МОУ Красновосходская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области
|
|
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УВР |
Директор школы |
_______________Волкова И.В. |
___________Ишукова А.А. |
25 августа 2016 г. |
Приказ № 156 от 25 августа 2016 г. |
|
|
Рабочая программа
Наименование учебного предмета Информатика и ИКТ
Класс _____9________________________
Уровень общего образования базовый______________________
Учитель Купцова Марина Геннадьевна
Срок реализации программы, учебный год 2016-2017
Количество часов по учебному времени ______________________
всего 70 часов в год, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений:Информатика.2-11 классы-2-е изд., испр. и доп.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Учебник Информатика и ИКТ.9 класс. Базовый уровень / Под ред.проф.Н.В.Макаровой.-СПб.:Питер,2008
Разработана учителем первой квалификационной категории Купцовой М.Г.
РАССМОТРЕНА |
На заседании ШМО учителей. |
Протокол № 1 от 25.08.2016г. |
2016 год
Раздел I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089;
- базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312;
- региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утверждённый распоряжением № 929-р от 15.03.2012 Министерства образования Ульяновской области
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2013-2014 учебный год»
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие /составитель М.Н.Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012)
Учебник Учебник для 9 класса. – Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс:М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2010
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника ИНФОРМАТИКА И ИКТ под редакцией профессора Н.В.Макаровой, 8-9 класс.
Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы основного курса информатики для средней школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
На уроках информатики в соответствии с программой предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с нормами СанПин.
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Настоящая программа рассчитана на изучение информатики в 9 классе, общее количество часов: 68 часа (2 часа в неделю).
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.
В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); проблемное обучение; метод проектов.
Раздел II Учебно –тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Практические работы/лабораторные работы |
Контрольные работы |
1 |
Информационная картина мира
|
18 |
8 |
|
2 |
Программное обеспечение информационных технологий. Алгоритмы
|
27 |
15 |
1 |
3 |
Прикладная среда текстового процессора
|
17 |
13 |
2 |
4 |
Техническое обеспечение информационных технологий. Логические основы построения компьютера |
6 |
|
|
|
итого |
68 |
36 |
3 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
дата |
Тема урока, практических занятий |
Содержание учебного материала |
Учащиеся должны знать\ понимать |
Учащиеся должны уметь\ использовать |
Домашнее задание |
1 |
|
Вводный инструктаж по ТБ. Повторение материала за 8 класс |
Правила поведения в кабинете информатики. Санитарно- гигиенические требования работы за компьютером. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
Правила поведения в кабинете информатики, Правила техники безопасности. Иметь представление о предмете информатика |
Соблюдать правила поведения в кабинете информатики. |
|
2 |
|
Основные этапы моделирования |
Место моделирования в деятельности человека. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. |
Назначение моделирования, основные типы задач моделирования, основные этапы моделирования и последовательность их выполнения |
Разрабатывать поэтапную схему мод-ния для любой задачи, задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе ее постановки |
|
3 |
|
Представление о моделировании в среде графического редактора |
Представление о моделировании в среде графического редактора |
Класс задач, ориентированный на моделирование в графическом редакторе |
|
|
4 |
|
Практическая работа №1 «Моделирование геометрических операций» |
Моделирование геометрических операций |
Понятие геометрической модели |
Моделировать геометрические операции |
|
5 |
|
Практическая работа №2 «Моделирование фигур» |
Моделирование фигур |
Технологию работы в среде графического редактора |
Создавать меню типовых мозаических форм |
|
6 |
|
Конструирование- разновидность моделирования |
Конструирование- разновидность моделирования |
Представление о компьютерном конструировании |
|
|
7 |
|
Практическая работа №3 «Моделирование паркета» |
Моделирование паркета Компьютерное конструирование из мозаики |
Технологию работы в среде графического редактора |
