Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнетавдинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена
на заседании МО учителей физики, математики, информатики руководитель МО ___________/ Н.В. Горохова/ (подпись) (Ф.И.О) |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР:
____________ /Е.И.Андреева/ «___» _________________ 2017г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»: Директор школы:
____________ / С.В.Калайчиева/ «___» _________________ 2017г.
|
Рабочая программа по
Информатике и ИКТ
для 9 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Учитель: Забродина Ирина Владимировна
Количество часов всего: 34, в неделю: 1.
Учебник:
Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс:Учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русакова, Л.В.Шестакова.
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования по информатике и ИКТ, утвержденного приказом №1897 от 17.12.2010; (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897, в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577),
- программы базового курса информатики (7-9 класс), разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017 - 2018 учебный год;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
1. Планируемые предметные результаты освоения курса информатики и ИКТ
Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать:
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:
§ формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
§ развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
§ развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
§ овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
§ овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
§ овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
§ формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
§ овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
§ развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
§ формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
§ формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
§ развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
§ формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
§ формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
Предметные результаты ФГОС |
Соответствующее содержание учебников |
|
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
|
|
|
1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры |
Формированию данной компетенции посвящено все содержание учебников и УМК |
|
1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации |
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Компьютер», проходящей через весь курс. 7 класс. Глава 2 «Компьютер: устройство и программное обеспечение»; глава 4 «Графическая информация и компьютер» § 19. «Технические средства компьютерной графики», глава 5. «Мультимедиа и компьютерные презентации», § 25. «Технические средства мультимедиа» 8 класс. Глава 1. «Передача информации в компьютерных сетях», § 3. «Аппаратное и программное обеспечение сети» 9 класс. § 23. «История ЭВМ»: рассматривается эволюция архитектуры ЭВМ со меной поколений, развитие возможностей ЭВМ по обработке разных видов информации |
|
1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств |
Данная компетенция реализуется в процессе компьютерного практикума. Для ее обеспечения используются следующие элементы УМК: Задачник-практикум, т.1, раздел 4 «Алгоритмизация и программирование» Лабораторный практикум по программированию на компьютере. Задачник-практикум, т.2, раздел 5 «Информационные технологии». Лабораторный практикум по работе на компьютере с различными средствами ИКТ. Комплект ЦОР. Практические работы: «Работа с клавиатурным тренажером», «Подключение внешних устройств к персональному компьютеру», «Файловая система», «Работа со сканером». 25 практических работ на компьютере с различными средствами ИКТ |
|
2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства
|
|
|
2.1. Формирование представления о понятии информации и ее свойствах |
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Информация, и информационные процессы». 7 класс. Глава 1. «Человек и информация», все параграфы. Дополнение к главе 1, 1.1. «Неопределенность знания и количество информации»
|
|
2.2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах |
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3. «Определение и свойства алгоритма» |
|
2.3. Формирование представления о понятии модели и ее свойствах |
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование». 8 класс. Глава 2. «Информационное моделирование», все параграфы. Глава 4, § 23 «Электронные таблицы и математическое моделирование», § 24 «Пример имитационной модели» Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели, графы 2.2. Объектно-информационные модели |
|
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической
|
|
|
3.1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
|
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3 «Определение и свойства алгоритма», § 4 «Графический учебный исполнитель». Глава 2, § 9 «Алгоритмы работы с величинами»: для описания алгоритмов используется язык блок-схем и учебный Алгоритмический язык (с русской нотацией). Дополнение к главе 2, 2.2 «Сложность алгоритмов»
|
|
3.2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической. |
