Рабочая программа по истории 10 класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 18.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по истории 10 класса казачьего кадетского корпуса, учитывает историко-культурный стандарт и казачий компонент. Объединяет курсы по "Всеобщей истории 20 века" и "Истории России 20 века". Учебники: История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В3 ч.; под ред. А.В. Торкунова .-М.: Просвещение, 2016; - История. Всеобщая история. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред.А.О. Чубарьяна. –М.: Просвещение, 2017
Иконка файла материала история 10 2019-2020 .docx
Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений учреждение Ростовской области «Орловский казачий кадетский корпус» государственное бюджетное общеобразовательное Ростовской области Утверждена приказом директора  ГБОУ РО «Орловский казачий  кадетский корпус» № 171  от 30.08.2019  ________________  Волков И.В. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по истории Уровень общего образования ­  среднее общее образование 10 класс Количество часов ­ 104 часа Учитель:  Алексеенко Ирина Алексеевна  2019­2020 учебный год.Пояснительная записка       Рабочая программа по учебному предмету «История» для 10 класса разработана  на   основе   следующих  нормативных  и учебно­методических документов: ­   Федеральный   Закон   от   29.12.   2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»; ­ Областной закон от 14.11.2013 № 26­ЗС «Об образовании в Ростовской  области» ­  Примерная   основная   образовательная   программа   среднего  общего образования (одобрена федеральным учебно­методическим объединением по общему образованию, протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16­з) ­  Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ­   приказ  Министерства   Просвещения   РФ   от   28.12.2018   №   345   «О федеральном   перечне   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при реализации   имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных программ   начального   общего,   основного   общего,   среднего   общего образования» (в ред. приказа Минпросвещения от 08.05.2019 №233); ­ приказ Минобрнауки РФ  от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня  организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые  допускаются к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного  общего, среднего общего образования»  ­ Историко­культурный стандарт ­ Учебный план ГБОУ РО «ОККК» на 2019­2020  учебный год ­ Годовой календарный учебный график  ГБОУ РО «ОККК» на 2019­2020   ­ История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В3 ч.;  под ред. А.В. Торкунова .­М.: Просвещение, 2016­   История.   Всеобщая   история.   11   класс:   учеб.   для   общеобразоват. организаций:   базовый   уровень/А.А.   Улунян,   Е.Ю.   Сергеев;   под   ред.А.О. Чубарьяна. –М.: Просвещение, 2017         В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного  исторического образования является формирование у обучающегося  целостной картины российской и мировой истории, учитывающей  взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного  места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной  позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.  Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета  «История» (базовый уровень) в старшей школе являются: 1) формирование представлений о современной исторической науке, ее  специфике, методах исторического познания и роли в решении задач  прогрессивного развития России в глобальном мире; 2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 3) формирование умений применять исторические знания в  профессиональной и общественной деятельности, поликультурном  общении; 4) овладение навыками проектной деятельности и исторической  реконструкции с привлечением различных источников; 5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в  дискуссии по исторической тематике. Общая характеристика учебного предмета «История»             Рабочая   программа   курса   истории   России   разработана   на   основе Федерального государственного стандарта, в соответствии с требованиями Концепции   нового   УМК   по   отечественной   истории   и   Историко­ культурного стандарта, а так же Примерной программы основного общего образования   по   истории   и   авторской   программы   –   Торкунова   А.В. «История   России   ХХ   –   начало   XXI   века»   ,   М.,   Просвещение   ,2016   г. Настоящая   программа   составлена   в   полном   соответствии   с государственным   стандартом   и   обязательным   минимумом   содержания исторического образования.       Преподавание истории в 10 классе изучает последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».Интегративная  цель изучения курса  истории состоит в овладении учащимися   основами   знаний   и   конкретными   представлениями   об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном   опыте   и   создании   на   этой   основе   условий   для   формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.                В соответствии с Концепцией нового учебно­методического комплекса по  отечественной истории Российского исторического общества базовыми  принципами школьного исторического образования являются:  – идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов   становления   и   развития   российской   государственности, формирования   государственной   территории   и   единого многонационального   российского   народа,   а   также   его   основных символов и ценностей; – рассмотрение   истории   России   как  неотъемлемой   части   мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;  – ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;  – воспитательный   потенциал   исторического   образования,   его исключительная   роль   в   формировании   российской   гражданской идентичности и патриотизма; – общественное   согласие   и   уважение   как   необходимое   условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.  – познавательное   значение   российской,   региональной   и   мировой истории; – формирование   требований   к   каждой   ступени   непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни. Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется  на следующих образовательных и воспитательных приоритетах: – принцип   научности,   определяющий   соответствие   учебных   единиц основным результатам научных исследований; – многоуровневое   представление   истории   в   единстве   локальной, региональной,   отечественной   и   мировой   истории,   рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств; – многофакторный  подход к освещению истории всех  сторон жизни государства и общества;– исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных   связей,   прежде   всего,   с   учебными   предметами социально­гуманитарного цикла;  – историко­культурологический подход, формирующий способности к межкультурному   диалогу,   восприятию   и   бережному   отношению   к культурному наследию.  Место учебного предмета «История России» в учебном плане По   учебному   плану   ГБОУ   РО   «ОККК»   на   2019­2020     на   изучение учебного предмета «История» в 10 классе отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год. В  соответствии с годовым календарным учебным графиком 2019­2020 учебный год рабочая программа рассчитана на  104 часа в год. Сокращение   будет   произведено   за   счет   уплотнения   резерва   учебного времени по Всеобщей истории.  Содержание программы. История России Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921  Россия в Первой мировой войне Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.  Геополитические и военно­стратегические планы командования. Боевые  действия на австро­германском и кавказском фронтах, взаимодействие с  союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый  героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в  составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и  изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального  разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны.  Милитаризация экономики. Формирование военно­промышленных  комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом.  Содействие гражданского населения армии и создание общественных  организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение  государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в  деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание  экономического кризиса и смена общественных настроений: от  патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая  чехарда в правительстве.  Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти.  «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация  власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и  Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалистыи «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли  армии в жизни общества.  Великая российская революция 1917 г. Российская империя накануне революции. Территория и население.  Объективные и субъективные причины обострения экономического и  политического кризиса. Война как революционизирующий фактор.  Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и  противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические  партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология  революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение  монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики  внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы.  Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и  программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских  депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических  сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский  кризис и конец «двоевластия». православная церковь. Всероссийский  Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление  Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.:  провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому  стилю): свержение Временного правительства и взятие власти  большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного  правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический  деятель. Первые революционные преобразования большевиков Диктатура пролетариата как главное условие социалистических  преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и  экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение  Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств  Российской империи. Национализация промышленности.  «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение  церкви от государства и школы от церкви. Созыв и разгон Учредительного собрания Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти.  Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК  Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем.  Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных  совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. Гражданская война и ее последствия Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной  1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток,  Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формированияосновных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону.  Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого  корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа.  Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской  войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их  характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч,  Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля.  