Моделировать конструкции по общему виду |
|
8 |
|
Практическая работа №4 «Моделирование расстановки мебели» |
Моделирование расстановки мебели |
Технологию работы в среде графического редактора |
Создавать геометрич-кие композиции с помощью меню типовых мозаических форм |
|
9 |
|
Разнообразие геометрических моделей |
Разнообразие геометрических моделей |
Понятие геометрической модели |
|
|
10 |
|
Практическая работа №5 «Моделирование плана местности» |
Моделирование плана местности |
Технологию работы в среде графического редактора |
Моделировать конструкции по трем проекциям |
|
11 |
|
Моделирование в среде текстового процессора |
Моделирование в среде текстового процессора |
Класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре |
|
|
12 |
|
Практическая работа №6 «Моделирование составных документов» |
Моделирование составных документов |
Технологию работы в среде текстового процессора |
Выделять объекты текстового документа и его параметры |
|
13 |
|
Практическая работа №7 «Структурные модели» |
Структурные модели: таблица, схема, блок-схема, структура деловых документов |
Технологию работы в среде текстового процессора |
Составлять различные виды знаковых моделей средствами текст-го процессора |
4 |
14 |
|
Практическая работа №8 «Алгоритмические модели» |
Алгоритмические модели |
Технологию работы в среде текстового процессора |
Выполнять моделирование в среде текстового процессора |
|
15 |
|
Основы классификации (объектов) |
Понятие класса объектов. Назначение классификации. Примеры классификации различных объектов. |
Понятие класса; назначение классификации объектов |
Приводить примеры класс-ции всевозможных объектов;отображать клас-цию в виде иерархической схемы |
|
16 |
|
Виды классификации моделей |
Виды классификации моделей. |
Основные виды классификации моделей |
Приводить примеры моделей из школьной жизни |
|
17 |
|
Абстрактные модели |
Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере: мысленные, вербальные, информационные. |
Основные признаки классификации моделей; характеристику каждого класса моделей |
Приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу |
|
18 |
|
Классификация программного обеспечения |
Классификация и характеристика программного обеспечения; системное, прикладное, инструментарий программирования |
Понятие программы и программного обеспечения; назначение системного, прикладного обеспечения |
Классифицировать программы; объяснить различия процедурного и объектного подходов при программировании |
Учебник тема 13.4 |
`19 |
|
Свойства алгоритма |
Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритма: словесная, графическая, табличная, программа |
Свойства алгоритма, формы представления алгоритма |
Приводить примеры алгоритмов из разных сфер |
Учебник тема 12.1, 12.2 |
20 |
|
Линейный алгоритм. |
Линейный алгоритм. |
Представление алгоритма в виде блок- схемы |
Составлять алгоритмы для различных ситуаций в виде блок-схем |
Учебник тема 12.3 12.4 |
21 |
|
Разветвляющийся алгоритм. |
Разветвляющийся алгоритм. |
Типовые алгоритмические конструкции |
Составлять алгоритмы для различных ситуаций в виде блок-схем |
Учебник тема 12.5 |
22 |
|
Циклический алгоритм. |
Циклический алгоритм. |
Основные стадии разработки алгоритма |
Разрабатывать циклические алгоритмы |
Учебник тема 12.6 |
23 |
|
Вспомогательный алгоритм. |
Вспомогательный алгоритм. |
Типовые алгоритмические конструкции |
|
Учебник тема 12.7 12.8 |
24 |
|
Общая характеристика прикладной среды |
Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред |
Назначение и особенности прикладных сред |
Рассказывать, как проявляются в прикладных средах принцип наглядности, многозадачности |
* |
25 |
|
Назначение табличного процессора |
Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора |
Назначение табличного процессора, его команд и режимов Объекты электронной таблицы |
|
Практикум Стр. 126-132 |
26 |
|
Данные электронной таблицы |
Данные электронной таблицы. Типовые действия над объектами электронной таблицы |
Типы данных электронной таблицы |
|
Практикум Стр.133-138 |
27 |
|
Практическая работа №9 «Создание и редактирование табличного документа» |
Создание и редактирование документа в среде табличного документа |
Технологию создания и редактирования табличного документа |
Создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными |
Практикум Задания 4.1,4.2 |
28 |
|
Практическая работа №10 «Создание и редактирование табличного документа» |
Создание и редактирование документа в среде табличного документа |
Технологию создания и . редактирования табличного документа |
Редактировать любой фрагмент электронной таблицы |
Практикум Задания 4.3- 4.5 |
29 |
|