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 1, § 5 «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы», § 6 «Циклические алгоритмы», § 7 «Ветвление и последовательная детализация алгоритма». Глава 2, § 10 «Линейные вычислительные алгоритмы», § 12 «Алгоритмы с ветвящейся структурой»
|
|
3.3. Формирование знаний о логических значениях и операциях |
На формирование данной компетенции направлена логическая линия курса. 8 класс. Глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных», § 10 «Основные понятия»: вводится понятие логической величины, логических значений, логического типа данных. § 13 «Условия поиска и простые логические выражения»: вводится понятие логического выражения; § 14. «Условия поиска и сложные логические выражения»: вводится понятие о логических операциях конъюнкция, дизъюнкция, отрицание; о таблице истинности, о приоритетах логических операций. Глава 4, § 21 «Деловая графика. Условная функция», § 22 «Логические функции и абсолютные адреса» : об использовании логических величин и функций в электронных таблицах 9 класс, глава 2, § 13 «Программирование ветвлений на Паскале»: вводится понятие об использовании логических величин, логических операций, логических выражений в языке программирования Паскаль |
|
3.4. Знакомство с одним из языков программирования |
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 2 «Введение в программирование», §§ 11–21 (язык программирования Паскаль). Дополнение к главе 2 |
|
4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
|
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование». 8 класс, Глава 2, § 7 «Графические информационные модели», § 8 «Табличные модели»; глава 4, § 21 «Деловая графика»; Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели, графы, 2.2. Объектно-информационные модели 9 класс, Глава 2. Введение в программирование, § 17 «Таблицы и массивы»
|
|
5. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
|
Данная компетенция реализуется в исторической и социальной линии курса. 7 класс, Введение, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». 9 класс, глава 3, § 27 «Информационная безопасность»: понятие об информационных преступлениях, правовая защита информации (законодательство), программно-технические способы защиты, компьютерные вирусы, антивирусные средства, опасности при работе в Интернете и средства защиты.
|
|
2. Содержание учебного курса
9 класс
Общее число часов: 32 ч. Резерв учебного времени: 2 ч
1. Управление и алгоритмы – 11 час.(5+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
Þ что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
Þ сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
Þ что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
Þ в чем состоят основные свойства алгоритма;
Þ способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
Þ основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
Þ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
Þ при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
Þ пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
Þ выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
Þ составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
Þ выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Актуальная тематика для региона:
Виртуальная экскурсия, использование роботов на предприятиях Тюменской области, ФабЛаб, Педколледж, ТГУ; Практические работы: «Алгоритм системы кредитования банков Тюмени»; «Алгоритм подкормки удобрениями»; «Алгоритм полива растений».
ООО «ТК Тюмень Агро» - Тепличный комбинат по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте (Тюменский р-н д. Нариманово)
ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС - Ярковский район
Ярковский район – ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье»
Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) районов юга области.
2. Программное управление работой компьютера – 17 час.(8+9)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
Þ основные виды и типы величин;
Þ назначение языков программирования;
Þ что такое трансляция;
Þ назначение систем программирования;
Þ правила оформления программы на Паскале;
Þ правила представления данных и операторов на Паскале;
Þ последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
Þ работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
Þ составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
Þ составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
Þ отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Актуальная тематика для региона: Виртуальная экскурсия по ВУЗам региона ведущих подготовку по направлению «Программирование». Экскурсия «Программирование на предприятии» (или подборка видео)
Проекты программирования на Arduino.
ТГУ, Педколледж, Институт кибернетики, информатики и связи, Колледж информатики и связи.
Тюменский нефтехим, ООО «Сибгазаппарат»,(техника с программным управлением)
Проект капельного полива, проект «умного» отопления дома и т.д.
Практические работы: «Динамика изменения загрязнения атмосферного воздуха по основным отраслям города Тюмени»; «Программа подкормки удобрениями»; «Программа полива растений»; «Программа системы кредитования банков Тюмени»; «Программа установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».
ООО «ТК Тюмень Агро» - Тепличный комбинат по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте (Тюменский р-н д. Нариманово)
ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС - Ярковский район
Ярковский район – ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье»
Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) районов юга области.
