Рабочая программа по информатике (7 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 28.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по информатики и ИКТ ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов. Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ 7 класс под редакцией Л.Л. Босовой; На данный курс отведено 35 часов (1 час в неделю) за счет школьного компонента
Иконка файла материала 7 класс информатика.doc
Пояснительная записка 1. Нормативные документы. Рабочая программа по информатики и ИКТ ориентирована на учащихся 7 классов и  реализуется на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании»;   Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1089 от 5 марта 2004г.;  Босова Л.Л. Информатика:  Учебник для 7 класса.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;  Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ 7 класс под редакцией Л.Л. Босовой;  На данный курс отведено 35 часов (1 час в неделю) за счет школьного компонента.  2. Цели и задачи программы: Цели:  формирование   общеучебных   умений   и   навыков   на   основе   средств   и   методов информатики и ИКТ, в том числе   овладение умениями работать с различными видами информации,   самостоятельно   планировать   и   осуществлять   индивидуальную   и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;    пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее   целенаправленное   формирование   общеучебных   понятий,   таких   как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;   воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи:  создать   условия   для   осознанного   использования   учащимися   при   изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;  сформировать   у   учащихся   умения   организации   собственной   учебной деятельности,   включающие:   целеполагание   как   постановку   учебной   задачи   на   основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение  последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение   задачи   на   подзадачи,   разработку   последовательности   и   структуры   действий, необходимых   для   достижения   цели   при   помощи   фиксированного   набора   средств; прогнозирование   как   предвосхищение   результата;   контроль   как   интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия   или   несоответствия   (обнаружения   ошибки);   коррекцию   как   внесение необходимых дополнений и изменений в план действий  в случае  обнаружения ошибки; оценку   —   осознание   учащимся   того,   насколько   качественно   им   решена   учебно­ познавательная задача;  сформировать   у   учащихся   умения   и   навыки   информационного моделирования   как   основного   метода   приобретения   знаний:   умение   преобразовывать объект   из   чувственной   формы   в   пространственно­графическую   или   знаково­ символическую  модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания   объектов;   умение   «читать»   таблицы,   графики,   диаграммы,   схемы   и   т.   д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умениевыбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;  сформировать   у   учащихся   основные   универсальные   умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение   необходимой   информации,   применение   методов   информационного   поиска; структурирование  и  визуализация   информации;   выбор  наиболее  эффективных  способов решения   задач   в   зависимости   от   конкретных   условий;   самостоятельное   создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преоб­ разования  и  передачи  различных   видов   информации;   овладения  способами  и   методами освоения новых инструментальных средств;  сформировать   у   учащихся   основные   умения   и   навыки   самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;  сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества   со   сверстниками   и   взрослыми:   умение   правильно,   четко   и   однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса: Учащиеся должны: •   для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; •   называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами; •   осуществлять деление заданного множества объектов на классы  по  заданному или  самостоятельно  выбранному признаку — основанию классификации; •       понимать   смысл   терминов     «система»,     «системный   подход»,   «системный эффект»; •   приводить  примеры  материальных,   нематериальных  и смешанных систем; •   понимать смысл терминов «модель», «моделирование»; •   иметь представление о назначении и области применения моделей; •   различать натурные и информационные модели, приводить их примеры; •   приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; •   уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.; •   знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; •   знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания; •   осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования; •   приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; •     давать характеристику  формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы; •   осуществлять управление  имеющимся формальным  исполнителем; •   выполнять операции с основными объектами операционной системы;•   выполнять основные операции с объектами файловой системы; •       уметь   применять   текстовый   процессор   для   создания   словесных   описаний, списков, табличных моделей, схем и графов; •   уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей; •       выполнять   вычисления   по   стандартным   и   собственным   формулам   в   среде электронных таблиц; •       создавать   с   помощью   Мастера   диаграмм   круговые,   столбчатые,   ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций; •       для   поддержки   своих   выступлений   создавать   мультимедийные   презентации, содержащие   образные,     знаковые   и   смешанные   информационные   модели рассматриваемого объекта. 4. Система   оценки   достижения   планируемых   результатов   образовательной деятельности обучающихся: Формы организации учебного процесса  Единицей   учебного   процесса   является   урок.   В   первой   части   урока   проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 10­20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5­10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Формы   текущего   контроля   знаний,   умений,   навыков;   промежуточной   и   итоговой аттестации учащихся  В   7   классе   используется   несколько   различных   форм   контроля:   тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа. Контрольная   работа   на   опросном   листе   содержит   условия   заданий   и предусматривает   места   для   их   выполнения.   В   зависимости   от   временных   ресурсов   и подготовленности   учеников   учитель   может   уменьшить   число   обязательных   заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных,  выполнение  которых поощряется еще одной оценкой. Практические контрольные работы для учащихся 7 класса распределены по трем уровням   сложности.   Важно   правильно   сориентировать   учеников,   чтобы   они   выбирали вариант, адекватный их возможностям. Оценка устного ответа "5" ­ ответ полный и правильный, материал изложен  грамотно, ответ самостоятельный.  "4" ­ ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической  последовательности, при этом допущена одна негрубая ошибка, исправленная по  требованию учителя. "3" ­ ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка. "2" ­ при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или  допущены существенные ошибки. "1" ­ отсутствие ответа. Оценка практических работ "5" ­ работа выполнена в полном объеме и без ошибок. "4" ­ допущены 1­2 негрубые ошибки. "3" ­ работа выполнена наполовину или допущены 2 грубые ошибки. "2" ­ работа выполнена меньше, чем наполовину или допущены более 3 грубых     ошибок.Оценка теста Успешность выполнения одного тематического теста из 6 заданий ориентировочно можно  оценить исходя из следующего соответствия:           удовлетворительно  ­ 3­4 балла;           хорошо                      ­ 5 баллов;           отлично                     ­ 6 баллов. Успешность выполнения одного тематического теста из 12 заданий ориентировочно можно  оценить исходя из следующего соответствия:           удовлетворительно  ­ 7­8 баллов;           хорошо                      ­ 9­10 баллов;           отлично                     ­ 11­12 баллов. При оценке выполнения итогового теста можно ориентироваться на такое соответствие:           удовлетворительные успехи  ­ 10, 11, 12 баллов;           хороший результат                  ­ 13, 14, 15 баллов;          отличный результат                 ­ 16, 17, 18 баллов. Содержание учебного курса 1. Объекты и их имена Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и  их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Компьютерный практикум 2. Информационное моделирование Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные  модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые  таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таб­ лицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация  многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. Компьютерный практикум 3. Алгоритмика. Алгоритмы. Виды алгоритмов. Исполнители. Компьютерный практикум Преподавание   курса   ориентировано   на   использование   учебного   и   программно­ методического комплекса, в который входят:   учебник и рабочая тетрадь для учащихся;    методическое   пособие   для   учителя,   где   последовательно   раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;   комплект цифровых образовательных ресурсов;  сборник занимательных задач, в котором   собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой   теоретических   областей,   которые   могут   быть   предложены   для   решения учащимся в 7 классе, даны ответы, указания и решения. 