МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОКТЯБРЬСКИЙ АГРАРНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 ИСТОРИЯ
ДЛЯ ПРОФЕССИИ СПО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
23.01.03 АВТОМЕХАНИК ПОС. КАЧКАН, ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН, 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рассмотрена «Утверждаю»
на заседании МК зам. директора по УР
дисциплин общеобразовательного цикла Степаненко О.Г.____________
Протокол №_1__
«_30_» августа_2017_г.
Председатель методической комиссии
______________ Задёра М.И.
«___» августа 2017г
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 04 история разработана на
основе требований:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря
2012 г. № 273ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования
и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259);
Примерной программы общеобразовательной дисциплины история для
профессиональных образовательных организаций,
одобренной Научно
методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и
рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной
программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (протокол № 2 от 26.03. 2015),
-
Рекомендаций «Об уточнении примерных образовательных программ СПО»
(протокол № 3 от 25.05.2017), одобренных Научнометодическим советом Центра
профессионального образования ФГАУ «ФИРО».
Организацияразработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Октябрьский аграрнотехнологический
техникум» Разработчик: преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО
«ОАТТ» Рожина Валентина Сергеевна
Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории
Задера М.И._______________________________ СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 6
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ стр. 31
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 37
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 ИСТОРИЯ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для
изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования и с
учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования,
одобренной решением федерального учебнометодического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалификационных рабочих и служащих (далее ППКРС) в соответствии с ФГОС
СПО 23.01.03 Автомеханик. Включает в себя паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации
учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и
развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в
современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества
личности.
Значимость исторического знания в образовании обусловлены его познавательными и
мировоззренческими свойствами, вкладом в духовнонравственное становление
молодёжи.
Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами
базовых национальных ценностей российского общества, на формирование
российской гражданской идентичности, на воспитание гражданина России,
сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной
траектории, непрерывного профессионального роста.
Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены
в контексте всемирноисторического процесса, в его социальноэкономическом,
политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено
историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности»
как в России, так и во всем мире.
Принципиальные оценки ключевых исторический событий опираются на положения
Историкокультурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные
подходы к преподаванию отечественной истории,
представлен перечень
рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а
также список «трудных вопросов истории»
При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие
принципы:
многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и
многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных
факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
— направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся,
воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
— внимание к личностнопсихологическим аспектам истории, которые проявляются,
прежде всего, в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического
процесса;
— акцент на сравнение процессов, происходивших в различных странах, показ
общеисторических тенденций и специфики отдельных стран; — ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы
истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических
проблем.
Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии:
историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе
программе «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные
содержательные линии:
– эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития
производительных сил и характера экономических отношений;
– процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и
политических общностей;
– образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов,
моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;
– социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;
– эволюция международных отношений;
– развитие культуры разных стран и народов.
Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на профили
профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают профессии
СПО и специальности СПО ФГОС среднего профессионального образования. Это
выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение
отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и
характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы
студентов.
При освоении профессии СПО технического профиля история изучается на
базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
1.3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ППКРС: учебная дисциплина
входит в общеобразовательный учебный цикл.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к
государственным символом (герб, флаг, гимн);
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного осознанно принимающего традиционные национальные и
достоинства,
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовности к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, её
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.
Освоение дисциплины способствует развитию общих компетенций,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.5. ПРОФИЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
При изучении дисциплины «История» развиваются способности студентов к
применению своих знаний в конкретных ситуациях на других занятиях, таких как
право, экономика, то есть осуществляются межпредметные связи с другими
дисциплинами.
Профильная составляющая осуществляется путем отбора профильных
дидактических единиц программы по истории. Полученные знания будут необходимы
при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности. А также
осуществляется организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной
на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении
профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.6. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ. При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «История» в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования ППКРС максимальная учебная нагрузка обучающихся
составляет:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 257 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 час,
самостоятельная работа обучающихся 86 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
I семестр:
II семестр:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
I семестр:
Объем часов
257 часов
155
102
171 час
103 ч 34
68 ч
86 час
52
II семестр:
Самостоятельная работа
I семестр:
II семестр:
В том числе:
Составление схем
Заполнение таблиц
Подготовка рефератов
Написание библиографического очерка
Написание эссе
Индивидуальный проект
Сообщение
Практическая работа
I семестр:
II семестр:
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
7
25
12
20
11
8
2
1
0
1
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе устного опроса, проведения контрольных работ,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий,
исследований.
