Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС
Оценка 5

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Оценка 5
Образовательные программы
docx
история
10 кл
14.12.2018
Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС
Рабочая программа по истории России для 10 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она основана на авторской программе А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной. — М. : Просвещение, 2017. Программа подходит к учебнику «История России» в 3-х частях Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций/ под ред. А.В.Торкунова - М.: « Просвещение», 2017 г.
история 10.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2» 142280 Московская  область г.Протвино, ул. Гагарина , д.7 тел./факс 74­47­01, E­maiL: [email protected] «Согласовано» Заместитель директора по  УВР ____________О.В.Хоменко «___» _____________2018г. «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________  Л.И.Иващенко «___» _______________2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  2018­2019 учебный год КЛАСС 10 класс ПРЕДМЕТ история КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ  68 ч. УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ базовый ФИО учителя  Прусова С.И. 1 Протвино 2018 год Рабочая программа по истории составлена на основе нормативно – правовых актов: Пояснительная записка ­ Закон 273­ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;  Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении  федерального перечня  учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего  общего образования ( с изменениями на 05.07.2017 г., приказ № 629) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  среднего(полного) общего образования» Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645 и от 31.12. 2015 г. №  1578 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской  Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта среднего(полного) общего образования» Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС;  ­ Примерные программы, созданные на основе ФГОС СОО;  ­«Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2». Цели и задачи курса (предмета). Цели курса:  Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение  следующих целей:   воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие  мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически  сложившихся культурных, религиозных, этно­национальных традиций, нравственных и  социальных установок, идеологических доктрин;   развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с  точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки  исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным  проблемам прошлого и современности;   освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества,  формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно­ историческом процессе;   овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации,  работы с различными типами исторических источников, критического анализа  исторической информации;  2  формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и  процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к  окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими  мировоззренческими системами.  Задачи курса: ­ усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных  представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории,  позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности,  взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению  к ней; ­ усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации; ­ формирование на основе личностно­эмоционального осмысления новейшей истории  уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к  конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу,  позитивному разрешению возникающих конфликтов; ­ обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного  положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в  жизнь общества. Рабочая программа составлена на основе: 1. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—10  классы  : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н.  Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2017. Особенности организации учебного процесса Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов  – 34 учебные недели (2 часа в неделю),  что полностью соответствует учебному плану лицея, но на 6 часа больше авторской  программы по истории России. В процессе обучения сохранён порядок изучения тем, но  изменено количество часов, отведенных авторами на изучение тем. Дополнительные часы  были потрачены часы на темы, предназначенные для самостоятельного изучения.  Сохранено количество часов, выделенных на контрольные, тестовые и другие письменные  работы.  3 4 № Основное содержание предмета по темам Количе Основные виды учебной деятельности Содержание учебного предмета, курса ство часов 10 ч 1. Глава 1 Россия в годы «великих потрясений». 1914 1921 ― гг.  Россия в Первой мировой войне Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление  России в войну. Геополитические и военно­стратегические  планы командования. Боевые действия на австро­германском  и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по  Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый  героизм воинов. Национальные подразделения и женские  батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен.  Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат.  Политизация и начало морального разложения армии. Власть,  экономика и общество в условиях войны. Милитаризация  экономики. Формирование военно­промышленных комитетов.  Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание  общественных организаций помощи фронту.  Благотворительность. Введение государством карточной  системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и  реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание  экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к усталости и отчаянию от войны.  Кадровая чехарда в правительстве. Выделять приоритетные направления внешней политики России в начале XX века, понимать ее задачи, способы их реализации. Показывать на карте и комментировать состав военно-политических блоков и их территории; рассказывать о предпосылках 1 мировой войны, об этапах и основных событиях 1 мировой войны; характеризовать цели и планы сторон; оценивать взаимодействие союзников; объяснять причины поражения; Участвовать в дискуссии о месте и роли революционных преобразований большевиков в истории России, комментировать итоги и последствия революции 1917 г.; Характеризовать экономическую политику советской власти. Давать оценку эскалации насилия в годы Гражданской войны. Устанавливать причинно-следственные связи, выявлять исторические закономерности. Характеризовать роль личности в истории, кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями Уметь выбирать главное при составлении 5 Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей  власти. «Прогрессивный блок» и его программа.  Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на  окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане.  Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты  и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды.  Возрастание роли армии в жизни общества. Российская революция 1917 г. Российская империя накануне революции. Территория и  население. Объективные и субъективные причины обострения  экономического и политического кризиса. Война как  революционизирующий фактор. Национальные и  конфессиональные проблемы. Незавершённость и  противоречия модернизации. Основные социальные слои,  политические партии и их лидеры накануне революции.  Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль  март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец  российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри  страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы.  Революционная эйфория. Формирование Временного  правительства и программа его деятельности. Петроградский  Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна  ―  лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте  влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский  кризис и конец «двоевластия». Православная Церковь.  Всероссийский Поместный Собор и восстановление  патриаршества. Выступление Корнилова против Временного  правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России  республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю):  свержение Временного правительства и взятие власти  большевиками («октябрьская революция»). Создание  коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.  И. Ленин как политический деятель.  ― хронологической таблицы, выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного материала. Видеть причинно-следственные связи. Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. Анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста. 6 Первые революционные преобразования большевиков Диктатура пролетариата как главное условие  социалистических преобразований. Первые мероприятия  большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской  империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землёй.  Отделение церкви от государства и школы от церкви. Созыв и разгон Учредительного собрания Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как  форма власти. Слабость центра и формирование  «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК  по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и  территориальных совнархозов. Первая Конституция России  1918 г. Гражданская война и её последствия Установление советской власти в центре и на местах осенью  1917  Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье,  Средняя Азия. Начало формирования основных очагов  сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция  Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого  корпуса. Гражданская война как общенациональная  катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра  антибольшевистских сил: их характеристика и  взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч,  Директория, правительства А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. Положение населения на территориях  антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые»  весной 1918 гг.: Центр, Украина, Поволжье, Урал,  ― 7 реквизиции. Политика «военного коммунизма».  Продразвёрстка, принудительная трудовая повинность,  сокращение роли денежных расчётов и административное распределение товаров и услуг.  «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание  регулярной Красной Армии. Использование  военспецов. Выступление левых эсеров. Террор  «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство  царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу  чрезвычайных органов  Особенности Гражданской войны на Украине, в  Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем  Востоке. Польско­советская война. Поражение армии  Врангеля в Крыму.  ЧК, комбедов и ревкомов.  ― Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.  Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне.  Декларация прав народов России и её значение. Эмиграция и  формирование Русского зарубежья. Последние отголоски  Гражданской войны в регионах в конце 1921 1922 гг. ― Идеология и культура периода Гражданской войны и  «военного коммунизма» «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание  Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта.  Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной  пропаганды. Национализация театров и кинематографа.  Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов,  организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и  секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных  привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов.  8 13 ч 2. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской  быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники  и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий.  Комитеты бедноты и рост социальной напряжённости в  деревне Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «чёрный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной  обстановки на психологию населения. Наш край в годы революции и гражданской войны. Глава 2. Советский Союз в 1920―1930-е гг. СССР в годы нэпа. 1921―1928 гг. Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921―1922 г. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразвёрстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922―1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. ― Герой социалистического труда). Объяснять основные последствия Первой мировой и Гражданской войн. Характеризовать демографическую ситуацию в начале 1920-х гг. , сущность нэпа. Сравнивать политику «военного коммунизма» и нэп. Объяснять причины образования СССР, значение. Сравнивать план автономизации и план федерации Выявлять и указывать причины внутрипартийной борьбы за власть в 1920-е гг. Характеризовать социальную политику большевиков. Объяснять причины отказа от политики нэпа Сравнивать политику нэпа и политику индустриализации и коллективизации Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника Характеризовать сущность индустриализации и коллективизации. Подготовить сообщения с помощью ресурсов Интернета. Называть главные черты тоталитарного общества. 9 Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно- территориальные реформы 1920х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. В. И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП (б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду. Советский Союз в 1929―1941 гг. «Великий перелом». Перестройка экономики на основе администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Деревенский социум: Становление кадров. командного Характеризовать основные направления внешней политики СССС в 1920-30 е гг. Показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав СССР в конце 1930-х гг. 10 торговли частной Ликвидация и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932―1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой. Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно- индустриальную Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса» истории ВКП(б) и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937―1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных державу. 11 чванство». Репрессии ГУЛАГ: территорий. к ним дисциплины. республик. против социально- священнослужителей. политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. Культурное пространство советского общества в 1920―1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и обществе. отношение «Коммунистическое Падение трудовой Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. Пролеткульт и Культура периода нэпа. нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и её особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание в 12 советской ФИАН, человека». Рабселькоры. Престижность Пропаганда «нового Воспитание коллективистских ценностей. интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». военной профессии и научно- инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения. Культурная революция. От обязательного начального образования ― к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х гг. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, РНИИ и др. Выдающиеся учёные и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х гг. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. 13 ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников. Внешняя политика СССР в 1920―1930-е гг. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения Ужесточение трудового новой техники. законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией. Наш край в 1920―1930-е гг. Глава 3. Великая Отечественная война. Первый период войны (июнь 1941   осень 1942 гг.).  ― 3. 8 ч. Выявить причины и итоги Великой Отечественной войны. 14 ―  Верховный главнокомандующий.  Вторжение. План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на  22 июня 1941 г. Вторжение Германии и её сателлитов на  территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм  воинов   всех народов СССР. Причины поражений Красной  Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры  руководства страны, образование Государственного комитета  обороны. И. В. Сталин  Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание  дивизий народного ополчения. Смоленское сражение.  Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады  Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв  гитлеровских планов «молниеносной войны». Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади.  Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии  зимой­весной 1942 г. Неудача Ржевско­Вяземской операции.  Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада  Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения.  Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка  экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте.  Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост».  Массовые преступления гитлеровцев против советских  граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки  на оккупированной территории СССР. Нацистский плен.  Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты  над заключенными. Угон советских людей в Германию.  Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало  массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских  лагерях. Развёртывание партизанского движения. Коренной  перелом в ходе войны (осень 1942  ― ―  1943 гг.).  Характеризовать основные сражения в ходе Вов, показывать их значение. Показывать на карте основные сражения. Подготовить рассказ о выдающихся полководцах Великой Отечественной войны, участниках партизанского движения, используя ресурсы Интернета. Составлять хронологическую таблицу основных событий Великой Отечественной войны. Давать оценку гитлеровскому оккупационному режиму. Показывать на примерах героизм советских людей и вклад народа в победу над фашистской Германией. Характеризовать деятельность антигитлеровской коалиции. Определять итоги Великой Отечественной войны. Подготовить доклады с помощью Интернета 15 Сталинградская битва. Германское наступление весной­летом  1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ.  Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение  неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под  Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной  Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге.  Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые  сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских  войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва  за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и  форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги  наступления Красной армии летом­осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение  героического сопротивления Ленинграда. Развертывание  массового партизанского движения. Антифашистское  подполье в крупных городах. Значение партизанской и  подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание  гитлеровцами воинских формирований из советских  военнопленных. Генерал Власов и Русская  освободительная армия. Судебные процессы на  территории СССР над военными преступниками и  пособниками оккупантам в 1943 1946 гг. ― Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта,  всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и  подростков в промышленном и сельскохозяйственном  производстве. Самоотверженный труд учёных. Помощь  населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны.  Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени.  Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на  войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в  советском тылу. Военная дисциплина на производстве.  16 ― Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение  в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе.  Государственные меры и общественные инициативы по  спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских  училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная  война»   призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны.  Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых  концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино  военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в  1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд­лиз. Тегеранская  конференция 1943 г. Французский авиационный полк  «Нормандия­Неман», а также польские и чехословацкие  воинские части на советско­германском фронте. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание  Второй мировой войны (1944  Завершение освобождения территории СССР. Освобождение  правобережной Украины и Крыма. Наступление советских  войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия  Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за  Берлин и окончание войны в Европе. Висло­Одерская  операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.  Репатриация советских граждан в ходе войны и после её  окончания. Война и общество. Военно­экономическое  превосходство СССР над Германией в 1944 1945 гг.  Восстановление хозяйства в освобождённых районах. Начало советского «Атомного нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации   сентябрь 1945 гг.).  ― ― проекта». Реэвакуация и 17 «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция  1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство  Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская  конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика  денацификации, демилитаризации, демонополизации,  демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций.  Советско­японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии.  Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских  островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки  японских городов американской авиацией и их последствия.  Создание ООН.Конференция в Сан­Франциско в июне 1945 г.  Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и  Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных  преступников. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.  Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции.  Людские и материальные потери. Изменения политической  карты Европы. Наш край в годы Великой Отечественной войны Глава 4. Апогей и кризис советской системы 1945­1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945 1953 гг.) Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти  и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы.  Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация  армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей  «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост  беспризорности и решение проблем послевоенного детства.  Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления.  Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск  гражданской продукции. Восстановление индустриального  ― 4. 22 ч Характеризовать состояние советской экономики после войны. Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике, культуре, социальной жизни Составление таб- лицы Характеризовать изменения в международном положении СССР после II мировой войны. Объяснить причины и характерные признаки «холодной войны». 18 ― потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни.  Помощь не затронутых войной национальных республик в  восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их  размеры и значение для экономики. Советский «атомный  проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений.  Положение на послевоенном потребительском рынке.  Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля.  Голод 1946 1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной  системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение  административно­командной системы. Соперничество в  верхних эшелонах власти. Усиление идеологического  контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с  «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского  антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина».  Сохранение на период восстановления разрушенного  хозяйства трудового законодательства военного времени.  Союзный центр и национальные регионы: проблемы  взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых»  республиках. Рост влияния СССР на международной арене.  Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина  Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного  мира. Советизация Восточной и Центральной Европы.  Взаимоотношения со странами «народной демократии».  Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с  Югославией. Коминформбюро. Организация  Североатлантического договора (НАТО). Создание  Организации Варшавского договора. Война в Корее. И. В. Сталин в оценках современников и историков.  первая половина 1960­х гг. «Оттепель»: середина 1950­х  Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в  обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход  политического лидерства к Н. С. Хрущёву. Первые признаки  ― Составление плана. Давать определения понятиям: ротация, реабилитация, «оттепель», расширенное воспроизводство, диссидент, паритет, разо- ружение, пацифизм. Давать общую оценку экономических реформ Хрущева. Извлекать информацию из различных источников, работать с истори- ческими документами. Характеризовать политику мирного сосуществования. Участвовать в дискуссии по теме «Можно ли считать, что диссидентство выросло из хрущевской «оттепели»?» Характеризовать особенности политического и экономического развития страны. Объяснять причины отставания экономики от западных стран в 70-80-х гг. Оценивать характер отношений СССР с другими странами. Объяснять понятия: кадровая революция, перестройка, стратегия ускорения, «новое мышление». Определять цели и основные эта- пы политических и экономических преобразований в стране. Давать им оценку. Оценивать результаты политики «нового мышления» . Извлекать информацию из различных источников Уметь составлять опорную схему «Внешнеполитический курс Горбачёва», давать свою оценку событиям, знать понятия «биполярная система международных отношений» Знать особенности экономических реформ, их 19 наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной  сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на  доклад Хрущёва в стране и мире. Частичная  десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации  жертв массовых политических репрессий и смягчение  политической цензуры. Возвращение депортированных  народов. Особенности национальной политики. Попытка  отстранения Н. С. Хрущёва от власти в 1957 г.  «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти  Хрущёва. Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение  общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература,  кинематограф, театр, живопись: новые тенденции.  Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и  наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный  фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы  досуга. Развитие внутреннего и международного туризма.  Начало Московских кинофестивалей. Роль телевидения в  жизни общества. Легитимация моды и попытки создания  «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные  формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». Стиляги.  Хрущёв и интеллигенция. Антирелигиозные кампании.  Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат». Социально­экономическое развитие. Экономическое развитие  СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения  продовольственной проблемы. Освоение целинных земель.  Научно­техническая революция в СССР. Перемены в научно­ технической политике. Военный и гражданский секторы  экономики. Создание ракетно­ядерного щита. Начало  освоения космоса. Запуск первого спутника Земли.  Исторические полёты Ю. А. Гагарина и первой в мире  особенности. Уметь работать с историческими источниками в поисках необходимой информации 20 женщины­космонавта В. В. Терешковой. Первые советские  ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние  НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в  промышленности. Переход от отраслевой системы управления  к совнархозам. Расширение прав союзных республик.  Изменения в социальной и профессиональной структуре  советского общества к началу 1960­х гг. Преобладание  горожан над сельским населением. Положение и проблемы  рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции.  Востребованность научного и инженерного труда. Расширение  системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа  построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового  человека». Бригады коммунистического труда. Общественные  формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»:  мировой тренд и специфика советского «социального  государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущёвки».  Рост доходов населения и дефицит товаров народного  потребления. Внешняя политика. Новый курс советской  внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски  нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно­политические  кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания  (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г.,  Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Венгерские  события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за  влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание  негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти.  Новочеркасские события. Смещение Н. С. Хрущёва и приход к власти Л. И. Брежнева. Оценка Хрущёва и его реформ  современниками и историками. 21 ― ―  начале 1980­х гг. Наш край в 1953 1964 гг. Советское общество в середине 1960­х  Приход к власти Л. И. Брежнева: его окружение и смена  политического курса. Поиски идеологических ориентиров.  Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы  1960­х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения  вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и  проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и  кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный  монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание  потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые  попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли  ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса.  Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М. В.  Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский  Академгородок. Замедление научно­технического прогресса в  СССР. Отставание от Запада в производительности труда.  «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание  топливно­энергетического комплекса (ТЭК). Культурное пространство и повседневная жизнь.  Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной  мобильности. Миграция населения в крупные города и  проблема «неперспективных деревень». Популярные формы  досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоёв. Социальное и экономическое развитие союзных республик.  Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема  поиска эффективной системы производственной мотивации.  Отношение к общественной собственности. «Несуны».  Потребительские тенденции в советском обществе. Дефициты  и очереди. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие  22 физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в  Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.  Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП,  движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые  правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И.  Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения.  Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и  самиздат. Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между  разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной  напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты.  «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение  международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно­стратегического паритета с США.  Политика разрядки. Сотрудничество с США в области  освоения космоса. Совещание по безопасности и  сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в  Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в  Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л. И.  Брежнев в оценках современников и историков. Наш край в 1964 1985 гг. Политика «перестройки». Распад СССР (1985 1991 гг.) Нарастание кризисных явлений в социально­экономической и  идейно­политических сферах. Резкое падение мировых цен на  нефть и его негативные последствия для советской  экономики. М. С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и её противоречивые  результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о  госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности.  Появление коммерческих банков. Принятие закона о  приватизации государственных предприятий. Гласность и  плюрализм мнений. Политизация жизни и подъём гражданской  ― ― 23 активности населения. Массовые митинги, собрания.  Либерализация цензуры. Общественные настроения и  дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии.  Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна  десталинизации. История страны как фактор политической  жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные  политические объединения. «Новое мышление» Горбачёва.  Отказ от идеологической конфронтации двух систем и  провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике.  Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации  Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы.  Завершение «холодной войны». Отношение к М. С. Горбачёву  и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в  мире. Демократизация советской политической системы. XIX  конференция КПСС и её решения. Альтернативные выборы  народных депутатов. Съезды народных депутатов - высший  орган государственной власти. Первый съезд народных  депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной  Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой  волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС и создание  Компартии РСФСР. Подъём национальных движений, нагнетание  националистических и сепаратистских настроений. Проблема  Нагорного Карабаха и попытки её решения руководством  СССР. Обострение межнационального противостояния:  Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция  республиканских лидеров и национальных элит. Последний  этап «перестройки»: 1990 1991 гг. Отмена 6­й статьи  Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление  многопартийности. Кризис в КПСС и создание  ― 24 Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных  депутатов РСФСР и его решения. Превращение Б. Н. Ельцина  в единого лидера демократических сил. Противостояние  союзной (Горбачёв) и российской (Ельцин) власти. Введение  поста президента и избрание М.С.Горбачева Президентом  СССР. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР.  Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание  системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства).  Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР.  Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией.  Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о  государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях  обновлении Союза ССР. План «автономизации»  предоставления автономиям статуса союзных республик.  Ново­Огаревский процесс и попытки подписания нового  Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о  сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Превращение экономического кризиса в  стране в ведущий политический фактор. Нарастание  разбалансированности в экономике. Государственный и  коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий.  Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.:  конфискационная денежная реформа, трёхкратное повышение  государственных цен, пустые полки магазинов и усталость  населения от усугубляющихся проблем на потребительском  рынке. Принятие принципиального решения об отказе от  планово­директивной экономики и переходе к рынку.  Разработка союзным и российским руководством программ  перехода к рыночной экономике. Радикализация  общественных настроений. Забастовочное движение. Новый  этап в государственно­конфессиональных отношениях.  ― 25 5. ― ― Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и  защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачёва. Распад КПСС. Ликвидация  союзного правительства и центральных органов управления,  включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины.  Оформление фактического распада СССР и создание СНГ  (Беловежское и Алма­Атинские соглашения). Реакция  мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы  советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на  международной арене. Горбачёв, Ельцин и «перестройка» в  общественном сознании. М. С. Горбачёв в оценках современников и историков. Наш край в 1985 1991 гг. Глава 5. Российская Федерация Становление новой России (1992 1999 гг.) Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе  преобразований. Предоставление Б. Н. Ельцину  дополнительных полномочий для успешного проведения  реформ. Правительство реформаторов во главе с Е. Т.  Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований.  Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная  приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица.  «Чёрный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства  граждан первыми результатами экономических реформ.  Особенности осуществления реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и  законодательной власти в 1992 1993 гг. Решение  Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание  политико­конституционного кризиса в условиях ухудшения   ― экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г.  ― 15 ч. Давать определения понятиям: «шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика. Давать оценку экономическому развитию страны в 90-е годы, выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики. Составление конспекта. Объяснять понятия: Конституция, референдум, многопартийность, фракция. Характеризовать результаты политического развития страны в 90-е годы, определять обозначившиеся проблемы в политической жизни страны. Искать и выбирать нужную информацию из исторических источников. Способность передавать содержание материала в развёрнутом и сжатом виде через оставление опорного конспекта в соответствии с учебной целью. Описывать достижения культуры изучаемого 26 попытка правового разрешения политического кризиса. Указ  Б. Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом.  Возможность мирного выхода из политического кризиса.  «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические  усилия Русской православной церкви. Трагические события  осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее  решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту  Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и  создание новой системы государственного устройства.  Принятие Конституции России 1993 г. и её значение.  Полномочия Президента как главы государства и гаранта  Конституции. Становление российского парламентаризма.  Разделение властей. Проблемы построения федеративного  государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992 1993 гг.  Обострение межнациональных и межконфессиональных  отношений в 1990­е гг. Подписание Федеративного договора  (1992) и отдельных соглашений центра с республиками.  Договор с Татарстаном как способ восстановления  федеративных отношений с республикой и восстановления  территориальной целостности страны. Взаимоотношения  Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление  конституционного порядка в Чеченской Республике.  Корректировка курса реформ и попытки стабилизации  экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора  налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции  деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от  мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на  производственный и энергетический секторы. Положение  крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от  ― периода; выявлять новые черты развития искусства. Характеризовать основные на- правления внешней политики страны в 90-е годы, социально-экономические и политические преобразования в российском обществе в 2000-2001 гг. Определять положительные результаты и нерешенные проблемы российской внешней политики. 27 экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые  аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные  настроения россиян в условиях реформ. Общественные  настроения в зеркале социологических исследований.  Представления о либерализме и демократии. Проблемы  формирования гражданского общества. Свобода СМИ.  Свобода предпринимательской деятельности. Возможность  выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов.  Кризис образования и науки. Социальная поляризация  общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и  детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально­незащищенных слоёв. Проблемы  русскоязычного населения в бывших республиках СССР. Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание  новой России суверенным государством. Россия  правопреемник СССР на международной арене. Значение  сохранения Россией статуса ядерной державы.  Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание  Договора СНВ­2 (1993). Присоединение России к «большой  семёрке». Усиление антизападных настроений как результат  бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия  на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией.  Военно­политическое сотрудничество в рамках СНГ.  Восточный вектор российской внешней политики в 1990­е гг.  Российская многопартийность и строительство гражданского  общества. Основные политические партии и движения 1990­х  гг., их лидеры и платформы. центральной Кризис выборы 1996 Политтехнологии. «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм.  Правительства В. С. Черномырдина и Е. М. Примакова.  Президентские  ― власти. г. 28 ― ― Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение  террористических группировок с территории Чечни в  Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г.  Добровольная отставка Б. Н. Ельцина. Б. Н. Ельцин в оценках современников и историков. Наш край в 1992 1999 гг. Россия в 2000­е гг.: вызовы времени и задачи  модернизации Политические и экономические приоритеты. Первое и второе  президентства В. В. Путина. Президентство Д. А. Медведева.  Президентские выборы 2012 г. Избрание В. В. Путина  президентом. Государственная Дума. Многопартийность.  Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм.  Восстановление единого правового пространства страны.  Разграничение властных полномочий центра и регионов.  Террористическая угроза. Построение вертикали власти и  гражданское общество. Стратегия развития страны.  Экономическое развитие в 2000­е гг. Финансовое положение.  Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем  1999 2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль  нефтегазового сектора и задачи инновационного развития.  Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной  экономики. Человек и общество в конце XX  Новый облик российского общества после распада СССР.  Социальная и профессиональная структура. Занятость и  трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления  государственной социальной политики. Реформы  здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование  образования и науки и его результаты. Особенности развития  культуры. Демографическая статистика. Снижение средней  продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения  ―  начале XXI вв.  29 ―  начале XXI вв.  России. Разработка семейной политики и меры по поощрению  рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни.  Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи.  Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры  доходов разных слоёв населения. Общественные  представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка  государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация,  Интернет. Массовая автомобилизация. Внешняя политика в конце XX  Внешнеполитический курс В. В. Путина. Постепенное  восстановление лидирующих позиций России в  международных отношениях. Современная концепция  российской внешней политики в условиях многополярного  мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в  урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и  партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с  США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы.  Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики  России. Культура и наука России в конце XX  Повышение общественной роли СМИ как «четвертой власти».  Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии  образования и науки. Система платного образования.  