Рабочая программа по истории

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа содержит три пункта: первый - планируемые результаты освоения учащимися предмета, курса; второй - содержание учебного предмета, курса; третий - тематическое планирование. В первом пункте описаны результаты базового и повышенного уровня. Во втором - содержится информация по зарубежной истории и истории России. В третьем пункте расписано количество часов по разделам.
Иконка файла материала 5-9 ФГОС РП история.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ПЕТРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА По  истории Уровень образования (класс) ­ основное  общее образование,  5­9  класс                  Количество часов – 374   Учитель ­  Ведерникова Виалетта Владимировна2015­2020 учебный год1. Планируемые результаты освоения учащимися предмета, курса         Предмет  «История»  через   две   главные   группы  линий  развития  обеспечивает  формирование личностных   и   метапредметных   результатов.   Первая   группа   линий   –   знакомство   с   целостной картиной   мира(умение   объяснять   мир   с   исторической   точки   зрения)   –   обеспечивает   развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно она обеспечивает «приобретение опыта историко­культурного,   цивилизационного   подхода   к   оценке   социальных   явлений,   современных глобальных   процессов»;   «развитие   умений   искать,   анализировать,сопоставлять   и   оценивать содержащуюся   в   различных   источниках   информацию   о   событиях   и   явлениях   прошлого   и настоящего». Вторая   группа   линий   –   формирование   оценочного,   эмоционального   отношения   к   миру   – способствует  личностному  развитию   ученика.   С   ней   связаны   такие   задачи   предмета,   как «формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности   обучающегося,   усвоение   базовых   национальных   ценностей   современного   российского общества: гуманистических  и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания  между народами, людьми разных культур      Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории    предполагают реализацию   деятельностного,     компетентностного   и   личностно   ориентированных   подходов   в процессе усвоения программы.     Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов   деятельности,   приобретённых     в   процессе   усвоения   учебного   содержания,   а   также способностей, личностных качеств  и свойств учащихся.  Личностные  результаты: ­ осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;  ­ освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;  ­осмысление   социально­нравственного   опыта   предшествующих   поколений,   способность   к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;  ­     понимание   культурного   многообразия   мира,   уважение   к   культуре   своего   и   других   народов, толерантность. Метапредметные результаты: ­способность   сознательно   организовывать   и   регулировать   свою   деятельность   —   учебную, общественную и др.;  ­ владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы   и   т.   д.),   использовать   современные   источники   информации,   в   том   числе   материалы   на электронных носителях; ­способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);   ­готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.  Предметные результаты: История Древнего мира Выпускник научится: • определять   место   исторических   событий   во   времени,   объяснять   смысл   основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);• использовать   историческую   карту   как   источник   информации   о   расселении   человеческих общностей   в   эпохи   первобытности   и   Древнего   мира,   расположении   древних   цивилизаций   и государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать   условия   существования,   основные   занятия,   образ   жизни   людей   в   древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ   (с   использованием   понятий   «деспотия»,   «полис»,   «республика»,   «закон»,   «империя», «метрополия»,   «колония»   и   др.);   б) положения   основных   групп   населения   в   древневосточных   и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: • давать характеристику общественного строя древних государств; • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. История Средних веков Выпускник научится: • локализовать   во   времени   общие   рамки   и   события   Средневековья,   этапы   становления   и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и   культурных   центрах   Руси   и   других   государств   в   Средние   века,   о   направлениях   крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить   поиск   информации   в   исторических   текстах,   материальных   исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического   строя   на   Руси   и   в   других   государствах;   б) ценностей,   господствовавших   в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять   причины   и   следствия   ключевых   событий   отечественной   и   всеобщей   истории Средних веков; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности   (в   связи   с   понятиями   «политическая   раздробленность»,   «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. Выпускник получит возможность научиться: • давать   сопоставительную   характеристику   политического   устройства   государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;• составлять   на   основе   информации   учебника   и   дополнительной   литературы   описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение. История Нового времени Выпускник научится: • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической   эпохи,   основные   этапы   отечественной   и   всеобщей   истории   Нового   времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать   историческую   карту   как   источник   информации   о   границах   России   и   других государств в Новое время, об основных процессах социально­экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать   информацию   различных   источников   по   отечественной   и   всеобщей   истории Нового времени;  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах   в   Новое   время,   памятников   материальной   и   художественной   культуры;   рассказывать   о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать   исторический   материал,   содержащийся   в   учебной   и   дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать   характерные,   существенные   черты:   а) экономического   и   социального   развития России   и   других   стран   в   Новое   время;   б) эволюции   политического   строя   (включая   понятия «монархия»,   «самодержавие»,   «абсолютизм»   и   др.);   в) развития   общественного   движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять  причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории   Нового   времени   (социальных   движений,   реформ   и   революций,   взаимодействий   между народами и др.); • сопоставлять  развитие   России   и   других   стран   в   Новое   время,   сравнивать   исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социально­экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; • использовать   элементы   источниковедческого   анализа   при   работе   с   историческими материалами   (определение   принадлежности   и   достоверности   источника,   