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ.
Содержа
ние
обучения
Характеристика
обучающихся (на уровне учебных действий)
деятельности
основных
видов
и
Формы
методы
контроля и
оценки
результатов
обучения Введение Актуализировать знания о предмете истории.
Высказывать собственные суждения о значении исторической
науки для отдельного человека, государства, общества.
Высказывать суждения о месте истории России во всемирной
истории
Рассказывать о современных представлениях о происхождении
человека, расселении древнейших людей (с использованием
исторической карты).
Объяснять и применять в историческом контексте понятия
антропогенез, каменный век, палеолит, родовая община, неолит,
неолитическая революция,
производящее
хозяйство,
индоевропейцы, племя, союз племен, цивилизация.
Раскрывать причины возникновения производящего хозяйства,
характеризовать перемены в жизни людей, связанные с этим
событием.
Обосновывать закономерность появления государства.
Локализовать цивилизации Древнего мира на ленте времени и
исторической карте, объяснять, как природные условия влияли на
образ жизни, отношения в древних обществах.
Характеризовать экономическую жизнь и социальный строй
древневосточных обществ.
Характеризовать отличительные черты древних цивилизаций
Устный опрос,
Дифференциро
ванный зачет
Устный опрос,
Дифференциро
ванный зачет
Устный опрос,
Дифференциро
ванный зачет
Устный опрос,
Дифференциро
ванный зачет
1.
Древней
шая
стадия
истории
человече
ства
2.
Цивилиз
ации
Древнего
мира
3.
Цивилиз
ации
Запада и
Востока
в
Средние
века
Раскрывать основания периодизации истории Средних веков,
характеризовать источники по этой эпохе.
Участвовать в обсуждении вопроса о взаимодействии
варварского и римского начал в европейском обществе раннего
Средневековья.
Рассказывать, используя карту, о возникновении средневековых
государств; объяснять причины их возвышения, разделения и
упадка
Характеризовать общественное устройство государств в Средние
века, отношения власти и подданных, систему управления.
Представлять описание, характеристику памятников культуры
народов Востока (с использованием иллюстративного материала).
От
4.
древней
Руси к
Российск
ому
государс
тву
Характеризовать территории расселения восточных славян и их
соседей, природные условия, в которых они жили, их занятия, их
быт, верования.
Раскрывать причины и называть время образования
Древнерусского государства.
Объяснять и применять в историческом контексте понятия князь,
дружина, государство.
Составлять хронологическую таблицу деятельности русских
князей
Устный опрос,
Контрольная
работа ,
Дифференциро
ванный зачет 5. Россия
в ХVI –
ХVII вв.:
от
великого
княжеств
а
к
царству
6.
Страны
Запада и
Востока
в ХVI –
ХVIII вв.
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Давать характеристику памятников литературы, зодчества
Древней Руси.
Излагать материал о причинах и последствиях монгольских
завоеваний.
стрелецкое войско,
Объяснять значение понятий Избранная рада, приказ,
Земский собор,
опричнина,
заповедные годы, урочные лета, крепостное право,
Смутное время, самозванец, крестоцеловальная запись,
ополчение,
национальноосвободительное движение,
абсолютизм, церковный раскол, старообрядцы.
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику России в ХVI
– ХVII вв
Раскрывать, в чем заключались причины, ход и последствия
Смутного времени.
Готовить описание выдающихся памятников культуры ХIII – XVII
вв. (в том числе связанных со своим регионом); характеризовать
их художественные достоинства, историческое значение и др.
Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках
культуры XIII – ХVIII в. и их создателях (в том числе связанных с
историей своего региона).
Объяснять причины и сущность модернизации.
Реформация,
протестантизм,
Объяснять и применять в историческом контексте понятия
мануфактура, революция цен, Возрождение, Ренессанс,
гуманизм.
лютеранство,
кальвинизм, контрреформация, абсолютизм, «просвещенный
абсолютизм.
Характеризовать развитие стран Западной Европы в ХVI – ХVIII
вв.
Раскрывать важнейшие изменения в социальной структуре
европейского общества в Новое время.
Рассказывать
о важнейших открытиях в науке,
усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле,
позволившим странам Западной Европы совершить рывок в своем
развитии.
Систематизировать материал о Великих географических
открытиях (в форме хронологической таблицы), объяснять, в чём
состояли их предпосылки.