Сокращение финансирования науки, падение престижа  научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные  достижения российских ученых и невостребованность  результатов их открытий. Религиозные конфессии и  повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви  налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов  культа для религиозных нужд. Особенности развития ―  начале XXI вв.  30 современной художественной культуры: литературы,  киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы  глобализации и массовая культура. Наш край в 2000 2012 гг. ― 31 Планируемые результаты Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения  являются:  складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности  в поликультурном социуме, чувства причастности к историко­культурной общности  российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его  защите;  формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,  уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);  формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской  Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором  национального самоопределения;  воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в  Российской Федерации. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: Регулятивные УУД: • • • • • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в  образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,  необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения  поставленной цели; определять несколько путей достижения поставленной цели; Познавательные УУД: • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения  и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и  координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать  выбор; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,  владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета; • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и  критерии для указанных логических операций; • выявлять проблему, аргументировать её актуальность; 32 • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить  исследование её объективности (под руководством учителя); • делать умозаключения и выводы на основе аргументации; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею  текста, выстраивать последовательность описываемых событий.     критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщённые способы решения задач; Коммуникативные УУД:  приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в  отношении действий и суждений другого;   развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных  (устных и письменных) языковых средств; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед  знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.                 Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся на базовом уровне  научатся: рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических  событий; представлять культурное наследие России и других стран; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,  персоналиями; использовать   статистическую   (информационную)   таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,  макетов, интернет­ресурсов; работать  с  хронологическими  таблицами,  картами  и  схемами,читать легенду  исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной  программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в; 33  ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке  их современных версиях и трактовках. Требования к уровню подготовки  Ученики научатся:                  владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и  роли России в мировой истории,соотнесения (синхронизации) событий и процессов  всемирной, национальной и региональной/локальной истории; характеризовать особенности исторического пути России, её роль вмировом сообществе; определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических  документов; определять причинно­следственные, пространственные,временные связи между  важнейшими событиями (явлениями, процессами); различать   в   исторической   информации   факты   и   мнения,исторические описания и  исторические объяснения; находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени. презентовать  историческую  информацию  в  виде  таблиц,  схем, графиков; раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и  аргументировать своё отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и  деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; соотносить   и   оценивать   исторические   события   локальной,региональной,  общероссийской и мировой истории ХХ в.; с опорой на факты, приведённые в учебной и научно­популярной литературе, обосновывать  собственную точку зрения на основные события истории России новейшего времени. применять приёмы самостоятельного поиска и критического анализа историко­социальной  информации, её систематизации и представления в различных знаковых системах; на основе комплексного использования энциклопедий,справочников изучать биографии  политических деятелей, дипломатов, полководцев; объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок,  самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам; объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией,  изложенной в историко­культурном стандарте), проводить временной и пространственный  анализ. Ученик получит возможность научиться: 34 • используя историческую карту, характеризовать социально­экономическое и политическое  развитие России, других государств в Новейшее время; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами  (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чем заключались  общие черты и особенности;  • применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний  исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. 35 УМК и техническое оснащение учебного процесса 1.  «История России» в 3­х частях Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций/   под ред. А.В.Торкунова ­ М.: « Просвещение», 2017 г. 2. История России. Контрольно­измерительные материалы./ Сост.К.В.Волкова – М.ВАКО,  2015 г. 3. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—10 классы  (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н.  Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2017. 4. Исторические карты 5. Презентации 6. Интернет­ресурсы 36 Предмет    история, 10­а класс Количество часов – 68 № урока КТП Тема урока Дата проведения Форма контроля Примечание  План  Корректировка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Глава 1.Россия в годы «великих потрясений» § 1Россия и мир накануне Первой мировой войны. § 2 Российская империя в Первой мировой войне. § 3 Великая российская революция: февраль 1917 § 4 Великая российская революция: октябрь 1917 § 5 Первые   революционные   преобразования большевиков. § 6 Экономическая  политика  советской  власти. Военный  коммунизм. § 7 Гражданская война. Революция и Гражданская война на национальных окраинах. § 8 Идеология  и  культура  периода  Гражданской войны. Повторительно­обобщающий    урок    по теме «Россия в годы  «великих потрясений». Глава 2. Советский Союз в 1920―1930-е гг. § 9 Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. § 10 Экономика нэпа. § 11 Образование СССР. Национальная политика в 1920­е гг. § 12 Политическое развитие в 1920­е гг. § 13 Международное положение и внешняя политика СССР в 1920­е  37 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. гг. § 14 Культурное пространство советского общества в 1920­е гг. § 15«Великий перелом». Индустриализация. § 16 Коллективизация сельского хозяйства. § 17 Политическая система СССР в 1930­е гг. Советская национальная политика в 1930­е гг. § 18 Культурное пространство советского общества в 1930­е гг. § 19 СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. Повторительно­обобщающий    урок    по теме «Советский Союз в  1920­1930­х гг.» Глава 3. Великая Отечественная война. § 20 СССР накануне Великой Отечественной войны. § 21 Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны  (22 июня 1941—ноябрь 1942 гг.). § 22 Поражения  и  победы  1942  г.  