Рабочая программа по Истории (10-11 классы)
Оценка 4.9

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
история
10 кл—11 кл
04.03.2018
Рабочая программа по Истории (10-11 классы)
Рабочая программа учебного предмета "История" на ступени среднего общего образования (для 10-11 классов) разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 года. Включает курсы Всеобщей истории с древнейших времен до начала XXI века и Истории России с древнейших времен до современности.
РП_История_10-11_ФК ГОС.docx
Пояснительная записка  Рабочая программа по истории для 10 – 11 класса   составлена в  соответствии с нормативными документами: ­   Приказ   Министерства   образования     Российской   Федерации     от   05.03.2004   г.   №   1089   «Об   утверждении   Федерального   компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; ­ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного   плана   и   примерных   учебных   планов   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего образования»; ­ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного   плана   и   примерных   учебных   планов   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего образования»; ­приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные   приказом   Министерства   образования   Российской   Федерации   от   9   марта   2004   г.   №   1312»   (официальная   публикация:   «Вестник образования России» № 13, июль 2011 г.). ­   приказ   Министерства   образования     Российской   Федерации     от   31.01.2012   г.   №   69   «О   внесении   изменений     в   федеральный   компонент государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования,   утверждённый приказом Министерства  образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»; ­приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г.   № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»; Изучение истории на уровне среднего  общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание  гражданственности,  национальной идентичности, развитие мировоззренческих  убеждений  учащихся  на основе осмысления  ими  исторически сложившихся культурных, религиозных, этно­национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;  отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;  историческом процессе;  овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно­  формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять   различные   версии   и   оценки   исторических   событий   и   личностей,   определять   собственное   отношение   к   дискуссионным   проблемам прошлого и современности. Задачи курса: ­ Дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфики отдельных периодов истории и цивилизации, их роли в становлении современного мира ­   Помочь   учащемуся   выработать   историческое   мышление   –   подход   к   общественным   явлениям   в   их   становлении   и   развитии,   в   определенном историческом контексте и в связи с их конкретным историческим опытом ­ Показать историю «с человеческим лицом», глубже раскрыть ее гуманитарные аспекты ­Расширить представления учащихся о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических знаний, выработать критический подход к ним ­ Способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа ­ Помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, научить быть открытыми опыту других народов, цивилизаций, способствовать усвоению ими демократических ценностей и выработки у учащихся толерантности ­ Способствовать обогащению внутреннего мира учащихся, формированию и них активной гражданской позиции и умения понимать сложности и противоречия современного мира. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных   умений,   навыков   и   способов   деятельности.   Овладение   общими   умениями,   навыками,   способами   деятельности   как   существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.  Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно­следственного и структурно­функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения,   сопоставления,   оценки   и   классификации   объектов.   Участие   в   проектной   деятельности,   в   организации   и   проведении   учебно­ исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.  Информационно­коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение   основной   информации   от   второстепенной,   критическое   оценивание   достоверности   полученной   информации,   передача   содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из   аудиовизуального   ряда   в   текст   и   др.),   выбор   знаковых   систем   адекватно   познавательной   и   коммуникативной   ситуации.   Умение   развернуто обосновывать   суждения,   давать   определения,   приводить   доказательства   (в   том   числе   от   противного).   Объяснение   изученных   положений   на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально­дело­вого стилей, понимание их специфики; адекватное   восприятие   языка   средств   массовой   информации.   Владение   навыками   редактирования   текста,   создания   собственного   текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации   результатов   познавательной   и   практической   деятельности.   Владение   основными   видами   публичных   выступлений   (выска­зывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).   Рефлексивная деятельность  Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить   приложенные   усилия   с   полученными   результатами   своей   деятельности.   Владение   навыками   организации   и   участия   в   коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований. Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.  Место предмета в  учебном плане:  Учебный план  предусматривает  изучение истории  на базовом уровне в объёме по 2 часа в неделю в 10 и в 11  классе.  Сведения о формах проведения промежуточной аттестации обучающихся: контрольные работы; тестовые задания. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ 10 КЛАСС История как наука История в системе гуманитарных наук.  Основные концепции исторического развития человечества.  Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Древнейшая стадия истории человечества Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Цивилизации Древнего мира и Средневековья Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира. Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Формирование индо­буддийской, китайско­конфуцианской,  иудео­христианской духовных  традиций.  Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе. Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Христианская   средневековая   цивилизация   в   Европе,   ее   региональные   особенности   и   динамика   развития.   Православие   и   католицизм.   Кризис европейского средневекового общества в XIY­XV вв. Новое время: эпоха модернизации Модернизация  как процесс перехода от традиционного  к индустриальному обществу. Великие географические  открытия  и  начало  европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. От   сословно­представительных   монархий   к   абсолютизму.   