Устный опрос,
Контрольная
работа
«История
России
древнейших
времен
конца
XVIIвека»,
Дифференциро
ванный зачет
с
до
Устный опрос,
Тестирование
«Истоки
индустриально
й цивилизации:
страны
Западной
Европы в XVI
—XVIII вв»,
Дифференциро
ванный зачет
7. Россия
в конце
ХVII –
ХVIII
вв.:
от
Представлять характеристику реформ Петра в: 1) в
государственном управлении; 2) в экономике и социальной
политике; 3) в военном деле; 4) в сфере культуры и быта.
Систематизировать материал о ходе и ключевых событиях, итогах
Северной войны.
Устный опрос,
Тестирование
Дифференциро
ванный зачет царства к
империи
8.
Становле
ние
индустри
альной
цивилиза
ции
Характеризовать отношение различных слоев российского
общества к преобразовательской деятельности Петра I,
показывать на конкретных примерах, в чём оно проявлялось.
Характеризовать основные черты социальноэкономического
развития России в середине – второй полов
Систематизировать материал о дворцовых переворотах (причины,
события, участники, последствия)ине XVIII в.
Рассказывать о важнейших достижениях русской науки и
культуры в XVIII в.
Систематизировать материал о главных научных и
технических
способствовавших
развёртыванию промышленной революции.
достижениях,
Устный опрос
Дифференциро
ванный зачет
Раскрывать сущность, экономические и социальные последствия
промышленной революции.
Систематизировать материал о причинах и последствиях
крупнейших военных конфликтов XIX в. в Европе и за её
пределами.
Систематизировать материал по истории революций XIX в. в
Европе и Северной Америке, характеризовать их задачи,
участников, ключевые события, итоги.
Сопоставлять опыт движения за реформы и революционных
выступлений в Европе XIX в., высказывать суждения об
эффективности реформистского и революционного путей
преобразования общества.
9.
Процесс
модерниз
ации в
традицио
нных
общества
х
Востока
10.
Российск
ая
империя
в ХIХ
веке
Раскрывать особенности социальноэкономического и
политического развития стран Азии, Латинской Америки,
Африки.
Характеризовать предпосылки, участников, крупнейшие события,
итоги борьбы народов Латинской Америки за независимость,
особенности развития стран Латинской Америки в ХIХ в.
Рассказывать, используя карту, о колониальных захватах
европейских государств в Африке в XVI XIX вв.; объяснять, в
чём состояли цели и методы колониальной политики европейцев.
Описывать главные черты и достижения культуры стран и народов
Азии, Африки и Латинской Америки в XVI – XIX вв.
Сопоставлять практику проведения реформ, модернизации в
странах Азии; высказывать суждения о значении европейского
опыта для этих стран.
Систематизировать материал о политическом курсе
российских императоров в ХIХ веке
Характеризовать сущность проекта М. М. Сперанского,
объяснять, какие изменения в общественнополитическом
устройстве России он предусматривал.
Представлять исторический портрет императоров и
государственных деятелей с использованием историко
биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата,
Устный опрос
Дифференциро
ванный зачет
Устный опрос,
Контрольная
работа,
Дифференциро
ванный зачет Устный опрос,
Контрольная
работа,
Дифференциро
ванный зачет
От
11.
Новой
истории
к
Новейше
й
презентации).
Систематизировать материал об основных событиях и участниках
Отечественной войны 1812 г., Заграничных походов русской
армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием
источников, работ историков).
Характеризовать предпосылки, систему взглядов, тактику
действий декабристов, анализировать их программные документы.
Составлять обзор ключевых событий внешней политики России в
XIX в.), их итогов и последствий.
Раскрывать определяющие черты развития русской культуры в
XIX в., её основные достижения; характеризовать творчество
выдающихся деятелей культуры (в форме сообщения,
выступления на семинаре, круглом столе).
Показывать на карте ведущие государства мира и их
колонии в начале ХХ в.
Объяснять и применять в историческом контексте понятия
модернизация, индустриализация, империализм, урбанизация,
Антанта, Тройственный союз, пробуждение Азии, кадеты,
октябристы, социалдемократы, Совет, Государственная
дума, конституционная монархия, модернизм, символизм,
декадентство, авангард, кубизм, абстракционизм, футуризм,
акмеизм.
Характеризовать причины, содержание и значение социальных
реформ начала ХХ в. на примерах разных стран.
Раскрывать, в чем заключались причины неравномерности темпов
развития индустриальных стран в начале ХХ в.
