РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании школьного циклового заместитель директора по УВР Директор школы
методического объединения ______________ Шамонина Т.Н ________________О.С.Полкова
протокол от ___________№________
«_____»____________2014 г. «_____»____________2014 г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новолыбаевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по предмету «История» в 10 классе
Учитель:
Матвеева Нина Владимировна
с. Новолыбаево, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по истории в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ, авторской программы Павленко Н.И., учебным планом МАОУ «Новолыбаевская СОШ» и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов, рассчитана на 102 часа. Программа предназначена для преподавания в 10 классах гуманитарного профиля.
Цели
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
· овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Рабочая программа курса составлена на основе следующих опубликованных издательством «Русское слово» учебников и учебно-методических материалов:
Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с др. времен до конца XVII века, Павленко Н.И., Ляшенко Л.М. История РоссииXVII-XIX века. –М., 2008
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира; опасность фальсификации исторических фактов и событий в современных условиях.
Основные содержательные линии примерной программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.
Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с учебным планом МАОУ «Новолыбаевская СОШ» и желанием обучающихся, выбравших социально-гуманитарный профиль, рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю), что соответствует авторской программе Павленко Н.И.
.
№ |
Тема |
Количество часов |
контроль |
1 |
Введение. История как наука. |
1 |
|
|
Раздел 1.Всеобщая история. (с древнейших времен до середины 19 в.) |
24 |
|
2. |
Древнейшая история человечества. |
1 |
|
3. |
Цивилизации Древнего мира и средневековья. |
8. |
Тест. |
4 |
Новое время: эпоха модернизации. |
15. |
Зачет |
|
Раздел 2.история России ( с древнейших времен до середины 19 в.) |
77 |
|
5 |
История Росии –часть всемирной истории. |
1 |
|
6. |
Народы и древнейшие государства на территории России |
7 |
Тест |
7. |
Русь в 9 –начале 12 вв |
12 |
Тест. |
8. |
Русские земли и княжества в 12- середине 15 вв. |
18 |
Контрольная работа. |
9.
|
Российское государство во второй половине 15-17 вв |
18 |
Зачет. |
10. |
Россия в 18-середине 19 вв |
20 |
Тест. |
11 |
Повторение по курсу |
1 |
Контрольное тестирование |
Содержание программного материала
История России – часть всемирной истории (не менее 4 ч)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.
Источники по истории Отечества. Проблема подлинности и достоверности исторических источников. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки. Проблема фальсификации исторических знаний.
Народы и древнейшие государства на территории России (не менее 8 ч)
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.
Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.
Русь в IX – начале XII вв. (не менее 6 ч)
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.
Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.
Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (не менее 18 ч)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.
Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.
Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».
Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв. (не менее 8 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва – третий Рим». Ереси на Руси.
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.
Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Россия в XVII в. (не менее 10 ч)
Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.
Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.
Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Российская империя в XVIII в. (не менее 10 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.
Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.
Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.
Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.
Россия в первой половине XIX в. (не менее 8 ч)
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.
Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.
Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.
Россия во второй половине XIX в. (не менее 6 ч)
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.
Межпредметные и межкурсовые связи:
При работе широко используются: математика – счёт лет, обществознание, география, при изучении карт, природных условий, МХК при изучении культуры.
При преподавании в 10 классе необходимо применять формы обучения, которые развивают: умение развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и т. д.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.
Формы контроля:
самостоятельная работа, зачёт, работа по карточке, тестирование.
Учебная и методическая литература
Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с др. времен до конца XVII века, Павленко Н.И., Ляшенко Л.М. История РоссииXVII-XIX века. –М., 2008.
Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Русское слово», 2009.
Для реализации программы имеется оборудованный кабинет истории, учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Дата урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Знания и умения формируемые в теме |
Виды контроля знаний Формы контроля |
Межпредметны е связи |
Домашне е задание |
1 |
|
Введение. История как наука. Проблема фальсификации исторических знаний. |
1 ч |
Урок изучения нового материала |
Знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории; понимать опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. |
Лекция, конспект |
философия, обществознание |
|
Раздел I. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (С древнейших времён до середины XIX века) (24 часа) |
||||||||
2 |
|
Древнейшая история человечества |
1 ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Знать периодизацию всемирной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем и всемирной истории; |
Практикум устные ответы |
география обществознание |
|
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (8 ч) |
||||||||
3-4 |
|
Цивилизации Древнего Востока. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); |
Практикум устные ответы |
география обществознание |
|
5-6 |
|
Античные цивилизации Средиземноморья. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории; |
Исследование тезисы |
география философия, |
|
7-8 |
|
Возникновение исламской цивилизации.
