Рабочая программа по истории 10-11 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
история
10 кл—11 кл
20.05.2018
Рабочая программа по истории 10-11 класс
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МОУ «Рудногорская сош», примерной программы среднего общего образования (сб. нормативных документов/ История. сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. 2-е изд. – М.: Дрофа, 2008 г.), авторской программы курса «История России с древнейших времен до конца XIX века» С.И.Козленко, С.В.Агафонов., (2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2013 года) и «История России. XX - начало XXI века» С.И.Козленко, Н.В.Загладин., Загладиной Х.Т. (7-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2012 года)
Рабочая программа по история 10-11 класс.doc
Муниципальное  образовательное учреждение Рудногорская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ:                           СОГЛАСОВАНО:                          РАССМОТРЕНО: Директор школы                         Председатель МС школы               На заседании ШМО __________________                  ___________________                ___________________ «___»_________ ____г.             «___»_________ ____г.               «___»_________ ____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по учебному предмету «История» ФКГОС  среднего общего образования (10­11 классы) 2014  ­ 2019 учебный год 1. Пояснительная записка Рабочая     программа   по   истории   составлена   на   основе   федерального   компонента   общего   образования,   учебного   плана   МОУ государственного   стандарта   основного   «Рудногорская   сош»,   примерной   программы   среднего   общего   образования  (сб.   нормативных документов/   История.   сост.   Э.Д.Днепров,   А.Г.   Аркадьев.   2­е   изд.   –   М.:   Дрофа,   2008   г.), авторской   программы   курса   «История   России   с   древнейших   времен   до   конца  XIX    века» С.И.Козленко,   С.В.Агафонов.,   (2­е   изд.   ­   М.:   ООО   «ТИД   «Русское   слово»,   2013   года)  и «История  России. XX ­ начало   XXI века» С.И.Козленко, Н.В.Загладин., Загладиной Х.Т. (7­е изд. ­ М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2012 года) Рабочая программа ориентирована на использование УМК: – А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.  История  с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Русское слово, 2014; Н.В.Загладин Ю.А.Петров. История. Конец  XIX  начало  XXI   века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 5­е изд. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014. ­Загладин Н.В, Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец  XIX  – начало  XXI  века» (11 класс) при изучении   предмета   на   базовом   и   профильном   уровнях   и   Программа   курса.   Профильное обучение. – 4­е изд., перераб. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Программа   рассчитана   на  134     часа   для   обязательного   изучения   учебного   предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в 10 классе ­  68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В 11 классе – 66, из расчета 2 учебных часа   в   неделю.     Основные   содержательные   линии   примерной   программы   базового   уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно­ параллельное  изучение с возможностью интеграции  некоторых тем из  состава  обоих курсов. Изучение   каждого   из   этих   курсов   основывается   на   проблемно­хронологическом   подходе   с приоритетом   учебного   материала,   связанного   с   воспитательными   и   развивающими   задачами, важного   с   точки   зрения   социализации   школьника,   приобретения   им   общественно   значимых знаний, умений, навыков. С   учетом   социальной   значимости   и   актуальности   содержания   курса   истории     программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X­XI классов: Класс ы X класс XI класс Объем учебного времени (федеральный компонент) 68 ч 66 ч Разделы  программы История России История России (с   древнейших   времен   до середины XIX в.) – не менее 46 ч История России (вторая   половина   XIX   в.   – начало XXI вв.) – не менее 46 ч Всеобщая история Всеобщая история (с   древнейших   времен   до середины XIX в.) – не менее 22 ч Всеобщая история (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 20 ч Изучение истории в полной средней школе на базовом уровне направлено на  достижение следующих целей: ­ воспитание гражданственности,  развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления   ими   исторически   сложившихся   культурных,   религиозных,   этнонациональных традиций,   нравственных   и   социальных   установок,   идеологических   доктрин,   существующих   в современном мире; ­ расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории; ­   развитие   способности   понимать   историческую   обусловленность   явлений   и   процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить  взгляды и принципы  с исторически возникшими мировоззренческими системами; ­ освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и Роли России во всемирно­историческом   развитии; ­ формирования исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки   зрения   их   исторической   обусловленности,   сопоставлять   различные   версии   и   оценки исторических   событий   и   личностей,   определять   собственное   отношение   к   дискуссионным проблемам прошлого и современности. Основными задачами являются: ­ сформулировать у старшеклассников целостное представление о процессах и тенденциях мирового развития; ­ освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории; ­воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважение к историческому пути своего   и   других   народов,   что   особенно   важно   в   условиях   многонациональной   и поликонфессиональной России; ­развитие   у   учащихся   исторического   мышления,   под   которым   понимается   овладение конкретно­историческим  к событиям и явлениям прошлого, а также умение аргументированно выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; ­овладение   учащимися   умениями   и   навыками   поисками   и   систематизации   исторической информации, работы с различными типами исторических источников. 2. Результаты  обучения  В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать  основные   факты,   процессы   и   явления,   характеризующие   целостность   и   системность отечественной и всемирной истории;   периодизацию всемирной и отечественной истории; современные   версии   и   трактовки   важнейших   проблем   отечественной   и   всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;   уметь     проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически   анализировать   источник   исторической   информации   (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать   в   исторической   информации   факты   и   мнения,   исторические   описания   и исторические объяснения; устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями,   пространственные   и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений; участвовать   в   дискуссиях   по   историческим   проблемам,   формулировать   собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять   результаты   изучения   исторического   материала   в   формах   конспекта, реферата, рецензии; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; извне социальной информации; формами социального поведения; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой соотнесения   своих   действий   и   поступков   окружающих   с   исторически   возникшими        осознания   себя   как   представителя   исторически   сложившегося   гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. Основные методы  и формы работы: В   качестве   технологии   обучения   по   данной   рабочей   учебной   программе   используется традиционная  технология.  