АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПОРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ К.С.ЗАСЛОНОВА"
_______________________________________________________________________________________ ул. Советская, 26, д. Поречье, Великолукский район, Псковская область, 182150 Телефоны: (81153) 24-475 E-mail: org61@pskovedu.ru
|
|
|
«Рассмотрено» на заседании ШМО
Протокол № _____ от «____» сентября 2017 г.
Руководитель ШМО __________ /Н.Б. Семидумова / |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
_____________ / С.А. Лукашевич / «____» сентября 2017 г.
|
«Утверждено» Директор школы
_____________ /В.В. Мефед/
Приказ № _______ от «____» сентября 2017 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ основного общего образования
7 класс (ФГОС) на 2017-2018 учебный год
Разработана
Мефедом Василием Васильевичем, учителем информатики и ИКТ
«Утверждено»
на заседании педагогического совета
Протокол № _____ от «____» сентября 2017 г.
Председатель ПС ______________ / В.В. Мефед /
д. Поречье, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и авторской программы Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой и ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Босова Л.Л. Информатика : учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 7 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Цели изучения информатики и ИКТ в 7–9 классах:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
• совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и полученных новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
§ создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
§ сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
§ сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
§ сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
§ сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
§ сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
§ сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:
1) расширенный курс в 5–9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);
2) базовый курс в 7–9 классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);
3) углубленный курс в 7–9 классах (7 класс – один час в неделю, 8 и 9 классы – по два часа в неделю, всего 105 часов).
Предлагаемая программа представлена для реализации расширенного курса информатики в 5–9 классах на 34 ч (1 ч в неделю).
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Предметные результаты, определяемые ФГОС ООО, обеспечены содержанием учебника для 7 класса, поддерживаются другими компонентами, входящими в УМК. В таблице отражено соответствие между предметными результатами, определенными ФГОС ООО, и содержанием учебника.
Предметные результаты |
Соответствующее содержание учебников |
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры, представления о компьютере как об универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств |
|
1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры |
На формирование данного результата ориентировано все содержание учебников и других компонентов УМК |
1.2. Формирование представления о компьютере как об универсальном устройстве |
§ 2.1. Основные компоненты компьютера и их функции. § 2.2. Персональный компьютер. § 2.3. Программное обеспечение компьютера. § 2.4. Файлы и файловые структуры. |
Предметные результаты |
Соответствующее содержание учебников |
обработки информации |
§ 2.5. Пользовательский интерфейс. § 3.1. Формирование изображения на экране монитора. § 3.2. Компьютерная графика. § 3.3. Создание графических изображений. § 4.1. Текстовые документы и технологии их создания. § 4.2. Создание текстовых документов на компьютере. § 4.3. Форматирование текста. § 4.4. Визуализация информации в текстовых документах. § 4.5. Инструменты распознавания текстов и системы компьютерного перевода. § 5.1. Технология мультимедиа. § 5.2. Компьютерные презентации |
1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств |
Формирование данного результата обеспечивается за счет выполнения следующих практических работ на компьютере. 7 класс: • задания для практических работ к главе 3 «Обработка графической информации»; • задания для практических работ к главе 4 «Обработка текстовой информации»; • задания для практических работ к главе 5 «Мультимедиа» |
2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах |
|
2.1. Формирование представления о понятии информация и ее свойства |
7 класс: § 1.1. Информация и ее свойства. § 1.2. Информационные процессы. § 1.4. Представление информации. § 1.5. Двоичное кодирование. § 1.6. Измерение информации |
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе, умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической |
|
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в |
7 класс: § 1.3. Всемирная паутина. § 2.3. Программное обеспечение компьютера |
Предметные результаты |
Соответствующее содержание учебников |
Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права |
|
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критической оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основные метапредметные результаты, формируемые при изучении информатики в основной школе, включают в себя владение:
• общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умения преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель, строить разнообразные информационные структуры для описания объектов, «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентностью – широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыками создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений, графических объектов, музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты изучения информатики
Предметные результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Раздел 1. Введение в информатику. Выпускник научится:
· декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
· оперировать единицами измерения количества информации;
· оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов
(объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.); · записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
· составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
· анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
· перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
· выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
· строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования. Выпускник получит возможность:
· углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, информационных процессах и их роли в современном мире;
· научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
· научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
· переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
· познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
· научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
· научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
· сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; · познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
· научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования. Выпускник научится:
· понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
· оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно);
· понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
· исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
· составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
· ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
· исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
· исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
· понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
· определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
· разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. Выпускник получит возможность научиться:
· исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
· составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
· определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
· подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
· по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
· исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
· разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
· разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии. Выпускник научится:
· называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
· описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
· подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
· оперировать объектами файловой системы;
· применять основные правила создания текстовых документов;
· использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
· использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах; · работать с формулами;
· визуализировать соотношения между числовыми величинами;
· осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
· основам организации и функционирования компьютерных сетей;
· составлять запросы для поиска информации в Интернете;
· использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций. Ученик получит возможность:
· научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
· научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
· научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
· расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
· научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
· познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты
времени и т. п.);
· закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
· сформировать понимание принципов действия различных
средств информатизации, их возможностей, технических и экономических
ограничений.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) |
|
Цели изучения курса информатики и ИТК. Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: своевременность, достоверность, актуальность и т. п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение |
Аналитическая деятельность: · оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); · приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни; · классифицировать информационные процессы по принятому основанию; · выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; · анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: · кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; · определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); · определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; · оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); · оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.) |
информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации |
|
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов) |
|
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера |
Аналитическая деятельность: · анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; · анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; · определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; · анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; · определять основные характеристики операционной системы; · планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: · получать информацию о характеристиках компьютера; · оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); · выполнять основные операции с файлами и папками; · оперировать компьютерными |
|
информационными объектами в нагляднографической форме; · оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); · использовать программы-архиваторы; · осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ |
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа) |
|
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов |
Аналитическая деятельность: · анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; · определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; · выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: · определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; · создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; · создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора |
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов) |
|
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. |
Аналитическая деятельность: · анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; · определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; |
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод |
· выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: · создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; · форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); · вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; · выполнять коллективное создание текстового документа; · создавать гипертекстовые документы; · выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); · использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов |
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) |
|
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных |
Аналитическая деятельность: · анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; · определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; · выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: · создавать презентации с использованием готовых шаблонов; · записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации) |
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения вышеперечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный ответ.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»: а) учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2–3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно, не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка «5»: ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4»: ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3»: ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недо-четов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2»: ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка «1»: ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приемов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода ее решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, неверное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить ее, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ. Негрубые ошибки.
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи. Недочеты.
1. Нерациональные записи преобразований и решений задач, а также в алгоритмах.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не ис-кажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы.
1. Босова, Л. Л. Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю.
Г. Коломенская. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Моисеева, Н. Н. От простого к сложному. Курс по разработке сайтов / Н. Н. Моисеева. – Волгоград : Учитель, 2013.
3. Программирование. 7–11 классы: информационно-познавательная деятельность учащихся / авт.-сост. М. Н. Капранова. – Волгоград : Учитель, 2014.
4. Увлекательная информатика. 5–11 классы : логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н. А. Владимирова. – Волгоград : Учитель, 2013.
2. Цифровые образовательные ресурсы.
Методическая служба. Босова Л. Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7». – Режим доступа : http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt7kl.php Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Операционные системы Windows 7, Linux.
Пакет офисных приложений MS Office 2010, OpenOffice. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. – Режим доступа : http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk7-9.php
3. Аппаратные средства.
· Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиавозможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
· Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
· Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
· Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль играют специальные модификации этих устройств для учащихся с проблемами двигательного характера, например с ДЦП.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
· Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.) одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
4. Программные средства.
