КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА
ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Хмелёвская средняя общеобразовательная школа»
Принято МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № ____от________________г.
|
Согласовано Зам. Директора по УВР _________С.И. Маклакова От ___________________2018 г. |
Утверждаю. ДДиректор МКОУ «Хмелевская СОШ»____________Л.В. Сумина ППриказ № ____от________2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса
«История» 6 класс
(образовательная область «общественно-научная»)
Разработана на основе программы
А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы,
5-9 класс, предметная линия учебников
А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы
Москва «Просвещение», 2016 г.
Рабочие программы курса «История России»
А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е.Барыкина
6-9 классы, Москва, «Просвещение», 2016 г.
Срок реализации программы 1 год
Учитель Звягина Анастасия Александровна
с. Хмелевка 2018 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2014. (Стандарты второго поколения);
3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2014 – (Стандарты второго поколения);
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2016г.
5. История России. 6-9 классы. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. М.: «Просвещение», 2016 г.
Программа ориентирована на УМК:
Учебник Всеобщая история История Средних веков 6 класс,авторы Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, Москва «Просвещение, 2016».
Учебник История России, 6 класс под редакцией А.В. Торкунова в двух частях Москва «Просвещение, 2016».
Рабочая тетрадь История Средних веков автор Е.А. Крючкова , «Просвещение, 2016»
Рабочая тетрадь История России автор И.А. Артасов, А.А. Данилов и др. Москва «Просвещение, 2016»
Проверочные и контрольные работы по Истории Средних веков, автор Е.А. Крючкова.
Контрольные работы История России автор И.А. Артасов, Москва «Просвещение, 2016»
Сборник рассказов История России авторы А.А. Данилов, Г.В. Демидов, и др. Москва «Просвещение, 2016»
Поурочные рекомендации История России, автор О.Н. Журавлева, Москва «Просвещение, 2016»
Рабочие программы:
Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2016г.
История России. 6-9 классы. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. М.: «Просвещение», 2016 г.
Общая характеристика курса "История России"
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Цели изучения курса "История России"
в рамках учебного предмета "История"
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Описание места учебного предмета "История" в учебном плане
Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.
На изучение истории в 6 классе отводится 68. Курс «История России» в 6 кл. в объеме не менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по Всеобщей истории, исходя из параллельного изучения истории России и Всеобщей истории), предполагает 28 часов.
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2018-2019 учебном году.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Содержание курса "История Средних веков" (в рамках учебного предмета «История») ( 28 часов)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Государства Европы в XIV–XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Содержание курса "История России" (в рамках учебного предмета «История»)
ИСТОРИЯ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.
Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.
Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.
Повседневная жизнь и быт населения.
Основные события и даты
6 класс
860 г. — поход Руси на Константинополь
862 г. — легендарное призвание Рюрика
882 г. — захват Олегом Киева
882—912 гг. — княжение Олега в Киеве
907 г. — поход Олега на Константинополь
911 г. — договор Руси с Византией
941, 944 гг. — походы князя Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией
964—972 гг. — походы князя Святослава
978/980—1015 гг. — княжение Владимира Святославича в Киеве
988 г. — Крещение Руси
1016—1018 гг. и 1019—1054 гг. — княжение в Киеве Ярослава Мудрого
XI в. — Русская Правда («краткая редакция»)
1097 г. — Любечский съезд князей
1113—1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Мономаха
1125—1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого
Начало XII в. — «Повесть временных лет»
XII в. — Русская Правда («пространная редакция»)
1147 г. — первое упоминание Москвы в летописях
1185 г. — поход Игоря Святославича на половцев
1223 г. — битва на реке Калке
1237—1241 гг. — завоевание Руси ханом Батыем
15 июля 1240 г. — Невская битва
5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище
1242—1243 гг. — образование улуса Джучи (Золотой Орды)
1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты в Москве
1327 г. — антиордынское восстание в Твери
1359—1389 гг. — княжение Дмитрия Донского
11 августа 1378 г. — битва на реке Воже
8 сентября 1380 г. — Куликовская битва
1382 г. — разорение Москвы ханом Тохтамышем
1389—1425 гг. — княжение Василия I
1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром
15 июля 1410 г. — Грюнвальдская битва
1425—1453 гг. — междоусобная война в Московском княжестве
1425—1462 гг. — княжение Василия II Тёмного
1448 г. — установление автокефалии Русской православной церкви
1462—1505 гг. — княжение Ивана III
1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве
1480 г. — «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества
1485 г. — присоединение Великого княжества Тверского к Москве
1497 г. — принятие общерусского свода законов — Судебника Ивана III
Основные понятия и термины
Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Балты. Финно-угры. Русь. Подсечно-огневая система земледелия. Город. Село. Дань, полюдье, гривна. Князь, вече, посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Люди, смерды, закупы, холопы. Традиционные верования, христианство, православие, ислам, иудаизм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия(церковная). Десятина. Крестово-купольный храм. Базилика. Граффити. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития. Берестяные грамоты. Былины. Орда. Курултай, баскак, ярлык. Десятник. Военные монашеские ордена. Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Герб.