В рамках традиционной технологии  применяются частные  методы следующих педтехнологий:  технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным   текстом,   опираться   на   жизненный   опыт,   визуализировать   учебный   материал, анализировать проблемы современности);  технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);  технология   коллективного   способа   обучения,   технология   обучения   в сотрудничестве   (развитие   коммуникативных   навыков   обучающихся,   умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);  метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно­ значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);  теория   решения   изобретательских   задач   –   ТРИЗ   педагогика   (формирование самостоятельного   и   нестандартного   стиля   мышления,   умений   работать   с   открытыми заданиями, не имеющими четкого решения). Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся. Рабочая программа предусматривает  наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, дебаты, круглые столы, презентации, конференции   и   др.;   предусматривает   использование   различных   современных   технологий обучения   (интерактивное   обучение   с   использованием   ИКТ),   что   способствует   развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления. Формы организации учебного процесса: Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации: ● коллективная; ● групповая; ● индивидуальная. ● содержания; ● обучающих средств; ● методов обучения. Виды   учебных   занятий:  урок,   практическое   занятие,     игры­обсуждения,   проектная деятельность, дистанционное обучение. 3. Содержание тем учебного курса Всеобщая история 10 класс Раздел 1. История как наука. История   в   системе   гуманитарных   наук.  История   России   –   часть   всемирной   истории. Основные концепции исторического развития человечества Раздел 2. Предцивилизационная  стадия  истории  человечества Современные научные концепции   происхождения   человека   и   общества.  Природное   и   социальное   в   человеке   и человеческом   сообществе   первобытной   эпохи.  Расселение   древнейшего   человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения. Раздел 3. Цивилизации Древнего мира и Средневековья Архаичные   цивилизации.   Развитие государственности   и   форм   социальной   организации.   Мифологическая   картина   мира. Возникновение письменности и накопление знаний.   Особенности   материальной   культуры. Первые   цивилизации   Древнего   Востока.  Возникновение   религиозной   картины   мира. Философское наследие Древнего Востока. Античные   цивилизации   Средиземноморья.   Полисная   политико­правовая   организация   и социальная   структура.   Демократия   и   тирания.   Римская   республика   и   империя.   Римское право.  Мифологическая   картина   мира   и   формирование   научной   формы   мышления   в античном обществе.  Философское   наследие   Древней  Греции  и  Рима.   Становление  иудео­ христианской   духовной   традиции,   ее   религиозно­мировоззренческие   особенности.  Ранняя христианская церковь. Возникновение   исламской   цивилизации.   Социальные   нормы   и   мотивы   общественного поведения   человека   в   исламском   обществе.  Социокультурные   особенности   арабского   и тюркского   общества.  Исламская   духовная   культура   и   философская   мысль   в   эпоху Средневековья. Христианская         средневековая         цивилизация         в         Европе.           Складывание западноевропей с к о г о   и   в о с т о чноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное   и   политическое   влияние  Византии.  Особенности   социальной   этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Становление   и  развитие   сословно­корпоративного строя  в европейском  средневековом обществе.   Феодализм   как   система   социальной   организации   и   властных   отношений. Образование   централизованных   государств.   Роль   церкви   в   европейском   обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья. Традиционное   (аграрное)   общество   на   Западе   и   Востоке:   особенности   социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой   цивилизации.  Социально­политический,   религиозный,   демографический кризис европейского традиционного общества в Х1У­ХУ вв. Предпосылки модернизации. Раздел 4.   Понятие   «Новое   время».  Модернизация   как   процесс   перехода   от   традиционного     Новое время: эпоха модернизации (аграрного) к индустриальному обществу. Великие   географические   открытия   и   начало   европейской   колониальной   экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Усиление   роли   техногенных   факторов   общественного   развития   в   ходе   модернизации. Торговый   и   мануфактурный   капитализм..  Новации   в   образе   жизни,   характере   мышления, ценностных   ориентирах   и   социальных   нормах   в   эпоху   Возрождения   и   Реформации. Становление   протестантской   политической   культуры   и   социальной   этики. Конфессиональный раскол европейского общества. От   сословно­представительных   монархий   к   абсолютизму   ­   эволюция   европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции ХУП­ХГХ вв. Идеология Просвещения. Возникновение идеологических доктрин либерализма,   консерватизма,   социализма,   анархизма.   Марксизм  и   рабочее   революционное движение.  Национализм   и   его   влияние   на   общественно­политическую   жизнь   в   странах Европы. Технический   прогресс   в   Новое   время.   Развитие   капиталистических   отношений. Промышленный   переворот.   Капитализм   свободной   конкуренции.   Циклический   характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в ХГХ в. Буржуа и пролетарии.   Эволюция   традиционных   социальных   групп   в   индустриальном   обществе. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в ХУП­ХГХ вв. Культурное наследие Нового времени. Эволюция системы международных отношений в конце XV ­ середине XIX вв. Зарождение международного   права.   Роль   геополитических   факторов   в   международных   отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. История России Раздел 1. Наше отечество в древности Место славян среди индоевропейцев. Индоевропейцы, их расселение. Распад общности индоевропейцев на восточную, западноевропейскую, славянскую и балтскую группы народов. Славянство   как   древнейшая   и   неотъемлемая   часть   европейского   сообщества   народов. Вторжение   индоевропейцев   на   новые   земли.   Смешение   индоевропейцев   с   местным неолитическим населением. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Первые нашествия на восточных славян. Нашествие ираноязычных кочевников — скифов. Греческие колонии и скифы. Соседи   восточных   славян.   Формирование   мира   балтов.   Угро­финские   народы.   Предки адыгов, осетин (аланов) и других горских народов. Тюркоязычные племена Южной Сибири. Великое   переселение   народов   с   конца   IV   в.   Участие   славян   в   Великом   переселении народов.   Демографический   взрыв   славянского   населения   на   больших   пространствах Восточной Европы в V—VI вв. Крупные   перемены   в   составе   общества   славян:   усиление   роли   племенных   вождей   и старейшин, складывание вокруг них дружин, появление богатых и бедных. Формирование   двух   крупных   восточнославянских   образований   —   склавинов   и   антов. Славянский вождь Кий. Формирование славянского центра в Приильменье. Борьба восточных славян с аварами и хазарами в VI—VII вв. Славянские народы и Византия. Раздел 2. Становление Древнерусского государства Появление в восточнославянских землях (в Среднем Поднепровье во главе с Киевом и в северо­западном   районе   во   главе   с   Ладогой   и   Новгородом)   племенных   союзов   и межплеменных группировок как начальной восточнославянской государственности. Военные походы восточных славян в IX в. Аскольд. Проблема варягов в историографии. Норманнская теория создания Русского государства. Позиции норманистов и антинорманистов сегодня. Происхождение слова «Русь». Рюрик   в   Новгороде.   