позиций   автора   и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;  • применять   знания   по   истории   России   и   своего   края   в   Новое   время   при   составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. Новейшая история Выпускник научится: • локализовать   во   времени   хронологические   рамки   и   рубежные   события   новейшей   эпохи, характеризовать   основные   этапы   отечественной   и   всеобщей   истории   ХХ   —   начала   XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; • использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других   государств   в   ХХ   —   начале   XXI в.,   значительных   социально­экономических   процессах   и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.; • анализировать   информацию   из   исторических   источников    текстов,   материальных   и художественных памятников новейшей эпохи;• представлять   в   различных   формах   описания,   рассказа:   а) условия   и   образ   жизни   людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи; • систематизировать  исторический   материал,   содержащийся   в   учебной   и   дополнительной литературе; • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и   других   стран,   политических   режимов,   международных   отношений,   развития   культуры   в ХХ — начале XXI в.; • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.); • сопоставлять социально­экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху   (опыт   модернизации,   реформы   и   революции   и   др.),   сравнивать   исторические   ситуации   и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в. Выпускник получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социально­экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.; • применять   элементы   источниковедческого   анализа   при   работе   с   историческими материалами   (определение   принадлежности   и   достоверности   источника,   позиций   автора   и др.); • осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных   материалах,   систематизировать   и   представлять   её   в   виде   рефератов, презентаций и др.; • проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в. 2. Содержание учебного предмета, курса История России Древняя и средневековая Русь Что   изучает   история   Отечества.  История   России   —   часть   всемирной   истории.   Факторы самобытности   российской   истории.   История   региона —   часть   истории   России.   Источники   по российской истории. Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России.   Условия   жизни,   занятия,   социальная   организация   земледельческих   и   кочевых   племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры   древнерусской   государственности.   Формирование   княжеской   власти   (князь   и   дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. Социально­экономический   и   политический   строй   Древней   Руси.   Земельные   отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и её соседи.Древнерусская   культура.   Былинный   эпос.   Возникновение   письменности.   Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно­прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Русь Удельная в 30­е гг. XII—XIII в. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие   самостоятельные   центры   Руси,   особенности   их   географического,   социально­ политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо­ Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго­Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения  Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Культура Руси в 30­е гг.  XII—XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города­ крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Московская Русь в XIV—XV вв.  Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва   и   Тверь:   борьба   за   великое   княжение.   Возвышение   Москвы.   Московские   князья   и   их политика.   Княжеская   власть   и   церковь.   Дмитрий   Донской   и   Сергий   Радонежский.   Куликовская битва, её значение. Русь   при   преемниках   Дмитрия   Донского.   Отношения   между   Москвой   и   Ордой,   Москвой   и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение  объединения русских  земель.  Прекращение зависимости  Руси  от Золотой  Орды. Иван III.  Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально­крепостнической системы. Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении   великокняжеской   власти,   развитии   культуры.   Возникновение   ересей.   Иосифляне   и нестяжатели. «Москва — Третий Рим». Культура   и   быт   Руси   в   XIV—XV вв.   Начало   формирования   великорусской   культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы­крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв). Московское   государство   в   XVI в.  Социально­экономическое   и   политическое   развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550­х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя   политика   и   международные   связи   Московского   царства   в   XVI в.   Расширение территории   государства,   его   многонациональный   характер.   Присоединение   Казанского   и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия. Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Культура   и   быт   Московской   Руси   в   XVI в.   Устное   народное   творчество.   Просвещение. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».Россия   на   рубеже   XVI—XVII вв.  Царствование   Б.   Годунова.   Смута:   причины,   участники, последствия.   Самозванцы.   Восстание   под   предводительством   И.   Болотникова.   Освободительная борьба   против   интервентов.   Патриотический   подъём   народа.   Окончание   Смуты   и   возрождение российской   государственности.   Ополчение   К. Минина   и   Д. Пожарского.   Освобождение   Москвы. Начало царствования династии Романовых. Россия в Новое время Хронология и сущность нового этапа российской истории. Россия в XVII в.  Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение   1649 г.   Оформление   сословного   строя.   Права   и   обязанности   основных   сословий. Окончательное закрепощение крестьян. Экономические   последствия   Смуты.   Новые   явления   в   экономике   страны:   рост   товарно­ денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей. Культура   и   быт   России   в   XVII в.   Традиции   и   новые   веяния,   усиление   светского   характера культуры.   Образование.   Литература:   новые   жанры   (сатирические   повести,   автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков).   Быт   и   обычаи   различных   сословий   (царский   двор,   бояре,   дворяне,   посадские, крестьяне, старообрядцы). Россия на рубеже XVII—XVIII вв.  Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Россия в первой четверти XVIII в.  Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии.   Табель   о   рангах.   Утверждение   абсолютизма.   Церковная   реформа;   упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Внешняя   политика   России   в   первой   четверти   XVIII в.   Северная   война:   причины,   основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных   заведений.   Открытие   Академии   наук.   Развитие   техники;   А. Нартов.   Литература   и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту. Итоги и цена петровских преобразований. Дворцовые перевороты:  причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников   Петра I.   