Систематизировать материал об основных событиях российской
революции 1905 – 1907 гг., ее причинах, этапах, важнейших
событиях (в виде хроники событий, тезисов).
Характеризовать достижения российской культуры начала ХХ в.
творчество выдающихся деятелей науки и культуры (в форме
сообщений, эссе, портретных характеристик, реферата и др.).
Характеризовать причины, участников, основные этапы и
крупнейшие сражения Первой мировой войны.
Характеризовать причины и сущность революционных событий
февраля 1917 г.
Характеризовать причины и сущность событий октября 1917 г.,
сопоставлять различные оценки этих событий, высказывать и
аргументировать свою точку зрения (в ходе диспута).
Характеризовать причины Гражданской войны и интервенции,
цели, участников и тактику белого и красного движения.
12.
Межвоен
ный
период
(1918
Объяснять и применять в историческом контексте понятия
ВерсальскоВашингтонская система,
Лига Наций,
репарации, «новый курс», Народный фронт, мировой
экономический кризис, тоталитаризм, авторитаризм,
фашизм, нацизм. пятилетка, стахановское движение,
Контрольная
работа Устный
опрос,
Дифференциро
ванный зачет 1939)
13.
Вторая
мировая
война
14.
Соревнов
ание
социальн
ых
систем.
Совреме
нный
мир
коллективизация,
репрессии, «враг народа», ГУЛАГ.
раскулачивание,
политические
Систематизировать материал о революционных событиях 1918 –
начала 1920х гг. в Европе (причины, участники, ключевые
события, итоги революций).
Характеризовать успехи и проблемы экономического развития
стран Европы и США в 1920е гг.
Раскрывать причины мирового экономического кризиса 1929 –
1933 гг. и его последствий.
Объяснять сущность, причины успеха и противоречия «нового
курса» президента США Ф. Рузвельта.
Объяснять причины возникновения и распространения фашизма в
Италии и нацизма в Германии.
Характеризовать основные этапы и тенденции развития
международных отношений в 1920 – 1930е гг.
Характеризовать основные течения культуры на примерах
творчества выдающихся мастеров культуры, их произведений
Представлять характеристику и оценку политических
социальных процессов в СССР 1930х гг.
и
Характеризовать
Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны.
причины кризиса
Версальско
геноцид,
коллаборационизм,
Приводить оценки Мюнхенского соглашения и советско
германских договоров 1939 г.
Называть, используя карту, участников и основные этапы Второй
мировой войны.
Объяснять и применять в историческом контексте понятия
«странная война», план «Барбаросса», план «Ост», «новый
порядок»,
холокост,
антигитлеровская коалиция, лендлиз, коренной перелом,
движение Сопротивления, партизаны.
Систематизировать материал о крупнейших военных операциях
Второй мировой войны и Великой Отечественной войны – их
масштабах, итогах и роли в общем ходе войны
Характеризовать итоги Второй мировой и Великой Отечественной
войн, их историческое значение.
Представлять, используя карту, характеристику важнейших
изменений, произошедших в мире после Второй мировой войны.
Раскрывать причины и последствия укрепления статуса СССР как
великой державы.
Характеризовать причины создания и основы деятельности ООН.
Объяснять причины формирования двух военнополитических
блоков.
Характеризовать основные этапы в истории европейских стран
второй половины XX начала XXI в.
Характеризовать этапы освобождения стран Азии и Африки от
колониальной и полуколониальной зависимости, раскрывать
Контрольная
работа
Устный опрос,
Дифференциро
ванный зачет
Устный опрос,
Тестирование ,
Дифференцир
ованный зачет особенности развития этих стран во второй половине ХХ – начале
ХХI в.
Характеризовать этапы развития стран Азии и Африки после их
освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости.
Объяснять сущность «холодной войны», ее влияния на историю
второй половины ХХ в.
Характеризовать основные периоды и тенденции развития
международных отношений в 1945 г. – начале XXI в.
Объяснять и применять в историческом контексте понятия
биполярный мир, «холодная война», «железный занавес»,
НАТО, СЭВ, ОВД, международные кризисы, разрядка
международной напряженности,
«новое политическое
мышление», региональная интеграция, глобализация.
Систематизировать материал о развитии СССР в первые
послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней
и внешней политики.
Характеризовать процесс возрождения различных сторон жизни
советского общества в послевоенные годы.
Проводить поиск информации о жизни людей в послевоенные
годы (привлекая мемуарную, художественную литературу).
Характеризовать перемены в общественнополитической жизни
СССР, новые подходы к решению хозяйственных и социальных
проблем, реформы.