Начало   династии   Рюриковичей.   Военная   победа   новгородского Севера   над   киевским   Югом   —   начало   единого   Русского   государства.   Князь   Олег,   его политика по объединению славянских земель. Противоборство кочевым племенам. Принятие Олегом титула великого князя. Поход на Византию 907 г. Княжение   Игоря.   Походы   Игоря   на   Византию.   Полюдье   и   гибель   Игоря.   Правление княгини Ольги. Система сбора дани при Ольге. Внешняя политика княгини Ольги. Крещение Ольги. Правление   князя   Святослава.   Продолжение   политики   Игоря   и   Ольги   по   объединению восточнославянских   земель   и   централизации   системы   управления.   Внешняя   политика Святослава.   Святослав   —   «Александр   Македонский   Восточной   Европы».   Смерть Святослава. Борьба за власть. Ослабление единства Руси. Приход к власти Владимира Святославича — новая победа Русского Севера над Русским Югом.   Укрепление   единства   Русской   земли.   Активная   внешняя   политика   Владимира. Противоборство печенегам. Владимир как организатор русского войска. Крещение   Руси.   Причины   необходимости   крещения   Руси.   Выбор   крещения   по византийскому обряду. Процесс крещения Руси. Двоеверие. Значение христианизации Руси. Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. Смерть Владимира Святославича. Борьба за великокняжеский престол. Ослабление центральной власти. Святые Борис и Глеб. Приход к власти Ярослава  Мудрого. Укрепление  системы  управления страной. «Русская правда» — первый на Руси писанный свод законов. Развитие культуры Руси в годы правления Ярослава   Мудрого.   Внешняя   политика   Ярослава   Мудрого:   расширение   границ   Руси, укрепление международных связей, победа над печенегами, взаимоотношения с Византией. Русское   общество   в   XI   в.   Система   управления   страной.   Возникновение   феодальной земельной собственности. Феодально­зависимое население. Армия: структура, вооружение, порядок   боевых   действий.   Города.   Торговля.   Система   церковной   религиозной   жизни. Монастыри. Первые восстания на Руси: 1024 г. — в Суздальской земле, 1068 г. — в Киеве. «Русская правда» Ярославичей. Междоусобица   сыновей   Ярослава   Мудрого.   Борьба   с   половцами.   Продолжение междоусобицы при внуках Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах. Восстание   1113   г.   в   Киеве.   Приход   на   великокняжеский   престол   Владимира   Мономаха. Политика Владимира Мономаха: прекращение внутренней борьбы в русском обществе, новая «Русская правда», воссоздание единства Руси, военные походы, укрепление международного положения Руси. Мстислав Великий. Распад   Древнерусского   государства.   Распря   Мономашичей.   Юрий   Владимирович Долгорукий. Причины распада Древней Руси: усилившаяся экономическая мощь различных русских земель; огромная территория, различные природные и экономические особенности отдельных   ее   частей,   постоянные   княжеские   разделы   земель.   Значение   Древнерусского государства в истории страны. Политическая раздробленность Руси — закономерный этап в истории страны. Сохранение сил,   которые   содействовали   единению   страны:   власть   великих   князей,   влияние   Русской Православной Церкви, существование внешней опасности. Русские  княжества XII—XIII вв.: Киевское, Чернигово­Северское, Галицко­Волынское, Владимиро­Суздальское, Господин Великий Новгород. Возникновение   Москвы.   Андрей   Боголюбский.   Всеволод   Большое   Гнездо   и   расцвет Владимиро­Суздальской Руси. Культура   народа   —   часть   его   истории.   Единство   культуры   восточных   славян. Взаимообогащение культуры восточных славян и их соседей. Влияние на Русь византийской культуры. Соединение в культуре Руси культуры языческого мира и культуры христианской. Письменность,   грамотность,   школа.   Летописи.   Литература.   Архитектура.   Живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Быт народа. Зарождение русской цивилизации. Раздел 3. от Руси к России Монголо­татарское нашествие на Русь. Монголо­татары. Развитие феодальных отношений и   зарождение   государства   у   монголов.   Военизированный   характер   монгольской государственности. Чингисхан. Завоевания монголов. Битва на Калке. Нашествия на Русь. Причины   военного   поражения   русских   княжеств.   Монголо­татарское   иго.   Ограниченная автономия русских княжеств. Итоги монголо­татарского нашествия и установления ига. Натиск врагов на северо­западных границах России. Первые схватки с крестоносцами и литовцами. Невская битва 1240 г. Александр Невский. Ледовое побоище 1242 г. Возрождение   Руси.   Русь   и   Золотая   Орда   при   Александре   Невском.   Восстания   против власти монголов во второй половине XIII в. Карательные ордынские экспедиции. Миграции населения Руси. Причины быстрого роста населения Северо­Восточной Руси. Роль Русской Православной  Церкви в подъеме Руси. Монастыри  в хозяйственной колонизации Северо­ Восточной Руси. Возрождение   крестьянства.   Восстановление   и   рост   городов.   Рост   слобод.   Развитие посадского населения. Формирование   системы   зависимости   людей   друг   от   друга   на   основе   права   владения землей.   Ее   роль   в   укреплении   экономической   мощи   края,   усилении   княжеской   власти   и одновременно обострении социальных противоречий. Возвышение новых русских центров (западные и центральные русские земли — Полоцкое, Смоленское  и другие княжества, земли в междуречье Оки и Волги). Усиление  Великого Новгорода. Появление Литовско­Русского государства. Лидерство   Тверского   княжества   на   рубеже   XIII   —   XIV   вв.   Князь   тверской   Михаил Ярославич. Первый московский князь Даниил. Борьба Твери и Москвы за первенство. Князь московский Юрий Даниилович. Разделение Руси на два враждующих лагеря — во главе с Тверью и Москвой. Иван Данилович Калита. Политические,   социальные,   территориально­географические   предпосылки   возвышения Москвы. Продолжение   политики   Ивана   Калиты   его   сыновьями   —   Семеном   Гордым   и   Иваном Красным. Противоборство Москвы и Литвы. Открытая  борьбы с Ордой.  Битва на реке Воже в 1378 г. Куликовская битва 1380 г. Дмитрий Донской. Владимир Андреевич серпуховской. Историческое значение Куликовской битвы. Поход 1382 г. Тохтамыша на Москву. Правление   Василия   I   Дмитриевича.   Обострение   отношений   Московского   княжества   и Литвы. Расширение земель Московского княжества. Поход Тимура на Русь. Противостояние Руси полчищам Едигеевой рати. Грюнвальдская битва. Роль Русской Православной Церкви в объединении Руси. Сергий Радонежский. Феодальная война на Руси. Борьба за московский трон. Расстановка сил. Ход борьбы, ее этапы.   Юрий   звенигородский.   Василий   II.   Итоги   войны,   ее   роль   в   дальнейшем   развитии русских земель. Иван III. Расширение земель Московского государства. Подчинение Новгорода. Марфа Борецкая. Освобождение от ордынского ига. Иван III — государь всея Руси. Продолжение присоединения земель под власть великого князя. Включение Тверского княжества в состав Русского   государства.   Противоборство   Ивана   III   и   удельных   князей.   Завершение объединения   русских  земель   в первой   четверти  XVI в.,  образование  территории  единого Русского государства. Формирование  новой   системы  управления  страной.  Структура  центральных  и   местных органов власти. «Судебник» 1497 г. Выход России на международную арену. Противоборство Русского государства и Швеции. Успехи Ивана III в борьбе с Литвой и Ливонским орденом. Формирование многонационального государства. Складывание великорусской народности. Хозяйство и люди. Крестьянство. Роль свободного крестьянства в обеспечении процесса внутренней колонизации страны, подъема сельского хозяйства, укрепления военной мощи государства. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Россия ХV — XVI вв. в сравнении с Западом. Государство. Русская Православная Церковь. Превращение Русской Православной Церкви в автокефальную в середине XV в. Ереси. «Москва — Третий Рим». Культура и быт в XIV—XV вв. Летописание. Создание исторических сочинений. Жития, сказания и «хождения». Зодчество. Краснокирпичный Московский Кремль. Новая русская живопись.   Фольклор.   Отражение   в   фольклоре   общерусских   событий.   Существенные изменения быта богатых людей. Правление Василия III. Увеличение личной власти монарха, факторы, его обусловившие: необходимость сплочения народа вокруг государя в условиях внешней угрозы и преодоления зависимости от иноземных сил; влияние порядков, существовавших в Орде. Складывание системы приказов. Зарождение бюрократии. Усиление армии. Наступательная   внешняя   политика   Василия   III   (возвращение   Смоленска,   попытка овладения волжским путем). Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Первое боярское правительство. Правление Елены Глинской. Боярские группировки у власти. Иван IV. Венчание на царство. Восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. «Судебник» 1550 г. «Стоглав». Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани. Борьба с Крымским ханством. Ливонская война. Присоединение Сибири. Сущность опричнины. Опричный террор. Конец опричнины. Влияние опричнины на жизнь страны. Конец династии Рюриковичей. Раздел 4. Россия в XVII столетии. Сущность и причины Смуты рубежа XVI—XVII вв. Приход   к   власти   Бориса   Годунова.   Политика   Бориса   Годунова:   поддержка   хозяйства служилого класса дворян, развитие просвещения; рост городского строительства. Новые народные беды. Неурожаи первых лет XVII в. Попытки правительства Годунова ослабить  воздействие  стихийных  бедствий  на жизнь населения.  Рост грабежей и разбоев. Восстание 1603 г. под руководством Хлопка Косолапа. Поход   Лжедмитрия   I   на   Москву.   Смерть   Б.   Годунова.   Восстание   в   Москве.   Приход Лжедмитрия к власти. Правление Лжедмитрия и его гибель. Кризис  общества  и  государства   в России.  Боярский   царь Василий   Шуйский.   Попытка перехода  России  от самодержавия  и деспотизма к боярскому коллективному  правлению. Гражданская война. Поход повстанцев на Москву. Иван Болотников. Поражение народного восстания.   Лжедмитрий   II.   Иностранное   вмешательство   в   русскую   Смуту.   Свержение Шуйского. «Семибоярщина». Приход поляков в Кремль. Патриотическая позиция средних слоев населения России. Первое ополчение. Патриарх Гермоген. Бои ополченцев в Москве. Открытое объявление Сигизмунда III о претензиях на русский трон. Захват Новгорода шведами. Неудачные попытки ополченцев овладеть Москвой. Распад Первого ополчения. Второе   ополчение.   Ведущая   роль   Русской   Православной   Церкви   в   мобилизации   сил народа. Кузьма Минин. Князь Дмитрий  Пожарский.  Создание  Второго ополчения. Поход ополченцев. «Ярославское стояние». Совет всей земли — правительство Второго ополчения. Освобождение Москвы. Причины победы Второго ополчения. Избрание   Михаила   Романова   на   царство.   Необходимость   сильной   центральной   власти. Решение Земского собора об избрании царем Михаила Романова. Подвиг Ивана Сусанина. Россия   после   Смуты.   Последствия   Смуты.   Возрождение   самодержавия.   Личность Михаила Романова. Войны с Польшей и Швецией. Частичное   восстановление   сельского   хозяйства.   Развитие   сельских   промыслов.   1620— 1630­е гг. — рубежные в развитии российской промышленности: появление первых крупных предприятий   в   России   (Пушечный   и   Хамовные   дворы,   восстановление   и   рост   Печатного двора   в   Москве,   оружейные   дворы   и   мастерские   в   Туле,   железоделательное   и соледобывающее производство в Предуралье). Восстановление международных связей России. Возрождение внешней торговли. Политика правительства по отношению к вновь присоединенным народам. Укрепление   военной   мощи   страны   и   внешняя   политика.   Рост   финансирования   армии. Начало   привлечения   в   армию   наемников   из   других   стран.   Полки   иноземного   строя. Строительство оборонительных сооружений. Дипломатическая активность. Ведение боевых действий: Смоленская война 1632—1634 гг. и подписание Поляновского мира между Россией и Речью Посполитой. Захват казаками крепости Азов. Первые   годы   правления   Алексея   Михайловича.   Уложение   1649   г.   Противоречия российской   жизни   во   второй   половине   XVII   в.:   новые   явления   в   экономике   на   фоне отсутствия   вольнонаемного   труда,   свободного   предпринимательства   и   эксплуатации колоний. Использование властями крепостных крестьян в освоении новых земель. Развитие сельского хозяйства по экстенсивному пути. Начало   складывания   всероссийского   рынка.   Зарождение   мануфактур.   Особенности российских   мануфактур.   Рост   торговли.   Москва   —   центр   торговых   связей.   Развитие торговых центров в различных частях страны. Укрепление купеческого сословия. Сословный строй. Господствующее положение феодалов. Процесс сближения вотчины с поместьем. Церковные феодалы и феодальные корпорации — монастыри. Рост численности посадских людей. Категории крестьянского сословия, их положение. Сословия и развитие рыночных отношений. Социальные  протесты. Рост социального напряжения в стране. Соляной бунт. Медный бунт. Казацко­крестьянское восстание конца 1660 — начала 1670­х гг. С.Т. Разин. Внутренняя   и   внешняя   политика   Алексея   Михайловича.   Рост   противоречия   между Церковью   и   государством.   Церковная   реформа.   Патриарх   Никон.   Старообрядчество. Ревнители   благочестия.   Протопоп   Аввакум.   Разрыв   между   царем   и   Никоном.   Смещение Никона. Усиление царской власти. Возвышение роли царя в представлении народа. Укрепление   армии.   Использование   солдатских,   рейтарских,   драгунских   полков   — полностью профессиональных войск. Рост   внешнеполитических   связей.   Отношения   с   Польшей.   Положение   на   украинских землях. Присоединение Левобережной Украины к России. Народы   России   в   XVII   в.   Рост   территории   страны.   Влияние   на   жизнь   народов   их включения   в   состав   России.   Окончательное   присоединение   Сибири.   Землепроходцы   и первооткрыватели. И.В. Москвитин. С.И. Дежнев. В.Д. Поярков. Е.П. Хабаров. Освоение Дальнего Востока. В.В. Атласов. Россия накануне преобразований. Правление Федора Алексеевича. Восстание стрельцов 1682 г. и приход Софьи к власти. Правление Софьи. Приход к власти Петра. Новые   явления   в   русской   культуре.Культура   и   быт   России   в  XVI­XVII   в.   Развитие культуры   на   переломе   эпох.   Противоречивая   роль   Церкви   в   общем   развитии   культуры. Борьба   против   западной   (латинской)   культуры.   Влияние   колонизационных   процессов   на развитие русской культуры. Раздел 5. Россия в XVIII столетии. Мужание Петра. Азовские походы. Великое посольство. Внешняя политика Петра I. Северная война. Нарвское сражение 1700 г. Битва у Лесной. Полтавское сражение. Прутский поход. Военные действия в Финляндии. Сражения на море. Ништадский мир. Провозглашение России империей. Значение победы России в Северной войне. Персидский поход. Реформы   Петра   I.   Опора   на   мощь   неограниченной   власти   монарха,   дальнейшее закрепощение крестьянства, методы насилия. Реформы   в   области   экономики:   создание   тяжелой   промышленности,   привлечение   в промышленность частного капитала, решение задачи снабжения промышленных предприятий рабочей силой, развитие ремесла и торговли, политика протекционизма, развитие сельского хозяйства. Реформа армии и флота: рекрутская повинность; становление национальной регулярной армии,   система   полевой   подготовки   войск,   новое   вооружение   и   порядок   ведения   боя, создание военно­морского флота. Реформы   государственного   устройства:   новая   система   высших   органов   власти   и управления, введение губерний, магистраты, «Табель о рангах» 1722 г. Перемены в положении сословий. Новшества культуры и быта. Развитие науки. Литература и искусство. «Птенцы гнезда Петрова». Царь и народ. Личность Петра I. Создание абсолютистской, крепостнической, сильной европейской державы — главный результат преобразований Петра I. Рост национального и государственного   самосознания   населения.   