Расширение   привилегий   дворянства.   Участие   России   в   Семилетней   войне (П. А. Румянцев). Российская   империя   в   1762—1801   гг.  Правление   Екатерины   II.   Политика   просвещённого абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством   Е. Пугачёва   и   его   значение.   Основные   сословия   российского   общества,   их положение.   Золотой   век   российского   дворянства.   Жалованные   грамоты   дворянству   и   городам. Развитие общественной мысли.Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско­турецкие войны и   их   итоги.   Присоединение   Крыма   и   Северного   Причерноморья;   Г. А. Потёмкин.   Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооружённых сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков). Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Исследовательские   экспедиции   (В. Беринг,   С. П. Крашенинников).   Историческая   наука (В. Н. Татищев,   М. М. Щербатов).   Русские   изобретатели   (И. И. Ползунов,   И. П. Кулибин). Литература:   основные   направления,   жанры,   писатели   (В. К. Тредиаковский,   Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин,   Д. И. Фонвизин).   Развитие   архитектуры,   живописи,   скульптуры,   музыки   (стили   и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи. Российская   империя   в   первой   четверти   XIX в.  Территория.   Население.   Социально­ экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных   хлебопашцах.   Меры   по   развитию   системы   образования.   Проект   М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свёртывания либеральных реформ. Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики.   Участие   России   в   антифранцузских   коалициях.   Тильзитский   мир   1807 г.   и   его последствия. Присоединение к России Финляндии. Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъём народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г. Заграничный поход  русской  армии  1813—1814 гг. Венский  конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка. Изменение   внутриполитического   курса   Александра I   в   1816—1825 гг.   Основные   итоги внутренней политики Александра I. Движение   декабристов:   предпосылки   возникновения,   идейные   основы   и   цели,   первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт­Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. Российская   империя   в   1825—1855 гг.  Правление   Николая I.   Преобразование   и   укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально­экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа   управления   государственными   крестьянами   П. Д. Киселёва.   Начало   промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Общественное движение в 1830—1850­е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности   (С. С. Уваров).   Оппозиционная   общественная   мысль.   Славянофилы   (И. С.   и К. С. Аксаковы,   И. В.   и   П. В. Киреевские,   А. С. Хомяков,   Ю. Ф. Самарин   и   др.)   и   западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, Т. Н. Грановский и др.). Революционно­социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская   война   1853—1856 гг.:   причины,   участники,   основные   сражения.   Героизм   защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны. Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля. Культура   России   в   первой   половине   XIX в.   Развитие   науки   и   техники   (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов,   Н. Н. Зинин,   Б. С. Якоби   и   др.).   Географические   экспедиции,   их   участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культурыи западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой   век   русской   литературы:   писатели   и   их   произведения   (В. А. Жуковский,   А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов,   О. А. Кипренский,   В. А. Тропинин   и   др.).   Архитектура:   стили   (русский   ампир, классицизм),   зодчие   и   их   произведения.   Вклад   российской   культуры   первой   половины   XIX в.   в мировую культуру. Российская   империя   во   второй   половине   XIX в.  Великие   реформы   1860—1870­х гг. Необходимость   и   предпосылки   реформ.   Император   Александр II   и   его   окружение.   Либералы, радикалы,   консерваторы:   планы   и   проекты   переустройства   России.   Подготовка   крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860—1870­х гг. Национальные движения и национальная политика в 1860—1870­е гг. Социально­экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного   права.   Развитие   торговли   и   промышленности.   Железнодорожное   строительство. Завершение   промышленного   переворота,   его   последствия.   Изменения   в   социальной   структуре общества. Положение основных слоёв населения России. Общественное   движение   в   России   в   последней   трети   XIX в.   Консервативные,   либеральные, радикальные   течения   общественной   мысли.  Народническое   движение:   идеология  (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров,   П. Н. Ткачёв),   организации,   тактика.   Кризис   революционного   народничества. Зарождение российской социал­демократии. Начало рабочего движения. Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890­е гг. Начало царствования  Александра III. Изменения   в   сферах   государственного   управления,   образования   и   печати.   Возрастание   роли государства   в   экономической   жизни   страны.   Курс   на   модернизацию   промышленности. Экономические   и   финансовые   реформы   (Н. X. Бунге,   С. Ю. Витте).   Разработка   рабочего законодательства. Национальная политика. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско­турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в. Культура   России   во   второй   половине   XIX в.   Достижения   российских   учёных,   их   вклад   в мировую   науку   и   технику   (А. Г. Столетов,   Д. И. Менделеев,   И. М. Сеченов   и   др.).   Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм   и   реализм.   Общественное   звучание   литературы   (Н. А. Некрасов,   И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой,   Ф. М. Достоевский).   Расцвет   театрального   искусства,   возрастание   его   роли   в общественной   жизни.   Живопись:   академизм,   реализм,   передвижники.   Архитектура.   Развитие   и достижения   музыкального   искусства   (П. И. Чайковский,   Могучая   кучка).   Место   российской культуры в мировой культуре XIX в. Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни. Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.) Периодизация и основные этапы отечественной истории XX — начала XXI в. Российская империя в начале XX в.  Задачи и особенности модернизации страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп населения. Политическое   развитие   России   в   начале   XX в.   Император   Николай II,   его   политические   преобразований. воззрения. Реформаторские   проекты   начала   XX в.   и   опыт   их   реализации   (С. Ю. Витте,   П. А. Столыпин). Самодержавие и общество.   Консервативно­охранительная   политика.   НеобходимостьРусско­японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов).   Реформа   политической   системы. Первая   российская   революция   (1905—1907 гг.):   причины,   характер,   участники,   основные события.   