· Операционная система.
· Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
· Антивирусная программа.
· Программа-архиватор.
· Клавиатурный тренажер.
· Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
· Звуковой редактор.
· Простая система управления базами данных.
· Простая геоинформационная система.
· Система автоматизированного проектирования.
· Виртуальные компьютерные лаборатории.
· Программа-переводчик.
· Система оптического распознавания текста.
· Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
· Система программирования.
· Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
· Браузер (входит в состав операционных систем или др.). · Программа интерактивного общения
· Простой редактор Web-страниц.
Учебник: Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;
Рабочая тетрадь: Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014; Программа составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); - требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
- авторской программы Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014».
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
1 |
5.09 |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места (урок общеметодологич еской направленности) |
Техника безопасности на уроках информатики |
Научатся: выполнять технику безопасности и правила поведения |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Лекция |
|
Учебник. Введение, с. 3–5. Повторение техники безопасност и, с. 6 |
|
Глава 1. Информация и информационные процессы (9 часов) |
|||||||
2 |
12.09 |
Информация и ее свойства (урок открытия нового знания) |
Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации |
Научатся: перечислять источники получения информации, свойства информации; приводить примеры сигналов |
Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства ее осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы изменить свое собственное мнение. Личностные: оценивают важность образования и познания нового |
Лекция, демонстраци я |
Фронтальный опрос |
Учебник § 1.1, вопросы, с. 11 |
3 |
19.09 |
Информационные процессы. Обработка информации (урок |
Сбор информации. Обработка информации |
Научатся: приводить примеры информационной деятельности |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании). |
Лекция, демонстраци я |
Фронтальный опрос |
§ 1.2 |
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
|
|
общеметодологич еской направленности) |
|
человека; называть известные носители информации |
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
|
|
|
4 |
26.09 |
Информационные процессы. Хранение и передача информации (урок общеметодологич еской направленности) |
Хранение информации. Передача информации. Информационные процессы в живой природе и технике |
Научатся: приводить примеры информационной деятельности человека; называть известные носители информации |
Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
Лекция, демонстраци я |
Фронтальный опрос |
§ 1.2, вопросы, с. 21–22 |
5 |
3.10 |
Всемирная паутина (урок общеметодологич еской направленности) |
Что такое www? Поисковые системы. Поисковые запросы. Полезные адреса всемирной паутины |
Научатся: определять понятия: гиперссылки, гиперсвязи, Webсайт; пользоваться известными поисковыми системами; перечислять основные типы поисковых запросов |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
Лекция, демонстраци я |
Выполнение практических заданий |
§ 1.3 |
6 |
10.10 |
Представление информации (урок общеметодологич еской направленности) |
Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система. Естественные и формальные языки. Формы представления |
Научатся: определять понятия пиктограмма, символы, знаковая система, кодирование |
Познавательные: находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с |
Лекция, демонстраци я |
Фронтальный опрос |
§ 1.4, вопросы, с. 35 |
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
|
|
|
информации |
|
целью, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, выказывают собственную точку зрения. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к другим людям, идут на взаимные уступки в разных ситуациях |
|
|
|
7 |
17.10 |
Дискретная форма представления ин-формации (урок открытия нового знания) |
Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды |
Научатся: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности) |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: выстраивают работу по заранее намеченному плану; проявляют целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Коммуникативные: взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Личностные: определяют свою личную позицию, вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям |
Демонстрац ия, объяснение практическо й работы |
Работа в парах |
§ 1.5, вопросы, с. 44 |
8 |
24.10 |
Измерение информации (урок отработки умений и рефлексии) |
Алфавитный подход к измерению информации. Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный объем сообщения. Единицы измерения информации |
