Рабочая программа по информатике (8 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 28.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами: • Закон РФ «Об образовании»; • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1089 от 5 марта 2004г.); На данный курс отведено 35 часов (1 час в неделю) .
Иконка файла материала 8 класс информатика.doc
Пояснительная записка 1. Нормативные документы: Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами: Закон РФ «Об образовании»;   Федеральный   компонент   государственных   образовательных   стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1089 от 5 марта 2004г.); «Примерной   программы   основного   общего   образования   по   информатике   и ИКТ. 8 класс» под редакцией И.Г. Семакин;   Программы к завершённой предметной линии учебников по информатике и ИКТ для 8 класса под редакцией И.Г. Гутник; На данный курс отведено 35 часов (1 час в неделю) .  2. Цели и задачи программы: Цель: формирование   информационной   и   алгоритмической   культуры;   формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;         Задачи: • формирование   представления   об   основных   изучаемых   понятиях:   информация, алгоритм, модель – и их свойствах; • развитие   алгоритмического   мышления,   необходимого   для   профессиональной деятельности   в   современном   обществе;   развитие   умений   составлять   и   записывать алгоритм   для   конкретного   исполнителя;   формирование   знаний   об   алгоритмических конструкциях,   логических   значениях   и   операциях;   знакомство   с   одним   из   языков программирования   и   основными   алгоритмическими   структурами   —   линейной, условной и циклической; • формирование   умений   формализации   и   структурирования   информации,   умения выбирать   способ   представления   данных   в   соответствии   с   поставленной   задачей   — таблицы,   схемы,   графики,   диаграммы,   с   использованием   соответствующих программных средств обработки данных. • формирование   навыков   и   умений   безопасного   и   целесообразного   поведения   при работе   с   компьютерными   программами   и   в   Интернете,   умения   соблюдать   нормы информационной этики и права.  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного   «алгоритм»,   «сообщение»,   «программа»;   «данные»,   понимание   различий   между учебного предмета, курса: умение   использовать   термины   «информация», «кодирование», употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные   от   них;   использовать   термины,   описывающие   скорость   передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; навыки выбора способа представления  данных в зависимости  от постановленной     задачи. 4. Система   оценки   достижения   планируемых   результатов   образовательной деятельности обучающихся: Формы организации учебного процесса  Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы).   Работа   учеников   за   компьютером   в   8   классах   10­20   минут.   В   ходе   обучения учащимся   предлагаются   короткие   (5­10   минут)   проверочные   работы   (в   форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся  В 8 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа. Контрольная   работа   на   опросном   листе   содержит   условия   заданий   и   предусматривает места   для   их   выполнения.   В   зависимости   от   временных   ресурсов   и   подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой. Практические контрольные работы для учащихся 8 класса распределены по трем уровням сложности.   Важно   правильно   сориентировать   учеников,   чтобы   они   выбирали   вариант, адекватный их возможностям. Оценка устного ответа "5" ­ ответ полный и правильный, материал изложен  грамотно, ответ самостоятельный.  "4" ­ ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической  последовательности, при этом допущена одна негрубая ошибка, исправленная по  требованию учителя. "3" ­ ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка. "2" ­ при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или  допущены существенные ошибки. "1" ­ отсутствие ответа. Оценка практических работ "5" ­ работа выполнена в полном объеме и без ошибок. "4" ­ допущены 1­2 негрубые ошибки. "3" ­ работа выполнена наполовину или допущены 2 грубые ошибки. "2" ­ работа выполнена меньше, чем наполовину или допущены более 3 грубых     ошибок. Оценка теста Успешность выполнения одного тематического теста из 6 заданий ориентировочно можно  оценить исходя из следующего соответствия:           удовлетворительно  ­ 3­4 балла;           хорошо                      ­ 5 баллов;           отлично                     ­ 6 баллов. Успешность выполнения одного тематического теста из 12 заданий ориентировочно можно  оценить исходя из следующего соответствия:           удовлетворительно  ­ 7­8 баллов;           хорошо                      ­ 9­10 баллов;           отлично                     ­ 11­12 баллов. При оценке выполнения итогового теста можно ориентироваться на такое соответствие:           удовлетворительные успехи  ­ 10, 11, 12 баллов;хороший результат                  ­ 13, 14, 15 баллов;          отличный результат                 ­ 16, 17, 18 баллов. Содержание учебного предмета, курса  Тема 1. Введение (1 ч). Предмет   информатики.   