль). § 14–29 10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации (Паскаль). § 15. Элементы языка и типы данных. § 16. Операции, функции, выражения. § 17. Оператор присваивания, ввода и вывода данных. § 19. Программирование ветвлений. § 21. Программирование циклов. § 23. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы 10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации. Практикум по программированию: использование трассировочных таблиц для проверки алгоритмов. 10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации (Паскаль). § 20. Пример поэтапной разработки программы решения задачи. § 19. Программирование ветвлений. § 21. Программирование циклов. § 22. Вложенные и итерационные циклы. § 23. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. § 24. Массивы. § 26. Типовые задачи обработки массивов § 27. Символьный тип данных. § 28. Строки символов. § 29. Комбинированный тип данных LibreOffice Base — система управления базами данных. KompoZer — конструктор сайтов. Excel — табличный процессор. Прикладные средства: линии тренда (регрессионный анализ,  МНК);  корреляционных зависимостей); «Поиск решения» планирование, программирование) (оптимальное линейное 11 класс. Глава 3. Информационное моделирование. § 16. Компьютерное информационное моделирование. § 17. Моделирование зависимостей между величинами. §18.Модели статистического прогнозирования. § 19. Моделирование корреляционных зависимостей. § 20. Модели оптимального планирования 10 класс. Глава 1. Информация. § 5. Представление чисел в компьютере. § 6. Представление текста, изображения и звука в компьютере.  функция КОРРЕЛ (расчет 10 класс. Глава 2. Информационные процессы. § 7. Хранение информации. § 9. Обработка информации и алгоритмы. § 10. Автоматическая обработка информации. § 11. Информационные процессы в компьютере. 11 класс. Глава 2. Интернет. § 10. Организация глобальных сетей. § 11. Интернет как глобальная информационная система. § 12. World Wide Web — всемирная паутина. § 13. Инструменты для разработки web- сайтов. 10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации. § 20. Этапы решения задачи на компьютере 11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных. § 5. Базы данных — основа информационной системы. § 6. Проектирование многотабличной БД. § 7. Создание базы данных. § 8. Запросы как приложения информационной системы. § 9. Логические условия выбора данных 11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных. § 1. Что такое система. § 2. Модели систем. § 3. предметной области. § 4. Что такое информационная система 10 класс. Введение. Раздел «Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере» Пример структурной модели Глава 4. Социальная 11 класс. информатика. § 21. Информационные ресурсы. § 22. Информационное общество. § 23. информационной сфере. § 24. безопасности Правовое регулирование в Проблема информационной Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними 6 7 Владение компьютерными средствами представления и анализа данных Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете Нормы оценивания по информатике и ИКТ по ФГОС 10-11 класс 1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. 2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на ЭВМ и зачеты (в старших классах). 12 3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе. Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п. 4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования. Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания. 5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). 6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий. ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ Для устных ответов определяются следующие критерии оценок: - оценка «5» выставляется, если ученик:  полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;  изложил материал грамотным языком в определенной логической математическую и  правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи последовательности, специализированную терминологию и символику; используя точно и графики, сопутствующие ответу;  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; 13  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. - оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:  в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;  нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;  допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя. - оценка «3» выставляется, если:  неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;  ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,  при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - оценка «2» выставляется, если:  не раскрыто основное содержание учебного материала;  обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,  допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу Оценка "5" ставится в следующем случае:  работа выполнена полностью;  при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;  на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; 14  учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения. Оценка "4" ставится в следующем случае:  работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.  ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;  учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка "3" ставится в следующем случае:  работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.  учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;  умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул. Оценка "2" ставится в следующем случае:  работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);  учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи. Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию: - оценка «5» ставится, если:  работа выполнена полностью;  в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;  в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). - оценка «4» ставится, если:  работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); 15  допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы. - оценка «3» ставится, если:  допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. - оценка «2» ставится, если:  допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом: - оценка «5» ставится, если:  учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;  работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; - оценка «4» ставится, если:  работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;  правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;  работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. - оценка «3» ставится, если:  работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи. - оценка «2» ставится, если:  допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Тест оценивается следующим образом: «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы; «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы; «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы; «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы. 16 Содержание учебного курса. Информация– 10 часов. Введение. Структура информатики. Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Формализованные и неформализованные языки. Информационные процессы-5 часов. Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Обработка информации. Программирование на языке Паскаль - 19 часов. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование Информационные системы и базы данных – 10 часов Понятие системы. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними Ввод и редактирование записей Поиск, удаление и сортировка данных Интернет – 9 часов Информационные ресурсы глобальных сетей, информационные услуги Интернет, основы сайтостроения. организация и Информационное моделирование – 12 часов Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач Социальная информатика – 3 часа 17 Информационные ресурсы общества, информационное право, информационная безопасность. информационная культура, 18 Календарно­тематическое поурочное планирование  10 КЛАСС Дата Требования к результату (личностные, метапредметные, предметные) № Тема урока 1 Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Структура информатики Парагра учебника задания ф , РТ Введение §1 Глава 1. «Информация» - 10 часов Глава 2. «Информационные процессы» - 5 часов Личностные: §7,8  Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации  Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь Личностные Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики Метапредметные Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные  Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире  Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных  Понимание роли информационных процессов в современном мире  Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации Метапредметные: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные:  Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире «Представление информации» Алфавитный подход 2 Представление информации, языки, кодирование 3 Пр.раб. 1.1. по теме 4 Измерение информации. 5 Измерение информации. Содержательный подход 6 Пр.раб. 1.2. по теме 7 Представление чисел в 8 Пр.раб. 1.3. по теме «Измерение информации» компьютере «Представление чисел в компьютере» 9 Представление текста, изображения и звука в компьютере Пр.раб. 1.4. по теме «Представление текста, изображения и звука в компьютере» 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 Хранение и передача информации Обработка информации и алгоритмы. Пр.раб. 2.1. по теме «Обработка информации и алгоритмы» Автоматическая обработка информации Пр.раб. 2.2. по теме «Автоматическая обработка информации» Информационные процессы в компьютере §2 стр.197- 199 §3 §4 стр.199- 202 §5 стр.203 §6 стр.205 §9 §10 стр.216- 219 §11 19 Глава 3. «Программирование обработки информации» - 19 часов  Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов  Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных Личностные:  Владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации  Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные: Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов  Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня  Владение знанием основных конструкций программирования  Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц  Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ  Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных  1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль - язык структурного программирования Программирование линейных алгоритмов Пр.раб. 3.1. по теме «Программирование линейных алгортимов» Логические величины и выражения, программирование ветвлений Пр.раб. 3.2. по теме «Логические величины и выражения» Пр.раб. 3.3. по теме «Программирование ветвлений» Программирование циклов Пр.раб. 3.4. по теме «Программирование циклов» Подпрограммы Пр.раб. 3.5. по теме «Подпрограммы» Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов Пр.раб. 3.6. по теме «Организация ввода и вывода данных с использованием файлов» Типовые задачи обработки массивов Пр.раб. 3.7. по теме «Типовые задачи обработки массивов» Символьный тип данных. Строки символов Пр.раб. 3.8. по теме «Работа с символьной информацией» Пр.раб. 3.8. по теме «Работа с символьной информацией» Комбинированный тип данных Обобщение и систематизация курса информатики 10 класса. Итоговое тестирование §12-14 §15-17 стр.231 §18-20 стр.233 стр.234 §21,22 стр.242 §23 стр.247 §24,25 стр.249 §26 стр.253 §27,28 стр.256 стр.257 §29 20 Календарно-тематическое поурочное планирование 11 КЛАСС № Тема урока Д/З. Дата Требования к результату (личностные, метапредметные, предметные) по плану по факт у Глава1. «Информационные системы и базы данных» - 10 часов Глава 2. «Интернет» 1 Техника безопасности и организация рабочего места. Что такое система. 