Армизонский район ООО «КоопХЛЕБ» производство хлеба и хлебобулочных изделий: знакомство с ассортиментом, расчет калорийности
Аромашевский район ИП Костин А.В Кондитерский цех для производства и реализации кондитерских изделий
3. Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
Þ основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
Þ историю способов записи чисел (систем счисления);
Þ основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
Þ в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
Þ регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
3. Календарно - тематическое планирование
№ урока |
дата |
Тема урока |
виды деятельности учащихся |
планируемые образовательные результаты |
ДЗ |
Актуальная тематика для региона |
примечание
|
||||||
план |
факт |
Предметные УУД |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
Личностные УУД |
|||||||
1. Управление и алгоритмы – 11 час.(5+6) |
|||||||||||||
1 |
|
|
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью |
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Знаково-символические действия, включая моделирование. Знаково-символические действия выполняют функции: - отображения учебного материала; - выделение существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: - замещении; - кодирование/ декодирование; - моделирование. Умение структурировать знания Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор видов чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Определение основной и второстепенной информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста. Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Подведение под понятия, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование. Формулирование проблемы. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно: формирование алгоритмического мышления: - умение планировать последовательность действий для достижения какой либо цели; - умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; - умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения, беседы с учителем и т.д.) Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения, его временных характеристик |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем ради чего она осуществляется . Ученик должен задаваться вопросом о том «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. |
§1. Управление и кибернетика §2. Управление с обратной связью |
|
|
|
2 |
|
|
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы |
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем ради чего она осуществляется . Ученик должен задаваться вопросом о том «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. |
§3. Определение и свойства алгоритма |
|
|
||||
3 |
|
|
Графический учебный исполнитель. Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем: построение линейных алгоритмов» |
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
§4. Графический учебный исполнитель |
Практическая работа «Алгоритм системы кредитования банков Тюмени» |
|
|||||
4 |
|
|
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод |
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
|
Целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно: формирование алгоритмического мышления: - умение планировать последовательность действий для достижения какой либо цели; - умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; - умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения, беседы с учителем и т.д.) Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения, его временных характеристик |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем ради чего она осуществляется . Ученик должен задаваться вопросом о том «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. |
§5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы |
|
|
|||
5 |
|
|
Практическая работа №2 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов» |
§5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы |
|
|
|||||||
6 |
|
|
Язык блок – схем. Использование циклов с предусловием |
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Знаково-символические действия, включая моделирование. Знаково-символические действия выполняют функции: - отображения учебного материала; - выделение существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: - замещении; - кодирование/ декодирование; - моделирование. Умение структурировать знания Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор видов чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Определение основной и второстепенной информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста. Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Подведение под понятия, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование. Формулирование проблемы. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем ради чего она осуществляется . Ученик должен задаваться вопросом о том «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. |
§6. Циклические алгоритмы |
Практическая работа «Алгоритм полива растений» ООО «ТК Тюмень Агро» - Тепличный комбинат по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте (Тюменский р-н д. Нариманово) ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС - Ярковский район Ярковский район – ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье» Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) районов юга области. |
Интеграция география Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России |
||
7 |
|
|
Практическая работа №3 «Разработка циклических алгоритмов» |
§6. Циклические алгоритмы |
|||||||||
8 |
|
|
Ветвления. Практическая работа №4 «Использование двухшаговой детализации» |
§7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма |
Практическая работа «Алгоритм подкормки удобрениями» |
|
|||||||
9 |
|
|
Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений» |
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем ради чего она осуществляется . Ученик должен задаваться вопросом о том «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. |
§7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма |
|
|
||||
10 |
|
|
Практическая работа №6 «Зачетное задание по алгоритмизации» |
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталонов. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Система основных понятий главы 1 |
Виртуальная экскурсия, использование роботов на предприятиях Тюменской области, ФабЛаб, Педколледж, ТГУ |
|
||||
11 |
|
|
Тест №1 по теме «Управление и алгоритмы» |
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
|
Система основных понятий главы 1 |
|
|
||||||
2. Программное управление работой компьютера – 17 час.(8+9) |
|||||||||||||
12 |
|
|
Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных |
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя. Знакомство с одним из языков программирования
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Знаково-символические действия, включая моделирование. Знаково-символические действия выполняют функции: - отображения учебного материала; - выделение существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: - замещении; - кодирование/ декодирование; - моделирование. Умение структурировать знания Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор видов чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Определение основной и второстепенной информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста. Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Подведение под понятия, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование. Формулирование проблемы. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно: формирование алгоритмического мышления: - умение планировать последовательность действий для достижения какой либо цели; - умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; - умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения, беседы с учителем и т.д.) Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения, его временных характеристик |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Самопознание и самоопределение: - построение образа «Я» (Концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
§8. Что такое программирование §9. Алгоритмы работы с величинами |
Виртуальная экскурсия по ВУЗам региона ведущих подготовку по направлению «Программирование» ТГУ, Педколледж, Институт кибернетики, информатики и связи, Колледж информатики и связи.