Роль   информации   в   жизни   людей.   Техника   безопасности   и организация рабочего места. Тема 2. Человек и информация (4 ч). Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.  Информация. Информационные объекты различных видов. Основные   информационные   процессы:   хранение,   передача   и   обработка   информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.  Роль информации в жизни людей. Понятие   количества   информации:   различные   подходы.   Единицы   измерения   количества информации. Тема 3. Первое знакомство с компьютером  (6 ч). Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические,   эргономические   и   технические   условия   безопасной   эксплуатации компьютера.  Программный принцип работы компьютера.  Программное обеспечение, его структура.  Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.  Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Тема 4. Текстовая информация и компьютер  (9ч). Кодирование текстовой информации. Структура   текстового   документа.   Создание   и   простейшее   редактирование   документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Тема 5.  Графическая информация и компьютер (7 ч).  Области применения компьютерной графики.  Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.  Кодирование изображения.  Растровая и векторная графика.  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов. Тема 6.  Технология мультимедиа (8 ч). Что такое мультимедиа. Звуки и видеоизображения.  Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации.  Дизайн презентации и макеты слайдов. 5. Тематическое   планирование   с   определение   основных   видов   учебной деятельности обучающихся: Название раздела Количество часов№ п/п 1 2 3 4 5 и тем Всего теорет. практич. Человек и информация Первое знакомство с компьютером Текстовая информация и компьютер Графическая информация и компьютер Технология мультимедиа Итого: 5 6 9 7 8 35 3 3 3 3 4 16 2 3 6 4 4 19 6. Материально – техническое оснащение образовательной деятельности: В кабинете информатики оборудовано одно рабочее место преподавателя и 12 рабочих мест   учащихся,   снабженных   стандартным   комплектом:   системный   блок,   монитор, устройства   ввода   текстовой   информации   и   манипулирования   экранными   объектами (клавиатура, мышь). Обеспечено подключение компьютеров к школьной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Кабинет информатики укомплектован следующим периферийным оборудованием:  МФУ (черно­белой печати, формата А4);  мультимедиа проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;     интерактивная доска; устройства для ввода визуальной информации (web­камера и т.п.); акустические колонки в составе рабочего места преподавателя; оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет. Компьютерное оборудование использует следующее операционные системы Windows. Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, а также на других компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест. Для   освоения   основного   содержания   учебного   предмета   «Информатика»   используется следующее программное обеспечение: операционная система; почтовый клиент (в составе операционных систем); браузер (в составе операционных систем или др.);   файловый менеджер (в составе операционной системы или др.)    мультимедиа проигрыватель ( в составе операционной системы или др.)     антивирусная программа; программа архиватор; система оптического распознавания текста; интегрированное   офисное   приложение,   включающий   текстовый   редактор, растровый   и   векторный   графические   редакторы,   программы   разработки презентации и электронные таблицы; системы программирования; системы управления БД; редактор web­страниц.    Кабинет информатики включает в себя следующие документы:    нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, примерную и авторские учебные программы по информатике); учебную   методическую   литературу   (учебники,   рабочие   тетради,   методические пособия,   сборники   задач   и   практикумы,   сборники   тестовых   заданий   для тематического и итогового контроля); научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии); периодические   издания.   Комплект   демонстрационных,   настенных,   наглядных пособий. Перечень учебно­методических средств обучения: 1.  Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса/И.Г.  Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л.В. Шестакова.­М,: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2005 ­176 с.: ил.     2. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней     школе.: методическое пособие/ И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина  ­4­е изд. ­М,: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2007.­416с.: ил. 3. Информатика и ИКТ. Задачник­практикум: в 2 т./ Л. А. Залогова [др.]; под   редакцией  И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. ­М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2000.       Практические работы Работа №1. «Знакомство с клавиатурой». Работа №2. «Знакомство с ОС Windows. Работа с окнами». Работа №3. «Организация и обслуживание файлов». Работа №4. «Редактирование текста. Шрифты и начертания». Работа №5. «Работа с фрагментами». Работа №6. «Включение таблицы в текстовый документ». Работа №7. «Работа со списками». Работа №8. «Включение в текст документа графических объектов и формул». Работа №9. «Работа с фрагментами». Работа №10. «Поворот и отображение». Работа №11. «Рисунки и графические примитивы на слайдах». Работа №12. «Разработка презентации».Календарно­тематическое планирование № п/п Наименование  разделов и тем Контроль знаний Лабораторные практические работы Дата  Корр. 8а 8б 8в 8а 8б 8в Раздел 1. Повторение. Человек и информация (5 часов) Учащиеся должны: Знать: что изучает наука информатика; понятие информации; ТБ, классификацию знаний;  понятие информативности сообщения. Знать основные информационные процессы: хранение,  передача, обработка, поиск информации. количества    информации (байт, килобайт, мегабайт,  гигабайт); скорость информационного поток, виды классификации информации; единицы  измерения количества информации.  Уметь: приводить примеры,  находить количество информации. УДД: поиск и выделение необходимой информации 1.1 Введение в предмет. Входной  контроль. Вводный  инструктаж  1.2 Информация и знания. 1.3 Информационные процессы. эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных  задач)  физкультурные минутки и  «компьютерные» эстафеты. компьютерный практикум  (работа с электронным  пособием); работа со словарем;1.4 Единицы измерения  информации 1.5 Тестирование по теме  «Человек и информация»  разбор домашнего задания.  Раздел 2. Первое знакомство с компьютером (6 часов) Учащиеся должны:  Знать: классификацию знаний; понятие информативности сообщения; основные информационные процессы: хранение,  передача, обработка, поиск  информации; единицы измерения количества   информации (байт, килобайт, мегабайт,  гигабайт); скорость информационного потока;  виды классификации информации; единицы измерения количества  информации;  что такое файл; имя файла; логические диски; файловую структуру диска; путь к файлу и полное имя  файла; что такое дружественный пользовательский интерфейс; контекстное меню. Уметь:  приводить примеры, находить количество информации, запускать приложения и завершать их работу; работать с  окнами (изменять размеры, перемещать, сворачивать, восстанавливать), отображать многоуровневую файловую структуру в виде дерева и записывать полный путь к файлу, что такое дружественный пользовательский интерфейс, создавать папки;  копировать файлы в папки; перемещать файлы и папки; переименовывать файлы и папки; удалять файлы и папки. УДД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  2.1 Назначение и устройство  компьютера 2.2 Работа №1 «Знакомство с  клавиатурой». эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных  задач)2.3 Основные характеристики ПК.  Программное обеспечение  компьютера 2.4 Работа №2 «Знакомство с ОС Windows. Работа с  окнами». 2.5 О файлах и файловых  структурах. Пользовательский интерфейс. 2.6 Работа №3 «Организация и  обслуживание файлов». физкультурные минутки и  «компьютерные» эстафеты. компьютерный практикум  (работа с электронным  Работа №1 «Знакомство с клавиатурой». Работа №3  «Организация и  обслуживание файлов». Раздел 3  Текстовая информация и компьютер (9 часов) Учащиеся должны:  Знать: преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным, как представляются  тексты в памяти, компьютер, что такое текстовый редактор и текстовый процессор, структурные  единицы текста, среду текстового редактора MS Word, что такое фрагмент. Уметь:  запускать ТР, выполнять файловые операции, редактировать текст, использовать  разнообразные шрифты и начертания, устанавливать параметры абзаца; расположение строк;  размеры полей, страниц; обращаться к режиму помощи, устанавливать параметры абзаца;  расположение строк; размеры полей, страниц; обращаться к режиму помощи, выделять, удалять,  перемещать, копировать переформатировать фрагмент текста; осуществлять поиск и замену  фрагмента, работать в многооконном режиме, осуществлять автоматическую проверку  правописания, вставлять таблицы в текстовый документ; преобразовывать текст в таблицу,  вставлять таблицы в текстовый документ; преобразовывать текст в таблицу, вставлять в текст  документа графические объекты и формул, редактировать текст, работать с фрагментами; со  шрифтами; работать с файлами; вставлять в текстовый документ таблицы, графические объекты УДД: поиск и выделение необходимой информации3.3 Форматирование текста. Режим  помощи. 