Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
6 класс Пояснительная записка.docx
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Концепции единого
учебнометодического комплекса по отечественной истории (включающей Историко
культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 510
классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М.
Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9
классы).
Актуальность. Историческое образование на ступени основного общего образования
играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к
культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе
обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох,
складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа
важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично
развивающемся информационном пространстве.
Изучение истории не обходится без соотнесения прошлого и настоящего, а во многом
даже диктуется потребностью в таком соотнесении. История раскрывает перед учащимися
многообразный опыт отношений, взаимодействия людей в минувшее и настоящее. При этом
неизбежно возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения,
нравственноэтических систем и т.д.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их
значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.
Программа по истории адресована учащимся 6 класса и ориентирована для
работы по учебникам для 6х классов.
Программа предполагает использование учебников Агибалова Е.В., Донской Г.М.
Всеобщая история. История Средних веков и «История России. 6 класс», авторы: Н. М.
Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова.
Цели изучения курса:
Целью школьного исторического образования является формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли
России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем
мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во
всемирноисторическом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе.
Валеологические задачи:
создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно
эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 117802);
адаптировать личность к жизни в обществе;
правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный,
аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.);
включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки,
динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;
соблюдать комфортный психологический климат на уроке.
Программа по истории рассчитана на обучение учащихся 6 класса в 2017 2018
учебном году в объеме 70 часов (История Средних веков – 30 ч., История России – 40
ч.).
В основу содержания курса положены следующие принципы:
1. Принцип гражданственности – отражает социальные аспекты обучения и выражается в
ориентации содержания образования на развитие субъективности личности, ее
духовности и социальной зрелости. Он предполагает гуманистическую направленность
содержания образования, которая позволяет удовлетворять социальные и личностные
потребности, и связан с формированием гражданского самосознания, системы
представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических
особенностях российского этноса, его ментальных структурах.
2. Принцип научности – предполагает соответствие содержания образования уровню развития
современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
3. Принцип воспитывающего обучения – формирование в процессе обучения базовой
культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и
жизнедеятельности, общения.
4. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых –
реализация возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип доступности обучения – учет реальных возможностей обучаемых, отказ от
интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
6. Принцип наглядности – применение разнообразных иллюстраций, демонстраций,
лабораторнопрактических работ, использование ярких примеров и жизненных фактов.
Учет возрастных особенностей
Для 6 – 7 классов с учетом возрастных возможностей детей целесообразно создать систему
знаний, основой содержания которых должны стать моральные и правовые нормы. На этом
этапе с учетом особенностей младшего подросткового возраста курс должен быть обращен
к актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в обществе, раскрывая их
в живой, занимательной форме, через противопоставление добра и зла, справедливости и
несправедливости. Это создаст условия для единства обучения и воспитания,
определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного
выполнения учащимися типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в
актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки
конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования
социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и
развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и
всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории
Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие
черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться: давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания
памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются
их художественные достоинства и значение.
Система оценки достижений учащихся
При оценивании учитываются:
• сложность материала;
• самостоятельность и творческий характер применения знаний;
• уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к
компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
• полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений,
корректность речевого оформления высказывания;
• аккуратность выполнения письменных работ;
• наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
• особенности развития учащегося.
Оценивание устных ответов:
1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и
излагать их логично.
2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям
программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких
ошибок.
3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям
программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа
соответствует частично требованиям программы
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» 10090 %
Оценка «4» 8970 %
Оценка «3» 6945 %
Оценка «2» 4420 %
Оценка «1» 19 0 %
2. Общая характеристика учебного предмета
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей
и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования,
возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса,
особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно
методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания
Историкокультурного стандарта.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция
исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного
обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей
истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в
рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию
отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.
Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования
государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба
России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило
ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства,
гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета
«История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его
народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой
подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в
широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города,
представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей
традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического
пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике
основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как
своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами
мировой истории.
В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала
учителем, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью
подготовленных учеником докладов, а также различные формы контроля: самопроверка,
взаимопроверка, контрольные срезы. Рабочая программа предусматривает индивидуальную,
групповую, фронтальную деятельность учащихся через информационную,
исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность. Применяются разнообразные
технологии: технология развивающего обучения, проблемное обучение, технология
уровневой дифференциации, групповые технологии,
компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, педагогика
сотрудничества, традиционная технология.
В ходе изучения истории выполняются реферативные работы, пишутся творческие
сочинения, минипроекты.