Становление   российского   парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Пуришкевич). Думская деятельность в 1906—1907 гг. Итоги и значение революции. Правительственная   программа   П. А. Столыпина.   Аграрная   реформа:   цели,   основные мероприятия, итоги и значение. Политическая и общественная жизнь в России в 1912—1914 гг. Культура   России   в   начале   XX в.   Открытия   российских   учёных   в   науке   и   технике.   Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура.   Скульптура.   Драматический   театр:   традиции   и   новаторство.   Музыка   и исполнительское   искусство  (С. В. Рахманинов,  Ф. И. Шаляпин).  Русский   балет.  «Русские   сезоны» С. П. Дягилева.   Первые   шаги   российского   кинематографа.   Российская   культура   начала   XX в. — составная часть мировой культуры. Россия   в   Первой   мировой   войне.   Международные   противоречия   на   рубеже   XIX—XX вв. Формирование двух военно­политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы сторон. Начало войны. Восточный фронт: основные события, их влияние на общий ход войны. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе. Нарастание оппозиционных настроений. Россия в 1917—1921 гг.  Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции.   Падение   самодержавия.   Временное   правительство   и   советы.   Основные   политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г. Становление   советской   власти.   Первые   декреты.   Создание   советской   государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизма. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооружённой борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, боевые действия в  1918—1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зелёные». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков. Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г. Массовые выступления против   политики   власти   (крестьянские   восстания,   мятеж   в   Кронштадте).   Переход   к   новой экономической политике. СССР   в   1922—1941   гг.  Образование   СССР:   предпосылки   объединения   республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти. Политическая   жизнь   в   1920­е гг.   Обострение   внутрипартийных   разногласий   и   борьбы   за лидерство в партии и государстве. Достижения и противоречия нэпа, причины его свёртывания. Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Особенности   советской   политической   системы:   однопартийность,   сращивание   партийного   и государственного   аппарата,   контроль   над   обществом.   Культ   вождя.   И. В. Сталин.   Массовые репрессии, их последствия.Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Культура и духовная жизнь в 1920—1930­е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение   метода   социалистического   реализма   в   литературе   и   искусстве.   Власть   и интеллигенция.   Идеологический   контроль   над   духовной   жизнью   общества.   Политика   власти   в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции. Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930­х — начале 1940­х гг. Основные   направления   внешней   политики   Советского   государства   в   1920—1930­е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Попытки   создания   системы   коллективной   безопасности.   Дальневосточная   политика.   События   у озера Хасан и реки Халхин­Гол. Советско­германские договоры 1939 г., их характер и последствия. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 1939 — начале 1941 г. Война с Финляндией и её итоги. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной   войны   1941—1945 гг.   Советский   тыл   в   годы   войны.   Оккупационный   режим   на занятых   германскими   войсками   территориях.   Партизанское   движение.   Человек   на   войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Наука и культура в годы войны. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, военный разгром Японии. Итоги   Великой   Отечественной   войны.   Причины   победы   советского   народа.   Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховский и др.). Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства. СССР с середины 1940­х до середины 1950­х гг.  Послевоенное   общество.   Возрождение   и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время.   Голод   1946—1947 гг.   Противоречия   социально­политического   развития.   Усиление   роли государства   во   всех   сферах   жизни   общества.   Идеология   и   культура   в   послевоенный   период; идеологические кампании 1940­х гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно­политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря. Советское общество в середине 1950­х — первой половине 1960­х гг.  Смерть   Сталина   и борьба   за   власть.   XX   съезд   КПСС   и   его   значение.   Начало   реабилитации   жертв   политических репрессий.   Основные   направления   реформирования   советской   экономики   и   его   результаты. Социальная политика; жилищное строительство. Выработка   новых   подходов   во   внешней   политике   (концепция   мирного   сосуществования государств с различным общественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира». Советская   культура   в   конце   1950­х   —   1960­е гг.   Научно­техническая   революция   в   СССР, открытия в науке и технике (М. В. Келдыш, И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (С. П. Королёв, Ю. А. Гагарин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960­х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущёва. Причины отставки Н. С. Хрущёва. СССР в середине 1960­х — середине 1980­х гг.  Альтернативы развития страны в середине 1960­х гг.   Л. И. Брежнев.   Экономическая   реформа   1965 г.:   задачи   и   результаты.   Достижения   и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Усиление позиций партийно­государственной номенклатуры. Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г.Советская  культура  в  середине  1960­х  — середине  1980­х гг. Развитие  среднего  и  высшего образования.   Усиление   идеологического   контроля   в   различных   сферах   культуры.   Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей. СССР   в   системе   международных   отношений   в   середине   1960­х —   середине   1980­х   гг. Установление военно­стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной   напряжённости   в   отношениях   Восток—Запад.   Совещание   по   безопасности   и сотрудничеству в Европе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. СССР в годы перестройки (1985—1991 гг.). Предпосылки изменения государственного курса в   середине   1980­х гг.   М. С. Горбачёв.   Реформа   политической   системы.   Возрождение   российской многопартийности.   Демократизация   и   гласность.   Национальная   политика   и   межнациональные отношения. Экономические реформы, их результаты. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе.   Изменения   в   культуре   и   общественном   сознании.   Возрастание   роли   средств   массовой информации. Власть и церковь в годы перестройки. Внешняя   политика   в   годы   перестройки:   новое   политическое   мышление,   его   воздействие   на международный   климат.   Снижение   угрозы   мировой   ядерной   войны.   Вывод   советских   войск   из Афганистана. Смена политических  режимов в странах Восточной Европы, роспуск СЭВ и ОВД. Итоги и последствия осуществления курса нового политического мышления. Нарастание   экономического   кризиса   и   обострение   межнациональных   противоречий   в   СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. Российская   Федерация   в   90­е гг.   