Изменение   в   идеологических   и   правовых   основах   государственности.   Буржуазные революции XVII­XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно­политических течений. Становление гражданского общества. Технический  прогресс  в XVIII ­  середине XIX вв. Промышленный переворот.  Развитие  капиталистических  отношений  и социальной  структуры индустриального   общества   в   XIX   в.  Различные   модели   перехода   от   традиционного   к   индустриальному   обществу   в   европейских   странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Эволюция системы международных отношений в конце XV ­ середине XIX вв. ИСТОРИЯ РОССИИ История России ­ часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Русь в IX ­ начале XII вв. Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Русские земли и княжества в XII ­ середине XV вв. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.  Русь и Степь. Идея единства Русской земли. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда.  Роль монгольского завоевания в истории Руси.  Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение.  Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо­Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Российское государство во второй половине XV­XVII вв. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига «Москва ­ третий Рим». Роль церкви   в   государственном   строительстве.  Изменения   в   социальной   структуре   общества   и   формах  феодального   землевладения.  Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Установление   царской   власти.   Реформы   середины   XVI   в.   Создание   органов   сословно­представительной   монархии.   Опричнина.   Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в. Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально­экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол.  Старообрядчество.  Социальные движения XVII в. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV ­ XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Россия в XVIII ­ середине XIX вв. Петровские   преобразования.  Провозглашение   империи.  Абсолютизм.   Превращение   дворянства   в   господствующее   сословие.   Сохранение крепостничества в условиях модернизации.  Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Особенности экономики России в XVIII ­ первой половине господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII ­ первой половины XIX в. Россия во второй половине XIX ­ начале XX вв. Реформы   1860­х   ­   1870­х   гг.   Отмена   крепостного   права.   Развитие   капиталистических   отношений   в   промышленности   и   сельском   хозяйстве. Сохранение   остатков   крепостничества.  Самодержавие,   сословный   строй   и   модернизационные  процессы.  Политика   контрреформ.   Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте.  Духовная жизнь российского общества во второй половине  XIX  ­ начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно­политических союзов на рубеже XIX­XX вв.  ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ 11 КЛАСС Введение. История как наука. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества Мир в индустриальную эпоху: конец XIX ­ середина XX века. Второй технологический переворот и становление индустриального производства. Научно ­ технический прогресс в конце XIX­ последней трети XX века. Циклы экономического развития стран Запада в концеХ1Х – середине ХХвв. От монополистического капитализма смешанной экономике. Появление монополий и их типы. Изменение социальной структуры индустриального общества. Модернизация в странах Европы. США и Японии. Борьба держав за рынки ресурсы и сферы влияния. Создание военно­политических союзов. Пути развития народов Азии. Африки и Латинской Америки. Колониальный раздел мира и колониальные империи. Антиколониальные движения. Особенности развития стран Латинской Америки. Державное соперничество и Первая Мировая война. Причины и характер войны в Европе. Боевые действия в 1915­1917 годах и истощение воюющих стран. Революция 1917 года в России и вступление в войну США. Капитуляция Германии и ее союзников. Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны. Формы социальных отношений и их национальная специфика. Социал­ демократическое   движение,   его   ревизионистское   и   революционное   течение.   Создание   Коминтерна   и  конфликт   между   коммунистами   и   социал­ демократами в 20­е ­ 30­е годы. Кризис  классических  идеологий  на рубеже  XIX ­ ХХвв.  И поиск новых моделей  общественного  развития. Эволюция  либеральной демократии. Демократизация общественно ­политической жизни и развитие правового государства. Рост активности гражданского общества в странах Запада в конце XIX ­ первой половине XX века. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. «Новый   курс»   Ф.Д.   Рузвельта   в   США   и   рост   масштабов   вмешательства   государства   в   экономику.   Особенности   политического   развития Великобритания и Франции в 1920­1930­е годы. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века. Идеология фашистских партий и установление фашистских режимов в Италии и Германии. Особенности внутренней политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост. Проблемы войны и мира в 1920­е годы. Милитаризм и пацифизм. Конфликт между странами Антанты и Советской Россией. Лига Наций и создание Версальско­Вашингтонской системы. Национально­освободительные движения в колониях и зависимых странах Азии и Северной Африки в 1920­ 1930­годы. Международные отношения в 1930­е годы. На путях ко Второй мировой войне. Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания   коллективной   безопасности   в   Европе.   Политика   умиротворения   агрессоров,   Мюнхенское   соглашение   и   советско­   германский   пакт   о ненападении. Начальный этап Второй мировой войны (1939­1940). Вторая мировая и Великая Отечественная война. Нападение Германии на СССР и создание антигитлеровской коалиции. Перелом в ходе войны. Открытие второго фронта. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Итоги Второй мировой войны и роль Советского Союза в победе над фашизмом. Мировое развитие во второй половине XX ­ начале XXI века . Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960­х ­ 1970­х гг. Модели   ускоренной   модернизации   в  ХХв.  Историческая   природа   тоталитаризма   и  авторитаризма  новейшего  времени.  Политическая  идеология тоталитарного типа. Государственно ­ правовые системы и социально ­экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. Ускорение научно­технического прогресса и становление глобального информационного общества. Возникновение ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике. Глобализация и ее социально­экономические последствия. Социальные и этнические процессы в информационном обществе. Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира. Причины и предпосылки «холодной войны». Создание и развитие системы военно­ политических блоков. Крушение колониальной системы: причины и последствия. Военно­политические конфликты «холодной войны». От разрядки к завершению «холодной войны». Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Разрядка и ее значение. Кризис в советско­американских отношениях в конце 1970­х ­ начале 1980­х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны». Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Становление смешанной экономики в конце 1940­х ­ 1950­е годы. Создание социально ориентированной рыночной экономики в 1950­1960­е годы. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960­х ­ 1970­х гг. Модели   ускоренной   модернизации   в  ХХв.  Историческая   природа   тоталитаризма   и  авторитаризма  новейшего  времени.  Политическая  идеология тоталитарного типа. Государственно ­ правовые системы и социально ­ экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. Страны Запада на рубеже ХХ­ХХ1 веков. Неоконсервативная революция 1980­х годов. Этапы развития и новый облик социал­ демократии. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада. Интеграция в Западной Европе и Северной Америке. Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе. Учреждение Евросоюза и его структура. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке. Восточная Европа во второй половине XX века. Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Первые кризисы в странах Восточной Европы. Углубление противоречий в восточноевропейских странах в начале 1980­х годов. Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии. Государства СНГ в мировом сообществе. Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины «цветных» революций. Китай   и   китайская   модель   развития.   КНР   после   завершения   гражданской   войны.   Внутренняя   и   внешняя   политика   КНР   в   1950­1970­е   годы. Прагматические реформы 1980­х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго ­ Восточной Азии: экономические реформы. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития. Латинская Америка во второй половине XX ­ начале XXI века. Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. «Экономическое чудо» в Бразилии. Япония и новые индустриальные страны. Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели развития на рубеже XX­ XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). Развивающиеся страны Азии и Африки. Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы». Исламские страны: общее и особенное. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития. Основные этапы развития международных отношений в конце XIX ­ середина XX вв. Мировые войны в истории человечества: экономические и политические причины и последствия. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира.  Человечество на этапе перехода к информационному обществу Информационная   революция   и   становление   информационного   общества.   Собственность,   труд   и   творчество   в   информационном   обществе. Особенности современных социально ­ экономических процессов в странах Запада и Востока. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. Глобализация общественного развития на рубеже XX ­ XXIBB. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.   Интеграционные   и   дезинтеграционные   процессы   в   современном   обществе.   «Неоконсервативная   революция».   Религия   и   церковь   в современной   общественной   жизни.   Экуменизм.   Причины   возрождения   религиозного   фундаментализма   и   националистического   экстремизма   в началеХХ1в. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. Международные организации и их роль в современном мире. Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль Российской Федерации в современном мире. Россия в начале XX века. Новые тенденции в развитии общества. Самодержавие,   сословный   строй   и   модернизационные  процессы. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в России и на Востоке. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Первая российская  революция. Революция 1905 ­ 1907гг. Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание конфронтации между властью и   обществом.   Русско­японская   война.   Радикализация   общественного   движения.   Формы   революционной   борьбы.   Выступления   рабочих, крестьян   и   интеллигенции.   Деятельность   Советов.   Всероссийская   октябрьская   стачка.   Манифест   17   октября.   Природа   нового политического   строя.   Образование   системы   политических   партий.   Революционные   партии:   социал­демократы   и   социалисты­ революционеры.   Либеральные   партии:   кадеты   и   октябристы.   Организации   правых.   Становление   российского   парламентаризма.   I Государственная Дума. Российское общество и реформы.  Реформы С.Ю.Витте. Роль государства в экономической жизни страны. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Окончание   первой   российской   революции.   Третьеиюньский   режим.   Основные   направления   аграрной   реформы.   Создание частновладельческих  крестьянских   хозяйств.   Непоследовательность   реформаторского  курса.   Нарастание   экономических   и  социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Россия   в   системе   мирового   рынка   и   международных   союзов.  Особенности   развития   российской   экономики.   Российский   монополистический капитализм и его особенности. Экономический подъём в России. Россия на фоне индустриальных стран Запада. Основные направления внешней политики России. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно­политических союзов на рубеже XIX ­ ХХвв. Отношения с Китаем и Японией. Русско ­ японская война. Мировая война и революционные потрясения. Первая мировая война.  Россия   в   Первой   мировой   войне.   Геополитическая   обстановка   накануне   войны.   Причины   войны.   Планы   России,   её союзников   и   противников.   Начало   Первой   мировой   войны.   Основные   театры   военных   действий.   Военные   действия   в   1914   году.   Роль Восточного   фронта   в   Первой   мировой   войне.   Военные   кампании   1915­1917   годов.   Социально­экономическая   и   внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Окончание Первой мировой войны. Влияние войны на российское общество. Революция и Гражданская война Революция 1917 года. Революционные события февраля­марта 1917 года: падение монархии, отречение Николая II. Временное правительство и   Советы.   «Послефевральский»   политический   режим.   Создание   правительственной   коалиции,   политические   кризисы.   «Апрельские тезисы»   В.И.Ленина.   Курс   большевиков   на   социалистическую   революцию.   Поход   Л.Г.Корнилова   на   столицу,   «корниловщина». Большевизация   Советов.   Тактика   политических   партий.   Провозглашение   и   утверждение   советской   власти.   II   Всероссийский   съезд Советов.   Первые   декреты.   Установление   новой   власти   на   местах.   Политические   преобразования   в   Советской   России.   Система центральных   и   местных   органов   управления   Советского   государства.   