В программе предусмотрен национальнорегиональный компонент при изучении тем:
Нашествие с Востока; Культура и быт.
Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно.
На изучение истории в 6 классе отводится 70 часов. Курс «История России» в объеме не
менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой
по Всеобщей истории, исходя из параллельного изучения истории России и Всеобщей
истории), а курс «История Средних веков" – 30 ч. Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета История
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание
важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, эмпатии
как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие
умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать
правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной
задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную,
текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить
информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация,
дискуссия и др.), а также в форме письменных работ; • использовать ИКТтехнологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—
XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах
населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России,
исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирноисторическом процессе в
изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих
черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство»,
«всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и
процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия
предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках,
фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических
источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинноследственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и
др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека
о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи
Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических
установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и
личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих
знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории
современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историкокультурного, историкоантропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных
достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Раздел 5. Календарнотематическое планирование
Тема раздела, урока
Колво
часов
Дата
№
п/п
1
2
3
4
5
6
История Средних веков 30 ч.
1
1
1
Введение. Раннее Средневековье
Древние германцы и Римская империя.
Королевство франков и христианская церковь в
VI – VIII веках
Возникновение и распад империи Карла
Великого. Феодальная раздробленность
Западная Европа в IX – XI веках
Культура Западной Европы в раннее
Средневековье
7,8 Византия при Юстиниане. Борьба империи с
9
10
внешними врагами. Культура Византии.
Образование славянских государств.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его
распад. Культура стран халифата
11
Средневековая деревня и ее обитатели
12 Формирование средневековых городов.
13
К
Горожане и их образ жизни.
Могущество папской власти. Католическая
церковь и еретики.
(Индульгенция как средство коррупции.
Продажность церкви).
1
1
1
2
1
1
1
1
1 14
Крестовые походы
Как происходило объединение Франции
15
16 Что англичане считают началом своих свобод
17
18
19 Усиление королевской власти в конце 15 в во
Столетняя война
Крестьянские восстания во Франции и в Англии
20
Франции и Англии.
Реконкиста и образование централизованных
государств на Пиренейском полуострове.
21 Усиление власти князей в Германии.
22
23
24
Расцвет итальянских городов.
Гуситское движение в Чехии
Завоевания турками – османами Балканского
полуострова
25 Образование и философия. Средневековая
26
литература и искусство
Культура Раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения.
Средневековый Китай.
27
28 Индия. Государство и культура.
29
Государства и культура доколумбовской
Америки.
30 Африка. Наследие средних веков в истории
человечества.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
История России (40 часов)
Тема раздела, урока
Введение. Наша Родина – Россия.
Древние люди и их стоянки на территории
современной России.
Дата
Колво
часов
1
1
Неолитическая революция. Первые скотоводы,
земледельцы, ремесленники.
Образование первых государств.
Восточные славяне и их соседи
История заселения территории родного края в
древности
Первые известия о Руси.
Становление Древнерусского государств.
Правление князя Владимира и Крещение Руси
Русское государство при Ярославе Мудром
Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах.
Общественный строй и церковная организация
на Руси.
1
1
1
1
1
2
1
1
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
89
10
11
12
13 14
15
16,1
7
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Культурное пространство Европы и культура
Древней Руси.
Повседневная жизнь населения.
Место и роль Руси в Европе. Повторительно
обобщающий урок по главе 2.
РК Урок истории и культуры родного края в
древности.
Политическая раздробленность в Европе и на
Руси.
ВладимироСуздальское княжество.
Новгородская республика.
Южные и югозападные русские княжества
Повторительнообобщающий урок по главе 3.
Монгольская империя и изменение
политической картины мира.
Батыево нашествие на Русь.
Северозападная Русь между Востоком и
Западом.
Золотая Орда: государственный строй,
население, экономика и культура.
Литовское государство и Русь.
Усиление Московского княжества в северо
восточной Руси.
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Куликовская битва.
Развитие культуры в русских землях во второй
половине XIIIXIV веков.
Повторение и контроль по главе 4.
РК Родной край в истории и культуре Руси.
Русские земли на политической карте Европы
и мира в начале XV века.
Московское княжество в первой половине XV
века.
Распад Золотой Орды и его последствия.
Московское государство и его соседи во
второй половине XV века.
Русская православная церковь в XV начале
XVI века.
Человек в Российском государстве второй
половины XV века.
Фомирование культурного пространства
единого Российского государства.
Резервный. Обобщающее повторение по курсу
«История России»
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.