Практическая работа №11 «Форматирование табличного документа» |
Форматирование табличного документа |
Технологию форматирования табличного документа |
Использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования |
Практикум Задания 4.6- 4.7 |
30 |
|
Практическая работа №12 «Правила записи формул» |
Правила записи формул |
Правила записи и копирования формулы |
Записывать формулы |
Практикум Задание 4.8 |
31 |
|
Практическая работа №13. «Вычисление по формулам» |
Вычисление по формулам |
Правила использования формул |
Выполнять вычисления по формулам |
Практикум Задание 4.9 |
32 |
|
Относительная и абсолютная адресации |
Относительная, абсолютная и смешанная адресация |
Понятия ссылки, относительной и абсолютной ссылки |
|
Практикум Стр. 138-141 |
33 |
|
Практическая работа №14 «Вычисления с использованием в формулах относительных, абсолютных, смешанных ссылок» |
Вычисления с использованием в формулах относительных, абсолютных, смешанных ссылок |
Правило изменения ссылок в формулах при копировании |
Использовать в формулах относительные и абсолютные ссылки |
|
34 |
|
Практическая работа №15 «Правила записи функций» |
Правила записи функций |
Правила записи и копирования функций |
Использовать в формулах встроенные функции |
|
35 |
|
Практическая работа №16 «Использование в вычислениях логических функций» |
Использование в вычислениях логических функций |
Правила записи формулы и функции |
Использовать в формулах логические функции |
« |
36 |
|
Практическая работа №17 «Выполнение расчетов в среде электронных таблиц» |
Выполнение расчетов в среде электронных таблиц |
Правила записи, использования формулы и функции |
Записывать формулы и использовать в них логические функции |
Практикум Задание 4.10 |
37 |
|
Практическая работа №18 «Представление данных в виде диаграмм» |
Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа |
Технологию создания и редактирования диаграмм |
Создавать и редактировать диаграмму |
Практикум Задания 4.11,4.12 |
38 |
|
Контрольное занятие по теме «Технология работы в среде табличного процессора» |
|
|
|
|
39 |
|
Представление о базе данных и ее объектах |
Назначение системы управления базой данных. Объекты базы данных |
Понятие базы данных и ее основных элементов |
: |
Практикум Стр.172-178 |
40 |
|
Знакомство с интерфейсом системы управления базой данных |
Инструменты системы управления базой данных для работы с записями, полями, обработки данных, вывода данных |
Структуру интерфейса СУБД; классификацию и назначение инструментов СУБД |
|
Практикум Стр. 179-186 |
41 |
|
Практическая работа №19 «Создание структуры и заполнение базы данных» |
Создание структуры базы данных и заполнение ее данными |
Технологию создания базы данных |
Создавать структуру базы данных; заполнять созданную структуру данными |
Практикум Задания 5.1 5.2 |
42 |
|
Практическая работа №20 «Создание структуры и заполнение базы данных» |
Создание структуры базы данных и заполнение ее данными |
Технологию создания и редактирования базы данных |
Создавать структуру базы данных; заполнять созданную структуру данными |
Практикум Задания 5.3- 5.5 |
43 |
|
Практическая работа № 21 «Создание структуры и заполнение базы данных» |
Индивидуальные задания |
Технологию создания и редактирования базы данных |
Редактировать структуру базы данных и заполненную данными |
Практикум Задание 5.6 |
44 |
|
Практическая работа № 22 «Создание формы базы данных» |
Создание формы базы данных |
Назначение и технологию создания формы |
Просматривать базу данных в режиме формы |
Практикум Задания 5.7, 5.8 |
45 |
|
Практическая работа №23 «Сортировка и фильтрация данных» |
Сортировка и фильтрация данных |
Технологию поиска и замены данных, сортировки, фильтрации |
Сортировать данные |
Практикум Задания 5.9, 5.10 |
46 |
|
Практическая работа №24 «Работа с записями базы данных» |
Работа с записями базы данных |
Технологию поиска и замены данных, сортировки, фильтрации |
Форматировать поля базы данных |
Практикум Задание 5.11 |
47 |
|
Практическая работа №25 «Работа с записями базы данных» |
Критерии выборки данных |
Технологию сортировки, фильтрации, введения вычисляемого поля |
Создавать фильтры и осуществлять выборку данных |
Практикум Задание 5.13 |
48 |
|
Практическая работа №26 «Создание запросов» |
Создание запросов |
Назначение и технологию создания запросов |
Создавать запросы по базе данных |
Практикум Задание 5.13 |
49 |
|
Практическая работа №27 «Создание и редактирование отчета» |
Разработка отчета для вывода данных |
Назначение отчета и технологию его создания |
Создавать отчет по базе данных |
Практикум Задание 5.14 |
50 |
|
Контрольное занятие по теме «Разработка однотабличной базы данных» |
|
|
|
|
51 |
|
Возможности Интернета |