Образование   коалиционного   большевистско­   левоэсеровского правительства. Учредительное собрание. Различные точки зрения на революционные события 1917 года. Гражданская война и иностранная интервенция.  Причины и особенности  Гражданской войны, её временные рамки. Война «внутри демократии». Политические программы участвующих сторон. Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 года. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса.   Строительство   Красной   Армии.   Распад   большевистско   ­   левоэсеровского   блока.   Формирование   однопартийной   системы. Принятие   Конституции   РСФСР.   Борьба   между   «красными»   и   «белыми».   Расширение   белого   движения   и   иностранной   интервенции. Победы Красной Армии над войсками А.В. Колчака и А.И.Деникина. Связь гражданской войны с социальной и экономической политики большевиков. Политика «военного коммунизма». Крестьянские восстания. «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция. Завершение гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в гражданской войне. Переход к новой экономической политике. СССР   в   1922   ­1991гг.  Российская   революция   и   национальный   вопрос.   Создание   РСФСР.   Национальные   государства   в   годы   Гражданской   войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 году. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально ­ государственное строительство. Конституция СССР 1924 года. Послевоенное   урегулирование   и   революционные   события   в   Европе.  Итоги   Первой   мировой   войны.   Мирные   предложения.   Условия   перемирия   с Германией   и   её   союзниками.   Противоречия   между   странами­победительницами   по   поводу   принципов   послевоенного   урегулирования. Версальский  мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Дипломатическое признание СССР. Советская   страна   в   годы   нэпа.  Кризис   власти   РКП   (б)   и   политики   «военного   коммунизма».   Нарастание   крестьянских   выступлений. Кронштадтское   восстание.   X   съезд   РКП   (б).   Переход   к   «новой   экономической   политике»   (НЭПу).   Расширение   торговой   сети   и   сети услуг. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных   служащих.   Культурная   революция.   Политическая   борьба   в   большевистской   партии   после   смерти   В.И.Ленина. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма и в отдельно взятой стране. Усиление позиций В.И.Сталина в советском руководстве.  Особенности   модернизации   в   СССР.   Причины   свёртывания   новой   экономической   политики. Пути   большевистской   модернизации. Индустриализация. Форсированная индустриализация  и её источники. Коллективизация. «Культурная  революция». Создание  советской системы   образования.   Идеологические   основы   советского   общества.   Массовые   репрессии.   Советская   экономическая   модель.   Культ личности   И.В.Сталина.   Изменения   социальной   структуры   общества,   деформация   общественного   сознания.   Конституция   1936   года. Несоответствие демократического характера Конституции и социально­политических реалий советского общества. СССР  в системе  международных  отношений.  Советская   внешняя   политика   и   проблема   мировой   революции.   Генуэзская   конференция.   Полоса международного признания СССР. Лига Наций. Дальневосточная  политика СССР. Советско­китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско­японские вооружённые конфликты в районе озера Хасан и у реки Халхин­Гол. Кризис   Версальско­Вашингтонской   системы.   Советская   политика   в   условиях   роста   военной   угрозы   в   Европе.   Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности. Создание блока фашистских   государств.   Крах   системы   послевоенного   урегулирования.   Дипломатические   маневры   накануне   Второй   мировой   войны. Мюнхенское соглашение 1938 года и политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Неудача советско­англо­французских переговоров летом 1939 года. Разграничение сфер влияния в Европе. Вторая мировая война. Агрессия гитлеровской Германии. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Причины  войны. Периодизация. Нападение  гитлеровской  Германии на Польшу. Присоединение  к СССР Западной  Украины  и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе. Оккупация Германией Дании и Норвегии. Разгром и капитуляция Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах.  СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по наращиванию военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Второй   мировой   войны.   Советско­финляндская   война   и   её   результаты.   Расширение   территории   СССР   в   1940   году:   присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики. Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Нападение Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 года. Преобразование органов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941­1942 годов. Ситуация на фронте весной и летом 1942 года. Начало Сталинградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Коренной   перелом.  Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом — начало коренного перелома. Наступление Красной Армии зимой 1942 ­ весной 1943 года: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта. Планы   воюющих   сторон   на   лето   1943   года.   Битва   на   Курской   дуге   и   её   значение.   Переход   стратегической   инициативы   к   Красной   Армии. Освобождение левобережной Украины. Битва за Днепр. Героизм советских людей в годы войны. Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942­1943г.г. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Война и советское общество. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы великой Отечественной войны Идеология и культура в годы войны.. Изменение политики в отношении церкви. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немецко­фашистской агрессией. Победа  антигитлеровской   коалиции.  СССР в антигитлеровской коалиции. Стратегическая обстановка к началу 1944 года. Наступательные операции советских войск зимой­ весной 1944 года. Наступление советских войск в Белоруссии ­ операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Центральной и Восточной Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на Западе в 1944 году. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР во Второй мировой войне. Начало   противостояния.  Политические   последствия   Второй   мировой   войны.   Противоречия   между   союзниками   по   Антигитлеровской   коалиции. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Складывание мировой социалистической системы. Установления в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Включение стран Западной Европы в орбиту   влияния   США.   Создание   Организации   Североатлантического   договора   (НАТО)   и   Организации   Варшавского   договора   (ОВД).   Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Обладание СССР ракетно ­ ядерным оружием. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и её результаты. Мир на грани ядерной войны.  Смена ориентиров советской внешней политики после смерти И.В.Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США. Англии и Франции в Женеве в 1955 году. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Обострение международной обстановки. Возведение Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме. От разрядки к новому противостоянию.  Начало разрядки международной напряжённости. Достижение советским блоком военного паритета с Западом. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ­1). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных ракет   в   Восточной   Европе.   Начало   войны   в   Афганистане.   Окончание   разрядки.   Нарастание   конфронтации   между   СССР   и   странами   Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене. СССР:   от   Сталина   к   началу   десталинизации.  Экономические   последствия   войны.   Переход   промышленности   на   выпуск   гражданской   продукции. Восстановление хозяйства. Отмена карточной системы и денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического режима. Усиление идеологического давления на общество. Идеологические кампании конца 1940­х гг.Новый виток репрессий в конце 1940­х ­ начале 1950­х годов. Смерть И В Сталина. Приход к власти нового руководства во главе с Н.С.Хрущёвым. Освоение целины: успехи и неудачи. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС. Критика сталинизма. Начало процесса реабилитации. Экономические реформы 1950­х ­ 1960­х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Новая программа партии ­ утопические планы построения коммунизма. Десталинизация. Противоречивость политики Н.С.Хрущёва. Рост недовольства политическим и экономическим курсом Н.С Хрущёва среди части партийного и государственного руководства и населения. Снятие Н.С Хрущёва с партийных и государственных постов. Итоги реформ. Кризис развитого социализма.  Приход к власти Л.И.Брежнева. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 года. Теория развитого социализма. Закрепление роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая реформа 1965 года. Попытки внедрения принципов хозрасчёта, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточность большинства колхозов и совхозов. Кризис догматизированной идеологии. Диссидентское и правозащитное движение. Социализм   в   Восточной   Европе.  Господство коммунистических  партий в политической, экономической и духовной сферах жизни стран Восточной Европы. Методы и средства строительства социализма. Конфликт Тито ­ Сталин. Югославский вариант социализма. Проблема разделённой Германии. События 1956 года в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 года, ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежнева». Афганская война. СССР в период «перестройки».«Застой».Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. М.С.Горбачёв. Осознание   властью   необходимости   экономических   реформ.   Политика   перестройки   и   гласности.   Курс   на   «   ускорение».   Экономические преобразования. Развитие процесса десталинизации общества. ХIХ Всесоюзная партийная конференция и её решения. 1съезд народных депутатов СССР.  Межрегиональная  депутатская  группа.  Национальная  политика.  Возникновение  национальных  движений.  «Новое  мышление»  и  советская внешняя   политика   середины   1980­х   ­   начала   1990­х   годов.   Возобновление   советско­американского   диалога.   Улучшение   отношений   с   Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену монополии КПСС на власть. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные   отношения.   Межнациональные   конфликты.   Начало   «парада   суверенитетов».   Противостояние   советского   и   российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние «перестройки» на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 1980­х годов в странах Восточной Европы. Распад «Восточного блока» и преодоление биполярности мира. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половине ХХв. Достижение военно ­ стратегического паритета СССР и США. Политика «разрядки». Национальные конфликты. Становление   новой   России.   РФ   (1991   ­   2003гг.)  Основные  итоги  развития  России  с  древнейших  времен  до  наших  дней.  Значение  изучения  истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России ­ угроза национальной Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 года. Крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Причины распада СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б.Н.Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Либерализация цен и её последствия. Начало приватизации, её издержки. Развитие частного предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти — исполнительной и законодательной. Политический кризис сентября ­ октября 1993 года. Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу. Конституция 1993 года. Политические партии и движения РФ. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике.  Переход  к  рыночной  экономике:  реформы  и их последствия. Курс на стабилизацию. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Два варианта разрешения противоречий между Центром и регионами: Татарстан и Чечня. Чеченский конфликт. Политическая жизнь в стране после 1993 года. Развитие многопартийности в России, её особенности. Выборы в Государственную думу 1995 года и президентские выборы 1996 года. Изменение в расстановке политических сил. Финансовый кризис 1998 года и его последствия.   Изменения   в   социальной   структуре.   Парламентские   выборы   1999   года   и   президентские   выборы   2000   года:   новая   расстановка политических сил. В.В.Путин. Стабилизация экономического и политического положения страны. Экономические преобразования. Формирование новой   властной   вертикали.   Парламентские   выборы   1999   года.   Президентские   выборы   2000   года.   Курс   на   укрепление   государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.   Стабилизация   экономического   и   политического   положения   страны.   Экономические   преобразования.   Формирование   новой   властной вертикали. Духовная жизнь. Развитие   научной   мысли.  Теория   относительности   и   новая   физическая   картина   мира.   Теоретические   и   экспериментальные   достижения   физики микромира.   Развитие   космологии.   Познание   тайн   живой   природы:   физиология,   генетика,   психология.   Учение   о   ноосфере.   Научно­технический прогресс. Развитие транспорта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Радио. Телевидение. Компьютерные и информационные технологии. Интернет и мобильная спутниковая телефонная связь. Российская  культура.«Серебряный   век».   Проблемы   культуры   на   рубеже   Х1Х­ХХвеков.   Основные   течения   и   направления   русского   искусства   и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. Влияние достижений культуры России на мировые художественные процессы XX века. Наука и образование в СССР. Возникновение культуры авангардизма. Её особенности и крупнейшие представители. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура конца XX века. Музыка. Архитектура. Массовая культура. Революция и культура. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и её идеологизация. Отражение   событий   революции   гражданской   войны   в   литературе.   Социалистический   реализм   как   официальное   художественное   направление. Советский  кинематограф  1920­1930­х  годов.  Великая  Отечественная  война  и  художественная  интеллигенция.  Художественная  культура  второй половины XX века. Особенности развития советской культуры в 1950­1980гг. Наука и образование в СССР. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и кинематографе. Противоречивость духовной жизни советского общества. Официально­охранительная и неофициальная тенденции в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура. Российская культура в условиях радикального преобразования общества. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России ­ угроза национальной безопасности страны. Мир   XXI   века.  Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в мировых интеграционных процессах и формирование международно ­ правовой системы. Россия и вызовы глобализации. Проблема национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире. Политическая ситуация в мире.   Расширение   блока   НАТО.   Отношения   России   с   НАТО.   Участие   России   в   международной   борьбе   с   терроризмом.   Проблемы   ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и движения. Роль ООН в современном мире. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ                 В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически   анализировать   источник   исторической   информации   (характеризовать   авторство   источника,   время,   обстоятельства   и   цели   его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений; участвовать  в  дискуссиях  по историческим  проблемам,  формулировать  собственную позицию  по обсуждаемым  вопросам,  используя  для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. Распределение учебного времени по истории    Всего часов: 70  Кол­во часов в неделю: 2 часа  Всеобщая история 24 часа  История России  44 часа  Резерв 2 часа № п/п Тема  урока Количес тво КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс Требования к уровню Элементы содержания Тип урока подготовки  Вид контроля Домашнее задание РАЗДЕЛ 1. МЕНЯЮЩИЙСЯ ОБЛИК МИРА: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ (4 часа) Вводный урок 1 Урок изучения  нового материала Урок изучения  нового материала 1 2 3 4 1 1 1 Этапы  развития  исторического знания Закономерност и и  случайности в  жизни народов Проблемы  периодизации  всемирной  истории стр. 5 Знать особенности  истории как науки.  Характеризовать  принципы историче­ ского исследования §1 Фронтальная  работа, работа в  группах, работа с документами Характеризовать ис­ точники исторического  знания, особенности  взглядов историков,  мыслителей Работа в  группах, работа с документами §2 Вводная лекция с элементами  беседы, ознакомление со  структурой и содержанием  разделов История в системе  гуманитарных наук. Проблемы  достоверности и  фальсификации исторических  знаний. Характерные черты  исторической науки на ранних  стадиях ее развития взгляды на историю.  Становление и развитие  материалистических взглядов на мир. Основные концепции  исторического развития  человечества. Подходы к периодизации  всемирной истории. Этапы  развития человечества Сообщения,  работа с  документами Работа с  документами §3 §4 Комбинированный Религиозно­мистические  Урок изучения  нового материала Давать характеристику  способам периодизации РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ ИСТОРИИ (2 часа) 5 У истоков  рода  человеческого 1 Урок изучения  нового материала Человеческое общество и  природные сообщества, этапы  становления человека, происхо­ ждение человеческих рас.  Природное и социальное в  человеке и человеческом  сообществе первобытной эпохи. Знать гипотезы проис­ хождения человека,  называть факторы,  способствовавшие вы­ делению человека из  мира природы,  Характеризовать направления эволюции  человеческого рода Характеризовать  хозяйственную дея­ тельность человека,  проблемы в отношениях человека и природы,  указывать факторы  зарождения  имущественного нера­ венства и появление  частной собственности Индивидуальные  задания §5 Выявлять предпосылки  формирования  древнейших цивили­ заций Работа с  документами §6 6 Неолитическа 1 Комбинированный Переход   от   присваивающего   к я революция производящему хозяйству. Аграрно­скотоводческие  культуры. Переход от  матриархата к патриархату.  Особенности властных  отношений и права в  родоплеменном обществе.  неолитическая революция.  Изменение в укладе жизни и  формах социальных связей. РАЗДЕЛ 3. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО МИРА (2 часа)   7 Деспотии  1 Урок изучения но­ вого материала Востока       общество: Традиционное связи, социальные жизнь, экономическая политические отношения. Принципы периодизации древней истории.   Предпосылки   возник­ государств. новения   положение, Географическое материальная культура, социальная структура        8 Расширение  ареала  цивилизации 2 Комбинированный Архаичные цивилизации  древности. Мифологическая  картина мира. Особенности  развития цивилизаций Древнего  Востока. Военные деспотии.  Формирование индо­буддийской  и китайско­конфуцианской,  иудео­христианской духовных  Давать характеристику  восточным цивилиза­ циям, культурному  наследию Древнего  Востока §7  Составление  таблицы, работа с документами,  сообщения традиций. Возникновение  религиозной картины мира.  Социальные нормы, духовные  ценности, философская мысль в  древнем обществе. РАЗДЕЛ 4. АНТИЧНАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (3 часа) 9 Города ­  государства  Греции и  Италии 1 Урок изучения но­ вого материала Характеризовать  древнейшие цивили­ зации Греции, осо­ бенности хозяйственной деятельности Сравнительная  таблица, анализ  видеоматериалов §8 сравнительн ая таблица Античные цивилизации  Средиземноморья.  Формирование научной формы  мышления в античном обществе. Специфика географических  условий и этносоциального  состава населения, роль  колонизации и торговых  коммуникаций 10 Борьба за  господство над Средиземно­ морьем 11 Возвышение  Рима 1 1 Комбинированный Греко­персидские войны,  возникновение и развитие  полисной политико­ правовой  организации и социальной  структуры Комбинированный Римская республика и империя.  Римское право. Демократия и тирания.  Ментальные особенности  античного общества Объяснять причины и  последствия греко­  персидских войн,  результаты Пелопо­ несских войн.  