XX   —   начале   XXI в.  Вступление   России   в   новый   этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Изменения  в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Экономические реформы 1990­х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Основные направления национальной политики: успехи и просчёты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно­политический кризис в Чеченской Республике. Геополитическое   положение   и   внешняя   политика   России   в   1990­е гг.   Россия   и   Запад. Балканский кризис 1999 г. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье. Российская   Федерация   в   2000—2008 гг.  Отставка   Б. Н. Ельцина;   президентские   выборы 2000 г. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного   хозяйства.   Приоритетные   национальные   проекты   и   федеральные   программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура   и   духовная   жизнь   общества   в   начале   XXI в.   Распространение   информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская   культура   в   международном   контексте.   Власть,   общество,   церковь.   Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью. Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Медведев. Общественно­политическое развитие   страны   на   современном   этапе.   Государственная   политика   в   условиях   экономического кризиса. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа   России.   Решение   задач   борьбы   с   терроризмом.   Российская   Федерация   в   системе современных международных отношений.История Древнего мира  Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая Всеобщая история карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Первобытность.  Расселение   древнейшего   человека.   Человек   разумный.   Условия   жизни   и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Древний Восток Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города­государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний   Египет.   Условия   жизни   и   занятия   населения.   Управление   государством   (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон­реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное   Средиземноморье   в   древности.   Финикия:   природные   условия,   занятия   жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя   Индия.   Природные   условия,   занятия   населения.   Древние   города­государства. Общественное   устройство,   варны.   Религиозные   верования,   легенды   и   сказания.   Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний   Китай.   Условия   жизни   и   хозяйственная   деятельность   населения.   Создание объединённого   государства.   Империи   Цинь   и   Хань.   Жизнь   в   империи:   правители   и   подданные, положение   различных   групп   населения.   Развитие   ремёсел   и   торговли.   Великий   шёлковый   путь. Религиозно­философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция Население   Древней   Греции:   условия   жизни   и   занятия.   Древнейшие   государства   на   Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города­государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и   ремесла.   Великая   греческая   колонизация.   Афины:   утверждение   демократии.   Законы   Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая   Греция.   Греко­персидские   войны:   причины,   участники,   крупнейшие   сражения, герои.   Причины   победы   греков.   Афинская   демократия   при   Перикле.   Хозяйственная   жизнь   в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура   Древней   Греции.   Развитие   наук.   Греческая   философия.   Школа   и   образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Древний РимНаселение Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание   Римом   Италии.   Войны   с   Карфагеном;   Ганнибал.   Римская   армия.   Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От   республики   к   империи.   Гражданские   войны   в   Риме.   Гай   Юлий   Цезарь.   Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура   Древнего   Рима.   Римская   литература,   золотой   век   поэзии.   Ораторское   искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. История Средних веков Средние века: понятие и хронологические рамки. Раннее Средневековье Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы   Европы   в   раннее   Средневековье.   Франки:   расселение,   занятия,   общественное устройство.   Законы   франков;   «Салическая   правда».   Держава   Каролингов:   этапы   формирования, короли   и   подданные.   Карл   Великий.   Распад   Каролингской   империи.   Образование   государств   во Франции,   Германии,   Италии.   Священная   Римская   империя.   Британия   и   Ирландия   в   раннее Средневековье.   Норманны:   общественный   строй,   завоевания.   Ранние   славянские   государства. Складывание   феодальных   отношений   в   странах   Европы.   Христианизация   Европы.   Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская   империя   в   IV—XI вв.:   территория,   хозяйство,   управление.   Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. Зрелое Средневековье Средневековое   европейское   общество.   Аграрное   производство.   Феодальное   землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города­республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Церковь   и   духовенство.   Разделение   христианства   на   католицизм   и   православие.   Отношения светской   власти   и   церкви.   Крестовые   походы:   цели,   участники,   результаты.   Духовно­рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно­представительная   монархия.   Образование   централизованных   государств   в   Англии, Франции.   Столетняя   война;   Ж. д’Арк.   Германские   государства   в   XII—XV вв.   Реконкиста   и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв.   Экономическое   и   социальное   развитие   европейских   стран.   Обострение   социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская   империя   и  славянские   государства   в  XII—XV вв.   Экспансия  турок­османов  и падение Византии. Культура   средневековой   Европы.   Представления   средневекового   человека   о   мире.   Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры.   Средневековый   эпос.   Рыцарская   литература.   Городской   и   крестьянский   фольклор.Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок­османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи,   правители   и   подданные,   борьба   против   завоевателей.   Япония   в   Средние   века.   Индия: раздробленность   индийских   княжеств,   вторжение   мусульман,   Делийский   султанат.   Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла. Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и культурное наследие Средневековья. Новая история Новое время: понятие и хронологические рамки.  Европа в конце ХV — начале XVII в. Великие   географические   открытия:   предпосылки,   участники,   результаты.   Политические, экономические   и   культурные   последствия   географических   открытий.   Старый   и   Новый   Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные   монархии.   