Рабочая программа по информатике (9 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 28.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.) «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. 8-9 класс.» под редакцией И.Г. Семакин.
Иконка файла материала 9 класс информатика.doc
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена в соответствии с нормативными документами: 1. 2. 3. Цель Федеральный   компонент   государственных   образовательных   стандартов начального   общего,   основного   общего,   среднего   (полного)   общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.) «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. 8­9 класс.» под редакцией И.Г. Семакин Программы к завершённой предметной линии учебников по информатике и ИКТ для 9 класса под редакцией И.Г. Семакина. формирование   информационной   и   алгоритмической   культуры;   формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;  Задачи: • формирование   представления   об   основных   изучаемых   понятиях:   информация, алгоритм, модель – и их свойствах; • развитие   алгоритмического   мышления,   необходимого   для   профессиональной деятельности   в   современном   обществе;   развитие   умений   составлять   и   записывать алгоритм   для   конкретного   исполнителя;   формирование   знаний   об   алгоритмических конструкциях,   логических   значениях   и   операциях;   знакомство   с   одним   из   языков программирования   и   основными   алгоритмическими   структурами   —   линейной, условной и циклической; • формирование   умений   формализации   и   структурирования   информации,   умения выбирать   способ   представления   данных   в   соответствии   с   поставленной   задачей   — таблицы,   схемы,   графики,   диаграммы,   с   использованием   соответствующих программных средств обработки данных. • формирование   навыков   и   умений   безопасного   и   целесообразного   поведения   при работе   с   компьютерными   программами   и   в   Интернете,   умения   соблюдать   нормы информационной этики и права. Общая характеристика учебного предмета Информатика   –   это   наука   о   закономерностях   протекания   информационных процессов   в   системах   различной   природы,   о   методах,   средствах   и   технологиях автоматизации   Она   способствует   формированию современного   научного   мировоззрения,   развитию   интеллектуальных   способностей   и познавательных   интересов  школьников;   освоение   базирующихся   на   этой   науке  информационных   процессов.информационных   технологий   необходимых   школьникам,   как   в   самом   образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными   объектами   изучения   в   курсе   информатики   основной   школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится  на основе раскрытия содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками  навыков ис­ пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования   функциональной   грамотности,   социализации   школьников,   последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты  и процессы,  планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Федеральный   базисный   учебный   план   для   образовательных   учреждений   Российской Федерации предусматривает обязательное изучение информатики в 9 классе в объёме 70 ч (2 ч в неделю).  Предметные результаты:           умение   работать   с   электронной   почтой,   получать   и   передавать   информацию   в компьютерных сетях; умение составлять информационные модели в различных областях деятельности; умение использования СУБД для поиска информации; умение проводить вычисления при помощи компьютера; умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления   (условные   операторы)   и   повторения   (циклы),   вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; навыки выбора способа представления  данных в зависимости  от постановленной задачи. Содержание учебного предмета, курса 1. Передача информации в компьютерных сетях. (10 часов) Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового  курса информатики. Компьютерные  сети:  виды,  структура,  принципы   функционирования,  технические устройства.Информационные   услуги   компьютерных   сетей:   электронная   почта, телеконференции, базы данных и пр.  Интернет. WWW ­ "Всемирная паутина".  2. Моделирование. (10 часов)   Понятие   модели;   модели   натурные   и   информационные.   Назначение   и   свойства моделей. Виды   информационных   моделей:   вербальные,   графические,   математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. 3. Хранение и обработка информации в базах данных. (14 часов) Понятие   базы   данных   (БД),   информационной   системы.   Основные   понятия   БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.  Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.  Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Проектирование и создание  однотабличной БД. 4. Табличные вычисления на компьютере. (10 часов) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных:   тексты,   числа,   формулы.   Адресация   относительная   и   абсолютная.   Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. 