Научатся: оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт) |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют свои знания. Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы. Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимают роль и место информационных процессов в различных системах. Личностные: понимают необходимость образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
Демонстрац ия, объяснение практическо й работы |
Фронтальный опрос |
§ 1.6 |
9 |
7.11 |
Обобщение и систематизация основных понятий по теме «Информация и информационные |
Основные понятия раздела |
Научатся: работать с тестовыми материалами, находить правильный |
Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют цель учебной |
Тест (учебник, с. 51–55) |
Индивидуаль ная работа |
|
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
|
|
процессы». Проверочная работа (урок развивающего контроля) |
|
вариант ответа на поставленный вопрос |
деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства ее осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы изменить свое собственное мнение. Личностные: оценивают важность образования и познания нового |
|
|
|
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов) |
||||||||
10 |
14.11 |
Основные компоненты компьютера и их функции (урок открытия нового знания) |
Компьютер. Устройства компьютера и их функции |
Научатся: перечислять устройства компьютера; анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств |
Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства ее осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы изменить свое собственное мнение. Личностные: оценивают важность образования и познания нового |
Лекция, демонстраци я |
Фронтальный опрос |
§ 2.1 |
11 |
21.11 |
Персональный компьютер (урок общеметодологич еской направленности) |
Системный блок. Внешнее устройство. Компьютерные сети |
Научатся: называть элементы внутреннего и внешнего устройства компьютера |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Лекция, демонстраци я |
Фронтальный опрос |
§ 2.2 |
12 |
28.11 |
Программное обеспечение компьютера (урок открытия нового знания) |
Понятие программное обеспечение. Системное программное обеспечение |
Научатся: определять основные характеристики операционной системы (ОС); отличать установку ОС от |
Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и |
Лекция, демонстраци я |
Фронтальный опрос |
§ 2.3, вопросы |
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
|
|
|
|
загрузки ОС |
индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
|
|
|
13 |
5.12 |
Системы программировани я и прикладное программное обеспечение (урок общеметодологич еской направленности) |
Системы программирования . Прикладное программное обеспечение. Правовые нормы использования программного обеспечения |
Научатся: определять основные характеристики операционной системы (ОС); отличать установку ОС от загрузки ОС |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
Лекция, демонстраци я |
Фронтальный опрос |
§ 2.3, вопросы, с. 79–80 |
14 |
12.12 |
Файлы и файловые структуры (урок общеметодологич еской направленности) |
Логические имена устройств внешней памяти. Файл. Файловая структура диска. Полное имя файла. Работа с фай-лами |
Научатся: выполнять основные операции с файлами и папками |
Познавательные: находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, выказывают собственную точку зрения. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к другим людям, идут на взаимные уступки в различных ситуациях |
Лекция, демонстраци я, практическа я работа |
Индивидуаль ная работа |
§ 2.4, вопросы, с. 88–89 |
15 |
19.12 |
Пользовательский интерфейс (урок общеметодологич еской направленности) |
Пользовательский интерфейс и его разновидности. Основные элементы графического интерфейса. Организация индивидуального |
Научатся: определять понятие пользовательский интерфейс; называть основные элементы графического |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: выстраивают работу по заранее намеченному по плану; проявляют целеустремленность и настойчивость в достижении |
Объяснение практическо й работы |
Практическая работа |
§ 2.5, вопросы, с. 99–100 |
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
|
|
|
информационного пространства |
интерфейса |
целей. Коммуникативные: взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Личностные: определяют свою личную позицию, вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к другим людям |
|
|
|
16 |
26.12 |
Обобщение и систематизация основных понятий по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа (урок развивающего контроля) |
Основные понятия раздела |
Научатся: определять основные понятия раздела; работать с тестовыми материалами, находить правильный вариант ответа на поставленный вопрос |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют свои знания. Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы. Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимают роль и место информационных процессов в различных системах. Личностные: понимают необходимость образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
Практическа я работа |
Тест (учебник, с. 101–105) |
|
Глава 3. Обработка графической информации (4 часа) |
||||||||
17 |
9.01 |
Формирование изображения на экране монитора (урок открытия новых знаний) |