Основные источники
Договоры Руси с Византией. Русская Правда. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». Новгородская первая летопись. «Слово о полку Игореве». Галицко-Волынская летопись. «Житие Александра Невского». «Житие Михаила Ярославича Тверского». «Задонщина». Летописные повести о Куликовской битве. «Житие Сергия Радонежского». Новгородская псалтырь. Берестяные грамоты. Княжеские духовные и договорные грамоты. Псковская судная грамота. Судебник 1497 г.
Основные исторические персоналии
Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Аскольд и Дир, Батый (Бату), Василий I, Василий I Тёмный, Витовт, Владимир Мономах, Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Гедимин, Даниил Галицкий, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь, Игорь Святославич, Мамай, Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав Игоревич, Софья (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан, Юрий Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: митрополит Алексий, Борис и Глеб, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый, митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин, Пахомий Серб, митрополит Пётр, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.
Тематическое планирование
Название разделов, тем |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ |
Введение (1 ч.) |
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 ч.) |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 ч.) |
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (1ч.) |
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2ч.) |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч.) |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2ч.) |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6ч.) |
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2ч.) |
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (ч.) |
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч) |
Итоговое повторение (1ч) |
Итого: 28 часов |
ИСТОРИЯ РОССИИ |
Введение (1ч) |
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5ч) |
Тема II. Русь в IX – первой половине XII в. (11ч) |
Тема III. Русь в середине XII- начале XIII в. (5ч) |
Тема IV. Русские земли в середине XIII-XIV вв. (9 ч) |
Тема V. Формирование единого Русского государства (9 ч) |
Итого : 40 часов |
Итого: 68 часов |
Календарно-тематическое планирование
Всеобщая История
6 класс (28 часов)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Учебные действия |
Оборудование, ЭОР |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Введение (1 ч.) |
|||||||
1 |
Введение. Живое Средневековье |
1 |
Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени |
умение определять понятия, создавать обобщения, |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Лента времени, учебник |
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 ч.) |
|||||||
2 |
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI – VIII вв. |
1 |
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества |
умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы |
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, |
Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы |
Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» |
3 |
Возникновение и распад империи Карла Великого. |
1 |
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
|
умение обобщать факты |
|
Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы |
Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» |
4 |
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. |
1 |
|||||
5 |
Англия в раннее Средневековье |
1 |
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества |
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям |
Работа с картой, выписка важных фактов, |
Учебник, карта «Западная Европа в XI- начале XIII в.» |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 ч.) |
|||||||
6 |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. |
1 |
Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников |
формулировать и обосновывать выводы |
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека |
Работа с картой, с текстом, иллюстрациями |
Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.» |
7 |
Образование славянских государств |
1 |
Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников |
формулировать и обосновывать выводы |
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов |
Работа с картой, с текстом, иллюстрациями |
Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.» |
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (1ч.) |
|||||||
8 |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. |
1 |
способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
|
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
Работа с картой, с текстом, иллюстрациями |
карта «Арабы в VII-XI вв.» |
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2ч.) |
|||||||
9 |
Средневековая деревня и ее обитатели |
1 |
Уметь подтверждать выводы примерами |
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни |
Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями |
Учебник, таблица «Средневековое общество» |
10 |
В рыцарском замке |
1 |
умение понимать законы «Рыцарской чести» |
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
формирование нравственных чувств и нравственного поведения |
Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями |
Учебник, презентация |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч.) |
|||||||
11 |
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни |
1
|
Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города Умение характеризовать условия и образ жизни горожан |
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы строить логическое рассуждение, делать выводы |
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека |
Работа с картой, делать выводы по карте Составление сложного плана |
Учебник, карта «Западная Европа вXI- начале XIII в.» Видеофрагмент, учебник, презентация |
12 |
Торговля в Средние века. |
1 |
С помощью карты определять центры ремесла и торговли. |
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. |
|
|
|
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2ч.) |
|||||||
13 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
1 |
знать особенности религиозных верований католической церкви |
Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
Составление плана, таблицы, работа с картой |
карта «Европа в XIII в.» |
14 |
Крестовые походы |
1 |
воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками |
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий |
освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека; |
Работа с картой, составление таблиц, работа с текстом и документами |
карта «Европа в XIII в.» |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6ч.) |
|||||||
15 |
Как происходило объединение Франции |
1 |
воспитание уважения к историческому наследию |
умение самостоятельно планировать пути достижения целей |
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. |
Работа с картой |
карта «Европа в XIII в.», |
16 |
Что англичане считают началом своих свобод |
1 |
развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию |
строить логическое рассуждение |
уважение прав и свобод человека |
Работа с картой |
карта «Европа в XIII в.», |
17 |
Столетняя война |
1 |
Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками |
владение устной монологической контекстной речью |
уважение к культуре других народов, толерантность. |
Работа с картой, составление таблицы |
карта «Европа в XIII в.», |
18 |
Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии |
1 |
умение работать с разными источниками информациями |
смысловое чтение; |
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека |
Составление сравнительной таблицы |
карта «Европа в XIV-XVвв.» |
19 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове |
1 |
воспитание уважения к историческому наследию |
умение самостоятельно планировать пути достижения целей |
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. |
Работа с картой |
карта «Европа в XIII в.», |
20 |
Государства, оставшиеся раздробленными Германия и Италия в XII - XV вв. |
1 |
Знать особенности, даты развития Германии и Италии |
представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы |
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека |
Составление сравнительной таблицы |
карта «Европа в XIV-XVвв.» |
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2ч.) |
|||||||
21 |
Гуситское движение в Чехии |
1 |
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний |
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе |
Работа с картой |
карта «Европа в XIV-XVвв.» |
22 |
Завоевания турками – османами Балканского полуострова |
1 |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией |
уважение прав и свобод человека; |
Работа с картой |
Учебник |
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3+1*ч.) |
|||||||
23 |
Образование и философия. Средневековая литература.
|
1 |
искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию |
владение устной монологической контекстной речью |
формирование целостного мировоззрения |
Составление сложного плана, составление таблицы |
учебник |
24 |
Средневековое искусство. Культура Раннего Возрождения в Италии. |
1 |
|
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира |
Составление сложного плана, составление таблицы |
Учебник, видеофрагмент |
25 |
Научные открытия и изобретения. |
1 |
|||||
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч) |
|||||||
26 |
Средневековая Азия, Китай, Индия, Япония |
1 |
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний |
представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку |
Сравнительная таблица |
Презентация, учебник |
27 |
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
1 |
|
|
формулировать и обосновывать выводы |
|
Презентация |
Итоговое повторение (1ч) |
|||||||
28 |
Повторительно- обобщающий урок по курсу «История Средних веков» |
1 |
Объяснять смысл понятия Средневековье |
Раскрывать сущность феодальных отношений. |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
История России
6 класс (40 часов)
№ |
Тема урока
|
Основное содержание по темам |
Планируемая деятельность учащихся (ууд)
|
Формы, методы и средства обучения |
Введение (1ч) |
||||
1. |
Введение. Наша Родина – Россия. |
История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах; Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Вводный. Учебник. Введение. Карта территории современной России. Электронное приложение. |
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5ч) |
||||
2.