5. Программное управление работой компьютера. (21 час) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие   алгоритма   и   его   свойства.   Исполнитель   алгоритмов:   назначение,   среда исполнителя,  система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок­схем, учебный алгоритмический язык). Линейные,   ветвящиеся   и   циклические   алгоритмы.   Вспомогательные   алгоритмы.   Метод пошаговой детализации. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.  Язык программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы   на   языке   Паскаль.   Представление   данных   в   программе.   Правила   записи основных   операторов:   циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.   присваивания,   ветвления,   ввода,   вывода,Этапы   решения   задач   с   использованием   программирования:   постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. 6. Информационные технологии и общество. (5 часов) Предыстория   информационных   технологий.   История   чисел   и   систем   счисления. История   ЭВМ   и   ИКТ.   Понятие   информационных   ресурсов.   Информационные   ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.Календарно-тематическое планирование № п/п Наименование  разделов и тем Контроль знаний Лабораторные практические работы Дата  Корр. Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях (10 часов). 9а 9б 9в 9а 9б 9в Учащиеся должны: Знать: как устроена компьютерная сеть, услуги телекоммуникационных сетей, аппаратные  средства телекоммуникационных  сетей, программные средства телекоммуникационных сетей, что такое Интернет и Всемирная паутина, способы поиска в  Интернете. Уметь: использовать услуги телекоммуникационных сетей, использовать аппаратные и программные средства  телекоммуникационных сетей, осуществлять поиск информации в Интернете. УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 1 2 3 Повторение курса 8 класса.  Вводный инструктаж.  Входной контроль. Как устроена компьютерная  сеть Первичный инструктаж  Услуги  телекоммуникационных сетей эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных задач) компьютерный практикум  (работа с электронным  пособием);4 5 6 7 8 9 Практическая работа №1 «Услуги  телекоммуникационных  сетей». Аппаратные и программные  средства  телекоммуникационных сетей. Практическая работа №2 «Аппаратные и программные  средства  телекоммуникационных  сетей». Интернет и Всемирная  паутина. Способы поиска в Интернете. Практическая работа №3 «Способы поиска в  Интернете» 10 Контрольная работа №1  «Передача информации в  компьютерных сетях». Учащиеся должны: Знать: классификацию моделей, определение модели, этапы построения моделей, способы задания графических   моделей, способы задания табличных моделей, виды информационных моделей. Раздел 2. Моделирование (10 часов). работа со словарем;  разбор домашнего задания,  работа по карточкам. Практическая работа №1 «Услуги  телекоммуникационных  сетей» Практическая работа №2 «Аппаратные и  программные средства  телекоммуникационныхУметь: строить графические модели, строить табличные модели, строить информационные   моделей. УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных задач) компьютерный практикум  (работа с электронным  пособием); работа со словарем;  разбор домашнего задания,  работа по карточкам. Практическая работа №4 «Графические модели» Практическая работа №5 «Табличные модели» Практическая работа №6 «Информационное  моделирование» 11 Основные понятия. Классификация моделей. 12 Графические  информационные модели 13 Практическая работа №4  «Графические модели» 14 Табличные модели 15 Практическая работа №5  «Табличные модели» 16 Информационное  моделирование. 17 Практическая работа №6   «Информационное  моделирование» 18 Мини –проект  «Информационное  моделирование» 19 Мини –проект  «Информационное  моделирование»20 Контрольная работа №2  «Моделирование» Контрольная работа №2  «Моделирование» Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных (14 часов). Учащиеся должны: Знать: определение базы данных, ее виды, определение СУБД, проектировать и создавать структуру баз данных, условия  выбора и простые логические выражения, как сортировать, удалять и добавлять записи. Уметь: читать и просматривать готовую БД, проектировать, создавать и заполнять  базы данных, записывать высказывания в  форме простых логических выражений, записывать высказывания в форме  сложных логических выражений, сортировать,  удалять и добавлять записи, проектировать, создавать и заполнять  базы данных. УУД: умение структурировать знания   21 Основные понятия базы  данных. Первичный  инструктаж 22 Что такое система управления базами данных (СУБД) 23 Практическая работа №7   «Система управления базами  данных» 24 Создание  и заполнение баз  данных 25 Практическая работа №8 «Создание  и заполнение баз  данных» 26 Условия выбора и простые  логические выражения. эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных задач) компьютерный практикум  (работа с электронным  пособием); работа со словарем;  разбор домашнего задания,  работа по карточкам,  контрольный опрос,  контрольная письменная  работа Практическая работа №7 «Система управления  базами данных»  Практическая работа №8 «Создание  и заполнение  баз  данных»  Практическая работа №927 Практическая работа №9 «Условия выбора и простые  логические выражения». 