3.4 Работа №5 «Работа с  фрагментами». 3.5 Работа №6 «Включение  таблицы в текстовый  документ». 3.1 Тексты в компьютерной  памяти Текстовые редакторы.  Знакомство с MS Word. Работа с файлами. 3.2 Работа №4 «Редактирование  текста. Шрифты и  начертания». 3.6 Многооконный режим работы.  3.7 Работа №7 «Работа со   Орфографический контроль. списками». Повторный инструктаж 3.8 Работа №8 «Включение в  текст документа графических  объектов и формул». Зачет по теме «Текстовая  информация и компьютер» 3.9 эвристическая беседа или  чтение текста;  выполнение заданий и  упражнений (информационных  задач) в рабочей тетради; физкультурные минутки и  «компьютерные» эстафеты. компьютерный практикум в   MS Word работа со словарем;  разбор домашнего задания; Работа №4  «Редактирование текста.  Шрифты и начертания». Работа №5 «Работа с  фрагментами».  Работа №6 «Включение таблицы в текстовый  документ». Работа №7 «Работа со   списками».  Работа №8 «Включение  в текст документа  графических объектов и формул». Зачет по теме «Текстовая информация и  компьютер» Раздел 4. Графическая информация и компьютер (7часов) Учащиеся должны:  Знать:  историю компьютерной графики; области ее применения,. познакомиться со средой  Paint, с палитрой цветов, принцип формирования цвета пикселя на экране; формулу определения объема видеопамяти для хранения изображения заданного размера. два принципа представленияизображения (растровый и векторный)  Уметь:   запускать программу  Paint и завершать его работу, работать с инструментами, линия,  кисть и пульверизатор, использовать инструменты кривая, текст, многоугольник, выделять,  копировать и перемещать фрагменты изображения; увеличивать фрагменты для проработки  мелких деталей, используя для этого лупу, выполнять поворот и отображение рисунка,  использовать меню инструментов; работать с фрагментами. УДД: поиск и выделение необходимой информации Paint.  4.1 Компьютерная графика. Среда  4.2 Меню инструментов. Палитра  4.3 Технические средства  цветов. компьютерной графики. Работа №8 «Создание рисунка» 4.4 Кодирование изображения.  Растровая и векторная  графика. 4.5 Работа №9 «Работа с  фрагментами». 4.6 Работа №10 «Поворот и  отображение». 4.7 Итоговая работа по теме  «Графическая информация и  компьютер» эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных  задач) в рабочей тетради; наблюдение за объектом  изучения  (компьютером);физкультурные  минутки и «компьютерные»  эстафеты. компьютерный практикум в  среде Paint, работа со словарем; разбор домашнего задания;  контрольный опрос, итоговое  тестирование Работа №8 «Создание  рисунка»  Работа №9 «Работа с  фрагментами».  Работа №10 «Поворот и  отображение».  Итоговая работа по теме  «Графическая  информация и  компьютер»Раздел 5. Технология мультимедиа (8 часов) Учащиеся должны:  Знать:  среду PowerPoint, основные команды, возможности, что такое мультимедиа; области  использования мультимедиа,  что такое презентация, какие бывают презентации; этапы создания  презентации Уметь:   создавать рисунки, пользоваться готовой коллекцией, создавать примитивы на слайдах,  выбирать дизайн презентации; редактировать и сортировать слайды, создавать эффект анимации в  процессе смены слайдов, любого объекта слайдов; осуществлять переходы между слайдами,  демонстрировать презентацию. УДД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 5.1 Что такое мультимедиа  Компьютерные презентации 5.2 Создание презентации с  помощью PowerPoint. 5.3 Работа №11 «Рисунки и  графические примитивы на  слайдах». 5.4 Выбор дизайна презентации.  Редактирование и сортировка  слайдов.  5.5 Использование анимации в  презентации. 5.6 Работа №12 «Разработка презентации».   Мини­проект эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных  задач) в рабочей тетради;  наблюдение за объектом  изучения (компьютером); физкультурные минутки и  «компьютерные» эстафеты. компьютерный практикум в  среде PowerPoint; работа со словарем; разбор домашнего задания;  работа со словарем; Работа №11 «Рисунки и  графические примитивы  на слайдах». Работа №12 «Разработка  презентации».5.7   Мини­проект 5.8   Мини­проект Итого 35 часов физкультурные минутки и  «компьютерные» эстафеты.  контрольный опрос,  Мини­проект

Посмотрите также