|
Древние люди и их стоянки на территории современной России.
|
Появление расселение человека на территории современной России. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда.
|
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте расселение древнего человека по территории России, стоянки древних людей Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества, Описывать облик и орудия труда древних людей, (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условий мест их обитания); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Изучение нового материала. Учебник. §1. Карта «Территория России в древности». Контурные карты. Электронное приложение.
|
3.
|
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
|
Неолитическая революция. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Появления первых городов. Распад первобытного строя. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте районы древнего земледелия, скотоводства, ремесла на территории России; Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества; Описывать условия жизни, занятия, социальную организацию земледельческих и кочевых племён, появления первых городов (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); Приводить примеры распада первобытного строя; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о производящем хозяйстве и распаде первобытнообщинного строя); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Комбинированный. Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция». Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Карта «Территория России в древности». Электронные приложения.
|
4. |
Образование первых государств. |
Древние государства: греческие города-государства Северного Причерноморья, Скифы, Дербент, Тюркский и Хазарский каганат, Великая Булгария, финно-угры. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны.
|
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья; Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря; Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»; Описывать жизнь народов древних государств (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об истории древних государств); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Комбинированный. Учебник §2 Карта. Геродот. «история» (отрывок).
|
5.
|
Восточные славяне и их соседи
|
Происхождение восточных славян. Восточные славяне: крупнейшие союзы, расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация; Показывать на карте направления расселения славян, крупнейшие племенные союзы восточных славян; Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту; Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях; Называть и характеризовать орудия труда и оружие славян; Описывать жилище славян; Осуществлять самооценку и взаимооценку |
Комбинированный. Учебник §3. Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв» Отрывки из сочинений византийских писателей Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега о словянах.
|
6 |
Повторительно-обобщающий урок «Народы и государства на территории нашей страны в древности» |
Народы и государства древней Руси |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Повторительно-обобщающий. Учебник: вопросы рубрики «Повторяем и делаем выводы», проектные задания. |
Тема II. Русь в IX – первой половине XII в. (11ч) |
||||
7. |
Первые известия о Руси. |
Происхождение народа Русь. «Повесть временных лет». Норманская и антинорманская теории. Исторические источники. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»; Описывать занятия, облик руссов; Высказывать мнение об этимологии слова «русь» (на основе работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации); Приводить примеры исторических источников; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Изучение нового материала Учебник §4. Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IXвв.» Фрагменты летописи, трудов историков.
|
8-9 |
Становление Древнерусского государства |
Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече. Первые русские князья. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост; Показывать на карте крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей; Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника); Начать составление схемы «Первые князья Древней Руси»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Комбинированные. Учебник, §5. Карта «Русь в IX-X вв» Фрагмены летописей, трудов историков. |
10 |
Правление князя Владимира. Крещение Руси. |
Начало правления Владимира. Причина принятия христианства на Руси. Христианство и язычество. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ; Показывать на карте оборонительные рубежи на юге, возведенные Владимиром, Корсунь; Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира; Называть причины, дату принятия христианства на Руси (на основе работы с текстом учебника); Считать, сколько лет существует христианство в нашей стране; Актуализировать знания из курса Всеобщей истории о возникновении христианства, его постулатах; Составлять краткую характеристику Владимира Святославовича; Давать оценку значению принятия христианства на Руси; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Комбинированный. Учебник §6. Карта «Русь в X-XI вв» Фрагмент «Повести временных лет» о выборе веры князем Владимиром. |
11
|
Русское государство при Ярославе Мудром |
Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика. Международный авторитет Руси.