Англия,   Франция,   монархия   Габсбургов   в   XVI —   начале   XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. Начало   Реформации;   М. Лютер.   Развитие   Реформации   и   Крестьянская   война   в   Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Английская   революция   XVII в.:   причины,   участники,   этапы.   О. Кромвель.   Итоги   и   значение революции.   Экономическое   и   социальное   развитие   Европы   в   XVII—ХVIII вв.:   начало промышленного   переворота,   развитие   мануфактурного   производства,   положение   сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские   просветители   XVIII в.   Война   североамериканских   колоний   за   независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; «отцы­основатели». Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические   течения   и   деятели   революции.   Программные   и   государственные   документы. Революционные войны. Итоги и значение революции. Европейская   культура   XVI—XVIII вв.   Развитие   науки:   переворот   в   естествознании, возникновение  новой  картины  мира;  выдающиеся  учёные  и  изобретатели.  Высокое  Возрождение: художники   и   их   произведения.   Мир   человека   в   литературе   раннего   Нового   времени.   Стили художественной   культуры   XVII—XVIII вв.   (барокко,   классицизм).   Становление   театра. Международные   отношения   середины   XVII—XVIII в.   Европейские   конфликты   и   дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав. Страны Востока в XVI—XVIII вв. Османская   империя:   от   могущества   к   упадку.   Индия:   держава   Великих   Моголов,   начало проникновения   англичан,   британские   завоевания.   Империя   Цин   в   Китае.   Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Империя   Наполеона   во   Франции:   внутренняя   и   внешняя   политика.   Наполеоновские   войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.Развитие   индустриального   общества.   Промышленный   переворот,   его   особенности   в   странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей;   социалисты­утописты.   Выступления   рабочих.   Политическое   развитие   европейских   стран   в 1815—1849 гг.:   социальные   и   национальные   движения,   реформы   и   революции.   Оформление консервативных,   либеральных,   радикальных   политических   течений   и   партий;   возникновение марксизма. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике:   внутренняя   и   внешняя   политика,   франко­германская   война,   колониальные   войны. Образование  единого  государства  в  Италии;  К. Кавур,  Дж. Гарибальди.  Объединение  германских государств,   провозглашение   Германской   империи;   О. Бисмарк.   Габсбургская   монархия:   австро­ венгерский дуализм. Соединённые Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн. Экономическое и социально­политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Завершение   промышленного  переворота.   Индустриализация.   Монополистический   капитализм. Технический   прогресс   в   промышленности   и   сельском   хозяйстве.   Развитие   транспорта   и   средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. Страны Азии в ХIХ в. Османская   империя:   традиционные   устои   и   попытки   проведения   реформ.   Индия:   распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания.   Китай:   империя   Цин,   «закрытие»   страны,   «опиумные   войны»,   движение   тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи. Война за независимость в Латинской Америке Колониальное   общество.   Освободительная   борьба:   задачи,   участники,   формы   выступлений. П. Д. Туссен­Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Народы Африки в Новое время Колониальные   империи.   Колониальные   порядки   и   традиционные   общественные   отношения. Выступления против колонизаторов. Развитие культуры в XIX в. Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм,   романтизм,   реализм,   импрессионизм.   Театр.   Рождение   кинематографа.   Деятели культуры: жизнь и творчество. Международные отношения в XIX в. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно­политических блоков великих держав. Историческое и культурное наследие Нового времени. Новейшая история. ХХ — начало XXI в. Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900—1914 гг. Страны   Европы   и   США   в   1900—1914 гг.:   технический   прогресс,   экономическое   развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъём освободительных движений в колониальных и зависимых странах.Революции   первых   десятилетий   ХХ в.   в   странах   Азии   (Турция,   Иран,   Китай).   Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). Первая мировая война (1914—1918 гг.) Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны. Мир в 1918—1939 гг. От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная   конференция.   Создание   Лиги   Наций.   Урегулирование   на   Дальнем   Востоке   и   на   Тихом океане. Версальско­Вашингтонская система. Революционные события 1918 — начала 1920­х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал­демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920­х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини. Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг.   Опыт   социальных   компромиссов:   первые   лейбористские   правительства   в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Утверждение   авторитарных   и   тоталитарных   режимов   в   1930­е гг.   в   странах   Центральной   и Восточной   Европы.   Приход   нацистов   к   власти   в   Германии;   А. Гитлер.   Внутренняя   и   внешняя политика гитлеровского режима. Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании. Страны Азии в 1920—1930­е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920­х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнёта; М. К. Ганди. Развитие   культуры   в  первой   трети   XX в.  Социальные   потрясения   начала   XX   в.  и   духовная культура.   Отход   от   традиций   классического   искусства.   Модернизм.   Авангардизм.   Течения   в литературе и искусстве 1920—1930­х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы. Международные   отношения   в   1920—1930­е гг.   Лига   Наций   и   её   деятельность   в   1920­е гг. Обострение   международных   отношений   в   1930­е гг.   Ось   «Берлин—Рим—Токио».   Агрессия   на Дальнем   Востоке,   в   Европе.   Политика   невмешательства   и   умиротворения.   Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты. Вторая мировая война (1939—1945 гг.) Причины   и   начало   войны.   Этапы,   театры   боевых   действий,   основные   участники   войны. Установление   «нового   порядка»  на   оккупированных   территориях;   геноцид,   Холокост.   Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные   события   войны   в   Европе,   на   Тихом   океане,   в   Северной   Африке.   Конференции руководителей   СССР,   США   и   Великобритании.   Капитуляция   Германии.   Завершение   войны   на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны. Мир во второй половине XX — начале XXI в. Изменения   на   политической   карте   мира   после   Второй   мировой   войны.   Отношения   между державами­победительницами. Формирование биполяр­ного мира. Начало «холодной войны». Новые   явления   в   экономике   и   социальной   жизни   послевоенного   мира.   