Рабочая программа по истории донского края

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по истории донского края для обучающихся основной школы разработана на основе программы «История донского края» (программа «История донского казачества с древнейших времен до конца ХХ века» для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. Автор-составитель Веряскина О.Г., методист РО ИПК и ПРО).Рабочая программа по истории донского края
Иконка файла материала ИДК.docx
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Парамоновская ООШ Приказ от   08.2014г. №  ____________/Е.А.Ермолова/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По истории Донского края Уровень общего образования (класс): основное общее  5, 7, 8  классы Количество часов: 69 часов Учитель: Царану Надежда Петровна Программа разработана на основе программы «История донского края» (программа  «История донского казачества с древнейших времен до конца ХХ века» для 5­ 9 классов общеобразовательных учебных заведений. Автор­составитель Веряскина О.Г., методист РО ИПК и ПРО).РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДОНСКОГО КРАЯ КЛАССЫ: 5,7,8 Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе нормативных правовых документов:  Федеральные законы: ­ Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ). Федеральные постановления: ­    постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования»  на 2013­2020 годы»; ­   постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от   29.12.2010   №   189   «Об   утверждении   СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Федеральные распоряжения:  ­ распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507­р «План действий по модернизации общего образования на 2011­2015 годы». Федеральные письма:  ­ письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 года № 03­413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»; ­Примерный  учебный  план  для образовательных учреждений Ростовской области на 2014­2015 учебный год; ­Устав МБОУ Парамоновская ООШ.         Для   изучения   истории   родного   края,   приобщения   учащихся   к   духовному   и   культурному   наследию   нашего   края, сохранения   и   преумножения   народных   традиций,   воспитания   чувства   патриотизма   из   компонента   образовательного учреждения введено в 5 классе 1 час и в 7, 8 классах  по 0,5 часа курса «История донского края» (программа  «Историядонского казачества с древнейших времен до конца ХХ века» для 5­9 классов общеобразовательных учебных заведений. Автор­составитель Веряскина О.Г., методист РО ИПК и ПРО). Целями реализации регионального компонента по истории Донского края является:  ­ воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего   ее   историю,   культуру,   национальные   традиции,   ориентированного   в   системе   ценностей   и   потребностях современной жизни;  ­   формирование   способности   выпускников   к   самостоятельному   жизненному   выбору,   самообразованию   и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области;  ­  формирование у учащихся целостного и своеобразного исторического образа родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников.  Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:   дать   выпускникам   целостное   представление   об   историческом,   этнонациональном,   природном,   хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;   сформировать   позитивные   ценностные   ориентации   в   ходе   ознакомления   с   исторически   сложившимися культурными, религиозными, этно­национальными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных   знаний   и   умений   на   практике,   планирования   своей   жизнедеятельности,   участия   в   решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;   обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона,   сформировать   на   этой   основе   умения   конструктивного   межкультурного   взаимодействия   с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;   способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области; помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;   пробуждать   интерес   к   судьбам   людей   родного   края,   к   истории   повседневности,   воспитывать   уважение   к представителям старшего поколения, институту семьи;   развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;   развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;   создавать   условия   для   приобщения   обучающихся   к   культуре,   искусству,   способам   художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;   формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.  