|
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: династический брак, усобица; Составлять схему «Борьба за власть между сыновьями Владимира» (на основе текста учебника); Показывать на карте территорию Руси при Ярославе; Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава; Сравнивать управление государством при Ярославе и при предыдущих правителях; Составлять краткую характеристику Ярослава Мудрого. |
Комбинированный. Учебник, §7, Карта «Русь в конце X-XI в» . Модуль «Рассвет Руси при Ярославе Мудром»
|
12 |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. |
Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: княжеские усобицы, раздробленность, ростовщик, устав; Показывать на карте территорию Руси при Ярославичах; Сравнивать положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах; Рассказывать о княжеских усобицах; Высказывать мнение о значении Любеческого съезда князей; Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха; Осуществлять самооценку и взаимооценку |
Комбинированный. Учебник §8. Карта «Русь в начале X – начале XIIв»
|
13
|
Общественный строй и церковная организация на Руси.
|
Формирование древнерусской народности. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин. Церковная организация, монастыри. Древнерусские подвижники и святые. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция, епископ; Рассказывать о положении отдельных групп населения на Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды; Участвовать в работе группы (осуществлять групповую работу, презентацию результата групповой работы); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Комбинированный. Учебник §9, Схемы.
|
14 |
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси |
Важнейшие черты культуры Стран Европы в IX-XII в. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность; Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия; Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика); Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе; Преобразовывать текст в таблицу (С.93); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Урок изучения нового материала. Учебник §10, иллюстрации, презентация. |
15. |
Повседневная жизнь населения |
Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Быт и образ жизни земледельческого населения |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: слобода, образ жизни; Решать проблемные задания; Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения; Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы; Осуществлять самооценку и взаимооценку |
Комбинированный. Учебник §11, иллюстрации, презентации, фрагменты сочинений историков. |
16 |
Место и роль Руси в Европе |
Европа в IX-XI. Отношения с Византией, Центральной, Западной и Северной Европой, со степью и странами Востока. Место Руси в Международной торговле.
|
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Участвовать в работе группы (анализировать информацию из разных источников), в презентации работы группы; Определять место Руси в системе европейских государств; Характеризовать основные направления внешней политики Руси; Осуществлять самооценку и взаимооценку |
|
17 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX- первой половине XII в.» |
Повторение, обобщение и контроль |
Актуализировать и систематизировать информацию по теме Русь в IX- первой половине XII в. Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
|
Тема III. Русь в середине XII- начале XIII в. (5ч) |
||||
18 |
Политическая раздробленность в Европе и на Руси |
Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Межкняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы; Показывать на карте крупнейшие княжества Руси XII- начала XIII вв.; Составлять схему «Причины политической раздробленности» (на основе информации учебника); Называть хронологические рамки периода раздробленности; Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника); Высказывать и аргументировать мнение о характере взаимоотношений Руси со степью; Сравнивать историю Руси и историю Англии (Игорь Новгород-Северский- Ричард Львиное сердце); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Урок изучения нового материала. Учебник §12, Карта Русь в XII- начале XIII в. |
19 |
Владимиро-Суздальское княжество. |
Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Культура Владимиро-Суздальского княжества |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества; Характеризовать особенности географического положения, социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества Систематизировать информацию (на основе работы с текстом составлять таблицу); Характеризовать одного из князей Всладимиро-Суздальской Руси (на выбор) Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Комбинированный. Учебник §13, Карта Русь в XII- начале XIII в. |
20
|
Новгородская республика
|
Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры, политического устройства, культуры Новгородской земли.
|
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка, посадник; Показывать Новгородской земли; Характеризовать особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли; Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики; Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник; Анализировать документ (по вопросам, с.122) Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Комбинированный. Учебник §14. |
21
|
Южные и юго-западные русские княжества |
Особенности географического положения и политического, социально-экономического, культурного развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: князь, боярин; Показывать на карте территории; Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств; Участвовать в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств); Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Комбинированный. Учебник. Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Южные и юго-западные русские княжества», Карта Русь в XII- начале XIII в. |
22 |
Повторительно-обобщающий урок: «Русь в середине XII- начале XIII в. » |
Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в период политической раздробленности» |
Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду; Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европе; Высказывать суждения о значении периода раздробленности для современного общества; Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществлять самооценку и взаимооценку.