5. Тематическое   планирование   с   определение   основных   видов   учебной деятельности обучающихся: № п/пНазвание раздела и тем Кол­во часов1 Объекты и их имена 2 Информационное моделирование 3 Алгоритмика Всего всего теорет. практ. 7 20 8 35 4 13 6 23 3 7 2 12 6. Материально – техническое оснащение образовательной деятельности: В кабинете информатики оборудовано одно рабочее место преподавателя и 12 рабочих мест   учащихся,   снабженных   стандартным   комплектом:   системный   блок,   монитор, устройства   ввода   текстовой   информации   и   манипулирования   экранными   объектами (клавиатура, мышь). Обеспечено подключение компьютеров к школьной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Кабинет информатики укомплектован следующим периферийным оборудованием:  МФУ (черно­белой печати, формата А4);  мультимедиа проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;     интерактивная доска; устройства для ввода визуальной информации (web­камера и т.п.); акустические колонки в составе рабочего места преподавателя; оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет. Компьютерное оборудование использует следующее операционные системы Windows. Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, а также на других компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест. Для   освоения   основного   содержания   учебного   предмета   «Информатика»   используется следующее программное обеспечение: операционная система; почтовый клиент (в составе операционных систем); браузер (в составе операционных систем или др.);   файловый менеджер (в составе операционной системы или др.)    мультимедиа проигрыватель ( в составе операционной системы или др.)     антивирусная программа; программа архиватор; система оптического распознавания текста; интегрированное   офисное   приложение,   включающий   текстовый   редактор, растровый   и   векторный   графические   редакторы,   программы   разработки презентации и электронные таблицы; системы программирования; системы управления БД; редактор web­страниц.    Кабинет информатики включает в себя следующие документы:   нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, примерную и авторские учебные программы по информатике); учебную   методическую   литературу   (учебники,   рабочие   тетради,   методические пособия,   сборники   задач   и   практикумы,   сборники   тестовых   заданий   для тематического и итогового контроля);  научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии); периодические   издания.   Комплект   демонстрационных,   настенных,   наглядных пособий. Перечень учебно­методических средств обучения: 1. Босова Л.Л. Информатика:  Учебник для 7 класса.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 2. Босова   Л.Л.   Информатика:   рабочая   тетрадь   для   7   класса.   –   М.:   БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 3. Босова   Л.Л.,   Босова   А.Ю.   Уроки   информатики   в   5–7   классах:   методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 4. Босова   Л.Л.,   Босова   А.Ю.,   Коломенская   Ю.Г.   Занимательные   задачи   по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно­измерительные материалы по информатике для V­VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. 6. Босова Л.Л.,  Босова  А.Ю. Комплект  плакатов для  5­6 классов.  – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5­7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов 1.  Объекты и их имена. 2.  Признаки объектов 3.  Отношения объектов. 4.  Системы объектов. 5.  Модели объектов. 6.  Информационные модели. 7.  Табличные информационные модели. 8.  Графики и диаграммы. 9.  Схемы. 10.  Графы. 11.  Алгоритм — модель деятельности исполнителя.Календарно­тематическое планирование № п/п Наименование  разделов и тем Контроль знаний Лабораторные практические работы Дата  Корр. 7а 7б 7в 7а 7б 7в Раздел 1. Повторение. Объекты и их имена (7 часов) Учащиеся должны: Знать: что такое объект, общее имя объекта, единичное имя объекта, отношение, имя  отношения, отношение «является объект, отношение «входит в состав,  разновидность  системы, структура, системный подход, системный эффект, среда, входы/выходы системы,   аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные ресурсы, интерфейс. Уметь: приводить примеры материальных,   нематериальных  и смешанных систем; образных, знаковых и смешанных информационных моделей;   называть отношения,  связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять деление заданного множества объектов на классы  по  заданному  или  самостоятельно  выбранному признаку — основанию  классификации. УУД: поиск и выделение необходимой информации 1 Повторение. Входной  контроль. Вводный  инструктаж  2 Объекты и их имена.  Признаки объектов.  Отношения объектов.  Разновидности объектов и их  классификация.    