Формирование   в   многонациональной   стране российской государственной общности людей, объединяющей разные народы. Методы   проведения   петровских   реформ.   Усиление   налогового   гнета   на   население. Народные восстания. Астраханский бунт 1705 г. Восстание в Башкирии 1707 г. Восстание под предводительством К. Булавина. Оппозиция   в   верхах   общества.   Заговор   против   царя.   Царевич   Алексей.   Вопрос   о престолонаследии. Эпоха   дворцовых   переворотов.   Положение   России   после   смерти   Петра   I.   Преемники императора. Борьба за власть. Екатерина I. Петр II. Власть «верховников». Правление Анны Иоанновны. Бироновщина. Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Приход к власти. Реформы в области экономики. Подъем промышленности   и   торговли.   Процесс   формирования   национальной   буржуазии.   Жесткая политика в области религии и национальных отношений. Внешняя политика России в 1740—1750­е гг. Участие России в Семилетней войне. П.А. Румянцев. П.С. Салтыков. Народные возмущения. Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот. Приход к власти Екатерины II. Россия   в   первое   время   правления   Екатерины   II.   Раздача   дворянам   государственных земель, населенных крестьянами. Правление Екатерины II — противоречивая борьба между идеалами   просвещенного   абсолютизма   и   российской   реальностью.   Наступление   на   права крестьян. Личность Екатерины II. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II. От   либерализации   к   централизации   власти.   Усиление   центральной   власти.   Расцвет дворянской империи. Восстание   Пугачева.   Предпосылки   восстания.   Личность   Е.И.   Пугачева.   Армия восставших. Ход восстания. Причины поражения и значение восстания. Укрепление   дворянского   государства.   Отказ   Екатерины   II   от   либеральных   попыток облегчить участь крестьян. Реформа местного управления 1775 г. Создание единообразной для всей империи судебной системы. Городская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Рост территории и населения. Превращение   России   в   самое   большое   государство   мира.   Вмешательство   государства   в экономику.   Рост промышленности. Изменения в сельском хозяйстве. Факторы влияния на рост российской торговли. Состояние финансов.   Крепостничество   как   тормозящий   фактор   развития   России. Жизнь и хозяйство народов России. Вхождение новых народов в состав России. Разные стадии  цивилизационного  развития народов страны. Общие черты развития национальных районов   России.   Формирование   национальной   политики   правительства:   уважение национальных   особенностей   народов,   представление   полной   свободы   для   их вероисповедания, установление определенных налоговых льгот для местного населения по сравнению с русскими переселенцами, освобождение от ряда повинностей. Внешняя политика России. Проблемы   внешней   политики   России:   борьба   с   Польско­Литовским   государством   за древние русские земли, обеспечение выхода к Балтийскому морю, выход к Черному морю и пути их решения. Русско­турецкие   войны.   А.В.   Суворов.   Г.А.   Потемкин.   Ф.Ф.   Ушаков.   Освоение Новороссии и Крыма. Разделы Польши. Раздел 6. Россия в XIX столетии. Россия   на   рубеже   веков:   территория,   население,   экономическое   развитие.   Российское государство.   Российская   бюрократия.   Сословный   строй.   Крепостная   система.   Роль российских городов в жизни страны. Место России в мире.Правление Павла I Первые   годы   правления   Александра   I.   Реформаторские   шаги   императора   в   начале правления: некоторая либерализация русской жизни, ликвидация Тайной канцелярии, указы о праве покупки земель купцами, мещанами, государственными крестьянами и крестьянами, вышедшими   из   крепостной   зависимости.   Указ   о   вольных   хлебопашцах.   Прекращение практики раздачи государственных крестьян в частную собственность. Изменения в области образования. Негласный   комитет.   Учреждение   министерств   с   системой   единоначалия.   М.М. Сперанский и его проекты. Внешняя политика России. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Битва при Аустерлице. Влияние поражения русско­австрийской армии на соотношение сил в Европе. Русско­турецкая война 1806—1812 гг. Новая антифранцузская коалиция. Тильзитский мир. Война   России   со   Швецией.   Включение   Финляндии   в   состав   России.   Войны   с   Ираном   и Турцией. Включение в состав России Закавказья и Молдавии. Отечественная война 1812 г. Вторжение войск Наполеона в Россию. Соотношение сил. Планы сторон. Этапы войны. Российские полководцы М.И. Кутузов, М.Б. Барклай­де­Толли, П.И. Багратион, А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, М.А. Милорадович, П.А. Коновницын, Д.С. Дохтуров, М.И. Платов. Смоленское сражение. Бородинская битва. Вступление Наполеона в Москву. Пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра. Народная война. Партизанское движение. Контрнаступление русской армии. Изгнание войск Наполеона из России. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз, роль России в нем. Жизнь России в послевоенный период. Эмоциональный подъем в русском обществе под воздействием   победы   в   Отечественной   войне.   Сохранение   крепостного   права, абсолютистского режима, самодержавия, отстраненности народа от решения судеб страны. Возникшие надежды на существенные перемены и инертность русской жизни. Положение народных масс, армии. Восстание Семеновского полка. Военные поселения. А.А. Аракчеев. Спор о личности  А.А. Аракчеева  в историографии.  Внутренняя  политика  правительства: ужесточение мер направленных на пресечение крестьянских побегов от помещиков, создание проекта освобождения крестьян от крепостного права и проекта Конституции России. Н.Н. Новосильцев. Создание выборной представительной власти в Финляндии. Конституционная реформа в Польше. Движение декабристов. Предпосылки движения. Отличия движения декабристов от всех предшествовавших ему выступлений против власти в России. Состав тайных организаций. Программные установки декабристов.  «Конституция» Н.М. Муравьева. «Русская  правда» П.И.   Пестеля.   События   14   декабря   1825   г.   Причины   поражения   декабристов.   Влияние движения декабристов на русское общество. Внутренняя   политика   Николая   I.   Личность   императора   Николая   Павловича. Преобразования в государственном управлении: образование новых министерств, создание Третьего   отделения   Собственной   Его   Величества   Канцелярии.   Кодификация законодательства. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос. Закон об обязательных крестьянах. Министерство государственных имуществ. П.Д. Киселев. На страже империи. А.Х. Бенкендорф. С.С. Уваров. Теория официальной народности. Внешняя политика Николая I. Польское восстание. Участие русской армии в подавлении венгерской революции 1848—1849 гг. Политика России на Кавказе. Кавказская война. Имам Шамиль. Сущность «восточного вопроса». Войны с Персией и Турцией. Крымская война. Ход боевых действий. Оборона Севастополя. В.А. Корнилов. П.С. Нахимов. Итоги Крымской войны. Общественная и духовная жизнь России. Славянофилы и западники. А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. В.П. Боткин, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский,  Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. Русская Православная Церковь. Преподобный Серафим Саровский и митрополит московский Филарет. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Реформы   Александра   II.   Личность   императора.   Необходимость   реформ.   