|
|
Тема IV. Русские земли в середине XIII-XIV вв. (10 ч) |
||||
23
|
Монгольская империя и изменение политической карты мира
|
Создание державы Чингисхана. Походы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Наследие Монгольской империи. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей; Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию; Высказывать мнение о причинах поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке; Объяснять причины успехов монголов; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Изучение нового материала. Учебник §15, Карты Русь в XII- начале XIII в. , «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана» Фрагменты документов. |
24 |
Батыево нашествие на Русь.
|
Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление; Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы, видеоинформацию), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию; Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь; Объяснять причины военных неудач русских князей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Изучение нового материала. Учебник §16, Карты: географическая карта Азии, Русь в XII- начале XIII в., «Нашествие хана Батыя на Русь» |
25 |
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
|
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте места сражений новгородских войск со шведскими войсками и крестоносцами; Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище; Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель; Составлять характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Комбинированный. Учебник §17, карта Русь в XII- начале XIII в. |
26. |
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура |
Образование Золотой Орды. Народы, экономика, культура Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды; Раскрывать смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход»; Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды; Называть и характеризовать повинности населения русских земель; Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Комбинированный. Учебник §18, Карта «Нашествие хана Батыя на Русь» |
27. |
Литовское государство и Русь |
Формирование и устройство Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию Великого княжества Литовского; Характеризовать политику литовских князей; Объяснять причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель; Высказывать мнение о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - анализировать высказывания историков, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Комбинированный. Учебник §19, Карта «Великое княжество Литовское в XIII первой половине XV в» |
28 |
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси |
Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIII—XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества; Составлять фишбоун «Причины возвышения Москвы»; Выделять и называть следствия объединения земель вокруг Москвы; Начать составление схемы «Династия Московских князей»; Высказывать и аргументировать оценочное мнение деятельности Ивана Калиты; Осуществлять самооценку и взаимооценку |
Комбинированный. Учебник §20, Карта «Русские земли в XIV-XV вв», Фрагменты исторических источников, сочинений историков. |
29 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия: манёвр; Показывать на карте место Куликовской битвы; Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы; Высказывать аргументированное суждение о значении Куликовской битвы; Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия; Осуществлять самооценку и взаимооценку |
Комбинированный. Учебник §21, Карта «Русские земли в XIV-XV вв», Схема «Куликовская битва» |
30
|
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.
|
Особенности культуры XII—XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных школ. Накопление научных знаний. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Литературные произведения. «Слово о полку Игореве». Местные стилевые особенности в архитектуре и живописи. Резьба по камню. Влияние ордынского владычества на русскую культуру |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника); Раскрывать смысл понятий: канон, архитектурный ансамбль, эпос; Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры; Выявлять общее и особенное в развитии культуры разных княжеств; Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам; Осуществлять самооценку и взаимооценку.
|
Изучение нового материала. Учебник §22, иллюстративный ряд, фрагменты документов. |
31. |
Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV вв» |
Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.» |
Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»; Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе; Выполнять проверочные задания по истории России данного периода; Осуществлять коррекцию знаний. Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
|
Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч) |
||||
32 |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. |
Мир и русские земли к началу XV века. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: централизация; Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества; Сравнивать главные причины централизации на Руси и в Европе; Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке |
Изучение нового материала. Учебник §23,. Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» |
33 |
Московское княжество в первой половине XV вв. |
Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди; Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I); Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке |
Изучение нового материала. Учебник §24. Карты «Княжества Северо-Восточной Руси в XIV-первой половине XV в.» Фрагменты видеофильма «Василий II Васильевич Темный» |
34
|
Распад Золотой Орды и его последствия
|
Распад Золотой Орды. Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-востоке и их взаимоотношения с Русью. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: транзитная торговля, ясак; Показывать на исторической карте новые государства на рубежах Руси; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие новых государств; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Тимуре, Улу-Мухаммеде); Объяснять причины и последствия распада Золотой Орды; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке |
Комбинированный. Учебник §25. Карта «Распад Золотой Орды» |
35 |
Московское государство и его соседи во второй половине XV века. |
Присоединение Новгорода. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Иван III. Хан Ахмад. Стояние на р. Угра. Присоединение Тверского княжества. Завершение объединения русских земель.