Использование регионального компонента позволяет решать две взаимосвязанные задачи:  - повысить   эффективность   изучения   основного   (инвариантного)   содержания   истории   в   контексте   новых   целей российского образования;  ­   формировать   ключевые   компетенции   учащихся   на   основе   личностного   осмысления   социального,   духовного, нравственного опыта населения Донского края в прошлом и настоящем.  Общая характеристика учебного модуля:                                                           Принципами отбора содержания регионального компонента являются:  ­ целостность содержания образования, органичность включения содержания регионального компонента в базовый курс истории, обеспечение преемственности между ступенями образования;  ­ научность, достоверность;­ типичность включенного регионального исторического материала;  ­ комплексность в раскрытии исторического материала;  ­ ориентация на практический, деятельностный, личностный подход к формированию ключевых компетенций учащихся средствами содержания образования;  ­ сохранение альтернативности в подаче исторического материала;  ­ аксиологическая направленность.  Перспективными  видами учебной деятельности  для реализации регионального компонента являются: моделирование, коммуникативная   и   исследовательская   деятельность,  самостоятельная   работа   с  источниками,  работа   в  библиотеках, архивах, учебные «погружения» в эпоху.  Основные методы  работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично­поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная. Содержание учебного модуля: Донской край в древности.      Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как   вещественные источники. Музей­заповедник «Танаис».       Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо­сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования.       Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.       Дон в эпоху раннего средневековья.       Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.  Донской край в X – XV веках.Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо­татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско ­  венецианская Тана – центры ремесла и торговли. Донской край в XVI веке.       Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье  самоуправление. Отношение казачества с Московским царством.      Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.      Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в XVI веке. Донской край в XVII веке.      Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в XVII веке.      Участие казаков в событиях Смутного времени.      Боевые действия Войска Донского против Турции и Крыма. Азовское осадное сидение.      Социальные движения. С.Разин.      Культура донского казачества в XVII веке. Православная церковь и казачество. Донской край в XVIII веке.      Изменение взаимоотношений центральной власти с казачеством при Петре I: ликвидация казачьих вольностей и прав. Восстание под  предводительством К.Булавина. Судьба казаков­некрасовцев.      Участие донских казаков в Азовских походах Петра I, Северной войне.      Присоединение Приазовья к России и его освоение в середине XVIII века. Неказачье население. Приток русских и украинских крестьян.  Занятия, промыслы, торговля донского населения. Черкасские ярмарки. Основание Темерницкой таможни, крепости Св. Дмитрия  Ростовского. Включение в состав Войска Донского калмыков, их культурные отличия.Участие Войска Донского в войнах Российской империи в XVIII веке. Военное искусство казаков. Система управления Войском Донским.  Атаманы Д.Е. и С.Д.Ефремовы, И.М.Краснощеков. Донской край при Екатерине II. Превращение казачества в замкнутое военное сословие.      Е. Пугачев. Переселение из Крыма на Дон греков и армян. Занятия, быт, традиции, обычаи и верования народов, переселившихся на Дон.      Восстание донских казаков в 1792­1794 годах. Распространение норм крепостного права на донских крестьян. Появление казачьего  дворянства.      Культура края в XVIII веке. Старочеркасский музей – заповедник.       Родной город (станица, село) в XVIII веке.  Донской край в XIX веке.      Перенос столицы Войска Донского из Старочеркасска в Новочеркасск. Система управления Войском Донским.      