Нарастающее отставание   России   от   ведущих   стран   мира.   Обострение   социально­экономической   и общественно­политической ситуации в России после поражения в Крымской войне. Отмена крепостного права. Проекты отмены крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян. Временнообязанные. Отрезки. Выкупные операции и выкупные   платежи.   Реакция   крестьян   на   реформу.   Дискуссии   современников   о   значении реформы. Реформа в освещении историографии. Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменение системы образования. Значение реформ 1860—1870­х гг. Россия   после   отмены   крепостного   права.   Сельское   хозяйство.   Постепенные положительные   изменения   условий   хозяйственной   деятельности   в   деревне.   Рост продуктивности сельскохозяйственного производства. Отработки. Роль сохраненной общины в жизни крестьян. Развитие   торговли   и   промышленности.   Формирование   экономической   политики   под руководством   М.Х.   Рейтерна   в   условиях   модернизации   России.   Строительство   железных дорог. Положение в стране к началу 1880­х гг. Народнический террор. «Земля и воля» 1860­х гг. Основные направления в народничестве, его идеология. Действия народников. Появление террористических  организаций.  Нечаевщина.  «Земля и  воля» 1870­х гг. Раскол  «Земли  и воли»: «Народная воля» и «Черный передел». Террор. Убийство Александра II. Россия в годы правления Александра III. Личность императора. Основные направления внутренней   политики.   Строгая   регламентация   социальной   жизни.   Принятие   законов, составивших   основу   российского   рабочего   законодательства.   Политика   поощрения индустрии.   Поддержка   помещичьих   хозяйств.   Мировые   посредники.   Институт   земских начальников. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Новое городовое положение.   Корректировка   судопроизводства.   Усиление   государственного   контроля   над высшими   учебными   заведениями.   Процесс   возвращения   России   статуса   полноправной великой   державы.   Европейская   политика.   Образование   русско­французского   союза. Отношения России с Англией и со странами Азии. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ        11 класс Раздел 1. От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества. Основные направления научно­технического прогресса: от технической революции конца ХГХ   в.   к   научно­технической   революции   ХХ   в.   Монополистический   капитализм   и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. ­ середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960­х гг. Кризис   классических   идеологий   на   рубеже   ХГХ­ХХ   вв.   и   поиск   новых   моделей общественного   развития.   Социальный   либерализм,   социал­демократия,   христианская демократия.   Формирование   социального   правового   государства.   Изменение   принципов конституционного   строительства.   Демократизация   общественно­политической   жизни. Протестные   формы   общественных   движений.   Эволюция   коммунистического   движения   на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально­ психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960­х ­ 1970­х гг. Модели   ускоренной   модернизации   в   ХХ   в.:   дискуссии   о   «догоняющем   развитии»   и «особом пути». Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного   типа.   Особенности   государственно­ корпоративных  (фашистских)  и  партократических тоталитарных  режимов,  их  политики  в области государственно­правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.   Национал­социализм.   Фашизм. Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя. «Новые   индустриальные   страны»   (НИС)   Латинской   Америки   и   Юго­Восточной   Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально­ освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX ­ середине   ХХ  вв.  Мировые  войны  в  истории   человечества:   экономические,  политические, социально­психологические   и   демографические   причины   и   последствия.   Складывание международно­правовой   системы.   Лига   наций   и   ООН.   Развертывание   интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм   ­   изменение   мировоззренческих   и   эстетических   основ   художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Раздел 2. Человечество на этапе перехода к информационному обществу Дискуссия   о   постиндустриальной   стадии   общественного   развития.   Информационная революция. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Глобализация   общественного   развития   на   рубеже   XX­XXI   вв.   Интернационализация экономики   и   формирование   единого   информационного   пространства.   Особенности современных  социально­экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга». Система международных отношений на рубеже XX­XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис   международно­правовой   системы   и   проблема   национального   суверенитета. Локальные конфликты в современном мире. Особенности   развития   политической   идеологии   и   представительной   демократии   на рубеже   ХХ­ХХ1   вв.   Роль   политических   технологий   в   информационном   обществе. Мировоззренческие   основы   «неоконсервативной   революции».   Современная   социал­ демократическая   и   либеральная   идеология.   Попытки   формирования   идеологии   «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие   основы   постмодернизма.   Роль   элитарной   и   массовой   культуры   в информационном обществе. История России Раздел 1:  Российская империя накануне первой мировой войны Утверждение   капиталистической   модели   экономического   развития.   Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А.   Столыпина.   Обострение   экономических   и   социальных   противоречий   в   условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX­XX вв. Революция 1905­1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно­ политических союзов на рубеже XIX­XX вв. Русско­японская война 1904­1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914­1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно­ политический кризис накануне 1917 г. Духовная  жизнь  российского  общества  на  рубеже  веков  XIX­XX  веков.  Развитие системы     образования.   Научные     достижения     российских       ученых.       Возрождение национальных   традиций  в  искусстве  конца   XIX  в. Новаторские тенденции в развитии художественной   культуры.   Идейные   искания   российской   интеллигенции   в   начале   ХХ   в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Раздел 2. Россия в годы революций и Гражданской войны Революция     1917     г.     Падение     самодержавия.     Временное   правительство   и   Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация   общества.   Разложение   армии,   углубление   экономических   трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября   1917   г.   в   оценках   современников   и   историков.   Первые декреты  Советской  власти.  Созыв  и  роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России. Гражданская     война     и     иностранная     интервенция:     причины,     этапы,     участники. Цели    и    и      д  е      о  л      огия   п  р      о  т  ивоборствующих  сторон.  Политика  «военного  коммунизма».  «Белый»  и  «красный» террор. Причины по   ра   жения белого движения. Раздел 3. Советское государство и общество в 1920­1930­е гг. Экономическое  и  политическое  положение  Советской  России  после  гражданской войны.  Переход  к         н      о  в      ой экономической политике. Образование    СССР.    Полемика    о    принципах    национально­государственного строительства.   Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.  Успехи,  противоречия  и  кризисы  НЭПа.  Причины  свертывания  НЭПа.  Выбор стратегии  форсированного социально­экономического развития. 1936     характер      советской      экономические  последствия.  