|
|
|
13 |
|
|
Линейные вычислительные алгоритмы |
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической. Знакомство с одним из языков программирования
|
§10. Линейные вычислительные алгоритмы |
Практическая работа. «Динамика изменения загрязнения атмосферного воздуха по основным отраслям города Тюмени». |
|
||||||
14 |
|
|
Практическая работа №7 «Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов» |
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической. Знакомство с одним из языков программирования
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Самопознание и самоопределение: - построение образа «Я» (Концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
§10. Линейные вычислительные алгоритмы |
|
|
|||
15 |
|
|
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания |
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Знакомство с одним из языков программирования
|
§11. Знакомство с языком Паскаль |
|
|
|||||
16 |
|
|
Работа с готовыми программами на языке Паскаль. Практическая работа №8 «Программирование на Паскале линейных алгоритмов» |
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Знакомство с одним из языков программирования
|
Целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно: формирование алгоритмического мышления: - умение планировать последовательность действий для достижения какой либо цели; - умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; - умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения, беседы с учителем и т.д.) Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения, его временных характеристик |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Самопознание и самоопределение: - построение образа «Я» (Концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
§11. Знакомство с языком Паскаль |
|
|
|||
17 |
|
|
Оператор ветвления. Логические операции на Паскале |
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической. Формирование знаний о логических значениях и операциях. Знакомство с одним из языков программирования
|
§12. Алгоритмы с ветвящейся структурой §13. Программирование ветвлений на Паскале §14. Программирование диалога на компьютере |
Практическая работа «Программа системы кредитования банков Тюмени» |
|
|||||
18 |
|
|
Практическая работа №9 «Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций» |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Знаково-символические действия, включая моделирование. Знаково-символические действия выполняют функции: - отображения учебного материала; - выделение существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: - замещении; - кодирование/ декодирование; - моделирование. Умение структурировать знания Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор видов чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Определение основной и второстепенной информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста. Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Подведение под понятия, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование. Формулирование проблемы. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Самопознание и самоопределение: - построение образа «Я» (Концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
Практическая работа «Программа подкормки удобрениями» |
|
|||||
19 |
|
|
Циклы на языке Паскаль |
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Знакомство с одним из языков программирования
|
§15. Программирование циклов |
|
|
|||||
20 |
|
|
Практическая работа №10 «Разработка программы с использованием цикла с предусловием» |
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Знакомство с одним из языков программирования
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Самопознание и самоопределение: - построение образа «Я» (Концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
Практическая работа «Программа установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена» Армизонский район ООО «КоопХЛЕБ» производство хлеба и хлебобулочных изделий: знакомство с ассортиментом, расчет калорийности Аромашевский район ИП Костин А.В Кондитерский цех для производства и реализации кондитерских изделий |
Интеграция биология Энергозатраты человека и пищевой рацион. |
|||||
21 |
|
|
Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида Практическая работа №11 «Использование алгоритма Евклида при решении задач» |
Целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно: формирование алгоритмического мышления: - умение планировать последовательность действий для достижения какой либо цели; - умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; - умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения, беседы с учителем и т.д.) Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения, его временных характеристик |
§16. Алгоритм Евклида |
Практическая работа «Программа полива растений» Предприятия района |
Интеграция география Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России |
||||||
22 |
|
|
Одномерные массивы в Паскале |
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Знакомство с одним из языков программирования. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Самопознание и самоопределение: - построение образа «Я» (Концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
§17. Таблицы и массивы. §18. Массивы в Паскале |
|
|
|||
23 |
|
|
Практическая работа №12 «Разработка программ обработки одномерных массивов» |
|