Научно­техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества. Соединённые  Штаты Америки во второй  половине  ХХ — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое   развитие:   демократы   и   республиканцы   у   власти,   президенты   США.   Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика. Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство   благосостояния».   Внутренняя   и   внешняя   политика   консерваторов   и   социалистов. Политические   лидеры.   Социальные   выступления.   Эволюция   католической   церкви.   Установлениедемократических режимов в 1970­е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в. Революции середины 1940­ х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980­х — начала 1990­х гг.,   падение   коммунистических   режимов.   Политические   и   экономические   преобразования 1990­х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе. Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно­технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго­Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире. Страны   Латинской   Америки   во   второй   половине   ХХ   —   начале   XXI в.   Экономические отношения   (неравномерность   развития   стран   региона,   проблемы   модернизации).   Политические режимы:   демократия   и   диктатура.   Реформизм   и   революции   как   пути   преодоления   социально­ экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона. Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно­ технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре   второй   половины   XX   —   начала   XXI в.   Массовая   культура.   Расширение   контактов   и взаимовлияний в мировой культуре. Международные отношения во второй половине ХХ — начале XXI в. Расстановка сил в Европе и   мире   в   первые   послевоенные   годы.   «Холодная   война»,   гонка   вооружений,   региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980­х — начале 1990­ х гг. Распад биполярной системы. ООН, её роль в современном мире. Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.Тематическое планирование Класс Тема Количество часов Характеристика видов учебной деятельности 5 Древний мир. Введение. Жизнь первобытных людей Древний Восток Древняя Греция Древний Рим Итоговое повторение  70 1 7 20 21 18 3   исторических   текстов, ­определять   место   исторических   событий   во   времени,   объяснять   смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э, н.э.); ­использовать   историческую   карту   как   источник   информации   о   расселении человеческих   общностей   в   эпохи   первобытности   и   Древнего   мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; ­проводить   поиск   информации   в   отрывках   материальных памятниках Древнего мира; ­описывать  условия  существования, основные  занятия, образ  жизни  людей  в древности,   памятники   древней   культуры,   рассказывать   о   событиях   древней истории; ­раскрывать характерные, существенные черты: а)форм государственного строя древних   обществ   (с   использованием   понятий   «деспотия»,   «полис», «республика»,   «колония»   и др.)б)положения   основных   групп   населения   в   древневосточных   и   античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы);в)религиозных верований людей в древности; ­объяснять,   в   чем   заключались   назначение   и   художественные   достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,   предметов быта, произведений искусства; ­давать   оценку   наиболее     значительным   событиям   и   личностям   древней   «закон»,   «империя»,   «метрополия»,истории. ­давать характеристику общественного строя древних государств; ­сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; ­видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; ­высказывать   суждения   о   значении   и   месте   исторического   и   культурного наследия древних обществ в мировой истории 6 История средних веков Введение. Понятие «средние века» Становление средневековой Европы.  6­11 века. Византийская империя и славяне.  Арабы в 6­11 веках. ­локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы  становления  и развития государств; ­использовать историческую карту как источник информации о территории, об  экономических и культурных центрах Европы  и других государств в Средние  века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний,  колонизаций и др.; ­проводить поиск информации в исторических текстах, материальных  исторических памятниках Средневековья; ­составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; ­раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических  и социальных отношений и политического строя государств; б)ценностей, господствовавших  в  средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений  средневекового человека о мире; ­объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей  истории Средних веков; 35 1 5 3 3­сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья,  показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая  раздробленность», «централизованное государство» и др.); ­давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории  Средних веков ­давать сопоставительную характеристику политического устройства  государств  Средневековья (Русь, Запад, Восток); ­сравнивать свидетельства различных  исторических источников, выявляя в них  общее и различия; ­составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы  описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются  их художественные достоинства и значение. ­применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для  раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование  Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической  раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды;  объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской  государственности в период правления Ивана IV Грозного; ­изучать и систематизировать информацию из различных исторических и  современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным  тематическим блокам; ­давать оценку исторической  личности; ­применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и  культурных памятников истории России до конца XVI века. Феодалы и крестьяне..  Средневековый город  в Западной и  Центральной Европе. Католическая  церковь в 11­13 веках.  Крестовые походы. Образование централизованных  государств в Западной Европе 9­15  века. Славянские государства и Византия в  14­15 веках. Культура Западной Европы в средние  века. Народы Азии, Америки  и Африки в  Средние века. 2 3 2 7 2 4 3 История России с древности до XV  35века. Введение. Наша Родина ­ Россия Народы и государства на территории  нашей страны в древности. Русь в 9­первой половине 12 века. Русь в середине 12 начале 13 веков. Русские земли и княжества в середине  13­14 веках. Формирование единого Русского  государства.                                               1 4 9 4 9 8 История России конца XVI – XVIII  в. 43 Россия в XVI в.  Смутное время. Россия при первых  ­применять   понятийный   аппарат   и   приемы   исторического   анализа   для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время, формирование абсолютизма, закрепощение крестьян, реформы Петра Великого, дворцовые перевороты, «просвещенный абсолютизм»; ­   изучать   и   систематизировать   информацию   из   различных   исторических   и современных   источников   как   по   периоду   в   целом,   так   и   по   отдельным тематическим  блокам    (Смутное время,  формирование абсолютизма, первые Романовы,   эпоха   Петра   Великого,   период   дворцовых   переворотов,   период правления Екатерины II и Павла I); ­давать оценку личности и деятельности Бориса Годунова, Василия Шуйского,   7Романовых. Новая история 1500­1800 гг. Введение Мир в начале Нового времени.  