|
2 ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; |
Лабораторная работа конспект |
Теология, философия, |
|
9-10 |
|
Феодализм как система социальной организации и властных отношений. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление |
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории |
Лекция, конспект |
политология правоведение обществознание |
|
|
|
|
|
материала |
|
|
|
|
Новое время: эпоха модернизации (15 ч) |
||||||||
11-12 |
|
Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Знать историческую обусловленность современных общественных процессов |
Лекция, конспект |
Обществознание |
|
13-14 |
|
Возрождения и Реформации. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); |
Практикум устные ответы |
культурологияф илософия, Теология, |
|
15-16 |
|
От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) |
Комбинирован ный тестирование |
правоведение |
|
17-19 |
|
Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. |
Зч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; |
Лекция, конспект |
правоведение |
|
20-21 |
|
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории; |
Комбинирован ный тестирование |
экономика |
|
22-24 |
|
Эволюция системы международных отношений в |
Зч |
Изучение нового |
современные версии и трактовки важнейших проблем и всемирной |
Лекция, конспект |
География правоведение |
|
|
|
конце XV - середине XIX вв Колониальный раздел мира. |
) |
учебного материала. Закрепление нового материала |
истории; |
|
|
|
25 |
|
Повторение и закрепление по разделам Всеобщей истории. |
1 ч |
Итоговое тестирование |
устанавливать причинно- следственные связи между явлениями |
Повторитель- но- обобщающий |
|
|
ИСТОРИЯ РОССИИ (С древнейших времён до середины XIX в) (77 ч) |
||||||||
26 |
|
История России - часть всемирной истории Особенности становления и развития российской цивилизации. |
1ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории; |
Геополитическ ий, религиозный, личностно- психологическ ий |
Обществознание |
|
Народы и древнейшие государства на территории России (7 ч) |
||||||||
27-28 |
|
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Знать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; |
Комбинирован ный |
География |
|
29-30 |
|
Восточнославянские племенные союзы и их соседи |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
картографические знания и навыки |
Комбинирован ный |
География |
|
31-33 |
|
Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. |
Зч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
|
Комбинирован ный |
Обществознание |
|
Русь в IX - начале XII вв. (12 ч) |
||||||||
34-37 |
|
Происхождение государственности у восточных славян |
4ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; |
Комбинирован ный |
Экономика правоведение |
|
38-41 |
|
Возникновение Древнерусского государства. Князья и их дружины. |
4ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
|
Систематизац ия информации по заданному признаку |
Правоведение |
|
42-43 |
|
Развитие норм права на Руси. Категории населения. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
|
Анализ исторического источника |
Правоведение |
|
44-45 |
|
Христианская культура и языческие традиции Руси. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Описывать исторические памятники по алгоритму |
Урок изучения нового материала |
Культурология |
|
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв. (18 ч) |
||||||||
46-47 |
|
Причины распада Древнерусского государства. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; |
Урок изучения нового материала |
Правоведение |
|
48-51 |
|
Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. |
4ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового |
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; |
Комбинирован ный |
География |
|
|
|
|
1---- |
материала |
|
|
|
|
52-53 |
|
Монархии и республики. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Систематизировать информация по заданному признаку |
Комбинирован ный |
Правоведение |
|
54-55 |
|
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории; |
Комбинирован ный |
География |
|
56-57 |
|
Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Картографические знания |
Комбинирован ный |
География |
|
58-59 |
|
Политические, социальные, экономические и территориально- географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; |
Урок изучения нового материала |
Экономика правоведение политология |
|
60-61 |
|
Великое княжество Московское в системе международных отношений. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах |
Комбинирован ный |
Политология |
|
62-63 |
|
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; |
Комбинирован ный |
культурология философия, |
|
российское государство во второй половине XV - XVII вв. (18 ч)
|
76-77 |
|
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
историческую обусловленность современных общественных процессов; |
Урок изучения нового материала |
Правоведение |
|
78-79 |
|
Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; |
Комбинирован ный |
философия, Теология, |
|
80-81 |
|
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; |
Комбинирован ный |
Культурология |
|
Россия в XVIII - середине XIX вв. (20 ч) |
||||||||
82-83 |
|
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории; |
Урок изучения нового материала |
география экономика правоведение политология обществознание |
|
84-85 |
|
Провозглашение империи |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Знать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; |
Комбинирован ный |
Политология |
|
86-87 |
|
Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Знать периодизацию отечественной истории; |
Комбинирован ный |
политология правоведение |
|
88-89 |
|
Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
анализировать истс iecKyio информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); |
Комбинирован ный |
политология правоведение обществознание |
|
90-91 |
|
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; |
Комбинирован ный |
обществознание политология |
|
92-93 |
|
Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); |
Комбинирован ный |
обществознание философия, |
|
94-95 |
|
Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; |
Урок изучения нового материала |
философия, обществознание |
|
96-97 |
|
Особенности экономического развития России в XVIII - первой половине XIX в |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории; |
Комбинирован ный |
география экономика |
|
98- 99 |
|
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Расширение территории государства в XVIII - середине XIX вв. |
2ч |
Изучение нового учебного материала. Закрепление нового материала |
Картографические знания осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. |
Комбинирован ный |
география политология |
|
100 |
|
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины xixвв. |
I ч |
Изучение нового учебного материала |
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную |
Комбинирован ный |
культурология обществознание |
|
|
|
|
1ч |
|
|
|
|
|
101
|
|
Повторение по курсу «История России с древнейших времен до середины XIX века. |
1ч |
|
|
|
Итоговое тестирование |
|
102 |
|
Резерв |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.