Предпосылки коренного  перелома. § 23 Человек и война: единство фронта и тыла. § 24 Второй период Великой Отечественной войны. Коренной  перелом (ноябрь 1942—1943 гг.). § 25 Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной  войне. Окончание Второй мировой войны. Народы СССР в борьбе с фашизмом. Советская разведка и  контрразведка в годы Великой Отечественной войны. Повторительно­обобщающий    урок    по теме «Великая  38 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. Отечественная война. 1941­1945 гг.» Глава 4. Апогей и кризис советской системы 1945­1991 гг. § 26 Место и роль СССР в послевоенном мире. § 27 Восстановление и развитие экономики. § 28 Изменения   в   политической   системе   в послевоенные годы. § 29 Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Национальный   вопрос   и   национальная политика в послевоенном  СССР.    § 30 Внешняя  политика  СССР  в  условиях  начала «холодной  войны». § 31 Смена политического курса. § 32 Экономическое  и  социальное  развитие  в середине 1950— середине 1960­х гг. § 33 Культурное пространство и повседневная жизнь в середине  1950­х — середине 1960­х гг. § 34 Политика мирного сосуществования в 1950­х — первой  половине 1960­х гг. § 35 Политическое развитие в 1960­х — середине 1980­х гг. § 36 Социально­экономическое  развитие  страны  в 1960­х —  середине 1980­х гг. Национальная  политика  и  национальные движения в 1960­х —  середине 1980­х гг. § 37 Культурное пространство и повседневная жизнь во второй  половине 1960­х — первой половине 1980­х гг. § 38 Политика разрядки международной напряженности. § 39 СССР и мир в начале 1980­х гг. Предпосылки реформ. 39 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. § 40 Социально­экономическое развитие СССР в 1985­1991 гг. § 41Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. § 42 Реформа политической системы. § 43Новое политическое мышление и перемены во внешней  политике. § 44 Национальная политика и подъем национальных движений.  Распад СССР. Повторительно­обобщающий    урок    по теме «Апогей и кризис  советской системы. 1945­1991 гг.» Глава 5. Российская Федерация § 45 Российская экономика на пути к рынку. § 46 Политическое развитие Российской Федерации в 1990 –е гг. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990­е гг. § 47 Духовная жизнь страны в 1990­е гг. § 48 Геополитическое   положение   и   внешняя политика в 1990­е  гг. § 49 Политическая жизнь России в начале XXI в. § 50 Экономика России в начале XXI в. § 51 Повседневная и духовная жизнь. § 52 Внешняя политика России в начале XXI в. § 53 Россия в 2008—2014 гг. 40 64. 65. 66. 67. 68. § 53 Россия в 2008—2014 гг. Повторительно­обобщающий урок по теме «Российская Федерация». Итоговое повторение по теме «Россия в ХХ – начале ХХI в.». Итоговое повторение. Итоговое повторение. 41 Предмет    история, 10­б класс Количество часов – 68 № урока КТП Тема урока Дата проведения Форма контроля Примечание  План  Корректировка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Глава 1.Россия в годы «великих потрясений» § 1Россия и мир накануне Первой мировой войны. § 2 Российская империя в Первой мировой войне. § 3 Великая российская революция: февраль 1917 § 4 Великая российская революция: октябрь 1917 § 5 Первые   революционные   преобразования большевиков. § 6 Экономическая  политика  советской  власти. Военный  коммунизм. § 7 Гражданская война. Революция и Гражданская война на национальных окраинах. § 8 Идеология  и  культура  периода  Гражданской войны. Повторительно­обобщающий    урок    по теме «Россия в годы  «великих потрясений». Глава 2. Советский Союз в 1920―1930-е гг. § 9 Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. § 10 Экономика нэпа. § 11 Образование СССР. Национальная политика в 1920­е гг. § 12 Политическое развитие в 1920­е гг. 42 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. § 13 Международное положение и внешняя политика СССР в 1920­е  гг. § 14 Культурное пространство советского общества в 1920­е гг. § 15«Великий перелом». Индустриализация. § 16 Коллективизация сельского хозяйства. § 17 Политическая система СССР в 1930­е гг. Советская национальная политика в 1930­е гг. § 18 Культурное пространство советского общества в 1930­е гг. § 19 СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. Повторительно­обобщающий    урок    по теме «Советский Союз в  1920­1930­х гг.» Глава 3. Великая Отечественная война. § 20 СССР накануне Великой Отечественной войны. § 21 Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны  (22 июня 1941—ноябрь 1942 гг.). § 22 Поражения  и  победы  1942  г.  Предпосылки коренного  перелома. § 23 Человек и война: единство фронта и тыла. § 24 Второй период Великой Отечественной войны. Коренной  перелом (ноябрь 1942—1943 гг.). § 25 Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной  войне. Окончание Второй мировой войны. Народы СССР в борьбе с фашизмом. Советская разведка и  43 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. контрразведка в годы Великой Отечественной войны. Повторительно­обобщающий    урок    по теме «Великая  Отечественная война. 1941­1945 гг.» Глава 4. Апогей и кризис советской системы 1945­1991 гг. § 26 Место и роль СССР в послевоенном мире. § 27 Восстановление и развитие экономики. § 28 Изменения   в   политической   системе   в послевоенные годы. § 29 Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Национальный   вопрос   и   национальная политика в послевоенном  СССР.    § 30 Внешняя  политика  СССР  в  условиях  начала «холодной  войны». § 31 Смена политического курса. § 32 Экономическое  и  социальное  развитие  в середине 1950— середине 1960­х гг. § 33 Культурное пространство и повседневная жизнь в середине  1950­х — середине 1960­х гг. § 34 Политика мирного сосуществования в 1950­х — первой  половине 1960­х гг. § 35 Политическое развитие в 1960­х — середине 1980­х гг. § 36 Социально­экономическое  развитие  страны  в 1960­х —  середине 1980­х гг. Национальная  политика  и  национальные движения в 1960­х —  середине 1980­х гг. § 37 Культурное пространство и повседневная жизнь во второй  половине 1960­х — первой половине 1980­х гг. § 38 Политика разрядки международной напряженности. 44 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. § 39 СССР и мир в начале 1980­х гг. Предпосылки реформ. § 40 Социально­экономическое развитие СССР в 1985­1991 гг. § 41Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. § 42 Реформа политической системы. § 43Новое политическое мышление и перемены во внешней  политике. § 44 Национальная политика и подъем национальных движений.  Распад СССР. Повторительно­обобщающий    урок    по теме «Апогей и кризис  советской системы. 1945­1991 гг.» Глава 5. Российская Федерация § 45 Российская экономика на пути к рынку. § 46 Политическое развитие Российской Федерации в 1990 –е гг. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990­е гг. § 47 Духовная жизнь страны в 1990­е гг. § 48 Геополитическое   положение   и   внешняя политика в 1990­е  гг. § 49 Политическая жизнь России в начале XXI в. § 50 Экономика России в начале XXI в. § 51 Повседневная и духовная жизнь. § 52 Внешняя политика России в начале XXI в. 45 63. 64. 65. 66. 67. 68. § 53 Россия в 2008—2014 гг. § 53 Россия в 2008—2014 гг. Повторительно­обобщающий урок по теме «Российская Федерация». Итоговое повторение по теме «Россия в ХХ – начале ХХI в.». Итоговое повторение. Итоговое повторение. 46

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 10 класс, ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018