Компьютерная система Интернет, Сетевые коммуникации |
Назначение и роль Интернета в развитии общества |
|
Практикум Тема 6.1 |
52 |
|
Практическая работа №2£ «Адресация в Интернет» |
Адресация в Интернет. Среда браузера Internet Explorer |
Назначение программы- браузера и ее управляющих элементов |
Работать в браузере |
Практикум Задания 6.1- 6.4 |
53 |
|
Практическая работа №2.0 «Поиск информации в сети Интернет» |
Поиск информации в сети Интернет |
Понятие домена и правило образования адреса в Интернете |
Сформировать адрес в сети |
Практикум Задания 6.5- 6.7 |
54 |
|
Практическая работа №31? «Поиск информации в сети Интернет» |
Поиск информации в сети Интернет |
Технологию поиска информации в Интернете |
Искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем |
Практикум Задания 6.8- 6.12 |
55 |
|
Практическая работа №3? «Язык разметки гипертекста HTML» |
Язык разметки гипертекста HTML |
Назначение языка HTML |
Работать в среде редактора HTMLWriter |
Практикум Задания 6.13,6.14 |
56 |
|
Практическая работа №33 «Язык разметки гипертекста HTML» |
Язык разметки гипертекста HTML |
Основные теги |
Работать в среде редактора HTMLWriter |
Практикум Задания 6.15-6.17 |
57 |
|
Практическая работа №34 «Веб-страница с графическими объектами» |
Веб-страница с графическими объектами |
Технологию оформления веб-документов |
Включать графическую иллюстрацию в вебдокумент |
Практикум Задание 6.18 |
58 |
|
Практическая работа №35 «Веб-страница с гиперссылками» |
Веб-страница с гиперссылками |
Технологию оформления веб-документов |
Сделать гиперссылку в веб-документе |
Практикум Задание 6.23 |
59 |
|
Практическая работа №36 «Работа с электронной почтой» |
Мир электронной почты |
Иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса |
Пользоваться электронной почтой, выполняя все необходимые операции с сообщением |
Практикум Задание 6.26 |
60 |
|
Контрольное занятие по теме «Коммуникации в глобальной сети Интернет» |
|
|
|
|
61 |
|
Взаимодействие устройств компьютера |
Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. |
Базовую структурную схему компьютера; назначение системного блока и системной платы |
|
|
62 |
|
Основные понятия алгебры логики |
Основные понятия алгебры логики. Понятие высказывания. |
ч Что такое высказывание |
|
Учебник тема 23.1 |
63 |
|
Логические выражения и логические операции |
Логические выражения и логические операции: НЕ, ИЛИ, И, ЕСЛИ..., ТО..., эквивалентность. Таблицы истинности. |
Таблицы истинности основных логических операций: НЕ, ИЛИ, И, ЕСЛИ..., ТО..., эквивалентность. |
Написать таблицу истинности для основных логических операций |
Учебник тема 23.2 |
64 |
|
Составление таблиц истинности по логической формуле |
Составление таблиц истинности по логической формуле |
Правила построения таблиц истинности сложных логических выражений |
Построить таблицу истинности для логического выражения |
Учебник тема 23.3 |
65 |
|
Некоторые законы булевой алгебры |
Законы булевой алгебры |
Основные законы булевой алгебры |
Применять законы булевой алгебры для упрощения логических выражений |
Учебник тема 23.4 4 |
66 |
|
Определение логического выражения по таблице истинности |
Определение логического выражения по таблице истинности |
Правила определения логического выражения по таблице истинности |
Построить таблицу истинности для логического выражения |
Учебник тема 23.5 |
67 |
|
Логические элементы и основные логические устройства ПК |
Логические элементы и основные логические устройства компьютера |
Что такое логические элементы компьютера и как они используются при проектировании схем |
|
Учебник тема 23.6 |
68 |
|
Итоговое занятие по курсу «Информатика и ИКТ» 9 класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Содержание
I. Информационная картина мира( 18часов )
Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Практическая работа № 1 «Моделирование графических операций»
Практическая работа № 2 «Моделирование фигур »
Практическая работа № 3 «Моделирование паркета »
Практическая работа № 4 «Моделирование расстановки мебели
Практическая работа № 5 «Моделирование расстановки плана местности »
Практическая работа № 6 «Моделирование составных документов »
Практическая работа № 7 «Структурные модели »
Практическая работа № 8 «Алгоритмические модели »
2. Программное обеспечение информационных технологий. Алгоритмы ( 27 часов)
Понятие и определение алгоритма .Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритма: словесная, графическая, табличная, программа. Классификация и характеристика программного обеспечения, системное, прикладное, инструментарий программирования. Назначение системной среды Windows. Пpeдcтaвлeниe о файле, о папке Параметры файла, папки и действия над ними.