3 4 Состав объектов. эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных задач)  физкультурные минутки и  «компьютерные» эстафеты. Практическая работа  №1 «Основные объектыкомпьютерный практикум  (работа с электронным  пособием); работа со словарем;  разбор домашнего задания.  Тестирование по теме операционной системы  Windows» Практическая работа  №2 «Работаем с  объектами файловой  системы» Практическая  работа №3»Создаем  текстовые объекты»  (задания 1­3) Практическая работа  №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4­6) Практическая работа  №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7­9) Контрольная работа №1  «Объекты и системы». Раздел 2. Информационное моделирование(20 часов) Системы объектов.  Система   и   окружающая среда. 5 6 7 Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1  «Объекты и системы». Учащиеся должны:  Знать: определение модели, этапы построения моделей, способы задания словесных, графических  моделей, способы  задания табличных моделей, виды информационных моделей,  что такое  схема, граф, вершина, дуга, ребро, путь, сеть  Уметь:  строить графические модели, строить табличные модели, строить информационные   моделей, составлять многоуровневый список, граф, дерево. УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных задач)  физкультурные минутки и  «компьютерные» эстафеты. компьютерный практикум  (работа с электронным  пособием); работа со словарем;  разбор домашнего задания. 8 9 10 11 Анализ контрольной работы.  Модели объектов и их  назначение. Информационные модели. Словесные информационные  модели. Текст ­ словесная  информационная модель. 12 Создание словесных  информационных  моделей. 13 Многоуровневые списки.  14 Математические модели.  Контрольная работа №2   «Информационное  моделирование» 15 Анализ контрольной работы.  Табличные информационные  модели.  16 Простые таблицы.  Практическая работа  №4 «Создаем словесные модели» (задания 1­3) Практическая работа  №11 «Графические  модели».  Практическая работа  №4 «Создаем словесные модели» (задания 4­5)  Практическая работа  №4 «Создаем словесные модели» (задания 8­9)  Практическая работа  №5 «Многоуровневые  списки». Контрольная  работа №2  «Информационное  моделирование» Практическая работа  №6 «Создаем табличные17 18 19 20 21 Сложные таблицы.  Табличное решение  логических задач. Вычислительные таблицы.  Практическая работа №7  «Создаем вычислительные  таблицы». Знакомство с электронными  таблицами.  Электронные таблицы.  Графики и диаграммы. 22 Наглядное изменение  процессов изменения  величин. 23 Наглядное представление о  24 соотношении величин.  Визуализация многорядных  данных. 25 Многообразие схем. модели»  (задания 1­2)  Практическая работа  №6 «Создаем табличные модели» (задания 3­4)  Практическая работа  №6 «Создаем табличные модели» (задания 5­6)  Практическая работа  №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)  Практическая работа  №8 «Знакомимся с  электронными  таблицами» (задания 1­ 3) Практическая работа  №8 «Знакомимся с  электронными  таблицами» (задания 4­ 6) Практическая работа  №9 «Создаем  диаграммы и графики»  (задания 5­7)  Практическая работа  №9 «Создаем  диаграммы и графики»  (задания 1­3)26 Информационные модели на  графах. 27 Деревья. Контрольная работа №3   «Информационное  моделирование». Практическая работа  №9 «Создаем  диаграммы и графики»  (задание 4)  Практическая работа  №10 «Схемы, графы и  деревья» (задания 1­2)  Практическая работа  №10 «Схемы, графы и  деревья» (задания 3­5)  Практическая работа  №10  «Схемы, графы и  деревья» (задания 6­7) Раздел 3  Алгоритмика (8 часов) Учащиеся должны:  Знать:  определение алгоритма, виды алгоритмов, способы задания,  определение исполнителя, его среды, систему команд. Уметь: составлять различные виды алгоритмов(линейные, вспомогательные, цикл пока, цикл н  раз, условие простые и сложные) с помощью исполнителей Робот и Чертежник    УДД: поиск и выделение необходимой информации, планирование учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками. 28 Анализ контрольной работы.  Алгоритм — модель  деятельности исполнителя  алгоритмов. эвристическая беседа или  чтение текста;  выполнение заданий и  упражнений (информационных задач) в рабочей тетради; Исполнитель  Чертежник. Управление  Чертежником.29 Использование  вспомогательных алгоритмов. 30 Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз.  31 Исполнитель Робот. Управление Роботом.  32 Исполнитель Робот. Цикл «пока».  33 Исполнитель Робот. Ветвление.  34 Контрольная работа №4  «Алгоритмика». 35 Итоговый проект  «Алгоритмика».            Всего 35 часов Работа в среде  «Алгоритмика». физкультурные минутки и  «компьютерные» эстафеты. компьютерный практикум в   MS Word работа со словарем;  разбор домашнего задания; Исполнитель Робот.  Работа в среде  «Алгоритмика» Контрольная работа №4  «Алгоритмика». Практическая работа  №12 «Итоговая работа».