|
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр; Показывать на исторической карте территорию Московского государства, р. Угра; Характеризовать политическое устройство русского государства при Иване III; Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Ивана III); Объяснять причины и последствия ликвидации ордынского ига; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Комбинированный. Учебник §26. Карта «Российское государство во второй половине XV-начале XVI в.» |
36 |
Русская православная церковь в XV – начале XVI вв. |
Изменения в положении Русской православной церкви. Флорентийская уния. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: догмат, автокефалия; Определять роль православной церкви в становлении российской государственности; Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью; Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим»; Высказывать мнение о причинных появления ересей; Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Комбинированный. Учебник. Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв. Фрагменты документов. |
37 |
Человек в Российском государстве второй пол. XV в. |
Знатные люди. Помещики. Крестьяне. Горожане, казачество. Судебник Ивана III. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии; Характеризовать социальное развитие Русского государства XV века; Объяснять причины и значение принятия судебника Иваном III; Работать в группе (с информацией о положении различных слоев населения), осуществлять презентацию результатов групповой работы; Выделять (в тексте учебника) и называть основные признаки социальных групп, характеризовать их; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Изучение нового материала. Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности. Человек в Российском государстве второй пол. XV в. Фрагменты документов. Схемы
|
38 |
Формирование культурного пространства единого Российского государства |
Особенности русской культуры. Общественная мысль и летописание. Литература. Зодчество. Живопись. |
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Объяснять понятия: поэма, регалии; Составлять таблицу «Культура Руси в XV в.»; Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы данного периода; Характеризовать стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. |
Изучение нового материала. Учебник §27. Фрагменты документов. Презентации. |
39 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства» |
Повторение, обобщение и контроль по теме «Формирование единого Русского государства» |
Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Формирование единого Русского государства»; Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе; Высказывать суждения о значении наследия XV вв. для современного общества; Выполнять проверочные задания по истории России данного периода (в т.ч. по типологии ОГЭ); Осуществлять коррекцию знаний Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
Повторительно-обобщающий. Учебник. Вопросы и задания к главе, темы проектов. Карты. Тестовые задания. |
40 |
Итоговое повторение «История России с древнейших времен до конца XV в» |
Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.» |
Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»; Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета "История"
Планируемые результаты изучения Истории Средних веков[1]
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
Программно-нормативное обеспечение:
1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
2. Рабочие программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. доработанное – М.: Просвещение, 2016.
3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
4. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Состав учебно-методического комплекта для учителя:
Учебник Всеобщая история История Средних веков 6 класс,авторы Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, Москва «Просвещение, 2016».
Учебник История России, 6 класс под редакцией А.В. Торкунова в двух частях Москва «Просвещение, 2016».
Рабочая тетрадь История Средних веков автор Е.А. Крючкова , «Просвещение, 2016»
Рабочая тетрадь История России автор И.А. Артасов, А.А. Данилов и др. Москва «Просвещение, 2016»
Проверочные и контрольные работы по Истории Средних веков, автор Е.А. Крючкова.
Контрольные работы История России автор И.А. Артасов, Москва «Просвещение, 2016»
Сборник рассказов История России авторы А.А. Данилов, Г.В. Демидов, и др. Москва «Просвещение, 2016»
Поурочные рекомендации История России, автор О.Н. Журавлева, Москва «Просвещение, 2016»
Учебный комплект для ученика:
· Учебник Всеобщая история История Средних веков 6 класс,авторы Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, Москва «Просвещение, 2016».
· Учебник История России, 6 класс под редакцией А.В. Торкунова в двух частях Москва «Просвещение, 2016».
Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер
3.Экран.
Ресурсы Интернет
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
8. http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
9. http://www.fipi.ru - ФИПИ
10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
12. http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
14. http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
16. http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
Лист изменений и дополнений
№ п/п |
Дата |
Характер изменения |
Реквизиты документа, которым закреплено изменение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[1] Планируемые результаты являются общими для курсов отечественной и всеобщей истории. Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников. Кроме того, общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.