Объяснять и применять в историческом контексте понятия
перестройка, гласность, плюрализм, парад суверенитетов.
Характеризовать особенности развития советской науке в разные
периоды второй половины ХХ в.
Рассказывать о выдающихся произведениях литературы и
искусства.
Устный опрос,
Дифференциро
ванный зачет
Объяснять, в чем заключались трудности перехода к
рыночной экономике,
свидетельства
современников.
привлекая
Устный опрос.
Дифференциро
ванный зачёт.
Характеризовать темпы, масштабы, характер и социально
экономические последствия приватизации в России.
Объяснять причины военнополитического кризиса в Чечне и
способы его разрешения в середине 1990х гг.
Давать оценку итогам развития РФ в 1990е гг.
Систематизировать и раскрывать основные направления
реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI в.
Представлять краткую характеристику основных политических
партий современной России, назвать их лидеров.
Характеризовать ключевые события политической истории
современной России в XXI в.
Характеризовать место и роль России в современном мире.
15.
Апогей и
кризис
советско
й
системы.
1945 –
1991 гг.
16.
Российск
ая
Федерац
ия на
рубеже
ХХ – ХХI
в. 4. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА ИСТОРИИ:
Освоение программы учебной дисциплины «История» в ГБПОУ РО «Октябрьском
аграрнотехнологическом техникуме», реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, проходит в учебном кабинете истории.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 17802) и оснащено типовым оборудованием, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся
4.2. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УРОКАМ (ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Древнейшая стадия истории человечества:
Цивилизации Древнего мира
Цивилизации Запада и Востока в Средние века
От Древней Руси к Российскому государству
Россия в ХVI – ХVII вв.: от великого княжества к царству Страны Запада и Востока в ХVI – ХVIII вв.
Россия в конце ХVII – ХVIII в.: от царства к империи
Становление индустриальной цивилизации
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
Российская империя в ХIХ
От Новой истории к Новейшей
Между мировыми войнами
Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Мир во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг.
Российская Федерация на рубеже ХХ – ХХI в.в.
Видеофильмы:
«Одиссея вида»
«Рождение империи»: 4 серии
«Романовы»: 7 серий
Великая Отечественная война: 8 фильмов
«Крым: путь на Родину»
«Президент»
4.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ.
1. Культура и традиции России: Большая детская энциклопедия
2. Николай Кун: Легенды и мифы Древней Греции
3. Историки античности Средиземноморье: От Греции к Риму
4.4. ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ.
Таблицы История России (обобщающие таблицы) :
1. Древняя Русь в IXXIII вв
2. Становление Московского государства в 13начале 16в
3. Формирование русского централизованного государства в XVI начале XVIIIв
4. Развитие Российской абсолютной монархии в 17251855гг
5. Россия в 18551917 гг
6. Россия в 19171945гг
7. СССР в 19451985гг
8. СССР в 198519991гг
9. Россия в 19922005гг
Таблицы Всемирная история (обобщающие таблицы) :
1. Первобытность
2. Зарождение цивилизаций
3. Древность и средневековье(аграрное общество)
4. Новое время (конец XVначало ХХ века 5. Мир в ХХ веке
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Аверьянов К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство
в начале ХVII в.: исторический атлас. –М., 2015.
Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам
ЕГЭ! История: модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2017.
Артемов В.в., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы:
учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно
методический комплекс.–М., 2017
Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. – М.,
2015.
Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг.
Материалы международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и
др. – М., 2015.
Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.
Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А.
Мельникова, В. Я. Петрухин. –М., 2014.
Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В.
Зеленов, Д. Бренденберг. – М., 2014.
Критический словарь Русской революции: 1914—1921 гг. / Сост. Э.
Актон, У. Г. Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2014.
35
Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы. –М., 2016.
Розенталь И. С., Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами
современников. –М., 2015.
Победа70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2015.
Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ
в. (границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М., 2015.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273ФЗ (в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170ФЗ, от 23.07.2013 № 203ФЗ, от 25.11.2013 № 317ФЗ, от
03.02.2014 № 11ФЗ, от 03.02.2014 № 15ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 №
135ФЗ, от 04.06.2014 № 148ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от
04.06.2014 № 145ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з).
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06259).
Вяземский Е. Е. , Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М.:
2014
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции
единого учебника истории. – М.: 2015
История России. 1900 – 1946 гг. Книга для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А.