Положение населения на территориях антибольшевистских сил.  Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и  «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразверстка,  принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм».  Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии.  Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав  Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов.  Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней  Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско­советская война.  Поражение армии Врангеля в Крыму.  Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле.  Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов  России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья.  Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного  коммунизма» «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной  комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и  массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА».  План монументальной пропаганды. Национализация театров и  кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация  вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и  секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий.  Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт,  товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации.  Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной  напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство  выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой  детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию  населения. Наш край в годы революции и Гражданской войны. Советский Союз в 1920–1930­е гг.СССР в годы нэпа. 1921–1928  Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн.  Демографическая ситуация в начале 1920­х гг. Экономическая разруха.  Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества,  сопротивление верующих и преследование священнослужителей.  Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др.  Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных  механизмов и товарно­денежных отношений для улучшения экономической  ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом.  Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая  реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и  пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения  научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР  звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического  Труда).  Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР  1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых  национальных образований в 1920­е гг. Политика «коренизации» и борьба  по вопросу о национальном строительстве. Административно­ территориальные реформы 1920­х гг. Ликвидация небольшевистских  партий и установление в СССР однопартийной политической системы.  Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках  современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли  партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры.  Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920­х гг. Социальная  политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация  женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление  системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с  беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры  по сокращению безработицы. Положение бывших представителей  «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки,  середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы.  Отходничество. Сдача земли в аренду.  Советский Союз в 1929–1941 гг. «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного  администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и  национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров.  Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация  частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение  карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагическиепоследствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление  колхозного строя.  Создание МТС. Национальные и региональные особенности  коллективизации. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие  коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и  национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод.  Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб.  Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей  промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках  СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие  военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации.  Превращение СССР в аграрно­индустриальную державу. Ликвидация  безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа  личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты  и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент  сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании  диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории  ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение  паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг.  «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне  регионов и национальных республик. Репрессии против  священнослужителей. ГУЛАГ: социально­политические и национальные  характеристики его контингента. Роль принудительного труда в  осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных  территорий. Советская социальная и национальная политика 1930­х гг.  Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.  Культурное пространство советского общества в 1920–1930­е гг.  Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение  общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе.  «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины.  Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку,  воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на  религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.  Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с  безграмотностью. Сельские избы­читальни. Основные направления в  литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в  национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной  письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса.  Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая  академия, Институты красной профессуры. Создание «нового  человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитаниеинтернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение  Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность  военной профессии и научно­инженерного труда. Учреждение звания  Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.  Культурная революция. От обязательного начального образования – к  массовой средней школе. Установление жесткого государственного  контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих  союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический  реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930­х  годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930­е гг. Академия наук  СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники.  Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930­х годов. Снижение уровня доходов населения по  сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и  очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и  миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на  стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к  «традиционным ценностям» в середине 1930­х гг. Досуг в городе. Парки  культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и  комсомол. Военно­спортивные организации. Материнство и детство в  СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные  хозяйства колхозников.  Внешняя политика СССР в 1920–1930­е годы. Внешняя политика: от курса  на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной  стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой  революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление  СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки  организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские  добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин­Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930­х гг.  СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного  производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового  законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике.  Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР.  Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г.  Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская  трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.  Наш край в 1920–1930­е гг.Великая Отечественная война. 1941–1945 Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период  войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил  сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов –  всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном  этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование  Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный  главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу.  Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение.  Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда.  Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».  Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном  положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в  контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой.  Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача  Ржевско­Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской  битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения.  Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на  военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение  норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский  оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления  гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост.  Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский  плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над  заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и  уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления  врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского  движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).  Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г.  Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона  Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки  под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром  окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы  Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение  сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой  и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение  Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и  форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной  армии летом–осенью 1943 г.  Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического  сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанскогодвижения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение  партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.  Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание  гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных.  Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы  на территории СССР над военными преступниками и пособниками  оккупантов в 1943–1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и  подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве.  Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту.  Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным.  Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое  братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт.  Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве.  Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне.  Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и  общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и  Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная  война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты.  Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и  фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны.  Избрание на патриарший престол митрополита Сергия  (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей  религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками.  СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд­лиз. Тегеранская  конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия­ Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско­ германском фронте.  Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой  войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение  правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в  Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество  советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на  Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло­Одерская  операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в  ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военно­ экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг.  Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского  «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни.  ГУЛАГ. Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения  государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровскаякоалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция  1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского  Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба  послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации,  демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы  репараций. Советско­японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии.  Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах.  Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов  американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан­Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны».  Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных  военных преступников. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад  СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и  материальные потери. Изменения политической карты Европы. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний  сталинизм» (1945–1953) Влияние последствий войны на советскую систему и общество.  Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о  послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение  жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация  фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков.  Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного  детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления.  Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской  продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское  хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной  национальных республик в восстановлении западных регионов СССР.  Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный  проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение  на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок.  Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная  реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение.  Ужесточение административно­командной системы. Соперничество в  верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля.  Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с  «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского  комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период  восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства  военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы  взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Роствлияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало  «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».  Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной  Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание  Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией.  Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО).  Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.  И.В. Сталин в оценках современников и историков. «Оттепель»: середина 1950­х – первая половина 1960­х Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса.  Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического  лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в  политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX  съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на  доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание  и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало  реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение  политической цензуры. Возвращение депортированных народов.  Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева  от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной  власти Хрущева.  Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной  атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр,  живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом  музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса».  Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы  досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение  Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества.  Легитимация моды и попытки создания «советской моды».  Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни:  «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные  кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».  Социально­экономическое развитие. Экономическое развитие СССР.  «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной  проблемы. Освоение целинных земель. Научно­техническая революция в  СССР. Перемены в научно­технической политике. Военный и  гражданский секторы экономики. Создание ракетно­ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты  Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины­космонавта В.В. Терешковой.  Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации.  Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в  промышленности. Переход от отраслевой системы управления ксовнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в  социальной и профессиональной структуре советского общества к началу  1960­х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение  и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции.  Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы  ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения  коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады  коммунистического труда. Общественные формы управления.  Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к  «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского  «социального государства». Общественные фонды потребления.  Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки».  Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.  Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от  конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны.  СССР и страны Запада. Международные военно­политические кризисы,  позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г.,  Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).  СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г.  Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец  «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия  власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к  власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и  историками. Наш край в 1953–1964 гг. Советское общество в середине 1960­х – начале 1980­х Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического  курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и  ресталинизация. Экономические реформы 1960­х гг. Новые ориентиры  аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г.  Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора  социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание  застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой  экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития.  Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые  попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК.  Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и  технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук  СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно­технического  прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда.  «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно­ энергетического комплекса (ТЭК).Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные  города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы  досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и  экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения.  Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы  производственной мотивации. Отношение к общественной  собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском  обществе. Дефицит и очереди.  Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и  спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и  искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство.  Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые  правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын.  Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.  Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и  конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная  война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна»  и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем.  Достижение военно­стратегического паритета с США. Политика  «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса.  Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в  Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических  настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И.  Брежнев в оценках современников и историков. Наш край в 1964–1985 гг. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991) Нарастание кризисных явлений в социально­экономической и идейно­ политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его  негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его  окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее  противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в  экономике, в политической и государственной сферах. Законы о  госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности.  Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации  государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений.  Политизация жизни и подъем гражданской активности населения.  Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные  настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии.  Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна  десталинизации. История страны как фактор политической жизни.  Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политическиеобъединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической  конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР  приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом.  Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу.  Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы.  Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его  внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация  советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения.  Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов  – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной  депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и  программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений,  нагнетание националистических и сепаратистских настроений.  Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения руководством  СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье,  Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и  национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6­й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление  многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии  РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н.  Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной  (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и  избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР  Конституционного суда и складывание системы разделения властей.  Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского  законодательства). Углубление политического кризиса.  Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР.  Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на  Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.  Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» –  предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново­ Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора.  «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста  президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР.  Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический  фактор. Нарастание разбалансированности в экономике.  Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных  предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.:  конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение  государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятиепринципиального решения об отказе от планово­директивной экономики  и переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством  программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных  настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно­ конфессиональных отношениях.  Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники  Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния  Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и  центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о  независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и  создание СНГ (Беловежское и Алма­Атинское соглашения). Реакция  мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского  ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене.  Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.  М.С. Горбачев в оценках современников и историков. Наш край в 1985–1991 гг. Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999) Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.  Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований.  Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для  успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с  Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований.  Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.  Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение  жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и  криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми  результатами экономических реформ. Особенности осуществления  реформ в регионах России.  От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной  власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу  КПСС». Нарастание политико­конституционного кризиса в условиях  ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. –  попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н.  Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность  мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция  регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви.  Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома.  Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий  1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции  России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы  государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года иее значение. Полномочия президента как главы государства и гаранта  Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение  властей. Проблемы построения федеративного государства.  Утверждение государственной символики.  Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение  межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990­е гг.  Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений  центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ  восстановления федеративных отношений с республикой и  восстановления территориальной целостности страны.  Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского  фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в  Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки  стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора  налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители.  Сегментация экономики на производственный и энергетический  секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от  экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы.  Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия.  Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях  реформ. Общественные настроения в зеркале социологических  исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы  формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода  предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж.  Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки.  Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров.  Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ  жизни. Решение проблем социально незащищенных слоев. Проблемы  русскоязычного населения в бывших республиках СССР.  Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России  суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на  международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной  державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание  Договора СНВ­2 (1993). Присоединение России к «большой семерке».  Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и  расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ  и союз с Белоруссией. Военно­политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990­е гг. Российская  многопартийность и строительство гражданского общества. Основные  политические партии и движения 1990­х гг., их лидеры и платформы.Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г.  Политтехнологии.  «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С.  Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном  Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в  Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка  Б.Н. Ельцина.  Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков. Наш край в 1992–1999 гг. Россия в 2000­е: вызовы времени и задачи модернизации Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства  В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г.  Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума.  Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и  сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны.  Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая  угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия  развития страны. Экономическое развитие в 2000­е годы. Финансовое  положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999– 2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и  задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе  мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI  в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и  профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная  политика. Основные принципы и направления государственной социальной  политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы.  Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности  развития культуры. Демографическая статистика. Снижение средней  продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные  программы демографического возрождения России. Разработка семейной  политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и  здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014  г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры  доходов разных слоев населения. Общественные представления и  ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о  социальной ответственности бизнеса.  Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном  информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет.  Массовая автомобилизация.  Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс  В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в  международных отношениях. Современная концепция российской внешней  политики в условиях многополярного мира. Участие в международнойборьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов.  Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС.  Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы.  Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО.  Дальневосточное и другие направления политики России.  Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение  общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация  культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система  платного образования. Сокращение финансирования науки, падение  престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные  достижения российских ученых и невостребованность результатов их  открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны.  Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития  современной художественной культуры: литературы, киноискусства,  театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая  культура.  Наш край в 2000–2012 гг. Новейшая история Мир накануне и в годы Первой мировой войны Мир накануне Первой мировой войны Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал­демократия,  анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение  избирательного права. Национализм. «Империализм». Колониальные и  континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой  войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации.  Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные  конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой  войны.  Первая мировая война Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро­Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании,  Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю».  Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и  поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение  при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в  войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз  (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма.  Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское  сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв.  Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14