Противоречия  Индустриализация,   ее   источники   и   результаты.   Коллективизация,   ее   социальные социалистической  модернизации. управления.    партийно­  Массовые и   Конституция  Мобилизационный   государственного   аппарата.  Номенклатура. репрессии.  Культ  личности  И.В.Сталина. (командная)    экономики.   г.  Централизованная   система         Власть   Идеологические   основы   советского   общества   и   культура   в   1920­х   –   1930­х   гг. Утверждение    метода  социалистического  реализма.  Задачи  и  итоги  «культурной революции».  Создание  советской  системы  образования. Наука  в СССР в  1920­1930­е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ. Внешнеполитическая    стратегия    СССР    в    период    между    мировыми    войнами. Дипломатическое  признание СССР.  Рост военной  угрозы  в  начале  1930­х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский  договор  и  его последствия.  Военные столкновения  СССР  с  Японией  у  озера Хасан,  в  районе  реки  Халхин­гол.    Советско­германские  отношения  в  1939­1940  гг. Политика  СССР  на  начальном  этапе  Второй  мировой  войны.  Расширение  территории Советского Союза. Раздел 4. Великая Отечественная Война 1941­1945 гг Нападение  Германии  на  СССР.  Великая  Отечественная  война:   основные  этапы  военных действий. Причины неудач  на начальном этапе  войны.  Оккупационный режим  на советской  территории. Смоленское  сражение.  Блокада  Ленинграда.  Военно­стратегическое  и  международное значение  победы  Красной  Армии  под  Москвой.  Разгром  войск  агрессоров    под Сталинградом    и    на    Орловско­Курской    дуге:    коренной    перелом    в    ходе    войны. Освобождение  территории  СССР  и  военные  операции  Красной  Армии  в  Европе. Капитуляция  нацистской  Германии.  Участие  СССР   в  войне  с  Японией.    Развитие советского военного искусства. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в  Победу.  Перевод  экономики    СССР  на     военные  рельсы.    Эвакуация    населения    и производственных    мощностей    на    восток    страны.  Идеология  и  культура  в  военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу. СССР  в  антигитлеровской  коалиции.  Конференции  союзников  в  Тегеране,  Ялте  и Потсдаме  и  их  решения.  Ленд­лиз  и  его  значение.  Итоги  Великой  Отечественной  войны. Цена  Победы.  Роль  СССР  во  Второй  мировой  войне  и решении  вопросов  послевоенного устройства мира. Раздел 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945­1964 гг. Социально­экономическое     положение     СССР     после     войны.     Мобилизационные методы   восстановление хозяйства.  Идеологические  кампании  конца  1940­х  гг.  Холодная  война  и  ее  влияние на  экономику  и  внешнюю политику страны. Создание ракетно­ядерного оружия в СССР. Борьба  за  власть  в  высшем  руководстве  СССР  после  смерти  И.В.  Сталина.  ХХ культа   личности.   Концепция   построения   коммунизма.   Экономические   реформы съезд КПСС и осуждение 1950­х   –   начала   1960­х   гг., органов реорганизации  власти и управления. Биполярный      характер      послевоенной      системы      международных  отношений. Формирование    мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950­х – начала 1960­х гг. Карибский кризис и его значение. Духовная   жизнь   в   послевоенные   годы.   Ужесточение   партийного   контроля   над сферой   культуры. Демократизация  общественной  жизни  в  период  «оттепели».  Научно­ техническое  развитие  СССР,  достижения  в освоении космоса. Раздел 6. СССР в годы «коллективного руководства» Экономические  реформы  середины  1960­х  гг.  Замедление  темпов  научно­технического прогресса.  Дефицит товаров  народного  потребления,  развитие  «теневой  экономики»  и коррупции.  «Застой»  как  проявление  кризиса советской  модели  развития.  Концепция  развитого  социализма.  Конституция  1977  г. Диссидентское  и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980­х гг. СССР  в  глобальных  и  региональных  конфликтах  середины  1960­х  –  начала  1980­х  гг. Советский  Союз  и  политические  кризисы  в  странах  Восточной  Европы.  «Доктрина Брежнева».  Достижение  военно­стратегического паритета  СССР  и  США.  Хельсинкский процесс.  Политика  разрядки  и  причины  ее  срыва.    Афганская  война  и  ее последствия. ­  начала  1980­х  гг.  Новые  течения  в художественном  творчестве.  Роль  советской  науки в  развертывании научно­технической революции. Советская  культура  середины  1960­х  Раздел 7. Перестройка и распад советского общества Попытки   модернизации   советской   экономики   и   политической   системы   во   второй половине  1980­х  гг. Стратегия и «ускорения» ее   социально­экономического  Введение противоречия.   принципов развития самоокупаемости  и  хозрасчета,  начало  развития  предпринимательства.  Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Политика    «гласности».    Отмена    цензуры    и  развитие  плюрализма  в    СМИ. Демократизация  обще  с      т   в  ен   н      о  й жизни.  Формирование  многопартийности.  Кризис  коммунистической  идеологии. Утрата  руководящей  роли  К   ПСС           в  жизни   советского   общества.  Причины   роста напряженности    в   межэтнических  отношениях.  Подъем  национальных   движений  в союзных  республиках  и  политика      руководства  СССР.  Декларации  о  суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР. «Новое     политическое     мышление»     и     основанная     на     нем     внешнеполитическая стратегия.     Советско­американский диалог во второй половине 1980­х гг. Распад мировой социалистической системы. Раздел 8. Россия на рубеже ХХ­ХХ1 вв. Становление  новой  российской  государственности.  Политический   кризис  сентября­ октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993  г.  Общественно­политическое развитие России во  второй  половине  1990­х  гг.  Складывание  новых  политических  партий  и  движений. Межнациональные  и  межконфессиональные  отношения  в   современной  России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Переход  к  рыночной  экономике:  реформы  и  их  последствия.  «Шоковая  терапия». Структурная  перестройка   экономики,  изменение  отношений  собственности.  Дискуссия  о результатах социально­экономических и  политических реформ 1990­х гг. Президентские  выборы  2000  г.  Курс  на  укрепление  государственности,  экономический    упрочение    национальной подъем,  социальную  и  политическую    стабильность, безопасности,    достойное    для    России    место    в    мировом  сообществе.  Изменение  в расстановке  социально­политических  сил.  Роль  политических  технологий  в  общественно­ политической жизни страны. Участие   России   в   формировании   современной   международно­правовой    системы. Россия   в   мировых интеграционных  процессах.  Российская  Федерация  в  составе  Содружества  независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. Российская  культура  в  условиях  радикальных  социальных  преобразований  и информационной  открытости общества 4. Календарно – тематическое планирование предмета «История» в 10 классе Наименование разделов и  тем (История России – 46  часов)                     Наименование разделов и тем (Всеобщая история –  22 часа) Раздел 1. История  как  наука 2ч. История в системе  гуманитарных наук Концепции исторического  развития человечества Раздел 2.  Предцивилизационная   стадия  истории   человечества 2ч. Проблема   происхождения человека Неолитическая революция Раздел   3.  