Данилова. – М.: 2013
Концепция нового учебнометодического комплекса по отечественной истории //
Вестник образования. – 2014. – Июль. – № 13. – С. 10 – 124.
Интернетресурсы
http
http
факультета МГУ.
http
http
электронная библиотека
нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре,
прикладным наукам.
http
войне.
http
http
http
http
. ru / icons/ — виртуальный каталог икон.
. ru/ — военная литература: собрание текстов. 66
. org — Википедия: свободная энциклопедия.
. org/ — Викитека: свободная библиотека.
. ru/ — Великая Отечественная: материалы о Великой Отечественной
:// ru . wikipedia
:// ru . wikisource
:// www
:// militera
. wco
. lib
:// www
:// www
. plekhanovfound
. bibliotekar
. ru / library/ — Библиотека социалдемократа.
. htm — Библиотека Исторического
:// www
:// www
. gumer
. hist
. msu
. info/ — Библиотека Гумер.
. ru / ER
/ Etext
/ PICT
/ feudal
. ru — Библиотекарь.
Ру:
:// gpw
. tellur —
/ russian
/ nikolaev
. kulichki
. com
:// www
. old
rus
maps
:// biograf
book
. narod
:// www
. magister
. msk
. ru / library
/ library
. htm
:// world
:// www
war
. ostu
2. chat
. ru / personal
/ index
. html — Геосинхрония: атлас всемирной
. ru/ — избранные биографии: биографическая литература
. ru/ — европейские гравированные географические чертежи и
. ru/ — история России от князей до Президента
. ru — История государства.
. com
. ru/ — Историк: общественнополитический журнал.
history/ — история России и СССР: онлайнвидео.
httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp/ — всемирная история для школьников.
http
. ru/ — Вторая Мировая война в русском Интернете.
http
истории.
httр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1 — Древний Восток
httр://www.hе1lаdоs.гu — Древняя Греция
http
карты России, изданные в XVI—XVIII столетиях.
http
СССР.
http
Интернетиздательство
«Библиотека»: Электронные издания произведений и биографических и критических
материалов.
:// intellect
video
http
:// www
http
. historicus
http
:// history
. tom
:// statehistory
http
http
:// www
конфликтах Российской империи.
http
http
http
http
http
. html
http
фонда Научной библиотеки.
http
http
http
http
/ index
http
—1991 гг. (коллекция Льва Бородулина).
http
http
журнал.
http
http
. august
1914.
:// www
. ru/ — проектакция: «наша Победа. День за днём».
://9
may
. temples
:// www
:// radzivil
. chat
. borodulincollection
:// www
. ru/ — коллекция старинных карт Российской империи.
. ru/ — коллекция старинных карт территорий и городов России.
. ru/ — лекции по истории для любознательных.
. edu
. net — мифология народов мира.
. ru/ — проект «Храмы России».
. ru/ — Радзивиловская летопись с иллюстрациями.
:// all photo
. narod
. ru/ — российский мемуарий. 67
:// fershal
. ru / empire
/ index
:// www
:// old
maps
:// www
:// mifologia
:// www
:// liber
. com/ — Родина: российский исторический иллюстрированный
/ grandwar/ — «Как наши деды воевали»: рассказы о военных
. info/ — революция и Гражданская война: Интернетпроект.
? id=1042 — оцифрованные редкие и ценные издания из
. ru . html — Российская империя в фотографиях.
ru/ — Первая мировая война: Интернетпроект.
. html — раритеты фотохроники СССР: 1917
. ru/ — онлайнэнциклопедия «Кругосвет».
:// www
:// www
. rusrevolution
. istrodina
. krugosvet
. rsuh
. ru / section
. raremaps
. narod
. lectures
. cjb
. com
http
http
:// www
:// memoirs
. avorhist
. ru/ — Русь Древняя и Удельная.
. ru/ — русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях. :// www
:// www
. scepsis
. ru / library
. arhivtime
http
журнал.
http
открыток, документов.
http
http
http
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
http
СПбГУ.
http
. sovmusic
. infoliolib
. hist
. msu
:// www
:// www
:// www
:// ec dejavu
:// www
. history
. ru/ — энциклопедия культур Dеjа Vu
/ history
/ page1/ — Скепсис: научнопросветительский
. ru/ — следы времени: Интернетархив старинных фотографий,
. ru/ — советская музыка.
. info/ — университетская электронная библиотека Infolio.
. ru / ER
. html — электронная библиотека Исторического
/ index
/ Etext
. pu . ru / elbib/ — электронная библиотека исторического факультета
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.