Пространственное разрешение монитора. Компьютерное представление света. Видеосистема персонального компьютера |
Научатся: определять функции видеопроцессора, рассчитывать объем видеопамяти |
Познавательные: находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, выказывают собственную точку зрения. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к другим людям, идут на уступки в различных ситуациях |
Лекция, демонстраци я, практическа я работа |
Фронтальный опрос |
§ 3.1, вопросы, с. 111 |
18 |
16.01 |
Компьютерная графика (урок общеметодологич еской |
Сферы применения компьютерной графики. Способы создания |
Научатся: определять понятия компьютерная графика, формат |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе |
Объяснение практическо й работы |
Практическая работа |
§ 3.2, вопросы, с. 121–122 |
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
|
|
направленности) |
цифровых графических объектов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов |
графического файла; объяснять разницу между растровым и векторным способами представления изображения; определять основное различие универсальных графических форматов |
с помощью компьютерных средств. Регулятивные: выстраивают работу по заранее намеченному плану; проявляют целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Коммуникативные: взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Личностные: определяют свою личную позицию, вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к другим людям |
|
|
|
19 |
23.01 |
Создание графических изображений (урок отработки умений и рефлексии) |
Интерфейс графических редакторов. Некоторые приемы работы в растровом графическом редакторе. Особенности создания изображений в векторных графических редакторах |
Научатся: называть основные элементы интерфейса графического редактора; приемам работы в графическом редакторе |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют свои знания. Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы. Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимают роль и место информационных процессов в различных системах. Личностные: понимают необходимость образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
Демонстрац ия, практическа я работа |
Практическая работа, с. 133–139 |
§ 3.3 |
20 |
30.01 |
Обобщение и систематизация основных понятий по теме «Обработка графической информации». Проверочная работа (урок развивающего контроля) |
Основные понятия раздела |
Научатся: определять основные понятия раздела; работать с тестовыми материалами, находить правильный вариант ответа на поставленный вопрос |
Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, производят предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства ее осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы изменить свое собственное мнение. Личностные: оценивают важность образования и познания нового |
Практическа я работа |
Тест, с. 140–142 |
|
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
Глава 4. Обработка текстовой информации (9 часов) |
||||||||
21 |
6.02 |
Текстовые документы и технологии их создания (урок открытия нового знания) |
Текстовый документ и его структура. Технологии подготовки текстовых документов. Компьютерные инструменты создания текстовых документов |
Научатся: называть и определять основные структурные единицы текстового документа |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Лекция, демонстраци я |
Фронтальный опрос |
§ 4.1, вопросы, с. 149 |
22 |
13.02 |
Создание текстовых документов на компьютере (урок общеметодологич еской направленности) |
Набор (ввод) текста. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста |
Научатся: правилам, которых необходимо придерживаться при клавиатурном письме |
Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
Лекция, демонстраци я, объяснение практическо й работы |
Фронтальный опрос |
§ 4.2, вопросы, с. 157–158 |
23 |
20.02 |
Форматирование текста (урок общеметодологич еской направленности) |
Общие сведения о форматировании. Форматирование символов, абзацев |
Научатся: форматировать текст |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
Демонстрац ия, практическа я работа |
Практическая работа |
§ 4.3 |
24 |
27.02 |
Стилевое |
Стилевое |
Научатся: |
Познавательные: находят (в учебниках и других |
Демонстрац |
Практическая |
§ 4.3, |
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
|
|
форматирование (урок общеметодологич еской направленности) |
форматирование. Форматирование страниц документа. Сохранение документа в различных текстовых форматах |
форматировать текст и сохранять его в различных форматах |
источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, выказывают собственную точку зрения. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к другим людям, идут на взаимные уступки в различных ситуациях |
ия, практическа я работа |
работа |
вопросы, с. 167 |
25 |
6.03 |
Визуализация информации в текстовых документах (урок общеметодологич еской направленности) |
Списки. Таблицы. Графические изображения |