Характеризовать идеи  религии и философии в  эпоху А. Македонского Выявлять причины и  результаты Пунических войн, факторы кризиса  Римской республики Решение задач,  анализ  документов §9 §10 Работа с  документами,  индивидуальные  задания РАЗДЕЛ 5. КРУШЕНИЕ ИМПЕРИЕЙ ДРЕВНЕГО МИРА (3 часа) 12 13 14 Наступление  варваров в   Евразии 1 Комбинированный Народы Европы в начале новой  эры, зарождение иудео­  христианской духовной  традиции, ранняя христианская  церковь. Кочевые племена Азии  и Китая. Начало Великого  переселения народов Закат Римской империи Обобщение:"А нтичная эпоха  в истории  человечества" 1 2 Урок применения  знаний Рим: от золотого века к упадку,  падение Западной Римской  империи. Цивилизационное на­ следие Древнего мира Урок обобщения Предпосылки возникновения  древних империй. Проблема  цивилизационного синтеза Характеризовать  демографические и  климатические фак­ торы кризиса эпохи.  Выявлять причины и  особенности появления  христианства. Работа с  картой. Обсуждение  проблемы «Великое  переселение народов» Указывать экономи­ ческие и политические  причины кризиса  Римской империи Определять особенности античного общества. Характеризовать  культурное и фило­ софское наследие  Древней Греции и Рима Сообщения  учащихся, тест §11 Работа с  документами,  таблица §12 Выступления в  ходе  семинарского  занятия РАЗДЕЛ 6. ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. 5 – 10 ВВ. (7 часов) 15 Раннефеодаль ные империи в Европе и их  распад 1 Урок изучения но­ вого материала Работа с картой,  обсуждение  вопросов §13   Характеризовать  хронологию средне­ вековья, мировоззрение    формирования системы крупного землевладения в раннефеодальных государствах.      периодизации Принципы     историческая средневековья, средневековья, карта   средневековая христианская цивилизация   в   Европе,   ее региональные   особенности   и динамика развития. «Великое переселение народов». Империя   Карла   Великого   и   ее распад.   Священная   Римская империя германской нации Традиционное   общество   на Западе   и   Востоке.   Особенности социальной структуры, экономи­ 16 Экспансия  ислама 1 Комбинированный Возникновение ческой   жизни, отношений   политических     культура исламской Исламская цивилизации. духовная и   философская   мысль   в   эпоху Средневековья.   Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе   17 Славянские  земли в 5 – 9  вв. 1 Урок применения  знаний История России –часть  всемирной истории. Источники  изучения темы. Переход от  присваивающего хозяйства к  производящему. Оседлое и  кочевое хозяйство. Появление  металлических орудий и их  влияние на первобытное  общество. Великое переселение  народов. Праславяне.      18 Возникновени е  Древнерусско го  государства 1 Комбинированный Восточнославянские племенные  союзы и соседи. Занятия,  общественный строй и верования восточных славян.  Происхождение  государственности у восточных  славян. Теории происхождения  Древнерусского государства.  Завоевательные походы  славянских князей. Дань и  Сообщения  учащихся,  диалог §14 §15 Работа в группах с текстом  учебника и  дополнительным  материалом §16 Характеризовать  природные условия  Аравийского полуост­ рова, роль ислама в  складывании Арабского государства. Указывать  причины кризиса  Арабского халифата,  роль религиозных  разногласий. Работа с  картой «Образование и  распад Арабского  халифата» Указывать   особенности социально­экономичес­ ких   отношений,   фор­ мирования системы  крупного землевладения в раннефеодальных государствах.      Обзор   археологических памятников и письменных   источников по   ранней   истории славян. Выделение специфических   черт   в общественном   укладе славян,   характеристики и географических подданство. Князья и дружина.  Вечевые порядки. климатических факторов   их   развития .Анализ теорий происхождения Древнерусского государства   19 Византия и  Западная  Европа 20 Русь и  Византия 1 Комбинированный Византия после крушения  Западной Римской империи.  Социокультурное и  политическое развитие  Византии. Раскол христианской  церкви. 1 Комбинированный Русь в орбите европейской  политики и торговли. Принятия  христианства на Руси. Укрепление основ  государственности на Руси.  Христианская культура и  языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока.  Влияние Византии. Культура  Древней Руси как один из  факторов образования  древнерусской народности. Характеризовать  внутреннее устройство  Византийской империи,  особенности им­ ператорской власти.  Составление  развернутого плана по  теме «Принятие  христианства на Руси» Составление  таблицы, работа  в группах,  работа с  документами.  Работа с картой. Вопросы и  задания к  документам §17  §17    21 Обобщения  «Период  раннего  Средневековья » 1 Урок обобщения Основные события, хронология,  персоналии Характеризовать  основные тенденции  развития, особенности  данного периода  Тест, дискуссия РАЗДЕЛ 7. ЭПОХА КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. XI –XVВВ. (10 часов) Сравнительный анализ  исторического развития русских княжеств. Оценка деятельности  русских князей Индивидуальные  задания,  составление  сравнительной  таблица §18 22 Феодальная  раздробленнос ть Руси 1 Комбинированный Феодализм как система  социальной организации и  властных отношений.  Феодальная раздробленность как закономерный этап развития  общества и государства.  Социально – экономические и  политические факторы  раздробленности. «Русская  правда». Право на Руси.  Категории населения.  Княжеские усобицы. Причины  распада Древнерусского  государства. Крупнейшие земли  и княжества. Монархии и  республики. Русь и Степь. Идея  единства Русской земли. 23   Западная Европа в XII  – XIII вв. 1 Урок применения  знаний 24 Крестовые  походы и Русь 1 Урок изучения но­ вого материала 25 26 Монгольские  завоевания в  Азии Русские земли и   монгольское  нашествие 1 1 Урок применения  знаний Урок применения  знаний Становление и развитие  сословно­корпоративного строя  в европейском средневековом  обществе. Особенности хозяйст­ венной жизни, торговые  коммуникации в средневековой  Европе. Роль церкви.  Православие и католицизм. Характер международных  отношений в Средние века.  Феномен крестовых походов ­  столкновение и взаимовлияние  цивилизаций. Конфликт  цивилизаций. Кризис  европейского традиционного  общества в XIV­XV вв. Монгольские племена, их быт и  образ жизни. Образование  Монгольского государства.  Завоевания Азии. Причины  военных побед.  Монгольское нашествие на  русские земли. Включение  русских земель в систему  управления Монгольской  империи. Золотая Орда. Роль  монгольского завоевания в  истории Руси     Объяснять   процесс становления   средне­ вековых городов, указывать причины обострения   конфликтов между   церковной   и светской властью. Обсуждение   вопроса   о роли   инквизиции   и итогах ее деятельности Определять и харак­ теризовать причины  крестовых походов,  крестьянских восстаний средневековья.  