Донские казаки в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. М.И.Платов. Дело братьев Грузиновых.  В.Д.Сухоруков и декабристы. Хозяйство Дона в дореформенный период. Земледелие, скотоводство, коневодство, промыслы, торговля.      Участие донских казаков в Кавказской войне.      Генерал Я.П.Бакланов. Дон в период Крымской войны. Операции в Приазовье. Участие казаков в русско­турецкой войне 1877­1878 годов.      Особенности реформ 1860­70­х годов на Дону. Экономика края в пореформенный период: промышленность, товарное земледелие,  банковской дело. Население края, его этнический и социальный состав. Ростов, Нахичевань­на­Дону, Азов, Таганрог, Новочеркасск –  важнейшие культурные и торговые центры юга России.      Общественно­политическая жизнь и культура Донского края в XIX веке. Образование, просвещение, медицина, искусство, религия.  Духовные святыни Дона.      Выдающиеся земляки XVIII­XIX веков.      Мой родной город (станица, село) в XIX веке.Результаты освоения конкретного учебного модуля и оценка: Ожидаемые результаты: Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.  Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а  не передачу учебной информации.  Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения. Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей. Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе. Ключевые умения:          уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении  учителя,  раскрыть содержание иллюстрации; уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие; уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; уметь спорить и отстаивать свои взгляды; уметь анализировать исторический источник; уметь оперировать историческими датами; уметь читать историческую карту, определять местоположение историко­географических объектов. Владеть компетенциями:  Информационно­поисковой.  Учебно­познавательной.  Коммуникативной.  Рефлексивной.  Смыслопоисковой. Критерии оценивания различных видов работ: зачет По итогам года выполняется зачетная работа в любой форме:  Создание презентации по теме.  Доклад или развернутое сообщение по теме изучаемого периода.  Изготовление макета, поделки, модели по теме изучаемого периода.  Коллективная или индивидуальная  творческая работа. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса:УМК:  1.   О.Г.Веряскина   «История   донского   края»   (с   древних   времен   до   конца   XVIв.)   (5­6кл.),   Ростов­на­Дону   «Донской издательский дом».  2. Н.В.Самарина, О.Г.Витюк «История Донского края XVII­XIXв» (7­8кл.), Ростов­на­Дону.  ИНФРМАЦИОННО­МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1 Кияшко В, Косяненко В, Максименко В «Легенда и быль донских курганов». Ростовское книжное издательство. 2 История Дона с древнейших времен до падения крепостного права Ростов, РГУ. 3 История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917г. Ростов, РГУ. Печатные пособия. Карты: карта Ростовской области Технические средства обучения Наименование Кол­во Экран ПК Мультимедийный проектор Сканер Телевизор  DVD Принтер  1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7  СОГЛАСОВАНО _________________ /Л.П. Сухова/ СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________ /Л.П. Сухова/ «___»________2014г.Календарно­тематическое планирование ИДК 5 класс №  п/п Наименование разделов и тем  (строгое соответствие с содержанием программы) Коли честв о  часов Характеристика    деятельности  обучающихся или  учебной деятельности Планируемые результаты Д\З Дата  провед ения Раздел 1. Донской край в  древности 1. Введение. История Донского  края­ часть истории России. Первобытные племена на  территории Дона. 17 1 5 Групповые формы  работы. Обучающиеся должны знать: понятие  история, археология, век, столетие. Уметь пользоваться ист. Временем,  использовать историческую  карту Стр.7­ 13 4/09 2014г.2. Заселение края людьми в  древнем каменном веке 3. Основные занятия населения 4. Начало эпохи металлов. 5. Воинственность и борьба  пастушеских племен. Воинственность и борьба  пастушеских племен. 6. Киммерийцы 7. Первый известный народ на  территории нашего края. Образ жизни, занятия, быт  населения. 8. Скифы 9. Греческие авторы о  Скифии. 10. Раселение, занятия, быт,  верования. 11. Скифский «звериный стиль»». 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 Сам.