Цивилизации Древнего     мира   и Средневековья 10ч. Первые гос­ва Новый   этап   духовной жизни Античные   средиземноморья Возникновение     исламской цивилизации Эпоха Средневековья   цивилизации     раннего История   России   –   часть всемирной истории 1 2 3 4 5 4 7 8 9 Раздел 1. НАШЕ   ОТЕЧЕСТВО   В ДРЕВНОСТИ (2 ЧАСА) 11 Исторические  корни  славян 12 Восточные  славяне VII­IX в. Влияние  Византии Раздел 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ  (7 ЧАСОВ) 13 Появление  государства Русь 14 Первые  русские  князья Дата проведения Факт. План. Ко л­ во ча со в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 Древнерусское     государство при Святославе и Владимире Ярослава 16 Правление Мудрого. Развитие феодальных  отношений  при Ярославичах. Русь   при внуках   Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. 17       18 Политическая раздробленность Руси. 19 Культура   Руси   в  X  ­  XIв.   русской Зарождение   цивилизации.   20 Раздел 3. ОТ РУСИ К РОССИИ  (11 ЧАСОВ) 21 Монголо­татарское нашествие на Русь 22 Натиск   завоевателей   на северо­западные     границы Руси.   Первые   схватки   с крестоносцами и литовцами. Русь   и   Золотая   Орда   при Александре     Невском. Предпосылки   возрождения Руси. 23 24 Возвышение   новых   русских центров.   Начало   собирания земель вокруг Москвы. 25 Эпоха  Куликовской битвы 26 Иван  III­   государь     всея Руси. Русь между Востоком и Западом. 27 Хозяйство, власть, Церковь в XVв. 28 29 30 31 Приход   к   власти   Ивана  IV. Реформы 1550­хгг. Феодальное общество  Западной   Европы Кризис традиционного  общества в странах  Западной Европы Повторительно­ обобщающий урок по теме  «Цивилизации Древнего   мира  и Средневековья» контрол ьное  тестиров ание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 32 Внешняя  политика Ивана IV Опричнина.   Последние   годы Грозного царя. 33 34 Раздел 4. РОССИЯ В XVII  СТОЛЕТИИ (8 ЧАСОВ) 35 Начало   смуты.   Кризис общества   и   государства   в России.     Раздел 4. Новое время:  эпоха модернизации 10ч. Эпоха великих географических   открытий. Завоевание     Америки. Новое  время Западная   Европа   (  XV­ начало  XVIIв.): новый этап развития.  Реформация 36 Спасители  Отечества 37 Россия после смуты.  38 Внутренняя     внешняя Алексея   политика Михайловича 39 « Бунташный  век » 40 Церковный раскол  41 Новые     явления   в   русской 42 43 культуре XIV ­ XVII вв. Россия  на кануне петровских преобразований Раздел 5. РОССИЯ В XVIII  СТОЛЕТИИ (8 ЧАСОВ) Первые революции   буржуазные 44 Эпоха   Петра1. война Реформы Петра 1   Северная Эпоха   Просвещения   и просвещенный абсолютизм 45 46 47 49 50 48 Эпоха дворцовых   переворотов Расцвет дворянской империи. Экономика   и   население России   во   второй   половине контрол ьное  тестиров ание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 ХУ111в. 51 Могучая внешнеполитическая поступь  империи 52 Повторительно­обобщающий урок 53 Раздел 6. РОССИЯ В XIX  СТОЛЕТИИ (10 ЧАСОВ) 54 Политика Павла1 55 Первые   годы   правления Александра 1 56 Отечественная война 1812г. 57 Движение декабристов 58 Внутренняя     политика Николая 1 Великая революция последствия для Европы   французская ее и     59 Внешняя   Николая1. Крымская война.   политика 60 Общественная   и   духовная жизнь России 1 пол. XIX в 61 62 Реформы   Александра Россия   после крепостного права  II.   отмены 63 Общественная   и   духовная Промышленный   переворот в   Англии     и   его последствия Страны Европы:  общественно ­  политическое и духовное  развитие. жизнь России 2 пол. XIX в Россия   в   годы   правления Александра III 64 65 67 68 Итого Колониализм   и   кризис традиционного   общества   в странах Востока.  Международные отношения в конце Х1Хв. Повторительно­ обобщающий урок по курсу контрол ьное  тестиров ание контрол ьное  тестиров ание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 Календарно – тематическое планирование курса  в 11 классе Дата проведения Факт. План. № Наименование разделов  и тем (История России –  46 часов)                     Наименование разделов и тем (Всеобщая история –  20 часов) Раздел 1:  Российская  империя накануне  первой мировой войны (9 ч) 1 Раздел 1: От Новой к  Новейшей истории: поиск путей развития  индустриального  общества  (16ч.) НТП : основные  направления Все го  час ов 1 Страны Западной Европы  рубеже XIX­ХХ вв.: опыт  модернизации Пути развития стран Азии,  Африки и Латинской  Америки в первой  половине 20­го века. Обострение противоречий  мирового развития в нач.  ХХв.   Первая  мировая  война Мирное  урегулирование  после  первой мировой   войны 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Россия  на  рубеже  веков.  Социально­экономическое развитие  страны Кризис империи в нач.XX   века Русско­японская  война  1904­1905гг. Развитие  революции  в   России 1905­1907гг. Третьеиюньская монархия  в России в нач.XX в. Реформы  Столыпина Россия в первой мировой  войне: конец империи Раздел 2. Россия в годы  революций и  Гражданской войны (7 ч) Февральская  революция  в России Переход власти к партии  большевиков. Становление Советской  власти Истоки  гражданской   войны  в России Гражданская  война и  военная интервенция Итоги  гражданской   войны  в России Раздел 3. Советское  государство и общество в 1920­1930­е гг. (9 ч) Предпосылки НЭПа НЭП  и  его  противоречия в Советской  России 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 Формирование   однопартийной  системы Образование СССР Культура   России в  первой половине ХХ в. Курс на модернизацию  экономики СССР в 1930­е  гг. Индустриализация  и  коллективизация  в СССР Политическая  система   сталинизма Раздел 4. Великая  Отечественная Война  1941­1945 гг (4ч.) Начальный период  Великой Отечественной  войны.  Сталинградская   битва  Советский  тыл  в годы   второй  мировой  войны Завершающий этап  войны. Значение Великой Победы 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Новые модели  общественного развития в  первой половине ХХ в. Страны Европы и США в  20­е годы. Либеральная  демократия Тоталитаризм как феномен  ХХ века Фашизм в Италии и  Германии На путях ко Второй  мировой войне Начало второй мировой  войны От европейской к мировой  войне Антигитлеровская   коалиция Коренной   перелом  во  второй  мировой войне Итоги второй мировой  войны Международные  отношения после второй  мировой войны Раздел 5. Советский  Союз в первые  послевоенные  десятилетия. 1945­1964  гг.  (7 ч) Внешняя политика СССР в 40­50­х годах ХХ в. Восстановление   экономики СССР  в конце  40­х – нач. 50­х г. Укрепление   тоталитаризма в СССР  в  конце 40­х годов. Государство  и культура.  Идеологизация   советского  общества Эволюция  политической   системы в СССР в 50­е  годы Экономическое  развитие  СССР  в кон. 50­х нач. 60­ х годов Международные   отношения  кон. 50­х нач.  60­х годов Раздел 6. СССР в годы  «коллективного  руководства» (2ч) Консервация   политического  режима  в  СССР в сер.60­х – нач.80 Социально­  экономическое  развитие  СССР  в сер. 60­х сер. 80­х годов СССР на международной  арене. 1960­1980­е гг. 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 2: Человечество  на этапе перехода к  информа­ ционному обществу (8ч.) НТР и его последствия «Холодная война:  партнерство и  соперничество».  Политическое  развитие   стран  Западной Европы и  США  во второй половине  ХХ – нач. ХХI в. 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Раздел 7. Перестройка и  распад советского  общества (3ч) Перестройка  в СССР  в  80­е годы XX века Политика перестройки в  сфере экономики Развитие гласности и  демократии в СССР Раздел 8. Россия на  рубеже ХХ­ХХ1 вв. (4 ч) Развитие  политической   системы  в  современной   России Курсом реформ:  социально­экономические  аспекты. Россия  в  начале XXI века Повторительно­ обобщающий урок по  курсу Итого 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 66 Страны Восточной Европы  во второй половине 20­го в. Международные   отношения  конца XX –  нач. XXI века Страны Азии, Африки и  Латинской Америки во  второй половине 20­го в.:  проблемы модернизации Глобализация  общественного развития на  рубеже XX –  XXI века Духовная жизнь и развитие мировой культуры в ХХ в.

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Рабочая программа по истории 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2018