Приводить на основе  ранее изученного ма­ териала примеры  конфликтов, приобре­ тавших  цивилизационный  характер Работа   с   текстом учебника. Таблица «Этапы   образования империи Чингисхана»   Работа в группах §19 Сообщения  учащихся,  тестирование §19 Тестирование,  проблемные  задания §20 Работа в группах  по заранее  выбранным темам   §20   Схема,   таблица «Завоевания   Батыя». Анализ политики Александра   Невского. Диспут тему «Русские   земли   между агрессией   Востока   и Запада» на РАЗДЕЛ 8. НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА МОДЕРНИЗАЦИИ (20 часов) 27 28 29 30 Русские земли и   монгольское  нашествие Образование  централизован ных  государств в  Западной  Европе Объединение  русских  земель вокруг  Москвы Объединение  русских  земель вокруг  Москвы 1 1 1 1 Урок применения  знаний Экспансия с Запада. Борьба с  крестоносной агрессией: итоги  и значение. Русские земли в  составе Великого княжества  Литовского. Комбинированный Феодализм     как система социальной   организации   и властных отношений. Образование   централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции     Урок изучения но­ вого материала Урок   повторения, проверки   знаний   и умений Предпосылки образования  Русского централизованного государства. Собирание земель  вокруг Москвы. Соперничество  Москвы, Польши, Литвы и  Твери. Отношения   с   Золотой   Ордой. Куликовская битва. Ослабление   и   распад   Золотой Орды.  Индивидуальные задания, работа с картой §20 § 21 Работа с  документами,  индивидуальные  задания § 22 Сообщения  учащихся,  работа по про­ блемным  вопросам  Тест, сообщения   § 23     таблица политики Схема, «Завоевания Батыя».  Анализ Александра Невского. Диспут на тему  «Русские земли между  агрессией Востока и  Запада» Указывать предпосылки  усиления королевской  власти в Европе,  характеризовать  особенности развития  стран Восточной  Европы, сравнивать  основные типы  государственности, сло­ жившиеся в странах  Европы Анализ особенностей  становления  Московского  государства.  Составление конспекта  по теме. Составление  развернутого плана,  сообщений. Выявление  причин распада  Монгольской империи 1 Урок   применения знаний 1 Урок   применения знаний 31 32 Обобщающий  урок по теме  "Русь, Европа  и Азия в  эпоху  классического средневековья " Эпоха  великих  географическ их открытий.  Завоевание  Америки Индивидуальные задания, составление таблицы § 24 Индивидуальные  задания,  составление  таблицы Выявлять предпосылки  и признаки мо­ дернизации, проблемы  периодизации.  Характеризовать  влияние Великих гео­ графических открытий  на развитие ев­ ропейского общества Выявлять предпосылки  и признаки мо­ дернизации, проблемы  периодизации.  Характеризовать  влияние Великих гео­ графических открытий  на развитие ев­ ропейского общества Модернизация как процесс  перехода от традиционного к  индустриальному обществу.  Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об  исторической природе модерни­ зации. Великие географические  открытия и начало европейской  колониальной экспансии Модернизация как процесс  перехода от традиционного к  индустриальному обществу.  Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об  исторической природе модерни­ зации. Великие географические  открытия и начало европейской  колониальной экспансии.  Формирование нового  пространственного восприятия  мира. Изменение роли  техногенных и экономических  факторов общественного  развития в ходе модернизации. 33 Западная  Европа: новый  этап развития 1 Комбинированный Торговый и мануфактурный  капитализм. Новации в образе  жизни, характере мышления,  ценностных ориентирах и  социальных нормах в эпоху  Возрождения и Реформаций.  Становление культуры  Ренессанса в Европе, ее  значение. Гуманистическая  идеология. Цеховая и мануфактурная  стадии производства. Работа с  документами § 25 Выявление общих и  особенных черт в  политическом развитии  европейских стран.  Сравнительная  характеристика цеховой и мануфактурной  стадий производства. Обсуждение причин  религиозных войн. 34 Абсолютистск ие монархии в Западной  Европе 1 Урок применения  знаний Начало Реформации и  религиозные войны.  Контрреформация. Народные  движения. От сословно­представительных  монархий к абсолютизму,  эволюция европейской государ­ ственности. Сущность и формы  абсолютизма. Становление  протестантской политической  культуры. Возникновение  теории естественного права и  концепции государственного  суверенитета 35 36 Усиление  центральной  власти в  России в  эпоху Ивана  Грозного Смутное  время в  России 1 1 Урок изучения но­ вого материала Утверждение абсолютизма в  России и его особенности. Реформы Избранной Рады. Внешняя политика. Опричнина и ее итоги Урок изучения но­ вого материала Причины   кризиса   власти   в России в конце 16 – начале 17 в. Польско­литовская   и   шведская интервенция. Преодоление Смуты.  Избрание новой династии Характеризовать при­ чины перехода евро­ пейских стран к абсо­ лютизму, называть  предпосылки и особен­ ности абсолютизма в  Англии и Франции.  Указывать противоре­ чия европейской поли­ тики начала XVII в.,  особенности Вестфаль­ ской системы междуна­ родных отношений Сравнение предпосылок и путей становления  абсолютизма в России и странах Западной  Европы. Дискуссия по  оценки личности Ивана  Грозного Выявление  политических,  социальных факторов  и последствий Смуты § 26  Работа с  документами,  дополнительным  материалом по  группам Работа в группах §26 Аналитический  обзор событий  Смуты §27 1 1 37 Тридцатилетня я война (1618 – 1648) 38 Государства  Азии в позднем  Средневековь е Урок изучения но­ вого материала Урок применения  знаний 39 Урок  1 Обобщение обобщения по  теме «Позднее  Средневековье . Европа на  рубеже Нового времени» Общеевропейские узлы  противоречий. Революция в Нидерландах. Начало Тридцатилетней войны. Весфальский мир 1648 г. и его  значение для европейской  политики Китай  под властью  маньчжурской династии. Государство Великих Моголов. Падении Византии и возвышение Османской империи. Проникновение европейцев в  Азии Основные события,  хронология, персоналии, основные  тенденции развития данного  периода. Составление таблицы  «Тридцатилетняя  война». Анализ последствий  войны для  международного  положения России. Работа с картой и  текстом учебника. Обзор основных  событий истории Китая  и Индии. Обсуждение  проблемных   заданий § 27 Составление  таблицы § 28  Дискуссия по основным  проблемам темы Представление и  защита творческих работ и проектов РАЗДЕЛ 9. ЕВРОПА НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ. СЕРЕДИНАXVII – XVIII В.  (9 часов) 40 Комбинированный Изменение в идеологических и  1 Кризис  сословного  строя и  буржуазная  Революция в  Англии (1640 – 1660) Работа с  документами,  текстом учебника § 29 Характеризовать  причины, особенности и значение буржуазной  революций в Англии. Анализ Реставрации как формы компромисса. правовых основах  государственности. Буржуазные революции XVII­XIX вв.:  исторические предпосылки и  значение, идеология социальных и политических движений. Становление общества гражданского

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)

Рабочая программа по Истории (10-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018