раб с текстом  учебника. Групповые формы  работы. Творческая работа Групповые формы  работы. Групповые формы  работы. Групповые формы  работы. Урок­прект. Групповые формы  работы.   Обучающиеся   должны   знать: понятие «первобытные люди»,облик, членораздельной отсутствие речи.Представление о присваивающем   хозяйстве.   Не­ возможность   для   людей   прожить   в одиночку. Овладение огнем.Постепенное расселение людей в   Евразии.  Понятия   «человек   ра­ зумный», «родовая община».     Возникновение   искусства   и религии.  Знать: кто такие киммерийцы,их  образ жизни. Уметь: работать с исторической  картой, форме пересказать текст  учебника, воспроизвести  информацию, содержавшуюся в  устном изложении учителя,  раскрыть содержание иллюстрации; Групповые формы  работы. Работа в группах. Групповые формы  Знать: кто такие скифы,их образ  жизни. Уметь: работать с исторической  картой, форме пересказать текст  учебника, воспроизвести  информацию, содержавшуюся в  §1 §1 §2 §2 §2 §3 §3 §4 §4 §5 11/09 18/09 25/09 02/10 09/10 16/10 23/10 30/10 13/11 20/1112. 13. Греческие колонии на Дону.  Город Танаис. Проникновение греков на  берега Азовского моря и в  устье Дона. 14. Трудности освоения Приазовья 15. Танаис­город боспорских  греков. 16. Танаис­ крупный центр ремесла и торговли Сарматы 18. Греческие авторы о сарматах. 19. Сарматские поселения в  Приазовье. 1 1 1 1 1 2 1 1 работы. Групповые формы  работы. Групповые формы  работы. Лабораторная работа с документами  и текстами. . Групповые формы  работы. Лабораторная работа с документами  и текстами. устном изложении учителя,  раскрыть содержание иллюстрации; Знать:причины Великой греческой  колонизации, где возникли первые  греческие  поселения на Дону  Уметь: работать с исторической  картой, пересказать текст учебника,  воспроизвести информацию,  содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание  иллюстрации Групповые формы  работы. Лабораторная работа с документами  и текстами. Знать: кто такие сарматы,их образ  жизни. Уметь: работать с исторической  картой, форме пересказать текст  учебника, воспроизвести  информацию, содержавшуюся в  устном изложении учителя,  раскрыть содержание иллюстрации Групповые формы  работы. §6 §6 §6 §7 §7 §8 §8 27/11 04/12 11/12 18/12 25/12 15/01 2015г. 22/01Раздел . Донской край в  средневековье. Хазары. 20. Борьба племен на Дону с 6 по 8  века. 21. Хазврская держава. Дон в 10­12 веках. 22. Печенеги. 23. Половцы и Русь Монголо­татарское  нашествие на Дону 24. Вторжение монгол –татар в  донские степи. 25. Упадок золотой Орды 17 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Групповые формы  работы. Лабораторная работа с документами  и текстами. Групповые формы  работы. Групповые формы  работ. Групповые формы  работ Знать: кто такие хазары ,их образ  жизни. Уметь: работать с исторической  картой, форме пересказать текст  учебника, воспроизвести  информацию, содержавшуюся в  устном изложении учителя,  раскрыть содержание иллюстрации Знать: кто такие печенеги,их образ  жизни. Уметь: работать с исторической картой,  форме   пересказать   текст   учебника, воспроизвести информацию,   содержавшуюся   в устном   изложении   учителя, раскрыть содержание иллюстрации §9 §9 §10 §10 29/01 05/02 12/02 19/02 Групповые формы  работы. Лабораторная работа с документами  и текстами. Групповые формы  работы. Лабораторная Знать: о борьбе народов,  населявших Донской край с татаро­ монголами. Уметь: работать с исторической  картой, форме пересказать текст  учебника, воспроизвести  информацию, содержавшуюся в  устном изложении учителя,  §11 26/02 §11 05/03работа с документами  и текстами. раскрыть содержание иллюстрации 4 1 1 1 1 2 1 1 4 Групповые формы  работы. Групповые формы  работы. Групповые формы  работы. Групповые формы  работы. Групповые формы  работы. §12 §12 §13 §13 §14 §14 Знать: сведения о Тане, об  Управлении, населении, торговли.  Великий торговый путь в  Китай.Уметь: работать с  исторической картой, форме  пересказать текст учебника,  воспроизвести информацию,  содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание  иллюстрации Знать: понятие «Дикое поле»,  причины складывания Донского  казачества. Войско Донское.Казачье самоуправление. Донское  казачество на службе Московского  правительства Первые казачьи  атаманы. Уметь: работать с  исторической картой, форме  пересказать текст учебника,  воспроизвести информацию,  содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание  иллюстрации 12/03 19/03 02/04 09/04 16/04 23/04 30/06 07/05 14/05 21/05 28/05 Повторительно­  обобщающий  1 Групповая и  Защита проектных и  Тана. Азов. 27. 