28 Условия выбора и сложные  логические выражения 29 Практическая работа №10 «Условия выбора и сложные  логические выражения». 30 Сортировка, удаление и  добавление записей 31 Практическая работа №11 «Сортировка, удаление и  добавление записей». 32 Мини­проект «Базы данных» 33 Мини­проект «Базы данных» 34 Контрольная работа №3 «Базы данных» «Условия выбора и  простые логические  выражения». Практическая работа  №10 «Условия выбора и  сложные логические  выражения»                                                                 Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере (10 часов) Учащиеся должны: Знать: структуру ЭТ, типы данных, формулы, адресацию. Уметь работать с готовой таблицей и создавать ЭТ, методы работы с  ЭТ. Уметь: работать с готовой таблицей и создавать ЭТ, использовать простейшие функции, строить  графики и диаграммы в ЭТ. УУД: умение структурировать знания 35 Двоичная система счисления36 Числа в памяти компьютера 37 Электронные таблицы Основные понятия.  38 Практическая работа №12  «Основные понятия ЭТ» 39 Формулы и функции в  электронных таблицах  40 Практическая работа №13  «Формулы  и функции в ЭТ» 41 Относительная и абсолютная  адресация Графики и диаграммы в ЭТ.  42 43 Практическая работа №14  «Графики и диаграммы в  ЭТ» 44 Контрольная работа№4  «Электронная таблица» эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных  задач) компьютерный практикум  (работа с электронным  пособием); работа со словарем;  разбор домашнего задания,  работа по карточкам,  контрольный опрос,  контрольная письменная работа Практическая работа  №12 «Основные понятия ЭТ» Практическая работа  №13 «Формулы  и  функции в ЭТ» Практическая работа  №14 «Графики и  диаграммы в  ЭТ» Контрольная работа№2  «Электронная таблица»                                                          Раздел 5. Программное управление работой компьютера (21 час) Учащиеся должны: Знать: языки программирования, систему программирования, знать виды величин, работать с величинами, структуру линейных  таблиц, массивов. Уметь: записывать алгоритмы, определять вид, способ, работать с величинами, составлять алгоритмы, используя команды  присвоения и результат, составлять алгоритмы, используя команду ветвления, составлять алгоритм, используя циклы,  использовать линейные  таблицы  для решения задач, составлять алгоритм поиска числа в массиве, составлять алгоритмвычисление суммы элементов массива, составлять алгоритм вычисление произведения элементов массива, использовать виды  переменных в алгоритмах и составлять алгоритм поиска числа в массиве. УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 45 Управление и кибернетика 46 Управление с обратной связью 47 Алгоритм. Способы задания.  Практическая работа  №16 «Работа с  величинами» Исполнители. 48 Вспомогательные  алгоритмы  и подпрограммы 49 Практическая работа  №15«Работа с исполнителем» 50 Циклические алгоритмы 51 Ветвление 52 Контрольная работа№5 «Виды алгоритмов» 53 Язык программирования  Паскаль. 54 Алгоритмы работы с  величинами Практическая работа №16  «Работа с величинами» 55 Линейные алгоритмы 56 Практическая работа  №17«Команда присвоения» 57 Программирование ветвления  на Паскале  эвристическая беседа или  чтение текста; выполнение заданий и  упражнений (информационных задач) компьютерный практикум  (работа с электронным  пособием); работа со словарем;  разбор домашнего задания,  работа по карточкам.  контрольный опрос,  контрольная письменная  работа или итоговое  тестирование; Практическая работа  №17«Команда  присвоения» Практическая работа  №18»Ветвления» Практическая работа  №19 «Циклы » Практическая работа  №20«Таблицы и  массивы»58 Практическая работа  №18»Ветвления» 59 Программирование циклов.  Алгоритм Евклида 60 Практическая работа №19  «Циклы » 61 Таблицы и массивы 62 Практическая работа  №20«Таблицы и массивы» 63 Одна задача обработки  массива 64 Практическая работа  65 №21«Программирование  обработки массивов»  Контрольная работа №6  «Программирование на языке  Паскаль» Раздел 6 Информационные технологии и общество(5 часов) Учащиеся должны: Знать: предысторию информатики, историю чисел и систем счисления, историю ЭВМ, историю программного обеспечения и  ИКТ, информационные ресурсы современного общества, проблемы формирования информационного общества,  информационные технологии и проблемы  информационного общества УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем 66 Предыстория информатики.  История чисел и систем  счисления. эвристическая беседа или  чтение текста;67 68 69 70 История ЭВМ. История  программного обеспечения и  ИКТ. Информационные ресурсы  современного общества. Проблемы формирования  информационного общества.  Итоговый урок  «Информационные технологии и общество» выполнение заданий и  упражнений (информационных  задач) компьютерный практикум  (работа с электронным  пособием); работа со словарем;  разбор домашнего задания,  работа по карточкам,  контрольный опрос,  контрольная письменная  работа или итоговое  тестирование Итого 70