Великие географические открытия.  Эпоха возрождения. Реформация. Первые буржуазные революции Страны Европы и Азии в эпоху  Просвещения Обобщающий урок 8 Новая история 1800­1913  Империя Наполеона I во Франции. Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в  Европе. К. Минина, Д. Пожарского, Степана Разина, М.В. Ломоносова и др.) ­ применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и  культурных памятников истории России до конца XVIII века. ­характеризовать эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории  Нового времени; соотносить хронологию истории России и Всеобщей истории в Новое время; ­использовать историческую карту как источник информации  о границах  России и других государств в Новое время, об основных процессах социально­ экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях  значительных передвижений­походов, завоеваний, колонизации и др. ­анализировать информацию из различных источников по отечественной и  всеобщей истории Нового времени; ­составлять описание образа жизни основных социальных групп в России и в  других странах в Новое время, памятников материальной и художественной  культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и  всеобщей истории Нового времени; ­систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и  дополнительной литературе по Всеобщей истории Нового времени; ­раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических  и социальных отношений и политического строя государств в Новое время; б)эволюции  политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,  «абсолютизм» и др.) в) развития общественного движения («консерватизм»,  «либерализм», «социализм»);г)представлений о мире и общественных   ценностях; д)художественной культуры Нового времени; ­объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории  Нового времени; ­сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать  исторические ситуации и события; ­давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории  Нового времени. ­используя историческую карту, характеризовать социально­экономическое и  политическое развитие стран в Новое время; ­использовать элементы источниковедческого анализа при работе с  историческими материалами; ­сравнивать развитие России и других стран в Новое время 27 1 14 4 7 1 24 4 10Страны Латинской Америки, Азии и  Африки в XIX­ начале XX вв Европа и мир накануне и в годы  Первой мировой войны Развитие культуры в XIX – начале XX  века Обобщающее повторение История России XIX в. Социально­экономическое развитие в  первой половине XIX века Внутренняя и внешняя политика в  первой четверти XIX века Внутренняя и внешняя политика во  второй четверти XIX века Русская культура первой половине  XIX 3 5 1 1 46 2 6 8 2 ­применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для  раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы  Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение  декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм,  революционная демократия, народничество; ­ изучать и систематизировать информацию из различных исторических и  современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным  тематическим блокам  (время правления Александра  I, Николая I, Александра  II и Александра III); ­давать оценку личности и деятельности российских императоров, С.Ю. Витте,  М.И. Кутузова, А.М. Горчакова и др. ) ­ применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и  культурных памятников истории России до конца XIX векаРоссия во второй половине XIX в Россия в конце XIX  века Россия в начале XX века Российская культура на рубеже XIX­ XX века Обобщающее повторение 9 История России  Россия на рубеже веков 5 10 8 2 3 63 Великая российская революция 1917­ 1921 г. Контрольно­обобщающий урок по теме «Великая российская революция и ее  итоги» СССР на путях строительства нового  общества ­применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для  раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая  российская революция, Великая российская революция 1917­1921 гг,, НЭП  индустриализация, коллективизация, формирование однопартийной диктатуры  в СССР, реформы Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина, «застой», перестройка,  распад СССР, экономические и политические реформы 1990 –х гг.,  стабилизация 2000­х гг.; ­ изучать и систематизировать информацию из различных исторических и  современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным  тематическим блокам  (период правления Николая Второго, революция и  Гражданская война, 1930­е гг,, участие СССР во Второй мировой войне,  «оттепель», перестройка и др.); ­давать оценку личности и деятельности П.А. Столыпина, А.Ф. Керенского,  В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, лидеров Белого движения, И.В. Сталина, М.С.  Горбачева, Б.Н. Ельцина и др., ­ применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и  культурных памятников истории России  XX векаВеликая Отечественная война СССР в 1945­1953 гг. СССР в 1953­середине 60­ х гг. СССР в середине 60­ середине 80­ х гг. Реформы политической системы Политика гласности. Диалектика  нового мышления Россия в конце XX – начале XXI в. Обобщающий урок по теме «Россия в  XX­ начале XXI в. Новейшая история зарубежных  стран XX – начало XXI в. 42 Первая половина XX в. ­локализовать во времени общие рамки и рубежные события Новейшей эпохи,  характеризовать основные этапы всеобщей истории начала XX – XXI в.;  ­использовать историческую карту как источник информации о территории  государств начала XX – XXI в., значительных социально­экономических  процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху; ­анализировать  информацию из исторических источников – текстов,  материальных и художественных  памятников Новейшей эпохи;Вторая половина XX в. Контрольно­обобщающий урок по теме «Основное содержание и противоречия современного мира. Глобальные  проблемы человечества ­представлять в различных формах описания, рассказа: а)условия и образ жизни людей различного положения в начале XX – XXI в; б)ключевые события эпохи  и их участников; в)памятники материальной и художественной культуры  новейшей эпохи; ­систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и  дополнительной литературе; ­раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального  развития России и других стран, политических режимов, международных  отношений, развития культуры начала XX – XXI в; ­объяснять причины и следствия наиболее значимых событий Новейшего  времени; ­сопоставлять социально­экономическое и политическое развитие отдельных  стран в Новейшую. эпоху; ­давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории XX –  XXI в; ­используя историческую карту, характеризовать социально­экономическое и  политическое развитие государств начала XX – XXI в; ­применять  элементы источниковедческого анализа при работе с  историческими материалами; ­осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной  литератур, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в  виде рефератов, презентаций и др. ­проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи,  города, края в начале XX – XXI в.