26. Ранние сведения о Тане. Управление, население,  торговля Великий торговый путь в  Китай. 28. 29. Изгнание итальянцев.       Донское казачество на  заре своей истории. 30. Дикое поле 31. Первые городки Проектная деятельность по темам: 1.  «Курганы «Пять  братьев»» 2. «Танаис»  3. «Сарматы» 4. «Первые греческие  поселения на Дону» 5. «Скифы» 31 32 33 34 35урок индивидуальная   формы работы. презентационных работ 7 класс  «Донской край в XVII ­ XVIIIвв.» Ча  сы 1 4 № Тема 1 Введение  Р.IДонской край в  XVII в. 2 Донские казаки в  событиях российской  Смуты Форма Лекция Знать  ИДК Ориентироват ься на карте. Уметь Понятия Творческие  работы Д/З Дата  Комбин Основные  события на  Дону в XVII в. Сравнивать,  сопоставлять  оценивать,ана Участие  казаков в  лизировать,  описывать. Толерантн ость Областное  правление Исследова ние:  «Донские  казаки в  событиях  российско  05.09.  2014г. § 1  19.09.3 4 5 6­ 7 8 9 Войско Донское и  царская власть в  1­й   пол. XVII в Социально­ политические  кризисы и донское  казачество Культура донских  казаков в XVII в.  Р. II Войско Донское в и Приазовье в  XVIIIв. 7 Войско Донское в  эпоху петровских  преобразований Казаки на службе  Российской империи  в XVIIIв. Экономика Донской  области Комбин Смуте Лекция  У – исслед. Объясн. презента ция Комбин Комбин Становление  системы  управления Особенности  военной  службы Экономически е реформы и  их  последствия  Причины  изменений в  деятельности  казаков. Динамика и  состав  населения  Дона Культурное  наследие 10 Формирование  7 Обзор  донского дворянства  и крепостных  Проводить  исследование  по теме,  составлять  отчет,  оформлять  творческую  работу Смута  Станичные Торговые   казаки Крепостны е  Работать с  тестом и  дополнит  литературой  Ориентироват ься во  времени. Объяснять  причинно­ следственные  связи § 2  03.10. § 3  17.10. § 4  31.10. § 5  21.11. 05.12. § 6  19.12. § 7  16.01. 2015г. § 8  30.01. й Смуты»; «Старейши е города  Дона» Творческа я работакрестьян 11 Население Донской  области. и Приазовья Практику м  12 Практическое занятие Тест  13 ­  16 Проектная  деятельность тема: 1. «Донские  казаки и  Смута». 2. « Петровские  реформы» 3. «Азов,  Таганрог, ст.  Старочеркасска я» 4. «Культура и  быт в  XVII –  XVIIIвв.» 17 Итоговое обобщение Защита  проектных  и  презентаци онных  «Ими  гордится Донской  край» §8  13.02.  27.02. 13.03. 03.04. 17.04. 15.05. 29.05. Разрабатыват,  осуществлять  и оформлять  творческие  работыработЧас ы  1 5 Тема №  п/ п 1 Введение  Р.IДонской край в  первой половине  XIX в. Система управления краем Отечественная  война 1812 г 2 3  ­4 5 Хозяйство Войска  Донского 6 Экономика и  культура Р. II Область Войска Донского в эпоху  модернизации 6 8 класс  «Донской край в XIX  –  начале XX в» Знать  Уметь Понятия Творческие  работы ИДК Ориентировать ся на карте. Основные  события на  Дону в XIX в. Сравнивать,  сопоставлять  оценивать,ана Участие  казаков в  войне 1812 г Становление  системы  управления Особенности  военной  службы Либеральные  реформы и их  последствия  лизировать,  описывать. Проводить  исследование  по теме,  составлять  отчет,  оформлять  творческую  работу Работать с  Толерантн ость Мини­ исследование « Изменение  привилегий  казачества» Сообщения  «Донцы –  герои 1812г» Областное  правление Лава Станичные , мировые  судьи Торговые   казаки Метод Д/З Дата  обеспече ние Карта  Ростовс кой  области Карта  России  12.09.   2014г. § 9  26.09. 10.10. 24.10.  14.11.  28.11. §  10 §  11 §  12Причины  изменений в  деятельности  казаков. Динамика и  состав  населения  Дона тестом и  дополнит  литературой  Ориентировать ся во времени. Объяснять  Разрабатывать,  осуществлять и оформлять  творческие  работы Творческая  работа  «Ими  гордится Донской  край» Схема  управле ния Войска  Донског о §  13 §  14 §  15 §  16 §  17  12.12.   26.12.  23.01.   2015г.  06.02.  20.02.  06.03. 20.03. 10.04. 24.04. 08.05. 7 Либеральные  реформы на Дону 8 Пореформенный  период на Дону 9 Экономика Донской области 10 Население Донской  7 области 11 Культура городов и  станиц Дона 12 Практическое  занятие 13 ­  16 Проектная  деятельность тема: 1. «Участие   казаков в  Отечественно й войне 1812г. (или  Крымской  войне)» 2. «Донскиесословия в  XIX веке» 3. «Культура  Дона в XIX  веке» 4. «Одежда и  быт» 17 Итоговое  обобщение  Защита проектных и  презентационных  работ 22.05.