Научатся: сравнивать нумерованные и маркированные списки; правилам, которых необходимо придерживаться при оформлении таблиц; включать графические объекты в текстовые документы |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: выстраивают работу по заранее намеченному по плану; проявляют целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Коммуникативные: взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Личностные: определяют свою собственную позицию |
Демонстрац ия, практическа я работа |
Самостоятель ная работа |
§ 4.4, вопросы, с. 173 |
26 |
13.03 |
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода (урок общеметодологич еской направленности) |
Программы оптического распознавания документов. Компьютерные словари и программыпереводчики |
Научатся: использовать инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
Самостоятел ьная работа |
Практическая работа |
§ 4.5, вопросы, с. 175 |
27 |
20.03 |
Оценка |
Представление |
Научатся: |
Познавательные: осуществляют поиск |
Демонстрац |
Практическая |
§ 4.6, |
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
|
|
количественных параметров текстовых документов (урок общеметодологич еской направленности) |
текстовой информации в памяти компьютера. Информационный объем фрагмента текста |
определять понятия кодовая таблица, восьмиразрядный двоичный код, информационный объем текста |
и выделение необходимой информации; структурируют свои знания. Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы. Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимают роль и место информационных процессов в различных системах. Личностные: понимают необходимость образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
ия, практическа я работа |
работа |
вопросы, с. 183–184 |
28 |
3.04 |
Оформление реферата «История вычислительной техники» (урок отработки умений и рефлексии) |
Основные понятия раздела |
Научатся: оформлять реферат |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: выстраивают работу по заранее намеченному плану; проявляют целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Коммуникативные: взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Личностные: определяют свою собственную позицию |
Самостоятел ьная работа |
Тест, с. 199–203 |
|
29 |
10.04 |
Обобщение и систематизация основных понятий по теме «Обработка текстовой информации». Проверочная работа (урок развивающего контроля) |
Основные понятия раздела |
Научатся: определять основные понятия раздела; работать с тестовыми материалами, находить правильный вариант ответа на поставленный вопрос |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
Самостоятел ьная работа |
Тест, с. 199–203 |
|
Глава 5. Мультимедиа (4 часа) |
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
30 |
17.04 |
Технология мультимедиа (урок открытия нового знания) |
Понятие технология мультимедиа. Область использования мультимедиа. Звук и видео как составляющие мультимедиа |
Научатся: определять, где применяется технология мультимедиа |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Лекция, демонстраци я, объяснение практическо й работы |
Фронтальный опрос |
§ 5.1, вопросы, с. 208–209 |
31 |
24.04 |
Компьютерные презентации (урок общеметодологич еской направленности) |
Что такое презентация? |
Научатся: определять понятия презентация и компьютерная презентация; определять основные этапы создания презентации |
Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
Лекция, демонстраци я, практическа я работа |
Практическая работа |
§ 5.2, вопросы, с. 213 |
32 |
8.05 |
Создание мультимедийной презентации (урок от-работки умений и рефлексии) |
Создание мультимедийной презентации |
Научатся: самостоятельно создавать мультимедийную презентацию |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к людям |
Лекция, демонстраци я, практическа я работа |
Практическая работа, с. 214– 216 |
§ 5.2 |
33 |
15.05 |
Обобщение и систематизация основных понятий по теме |
Создание мультимедийной презентации |
Научатся: самостоятельно создавать мультимедийную |
Познавательные: находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные |
Практическа я работа |
Презентация |
|
№ урока |
Дата |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Формы работы |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|
предметные компетенции |
метапредметные и личностные УУД |
|||||||
|
|
«Мультимедиа». Проверочная работа (урок развивающего контроля) |
|
презентацию |
системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, выказывают собственную точку зрения. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к другим людям, идут на взаимные уступки в различных ситуациях |
|
|
|
|
|
Итоговое повторение (1 час) |
|
|||||
34 |
22.05 |
Итоговое тестирование (урок развивающего контроля) |
Основные понятия раздела |
Научатся: определять основные понятия раздела; работать с тестовыми материалами, находить правильный вариант ответа на поставленный вопрос |
Познавательные: находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, выказывают собственную точку зрения. Личностные: вырабатывают уважительнодоброжелательное отношение к другим людям, идут на взаимные уступки в различных ситуациях |
Самостоятел ьная работа |
Итоговый тест за курс 7 класса |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.