Практическая работа №9-10«Создание и редактирование табличного документа»
Практическая работа №11 « Форматирование табличного документа»
Практическая работа №12 «Правила записи формул»
Практическая работа № 13. «Вычисление по формулам».
Практическая работа № 14. «Вычисление с использованием в формулах относительных, абсолютных, смешанных ссылок».
Практическая работа № 15. «Правила записи формул»
Практическая работа № 16. «Использование в вычислениях логических функций»
Практическая работа № 17 «Выполнение расчётов в среде электронных таблиц »
Практическая работа № 18 «Представление данных в виде диаграмм »
Контрольное занятие по теме: « технология работы в среде табличного процессора»
Практическая работа № 19 «Создание структуры и заполнение базы данных»
Практическая работа № 20 «Создание структуры и заполнение базы данных»
Практическая работа № 21 «Создание структуры и заполнение базы данных»
Практическая работа №..22 «Создание формы базы данных»
Практическая работа № 23 «Сортировка и Фильтрация данных»
3. Прикладная среда текстового процессора (17 часов)
Практическая работа № 24 «Работа с .записями базы данных»1
Практическая работа № 24 «Работа с.записями базы данных»
Практическая работа №..25. «Работа с записями базы данных»
Практическая работа № 26 «Создание запросов»
Практическая работа №..27 «Создание и редактирование отчёта»..
Контрольное занятие по теме: « Разработка однотабличной базы данных»
Практическая работа № 28 «Адресация а Интернет»
Практическая работа № 29, «Поиск информации в сети Интернет»
Практическая работа №.,3,0, «Поиск информации в сети Интернет»
Практическая работа № 31. «Язык разметки гипертекста HTML »
Практическая работа № 32 «Язык разметки гипертекста HTML »
Практическая работа № 33 «Веб-страница с графическими объектами»
Практическая работа № 34 «Веб-страница с гиперссылками»
Практическая работа № 35 «Работа с электронной почтой»
Контрольное занятие по теме: « Коммуникации в глобальной сети Интернет»
4.Техническое обеспечение информационных технологий. Логические основы построения компьютера (6часов) Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов.
-
Раздел IV Требования к уровню подготовки
В результате изучения информатики и ИКТ в 9-ом классе ученик должен…
знать/понимать:
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Контроль на уроках информатики
При обучении курсу информатики используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся:
- информационный диктант;
- тестовое компьютерное задание;
- краткая самостоятельная работа;
- письменная контрольная работа;
- контрольная практическая работа;
- практическая работа на компьютере.
Критерии и нормы оценки.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
|
|
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных
областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения
конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих
вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или
в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
• не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
• отказался отвечать на вопросы учителя.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Раздел V Литература и средства обучения
1) Основная литература:
1. Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы. Н.В.Макарова. ПИТЕР, 2007. -40с
2. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 416 с.
3. Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
4. Поурочные разработки по информатике. А.Х.Шелепаева. 8-9 класс. М.-«ВАКО»- 2005, 288с.
5. Информатика. Лабораторный практикум. I часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-80с.
6. Информатика. Лабораторный практикум. . II часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-64с.
7. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Практикум. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 384с.
8. Образовательные ресурсы сети Интернет. Каталог М, 2006
2) Оборудование:
1. Аппаратные средства:
компьютер, проектор, принтер, устройства, обеспечивающий подключение к сети;
устройства вывода и ввода и устройство манипулирования экранными объектами -
клавиатура и мышь.
2. Программные средства: операционная система; файловый менеджер;
антивирусная программа; система программирования; текстовые редакторы;
электронная таблица; система управления базой данных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.