|
||||||||
24 |
|
|
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве |
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Знакомство с одним из языков программирования
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
§19. Одна задача обработки массива |
|
|
||||
25 |
|
|
Практическая работа №13 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве» |
Самопознание и самоопределение: - построение образа «Я» (Концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
|
|
|||||||
26 |
|
|
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Практическая работа №14 «Составление программы поиска минимального и максимального элементов» |
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Знакомство с одним из языков программирования
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Знаково-символические действия, включая моделирование. Знаково-символические действия выполняют функции: - отображения учебного материала; - выделение существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: - замещении; - кодирование/ декодирование; - моделирование. Умение структурировать знания Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор видов чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Определение основной и второстепенной информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста. Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Подведение под понятия, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование. Формулирование проблемы. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
§20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива |
|
|
|||
27 |
|
|
Сортировка массива. Практическая работа №15 «Составление программы сортировки массива» |
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Знакомство с одним из языков программирования
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Самопознание и самоопределение: - построение образа «Я» (Концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
§21. Сортировка массива |
|
|
|||
28 |
|
|
Тест №2 по теме «Программное управление работой компьютера» |
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Знакомство с одним из языков программирования
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталонов. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. |
Система основных понятий главы 2 |
Экскурсия «Программирование на предприятии» (или подборка видео) Тюменский нефтехим, ООО «Сибгазаппарат», (техника с программным управлением) Проект капельного полива, проект «умного» отопления дома и т.д.
|
|
|||||
3. Информационные технологии и общество 4 час.(4+0) |
|||||||||||||
29 |
|
|
Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ |
Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Знаково-символические действия, включая моделирование. Знаково-символические действия выполняют функции: - отображения учебного материала; - выделение существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: - замещении; - кодирование/ декодирование; - моделирование. Умение структурировать знания Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор видов чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Определение основной и второстепенной информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста. Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Подведение под понятия, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование. Формулирование проблемы. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно: формирование алгоритмического мышления: - умение планировать последовательность действий для достижения какой либо цели; - умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; - умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения, беседы с учителем и т.д.) Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения, его временных характеристик Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталонов. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. |
Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем ради чего она осуществляется . Ученик должен задаваться вопросом о том «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей: - выделение морально-этического содержания событий и действий; - построение системы нравственных ценностей как основание морального выбора; - нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; - ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора. Самопознание и самоопределение: - построение образа «Я» (Концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
§22. Предыстория информатики §23. История ЭВМ §24. История программного обеспечения и ИКТ
|
|
|
|
30 |
|
|
Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество |
Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации |
§25. Информационные ресурсы современного общества §26. Проблемы формирования информационного общества |
|
|
|||||
31 |
|
|
Социальная информатика: информационная безопасность |
Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. |
§27. Информационная безопасность Система основных понятий Главы 3 |
|
|
|||||
32 |
|
|
Итоговое тестирование №3 по курсу 9 класса |
Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации |
Все главы учебника |
|
|
|||||
33-34 |
|
|
Резерв |
Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
|
Формирование информационной и алгоритмической культуры. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
|
|
|
||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.