2 Что такое система. Модели систем. Информационные системы 3 Пр.раб. 1.1. по теме «Структурная модель предметной области» 4 Пр.раб. 1.2. по теме «Модели информационных систем» 5 База данных. Проектирование многотабличной базы данных 6 Создание базы данных. Запросы. Логические условия выбора данных 7 Пр.раб. 1.3. «Знакомство с СУБД» 8 Пр.раб. 1.4. «Создание БД «Приемная комиссия» 9 Пр.раб. 1.5. «Проектные задания на самостоятельную разработку БД» Пр.раб. 1.6. «Реализация простых запросов в режиме дизайна» Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система Всемирная паутина WWW Пр.раб. 2.1. «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями» Пр.раб. 2.2. «Интернет. Работа с браузером. Просмотр Web-страниц» Пр.раб. 2.3., 2.4. «Сохранение загруженных Web-страниц. Работа с поисковыми системами» 1 Инструменты для 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 §1 §2-4 стр.163 стр.166 §5,6 §7-9 стр.167 стр.173 стр.176 стр.178 §10,11 08.0 9 15.0 9 22.0 9 29.0 9 06.1 0 13.1 0 20.1 0 27.1 0 10.1 1 17.1 1 24.1 1 §12 стр.193 стр.195 стр.198,1 99 §13 01.1 2 08.1 2 15.1 2 22.1 2 29.1 21 Личностные  Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, проектной и др. видах деятельности Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; Метапредметные Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты Предметные Формирование представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире Формирование понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними Владение компьютерными средствами представления и анализа данных Личностные:  Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, проектной и др. видах деятельности сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов Метапредметные: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной 6 разработки Web-сайтов 1 7 Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на web-странице Пр.раб. 2.5. «Разработка сайта «Моя семья» Пр.раб. 2.6. «Разработка сайта «Животный мир» §14-15 стр.201 стр.203 2 19.2 6 02.0 2 деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные:  Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных Глава 3. «Информац09.02ионное моделирование» Личностные:  Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, проектной и др. видах деятельности сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях Предметные: Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса)  1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Компьютерное информационное моделирование Моделирование зависимостей между величинами Пр.раб. 3.1. «Получение регрессионных моделей» Модели статистического прогнозирования. Метод наименьших квадратов. Модели статистического прогнозирования. Прогнозирование по регрессионной модели Пр.раб. 3.2. «Прогнозирование» Моделирование корреляционных зависимостей Моделирование корреляционных зависимостей Пр.раб. 3.3. «Проектные задания на получение регрессионных зависимостей» Модели оптимального планирования Модели оптимального планирования Пр.раб. 3.6. «Проектное задание по теме «Корреляционные зависимости» §16 §17 стр.209 §18 стр.113- 117 §18 стр.118- 120 стр.211 §19 стр.121- 123 §19 стр.124- 126 стр.213 §20 стр.126- 127 §20 стр.127- 131 стр.216 16.0 2 23.0 2 02.0 3 09.0 3 16.0 3 23.0 3 06.0 4 13.0 4 13.0 4 20.0 4 27.0 4 04.0 5 11.0 5 18.0 5 18.0 5 22 Глава 4. «Социальная информатика» Личностные: Информационные ресурсы. Информационное общество Правовое регулирование в информационной сфере Проблема информационной безопасности. §21,22 §23 §24  Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;  Понимание роли информационных процессов в современном мире;  Ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения. Метапредметные: владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи Предметные:  Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебной деятельности Компьютеры ученика и учителя, обеспечивающие возможность работы с видеоизображений, мультимедийным качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Периферийное оборудование: воспроизведение контентом:  принтер (черно/белой печати, формата А4);  устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);  устройства создания графической информации (графический планшет), которые используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста;  акустические колонки;  оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).  вспомогательное оборудование (джойстики, выносные кнопки и т.д.) Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств MacOS, Windows, Linux). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, должны быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест. Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика и ИКТ» необходимо наличие следующего программного обеспечения: · операционная система; · файловый менеджер (в составе операционной системы или др.); · почтовый клиент (в составе операционных систем или др.); · браузер (в составе операционных систем или др.); · мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.); · программа-архиватор; · программа-переводчик; · система оптического распознавания текста; · программа интерактивного общения; · клавиатурный тренажер; · интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы; · звуковой редактор; · система программирования; 23 · система управления базами данных; · редактор Web-страниц. Учебно-методическое обеспечение учебной деятельности 1. ФГОС. Примерные программы по информатике для основной и старшей 2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. БИНОМ. Лаборатория знаний 2013 г. 3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. БИНОМ. Лаборатория знаний 2013 г. 4. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1,2 Семакин И.Г., Хеннер Е.К. 5. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы : методическое школы. Бешенков С.А. БИНОМ. Лаборатория знаний 2012 г.» Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса (ФГОС) Информатика. Базовый уровень : учебник для 11 класса (ФГОС) БИНОМ. Лаборатория знаний 2012 г. пособие. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. БИНОМ. Лаборатория знаний 2011 г. а также дополнительная литература: 6. справочники по информатике и ИКТ 7. "Сборник задач по информатике. Углубленный уровень: учебное пособие" 8. "Материалы для подготовки к экзамену по информатике" Авторы: 9. "Информатика: пособие для подготовки к ЕГЭ" Авторы: Вовк Е. Т., Глинка 10. 11. Авторы: Гай В. Е. Бином, 2012 Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Островская Е. М. , Бином, 2009, Н. В., Грацианова Т. Ю., Бином: 2012 Журнал «Информатика в Школе», издательство «1 сентября» Электронные образовательные ресурсы в открытом доступе 24 Планируемые результаты изучения информатики Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. 10 класс Тема 1. Введение. Структура информатики Учащиеся должны знать:  в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах;  из каких частей состоит предметная область информатики. Тема 2. Информация. Представление информации Учащиеся должны знать:  три философские концепции информации;  понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;  что такое язык представления информации; какие бывают языки;  понятия «кодирование» и «декодирование» информации;  примеры технических систем кодирования информации, таких как азбука Морзе, телеграфный код Бодо;  понятия «шифрование», «дешифрование». Тема 3. Измерение информации Учащиеся должны знать: информации;  сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению  определение бита с алфавитной точки зрения;  связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);  связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;  сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;  определение бита с позиции содержания сообщения. Учащиеся должны уметь:  решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности появления символов в тексте);  решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);  выполнять пересчет количества информации в разные единицы. Тема 4. Представление чисел в компьютере Учащиеся должны знать:  принципы представления данных в памяти компьютера;  представление целых чисел; y диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;  принципы представления вещественных чисел. Учащиеся должны уметь: 25  получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;  определять по внутреннему коду значение числа. Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере Учащиеся должны знать:  способы кодирования текста в компьютере;  способы представления изображения; цветовые модели;  в чем различие растровой и векторной графики;  способы дискретного (цифрового) представления звука. Учащиеся должны уметь:  вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины  вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи. Тема 6. Хранение и передача информации Учащиеся должны знать:  историю развития носителей информации;  современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;  модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам цвета; связи;  основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность;  понятие «шум» и способы защиты от шума. Учащиеся должны уметь:  сопоставлять различные цифровые носители по их техническим  рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, свойствам;  что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;  определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; Учащиеся должны уметь: машиной Поста.  устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.  составлять алгоритмы решения несложных задач для управления Тема 9. Информационные процессы в компьютере Учащиеся должны знать:  этапы истории развития ЭВМ; 26 при известной скорости передачи. Тема 7. Обработка информации и алгоритмы Учащиеся должны знать:  основные типы задач обработки информации;  понятие исполнителя обработки информации;  понятие алгоритма обработки информации. Учащиеся должны уметь: алгоритмы управления его работой. Тема 8. Автоматическая обработка информации Учащиеся должны знать:  по описанию системы команд учебного исполнителя составлять  что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;  для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);  архитектуру персонального компьютера;  принципы архитектуры суперкомпьютеров. структуры алгоритмов, структурное программирование Тема 10. Учащиеся должны знать: Алгоритмы,  этапы решения задачи на компьютере;  что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;  какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;  систему команд компьютера; y классификацию структур алгоритмов;  принципы структурного программирования. Учащиеся должны уметь: алгоритмическом языке; таблиц.  описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном  выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных Тема 11. Программирование линейных алгоритмов Учащиеся должны знать:  систему типов данных в Паскале;  операторы ввода и вывода;  правила записи арифметических выражений на Паскале;   структуру программы на Паскале. оператор присваивания; Учащиеся должны уметь: Паскале.  составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на ветвлений Тема 12. Логические величины и выражения, программирование Учащиеся должны знать:  логический тип данных, логические величины, логические операции;  правила записи и вычисления логических выражений;  условный оператор If;  оператор выбора Select case. Учащиеся должны уметь:  программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления. Тема 13. Программирование циклов Учащиеся должны знать:  различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;  различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;  операторы цикла While и Repeat–Until;  оператор цикла с параметром For;  порядок выполнения вложенных циклов. Учащиеся должны уметь: с постусловием, с параметром; 27  программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием,  программировать итерационные циклы;  программировать вложенные циклы. Тема 14. Подпрограммы Учащиеся должны знать:  понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;  правила описания и использования подпрограмм-функций;  правила описания и использования подпрограмм-процедур. Учащиеся должны уметь:  выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;   описывать функции и процедуры на Паскале; записывать в программах обращения к функциям и процедурам. Тема 15. Работа с массивами Учащиеся должны знать:  правила описания массивов на Паскале;  правила организации ввода и вывода значений массива;  правила программной обработки массивов. Учащиеся должны уметь:  составлять типовые программы обработки массивов, такие как заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива и др. Тема 16. Работа с символьной информацией Учащиеся должны знать: правила описания символьных величин и символьных строк;   основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией. Учащиеся должны уметь: символов.  решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк 11 класс Тема 1. Системный анализ Учащиеся должны знать: эффект, подсистема;  основные понятия системологии: система, структура, системный  основные свойства систем;  что такое системный подход в науке и практике;  модели систем: модель «черного ящика», состава, структурную модель;  использование графов для описания структур систем. Учащиеся должны уметь:  приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);  анализировать состав и структуру систем;  различать связи материальные и информационные. Тема 2. Базы данных Учащиеся должны знать:  что такое база данных (БД);  основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;  определение и назначение СУБД; 28  основы организации многотабличной БД;  что такое схема БД;  что такое целостность данных;  этапы создания многотабличной БД с помощью реляцион ной СУБД;  структуру команды запроса на выборку данных из БД;  организацию запроса на выборку в многотабличной БД;  основные логические операции, используемые в запросах;  правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов. Учащиеся должны уметь: запросов;  создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;  реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе  реализовывать запросы со сложными условиями выборки. Тема 3. Организация и услуги Интернета Учащиеся должны знать:  назначение коммуникационных служб Интернета;  назначение информационных служб Интернета;  что такое прикладные протоколы;  основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web- сайт, web- браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;  что такое поисковый каталог: организация, назначение;  что такое поисковый указатель: организация, назначение. Учащиеся должны уметь:  работать с электронной почтой;  извлекать данные из файловых архивов;  осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. Тема 4. Основы сайтостроения Учащиеся должны знать:  какие существуют средства для создания web-страниц;  в чем состоит проектирование web-сайта;  что значит опубликовать web-сайт. Учащиеся должны уметь:  создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов. Тема 5. Компьютерное информационное моделирование Учащиеся должны знать:  понятие модели;  понятие информационной модели;  этапы построения компьютерной информационной модели. Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами Учащиеся должны знать:  понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;  что такое математическая модель;  формы представления зависимостей между величинами. Учащиеся должны уметь:  с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами. 29 Тема 7. Модели статистического прогнозирования Учащиеся должны знать:  для решения каких практических задач используется статистика;  что такое регрессионная модель;  как происходит прогнозирование по регрессионной модели. Учащиеся должны уметь: заданных типов;  используя табличный процессор, строить регрессионные модели  осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели. Тема 8. Моделирование корреляционных зависимостей Учащиеся должны знать:  что такое корреляционная зависимость;  что такое коэффициент корреляции;  какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. Учащиеся должны уметь:  вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel). Тема 9 . Модели оптимального планирования Учащиеся должны знать:  что такое оптимальное планирование;  что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; могут быть поставлены; оптимального плана;  что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее  в чем состоит задача линейного программирования для нахождения  какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. Учащиеся должны уметь:  решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в Microsoft Excel). Тема 10. Информационное общество Учащиеся должны знать:  что такое информационные ресурсы общества;  из чего складывается рынок информационных ресурсов;  что относится к информационным услугам;  в чем состоят основные черты информационного общества;  причины информационного кризиса и пути его преодоления;  какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. Тема 11. Информационное право и безопасность Учащиеся должны знать:  основные законодательные акты в информационной сфере;  суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Учащиеся должны уметь: 30  соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. 31

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс

Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2018